Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Красота человека как способ бытия человеческой сущности Андреева Наталья Сергеевна

Красота человека как способ бытия человеческой сущности
<
Красота человека как способ бытия человеческой сущности Красота человека как способ бытия человеческой сущности Красота человека как способ бытия человеческой сущности Красота человека как способ бытия человеческой сущности Красота человека как способ бытия человеческой сущности Красота человека как способ бытия человеческой сущности Красота человека как способ бытия человеческой сущности Красота человека как способ бытия человеческой сущности Красота человека как способ бытия человеческой сущности Красота человека как способ бытия человеческой сущности Красота человека как способ бытия человеческой сущности Красота человека как способ бытия человеческой сущности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Андреева Наталья Сергеевна. Красота человека как способ бытия человеческой сущности: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.01 / Андреева Наталья Сергеевна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тюменский государственный университет"].- Тюмень, 2014.- 170 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Красота человека в смыслогенезе, в надприродном совершенствовании и становлении человеческой сущности

1. Онтологизация надприродной, богоподобной, соразмерной человеческой сущности средствами античного искусства 18

2. Красота человека как способ выражения идеи 32

Первосущности, основополагающего принципа Христианского Средневековья

3. Олицетворение как эстетический способ обнаружения начал индивидуализации духа Ренессанса 45

4. Способы эстетической объективации сущности человека в её социальном, субъектном и экзистенциальном началах культуры Нового Времени 50

Глава 2. Красота человека как способ актуализации человеческого бытия

1. Онто-гносеологический принцип взаимного совершенствования красоты и сущности человека 69

2. Субъективные и объективные характеристики эстетического способа самопознания, определяющие развитие человеческой сущности

3. Антропологические ветви онтологий 20 века, интегрировавшие красоту человека как эстетический компонент антропогенеза 102

4. Красота человека как способ гармонизации индивидуального и социального начал человеческой сущности 121

Заключение 140

Библиография 154

Введение к работе

Актуальность исследования. Тема философского обоснования человека в его сущностном единстве не утратила своей актуальности, что связано с ростом философского интереса к факторам и способам субстанциальной представленности человека в современном мире. Красота человека, в классической философии исследуемая в качестве феномена непосредственного восприятия, в современных антропологических версиях онтологических теорий предстает в качестве выразительной формы или способа человеческого бытия. Это ставит нас перед необходимостью исследования красоты человека на онто-гносеологическом уровне как способа выражения и онтоло-гизации основных аспектов человеческой сущности.

Каждый человек невольно наделяет мир и его объекты, живых существ и себе подобных человеческих существ эстетическими характеристиками, воспринимая природу и людей сквозь призму собственного эстетического чувства. В индивидуальной личностной и социальной истории, в филогенезе и онтогенезе человека, в художественных и экзистенциальных формах человеческого опыта наблюдается также и отчаянное стремление стать объектом такой эстетической оценки. Человек, так или иначе, желает, чтобы другие люди оценивали его эстетически, вне зависимости от степени или прочих характеристик оценки. Вопрос о природе непосредственного эстетического восприятия не утратил своей актуальности, занимая достойное место в ряду вопросов «вечных» и вечно насущных. Очевидное, но мало изученное бессознательное и опосредованное сознанием человеческое стремление к красоте, обусловленное символически-образными компонентами процессов смыслообразования в филогенезе и онтогенезе, порождает множество версий о природе этого стремления.

Разнообразные и всевозможные «места приложения» или объекты универсальной эстетической самооценки человека, такие как красота человеческого тела и красота души, красота лица и фигурально выраженная красота человека, обладают и характеризуются разной степенью символически-образной выразительности. Красота человека, определяемая классически в категориях непосредственного

восприятия, на протяжении истории претерпевала существенные изменения, что позволяет говорить о развитии феномена человеческой красоты и о средствах искусства как основных факторах такого развития.

Тревога человека по поводу собственной красоты имеет довольно глубокие и существенные основания. Человеческая красота, определенная Платоном как «стремление родить в прекрасном», то есть как единственно возможная среда для человеческих рождений, буквальных и фигуральных, затрагивает сущностные аспекты человеческого бытия. Тревога человека по поводу его красоты коренится в причастности к человечеству, к общечеловеческой или родовой норме – природно-биологической и духовно-социальной, осуществленной и выраженной именно в красоте, где сама категория выразительности несет онтологизирующий человеческую сущность потенциал. К существенным аспектам человеческой красоты можно отнести и выражение индивидуальной самобытности. Индивидуально-социальные аспекты человеческой сущности, таким образом, сходятся в красоте человека, что позволяет представить исследование эстетического способа гармонизации исторически противоречивой диалектики индивидуального и социального развития человечества как актуальное и своевременное.

Степень разработанности проблемы. Эстетические параметры человеческого бытия и познания, онтологические, гносеологические, аксиологические, культурно-исторические грани красоты – необходимый и подчас завершающий, интегрирующий компонент основных философских доктрин.

В Античности красота человека интересовала Сократа, Платона, Аристотеля, определявших её как особую эстетическую сферу бытия идеальной и совершенной либо материальной и соразмерной человеческой природы. В эпоху Возрождения в контексте гуманистической направленности философии разрабатывается терминологическая система для обоснования социальных функций прекрасного, мира человеческих эмоций и мира человеческой красоты. Эсте-тико-философские взгляды Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ф. Вольтера оказали влияние на развитие эстетических представлений в их связи с социальными изменениями эпохи Просвещения. Развитие системы

эстетических категорий происходило во Франции и Германии, где создавалась классическая терминология эстетического измерения человека. Эстетика фундируется как сфера деятельности и раздел философии, имеющий важное общественное значение.

При этом гносеологические интерпретации определяют категорию красоты как феномен познания. Для понимания предмета нашего исследования мы рассматривали их как ключевые, дающие наиболее широкое определение красоты человека, выводящее исследование в область смыслогенеза, социогенеза, в область антропологическую. Исследование непосредственного эстетического восприятия человека берет начало в традиции немецкого классического идеализма, артикулировавшей эстетику как науку о чувственном познании и самопознании человека. Анализ эстетического восприятия связан с именами И. Канта, А.Н. Леонтьева, О. Хаксли, Э.П. Юровской, Е.А. Науменко и др.

Существенное значение для исследования человеческой красоты в её антропологическом, экзистенциальном и художественном аспектах имеют работы, посвященные онтологии эстетической реальности, идеальным сферам человеческого бытия, природе художественного творчества, отношению искусства к действительности, содержанию и форме в искусстве. Данная проблематика разрабатывалась в трудах Аристотеля, У. Хогарта, Н.Г. Чернышевского, П.П. Гнедича, Н. Гартмана, Г.Г. Гадамера, К.В. Зольгера, Вл. Соловьева, Э. Берка, Ю.М. Лотмана, Л.С. Выготского, Е.М. Вейцмана, У. Эко, С. Герасимова, М.Н. Щербинина, М.М. Позднеева, Е.Л. Бобылева, Н.В. Гладких, Е.Г. Яковлева и др.

Интерпретация человеческой красоты и её функций в социокультурном пространстве связаны с исследованием бессознательных и архетипических истоков человеческой психики. Поэтому работы основателей психоаналитического направления З. Фрейда, К.Г. Юнга, Ж. Лакана и др., а также исследования культуросозидающей функции центральной категории аналитической психологии «архетип» в трудах К.Г. Юнга, Г. Маркузе, Р. Барта, М. Кундеры, Е.А. Колчановой и др. сыграли существенную роль в разработке проблемы человеческой красоты.

Красота в онтологическом аспекте, как и в аспекте антропологической онтологии, представлена следующими работами: анализ

красоты как эмоционально-субъективного феномена исследуется в трудах Аристотеля, И. Канта, Л.С. Выготского, А.П. Воеводина, Е.Л. Бобылева; как идеального объекта вне сознания – в трудах Платона, Плотина, Г.В.Ф. Гегеля и др.; как трансцендентной сущности – в трудах Э.Гуссерля, М.Хайдеггера, М.К. Мамардашвили, С.Н. Жарова, М.Д. Купарашвили и др.; как феномена, функционирующего в механизмах естественного отбора, в трудах И.А. Ефремова; как культуросозидающего феномена и феномена социальной идентичности в работах А. Бергсона, Г. Маркузе, Э. Фрома, М. Фуко, А. Крёбера, А.Б. Белинской, Е.А. Девдараидзе, И.Б. Муравьева, А.И. Павловского и др.

В связи с исследованием эстетических способов самовыражения значимыми для настоящего исследования являются игровые концепции культуры. Художественная концепция игры была представлена Г. Гессе и Т. Манном; игру как способ трансценденции человеческой сущности рассматривали И. Кант, Ф.Шиллер, Г.-Г. Гадамер, Л. Витгенштейн, М. Хайдеггер; Дж. Мид конкретизирует понятие игры как фундамента социально-ролевого самосознания; игру как основу культуры обосновывают Й. Хёйзинга и Э. Финк.

В основу настоящего исследования положены также работы отечественных философов, посвященные анализу природы и сущности красоты: А.В. Гулыги, В.Ф. Асмуса, М.С. Кагана, Е.Я. Басина, В.П. Крутоуса, Н.И. Крюковского, О.В. Буткевича, Э.П. Назаренко-Кривошеиной, А. Кучиньской, Ю.Б. Борева, В.Ф. Мартынова, Р. Хлодовского, В. Россмана, Л. Перловского, А.Л. Ястребова, Д.Е. Яковлева, В.В. Шестакова и др., появившиеся в 60-90 гг. XX века и в начале нынешнего века.

Для исследования символически-образной выразительности красоты человека мы обращались к феномену символа, исследуемого Ф. Ницше, В. Тэрнером, Э. Кассирером, К.-Г. Юнгом, Г. Гадамером, Э. Гуссерлем, М. Хайдеггером, А. Белым, М.М. Бахтиным, B.C. Библером, Л.С. Выготским, Вяч. Ивановым, А.Я. Гуревичем, Ю.М. Лотманом, К. Свасьяном, А.Н. Чанышевым и др.

Теоретическое осмысление проблемы развития и становления человеческой сущности в связи с эстетическими аспектами антропогенеза разрабатывалось Аристотелем, Т. Гоббсом, Ж.-Ж. Руссо,

И. Кантом, Ф. Шеллингом, Г.В.Ф. Гегелем, Л. Фейербахом, К.Г. Юнгом, Н.Г. Чернышевским, Н.А. Бердяевым, Н.О. Лосским, К. Марксом, Г.В. Плехановым, М. Хайдеггером, Г. Маркузе, Х. Ор-тегой-и-Гассетом, М.М. Бахтиным, Л.Н. Столовичем, К.Н. Любути-ным, А.С. Чупровым, Н.В. Осинцевой и др.

Особую значимость в формировании целостного представления о красоте человека как сфере его бытия имели эстетико-антропологические работы М.Н. Щербинина, в основании которых заложен синтез искусства и философии в генезисе смыслообразования.

Для определения символически-образной выразительности красоты как принципа, обуславливающего возможность становления человеческой сущности и её бытия, были использованы идеи Августина, И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Г. Лейбница, Сартра Ж.-П., М.О. Гершензона, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Н.В. Гоголя, Р. Барта, Э. Левинаса, М. Ямпольского, Ж. Делеза, а также взгляды современных отечественных исследователей – Л.С. Выготского, С. Герасимова, М.Н. Щербинина, С.М. Халина, Т.И. Борко, М.Г. Ганопольского, И.Н. Унжаковой и др.

Объект исследования: красота человека и специфика её восприятия, развиваемая средствами искусства.

Предмет исследования: выразительная природа воздействия человеческой красоты на развитие и гармонизацию диалектически противоречивых оснований человеческой сущности.

Цель и задачи исследования. В рамках диссертационного исследования была сформулирована следующая цель: обосновать собственно эстетические факторы антропо- и социогенеза и исследовать красоту человека на онтологическом уровне в ряду этих факторов.

Для её достижения были поставлены следующие задачи:

раскрыть природу воздействия человеческой красоты, представленной средствами скульптурного искусства, на рост и гармонизацию социокультурных оснований человеческой сущности античного периода;

выявить специфику средневекового идеала человеческой красоты в двух ипостасях культуры – церковной и народной («низовой») как способа символически-образного осуществления человеческого бытия в каждом из этих идеалов;

показать специфичность такого способа бытия индивидуальных начал человеческой сущности, каковым явилась красота человека, олицетворенная изобразительными средствами эпохи Ренессанса;

рассмотреть художественно-выразительные средства эпохи Нового Времени, вопредметившие в характерных типах человеческой красоты процессы обнаружения, становления и гармонизации социальных начал человеческой сущности;

определить статус и сходное значение философских категорий «бытие», «красота», «сущность человеческая» и сформулировать принцип бытия и становления человеческой сущности в красоте человека как способе самосовершенствования, самопознания и самоосуществления;

выявить соотношение онтологической и гносеологической проблематики человеческой красоты;

дать целостную картину онто-гносеологических парадигм ХХ столетия, обнаруживающих способность человека в красоте познавать непосредственно, визуализировать свою родовую или общечеловеческую сущность, а также совершенствовать, гармонизировать, онтологизировать её параметры и аспекты;

обосновать роль красоты человека в гармонизации соотношения индивидуальных и социальных аспектов человеческой сущности в их диалектической взаимосвязи.

Теоретико-методологическая основа диссертации. Интегрирующую функцию в данном исследовании выполняет эстетическая антропология, представленная творческим коллективом во главе с М.Н. Щербининым. Эстетическая антропология исследует смысло-образующие функции искусства, красоты и эстетической сферы в целом, представляющие собой способ раскрытия сущностных характеристик человеческого бытия. В гносеологическом плане здесь работает категория символически-образного обнаружения человеческой сущности. Понятие «визуализации» социального бытия средствами искусства включает в себя онтологический и гносеологический, антропологический и антропометрический аспекты: образы искусства, участвуя в процедуре самопознания человеком своей сущности, участвуют и в антропологическом процессе развития-

становления этой сущности. Категория выразительности используется для описания принципа непосредственной данности бытия.

Используется концепция лидирования видов искусств в их очередности, которой придерживались Г. Гегель, Ф. Шлегель, Г. Лес-синг и др., полагавшие, что накопление и своеобразное обобщение философских смыслов в архитектуре, скульптуре, живописи, театре, литературе, музыке, кинематографе обуславливает смыслообразую-щее влияние искусства на обобщающее мышление человечества.

Многочисленные подходы к красоте человека интегрируются в категории «выразительность», онтологизирующий потенциал которой исследован в работах М.Н. Щербинина, М.К. Мамардашвили, Т.И. Борко и др.

При анализе специфики человеческой красоты были затронуты проблемы механизмов непосредственного человеческого восприятия, его опосредования и интерпретации, с использованием методологических основ теории восприятия и психоанализа.

Для описания игровой концепции становления человеческой сущности автор опирается на работы Й. Хейзинги, Г. Гадамера и др.

Использование категорий, сопутствующих категории человеческой красоты и участвующих в её развитии, таких, как «образ», «символ», «сущность», «игра», «эстетическое», «идеал», «катарсис» и др. производилось на основании обоснования этих категорий в античной, средневековой, новоевропейской философии. В частности, в работах Аристотеля, Августина, Василия Великого, Фомы Аквин-ского, И. Канта, Ф. Шиллера, Ф. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Ницше и др.

В исследовании используется философско-культурологический подход, изучающий факторы, положенные в основу формирования культур: определенные типы эстетических идеалов, характеристики мировоззрения, главные интуиции и прасимволы, культурные коды. Философско-культурологический подход к человеческой красоте рассматривает последнюю во взаимосвязи с искусством и представлен О. Шпенглером, А.Ф. Лосевым, И. Винкельманом, П. Бурдье. Категория символа и её роль в развитии выразительных характеристик человеческой красоты используется нами на основе исследований Э. Кассирера, А. Белого и др.

Основные категории деятельностного подхода применялись для рассмотрения способов самоактуализации личности как актуализации её сущностного потенциала на основании работ А. Маслоу, М.К. Мамардашвили, Г. Щедровицкого, Н.И. Непомнящей и др.

Основным методологическим принципом нашего исследования является диалектический метод, при использовании сравнительного, герменевтического, феноменологического подходов. Для конкретизации диалектического метода нами использован системный подход, позволяющий выявить содержание диалектического единства как объективно существующего основания красоты.

Поскольку настоящее исследование проведено на стыке сфер онтологии и гносеологии, соотношение которых подлежит обоснованию в рамках процедуры герменевтического круга, то одним из методологических принципов является принципы герменевтики. Герменевтический метод использовался и для интерпретации человеческой красоты, основанной на понимании этого феномена в его смыслообразующей роли.

Историко-сравнительный метод использовался для обобщения представлений о человеческой красоте, её сущности и исторически обусловленном восприятии на протяжении истории культуры.

Принцип единства исторического и логического позволил проанализировать эволюцию формирования феномена человеческой красоты средствами искусства как средствами художественно-образной выразительности.

Среди наиболее общих методов использовались метод абстрагирования и конкретизации, анализа и синтеза; принцип развития, целостности и системности; красота человека в смыслогенезе описывалась в категориях потенциального и актуального, процесса и состояния, части и целого, системы и элемента. Категории общего и единичного, абстрактного и конкретного, объективного и субъективного позволили охарактеризовать человеческую красоту в её сущностных аспектах как многоуровневую категорию.

Научная новизна исследования:

1. В результате историко-философского анализа автором обнаружено единство онтологических, антропологических, эстетических оснований антропо- и социогенеза.

  1. Выявлено единство эссенциальной, эстетической и экзистенциальной представленности человека, обнаруживаемое в сложной и многомерной категории человеческой красоты.

  2. Воссоздана целостная картина антропологической части онтологических направлений современной философии, интегрировавшей эстетические компоненты.

  3. Произведена рефлексия сложного и многомерного феномена красоты человека, его категориальной определенности, онтологических и антропологических оснований, гносеологического, выразительного и онтологизирующего человеческую сущность потенциала человеческой красоты.

  4. Впервые выявлена обусловленность гармонизации социальных и индивидуальных аспектов человеческой сущности историческими канонами, идеалами, типами, способами изображения, выражения, восприятия и трактовки красоты человека.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Классическая эстетическая гносеологическая традиция производит рефлексию выразительного потенциала красоты человека, который в истории культуры определенным образом накапливается.

  2. Красота человека – экзистенциальный феномен, выводящий самовосприятие человека за пределы сферы искусства и при этом сохраняющий символическую сущность художественного эстетического образа. Красота человека является символически и архетипи-чески «нагруженным» способом выражения, данным в определенной форме – образе.

  3. Способность осуществить человеческое бытие красота обретает в соответствии с принципом выразительности человеческой красоты. Феномен выразительности человеческой красоты, как сущностной характеристики человека, развивается изобразительными и выразительными средствами искусства в качестве онтологизирую-щего человеческую сущность потенциала красоты.

  4. Выразительность человеческой красоты как способа становления, способа бытия человеческой сущности определяют следующие свойства человеческой красоты: комплексность (восприятие в комплексе сопутствующих эстетических состояний), образность и символичность, экзистенциально-художественное (материальное и иде-

альное) проявление, объективность и субъективность оснований красоты.

5. Человеческая красота – универсальный феномен выражения общих индивидуально-социальных динамичных и статичных характеристик, воспринимаемых непосредственно в единичном как чувство красоты, как открытие, восторг, потрясение, радость. Красота человека представляет собой способ бытия человеческой сущности, поскольку принцип выражения обуславливает единство онто-гносеологических оснований красоты.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут иметь широкое применение в решении культурно-социально-философских проблем и образовательных задач. Научная ценность работы заключается в возможности использования полученных выводов в дальнейших теоретических разработках проблем эстетики и социальной антропологии. Методологические принципы и результаты исследования способствуют углублению философского и антропологического осмысления феномена красоты человека. Материалы работы могут быть использованы при подготовке и ведении учебных занятий по философии, культурологи, истории искусства, философской антропологии, социальной философии, онтологии и теории познания, в исследовании актуального состояния современной культуры.

Апробация работы. Основные положения исследования обсуждались на кафедре философии Государственного аграрного университета Северного Зауралья, на всероссийских научно-практических конференциях: «Человек в фокусе самотворения: эстетическое измерение» (27 ноября 2007 г.); «Эстетическая антропология в системе экологического воспитания» (23 декабря 2010 г.); «Эстетическая антропология: фигуративный аспект» (13 декабря 2013 г.).

По теме диссертации опубликовано 8 статей и 2 параграфа в коллективных монографиях.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения, библиографии из 211 наименований. Объем работы – 170 страниц.

Онтологизация надприродной, богоподобной, соразмерной человеческой сущности средствами античного искусства

Воздействие человеческой красоты, представленной средствами скульптурного искусства, на рост и гармонизацию социокультурных оснований человеческой сущности античного периода, можно отнести к определяющим факторам растущей социальности.

Фактор воздействия человеческой красоты в становлении аспектов человеческой сущности в любой исторический период можно определить как смыслообразующий фактор. В природе спонтанного, ценностного, непосредственного восприятия человеческой внешности заложено восприятие совершенства или иных свойств воспринимаемого объекта – симметрии, пропорциональности и соразмерности частей в едином целом (мера количественная), меры качественной, блага, наилучшего в своем роде, среднего в своем роде (нормы), идеального в своем роде. Человеческая красота в своем основании несет воплощение или выражение природы человеческого рода как её символически нагруженный образ.

На разных этапах смыслогенеза человеческая красота являлась фактором и способом продуцирования социальных, а не биологических смыслов, «уводящим» человека от его животного состояния к состоянию собственно человеческому, от стадного состояния к состоянию социальному. Красота человека являлась способом выхода за пределы исторической данности к качественно иному состоянию человеческой сущности, усилием «собирания» себя.

Обрядная и эзотерическая красота племен палеолита уже надприродна, «трансцендентальна» - в ней осуществляется прорыв человека за пределы своей животно-телесной формы. Тело, разукрашенное и «изувеченное», «превращается в ритуал» (Ж.Бодрийяр) и прикрывается маской, осуществляющей сравнительно примитивное «антропологическое решение» или визуализацию растущей социальности. Во времена архаические «сообщество ничего не знает о человечности лица и ничего в нем не определяется через лицо. Носителем же множества необходимых значений выступает здесь человеческое тело в целом» [132, с. 286]. В стремлении «разукрасить» и «изувечить» тело можно прочесть метки необходимых мнемонических значений, воспроизведения в отдельных индивидах социальной памяти «о том, что можно, а что нельзя» [132, с. 284-286].

Б.Рассел полагает, что «достижения Афин в эпоху Перикла, быть может, самая удивительная вещь во всей истории» [136, с. 80]. Античность представляет собой удивительнейший за всю историю цивилизации феномен осуществления определенной, ограниченной историческими и временными рамками, социальной и индивидуальной гармонии. Эстетический арсенал художественных средств античной Греции включал трагедийное, музыкальное, изобразительное искусство. Но лидирующим и самым выдающимся для данной эпохи видом искусства принято считать скульптурное изображение обнаженного человеческого тела, представленного в идеальном совершенстве и выполнившего смыслообразовательную миссию. Античная цивилизация осуществила стремление к гармонии и росту духовно-социальной представленности в изменяющейся сущности человека. Античная скульптура представляет собой одну из загадок человеческой цивилизации. Очевидная натуралистичность скульптуры создает иллюзию возвеличения и возвышения смыслов естественного, природного, базового человеческого начала в красоте античной статуи. Вместе с тем в скульптуре, где выражается «надприродное могущество этих человекоподобных богов» [191, с. 179], воплощенная в своем совершенстве телесная красота человека явилась способом социализации, «убегания» от биологической сущности человека. В античный период осуществляется переход от мифологической картины мира к философскому мировосприятию. Античная эпоха сохраняет чувственно-наглядные элементы мировоззрения, осуществляя прорыв к логически-дискурсивному способу освоения действительности, смену мировоззренческих установок, совершая шаг «от мифа к логосу». Таким образом, одной из основных характеристик античного сознания является смыслообразность. Ж.П.Сартром было отмечено то обстоятельство, что первоначальный ответ Гиппия на вопрос Сократа «Что есть прекрасное?» принимает образную форму. Гиппий отвечает Сократу: «Это прекрасная женщина, прекрасная лошадь и т.д.». Образную форму принимает первый ответ мысли как «не только определенный исторический этап в развитии человеческой мысли, но и необходимый этап в порождении конкретной индивидуальной мысли» [144, с. 201]. Ответ Гиппия на вопрос Сократа о прекрасном характеризует античное мировосприятие и мироощущение как смыслообразное. «Первый ответ мысли» сохраняет образную форму, обретая при этом и форму смысловую, логически-дискурсивную, что происходит именно в античную эпоху. В качестве примера можно привести все тот же платоновский диалог, где предпринята попытка вскрыть философский смысл прекрасного как «сущность» и «идею», «которые через свой специфический смысл и делают все предметы прекрасными» [129, с. 777]. Мировоззрение античности обозначено в истории культуры как «интуиция тела» (О.Шпенглер). Красота здесь явилась высшей ценностью, красота человеческого тела – главным смыслом и образом эпохи и наивысшей ценностью. Красота человеческого тела, скульптурно представленная в идеальных пропорциях, принципиальная антропоморфность красоты как наивысшей ценности в ценностной иерархии и определение миропорядка с помощью категорий меры, соразмерности, гармонии, или «интуиция тела» (в определении О.Шпенглнра), была названа определяющим фактором при переходе сознания от мифологического способа обобщения к философским абстракциям. А.Ф.Лосев, например, полагает, что «учение об идеях есть учение о скульптуре» [100, с. 94].

Способы эстетической объективации сущности человека в её социальном, субъектном и экзистенциальном началах культуры Нового Времени

Европейская цивилизация XVII века была органично связана с научно-техническим прогрессом. В недрах капиталистического общества зарождались новые принципы мироотношения и мироустройства, формировались и реализовывались цели нового менталитета. В результате усложнения процесса индивидуализации происходило разрушение созерцательного мироотношения.

Французские просветители XVIII века расширили сферу анализа и интерпретации человеческой красоты, связав эстетические понятия с поисками гармоничных социальных связей, с преодолением противоречий цивилизации. Обнаружив тесную взаимосвязь эстетических принципов самопрезентации человека с социальными преобразованиями эпохи, просветители отводили выдающуюся роль воспитанию эстетического начала в человеке, акцентируя социальную значимость художественного творчества, искусства, человеческой красоты.

Вольтер, Дидро, Руссо в этой связи разрабатывают эстетическую категорию, ставшую одной из основных – категорию вкуса. Исследуя эмоциональное начало в человеке и принцип его воспитания, Вольтер замечает, что «вкус подобен философии», поскольку вкус, как и философия, является достоянием лишь немногих избранных [31, с.269].

Новая эпоха определяет вкус как особую и важную эстетическую способность человека. Вкус выражает эстетическую и общую культуру человека, меру актуализации человеческой сущности. Будучи мерой «человеческого» в человеке, эстетический вкус выражает и историческую ограниченность гармонии и сущностного начала человека, поскольку обусловлен определенным культурным стилям и эстетическим традициям.

Проповедью воспитания вкуса занимался и И.Г.Гердер, полагавший, что эстетический вкус – важнейшее свойство человеческой природы, и его формирование входит в сферу национальных и государственных задач.

Обнаруживая в эстетическом воспитании человека основы его духовного развития, Ж.-Ж.Руссо полагает, что «доброе – это прекрасное в действии» [66, с. 237]. Ж.-Ж.Руссо выдвигает тезис о том, что вкус служит «микроскопом для суждения», а чувственная способность человека является третьей базовой способностью наряду с разумом и физическими ощущениями. Этот тезис Ж.-Ж.Руссо иллюстрирует важный для просветительской эпохи процесс: разум сдает свои позиции, предоставляя сердцу (чувству) право свободного созерцания первозданной и непосредственной красоты (природы, естественного человека). Согласно Ж.-Ж.Руссо, моделью для искусства может служить природа, естественная, мужественная и сильная красота народа. Необходимо отметить то внимание, которое в своей эстетической и социально-философской концепции Д.Дидро уделяет театру. Философ определяет театр как «школу нравственности», где зритель видит на сцене самого себя, героя из третьего сословия, видит и переживает сходные со своими жизненные ситуации и психологические состояния. Согласно Д.Дидро, представление о красоте имеет опытное, а не врожденное происхождение.

Принцип полезности является исходным в утилитаристской эстетической концепции Адама Смита («Теория нравственных чувств, 1759 г.). Согласно этой концепции красота играет цивилизующую роль в истории культуры. Искусство романа превратилось на определенном историческом этапе в лидирующий вид искусства буржуазной эпохи. Роман возник как гротеск (романы странствий Рабле, Сервантеса, Свифта), как один из способов онтологизации человеческого в мере единства природного и социального на определенном этапе антропогенеза – вскоре вслед за опытом карнавальной культуры Возрождения. В гротескных образах мир, в его несовершенстве, незавершенности и становлении, явился средой для такого же незавершенного и амбивалентного субъекта самопознания. С точки зрения приемов эстетической антропометрии гротескный архетипический образ визуализирует границы социально допустимого и недопустимого. М.Кундера пишет: «В романе мы вступаем в сферу комического, но более тонкого и драгоценного, нежели осмеяние или унижение… Реальность внезапно открывается во всей ее двусмысленности, а вещи теряют очевидность. Комический Дон Кихот – кто угодно, но только не пример для подражания. Персонажи романов не требуют, чтобы ими восхищались за их добродетели. Зато они требуют, чтобы их понимали, что несравненно важнее» [82, с.27]. Герои романа олицетворяют не социальные типы, а, скорее, архетипы. При этом обнажается единство родовой, природной, социальной, индивидуальной сущности человека в состоянии незаконченной метаморфозы, в состоянии перехода от старого к новому, от смерти к рождению. Гротескный образ, в определении М.М.Бахтина, высвечивает человеческую сущность в ее глубине, единстве и незавершенности, сочетает хвалу и брань, «развенчивает и увенчивает одновременно» [12, с. 83]. По-видимому, в основе этого явления лежит представление о мире, человеке и социуме как о вечно «неготовых», становящихся и развивающихся.

Эстетика как наука о чувственности, соответствующая логике как науке о рассудке появилась в середине восемнадцатого столетия как новая философская дисциплина – теория прекрасного и искусства. Родоначальником немецкой классической эстетики признают Александра Баумгартена, автора самого термина «эстетика» в значении «наука о совершенстве чувственного познания». В конце XVII в. А.Баумгартен впервые провозглашает новую философскую дисциплину - эстетику, при этом он определяет её как учение о формах чувственного познания, то есть как раздел гносеологии. Согласно А.Баумгартена, «цель эстетики – совершенство чувственного познания как такового и это есть красота» [26, с. 108].

Эстетика – раздел философского знания, сделавшийся неотъемлемой частью большинства развитых систем философии.

Онто-гносеологический принцип взаимного совершенствования красоты и сущности человека

Красота – философский абсолют – существует как определенный способ выражения человеческой сущности. Сущность человека и его самосознание должны «постоянно действенно выявляться» [95, с. 75]. Сущность человека постоянно «стремится воплотить себя в форме, в образе, в котором она может стать явной в мире» [135, с. 548].

Мы попытаемся обосновать воздействие эстетических факторов (фактора человеческой красоты) на развитие и становление человеческого как собственно человеческого (то есть сущности человека), носящее противоречивый, но в целом гармонизирующий характер. И, вместе с тем, воздействие собственно человеческого (раскрываемого в искусстве и онтологизируемого средствами искусства) на развитие сущности красоты человека и на восприятие феномена человеческой красоты.

М.Н.Щербинин, артикулируя эстетико-антропологические способы познания и осуществления человеческого бытия, утверждает, что эстетическое в тех или иных поочередно лидировавших видах искусства «обеспечивало не только возможность самоузнавания, самообнаруживания и самообнаружения (само-об-наружения) человеком и человечеством своей сущности, но и развитие, развертывание и раскрытие своих самых глубинных сущностных характеристик» [189, с. 6].

В антропосоциогенезе происходит взаимное обоснование, взаимное становление и совершенствование красоты человека и человеческой сущности, во взаимодействии искусства и жизни. «Человечность, не только в нравственном, более или менее относительном её понимании, но в строго научном, теоретическом смысле состоит в непосредственном родстве с сущностью и общественно-исторической ролью красоты» [26, с. 10], замечает О.В.Буткевич, автор работ по гносеологическим аспектам прекрасного.

В истории эстетической мысли онтологические и антропологические аспекты прекрасного дополнили довольно большое количество концепций, объясняющих природу и сущность человека.

Философская антропология пытается выявить природу и сущность человека. От понимания собственной природы зависят наши цели и стремления – целесообразные утилитарно или целесообразные «бесцельно», т.е. без утилитарной цели; в согласии с миром и природой или в отчуждении от мира. Отсутствие понимания собственной сущности и природы приводит к отчужденности человека от его сущности, к рассогласованности целей человека с его человеческой природой

Сущностью человека принято называть некое основное качество человека, его «глубинное ядро». К сущностным определениям человека относят многие свойства и качества, отличающих его от других живых существ, такие, как разум, труд, язык, мораль. К этой совокупности особенностей и признаков человека часто добавляют свободу, духовность, веру, воображение и фантазию, смех, осознание своей смертности.

Антропологическая традиция рассматривает человека как целостность, объединяющую в себе биологические и социальные компоненты, детерминированную необходимостью сохранения и развития духовной культуры, духовной сущности человека и общества, представлений о пользе, истине, добре, красоте, справедливости. В бытии высших ценностей развертывается, осуществляется глубинная сущность человека. В понимании высших ценностей происходит самопознание человеком своей сущности.

Сущность и бытие различаются в человеке, но не в атрибутах человеческого – красоте, добре, истине. В этих сущностных атрибутах, философских абсолютах, человеческая сущность обретает способ своего бытия. В бытии высших ценностей раскрывается глубинная сущность человека. Мы рассмотрим красоту человека в ряду высших смыслов, не просто раскрывающих человеку его сущность, но осуществляющих человеческое сущностное бытие. Поскольку красота принадлежит к разряду высших смыслов, наряду с истиной и добром, то её влияние на становление человеческой сущности неоспоримо. Однако это влияние носит противоречивый характер.

В истории человеческих обществ имела место историческая динамика развития канонов человеческой красоты. Переход общества как социокультурной системы к качественно иному состоянию, связанному с новым ему присущим пониманием, новым «набором» высших смыслов свободы, справедливости, чести, индивидуальности, красоты сопровождается развитием форм эстетического абсолюта, идеала или канона красоты человека. Новый, личностный, тип культуры требует формирования новой эстетической культуры. Однако мы можем предположить, что в истории человеческой культуры эстетическое самовосприятие человека не было однородным или неизменным, оно усложнялось, от восприятия и эстетической оценки лишь внешней телесной гармонии в античности, до восприятия гармонии более полной в современности. Красота человека – развивающийся феномен. Средства искусства, которые на протяжении истории видоизменялись и сменяли друг друга в поочередно лидирующих видах искусства, влияли и на восприятие человеческой красоты, развивали и совершенствовали это восприятие. Феномен красоты человека не оставался неизменным, он развивался средствами искусства, прошедшими через смену эпох эстафетой лидирующих видов искусства. В контексте экзистенциальной направленности современной философии мы можем сказать, что сущность красоты, как и человеческая сущность, опосредованы человеческим существованием, им определены. Обладая способностью к выбору, человек не является лишь природным существом, обусловленным внешней природной или социальной средой. Человек, характеризуемый как существо мыслящее и свободно выбирающее, а также осуществляющее рациональное целеполагание, участвует в самотворении себя. В этом процессе самотворения и самосовершенствования находится и человеческая сущность – в масштабе общечеловеческом либо абстрактном. Сущность человека, таким образом, состоит в его незавершенности, его открытости миру, свободе, способности к трансцендированию, т. е. преодолению себя и своей ситуации в мире.

Антропологические и экзистенциальные ветви новых онтологий (ХХ века) постулируют вопрос о становлении сущности человека, самоосуществлении человеком себя. Провозгласив антропологический принцип философии, Л.В.Фейербах задал отсчет человеку от его природного начала к бесконечному осуществлению себя в мире социальном. Произведение природы, человек становится человеком в социальном мире: «Природа есть неотличимая от бытия сущность, человек есть сущность, отличающая себя от бытия. Неотличимая сущность есть основание сущности, отличающей себя; таким образом, природа есть основание человека» [105, с. 190]. Л.В.Фейербах манифестирует природное начало в человеке в единстве с духовным началом. Данный принцип антропологической онтологии фиксирует Н.Г.Чернышевский.

Когда-то «человеческая сущность» и «родовая сущность» условно и успешно считались синонимами. Однако в ходе неизбежного процесса «человеческий род перерождается в человечество» - мысль, высказанная Н.А.Бердяевым [191, с. 177]. Н.А.Бердяев подразумевает тенденцию перехода «в иной план бытия из плана материального» [191, с. 177], окончательное рождение человека как существа духовного.

М.Н.Щербинин отмечает рост «субстанциальной представленности человека в мире» [191, с. 177]. Поэтому обращение к вопросу о человеческой сущности вновь становится (представляется) актуальным. Решение этого вопроса есть философское обоснование человеческого единства, вырастающего из феноменальной множественности и самобытности, из человеческой экзистенции.

Антропологические ветви онтологий 20 века, интегрировавшие красоту человека как эстетический компонент антропогенеза

Помимо искусствоведческих и культурологических исследований красоты человека предметом философского анализа традиционно являются онтологические и гносеологические проблемы человеческой красоты.

Мы рассмотрели красоту в качестве феномена непосредственного познания, феномена человеческой познавательной способности, и в этом контексте красоту человека как способ самопознания. В красоте явлений действительности угадывается их внутренняя сущность. Вершиной эстетического способа познания является искусство, специфической особенностью – то, что познание сущности здесь неотделимо от единичного предмета. В феноменологии данное обстоятельство человеческого познания является принципиальным: «лишь единичное трансцендируется». В красоте общее и особенное слито с единичным. Феноменологически красота является одним из способов достоверного познания.

Красота – образ мира, феномен отражения определенной закономерности мира (универсального диалектического единства мира), закономерности настолько же универсальной, насколько универсальна сама красота.

Тем не менее, вполне обоснована и допустима постановка вопроса об онтологии красоты. Поскольку при гносеологическом подходе к природе и сущности красоты, преобладающем в исследовательской традиции, роль красоты человека в становлении человеческой сущности остается невыясненной, представляется актуальным исследование онтологических аспектов красоты человека. Философская мысль современности фиксирует все более отчетливо проявляющееся стремление к преодолению доминирующего с XVIII века внутренне противоречивого гносеологического концепта эстетического и рассмотрению эстетических процессов в более широком контексте культурологического, социологического, психологического и иного (антропологического) знания. Например, Э.Левинас пишет: «искусство – не безмятежное блуждание человека, принявшегося творить красоту. Культура и художественное творчество составляют часть самого онтологического порядка. Они онтологичны по преимуществу, ибо делают возможным постижение бытия. Не случайно превознесение культуры и культур, возвеличение художественного аспекта культуры направляет духовную жизнь современности» [88; 604-605].

В.В.Миронов и А.В.Иванов отмечают последовательный перевес онтологических либо гносеологических построений в истории философии, где логико-методолого-гносеологическая и системно-онтологически-мировоззренческая версии философии поочередно преобладают. Соответственно этой тенденции красота выступала преимущественно трансцендентным предметом универсалистских онтологий в эпоху средневековья и как эстетическая интуиция, когнитивный феномен – в немецкой классической философии. Онто гносеологические парадигмы ХХ столетия обнаруживают способность человека в красоте познавать непосредственно, обнаруживать, визуализировать свою родовую или общечеловеческую сущность, а также совершенствовать (гармонизировать), онтологизировать её параметры и аспекты. Большинство онтологических исканий ХХ века развернулось по линии антропологического подхода в его многочисленных вариантах, где в центре внимания представлено человеческое бытие. Неклассические онтологии с антропологической направленностью ознаменовали отход от классического гносеологизма. Эстетические категории при этом используются в онтологическом ключе.

Наше исследование бытия человеческой сущности в красоте основано на онтологических теориях ХХ века и их антропологических ветвях. Здесь эстетические категории «работают» в качестве категорий онтологических, участвуя в развертывании характеристик человеческой сущности, в её становлении и «самосовершенствовании», собирании, развитии.

Один из «пробных камней» антропологической линии новых онтологий – проблема отчуждения человека от собственной сущности, преодоления отчуждения. Красота как способ преодоления отчуждения исследована в философской традиции довольно широко. Так, постулат о бесцельной целесообразности природы и красоты обыгрывал еще К.Маркс именно в антропологическом контексте становления сущности человека, её актуализации в преодолении отчуждения. К.Маркс полагает, что человек свободен творить, как и сама природа, по законам красоты: «…человек производит даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее… формирует материю также и по законам красоты» [26, с. 229].

В онтологиях экзистенциальной направленности значительно усилен статус понятия Самости как человеческого атрибута: «Самость» лежит в основе категорий самобытия, самосознания, самопознания, самооценки, самосовершенствования человека в его экзистенции. Самость и самоидентичность поколений формируется в том числе эстетическими средствами.

ХХ век возрождает теории художественной формы и её катарсического воздействия (Л.С.Выготский); исследует способы включения зрителя в реальность эстетического вымысла (Ю.М.Лотман). Как отмечают В.В.Миронов и А.В.Иванов «многие варианты онтологической мысли ХХ в. вытекают из одного источника – гуссерлевской феноменологии» [112, с. 97]. Трансцендентальные онтологии ХХ века развернулись из феноменологии Э.Гуссерля. Современный опыт философской трансценденции в его онтологическом аспекте определяет бытие человека как бытие смысла (С.Н.Жаров).

В целом в рамках феноменологической тенденции утверждается основанное на эмоциональном отклике, сопереживании, вчувствовании и эмпатии восприятие мира. Данная тенденция явилась попыткой реабилитации статуса человеческих переживаний как самоценных, устанавливая приоритет способности чувственного постижения мира над рациональной человеческой способностью. Поэтому феноменологическая тенденция возвышает эстетические ценности как основанные на эмоциональном и непосредственном постижении мира, определяя их как эстетическую предметность, род созерцания, идеально-бытийное основание которого находится за пределами сознания. Если чувственно воспринимаемый образ составляет «передний план» эстетического предмета, то его «задний план» составляет идея.

Похожие диссертации на Красота человека как способ бытия человеческой сущности