Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурная маргинальность как социально-философская проблема. Шапинский, Виктор Александрович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шапинский, Виктор Александрович. Культурная маргинальность как социально-философская проблема. : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Москва, 1991.- 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 92-9/191-9

Введение к работе

^.r^.-п Актуальность темы исследования. Глубинные преобразования,

**сШа$ившио все стороны жизни нашего общества в последние годы, предъявляют новые, резко возросшие требования, к изучению социальной действительности. Кризис, охвативший все стороны жизнедеятельности общества, заставляет переосмыслить многие философские проблемы и, прежде всего, проблемы культуры. Ситуация, сложившаяся в духовной жизни нашего общества, пробудила активность различных социальных групп и выявила, таким образом, структурную неоднородность нашего социума; Животрепещущие вопросы культуры, ее многообразие привлекают к себе внимание как со стороны специалистов, так и широких слоев общественности. Такое внимание обусловило интерес к некоторым пограничным феноменам, в том числе к тем, которые ранее были обойдены вниманием общественных наук, в частности, к проблеме маргинальное.

Главная задача, стоящая перед нашей социальной философией, заключается в достижении качественно нового состоянияі в преобразовании всех устоев нашей жизни, переосмыслении как духовного и культурного наследия, так и реальностей нашего бытия. При всей важности перемен, происходящих в экономической и социальной іизни, нам не следует упускать из виду тот факт, что они во многом обусловлены переменами в сознании, в духовной и культурной жизни. Переосмысление основ духовной жизни связано, прежде всего, с обращением к."неизвестным" составляющим его существования» "черным дырам" экономики, "белым пятнам" истории и географии, "забытым именам" культуры и т.д. Такое внимание, обусловлено нас-, тоятельной потребностью в осмыслении внутреннего единства ocyv-''',. ществляемых перемен и целостного понимания социальной жизни. Здесь обнаруживается значимость исследований, обращенных к анализу пограничных феноменов, относящихся, в первую очередь, к области культуры.

С другой стороны, процесс обновления и демократизации на- . сего' общества в сфере политики и экономики сопровождается включением в активную социальную деятельность больших масс людей, . что, в свою очередь, вновь ставит вопрос 6 природе и сущности . "массовидных" феноменов социума.

Можно с уверенностью утверждать, что сейчас среди многочисленных проблем, стоящих перед социальным познанием, важное мес-, то занимает вопрос об особенностях такой группы феноменов культуры как маргинальные явления, причем в исследовании этого

вопроса больное место принадлежит анализу, который позволил бы определить специфику данного предмета исследования.

Решение данной задачи - выявление сущности и характерных черт, способ реализации маргинализма в культуре - является одной цз наиболее существенных теоретических предпосылок понимания и решения многих современных проблем социальной практики.

Степень разработанности проблемы. Проведенный анализ научной литература по этой теме показывает, что проблема маргинальност;і, впервые поставленная в американской социологии1, распространилась за границы собственно социологического анализа, приобретя общефилософский характер. В советской литературе первые попытки обращения к данной теме относятся к ?0-м годам, причем эти работа носили, в основном, характер критического исследования, западных теорий. Однако, в последние годы интерес к данной проблеме в советском обшествознании заметно возрос .

Термин "маргинальность" был введен в 20-е годы одним из наиболее видных представителей Чикагской школы Робертом Э.Парком. Однако, как сам Парк, так и его ученики и последователи ограничивали применение этого термина исключительно сферой социологии, где он не получил широкого распространения и используется наряду с другими - "девиантность", "аномия" и т.д.

В европейской литературе использование термина "маргинальный" относится к 60-70 гг. Можно с уверенностью утверждать, что этот

* Hilton il. .Goldberg l.A.^ualifioation of the Marginal Man Cheery/

_ Anericiiii Sociological Review,1,194-1 ;'.7ard\vell '//.Reduction of Strain in ilarginal Scoisl Rolo/Ziusrican Journal of Sooiology.IX l955;Ker-kholf А.С.МоОошіо ^.tlarginul Status in Marginal Per-ecnaltty//Sooial Forces,XXXIY,1955.

2.См. Андреенкова H.B. Проблема социализации личности //Социальные исследования, вып.З, М., 1970; Шендрик А.И. Духовная культура советской молодёжи.М.,1990; Стариков Е.Н. Маргиналы// В человеческом измерении. М.,1989; Кремлев Н.Т. Маргинальная лич-ность//СпраЕочноа пособие по истории немарксистской западной социологии.Ы.,1986; Поляков В.И. Маргинальная личность//Совре-ыаниая западная социология.Словарь. М.,1990;Рашковский Е. Маргиналы// 50/50. Опыт словаря нового мышления. U.,1989.

термин появляется в ней в достаточной степени независимо и по- . лучает несколько иное значение. Здесь его семантика восходит к латинскому "narsinalis " (находящийся на крап), означающему заметки или рисунки на полях книги. Однако, термин вышел за границы литературоведения и приобрел в работах М.Зуко, Ж.Деррида, Ж.Делеза, Ф.Гваттари, Р.Барта и ряда других авторов философско-культурологическое значение. ,

Несмотря на недостаточную разработанность проблемы марги-нальности как таковой, в отечественной литературе, существует широкий пласт культурологических исследований советских авторов, который создает теоретические основы для разработки данной проблемы. Мы руководствуемся в нашем анализе такого частного явления как маргинальность в контексте культуры положением о ценности философского подхода при анализе культурных проблем и явлений, "ибо вне философской рефлексии культура может быть осознана лишь в виде отдельных ее проявлений, а не как некая социально-историческая целостность". Полностью соглашаясь с этим утверждением, мы рассматриваем феномен маргинальности на фоне широчайшего спектра других культурных явлений, объединенных в целостность прежде всего активным участием человека. Ведь именно в понятии культуры "нашло выражение осознание-человеком своей самостоятельной роли в действительном мире, только ему свойственной активности . Среди советских культурологических, исследований, основные принципы и положения которых были использованы в работе над диссертацией, можно назвать работы С.С.Аве-ринцева, Ц.Ы.Бахтина, В.С.Барулина, Л.В.Ваткина, В.С.Библера, А.Я.іУревича, Н.С.Злобина, Ю.А.Лотмана, В.М.Межуева, Л.И.Новиковой, Э.А.Орловой, Э.В.Соколова, В.И.Толстых, В.Г.Федотовой и др.

В диссертации рассматривается проблема интеллигенции в связи с маргинализацией и соответственной трасформацией части ее в "люмпен-интеллигенцтэ". Проблема интеллигенции подробно разработана русскими философами первой половины XX века - Н.А.Бердяевым, В.В.Зеньковским, Р.ИвановымтРазушиком и др. Панорама русской культуры, возникающая из работ этих мыслителей, отражает все богатство и сложность русской духовности и такого ее носителя как русская интеллигенция. Специфика ее появления и разви-

  1. Проблемы философии культуры. М., 1964. С.3.

  2. Там же. С.5.

' . -4- .. ..-

гая, ее особый, нон-кокформистский статус в обществе, породили, особый социальный слой, вторичный по отношению к интеллигенции, но перенявший ее внешние черты. Эта группа совместила в своем духовном облике черты люмпена и интеллигенции, сконституиров&в і "пограничную" группу, довольно широко распространившую свое влияние в- духовно-культурной сфере жизни. .';'"

Цзла и задачи исследования. Актуальность темы'и степень ее разработанности определяют цель и задачи диссертационного исследования -.выявление методологических основ данной проблемы, анализ особенностей маргинального:субъекта и, на основе этого, определение сущности маргинальности в контексте культуры.

Исходя из поставленной цели,диссертант в своем исследовании ставит ряд конкретных задач:

- рассмотреть понятие маргинальности в его историческом
развитии; .''..':

. - выявить сущность феномена "культурной маргинальности" в
рамках социологической теории и показать различные аспекты его
проявления; '.'.''

определить место маргинальности в культуре и изменение значения этого феномена в постмодернистском взгляде на мир, приобретшем достаточно широкое распространение в западной культуре второй половины XX века;

выявить различные типы маргинальных субъектов в культуре, проследить за изменениями в содержании понятия маргинального субъекта в работах различных авторов;

рассмотреть характерные черты и сущность основных маргинальных образовании в социокультурном аспекте Столпа, публика, масса, "люмпен-интеллигенция"),.

Научная новизна исследования.Определяется прежде всего тем, что в диссертации впервые предпринят анализ культурной маргинальности как социально-философской проблемы. При этом, в отличие от уже имеющихся работ, ыаргинальность рассматривается не с позиции социологии (как та или иная группа, обладающая своей субкультурой) и не с позиций культурологии (то есть, как феномен, не виходячий за границу ''текста").

В результате постановки проблемы в ее социально-философском лспвдте маргинальность предстает в неразрывном единстве со своими социальными субъектами.

Гласный Сіібод, который определил новизну проведенного ис-

следования, - это евдєлєниє сущностной характеристики феномена маргинальности в целом: в отличие от целого ряда пограничных социальных феноменов, ыаргинальность может быть выявлена лишь в культуре, являясь областью, лежащей на пересечении различных культурных миров.

Обоснование предложенного тезиса осуществлялось на всех стадиях исследования, что потребовало обращения к некоторым проблемам, не привлекавшим к себе ранее должного внимания. Основными , результатами этого исследования являются следующие:

установлены границы применимости термина "маргинальность" в рамках социологического подхода;

выявлена ограниченность культурологического подхода в рамках постмодернистской мысли, где маргинальность становится сущностной характеристикой культуры в результате раздробленности культурной картины мира в Постмодернистском мышлении;

выявлены основные субъекты маргинальности в культуре.

Теоретико-методологической основой исследования служат ос
новные принципы и положения современной социальной философии и
теории культуры. Наряду с работами американских социологов:
Р.Э.Парка, Э.Бердаесв, Т.Взблена, а также таких европейских мыс
лителей как Р.Барт, Н.Делез, Ф.Гваттари, Ж.Деррида, К.Леви-
Стрссс в диссертации использовались основные положения отечест
венных культурологов и философов: Н.М.Бахтина, Л.В.Баткнна, B.C.
Библёра, В.Н.Нежуева, Ю.К.Плетникова, Е.Н.Старикова, В.Г.Федото-
вой и-др. :

В диссертации широко использованы многие выводы, полученные как советскнш исследователями, так и зарубежными авторами, которые обращались к анализу датой проблемы.

Теоретическое и практическое значение диссертации определяется возможностью использования полученных выводов, результатов для разработки целого ряда проблем социальной философии,'а тая-' же методологических основ программ по маргинальным группам населения.

Кроме того, значение проведенной работы состоит в том» что, предложенный подход к культурной маргинальности обеспечивает целостное представление о характере социальной реальности и позволяет использовать полученные выводы при анализе и разработке си-рокого круга социальных явлений в сфере социальной, культурной и духовной жизни.

Теоретические положения, определившие общее содержание про-вэденного исследования, могут найти применение в учебном курсе философии, в специальных курсах по социальным проблемам, а ?акжс: при подготовке соответствующих учебно-методических пособий.

\ Апробация работы. Основные положения диссертационного несли"

] , дования были изложены на методологическом семинаре Отдела социальной философии Института философии АН СССР, а также на ряде

: научных конференций, в том числе на XI научной конференции болгарских аспирантов в СССР с международным участием "Актуальные проблемы современной науки-89", Москва,1939; на конференции ас-

. пирантов и соискателей Института философии АН СССР "Ценности культуры и современная эпоха", Москва,1989; на Всесоюзной научи' теоретической конференции "Человек в изменяющейся картине мире" Кострома, 1991.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании Отдела социальной философии Института философии АН СССР, Общее содержание и основные положения диссертационного исследования отражены в ряде статей, опубликованных автором.

Структура диссертации определена главной целью и основными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух , глав, заключения и списка использованной литературы.