Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Логико-гносеологический анализ космологического содержания Олонхо Попова, Акулина Серафимовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попова, Акулина Серафимовна. Логико-гносеологический анализ космологического содержания Олонхо : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Якутск, 1996.- 17 с.: ил.

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМИ ИССЛЕДОВАНИЯ. 'За время существования всего человечества уходящий XX век отмечен невиданно быстрыми темпами развития, касающихся всех областей социальной жизни общества. Бурное развитие науки и техники, создавая высокочувствительные прибора и мощную технологию, расширило познавательную способность человека, которая, в свою очередь, привела к открытию многих законов и явлений природи. Таким образом, круто изменились существовавшие дотоле разные представления и понятия. Наука, двигаясь вглубь тайн природы, вплотную подходит к порогу сверхъестественного, к процессу стыковки рационального и иррационального форм познания человечества.

Во все времена одной из' основных проблем познания человечества были представления о происхождении мира, о составе и состоянии Вселенной, а такне о возникновении человека. Только правильно решив эти глобальные проблемы, можно строить правильные отношения с окружающей природой, со всей Вселенной, сохранить свое существование и найти пути дальнейшего развития.

В течении многих веков духовная культура человеческого общества была выражена в мифах, легендах, сказаниях и т.д., которые создаваясь и передаваясь из. поколения в поколение, обогащались новыми представлениями и понятиями, стали подлинным кладом познания всего человечества.

В наше время, когда наука подходит к синтезу рационального и иррационального форм познания, новый, с научной точки зрения взаимопроницаемый подход к представлениям и понятиям мифа, могло ба дать много новых идей и открытий. Вот поэтому и возник вопрос изучения и анализа представлений и понятий мифопозтического творчества.

Мощным пластом духовной культуры человечества является олонхо - это древнейшее устное произведение- народа саха.Его, казалось бы неиссякаемая фантазия, неудержимая гиперболизация и специфическая мифологизированное^ представлений и понятий, с которыми наш рациональный ум никак не может согласиться, понять и принять, предполагают в нем.на^'чие не

- 4 -только уникальной рациональной, но и иррациональной установки и ориентации.-

. Анализ представлений олонхо с точки зрения достигений современной науки и философии позволило бы выйти за порог раз и навсегда установившихся рациональных форм познания, определить место, адекватность и сущность иррационального, А такне явилось бы передачей знания предков, накопленных в течении многих веков, нынешнему поколении, т.е. не обрывалась бы духовная . связь поколений, а развитие этих представлений в области разных наук, как стыковка иррационального и рационального познания, обогатило и подняло бы на более' высокий уровень знание всего человечества.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. При обзоре работ, посвященных представлениям о происхождении мира, о составе и состоянии Вселенной, о возникновении кизни на Земле, мы видим, что эти-представления развивались, в два этапа. Во первых, они составляет основу мифов всех народов мира, во вторых, развивались в разных интерпретациях и теоретических мировоззрениях философов, а такке в открытиях и обоснованиях разных наук. В данной работе эти представления показаны-по восходящему этапу развития и обзор литературы дан в этом порядке.

Среди мифов всех народов мира' всегда существовали и мифы о происхождении мира - космогонические мифы и мифы о состоянии и структуре Вселенной - космологические мифы. Основными представлениями мифопоэтического мировосприятия являются понятия о разделении Вселенной на три мира, мировом древе, происхождении Земли и возниковении человека на Земле. Во многих работах, таких как, например,' "Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия" Г. М. Бонгарда-Левина, "Тюрский героический-эпос" В.М. Іирмунского, "Происхождение героического эпоса" Е.Н.Мелетинского, "Восточные мотивы в' средневековом европейском эпосе" Г.Н. Потанина, "Историчес-кие корни волшебной сказки" В.9. Пропп,"Якутское олонхо и эпос алтайцев","Якутский героический эпос олонхо","От фольклора к литературе" И.В.Пухова, "Очерки по якутскому фольклору" Г.У. Зргис, указывается связь и взаимопроникаемость разных представлений и понятий'мифа всех народов мира.

Основой развития философии явились разные интерпретации представлений и понятий мифа как теоретически сформулирован-

- 5 -чое мировоззрение человечества. Начиная с работ первых философов до наших дней,.философы развили представления о происхождении мира, о состоянии и составе Вселенной, о возникновении жизни на Земле. Это развитие шло от геоцентрической системы мира к гелиоцентрической системе и дальше к системе Галактик.

С наблюдения Евдокса ( 1Y в.д.з.) за объектами Космоса начинается развитие'научной космологии, которая основывается на показаниях и выводах астрофизики и звездной астрономии. А ее теоретической основой являются основные законы физики, общая теория относительности, физика элементарных частиц и электродинамика. В работе кратко описывается происхождение мира по системе Галактик, указываются существование теорий "Горячей Вселенной", "Расширяющейся Вселенной"', закрытая и открытая модели Вселенной, а .такие две основные теории о возникновении жизни на Земле: теория панспермии и теория эволюции.

Если представления мифа о происхоядении мира, о мироздании, о жизни как теоретическое мировоззрение развивались в философии, то как литературное произведение они развивались в легендах, героических эпосах, сказках, былинах и т.д. Р.втор, опираясь на работу В.Я Пропп "Исторические корни волшебных сказок", разделяя мнение о том,что. олонхо относится к аанру героического эпоса (Г.У.Зргис "Очерки по якутскому фольклору", И.В. Пухов "От фольклора к литературе", Н.В. Емельянов "Сюжеты ранних типов якутских олонхо" ) и считая, что специфической особенностью олонхо является то, что олонхо по содержанию посвящен жизни и борьбе великих якутских шаманов, что препставления и понятия олонхо - это видение, познание шаманов, вносит свою версию, что олонхо своей уникальностью по содержании и исполнении может считаться отдельным жанром литературы.

При сравнении представлений и понятий олонхо с данными науки использованы основные представления олонхо К.Г.Просина и П.й.Ойунсного "Дьулуруйар Ньургун Боотур", И.Г.Теплоу-хова-Тимофеева "Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур"-, П.П.Яд-рихинского "Дьырыбына Дьырылыатта Кыыс бухатыыр", Э.Зрнлика "Буура Дохсун", Д. М. Говорова "БуДїР7йбзт Мулдьу Безе", К.Урастырова "Тойон Дьазарима", При этом выявлено, что все основные представления этих олонхо одинаковы. А при сравне-

ний с данными науки, существующими теориями и гипотезами видны совпадения их с некоторыми основными представлениями .олонхо.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ. Основной целью данной работы является анализ представлений олонхо, как продукта социокультурного творчества народа саха, специфического, относящегося к вненаучной форме познания общества, объем и функции которого хотя и существенно различны от истин'научного мировоззрения, но результат его адекватен с ним, а также, исходя из вышесказанного, констатировать возможность взаимопроницаемости .научного и вненаучного (рационального и иррационального) форм и моментов процесса познания. Во вторых, обосновать основное направление классификации и систематизации мировоззрений олонхо и пути их дальнейшего развития. Для достижения цели поставлены решения следующих задач:

сравнительный анализ представлений олонхо_ с представлениями мифа разных народов мира и с основными теориями естественных наук о мироздании,

определить исполнение олонхо как способность отдельно взятого индивида,' возникавшая при медитации,

. - классификация и систематизация, основных-представлений олонхо как мировоззрение народа саха и обосновать направления' их дальнейшего исследования,

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Тео- . ретической основой работы являются, основные положения материализма-, классические философские произведения и труды современных философов. При исследовании использованы методы: обзорный анализ исследуемого материала, компаративный анализ отдельно взятых основных представлений олонхо, а такие синтез, экстраполяция и герменевтика,

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ.Научной новизной работы можно считать:

сравнительный анализ представлений олонхо с данными естественных наук как основа слияния рационального и иррационального познания человечества,

выявление взаимосвязи представлений и понятий олонхо и шаманизма,как продукт иррационального и рационального познания и действия великих якутских шаманов, определяя исполнение олонхо (олонхолоопун) как специальную (познавательную) способность человека, связанную с его психофизиологическим

- ? -

состоянием.

Практическим значением данной работы можно считать то. что работу можно использовать:

как основу при классификации и систематизации мировоззрения олонхо,

при составлении нових естественнонаучных гипотез и теорий,а такяе для- создания новых методик исследования и методов измерения,

при объяснении религиозных понятий и представлений в свете природных явлений и законов,

СТРУКТУРИ ДИССЕРТАЦИИ. Структура диссертации обусловлена поставленной целью и задачами ее решения . Работа состоит из введения,трех глав,заключения и списка использованной литературы.