Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методологические вопросы теоретического музыкознания Кулапина Ольга Ивановна

Методологические вопросы теоретического музыкознания
<
Методологические вопросы теоретического музыкознания Методологические вопросы теоретического музыкознания Методологические вопросы теоретического музыкознания Методологические вопросы теоретического музыкознания Методологические вопросы теоретического музыкознания Методологические вопросы теоретического музыкознания Методологические вопросы теоретического музыкознания
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кулапина Ольга Ивановна. Методологические вопросы теоретического музыкознания : ил РГБ ОД 61:85-9/660

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Музыковедение как система знаний 13

I; Структура музыкальной науки 27

2. Анализ музыкознания как развивающейся системы 38 ;

3. Проблема прогнозирования и управления в системе музыкальной культуры, искусства и науки . 56

ГЛАВА П Уровни, методы, критерий оценки в музыковедении 91

I. Соотношение эмпирического и теоретического уровней в музыкознании 95

2. Методы познания и их классификация в музыкально-теоретической науке ИЗ

3. Аксиологический анализ музыковедческих теорий 127

Заключение 148

Литература 154

Введение к работе

Возросший за последние годы интерес к методологическим исследованиям в области науки, культуры и искусства свидетельствует о тенденции к более глубокому осмыслению, объяснению и вместе с тем управлению их развитием. Укрепление связи научной и философской мысли способствует "творческому развитию марксистско-ленинской теории", является реализацией грандиозного плана коммунистического строительства, воплощением основных задач, намеченных партией и правительством и нашедших отражение в ряде партийных документов. В Программе Коммунистической партии Советского Союза, Материалах ХХУ, ХХУІ съездов КПСС, решениях Пленумов ЦК КПСС широко отмечается все возрастающее значение методологических проблем, разработка которых ведет к повышению теоретического уровня исследований, их качества и эффективности, указывается на необходимость увязать преподавание общественных наук с задачами профилирующих кафедр по подготовке молодых специалистов.

Так, наряду с изучением системы научных знаний, осмыслением и объяснением их специфических черт, особенностей развития, выявля -

ются пути и закономерности становления нового в науке, выдвигаются

о проблемы управления сложным механизмом процесса познания.

Названные направления научной рефлексии органично связаны с

научно-технической революцией, в первую очередь, с решением её

важнейшей проблемы - проблемы социального управления.

См.: Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с. 77.

См.: Константинов Ф.В. Идеологическая борьба на современном этапе

и задачи философской науки. - Вопросы философии, 1973, № б, с.

10-11.

Одним из факторов социального управления является марксистско-ленинская идеология, усиление роли которой вызвано причинами внешнего и внутреннего порядка, прежде всего обостренней идеологической борьбы двух миров и формированием коммунистического миро -воззрения. В материалах июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС ука -зывается на важнейшую идеологическую задачу современности - фор -мирование научного, марксистско-ленинского мировоззрения - основы коммунистического воспитания людей.

Вооруженность советской науки марксистско-ленинской теорией способствует, с одной стороны, решению сугубо научных (локальных) задач, ведущих к философской оснащенности научных знаний, их ка -чественному совершенствованию, большему сближению с практикой, а с другой стороны, решению такой сложной (глобальной) задачи общегосударственной значимости, как превращение науки в важную соци -альную силу. Именно этим можно объяснить особый интерес советских ученых к философской проблематике, методологическому анализу науки, её теорией и методов.

В советской философской науке методологическая проблематика занимает видное место. Так, работы И.Д. Андреева посвящены логике и методологии научного познания, В.Н. Борисова, Н.К. Вахтомина, А.А. Игнатьева, Б.С. Крымского - вопросам рефлексии знания, осо -бенностям творческого мышления, развития знания и управления им . В исследованиях В.В. Ильина и Я.Ф. Аскина выясняются гносеологи -ческие функции философских категорий. В монографиях П.В. Копнина рассматривается роль материалистической диалектики в процессе научного познания, логика и методология научных исследований, про-г

См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с. 41.

блема стиля, структуры научного мышления, соотношение философии и частных наук и др. В работах В.А. Лекторского и В,С, Швырева проводится методологический анализ науки. М.В. Мостепаненко, Г.И. Рузавин, B.C. Степин, В.А. Штофф и другие философы изучают развитие научной теории, её генезис и структуру, эмпирический и теоретический уровни познания, их методы и т.д.

Многие исследования посвящены методологическим вопросам специальных наук - общественных, естественных, гуманитарных. Анализ научного знания на материале конкретных наук осуществлен в рабо -тах Б.М, Кедрова и И.В. Кузнецова (философия и естествознание) , Н.Ф. Овчинникова (естествознание, физика), СР. Микулинского (история естествознания, науковедение), А.И. Ракитова (история), В.И. Кузнецова и Н.Н. Семенова (химия), А.Я. Зися, М.С. Кагана, С.Х. Раппопорта (искусствознание), Ю.Я. Барабаша, М.К. Бахтина, А.С. Бушмина (литературоведение) и т.д.

Проявление такого интереса - яркое свидетельство того, что философский аспект познания перестает быть монополией сугубо-философской сферы деятельности, философия начинает вторгаться в об -ласть конкретных наук, создавая при этом такой уровень познания , который рефлектирует развитие предметных ннаний той или иной частной науки: "Если раньше разработка проблем методологии науки была преимущественно монополией философов (и осуществлялась, как пра -вило, в виде "приложения" некоторых гносеологических концепций к материалу отдельных специальных дисциплин), то ныне методологи -

ческими исследованиями заняты не только философы", но и предста -

2 вители конкретных наук.

Работы указываемых авторов см. в списке литературы. См.: Философия, методология, наука. М., 1972, с. 4.

- 4 -[Этот факт объясняется прежде всего возникновением внутри частных наук проблем, требующих специальной методологической разработки, то есть таких проблем, разрешение которых служит интересам науки, её практическим целям и задачам, которые исследуются в рамках предмета специально-научного знания.

Постоянно усиливающийся союз философов с частными науками знаменует собой жизненное претворение ленинских положений, со -держащихся в работах "Материализм и эмпириокритицизм", "О зна -чении воинствующего материализма" и др.

Очевидной потребностью становится дальнейшее укрепление творческих контактов философии не только с естественными науками, но и с науками об обществе, гуманитарными науками и, в частности, с теорией искусства. Последнее особенно важно для анализа и разработки проблемы человека - формирования и воспитания нового типа личности. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС в докладе К.У. Черненко особо подчеркивалось, что "формирование нового человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства .

В современных условиях заметно усиливается роль музыкаль -ного искусства как важного воспитательного средства и орудия идеологической борьбы. В связи с этим первостепенное значение приобретают методологические вопросы художественного творчества и, в конечном счете, познания особенностей развития музыкальной культуры, искусства и науки, увеличиваются потребности общества в управлении этим развитием, возникает необходимость в изучении закономерностей музыковедческих знаний, что важно для более адекватного определения места науки в общей системе социально -

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г., с. 27.

- 5 -исторических условий жизни общества. Все это составляет часть общегосударственной задачи - управления развитием социальных процессов: "Формировать, возвышать духовные потребности человека , активно влиять на идейно-политический и нравственный облик лич -ности - важнейшая миссия социалистической культуры".

В русле такого рода разработок, которые можно определить как одно из актуальных направлений философской мысли, находится и настоящая диссертация. Круг затранутых в ней методологических воп -росов основан на изучении теоретического музыкознания как системы гуманитарных, социальных знаний (понятия музыковедения, музыко -знания, музыкальной науки имеют в работе синонимический смысл) . Эта недостаточно подвергавшаяся философскому анализу система знаний позволяет не только увидеть особенности преломления в ней философских категорий и понятий, в частности, таких, как метод, система, структура, эмпирический и теоретический уровни знания и др., но и определить их эвристическую роль в музыковедении. Они эффективно работают при анализе развития, прогнозирования и уп -равления в сфере музыкальной культуры, искусства и науки. Они важны для определения функций музыкальной науки в культурной жизни общества, для установления факторов и путей развития современной музыкально-теоретической мысли, для поиска объективных критериев оценки как самих музыковедческих теорий, так и их предмета - музыкального искусства, композиторского творчества, музыкального произведения.

Методологический анализ советского музыковедения находится в стадии становления. В последнее десятилетие появился ряд интересных работ. К методологической проблематике обращаются М.Г. Ара -

См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983, с. 47.

- б -

новский, И.И. Земцовский, Ю.В. Келдыш, И.А. Котляревский, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Е.М. Орлова, Ю.Н, Pare, А.Н. Сохор, Ю.Н. Холопов, В.А. Цуняерман и другие музыковеды. Наиболее полное её освещение имеет место в материалах сборников "Методологические вопросыреоретического музыкознания", "Методологические проблемы современного искусствознания", "Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художест -венной культуры".

В них, как и в некоторых других музыковедческих трудах по указанной теме, определяется место и роль музыкознания в системе музыкальной культуры, исследуется структура музыкальной науки, функционирование различных видов музыковедческой деятельности в свете формирования профессионального мышления музыкантов, особенности творческого процесса, анализируется логика музыкального мышления, его принципы, категории, методы, его специфика. С исторической точки зрения прослеживается судьба конкретных музыковед -ческих теорий, а также систем, школ, направлений, вскрывается суть ряда общенаучных и специально-научных методов, принципов и понятий, при этом особое значение приобретает анализ языка науки, её терминологии. Изучаются вопросы методологии научного познания искусства, взаимодействия философии, искусства и музыки, возмож -ного использования в музыковедении подходов и методов других на -ук, прогнозирования и управления в области художественной культуры и т.д.

Названные вопросы, проблемы, направления, имеющие методоло -гическую основу, устремлены прежде всего к постижению "внутренних закономерностей музыковедческой науки, к реализации её целей и задач. В музыкальной науке можно наметить три направления (аспекта) в разработке методологической проблематики.

- 7 -Во-первых, находят отражение проблемы музыкально-эстетического плана, направленные на исследование принципов музы -кального мышления, творческого процесса, на познание логики музыкального развития, на анализ так называемой философии музыки, а также на изучение взаимодействия философии, искусства и музыки.

Во-вторых, заметно усиливается интерес к методологичес -

2 ким вопросам конкретных музыкально-теоретических дисциплин.

В-третьих, все более очевидной становится тенденция к

осмыслению, объяснению и раскрытию целого ряда общенаучных и

специально-научных методов, принципов, категорий и понятий,

при этом особое значение приобретает анализ языка науки, её

терминологии.

См.: Проблемы музыкального мышления (сб. ст.). М., 1974; Холопов Ю.Н. Логика музыкального мышления. - В сб. "Точные методы и музыкальное искусство" (Материалы симпозиума). Ростов, 1972; Лукьянов В. Критика основных направлений буржуазной философии музыки. Л., 1978; Шахназарова Н.О. О взаимо -связях музыки и философии. - В сб. "Творческий процесс и художественное восприятиеV Л., 1978 и др. См.: Бобровский В.П. Методы анализа музыкальных произведений в свете ленинской теории познания. - В сб. "Вопросы теории музыки", вып. 3. М., 1975; Котляревский И.А. Методологичес -кие проблемы курса истории музыкально-теоретических систем. - В сб. "Вопросы музыкального исполнительства", Киев, 1969; Радзивон В.А. Вопросы методологии гармонии в свете проблемы формирования профессионального мышления музыкантов. Дисс. ... канд. искусствоведения (рукопись). Киев, 1969; См.: Бергер Н.А. Гармония как пространственная категория музыки. Автореф. дисс. ... канд. иск-ния. Л., 1980; Котляревский И.А. Диалектика и хроматика как категории музыкального мышления. Автореф. дисс. ... ка^нд. иск-ния. Киев, 1970, Лебедева Е.В. К вопросу о категориях музыкального мышления.

Однако, несмотря на наличие столь обширной и разнообразной тематики, методологический анализ музыковедения как системы научных знаний в единстве с методом познания не нашел в музыкальной науке должного освещения, не был предметом специального рассмотрения. Вот почему."... обстоятельный анализ задач, воз -можностей и методов музыкальной науки требует развернутой монографии, если не целой отрасли знания - музыкального науковеде -ния, методологии музыкальной науки".

В качестве объекта исследования выступает теоретическое музыкознание со всеми его многочисленными связями, сложной и мобильной структурой, представленное различными видами деятельности в этой сфере. Цель исследования состоит в том, чтобы на основании обобщения теоретических и фактических данных, накал -ливаемых в музыкально-теоретической науке, рассмотреть методо -логические основы этой науки и тем самым определить эффектив -ность методологических исследований в данной области знаний. Реализация этой цели предполагает решение задач, сосредоточен -ных на изучении музыкальной науки как развивающейся системы знаний со сложной иерархией уровней и методов познания, выпол -няющих гносеологическую, эвристическую и прогностическую функ -ции.

- В сб. "Актуальные проблемы современного музыкознания и исполнительства" (Тезисы докладов). Саратов, 1977; сб. ст. "Музыкальное искусство и наука", вып. І, М., 1970; вып. 2 , М., 1973; вып. З, М., 1978 и др.

См.: Медушевский В.В. Потребности музыкальной культуры и воспитание музыковедов. - Советская музыка, 1979, № 5, с . 23.

Методологической основной исследования являются труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И. Ленина, документы КПСС.

Настоящая диссертация представляет попытку преодолеть некоторую разобщенность, разрозненность тематики в имеющихся методологических работах в области музыкознания и дать наиболее обоб -щенный ракурс методологического анализа теоретического музыко -знания. В процессе написания работы мы руководствовались известным высказыванием В.И. Ленина: "... кто берется за частные воп -росы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться" на эти общие вопросы".

Новизна поставленной проблемы, выбор вопросов, задач, цели фактически определяются новой темой исследования. В диссертации предпринята одна из первых попыток очертить структуру методоло -гической проблематики, выражающей становление нового для музыковедения научного направления. Представляется, что новыми являются следующие положения, выносимые на защиту:

1. Методологический анализ музыкознания как системы позво -
лил:

а) выявить методологические основы науки,

б) обосновать возникновение нового ракурса исследуемого
объекта, связанного с образованием принципиально новой, перспек
тивной отрасли научного развития - метамузыкознания.

2. Методологический подход в музыковедении, как на философ
ском, так и на метанаучном уровнях исследования, представляет
собой рефлексию таких крупных методологических объектов, как на-
ука (система музыкально-теоретических знаний), её методологичес-

Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 15, с. 368.

- 10 -кий аппарат, музыковедческая деятельность и научная теория.

  1. Через действие главных методологических функций, выявленных в процессе исследования, - аналитической, аксиологической, управленческой и прогностической, - может проявляться социальная функция музыкальной науки.

  2. Анализ музыковедения показал эффективность в этой области знания системно-структурного подхода, его способность выявить не только структуру музыкознания, но и иерархическую структуру управления в сфере музыкальной культуры, искусства и науки.

  3. Искусство управления зависит от уровня развитости научных знаний, совершенства методов ия изучения, что ведет к организационно-направляющим действиям в сфере музыкальной культуры и искусства. Конечная цель управления - образование единой, целостной системы управления музыкальной культурой, искусством и наукой -способствует повышению их эффективности и активности в сфере идеологической борьбы.

  4. Философский анализ системы, основанный на конкретном музыковедческом материале, позволяет рассматривать в ней эмпирический и теоретический уровни, субординацию методов познания, критерий ценности музыковедческих теорий, а также вскрыть общие закономерности в системе музыкознания, действие которых проявляется в следующем:

а) музыковедению свойственно ускоренное развитие знаний, а
также неравномерность исторической эволюции как самой научной
системы, так и её подсистем - научных отраслей;

б) генезис предметных наук музыкознания содержится в конкрет
ной музыковедческой теории, процесс эволюции которой способству
ет образованию разветвленной системы научных знаний;

- II -

в) прогресс музыкознания определяется тенденцией научного
мышления развиваться от эмпиричности знаний, их статие*ического
понимания к выявлению законов их движения, динамичности, про -
цессуальности;

г) ценность музыковедческой теории, выполняющей функцию
метода, её результативность зависит от адекватности отражения
его изучаемого объекта, что подтверждает жизненность ленинской
теории отражения.

Специфическая закономерность заключается в том, что музы -коведение - подсистема более крупных систем - социума, науки , культуры - в целом по времени и темпам развития неадекватно своему объекту - музыкальному искусству.

7. Музыковедение является целостной диалектически развивающейся системой социальных, гуманитарных знаний, которая может быть рассмотрена как наука о музыкальном искусстве и его кон -кретных проявлениях, как метод его постижения, как результат осмысления различных видов музыкальной деятельности (творчества композитора, искусства исполнителя, слушательского восприятия , музыковедческого мышления). В связи с этим методологические исследования в системе музыкознания есть метаисследования эво -люции, логики, аксиологии музыковедческой науки, а также дея -тельности, теорий, методов в этой сфере.

Материалы диссертации могут стать предметом внимания философов, науковедов, представителей теории искусства - эстетиков, искусствоведов как музыковедческих, так и других специальностей, и тем самым способствовать расширению контактов между смежными областями науки. В системе вузовского обучения их можно использовать для преподавания общественных дисциплин в соответствии со спецификой профилирующих кафедр. Вместе с тем идеи диссерта-

- 12 -ции могут находить применение в практике научной и педагогической деятельности музыковеда-теоретика, прежде всего в ходе дальнейшего исследования проблемы, а также при подготовке и чтении лекци -онных спецкурсов, в работе проблемных методологических семинаров, научных студенческих обществ и т.д.

Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из кото -рых имеет три параграфа, и заключения. Список литературных источников представлен работами отечественных и зарубежных авторов. В него вошли работы классиков марксизма-ленинизма, документы ЦК КПСС, литература социально-идеологической направленности, логико-методологического характера, науковедческие и музыковедческие исследования, труды по эстетике, психологии и аксиологии, работы о художественном и научном творчестве.

- ІЗ -

Анализ музыкознания как развивающейся системы

Для развития музыкознания как конкретной научной системы характерны, с одной стороны, наиболее общие закономерности, свойственные науке в целом, а с другой - общеспецифические для наук об искусстве, отражающие и индивидуальные особенности му зыкальной науки.

В статье Б.М. Кедрова "К анализу научного знания с точки

«I зрения развивающейся системы рассмотрены три различных подхода к анализу научного знания:

1) наука как отдельная система (ускоренное развитие науч -ного знания в целом);

2) наука как система, состоящая из подсистем (неравномер -ность развития отраслей научного знания);

3) наука как подсистема более сложной системы (опережающее развитие науки по отношению к технике и производству).

Все эти подходы так или иначе выражают общие закономерности в анализе научной системы.

Музыкальная наука - специфическая отрасль знаний, обладающая особыми закономерностями в своей эволюции. В связи с этим в анализе музыкознания как развивающейся научной системы, представляющей собой совокупность взаимодействующих элементов, названные подходы имеют неординарную форму выражения. В данном случае их трактовка зависит от глубинных сюйств научного развития, генезис которых обусловлен социально-историческими и индивидуально-специфическими явлениями.

Назовем два главных источника, определяющих суть данных закономерностей. Во-первых, музыкальная наука как система зна -ний (совокупность музыкально-теоретических подсистем, получив -ших свое научно-практическое осмысление) сложилась сравнительно недавно - на рубеже ХІХ-ХХ веков. Достаточно сказать, что даже термин "музыкознание" появился лишь во второй половине XIX ве -ка. Впервые он встречается в статье русского критика-кучкиста А.Н. Серова "Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагоги -ка". То есть музыкознание является, как это ни парадоксально , древней и одновременно молодой наукой: истоки музыковедения уходят в глубь античности, когда музыкальное искусство получает свое теоретическое отражение - на уровне эмпирического описания - в трудах древнегреческих каноников (школа Пифагора) и гармо -ников (школа Аристоксена), а также их последователей.

Во-вторых, музыковедение так или иначе несет наряду с на -учной - отражательную функцию своего объекта - музыкального искусства и его конкретных проявлений. То есть специфика этого объекта сказывается на развитии музыкальной науки: как известно, марксизм исходит из того, что характер объекта не может не оказывать влияние на само изыскание. К.Маркс писал: "Разве харак - 40 -тер самого предмета не должен оказывать никакого, даже самого ничтожного влияния на исследование? ... Разве способ исследования не должен изменяться вместе с предметом"? Каковы же закономерности музыкознания как развивающейся системы?

I. Музыкальной науке как отдельной системе в целом свойственно ускоренное развитие научного знания. Престиж музыкального мышления достигается ничем иным, как эволюцией науки, прогрессирующим ростом её методологического арсенала, олицетворяющем накопление; багажа научных знаний. Однако сам процесс эволюции в музыковедении идет не столько интенсивным, сколько экстенсивным путем. Эта особенность определяется тем, что музыкознание - отражатель -ная модель музыкального искусства (своего объекта), а музыкальное искусство в свою очередь настолько индивидуально и специфично по своей природе (это прежде всего внутреннее развивающаяся, независимая, самоуправляемая система, входящая в социум), что ставит его развитие в прямое соотнесение с развитием науки, его изучающей (т.е. собственно музыкознанием), и единой системой научных знаний в целом неправомерно.

Действительно, природа, науки и искусства в корне различна: "Наука направлена на изучение объекта как он есть, то есть фиксирует объективную позицию; искусство же отражает мир в восприятии художника, оно связано не только с отражением действительности, но и с самовыражением художника. Тем самым искусство сосредоточи 2 вается на субъективном моменте".

Теоретическое музыкознание, будучи наукой о музыкальном искусстве, а более конкретно - о специфике, организации и логике музыкального мышления (композитора, исполнителя, слушателя, му -зыковеда), представляет собой сложную развивающуюся систему му -зыкально-теоретических знаний, претерпевшую на своем пути значительную эволюцию. Истоки его возникновения, представленные в форме различных музыкальных трактатов, отдельных теорий, выска -зываний и пр., известны с давних времен. Тенденция к созданию музыковедения как науки, её предпосылки, существовали еще в эпоху античности, но автономии музыкальная наука, как уже говори -лось, достигла спустя многие столетия, став самостоятельной системой научных знаний. Это обусловлено тем, что музыкально-тео -ретическая мысль как таковая коренилась в недрах более крупных устоявшихся в ту эпоху научно-теоретических систем или отдельных доминирующих теорий (среди них могут быть названы философия, математика, история и даже астрономия).

Более или менее четкую периодизацию в становлении музыковедческих знаний определить достаточно трудно, так как их развитие было весьма неравномерным Несмотря на это, к наиболее значительным вехам в формировании системы музыковедческих знаний можно отнести труды древнегреческих философов, ученых средневековья и представителей классической теории. Известны и заслуги русской школы, в частности, тот ощутимый вклад в музыкальную науку, который внес украинский педагог и теоретик музыки Н.Дилецкий (ХУП век).

Проблема прогнозирования и управления в системе музыкальной культуры, искусства и науки

Каждый этап методологического анализа музыкознания как системы - на философском и метанаучном уровнях - может рассматриваться с точки зрения реализации двух пар методологических функций: аналитической (научно-исследовательской) и аксиологи -ческой (ценностной, оценочной), органически включающей в себя критический аспект изучения, а также управленческой (руководя -щей, организационно-направляющей) и прогностической (во многом эвристической) функцией, основанной на предвидении будущего музыкальной науки.

Названные функции являются своеобразным олицетворением самого процесса методологического исследования, вернее, структуры этого процесса, моделью его эволюции; анализ и оценка методологических объектов предвосхищают, как бы предваряют, прогноз и управление их развитием.

В настоящем параграфе мы остановимся на рассмотрении действия второй пары функций - управленческой и прогностической. При этом постановка и частичное решение управленееской проблемы будет нацелено на руководство развитием музыковедческой науки, на организационно-направляющие действия в сфере музыкальной культуры и искусства и на предвидении их результатов.

Тождество различных в смысловом отношении терминов - организационно-направляющая, управленческая, руководящая, нормативная, конструктивная функция - вызвано наличием единой целевой установки, к которой направлено её действие: к выработке четких конструктивных норм, правил, требований, образующих именно тот критерий, каким можно руководствоваться в процессе управления музыковедением как научной системой.

Термин "управление" (руководство) использован здесь не в узком, а в широком смысле слова. Под этим термином в данном случае понимаются целенаправленные изменения, вносимые в функ р ционирование определенной системы, воздействие на нее. То есть -под своеобразной "эгидой" управления собран ряд активных, действенных понятий руководящего, направляющего, организующего, режиссирующего, регулирующего, корректирующего и контролирующего ха -рактера. В силу того, что речь идет здесь об управлении не материальными, а идеальными процессами, само "действие" управления приобретает во многом условный и одновременно символический

I смысл.

Наша задача будет заключаться в изучении возможных форм реализации прогноза и управления в системе музыкальной культуры, искусства и науки, в определении перспектив их развития.

С одной стороны, предполагается выход "вовнутрь" - в практическую область музыкознания, с другой - "вовне" ив социум.

Выход "вовнутрь" осуществляется путем общенаучной рефлексии: через управление развитием музыковедения как системы научных

знаний, через руководство музыкально-теоретическим мышлением, олицетворением которого является музыковедческая деятельность.

Это соответствует философскому уровню методологических исследо -ваний в сфере музыкознания. Он может также осуществляться посредством внутринаучной рефлексии: через руководство процессом музыкально-теоретического познания и развитием конкретных музыковедческих дисциплин - предметных наук музыковедения, что, в свою очередь, может быть реализовано на метанаучном уровне методологических исследований.

Управление и прогнозирование в сфере музыкальной науки может иметь самые различные формы выражения - в зависимости от уровней, объектов, целей, задач и пр.

Так, в области исследовательской деятельности можно::

а) прогнозировать и планировать музыковедческие работы, что заключается в постановке, разработке, формировании и координировании их тематики;

б) определять главные пути и ведущие, наиболее перспектив ные направления музыкознания;

в) устанавливать конкретные методы и средства для решения поставленных задач и т.д. В области педагогической деятельности можно;

а) регулировать "воспроизводство" музыковедов, координиро вать их подготовку и выпуск с запросами общественного порядка;

б) выпускать специальные разработки по тину тематических планов-программ по конкретным разделам науки (они могут помочь, скажем, при выборе тем диссертационных, дипломных и курсовых работ);

в) оптимизировать процесс научной и педагогической деятельности в соответствии с современными требованиями, используя до стижения науки и техники (в частности, использование технических средств обучения, создание кабинетов звукозаписи, акустических лабораторий, автоматизированных классов музыкального обучения и др.).

Соотношение эмпирического и теоретического уровней в музыкознании

Согласно марксистскому учению "история есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, пе -реданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную -деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой -видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности".

Будучи объективной закономерностью развития природы и об -щества, преемственность является общенаучной закономерностью развития знаний, охватывающей его самые различные уровни: тео -ретические понятия, уровни, приемы и методы мышяения, фундаментальные законы и принципы, последовательно сменяющие друг друга теории, научные системы.

Преемственность , как и переход от эмпирии и теории, осу -ществляется в соответствии с законами диалектики и, являясь важнейшим атрибутом диалектики научного развития, включает мо -менты взаимосвязи, сохранения и возникновения нового знания. В то же время - это сложная комплексная проблема, предполагающая изучение наряду с конкретным эмпирическим материалом и теоретических основ данной закономерности - принципа соответствия, а также углубления и расширения знаний об объекте и др. Особенность такого изучения заключается, во-первых, в непрерывной линии развития научной мысли, не исключающей однако и революционные перевороты в её истории, во-вторых, в зависимости задач, поставленных на более поздних этапах научного развития, от ре -зультатов, достигнутых на предшествующих этапах.

"Всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить, - писал К.Маркс, - как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой ... Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования". Однако это отрицание надо рассматривать "как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного."

Попутно отметим, что при опоре на традиции и одновременно через закрепление нового посредством отрицания старого - в теоретическом музыкознании происходит развитие основных концепций гармонии: теория Рамо - Римана - Катуара - Яворского - Оголевца - Тюлина - Способина.

Именно таким путем - через марксистско-ленинское понимание диалектики развития - к постижению самого процесса получения нового знания - идет методологический анализ научного развития, каких бы форм, уровней и отраслей знаний он ни касался.

Источником формирования знания является противоречие ста -рой теории о новым фактическим материалом: эмпирический базис предшествует теории и в то же время теория предопределяет эмпирию. Сам вопрос о первичности эмпирии и теории глубоко диалек -тичен,, Не углубляясь в его рассмотрение, что составило бы предмет специального исследования, отметим следующее.

Проблема эмпирического и теоретического - в плане соотно шения уровней, объектов, методов познания - является наиболее разработанной методологической проблемой, поскольку это - центів ральная проблема современной теории научного знания. Любой -гносеологический процесс при его изучении отталкивается от эмпирического понимания: "Чтобы понять, - писал В.И. Ленин, - нужно эмпирически начать понимание". В силу своего диалектического единства, составляющего суть перехода эмпирии в теорию и наобо -рот, соотношение их образует многоуровневую систему, структурная организация которой отвечает различным гносеологическим задачам в научном познании.

В музыкально-теоретической науке вопрос об особенностях проявления в её эволюции принципа преемственного развития, о соотношении эмпирического и теоретического уровней познания не подвергался специальному методологическому анализу.

Рассмотрение этих взаимосвязанных вопрооов исходит из эволюционного аспекта познания, отражающего историю развития музыкознания как научной системы в совокупности со всеми элементами её структурной организации. Так, в процессе выявления факторов развития научного знания особенно важным представляется анализ не только внутренних, но и внешних факторов - общественно-экономических, социально-политических, культурно-исторических условий жизни общества, воздействующих на строй эпохи, на развитие научного мышления, различного рода музыкальные стили, направления, средства и т.п. Вот почему особую ценность в такого рода исследованиях приобретает не сумма известных научных фактов, примененных к конкретному периоду исторического процесса, и даже не описание и не характеристика этих фактов, а изучение логики становления научной мысли, её закономерностей, путей и методов достижения научных результатов.

Аксиологический анализ музыковедческих теорий

Системно-структйфный анализ музыковедческих теорий находится в диалектической взаимосвязи с ценностным (аксиологическим) аспектом исследования. Важность специального аксиологического анализа заключается, во-первых, в обосновании исторической закономерности возникновения музыковедческой теории; во-вторых, в определении места; роли, значения и функций, занимаемых ею в развитии науки; в-третьих, в выявлении эмпирической и теоретической основы исследуемого знания и его оценки.

Понятие ценности, будучи философской категорией.определяется как значимость объекта, входящего в систему социальных отно -шений, в определенные субъектно-объектные отношения. Аксиологи -ческий аспект науки занимает существенное место в философском анализе науки.

Аксиологическое исследование невозможно вне конкретной методологической установки, разработка которой может быть выражена через критерий ценности музыковедческих теорий. При этом возникает необходимость в четком определении его параметров, свойств, отношений. Вместе с тем установление критерия ценности немыслимо без принятия во внимание специфики музыкоБнания, без опоры на изучение лучших музыковедческих трудов.

В логико-методологической литературе вопрос о критерии ценности тех или иных явлений рассматривается в связи со спецификой объекта исследования. Так, для оценки некоторых теорий предлагаются такие факторы, как проверяемость теории, её простора, семи 2 отические критерии оценки теории и др.

В этимологическом значении слова "критерий" означает отли чительный признак данного объекта, мерило его ценности. В данном конкретном случае мы его используем.как совокупность различного рода свойств, признаков, характеристик объекта (музыковедческой теории), которые в целом выражашт систему ценностных представле - 129 -ний о данном объекте. Такой обобщенный смысл понятия "критерий" позволяет рассматривать его структуру, используя в качестве метода исследования системно-структурный подход. Структуру критерия, в свою очередь, образуют ценностные параметры (характеристики), отражающие специфику музыкально-теоретических знаний.

Анализ лучших музыковедческих трудов ведет к созданию оптимальной модели научной теории и к анализу факторов её исторической ценности. В советвком музыкознании достаточно четко выражена тенденция К;изучению наиболее ценных музыковедческих исследова -ний, а также научной и педагогической деятельности целого ряда отечественных музыкантов - Б.В. Асафьева, Н.А. Гарбузова, И.В. Способина, СИ. Танеева, Ю.Н. Тюлина, В.А. Цуккермана, П.И. Чайковского, Б.Л. Яворского и других. При этом важно отметить такой примечательный факт. В исследованиях, раскрывающих научную и педагогическую деятельность наших крупнейших ученых-музыковедов, составляющих фактически суть их жизни, с одной стороны, акцентируется новаторская сущность их творческой работы, - то ценное, что внесли они в науку о музыке, а с другой стороны, подчеркивается жизненность их учения, научные и педагогические принципы которого находят преемственное развитие в деятельности последующих поколений музыковедов.

Полезность в проведении подобного рода исследований несомненна: именно в результате специального изучения музыковедческих трудов, особенно концептуального плана, можно наиболее полно выявить логику музыковедческого мышления, его специфику, ясно представить пути научного поиска, проследить эволюцию творческого процесса и, вследствие этого, дать ответ на многие вопросы, касающиеся научного качества этих трудов, их методологической ценности.

-Установление критерия ценности, имеющего явную аксиологическую направленность, позволяет приблизиться к оценке музыковедческой теории с позиций методолога. Критерий ценности, предлагаемая разработка которого вовсе не претендует на полноту и Совершенство, способен выступать в роли критерия оценок, предназначенного для критического анализа музыковедческих работ, в чем, собственно, и выражается его практический смысл.

К параметрам, характеризующим критерий, в первую очередь относятся такие, которые отражают ход -исследовательского процесса, его историю - от зачина до результата, и вместе с тем прослеживают единую линию развития знаний - от теории к практике. Именно критерий практики может дать оценку эффективности музыковедческих знаний, их истинности, объективности, степени их практической применимости.

Кроме того, посредством данного критерия можно выявить потребности в разработке той или иной проблемной темы, возможность и перспективность её решения на. определенном этапе научного развития. Именно критерий практики - это, как показано марксизмом-ленинизмом, наивысший критерий, который не только включает в себя все основные параметры, образующие структуру ценностного критерия, но и оценивает его. Посредством практики, - писал К.Маркс, - человек должен доказать истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.