Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся систем Черезов Александр Евгеньевич

Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся систем
<
Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся систем Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся систем Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся систем Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся систем Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся систем Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся систем Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся систем Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся систем Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся систем Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся систем Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся систем Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся систем
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черезов Александр Евгеньевич. Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся систем : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.01 / Черезов Александр Евгеньевич; [Место защиты: Соврем. гуманит. акад.].- Москва, 2008.- 321 с.: ил. РГБ ОД, 71 09-9/20

Содержание к диссертации

Введение

1. Понятие живого в истории философии 26

1.1 .Познание души в древнегреческой философии 26

1.2. Сущность живого в древнекитайской философии 38

1.3 .Основное понятие древнеиндийской философии 44

ІАПонятие живого в немецкой классической философии 49

Выводы 57

2. Природа живого в свете самоорганизации 59

2.1 .Методологические проблемы самоорганизации живого 59

2.2, Обратная связь как основа самоорганизации 61

2.3.Понятие хаоса в самоорганизации живого 88

2.4.Методология фрактального подхода в биологии 93

3. Методологические проблемы эволюции 127

З.1.Синергетический подход к теории эволюции 127

3.2.Принцип самоорганизации в теории М.Эйгена 142

З.З. Понятие ценности информации 145

3 АПрирода «пределов» в эволюции 162

3.5.Источник эволюционной изменчивости 168

4. Когнитивный подход к самооргализации живого 176

4.1 . Информация как функциональное отражение 176

4.2.Интеллект информационных программ 206

4.3.Игровая стратегия как критерий истинности 230

Выводы 247

5. Методологические проблемы гомеостаз а в биологии и медицине 250

5.1 .Проблема гомеостаза и самоорганизация организма 250

5.2.Нарушение гомеостаза ткани как основа патологии 258

5.3.Тканевая модель сердечно-сосудистой патологии 283

5.4.Методологические проблемы общей патологии 293

Заключение 301

Библиографический список 308

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования
исследования. В
конце XX века в методологии науки произошли
крупные изменения, связанные с бурным развитием биологии,
когнитивных наук, появлением междисциплинарного направления-
синергетики. Кардинальные изменения определили переход к
познанию самоорганизующихся систем. Становление методологии
познания живого, представляет собой сложный процесс, в котором
развивается исходное содержание принципов жизни. Новые критерии
научности включаются в научную культуру благодаря философскому
обоснованию, что предполагает осмысление философских оснований
науки о жизни. Изменение мировоззренческих и гносеологических
ориентиров при переходе к новому этапу познания жизни требует
развития методологии ориентированной на познание

самоорганизующихся систем.

Междисциплинарная методология познания живых систем вбирает в себя эволюционно-синергетический и диалектико-материалистический подходы.

Рациональное, понятийное познание природы жизни связано с историей философии. Поиски «первоначала», понятия, которое охватывает внешний материальный мир и мир субъекта, привели к выявлению принципа, сочетающего идеальное и материальное в противоречивом единстве. Соотношение души и тела, духа и материи, лежили в основе генезиса философских понятий. В более поздний период, связанный с развитием экспериментальной науки, появляются первые зачатки научного познания живых организмов. В первой половине ХУ11 века Р.Декарт создал концептуальную модель живых существ и учение о рефлекторной сущности деятельности нервной системы, которое получило дальнейшее развитие в трудах многих

5 ученых, в том числе И.М.Сеченова, И.П.Павлова. Важный вклад в

понимание проблемы саморегуляции, был внесен К.Бернаром, в его

учении о постоянстве внутренней среды,- «гомеостазе». Постоянство

«внутренней среды» есть условие жизни, автономности, свободы.

В работах И.П.Павлова идеи саморегуляции и управления нашли своё дальнейшее развитие. Поддержание какой-либо функции в заданных границах он рассматривал как результат деятельности рефлекторных механизмов. В его же работах прослеживается выявление эффектов самоорганизации, синергетики,- «если имеется в явлениях волнообразность, значит, дело идет об антагонистических процессах».

Процессы волнообразности или ритма, в последнее время изучаются синергетикой. Особый интерес представляют динамические болезни, которые обусловлены нарушением временной организацией биологических подсистем, что вызвало появление новых дисциплин хронобиологии, хрономедицины.

Возникшая в конце 40-х годов двадцатого века кибернетика стала изучать процессы управления в «чистом виде». Норберт Винер ввел новую категорию «управление»2, показал существенные отличия этой категории от других, например энергии, материи. Это позволило ему сформулировать понятие информации, положив в основу кибернетики изучение законов передачи и преобразования информации.

Создание междисциплинарной науки- синергетики связано с именами Г.Хакена и И.Пригожина. У истоков формирования нового научного мировоззрения стояли выдающиеся математики XX века: А.Пуанкаре, А.А.Андронов, А.Н.Колмогоров и др.

Синергетический, междисциплинарный подход в изучении живых систем развивали У.Матурана, Ф.Варела, Л.Маргулис, С.Кауффман,

1 Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности.-Полн.собр.соч.: В
6-ти томах; М.;Л.,1951,т.П 1, кн1,с. 152.

2 Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М.:Наука,1983.

Р.Тома, К.Х.Уодцингтон, М.Эйген, Я.Г.Синай. Философские проблемы постнеклассической парадигмы разрабатывались главным образом в России (В.С.Степин, С.П.Курдюмов, В.И.Аршинов, В.П.Бронский, В.Г.Буданов, В.Э.Войцехович, Е.Н.Князева, К.Х.Делокаров, А.П.Назаретян и др.).

Развитие знаний в области синергетики реализуется благодаря междисциплинарным взаимодействиям. Актуальность исследуемой проблемы обусловлено тем, что современное состояние философских проблем познания живого, широкого комплекса медико-биологических проблем требует более строгой и глубокой разработки понятий, моделей, с помощью которых можно исследовать важнейшие характеристики живого на всех уровнях.

Перенос из кибернетики в биологию новой парадигмы требовал
уточнения вводимых понятий. Согласно И.И.Шмальгаузену, общие
принципы регуляции во всех случаях инвариантны и могут

рассматриваться под одним углом зрения.

Философский аспект проблемы обратной связи был
проанализирован Г.Х.Шингаровым: «Это относится к основной
закономерности кибернетики- наличию у всех классов явлений
обратной связи...Как возникает это «единство противоположностей»,
это самораздвоение целого...Таким элементом является «мера»...
«Мера»... самораздваивается на противоположные качественные
состояния... диалектическая связь между полярными

состояниями...принцип самодвижения».3 Данная концептуальная идея легла в основу исследования принципа самоорганизации живых систем, как методологической основы познания живого.

Проблема самоорганизации живых систем в её философском осмыслении прошла долгий путь борьбы, многолетних дискуссий

3 Шингаров Г.Х. Саморегуляция функций как проблема физиологии, кибернетики и диалектической логики/УМетодологические проблемы физиологии высшей нервной деятельности.-М.:Наука,1982.-С. 133-150.

7 между естествоиспытателями- материалистами и виталистами.

Древнейшее представление о психике исходило из того, что нервная

система, как и весь организм, управляется нематериальной силой.

Декарт считал, что высшие психические функции- это особая

«субстанция», не поддающаяся научному исследованию. В 30-50 годах

XIX века открытие братьями Вебер явления торможения в

периферической нервной системе и процесса центрального торможения

И.М.Сеченовым имело принципиальное значение для понимания

процессов управления и саморегуляции деятельности нервной системы.

Торможение вводит в объяснение нервной деятельности

диалектический момент борьбы противоположных начал как источника

самодвижения. Важное значение для понимания процессов управления

в живом организме имело открытое Шеррингтоном в мышцах

проприорецепторов- сенсорных органов, информирующих нервную

систему о том, что происходит в исполнительных органах. Наличие

этих механизмов в деятельности нервной системы предвидели еще

Ч.Белл, Г.Гельмгольц и И.М.Сеченов. К началу XX века сложилось

представление, что нервная система осуществляет управление

функциями организма на основе антагонизма действующих

механизмов. Ч.С.Шеррингтон связывал процесс регуляции по

принципу последовательного включения противоположно

действующих механизмов с реципрокным механизмом. Открытие

механизма условного рефлекса И.П.Павловым определило новый этап в

изучении механизмов саморегуляции и управления функциями

организма.

Первая половина XIX века была ознаменована успехами

естествознания в области биологии и медицины. Клеточная теория

Т.Шванна и Р.Вирхова, эволюционное учение Ч.Дарвина, классические

исследования Ч.Белла и Ф.Мажанди, И.Мюллера, Э.Дюбуа-Реймона,

Г.Гельмгольца, Ф.Велера, Р.Вирхова, К.Бернара, И.М.Сеченова,

8 И.П.Павлова способствовали раскрытию основных принципов

строения и функции различных органов животных и закономерностей

индивидуального и филогенетического развития. Главным итогом этих

исследований была яркая и убедительная демонстрация того, что

процессы, совершающиеся в организме животных, могут быть поняты

на основании тех же законов физики и химии; и что нет непроходимой

грани между неорганической природой и органической, соответственно

нет непознаваемой жизненной силы.

Изучение процессов регуляции в развитии биологических систем явились предварительным вариантом современной исследовательской программы познания динамики неравновесных процессов. Принципы универсального эволюционизма, объединили в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. В центре внимания оказались наиболее фундаментальные процессы, связанные с наследственностью и эволюцией.

Современное понимание жизни, эволюции, формируется под влиянием идей самоорганизации, генетики, этологии, эволюционной биологии, когнитивных наук. Серьезная проблема наметилась в результате возникновения биотехнологии, появлением возможности изменения генетической природы человека. Многообещающее направление связано с применением стволовых клеток в области геронтологии. Перспектива новой медицины обусловлена развитием технологии регенерации любых тканей и органов, лечением сердечнососудистых и онкологических заболевания.

Междисциплинарный синтез характерен также для такого
направления методологии как когнитивная эпистемология.

Когнитивность, как показали У.Матурана и Ф.Варела, является атрибутом всего живого. В диссертации развивается новое направление осмысления теории И.П.Павлова, в русле когнитивной

9 эпистемологии, биологических, условно-рефлекторных оснований

интеллекта.

Междисциплинарный подход к проблемам познания живого выявил фундаментальную основу самоорганизации,- структуру обратной связи, причинно замкнутую на себя, лежащую в основе принципа регуляции гомеостаза, аутопоэзиса (У.Матурана). Истоки принципа гомеостаза, обнаруживаются в учении И.П.Павлова, который придавал огромное значение точному количественному изучению «приспособлений, стоящих на страже этого стремления к постоянству». В сохранении динамического постоянства внутренней среды организма состоит смысл физиологических функций, понимания организма как саморегулирующейся системы. Сам термин «гомеостаз» ввел в науку американский физиолог У.Б.Кеннон.

С философской точки зрения принцип живого определяется (Аристотель) как «причина самого себя», «самоцель». Логика причинно-следственной связи в такой структуре состоит в том, что идеальная форма (информация) и материальная (реализация информации) замкнулись в кольцевую структуру, определяющую процесс воспроизводства (аутопоэзис) и эволюцию жизни. Под идеальной формой понимается отражение, семантика информации в виде знаковой системы. Основы понимания природы идеального в виде знаковой формы, в деятельности нервной системы, как показал Г.Х.Шингаров, были заложены И.П.Павловым в учении об условном рефлексе: «Знак, сигнал в «идеальной» форме содержит мотивирующую силу безусловного раздражителя и поэтому «представляет» его в целостной условнорефлекторной деятельности».4 В концепции идеального Г.Х.Шингарова, важно подчеркнуть более широкий охват этой проблематики, выходящей за рамки, ограниченные

4 Шингаров Г.Х. Теория и метод познания И.П.Павлова//Методологические проблемы физиологии высшей нервной деятельности.-М.:Наука,1982.-С41.

10 понятием сознания. Связь природы идеального с семантикой знаковых

систем, языка, является основой понимания природы идеального. В

нашем исследовании развивается данное направление и показывается,

что первой когнитивной информационной системой отражения в

истории возникновения жизни, явилась генетическая программа,

лежащая в основе развития и целесообразного поведения. Понятие

когнитивности живых систем на клеточном уровне связывается с

управляющей программой, выполняющей функцию интеллекта,

обеспечивающего целесообразное поведение, развитие.

Принцип живого, выраженный в понятиях «души»,

«субстанции», «понятия», «монады», связывающий идеальную форму с материальной в кольцевой структуре, проходит через всю философию. Так уже Аристотель, определяет «душу» живого как самодвижущий принцип, внутреннюю цель живого, которой присуще «круговое» движение: «Анаксагор...говорит, что ум есть душа, так как ум, мол, присущ всем живым существам...Что касается начал, то имеется разногласие...между теми, кто считает их телесными, и теми, кто признает их бестелесными, объявляет начала состоящими из обоих».5 В этом фрагменте усматривается генезис проблемы соотношения «бестелесного» (идеального) и телесного (материального). Принцип, связывающий идеальное и материальное в одной целостной структуре, отвечает диалектическому подходу,-«раздвоения единого» на две противоположные формы, которые опосредуют друг друга, определяя самодвижение и развитие.

В диссертации выявляется связь философских понятий «души», «субстанции», монады», «понятия» с принципом жизни на разных уровнях развития. Выявление общего принципа живого, в философии, биологии и синергетике, позволяет достичь нового уровня обобщения, свойственного этапу современного познания. В поиске генезиса

5 Аристотель. Сочинения в четырех томах. -Т. 1.-М.:Мысль, 1976.-376-378.

принципа самоорганизации живого, исследование опирается на теорию лауреата Нобелевской премии М.Эйгена: «Первичная информация представляет собой функцию, которая обеспечивает своё собственное воспроизводство...информация приобретает смысл только через функцию, которую она кодирует. Такую систему можно сравнить с замкнутой петлей».

Как показал М.Эйген, для обеспечения эволюции необходима конкуренция самореплицирующихся (автокаталитических) систем. Ни нуклеиновые кислоты, ни белки, взятые по отдельности, не могут подвергнуться отбору и эволюционировать. Тем самым М.Эйгену удалось раскрыть эволюционный смысл процессов редупликации (удвоения, повторения) и синтеза информационных макромолекул. Отношения между нуклеиновыми кислотами и белками представляют собой сложную иерархию «замкнутых петель». Круговая логика взаимодействия между причиной (ДНК) и следствием (белки) приводят к возникновению макроскопической функциональной организации, обладающей способностью к самовоспроизведению, отбору и эволюции.

Диалектический принцип раздвоения на две противоположные формы в рамках научного подхода приобрел свою конкретную форму. Идеальность души определяется природой информации, что соответствует идеальной форме, в процессе реализации программы, она формирует материальную форму в виде организма. На языке биологии это соответствует отношению между генотипом (ДНК) и фенотипом (белками). Между двумя формами возникает кольцевая логика «самоцели»,- в знаковой системе программы отражена структура фенотипа, поэтому самореализация означает переход генотипа в фенотип, что порождает противоположную форму того же содержания,- «иное самого себя». Информация, закодированная в

6 Эйген М. Самоорганизация материи т эволюция биологических макромолекул.-М.:Мир, 1073.-С. і0.

12 геноме (идеальное), есть иная форма организма. Раскрытие механизма

генетического кодирования приоткрыло тайну внутренней цели,

«души» живого.

Воспроизводство живого организма связано с матричным принципом биосинтеза белков, обеспечивающим «самоподобие», повторение (итерацию) структурного паттерна организма. Понятие самоподобия составляет основу природы фракталов. В работе исследуется связь фракталов с принципом обратной связи. Показывается, что фрактал образуется в процессе итерации,-повторения общего структурного паттерна, за счет обратной связи. Согласно В.Ф.Панову: «Мандельброт обнаружил принцип, с помощью которого образуются самоподобные структуры. Это происходит в процессах с обратной связью, которые описываются нелинейными законами». Функция обратной связи определяет повторения (итерацию) одного и того же паттерна. В случае воспроизводства генетических матриц,- речь идет о повторении генома,-воспроизведение популяции, роста, развития фрактальных сетей экосистемы.

Сходную точку зрения выражает В.В.Исаева: «Повторение... структуры в разном масштабе создает масштабную инвариантность фракталов. Этот... процесс, включающий обратную связь и самореферентность (возникшая форма... служит исходной для последующей)»8.

Как показал Г.Х.Шингаров, принцип «возникшая форма-исходная для последующей» впервые экспериментально был разработан И.П.Павловым в 90-е годы XIX века при изучении функций пищеварения, в результате чего возникло представление о пищеврении

7 Панов В.Ф. Математика древняя и юная. М.:Изд-во МГТУ им.М.Э.Баумана, 2006.-С.577.

8 Исаева В.В. Синергетика для биологов.-М.:Наука,2005.-С23.

13 как о целостной саморазвивающейся и саморегулирующейся системе

(принцип поэтапной регуляции функций организма).9

Среди разных симметрии особое значение имеет инвариантность при изменении размеров, называемая самоподобием. Самоподобие-это единственная из всех симметрии, которая порождает антитезу симметрии- хаос. Возникновение хаоса тесно связано с самоподобием. Необходимо пояснить, что значение понятия хаоса в синергетике имеет особый смысл. Процессы и структуры, называемые хаотическими, сочетают детерминированность и случайность, ограниченную предсказуемость и непредсказуемость. Элементы хаоса выявлены в функционировании нейронов и их сетей. Хаотическая динамика оказалась нормой для организма. И наоборот упорядоченный режим свидельствует о патологии.

Концепция фракталов (масштабной инвариантности) дает новую логику для понимания структуры, формообразования и функционирования биологических систем. Итерационный процесс-эффективный способ кодирования и расшифровки информации. Живые организмы используют генетическое кодирование и механизмы морфогенеза повторно и многократно, что позволяет сжимать генетическую информацию. Биологический смысл ветвящихся, сетевых фракталов состоит в увеличении площади раздела фаз, максимальное заполнение пространства, что обеспечивает организмам максимизацию площади обмена с окружающей средой и интенсификацию метаболизма при минимизации общего объема. Фрактальная размерность представляет собой показатель меры заполнения пространства фрактальной структурой. Тканевый уровень фрактальных исследований включает морфологическую организацию и разнообразные гистогенезы в норме и патологии. Обнаружилась

9 Шингаров Г.Х. Теория и метод познания И.П.Павлова// методологические проблемы физиологии высшей нервной деятельносьт.- М.:Наука,1982.- С.11-47.

14 фрактальная организация дыхательной, сосудистой и других систем

организма

В общей концепции синергетики главным конструктом является фрактал, который стал общенаучным понятием, означающим самоподобную, сетевую, переходную структуру.10

Проведенный анализ показал, что в подходах к проблеме сущности жизни, структурному принципу самоорганизации нет единой точки зрения. Это отмечал ещё Аристотель при анализе понятия «души». В связи с этим необходимо выявить общий принцип самоорганизации живого (паттерн, «клеточку») в философии, биологии и синергетике. Такой комплексный подход позволяет решать ряд взаимосвязанных задач,- выявляет рациональную основу философских понятий, в основе которых лежит принцип живого, эксплицирует их на современном уровне познания живой природы, интегрирует знания о самоорганизации живых систем в свете междисциплинарного подхода.

Существо комплексного подхода заключается в развитии принципа живого за счет междисциплинарной интеграции, в контексте философии, биологии и синергетики. В этом вопросе исследование основывается на концепции Г.Х.Шингарова,- диалектического раздвоения- «меры», как основы принципа саморегуляции.

Материал исследования излагается согласно логике понятийного развития («восхождения от абстрактного к конкретному») в философии: вначале анализируется принцип сущности жизни в истории философии, далее он развивается, конкретизируется, анализируется в биологических теориях и синергетике. В завершении, исследуется понятие гомеостаза, основанное на принципе обратной связи, в биологии и медицине.

10 Войцехович В.Э. Куда эволюционирует наука?//Синергетическая парадигма.-М.:Прогресс-Традиция,2004.-с.181.

15 Связь саморегуляции с диалектикой развития прослеживается

также в концепции В.С.Степина: «Вклад в разработку категориального

аппарата необходимого для осмысления...саморазвивающихся объектов

было внесено Гегелем... нечто...порождает «свое иное» вступает с ним в

рефлексивную связь».

Примером диалектического развития является методология построения «Капитала» К.Марксом. Диалектическая клеточка представляет собой принцип соединения идеальной и материальной формы товара, одна из которых представляет собой идеальную форму товара, в виде денежных знаков, а другая потребительскую форму товара. С методологической точки зрения важно, что структура клеточки инвариантна.

Аналогичный подход к диалектике развивает Д.С.Чернавский: «Гегелю удалось сформулировать основные... общие свойства,... развивающихся систем... современная синергетика является математической основой диалектического материализма». ~ «Рефлексивная связь» - это замкнутый на себя причинно-следственный процесс, лежащий в основе самоорганизации живого. В работе развивается понятие «рефлексивной связи» применительно к истории философии, выявляются основы самоорганизации живого в философии Канта, Шеллинга, Гегеля. Согласно Гегелю, «понятие» на уровне живых существ есть то же самое, что «душа» Аристотеля. Речь идет о принципе, который Гегель называет «понятием» или «душой» живого организма. Прослеживается связь «понятия» с «монадой» Лейбница, «субстанцией» Спинозы. Лейбниц также определяет «монаду» как «душу» живого существа. В таком понимании «понятие» (душа) выступает в качестве внутреннего управляющего, идеального фактора, сходного по функции с генетической информацией. Данное

Степин B.C. Синергетика и системный анализ//Синергетическая парадигма.-М.:Прогресс-Традиция,2004.-с.63; Степин B.C. О прогностической природе философского знания// Вопросы философии. №4, 1986.-С.39-54. 12 Чернавский Д.С. Синергетика и информация.-М.:Едиториал УРСС,2004.-С.229-230.

представление о природе принципа живого, усиливает воззрение финского логика Г.Х.Вригта: «Из отрицания отрицания...следует нечто отличное от исходного понятия...переформулируем их идеи в терминах отрицательной обратной связи. Процесс обратной связи носит характер «двойного отрицания».13

Осмысление нового подхода к органической целостности состоит
в том, что генезис живого есть диалектически целое, которое
«раздваивается» на противоположные полюса, где взаимодействие
идет от одного полюса к другому, удерживая заданную «меру» и
процесс повторения себя (итерацию) путем воспроизводства

структурного паттерна (генома).

Воспроизведение генома организма на основе «рефлексивной связи» порождает повторение паттерна, что определяет самоподобие системы. Сопоставляя понятие «самоподобия» Б.Мандельброта с идеей «рефлексивной связи», выявляется связь между диалектическим подходом и фрактальной методологией. Фрактальность построения науки «Логики» отмечается в работе В.В.Попкова: «Логическое единство теории, опирающейся на двойственность...теория диалектики Гегеля самоподобна (фрактальна)...Являются ли эти гегелевские «петли» умозрительными или за ними стоит какое-то фундаментальное свойство».14

В процессе анализа обосновывается, что принцип раздвоения на идеальную и материальную форму, образующие антагонистические полюса, замыкающиеся друг на друга, составляет структурную основу принципа самоорганизации живого. В этом обнаруживается природа «рефлексивной связи», диалектика саморегуляции (гомеостаза), выраженная в понятии «меры» (Г.Х.Шингаров).

13 Вригт Г.Х. Логико-философские исследования.-М.:Прогресс, 1986.-е. 188.

14 Попков В.В Двойственность: концепция и структура познавательной модели//Системный подход в
современной науке.-М.:Прогресс-Традиция,2004.-с.235-237.

17 СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Проблема методологии познания живого, общего паттерна
самоорганизации, фрактальной методологии, в контексте анализа
философских понятий, является малоисследованной областью

философии и междисциплинарного направления.

Новой неисследованной областью является проблема

структурной основы принципа самоорганизации живых систем. Междисциплинарный подход к основам самоорганизации живых систем, принципу живого в истории философии является проблемной областью в философии и синергетике.

В качестве методологической, теоретической основы диссертационное исследование опирается на концепцию диалектического «самораздвоения меры», лежащей в основе саморегуляции живых систем Г.Х.Шингарова, а также идеи самоорганизации В.С.Степина, Д.С.Чернавского, Г.Х.Вригта, в которых переосмысливается диалектика в свете синергетической парадигмы.

Анализ проблемы самоорганизации живого, выявления

структурной основы,- «клеточки» самодвижения, открывает новые стороны междисциплинарного синтеза,- диалектики саморазвития живых систем и теории самоорганизации.

Методологические проблемы саморегуляции исследователись в работах Г.Х.Шингарова, Г.И.Царегородцева, К.Фукс-Киттовского, М.Янкова, В.С.Степина, Е.Я.Режабека, Е.Н.Князевой, В.И.Аршинова, В.А.Глядкова, И.Т.Фролова и др. Данная тематика нуждается в дальнейшем развитии, в направлении выявления структурной основы принципа живого в философии и междисциплинарном направлении науки.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель работы заключается в анализе методологических проблем познания принципа живого в философии, биологии и синергетики.

18 Решаемая проблема заключается в раскрытии общего паттерна живых

систем, осмысление самоорганизации живого, нового

междисциплинарного подхода к эволюции.

Поставленная проблема предполагает решение следующих

исследовательских задач:

разработки концепции генезиса понятия живого в истории философии с позиции диалектико-материалистического подхода, биологии, методологии самоорганизующихся систем;

выявление структурной основы самоорганизации живых систем в контексте теорий К.Бернара, И.П.Павлова, М.Эйгена, У.Матурана, Ф.Варела;

- анализ методологических основний теории И.П.Павлова с целью
выявления условно-рефлекторных оснований интеллекта,' знаковой
формы отражения в свете когнитивной эпистемологии;

разработку модели источника эволюционной изменчивости и пределов эволюции;

выявление связи диалектики с принципом жизни, в контексте понятий «самоцель», «причина самого себя», «монада», «понятие»;

- исследование понятия гомеостаза в истории становления
биологии, условно-рефлекторного учения, в свете современных
проблем медицины, общей патологии, хронобиологии.

Первоначальная гипотеза состояла в том, что в основе философских систем, генезиса понятий лежит принцип живого, который проходит сквозь всю историю философии. Принцип, связывающий идеальное и материальное в кольцевую структуру, противоречивое единство, определяет диалектическое ядро развития. С другой стороны, кольцевую структуру необходимо было выявить в качестве общего паттерна живых самоорганизующихся систем. Совпадение между принципом живого в современной биологии и его философскими понятиями «самоцели», «причины самого себя»

19 выступает в качестве критерия верности первоначального

предположения.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

- структурные основания самоорганизации, развития живых
систем в истории философии, биологии и синергетики.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

- методологические проблемы познания самоорганизации
живого в свете междисциплинарных исследований в философии,
исследование методологических проблем теории эволюции, анализ
понятия гомеостаза в свете проблем общей патологии и
синергетического подхода к динамическим болезням.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологическим ориентиром выступают концепция принципа саморегуляции «самораздвоения меры» Г.Х.Шингарова, как основы самоорганизации гомеостатических систем; разработка понятия «рефлексивной связи», закона «отрицания отрицания» как основы диалектики в работах В.С.Степина, Д.С.Чернавского, Г.Х.Вригта, как основы междисциплинарного подхода к диалектике.

Диссертационная работа основывается на ряде теорий и философских направлений методологии познания:

концепции «самораздвоения меры» на противоположные качественные состояния в самоорганизующихся системах Г.Х.Шингарова;

разработке понятия «рефлексивной связи», закона «отрицания
отрицания» как основы диалектики в работах В.С.Степина,
Д.С.Чернавского, Г.Х.Вригта, Е.Я.Режабека, И.Т.Фролова,

20 В.И.Аршинова, Е.Н.Князевой, И.К.Лисеева, К.Фукс-Киттовского, М.Эйгена, И.П.Павлова, П.К.Анохина.

методологическом анализе фрактального подхода в работах Б.Мандельброта, В.И.Аршинова, Е.Н.Князевой, С.П.Курдюмова, В.Э.Войцеховича, В.В.Исаевой, М.Шредера; исследование проблемы знака и значения, идеального в трудах Г.Х.Шингарова, Д.И.Дубровского, Э.В.Ильенкова, М.Янкова;

исследование методологических проблем понятия гомеостаза, в
трудах П.Д.Горизонтова, И.П.Павлова, П.К.Анохина, Н.Винера,
Р.Харди, Д.С.Саркисова, В.М.Дильмана, К.В.Судакова,

К.Х.Уоддингтона.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ НАУЧНАЯ НОВИЗНА

Новизна и научная значимость исследования определяется разработкой концепции принципа самоорганизации живых систем в свете истории философии, методологических проблем биологии и синергетики. Выявлен генезис принципа кольцевой связи в истории философии и его связь с понятиями «самоцели», «причины самого себя», «понятия», «души».

Анализ эволюционной изменчивости и пределов эволюции

вносит вклад в теории эволюции и методологию глобального эволюционизма.

Исследование проблем когнитивной эпистемологии,

биологических предпосылок интеллекта, выявило новые подходы в осмыслении ряда современных проблем.

Осмысление понятия гомеостаза в контексте медико-биологических проблем выявило патологическую основу механизма нарушения гомеостаза на тканевом уровне. Особое значение в этом контексте имеет новое направление,- «динамические болезни», которые вызываются нарушением временной организации подсистем и связано

21 с нарушением динамики нелинейных систем. Изучение динамики

систем с обратной связью в регуляции гомеостаза позволяет понять

появление колебаний и хаотической динамики, приводящие к

нарушению контроля. Предложена концепция тканевого гомеостаза как

методологическая основа исследования возрастных заболеваний.

В ходе анализа были получены следующие теоретические

результаты, выносимые на защиту:

  1. Концепция общего принципа живых систем исходит из единого понимания сущности жизни и интеллекта, структурная основа которого состоит в том, что идеальная форма (информация) и материальная (реализация информации в фенотипе) замкнулись друг на друга в кольцевую структуру, которая определяет воспроизводство и эволюцию. Под идеальной формой понимается семантика знаковых систем (отражения, информации), поэтому кольцевой принцип выступает как онтологическое и гносеологическое основание, определяя логику живого в виде понятий «самоцели», «причины самого себя». Логика кольцевой связи, в виде соотношения идеального и материального, составляет существо основополагающих понятий-«первоначал» в истории философии (души, субстанции, монады, понятия). Выявление структурного инварианта живого развивает новый фрактальный подход к осмыслению самоорганизации (аутопоэзиса) живого, формирует методологическую основу междисциплинарного синтеза философии, биологии и синергетики.

  2. Концепция общего паттерна живого исходит из принципа самоорганизации, диалектического «самораздвоения меры» (Г.Х.Шингарова), который состоит в раздвоении на противоположности, где идеальное (информация) и материальное, замыкаются друг на друга в кольцевую структуру, определяющую воспроизводство паттерна живого и эволюцию.

3. Анализ принципа живого в философии Канта, Шеллинга,

Гегеля показал, что она связана с раздвоением органической

целостности на противоположные формы, замкнутые друг на друга, где идеальная основа, через иную форму самой себя, воспроизводится и сохраняет себя. В современной теории живого принцип самоорганизации связывается с логикой кольцевой связи (М.Эйген), аутопоэзиса, раздвоением системы на фенотип и генотип, где информационная программа замыкается в кольцо со своим белковым продуктом, ферментативная активность которого направлена на сохранение и размножение программы.

4. Концепция кольцевого паттерна самоорганизации живого
вносит вклад в становление глобального эволюционизма, выступая в
качестве методологического основания междисциплинарной науки,
объединяющей науки о природе и науки о духе, конкретизируя
эволюционный механизм возникновения новых структур.

  1. Предложенная модель источника эволюционной изменчивости и пределов эволюции развивает новый подход к механизму эволюции в свете фрактальной методологии.

  2. Законы условно-рефлекторной деятельности, открытые И.П.Павловым, выступают в качестве нейрофизиологического механизма знакового отражения, элементарных оснований интеллекта.

  3. Методологический подход к природе гомеостаза привел к обоснованию концепции тканевого гомеостаза как основы возрастных заболеваний. В основе её лежит представление о природе динамической устойчивости тканевого гомеостаза и его пределах (точки бифуркации) разрушения, поэтому ускорение ритма, динамики репопуляции в условиях хронической пролиферации, приводит к прогрессирующей эмбрионализации, которая снижает специализацию тканей, вызывая функциональную недостаточность. Развитие прогрессирующей эмбрионализации, разрушает обратную связь,

23 осуществляемую кеилонами, контролирующими деление стволовых

клеток. Анализ динамики тканевого гомеостаза в свете

синергетического подхода к дианмическим болезням раскрывает новое

понимание механизма возрастной патологии.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПОЛУЧЕННЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ

Разработка проблем, поставленных в диссертации и полученные в ходе исследования результаты развивают междисциплинарное направление науки, в центре которого находится понятие жизни, глобальный эволюционизм. Разработанная методология познания общего паттерна живого выступает в качестве герменевтического принципа в осмыслении философских понятий: «самоцели», «причины самого себя», «души», «понятия», «монады», «субстанции». Выявление структурного основания живого развивает концепцию диалектического раздвоения «меры» Г.Х.Шингарова, конкретизирует понятие «рефлексивной связи» в концепции диалектики В.С.Степина, Д.С.Чернавского, Г.Х.Вригта.

Разработанная модель внутреннего источника эволюционной изменчивости и пределов эволюции вносит вклад в развитие методологических проблем эволюционного учения.

Исследование «условно-рефлекторных» оснований интеллекта расширяет методологическую базу когнитивной эпистемологии.

В рамках анализа методологических проблем понятия гомеостаза, достигнут новый уровень осмысления механизма общей патологии связанного со старением. Модель тканевой патологии развивает представление о природе «динамических болезней», обусловленных нарушением ритма, временной организации пролиферации. Анализ самоорганизации системы с обратной связью в регуляции стабильности тканевого гомеостаза, расширяет методологические основы синергетики в познании динамических заболеваний.

24
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЗНАЧИМОСТЬ ПОЛУЧЕННЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ

Разработанная методология познания структурного основания живого выступает в качестве герменевтического принципа, «ключа» в осмыслении философских понятий: «самоцели», «причины самого себя», «души», «понятия», «монады», «субстанции» и служит основой рационализации философии в направлении междисциплинарного синтеза философии, биологии и синергетики.

Выявленная структура принципа живого развивает концепцию раздвоения «меры» Г.Х.Шингарова, конкретизирует понятие «рефлексивной связи» в концепции диалектики В.С.Степина, Д.С.Чернавского, Г.Х.Вригта.

Предложенная концепция внутреннего источника эволюционной изменчивости и пределов' эволюции вносит вклад в развитие теории эволюции и исследования природы самоорганизующихся систем.

Выявление условно-рефлекторных оснований знаковых систем и
процесса познания вносит вклад в развитие когнитивной

эпистемологии, теории интеллекта.

Модель тканевой патологии развивает представление о природе динамических болезней, механизме разрушения тканевого гомеостаза, что служит методологической основой исследований и клинической практики данной группы заболеваний.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основные положения, содержащиеся в диссертации; докладывались на всероссийских, международных, московских научных конференциях: Всероссийская конференция «Философия здоровья россиян, сегодня» (Москва,2005); общероссийская и общеуниверситетская конференция «Здоровье как феномен культуры» (Москва, МГПУ 2004); научная конференция факультета социологии

25 МГПУ (Москва, МГПУ 2005); общеуниверситетский семинар

Российского химико-технологического университета им.

Д.И.Менделеева «Наука, технология, общество» (Москва,2000); Третий

Российский Философский конгресс «Рационализм и культура на пороге

третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону,2002); общеуниверситетская

конференция «Современная стратегия развития образования: сущность,

тенденции, особенности управления» (Москва, МГПУ, 2002);

общеуниверситетская конференция «Социально-гуманитарное

образование: состояние, тенденции, перспективы» Москва, МГПУ

2002); Международная конференция XXI век: проблема подготовки

специалистов педагогического образования (Москва, МГПУ,2007);

Международная конференция "Текст и контекст: лингвистические,

литературоведческие и методические аспекты» (Москва, МГПУ,2007).

Основные положения диссертации отражены в 35 научных публикациях общим объемом 66 п.л., в том числе в двух авторских монографиях и учебно-методическом пособии: «Философские проблемы биологии и методологии познания».-М.:МГПУ,2007 ( 7 п.л.); «Парадигма жизни. К построению общей теории самоорганизации живых и социальных систем».-М.:Компания Спутник+,2004 (33 п.л.); «Общая теория рака: тканевый подход».-М.: Изд-во МГУ, 1997 (16 п.л.).

СТРУКТУРА РАБОТЫ

Работа построена в соответствии с общим замыслом и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка используемой литературы на русском и английском языках.

Сущность живого в древнекитайской философии

В предыдущем разделе анализировалась принцип жизни в философских системах древнегреческих мыслителей. Был выявлен принцип организации живого, связывающий идеальное с материальным. Данный структурный инвариант согласно Аристотелю определяется через понятие «самоцели». Понятие «самоцели» адекватно понятию «причины самого себя», исходя из этого мы предположили, что онтологической основой понятий живого является то, что В.С.Степин назвал «рефлексивной связью». Очевидно, что кольцевой принцип является стержневым и проходит через всю философию и биологию. В какой мере выявленный инвариант самоорганизации, в виде понятий «причины самого себя», «самоцели» применимо к другим философским системам? И можно ли обнаружить его в древнекитайской философии? Если выводы относительно кольцевого принципа верны, то присуще ли это древнекитайской философии? Исследование этого вопроса выявило связь понятия «дао» с природой идеального и сущностью жизни. Приведем фрагмент из книги «История китайской философии», Шэнь Чжэн пишет: «Основной категорией неоконфуцианской школы истинного пути является «высший прнцип»...Чэн Хоо писал: «Не имеющий телесной оболочки называется дао- истинный путь, имеющий телесную оболочку называется ци- сосуд...Исчезая и появляясь, наполняясь и истощаясь, высший принцип безостановочно движется по кругу...Чжу Си считал... «Высший принцип- это путь, не имеющий телесной оболочки, основа, рождающая предметы. Частицы-сосуд для имеющего телесную оболочку, орудие, рождающее предметы...через предметы, имеющие телесную форму, познавать не имеющий телесной оболочки высший принцип»29. Выясняется, что высший принцип китайской философии обозначается понятием «дао», которое бестелесно. Понятие «бестелесного» используется также и в древнегреческой философии. Оно означает природу идеального, которое по-другому называют «имматериальным». Связь «дао» с природой идеального указывает на принцип сущности жизни. Дао, это то, что не имеет телесной оболочки. Это означает, что дао «бестелесно». В философии под термином «бестелесного», «имматериального» понимается природа идеального. Второй критерий по которому можно выявить принцип кольцевой связи, это связь высшего принципа с безостановочным движением по кругу. Следовательно, выявляется тот же принцип, который характеризует понятия «души», «духа» в древнегреческой философии. Движение по кругу означает, что речь идет о кольцевой связи, принципе аутопоэзиса У.Матурана и Ф.Варела. Высший принцип дао, то исчезает, то появляется, это означает переход от материальной формы к идеальной. В процессе жизнедеятельности организма они «снимают» друг друга. С современной точки зрения, информация генома переходит в форму фенотипа, который размножает, самосохраняет генотип. В деятельности живого организма идеальная модель в виде информации определяет материальное воплощение. Переход от идеального к материальному проанализировано Аристотелем в понятиях «активной формы», внутренней «цели».

Китайские философы, анализируя проблему идеального, указывают на эпистемологический, методологический путь- «через предметы, имеющие телесную форму, познавать не имеющий телесной оболочки высший принцип». Идеальное можно познать через формы

История китайской философии.- М.:Прогресс,1989.- с.325- 351. материальной реализации. Это относится к живым существам, а также к переходу идеального в материальное в процессе деятельности. Природа идеального «дао», принцип кольцевой структуры, выступают как основные понятия древнекитайской философии, выражающие сущность живого, разумного.

Выясняется, что в древнекитайской философии принцип отношения идеального и материального, представляет собой кольцевую структуру, является основным понятием философии. Идеальное выступает как «путь», закон, «ум» (душа) живых существ. «Дао»- это определение природы идеального, которое вбирает в себя знание,- законы мира. Знание в виде информации для живых существ это жизненный опыт (интеллект), накопленный в эволюции. Дао в древнекитайской философии соответствует природе «души» Аристотеля, «понятию» Гегеля, «монаде» Лейбница.

Обратная связь как основа самоорганизации

Особое место в исследовании самоорганизации живого занимает обратная связь. Обратная связь означает передачу информации о результате деятельности к первоначальному источнику, управляющему, корректирующему устройству, на основе программы поведения. Первое исследование петель обратной связи было дано Н.Винером, Дж.Биглоу и А.Розенблютом, описавшими идею круговой причинности как логического паттерна, лежащего в основе концепции обратной связи и применили её к модели поведения живых организмов.

Концепция обратной связи в биологии переросла в концепцию гомеостаза, механизм которого лежит в основе представлений о норме 62 и патологии в медицине. Великий французский физиолог Клод Бернар сформулировал понятие «постоянства внутренней среды» организма. Концепция «внутренней среды» К.Бернара послужила в современной биологии и медицине основой учения о гомеостазе, представление о понятии «нормы и патологии» и стала одной из самых плодотворных учений физиологии. Деятельность И.М.Сеченова способствовала продолжению развития учения о гомеостазе. Он проводил аналогию принципов саморегуляции в живых системах с автоматическим регулятором Уатта. Уже в двадцатом столетии американский физиолог У.Б.Кеннон продолжил развитие учения о гомеостазе, разработав теорию принципа саморегуляции постоянства внутренней среды организма, ставшею одной из предпосылок кибернетики. Кеннон использовал понятие о том, что живые существа представляют собой открытые системы, имеющие связи с окружающей средой, при этом саморегуляция ограничивает возникающие в организме колебания в узких пределах. Кроме процессов уравновешивания для организма характерна кооперация и интеграция функционирования органов и систем. Для процессов, обеспечивающих устойчивость организма, Кеннон предложил термин «гомеостазис», который означает регулируемое постоянство внутренней среды; термин «гомеостаз»- это совокупность механизмов и связей организма, направленных на поддержание постоянства внутренней среды. В эволюционном аспекте гомеостаз- это генетически закрепленная адаптация организма к условиям окружающей среды. Кеннон пришел к выводу о том, что организм обладает большим «запасом прочности». В дальнейшем было показано, что значительная роль в регуляции гомеостаза принадлежит нервной и эндокринной системам. Л.А.Орбели была установлена адаптационно- трофическая роль нервной системы, сущность которой заключается в том, что симпатическая нервная система может менять функциональную активность органов, адаптируясь к внешним условиям. Гормональные влияния непосредственно участвуют в обеспечении адаптации к воздействиям внешней среды и находятся под контролем нервной системы. Согласно теории И.П.Павлова низшие отделы центральной нервной системы регулируют в основном внутреннюю среду и обычные вегетативные функции, а адаптация к изменениям внешней среды осуществляется большими полушариями мозга, которые своей сигнальной деятельностью путем образования условных рефлексов реализуют всё более совершенное уравновешиванине с внешней средой.

В работах А.А.Ухтомского выявляются элементы синергетики: «Что касается динамического равновесия, стационарного процесса...и производных из них колебательных явлений нелинейного типа, то их...можно находить в возбуждении нерва или мышцы...Повсюду, где есть...нарушающееся и всё время восстанавливающееся равновесие, есть и почва для колебательных явлений периодического типа».51

Проблема методологии познания живого предполагает выявление онтологического основания, паттерна организации системы, в качестве онтологического и гносеологического принципа живого. Паттерн живого в понятийной форме выражается как «причина самого себя», «самоцель» и выступает в качестве логического и онтологического основания философских систем. Данное основание представляет собой «кольцевой паттерн», принцип саморганизации живого. Кольцевая структура в качестве паттерна образует иерархические сетевые структуры, на разных уровнях организации жизни. Идея самоподобия в живых организмах, характеризуя природу фракталов, обусловлена повторением (итерацией) общего паттерна (генома) на основе обратной связи. История спора, бурно проходившего на протяжении XX столетия,- в чем специфика методологического подхода к жизни с позиции биологии и физики, есть ли сущность живого, которая не редуцируема в рамках физики, обретает новые подходы и решения. Сущность живого, определяется кольцевой структурой, замкнутой на себя, состоящей из двух противоположных форм: идеальной формы (информации) и формы материального организма (фенотипа). Информация, как идеальный фактор, закодированный в ДНК, определяет структуру и функцию организма.

Природа знаков, семантика которых определяется в рамках целостного организма, не редуцируется к материальным носителям знаков. Знак как носитель значения, обладает двойственной природой. Он представлен материальным носителем, содержание которого не входит в его значение. Свойством двойственности знаков, кодов, определяется идеальность информации. Для осмысления проблемы идеальности «души», «понятия», «монады», необходимо обратится к философским основам информации, знаковым системам в их генезисе,- становлении сущности живых систем.

С позиции американского философа Фрэнсиса Фукуяма современное осмысление жизни формируется под влиянием развития этологии, эволюционной биологии, когнитивной неврологии. Обращение Ф.Фукуяма к Аристотелю имеет большое значение для оценки философии в современном мире. Этот подход имеет отношение к понятию «человекоразмерных» саморазвивающихся систем, постнеклассического этапа науки, когда критерии этики, морали, становятся определяющими.

Понятие ценности информации

Новым подходом к ценности, с нашей точки зрения, является определение её через фрактальность. Ценность можно выразить через характер бифуркации, мощность фрактального разветвления, которая дает несколько новых направлений эволюции. Более фундаментальные эволюционные приспособления порождают более мощное разветвление. Ценность новой информации, её реализации в виде структуры, определяется степенью (мощностью) развития фрактала, фрактальной размерностью.

Цель эволюции выступает как генетически запрограммированное воспроизведение паттернов итерации- в виде «мутовок», формирующих сеть, что приводит к освоение новых территорий, уровней жизненного пространства. Если геометрический фрактал по мере итерации одной и той же структуры заполняет пространство, то фрактал жизни, последовательно заполняет жизненное пространство (экологическую нишу), на разных уровнях экосистемы. Процесс фрактального заполнения пространства, передают такие понятия как экспансия жизни, освоение новой территории, заселение экологической ниши, формирование экосистемы. 146 Проблема наличия направленности у эволюции с позиции концепции «фрактальной эволюции» получает обоснование. Поскольку алгоритм повторения точек бифуркации запрограммирован в геноме, то данный процесс, как источник эволюции, порождает эволюционное разнообразие, осваивая экологические ниши. Анализируя механизм генетического программирования источника итерации мутовок, В.В.Исаева пишет: «Итерационный процесс (повторения одной и той же исходной формулы)- необычайно эффективный способ кодирования и расшифровки информации...Живые организмы используют генетическое кодирование и механизмы морфогенеза повторно и многократно...Общая черта фрактальных ветвящихся структур в живой природе- увеличение площади раздела фаз, максимальное заполнение пространства, что обеспечивает...максимизацию площади обмена с окружающей средой и ...интенсификацию метаболизма при минимизации общего объема...Фрактальная размерность представляет собой показатель, меру заполнения пространства фрактальной структурой».1 7 Эволюция выступает как запрограммированный процесс итерации мутовок, дивергенции, определяющее заполнения жизненного пространства. Эту миссию эволюция выполнила и передала человечеству, паттерн «мотиваций», эволюционных целей: 1.экспансии во вселенной, освоение всё новых пространств; 2. экспансии в микромир ядерной физики, освоение наномира; 3.полного контроля над организмом и психикой. Модель развития науки является производной от фрактального паттерна эволюционного дерева жизни. Данная модель делает объяснимым применение к истории науки законов дарвинизма (эволюционная эпистемология К.Поппера), развития когнитивной 137 Исаева В.В. Синергетика для биологов.-М.:Наука,2005.-с.70-72. 147 эпистемологии (К.Лоренц, К.Поппер). Эти концепции науки снимаются более общей концепцией «фрактальности эволюции». Понятие «ценность» было введено в ХУ111 веке Адамом Смитом при разработке экономической теории. Концепция ценности с середины XIX века нашла применение в биологии в трудах Дарвина, Уоллеса, Геккеля, Спенсера. В тридцатые годы XX века Райт разработал идею адаптивных ландшафтов, развитую в последствии Конрадом, Шустером и Кауффманом. Адаптивный ландшафт формируется скалярными значениями фенотипов; примером таких свойств могут быть вес, размер, высота, максимальная скорость. Согласно Эбелинг и Фастель, «ценность» есть нефизические свойства вида (подсистем) в динамическом смысле.

Ценность выражает сущность биологических, экологических, экономических и социальных взаимодействий и взаимосвязей в контексте динамики системы в целом. Значительная роль в понимании ценности информации сыграли работы М.Эйгена. Было выяснено, что самоорганизация может служить фундаментом для протекания процессов оценки, оптимизации и повышения уровня сложности систем. Наша версия понятия «ценности» информации связывается с понятием «мощности фрактала». С позиции концепции «фрактальной ценности», эволюционная ценность определяется фрактальной мощностью (фрактальной размерностью), которую можно определить как степень разветвленности мутовки в точке бифуркации и развитием фрактала,- степенью «заселения» жизненного пространства экосистемы. Степень заселения и структура заселения имеет количественное выражение через фрактальную размерность. Концептуальный сдвиг в понимании эволюции живых систем связан с теорией И.Пригожина. Описание диссипативных структур, существующих вдали от равновесия, требует нелинейного 148 математического аппарата, способного моделировать множественные циклы обратной связи. В живых организмах, это каталитические циклы, которые приводят к точкам неустойчивости через повторяющиеся самоусиливающиеся обратные связи. В точке бифуркации поведение систем характеризуется непредсказуемостью,- могут возникнуть новые структуры более высокого порядка.

Информация как функциональное отражение

Методология фрактального подхода в познании сущности жизни, направлена на выявление паттерна живого. В философии онтологическим основанием основополагающих понятий является принцип жизни, диалектическая сущность субъекта.

, Что же лежит в основе принципа кольцевой структуры составляющего основу гегелевского понятия? Центральным понятием выступает Идея, которая выражает «понятие» жизни в развитии. Гегель пишет: «Идея, в себе и для себя истинное, есть по существу своему предмет логики; так как её следует рассматривать в её непосредственности, то она должна быть постигнута в той определенности, в которой она есть жизнь...цель есть само понятие в своем существовании...Цель связывает себя через средство с объективностью, а в объективности- с самой собой...Эта объективность живого есть организм; она средство и орудие цели, совершенно целесообразна, так как понятие составляет её субстанцию» .

Кольцевая структура принципа жизни в философии Гегеля совпадает с кольцевой структурой теории самоорганизации М.Эйгена. Это совпадение и есть «розетский камень» Шампилиона, который расшифровал древнеегипетский язык.

Согласно позиции Э.В.Ильенкова, идеальное это отражение, семантика знаковой формы, он пишет: «Непосредственно идеальное осуществляется в символике и через символы, т.е. через внешнее, чувственное, воспринимаемое видимое или слышимое тело слова. Ноданное тело, оставаясь самим собою, в то же время оказывается бытием другого тела и в качестве такого- его «идеальным бытием», его значением, которое совершенно отлично от его непосредственно воспринимаемой...телесной формы. Слово как знак...не имеет ничего общего с тем знаком чего оно является» . Концепция Э.В.Ильенкова связывающего природу идеального с природой знаковых систем сходна с позицией К.Маркса и позицией Гегеля, связывающих идеальное с природой языка, знаковых систем. Природа знаковых систем связана с возникновением жизни, а не только с социальной формой. Идеальное не только дух, сознание, но и душа живого. Границей между материальным и идеальным, (информацией) является граница между физическим миром и рецепторами органов чувств. Каждый рецептор, переводит воздействие определенной модальности в нейродинамический код, в информацию, которая обрабатывается, доводится до образа, представления в высших отделах мозга, сознания. Где же и когда появляется информация? Получают ли её извне, либо она появляется на границе рецептора? Исследуя этот вопрос Дж.Сомьен пишет: «Постулируется существование некоторой «поверхности раздела» между организмом и средой, где предметы и события внешнего мира становятся содержанием поступающей информации, которой овладевает организм. Мы называем органами чувств или рецепторами те участки, где поток энергии, идущий из среды к организму, превращается в значимый код из нервных сигналов»172. Для определения природы идеального необходимо проанализировать философскую сущность знаков. По своей сущности, 178 знак не отражает, а «обменивается» на значение. При обратной операций, перехода от знакового текста в систему значений, он меняется на определенное значение. Обмен знака на значение объясняет почему отдельному знаку нельзя приписать функцию отражения, а только замещение. Однако отношение между знаками в системе, будет отражать объективные отношения. Определить природу знаков через его материальный носитель не возможно, поскольку знаком может быть любой предмет. Определенность знака связана с предметом, который обозначается знаком. Как исполняющий функцию знака объект «теряет» свое содержание и приобретает другое, не являясь им. Либо он есть и то и другое одновременно. Знак определяется как «ничто», либо как «третья сущность», - идеальная и материальная. Знак материален как носитель значения и идеален в знаковой функции. В этом смысле, идеальное есть значение, семантика знаковой формы информации. Обратимся к определению знака, которое дает Гегель, он пишет: «Знак...это вещь, обладающая значением, которое не является однако её собственной сущностью и к которой эта вещь относится, следовательно, как чужая. Но, кроме того, она обладает также и своим собственным значением, которое не связано с природой самого предмета обозначенного этой вещью» 173.

Похожие диссертации на Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся систем