Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мирововззренческие аспекты экологической проблемы Тасмагамбетов, Имангали Нургалиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тасмагамбетов, Имангали Нургалиевич. Мирововззренческие аспекты экологической проблемы : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Алма-Ата, 1991.- 27 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. В третье тысячелетие человечество входит с рядом нерешенных глобальных проблем, затрагивающих насущные заботы всего населения земного шара, одной из которых является экологическая проблема. Безудеркно эксплуатируемая природа подошла к рубеву истощения, возникла угроза существовании человека и яизни на Земле, что поставило проблем взаимоотношения общества и природы на первый план. Если другие глобальные проблемы - предотвращение ядерной войны, энергетическая, сырьевая, продовольственная и демографическая проблемы, мирное освоение космоса и богатств мирового океана, преодоление экономического отставания шогих освободившихся и развивающихся стран, ликвидация опасных болезней и другие, - в какой-то мере решаются, а некоторые, как проблема разоружения, довольно интенсивно, то экологическая проблема, наоборот, встает все более остро, общее состояние природно-экологических ресурсов ухудшается.

' Негативное отношение человека и общества к окружающей природе привело к загрязнению почвы и воздуха, пресных вод, опустынивании и накоплению в атмосфере газов, дающих парниковый эффект, кислотным дождям и нарушению озонового слоя, предохраняющего от космической радиации. Продолжается массовая рубка лесов и загрязнение озер и морей, подспудно продолжают осуществляться грандиозные водохозяйственные проекты, продолжается усыхалие морей и рек, во многих регионах страны атмосферный воздух и питьевая вода ухе не удовлетворяют санитарным требованиям. Воздействие человека на природу приняло глобальные масштабы, надвигается исчерпание природных ресурсов, появились экстремальные экологические ситуации. Бурное нашествие технически вооруженного человека на природу, "мичуринское" революционное преобразование

ее породило катастрофическое состояние среды обитания, возник антагонизм мезду дальнейшим развитием экономики и экологией. Эк логический кризис стал превратиться в антропологическую катастроф/.

Нозое мьдаение предусматривает перестройку филосогоско-мето дологических осноз отношений к объективной действительности, в том числе к к природе, когда общечеловеческие ценности превалируют над узкоклассовкш установками, возникает экологизация мышления, конструктивный поиск принципов и средств управления взаимодействием социально-экономических и экологических систем. Это ведет к осмыслению мировоззренческих основ отношения человека и общества к окружающей среде, позволяет создать эяолопрк ки конструктивные отношения человека с природой, вернуть труду человека смысл и достоинство, сделать его аазнъ полнокровной и самоценной. До сих пор фактически природа представала перед человеком в "образе врага", которого необходимо побегчть, отобрав у нее "милости" и т.д. Резкое обострение противоречий цеяду че-лозеком и средой обитания поневоле привело к осознаний экоаоги-ческой проблемы, наглядно вст&впей перед человечеством.

Степень разработанности проблемы. Экологическая проблема і тех или иних аспектах плодотворно разрабатывалась в работах та ких философов, как П.А.Водопьянов, Э.В.Шрусов, А.А.Горелов, Г.С.Гудояник, Г.А.Давыдова, В.В.Загладин, В.П.Іванов, А.В.Кацу ра, Н.Н.Киселев, В.Д.Комаров, И.ДДаптев, В.А.Лось, Н.М.Мамедо. П.В.Малиновский, Э.С.Иаркарян, Н.Ф.Тарасенко, И.Т.Фролов, Б.Г. Йлин, В.И.Шинкарук и др. Такие учение, как В.А.Алексеев, В.А. Анучин, И.И.Будыко, В.Й.Вернадский, Л.Н,ї>милев, Р.Дажо, Ш.Дор В.П.Казначеев, МЛІ. Квмямлов, Б.Кишонер» Н.Н.Моисеев, ЇЧА.Ноа

ков, Ю.Одум, А.Печчеи, Н.Ф. Реймерс, Ф.Сен-Каркч, С.С.Шзарц, А.Л.Чииевский, Л.В.Яблоков и др. высказали ингереснне идеи в области экологических исследований.

Особо важное значение экологическая проблема приобрела в Казахстане, что и послужило отправной точкой для работы. Полозе-ния, изложенные в трудах А.Е.Еренова, Н.КЛ.|укитанова, Н.Б.Цухит-динова, Л.В.Ильшпенко и др., сотрудников отдела правовых проблем экологии Института философии и права АН Казахской ССР благотворно повлияли на уяснение принципиальных моментов излагаемой концепции, что касается прежде всего рационального использования природных ресурсоз и охраны окружающей среды в Казахстане.

Специально мировоззренческим аспектам экологической проблемы не было посвящено работ. Однако за последнее время появилась работа Н.Н.Киселева "},!ировоззрение и экология" (Киев. Наукова Думка. 199СЗ, в которой получил разработку широкий спектр проблей филоссфско-мировоззренческого характера, а такие об интегра-ткзной функции экологии в научной познании, экологической компетентности и культуре, экологизации идеологии и борьбы идей в современном мире. Учитывая результаты, полученные в этой монографии, диссертация написана в ином русле, с акцентом анализа на объективные отношения "человек - природа" и поиски способов разрешения противоречий в этом отношении, что дало возможность найти собственный ракурс проблемы.

Необходимо отметить, что многие аспекты поля исследования были затронуты в статье А.В.Кацуры, И.Б.Новика, А.Н.Фомичева "Глобально-экологические аспекты общественного развития", опубликованной в книге "Взаимодействие общества и природы (филос-методологич.аспекты экологической проблеж)" V.L, Наука. 19-25),

4 где были выдвинуты положения о четырех основных мировоззренческих концепциях в сфере экологии, которые были далее развиты в отой диссертации.

Других не работ по этой проблеме пока нет, а потому возникла настоятельная потребность переосмысления вопросоа, связанных с местом человека в мире и его отношением к природе.

Цель н задачи исследования. Целью является исследование всеобщих, мировоззренческих основ отношения человека к природе, которые являются различными и зависят от основных мировоззренческих установок субъекта познания и практики. Это перерастает в сложное переплетение философского характера, внутри которого смыскаатся общие механизмы мировоззренческого, познавательного и ценностного содержания.

Выявление многослойного аппарата интеллектуального труда позволяет прийти к выводу, что мировоззренческое отношение к миру представляет собой определенное единство практического и познающего сознания, которое имеет определенный механизм внутреннего духовного производства с его доминирующим способом образования содержания к формы, структурных сил воздействия на окру-пающую среду.

Реализация этого обусловливает постановку к разрешение следующих задач:

проанализировать объективные основания отношения "чеясзек природа" и вычленить основные способы разрешения противоречий в этом отношении;

выяснить двю^ущие силы и мировоззренческие основания для неприятия идеологии научно-технического прогресса, что побуждает к призыву возврата на домашние формы цивилизации;

- дать, критический анализ концепции "технотронного века",
которая обосновывает идеологию примата техносферы и замены ею
биосферы как природной среды обитания человека;

: - сформулировать основные положения концепции "умеренной коэволюции", являющейся наиболее привлекательным вариантом мировоззренческого осмысления экологической проблемы, который призывает к совместному развитию человека, общества и природы;

исследовать возможные пути для преодоления идеологии "ситуационной альтернативы", которая доминирует на современном Э'.'апе осмысления глобальной экологической проблемы;

вычленить социокультурный механизм становления экологи-ческого сознания на основе воспроизведения эволюции дела охраны природы в СССР;

рассмотреть проблему стиля экологического мышления в ее сложности, многокомяонентноети и проанализировать генезис этого мышления в его наиболее ставших формах;

Особое внимание уделяется исследованию таких зрелых форм экологических исследований, какими являются глобальная экология, социальная экология и экология человека, наряду с ними также рассматриваются фрагменты новых экологических дисциплин, как экология тела и другие. . .'."""-*' .'-'.-'

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе содержательногоисследования мировоззренческих оснований отношения "человек - природа" и вычленения основних типов мировоззренческого отношения к природе эксплицируется содержание мировоззренческого основания экологической деятельности, а также раскрывается значение исходного состояния представлений человека о своем месте и возможностях на планете и ВселенноЯ в целом, что

связано с мировоззренческими, познавательными и аксиологическими установками. ' Основные элементы новизны:

мировоззренческое отношение человека к природе вытекает из осознания его места в обществе, из чего вытекает ориентированность на такие характеристики бытия, как материальность, социальность и культура. Важнейшим оказывается разрешение противоречия меиду сущностью и существованием человека, онтологический выбор и ответственность;

экологическая проблема является "праксеологическим" вопросом, ибо она имеет непосредственный жизненный смысл, пронизывает все области человеческого бытия, ставя постоянно вопросы о подлинности и самоопределении человека, его месте в мироздании и возможностях;

отношение "человек - природа" может быть проанализировано на теоретическом уровне, несмотря на его "практичность", только с применением широкого арсенала средств философского, обще- и конкретнонаучного характера. Все большее значение приобретают метода и понятия общественных наук в силу происходящей социогуманитаризации зкологаи;

экологическая проблема имеет общечеловеческий характер, в этом смысле природный мир составляет онтологические пределы челозеческой жизнедеятельности. Однако решается она преимущественно на уровне государств, регионов, областей и т.д., что проистекает из права местностей на землю, недра, воды, воздушное пространство, растительный и жквотный мир, другие природные богатства;

важное значение приобретает решение экологической проблемы в восточной философии, основанной на сохраняющемся образе

ыира как язшого, одухотворенного целого, внутри которого долины быть сохранена как микрокосм, так и космос. Показано, -что этот подход ныне позволяет развитии восточным странам придерживаться в государственной политике старинных принципов бережного отношения к природе;,

будущее экологических исследований составляет апологическая этика, в которой рассматриваются вопроси нравственного единства человека и природы, когда внутренний мир индивида соотносится с природой как непосредственной бытийной основой человека, располагающей жизненным пространством для человеческого существования;

на основе трансформации образовавшихся мировоззренческих установок отношения к природе в мироотношенческую традицию происходит становление аксиологического шператива жизнедеятельности, в котором мировоззренческое основание экологического производства и потребления фигурирует как смисло- и формообразующий центр отношения к среде обитания.

Методологической основой исследования были произведения классиков марксизма-ленинизма, решения и постановления партийно-государственных органоз по вопросам природопользования и охране окружающей среды. Особо следует отметить фундаментальное положение философии диалектического материализма о бытии как основе становления человеческого духа, о природе как источнике человеческого развития, о взаимосвязи реальной жизнедеятельности и духовного развития человека, о диалектике сущности и существования человека, о единстве объективной и субъективной сторон человеческой практики, о выделении человека кз природы как "ближайпей основе" духовной стороны его жизнедеятельности.

..''- ' ";''-' 8-На диссертацию методологическое воздействие оказали работа, посвященные анализу принципов материального единства мира, сохранения материи и ее свойств и т.д. Они, а также принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному,' социокультурной обусловленности познания, конкретного историзма, развития были.использованы в работе.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что осуществленное в ней исследование всеобщих оснований мировоззренческого отношения к природе позволяет дать теоретические и практические рекомендации к проведению адекватной экологической политики в самых различных областях человеческой жизнедеятельности. Выводы диссертационного исследования могут стать основой для формирования приоритетов в областях экологического воспитания, образования и культуры, формирования нового человека, становления.экологического сознания.

Результаты исследования могут быть использовань. для выработки философско-мировоззренческих основ экологической прогностики, обоснования глобального экологического прогноза, осмысления мировоззренческих оснований теории ноосферы, современных представлений о биосфере и месте в ней человека, космического контекста эволюции биосферы и антропогенных причин опасности инволюции, осознания значения и смысла, философских оснований экологии. Положения диссертации могут быть использованы з лекционных курсах по философии, этике, истории науки, а таете при,чтении спецкурсов по актуальным.проблемам научного познания,, истории

Культуры И Нвуш..-'.-.:'у':'J'.':; ". '"Г.-.;." ',.',; ' ^:'';.;'.:/ '>' . ' .>

Апробация и реализация'результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы излагались автором на совмест-

9 ном заседании отделов теории диалектики и философии естествознания и техники №ститута философии и права АН Казахской ССР, а также были апробированы на Меядук&родаом форуме "Единая Европа" в г.Овьедо (Испания, апрель 1991г.), Международном молодеяком форуме (Хельсинки, 27-30 мая 1990) и других местах.

Структура диссертации подчинена целям и задачам исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка основной использованной литературы.