Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мировоззренческие основы и пути формирования врачебной этики (социально-философский аспект проблемы) Федяев Александр Петрович

Мировоззренческие основы и пути формирования врачебной этики (социально-философский аспект проблемы)
<
Мировоззренческие основы и пути формирования врачебной этики (социально-философский аспект проблемы) Мировоззренческие основы и пути формирования врачебной этики (социально-философский аспект проблемы) Мировоззренческие основы и пути формирования врачебной этики (социально-философский аспект проблемы) Мировоззренческие основы и пути формирования врачебной этики (социально-философский аспект проблемы) Мировоззренческие основы и пути формирования врачебной этики (социально-философский аспект проблемы) Мировоззренческие основы и пути формирования врачебной этики (социально-философский аспект проблемы) Мировоззренческие основы и пути формирования врачебной этики (социально-философский аспект проблемы) Мировоззренческие основы и пути формирования врачебной этики (социально-философский аспект проблемы) Мировоззренческие основы и пути формирования врачебной этики (социально-философский аспект проблемы) Мировоззренческие основы и пути формирования врачебной этики (социально-философский аспект проблемы) Мировоззренческие основы и пути формирования врачебной этики (социально-философский аспект проблемы) Мировоззренческие основы и пути формирования врачебной этики (социально-философский аспект проблемы)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Федяев Александр Петрович. Мировоззренческие основы и пути формирования врачебной этики (социально-философский аспект проблемы) : ил РГБ ОД 61:85-9/289

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Врачебная этика как научная теория морального сознания и нравственного поведения медицинских работников 14 с

I. Возрастание роли морального фактора в советской медицине и необходимость улучшения мировоззренческой подготовленности врачей 14 с.

2. Диалектическая связь категорий врачебной этики с понятиями врачебной морали и проблема их классификации 35 с*

3. Трансформация норм и принципов врачебной этики в эпоху ИГР 53 с.

ГЛАВА П« Актуальные проблемы профессионально-нравственного воспитания студентов медицинского вуза 70 с.

I. Значение разработки модели деятельности специалиста (специфика, структура и функции) для процесса становления будущего врача 70 с.

2. Особенности, основные направления и формы нравственно-дёнтологического воспитания студентов в медицинском вузе 88 с*

3. Актуальные проблемы социологического анализа профессиональной морали медицинских работников. Критика современных буряуазных концепций медицинокой социологии и врачебной этики 124 с.

Заключение 140 с.

Список использованной литературы 144 с.

Введение к работе

Важнейшей социальной задачей Коммунистической партии Советского Союза и социалистического государства выступает забота о сохранении и укреплении здоровья советского народа. На решение этой задачи прямо или косвенно направлено большинство проводимых в стране социально-экономических мероприятий, таких, как улучшение системы здравоохранения, повышение жизненного уровня и благосостояния всех слоев населения, широкое жилшцно-бытовое и культурное строительство, осуществление системы природоохранительных мер, выполнение Продовольственной программы СССР и т.д. При этом реализация преимуществ социалистического общества в области здравоохранения зависит не только от существующих объективных условий, но и в значительной степени определяется уровнем политической сознательности медицинских работников, их профессиональной подготовки, отношением к труду, нравственной культурой. Однако, как было отмечено на XX7I съезде КПСС, качественный уровень системы здравоохранения не всегда еще соответствует требованиям развитого социализма, что вызывает справедливые жалобы населения на факты нарушения медицинским персоналом своего профессионального долга, бездушного отношения к больным, использования своего служебного положения в корыстных целях, а также на низкое качество и культуру оказания медицинской помощи1. Поэтому в настоящее время большое значение в деле дальнейшего укрепления здоровья советского народа приобретает необходимость улучшения нравственного воспитания работников системы здраво охранения, повышения их моральной ответственности за порученное дело, формирования высоких норм и принципов коммунистической морали и выполнения своего общественного и профессионального долга1. Это выдвигает перед марксистско-ленинской философией проблему внимательного изучения нравственно-этических процессов, протекающих в медицине, так как на основе профессионально-этического знания представляется возможным найти дополнительные формы регулирования отношений между личностью и обществом, научно обосновать нормативные и мировоззренческие принципы этих взаимоотношений, определить закономерности нравственного воспитания будущих специалистов.

Актуальность исследования теоретических и практических вопросов профессиональной нравственности медицинских работников обусловливается следующими причинами. Во-первых, тем, что в связи с усилением роли медицины во всех сферах социально-экономической и духовной жизни общества возникает проблема рассмотрения коммунистического воспитания врачей, решение которой позволит более эффективно воздействовать на отношения в системе здравоохранения. Во-вторых, необходимостью конкретизации норм и принципов коммунистической морали применительно к деятельности медицинской интеллигенции (одного из самых крупных профессиональных отрядов советской интеллигенции) с целью превращения их из внешних правил поведения во внутренние убеждения, и, в- ретьих, тем, что одним из аспектов дальнейшего совершенствования идеологической, политико-воспитательной ра боты на современном этапе является учет специфических особенностей социально-профессиональных групп, их нравственных норм . Особая роль в осуществлении этих задач принадлежит медицинской интеллигенции, что, в свою очередь, определяет повышенные требования к ее мировоззренческой, научной, профессиональной и идейно-нравственной подготовленности2.

Актуальность улучшения всесторонней подготовки медицинских кадров обусловливается также тем, что в эпоху НТР возникают новые нравственно-этические проблемы, связанные с усложнением проведения экспериментов в медицине, трансплантацией тканей и органов, практическим применением достижений генетики, реаниматологии и т.д.

В настоящее время проблемы врачебной этики и нравственного воспитания врачей привлекают внимание широкого круга специалистов: философов, психологов, юристов, медиков и других. Этой теме были посвящены многочисленные научные публикации в отечественной и зарубежной печати, три всесоюзные научные конференции, что в значительной степени позволило раскрыть сущность изучаемых проблем. G нашей точки зрения, все исследователи проблем врачебной этики могут быть условно отнесены к пяти основным группам.

Самая многочисленная группа авторов - медики. Среди них можно выделить прежде всего тех, кто первыми попытались дать определение понятиям врачебной и медицинской морали, показа ли содержание основных этапов развития врачебной этики. В их работах дан критический анализ буржуазной системы здравоохранения, раскрыто коренное отличие врачебной этики в условиях социалистического общества от этики буржуазного здравоохранения, сформулированы основные деонтологические требования, предъявляемые к специалистам различного профиля - педиатру, хирургу и т.д. Кроме того, в специальной литературе, посвященной врачебной этике, широко представлены автобиографические произведения, написанные видными советскими учеными-меди-. ками. В них рассматриваются нравственно-деонтологические проблемы деятельности врача, ее особенности в эпоху НТР, взаимоотношения с медицинским коллективом, больными и их родственниками, уточняется содержание понятий врачебной морали - ответст-венности, долга, совести, врачебной тайны и т.д. К этой группе также могут быть отнесены многочисленные публикации в периодических изданиях, подготовленные в основном практическими врачами по различным деонтологическим аспектам обучения и о воспитания будущих специалистов •

Вторая группа авторов - обществоведы, которые занимаются проблемами марксистско-ленинской и профессиональной этики в целом и профессиональной этики врачей в частности. Среди них можно назвать Архангельского Л.М., Титаренко А.И., Согомоно-ва Ю.В., Белякову Г.й., Котова Д.П. и др. Они с общеметодологических позиций проанализировали категории и принципы врачебной этики, показав ее связь с теорией коммунистической морали и выявив специфику профессиональной этики1.

Третья группа исследователей (Царегородцев Г.И., Чеботарева Э.П., Федоренко Е.Г., йзуткин A.M. и др.) большое внимание уделила рассмотрению философско-сопиологических аспектов врачебной этики, определению ее понятий, выявлению закономерностей развития, специфики категорий и принципов. Ими дана критика буржуазных этических и социологических концепций в медицине, показано коренное отличие труда медицинских работников в социалистическом обществе от деятельности врачей в буржуазном обществе, проанализированы новые тенденции в развитии нравственно-этических отношений в медицине в эпоху.НТР .

К следующей самостоятельной группе исследователей врачебной этики можно отнести, на наш взгляд, тех авторов, которые рассматривают нравственные аспекты деятельности медицинских работников в тесной связи с процессом их правового воспитания- .

В пятую группу входят зарубежные авторы, чьи работы представляют определенный интерес в изучении особенностей врачебной морали в различных социальных системах, соотношения классовых, общечеловеческих и профессиональных норм в деятельности медицинского персонала, содержания и значимости понятий врачебной этики2.

В последние годы в научной литературе широкое освещение получили методологический и теоретико-нормативный аспекты врачебной этики» Однако мировоззренческий, а также социологический аспекты данной проблемы (имеющие большое значение в формировании сознания и поведения врачей) еще должным образом не рассмотрены. На наш взгляд, в основном проанализированы следующие проблемы взаимосвязи мировоззрения и врачебной этики: во-первых, между характером мировоззрения, господствующим в определенную историческую эпоху, и деятельностью медицинских работников, содержанием их нравственных представлений; во вторых, на большом фактическом материале определено, что нрав-ственно-деонтологическое воспитание будущих врачей неотделимо от формирования у них норм коммунистической морали; и, в-третьих, раскрыто методологическое значение философских представлений (как ядра любого мировоззрения) для практической деятельности медработников1.

Однако учитывая тот факт, что формирование норм врачебной этики является сложным процессом, охватывающим многие стороны подготовки будущих специалистов-медиков, мы ограничимся рассмотрением социально-философского аспекта данной проблемы. Поэтому предметом настоящего исследования являются анализ мировоззренческих основ врачебной этики и выявление диалектической связи между формированием мировоззрения и моральным обликом врача. В связи с тем, что становление личности врача происходит в основном в медицинском вузе, задачей данного исследования выступает рассмотрение особенностей формирования научного мировоззрения, определение основных каналов нравственного воспитания будущих специалистов и научно обоснованных критериев нравственно сформированной личности врача. В процессе изучения поставленных теоретических проблем было решено несколько практических задач, в частности, была предпринята попытка разработки теоретического курса врачебной этики, рассмотрены некоторые особенности конкретно-социологического исследования врачебной морали, предложе на модель деятельности и подготовки будущего врача, дана классификация противоречий врачебной деятельности и содержания врачебной этики. На основе анализа многочисленных фактов выявлены закономерности профессионально-нравственного воспитания студентов, а также даны практические рекомендации по улучшению их нравственной воспитанности.

Для решения поставленных задач был выдвинут ряд исследовательских предположений, получивших в дальнейшем свое подтверждение. Так, предполагалось, что формирование морального облика медицинского работника тесно связано с процессом профессионального становления и выступает частью общей подготовки врача. Было учтено и несоответствие между нравственным аспектом социализации будущего врача и системой нравственного воспитания в вузе, а также то, что на содержание понятий врачебной морали значительное воздействие оказывает НТР. Поэтому в соответствии с характером поставленных нами задач определилась и структура настоящего исследования.

Так, в первой главе диссертации дается, попытка обосновать необходимость создания курса врачебной этики как научной дисциплины о моральном сознании и нравственном поведении медицинских работников, раскрываются сущность процессов, происходящих в сфере медицинской нравственности под влиянием социалистических общественных отношений и достижений НТР, их мировоззренческое значение для медицинской теории и практики, дается анализ диалектической связи между мировоззрением врача и его моральными представлениями, поступками.

Во второй главе анализируются актуальные теоретические и практические проблемы нравственного воспитания будущих врачей, их взаимосвязь с процессом профессиональной подго товки специалистов и коммунистическим воспитанием. Кроме того, в этой главе диссертации рассматриваются особенности социологического исследования медицинской морали, подвергаются критике основные положения буржуазной медицинской социологии и врачебной этики.

Методологической основой изучения проблемы в целом являются труды классиков марксизма-ленинизма, в которых раскрывается социальная природа морали, высказываются важные положения о специфике профессиональной морали, ее двойственном характере в условиях классовоантагонистического общества, определены задачи нравственного воспитания широких масс трудящихся в период строительства коммунистического общества, а также партийные документы и решения партийных съездов, пленумов ЦК КПСС, определяющие актуальные задачи развития системы советского здравоохранения в условиях развитого социалистического общества.

При написании диссертации использовались материалы конкретно-социологических исследований, проведенных Казанским опорным пунктом Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС и коллективом кафедры марксистско-ленинской философии КГМИ (руководитель - профессор Балтанов Р.Г.) в Казанском государственном медицинском институте им.С.ВЛСурашова , а также дан I. Панельное исследование проводилось на всех факультетах методом анкетирования и его целью было изучение проблемы формирования научного мировоззрения студентов. Всего было проанкетировано 227 первокурсников КІМИ в 1979 году и 206 студентов четвертого курса в 1982 году (каждый факуль- тет был представлен двумя одними и теми же учебными группами) .

ные, полученные автором в ходе проведенного среди сотрудников и студентов интервьюирования, изучения различного рода документов (ежегодные отчеты кафедр, партийные, комсомольские документы и т.д.).

Возрастание роли морального фактора в советской медицине и необходимость улучшения мировоззренческой подготовленности врачей

В период строительства коммунистического общества наряду с воздействием объективных условий на сознание и поведение людей происходит возрастание роли субъективного фактора, под которым понимается "деятельность субъекта - масс, классов, партий, отдельных людей, включающая различные уровни и формы (идеологическую, политическую, организационную) и направленная на изменение, развитие или сохранение объективных общественных условий" . При социализме объектом сознательного строительства становятся не только политика, экономика или идеология, но и область морально-нравственных отношений, что способствует повышению роли нравственных начал в жизни общества, расширению сферы действия морального фактора . К моральному фактору относится деятельность субъекта (класса, партии и т.д.)» связанная с изменением и дальнейшим совершенствованием морального сознания (ценностей, норм, установок) и нравственных отношений социалистического общества, основанных на принципах гуманизма, коллективизма, товарищества и т.д. Причинами возрастания роли морального фактора являются дальней 15 шая гуманизация под воздействием социально-экономических процессов социалистических общественных отношений, усиление значения моральных стимулов в трудовой деятельности, формирование у большинства трудящихся коммунистического отношения к труду, сознательности, дисциплинированности, творческой активности. Особенностью социалистического общества является то, что возрастание роли морального фактора происходит во всех сферах общественной жизни, включая медицину.

Возрастание роли морального фактора в медицине в определяющей степени обусловлено гуманистическим содержанием социально-экономических и политических отношений социалистического общества, повышением роли медицины в обществе, а также значимости морально-нравственных норм в самой медицине Кроме того, на повышение роли морального фактора в медицине определенное влияние оказывает научно-техническая революция.

В эпоху ИГР, изменяющей ритм жизни, окружающую среду, условия труда, быта, повышающей степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, развитие его способностей, усложняется определение нормы здоровья и болезни, что имеет большое мировоззренческое, методологическое и практическое значение для медицины. В настоящее время норма здоровья определяется большинством исследователей не только как отсутствие болезни или какого-то дефекта у человека, а как "динамическое равновесие организма с окружающей природной и социальной средой", при котором способности человека проявляются наиболее полно и "все жизненно важные подсистемы человеческого организма функционируют с максимально возможной интенсивностью . Нарушение подобного равновесия организма с окружающей средой приводит к его переходу из состояния здоровья к состоянию нездоровья (болезни). Естествен- . но, что большинство людей находится в так называемом "третьем промежуточном состоянии", характеризующимся как нечто среднее между нормами здоровья и болезни2. Следовательно, можно заключить, что проблема охраны и укрепления здоровья населения решается не только путем оптимизации биосферы, отношений общества с окружающей средой, проведением ряда социально-экономических мероприятий, но и повышением моральной ответственности всех членов общества за сохранение как своего личного, так и общественного здоровья. В практическом осуществлении этой важной задачи ведущее место принадлежит врачам, их нравственным идеалам и личному нравственному примеру. При этом моральная ответственность медицинских работников заключается не только в повышении эффективности системы здравоохранения, но и в снижении затрат государства на ликвидацию вредных последствий курения, потребления алкоголя, нежелания заниматься физкультурой, спортом и т.д.

Трансформация норм и принципов врачебной этики в эпоху ИГР

При социализме врачебная этика по своему содержанию качественно отличается от врачебной этики в капиталистическом обществе, поскольку ее основой выступают нормы и принципы не буржуазной, а коммунистической морали. Наряду с этим на область морально-нравственных отношений в.медицине определенное влияние оказывает НТР, что приводит к трансформации (от лат. -преобразование, превращение) основных положений врачебной этики - гуманизма, долга, чести и др. Сущность трансформации понятий состоит, на наш взгляд, в том, что у них под воздействием различных причин происходит известное изменение содержания и формы и появляются новые свойства, признаки. Трансформация норм и принципов врачебной этики обусловлена, во-первых, динамикой социальных процессов (гуманизацией общественных отношений, возрастанием роли морального фактора, изменений социально-экономического положения врача), во-вторых, количественными и качественными изменениями в самой медицине и, в-третьих, относительной самостоятельностью содержания врачебной морали. Процесс трансформации происходит как в рамках отдельных наук, так и всей медицины. При этом формируются частные положения, имеющие место в определенной сфере деятельности (деонтологические нормы поведения врача-педиатра отличаются от аналогичных требований в хирургии), так и об-щие, применение которых возможно в любой профессии . Взаимосвязь НТР и врачебной этики носит противоречивый характер и включает различные аспекты: социологический, гносеологический, нормативный, исторический. Рассмотрим вначале социологический и гносеологический аспекты этой проблемы.

Научно-техническая революция воздействует на врачебную мораль по двум основным направлениям: во-первых, на условия, характер и содержание труда медработника, развитие новых областей знания и практики; во-вторых, на нравственно-этические взаимоотношения в медицине через другие сферы обществен 55 ной жизни и формы общественного сознания. Достижения науки и техники в медицине способствуют расширению кругозора, повышению квалификации, специализации врача, во многом изменяют мотивы его деятельности, а также вызывают глубокие изменения в особенностях склада личности, клинического мышления и нравственного самоконтроля. Эти процессы определяют соответствующие изменения в формах, способах и уровнях процесса отражения. Так, переход на новый, более глубокий уровень исследования человеческого организма способствует комплексному видению проблемы здоровья и предъявляет повышенные требования к мировоззрению и общетеоретической подготовке врача1. Поскольку не существует прямой связи между научно-техническим и моральным прогрессом, то достижения НТР могут вызывать и противоречивые процессы: появление несоответствия между необходимостью и возможностью научной организации труда, возможный разрыв передового знания и знания устаревшего, снижение значимости субъективного восприятия-, нарушение гармонии между эмоциональной и рациональной сторонами личности врача 0.

Рассмотрим также мировоззренческий и нормативный аспекты взаимосвязи НТР и врачебной морали. Эти два подхода тесно связаны между собой. Ценностно-мировоззренческий анализ врачебной этики показывает ее определенную социально-классовую направленность, теоретически обосновывает и формулирует це 56 ли и задачи нравственного поведения медицинских работников. В свою очередь теоретико-нормативный подход конкретизирует нормы в конкретных условиях, определяет условия их реализации1» В социалистическом обществе медицинская интеллигенция выступает субъектом общественных отношений. В процессе своей подготовки она воспринимает научное мировоззрение, систему духовных ценностей, моральные нормы и утверждает их в. сфере профессиональной деятельности. В отличие от всех предшествующих социальных систем, где роль врачебной этики сводилась лишь к подчинению медработников требованиям морали господствующего класса и жесткой регламентации их морального сознания и нравственного поведения, при социализме медицинские этические нормы развиваются и реализуются через активное участие врачей в жизни общества, выступают в качестве не внешней, а внутренней побудительной силы. Важным условием профессиональной деятельности медицинских работников является понимание ими диалектики материальной и духовной сторон общества, социальной сущности человека, структуры его потребностей, системы духовных ценностей. Моральное сознание и нравственное поведение врачей основывается на принципах коммунистической морали - коллективизме, коммунистическом отношении к труду, гуманизме. Однако реализация общих положений коммунистической морали и врачебной этики происходит в условиях лечебного коллектива, что определяет необходимость рассмотрения особенностей содержания отдельных норм профессиональной морали в эпоху НТР.

Значение разработки модели деятельности специалиста (специфика, структура и функции) для процесса становления будущего врача

Как и любая сфера труда, профессия врача предъявляет общие и специфические нравственные требования к специалисту. Это обусловливает в эпоху НТР особое внимание к процессу его подготовки, содержанию нравственно-этического воспитания. Формирование нравственного сознания у студентов является важным компонентом их профессиональной подготовленности, а профессиональная направленность, в свою очередь, выступает показателем нравственной зрелости будущих специалистов. При этом профессиональная направленность в целом и каждый ее вид в отдельности - специально-научный, общественно-политический, производственный - проявляется через когнитивный компонент, связанный с осознанием целей и задач деятельности, через эмоциональное отношение субъекта к деятельности, через практическое приобретение общих и специфических умений, навыков, выступающих основным критерием уровня профессиональной сформированной личности1. В связи с этим можно сделать вывод, что от уровня представлений о характере, специфике будущей работы, нравственных требований, предъявляемых специалисту со стороны общества, во многом зависит период его адаптации к новой среде, вхождение в новую социальную роль. Поэтому важным моментом улучшения профессиональной подготовки и морального сознания будущих специалистов является разработка теоретической модели их деятельности.

Термин "модель специалиста" (выделяются два близких, но не тождественных понятия - "модель деятельности специалиста" и "модель подготовки специалиста") чаще всего понимается как описательный аналог, отражающий наиболее существенные черты изучаемого объекта. Мы согласны с тем определением, что это "тип нравственной личности, образец, ориентирующий массовое сознание", причем, не привносимый в практику, а извлекаемый из нее путем обобщения нравственного опыта данной профессиональной группы..Создание подобной модели путем изучения реальных социальных отношений и уровней нравственного развития личности имеет большое значение для теории и практики нравственного воспитания будущих специалистов1. Теоретическая модель "идеального" специалиста дает полное описание структуры его основных качеств, их устойчивости, соотношения и соподчиненности. Это необходимо для вычленения таких эмпирических показателей, с помощью которых было бы возможно определить уровень развития аналогичных качеств у отдельных представителей профессиональных групп, объективно оценить эффективность и скорректировать учебно-воспитательную работу в вузе. Наиболее перспективным, на наш взгляд, выступает требование брать в основу подобной модели не учебные планы, программы, инструкции и т.д., не совокупность детализированных профессиональных, личностных и других качеств (нашедших свое отражение в так называемых кодексах профессиональной морали), так как в этом случае не вскрывается специфичность и характер труда, а обобщенное отражение наиболее характерных и сущностных сторон деятельности специалистов данного профиля2.

Теоретическую базу рассмотрения сущности врачебной деятельности составляет марксистско-ленинский анализ категории "деятельность". Данная категория является сложной по своей структуре и означает способ существования человека, способ проявления его активности в обществе, выражаемый в процессе преобразования окружающего мира (в том числе и самого себя) . Однако это определение носит общий характер, поскольку деятельность субъекта обусловливается постоянно развивающейся системой потребностей и интересов, определяющих характер и социальную сущность активности, и протекает в конкретных видах труда. Поэтому структура и функции врачебной деятельности несколько отличаются от структуры и функций деятельности вообще и зависят от специфики медицины как особой формы человеческой практики. По словам К.Маркса, труд врача относится к такой разновидности умственного труда, при котором "производимый продукт неотделим от того акта, в котором он производится"1. Врачебная деятельность хотя и не включается непосредственно в процесс производства материальных благ, но способствует созданию условий для нормального функционирования и развития субъективного фактора производства. Несмотря на то, что врачебная деятельность представляет собой способ проявления активности медицинской интеллигенции как особого профессионального слоя, тем не менее она имеет свою специфику, определенную интересами всего общества, заинтересованного в поддержании и укреплении здоровья его членов. Поэтому, говоря о медицинской интеллигенции, следует, на наш взгляд, выделить "профессиональную деятельность врача" и его деятельность как определенного субъекта общественных отношений - классовых, профессиональных, нравственно-эстетических и др.

Специфика медицинской деятельности состоит в лечении и предупреждении заболеваний, развитии физических и психических способностей человека как социального существа. Труд медика как никакой другой обусловливается особыми морально-этическими нормами, выраженными в специфических понятиях врачебной морали, значение которых в процессе общественного развития неуклонно возрастает. Поэтому медицинские работники в ходе ле 74 чебной и профилактической деятельности призваны соблюдать особые, нравственные нормы поведения, поскольку преобладание чисто научного интереса над последними способно превратить "самую жизнь во зло, а человеческое тело - в объект упражнения со стороны медицинских коллегий"1.

Актуальные проблемы социологического анализа профессиональной морали медицинских работников. Критика современных буряуазных концепций медицинокой социологии и врачебной

В развитом социалистическом обществе большое теоретическое значение приобретает разработка методов этического исследования, что обусловливается повышением роли нравственных начал в жизни общества, задачей формирования нового человека, повышением роли марксистско-ленинской этики в практике коммунистического строительства. В настоящее время данная проблема еще не получила своего всестороннего исследования, хотя ее рассмотрению были посвящены многие работы1. В философской литературе приводятся различные мнения о возможности и путях проведения этического исследования. Существует мнение, что в этико-сопиологическом исследовании невозможен сколько-нибудь серьезный эксперимент . Другие авторы считают, что в этичес-ком исследовании возможно применение любых методов0, а третьи высказываются за преимущественное использование какого-нибудь одного метода, например, структурно-функционального .

Мы считаем, что в этическом исследовании возможно применение практически всех общенаучных методов познания (методов эмпирического исследования - наблюдения, описания, сравнения и т.д., методов, используемых на эмпирическом и теоретическом уровнях - анализа и синтеза, индукции и дедукции, методов теоретического уровня - исторического и логического, структурно-функционального и т.д.), так и специфических этических методов исследования (например, изучение этической терминологии, марксистско-ленинский анализ морального языка, его состава, структуры, логики), с помощью которых можно выяснить сущность изучаемого процесса, его закономерности и функции. Главное, на наш взгляд, заключается в том, чтобы были соблюдены общеметодологические принципы исследования - понимание морали как особой формы общественного сознания, производной в конечной степени от общественного бытия, исследование этических процессов или явлений в их соответствующей связи с общественно-экономическими и другими социальными- процессами и т.д.

В развитом социалистическом обществе возрастает влияние общественных отношений (экономических, политических, моральных) на теорию и практику медицины, что ведет к определенному изменению принципов и функций системы здравоохранения, мировоззрения, медицинской интеллигенции, норм и принципов врачебной этики. В свою очередь, все разделы медицины активно воздействуют на социально-экономические, нравственные процессы в социалистическом обществе, что свидетельствует о качествен 126 но новом этапе социализации медицины и требует создания и развития медицинской социологии. В основе сближения медицины и социологии находятся процессы дифференциации и интеграции научных знаний, стремление медицинской науки к количественному выражению своих общих и специфических закономерностей, что обусловливает необходимость преподавания в медицинском вузе основ и методики проведения социологических исследований и широкого участия в этических исследованиях представителей меди I цинскои науки .

Социология медицины рассматривает систему отношений медицины с обществом и различными социальными институтами. Социология медицины (или медицинская социология) - "это отрасль социологии, изучающая социальные проблемы, связанные со здоровьем, болезнями и медицинским обслуживанием, с ролью здоровья и трудоспособности населения в социальном развитии"2. Главным направлением медицинской социологии является проблема человека. Некоторые авторы включают в эту проблему только взаимоотношения врача и больного, особенности их межличностного общения, влияние болезни на личность больного и т.д. . Однако проблему человека в медицинской социологии необходимо рас 127 сматривать в более широком социологическом аспекте (поскольку в социалистическом обществе объектом медицинской деятельности выступают не только больные, но и здоровые люди) в рамках формирования личности человека с учетом различных социальных факторов.

Основными проблемами медицинской социологии являются проблемы образа жизни и здоровья населения, создания модели здорового образа жизни, труда и потребления, связи духовной культуры общества с формированием здоровой личности, социально экономические проблемы медицины в условиях НТР . Особой областью медицинской социологии является также изучение процессов, влияющих на мировоззренческие и нравственно-этические аспекты поведения медицинских работников, определение их профессионального долга, свободы и ответственности в процессе их научной и практической деятельности, что позволяет понять социальную детерминированность нравственного поведения врача с целью его регуляции»

Проблемы врачебной этики в медицинской социологии могут быть рассмотрены, на наш взгляд, на трех основных уровнях: общественном, профессионально-групповом и личностном. Следовательно, комплексное исследование проблем врачебной этики в медицинской социологии возможно лишь с рассмотрением взаимосвязи общих, особенных и единичных методов.

Похожие диссертации на Мировоззренческие основы и пути формирования врачебной этики (социально-философский аспект проблемы)