Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Начало человеческой истории как объект социально-философского анализа Лернер, Альфред Ефимович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лернер, Альфред Ефимович. Начало человеческой истории как объект социально-философского анализа : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1990.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-1/1475-5

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема начала человеческой истории выступает одной из наиболее сложных мировоззренческих проблем современного научного познания. Ее исследование характеризуется взаимодействием всех фундаментальных сфер современной науки - естественного, социального и гуманитарного знания. Поэтому вопросы построения и общей ориентации процесса исследования данной проблемы' сами по себе имеют важное научное значение и требуют построения скоординированной философско-методологической программы их разработки.

Философско-методологическое содержание проблемы начала человеческой истории сегодня становится особенно актуальним благодаря значительной интенсификации в современном мире практических процессов взаимодействия и сотрудничества, культурного обмена и научно-исследовательской кооперации, когда главной заботой людей становится выработка и согласование общего подхода к решению всех глобальных проблем современной человеческой истории.

Названные процессы определяют необходимость дальнейшего зазвития принципов материализма и историзма - ведущих пркнци-юв современного исторического познания. Их содержание непос-іедственно зависит от результатов конкретного исследования удержания и динамики взаимосвязи природных и деятельностных . 'снований человеческой истории и соответственно от результатов сследовония механизма исторической преемственности и истори-еского прогресса.

Необходимость философско-методологической разработки

- 2 - %

проблемы начала человеческой истории определяется также сто- ящей сегодня в повестке дня задачей интеграции эмпирической базы данной проблемы, что предполагает определенную работу по понятийно-терминологической координации таких ведущих научных традиций исследования этой проблемы, как марксистская и англо-американская аналитическая традиции.

Степень разработанности темы. Философско-методологичес-кое исследование проблемы начала человеческой истории заняло важное место в общем комплексе ее исследований в последние два-три десятилетия. Среди современных марксистских исследователей данной проблемы, внесших серьезный вклад в развитие ее методологических основ, необходимо назвать таких советских ученых, как В. П. Алексеев, И. Л. Андреев, С. С. Батенин, В. М. Вахта, D. И. Борисковский, Ю. ГЛ. Бородай, Ю. В. Бром-лей, Н. А. Бутннов, Г. П. Григорьев, Л. Н. Гумилев, Д. В. Гурьев, 0. Н. Донских, Ю. И. Ефимов, Ю. Н. Захарук, В. В. Иванов, В. Р. Кабо, В. К. Келле, Н. В. Клягин, М. Я. Ковальзон, Д. А. КраШюв, М. В. Крюков, В. В. Лузгин, Г. Н. Ыатюшин, И. Н. Молчанов, В. В. Орлов, А. И. Першиц, В. И. Плотников, Б. Ф. Порш-нев, А. Н. Рогачев, Я. Я.Рогішский, Ю. И. Семенов, С. В. Смирнов, Н. Б. Тер-Акопян, К. Б. Туровский, М. И. Урысон, 1. А. Файнберг, И. И. Фурсин, Г. Ф. Хрустов, 3. Г. іЦддн, В. П. Якимов, Б. В. Якушкин.

В качестве предмета филосо^ско-методологического анализа на сегоднеший день выделены следующие вопросы:

соотношения процессов антропогенеза к соцкогенеза;

соотношения современного развитого и современного примитивного общества, прш.іитпвного и персобктього общества;

соотношения естественного отбора и труда, генетики и культуры;.

обоснования гипотез переходного состояния, переходных существ, переходных /биосоциальных/ закономерностей;

определения первобытной общины, рода, табу как конкретных способов регуляции жизни первобытного человека;

соотношения принципов природы и деятельности, типологій и орудийностн, структуры и функции в исследовании проблемы начала человеческой истории.

В научной литературе, в том числе и. зарубежной, было осознано наличие в общей процессе исследования проблемы начала человеческой истории двух основных позиций, которые без зоответствующей (риософско-ыетодологической координации спо-зобны привести к расколу данной проблеш на две содостоятель-ше - проблему возникновения человека и проблему возншшовенжя іеловеческого общества.

Основной трудностью, которая серьезно блокирует дальнейшее развитие проблемы качала истории и которая еще не нашла ївоєго адекватного кеста в соответствующих современных ідето-іологических работах, выступает неопределенность и ішого-шачность ключевых понятий данной проблеш - понятий соци-ільного и исторического, что непосредственно препятствует ис-іледованіш начала человеческой истории как единого объекта.

Целью диссертации является определение единых 4алсофско-:етодологических оснований общего коїшлекса современных научна исследований проблеш начала человеческой истории.

Достижение поставленной цели потребовало решения следу-)щих основных задач:

- 4 - я

- выявление реальных теоретических и методологических
предпосылок противостояния принципов природы и деятельности

в процоссе исследования проблемы начала человеческой истории;

- разработка способа теоретико-иетодологнческого учета

в материале исследования данной проблемы реально» длительности /времени/ процесса человеческого становления;

понятийно-терминологическое соотнесение двух важнейших современных традиций исследования проблемы начала человеческой истории - традиций марксистской и англо-американской аналитической философии;

определение философско-методологического статуса идеи труда и трудовой теории антропогенеза Ф. Энгельса в исследовании проблемы начала человеческой истории;

определение реального философско-методологического содержания грани у.езду первобытной и современной человеческой историей, процессами исторического Становления и действительного исторического развития человека.

В своем исследовании мы опирались на труды классиков марксііз.\:а-лі.ниііЕз;.;а, на работы советских философов, касающихся методологических вопросов анализа проблемы начала человеческой истории. Были также привлечены материалы по теории и методологии конкретнонаучных исследований данной проблемы. Широко использовались' работы как советских, так и зарубежных специалистов по археологии, антропологии, этнографии, лингвистике, биологии, социалогии, истории.

Структура работы, диссертация состоит из введения, двух глав, содерхащих соответственно два и три параграфа, заключения и библиографии.