Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народная культура как социальное явление Цукерман, Владимир Самойлович

Народная культура как социальное явление
<
Народная культура как социальное явление Народная культура как социальное явление Народная культура как социальное явление Народная культура как социальное явление Народная культура как социальное явление Народная культура как социальное явление Народная культура как социальное явление Народная культура как социальное явление Народная культура как социальное явление
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Содержание к диссертации

Введение 4

Глава I. Виланелла 16

Предыстория виланелльных жанров 16

Общая характеристика виланеллы 21

Историческая эволюция виланеллы 27

Глава II, Разновидности виланеллы 53

Джустиниана 60

Вилотта 63

Мореска 68

Тодеска 77

Ґрегеска 78

Глава 111. Наследники виланеллы: канцонетта, балетго 83

Канцонетта 83

Балетго 93

Глава IV. Всеевропейское эхо виланеллы 106

Германия 106

Англия 115

Франция 118

Испания 119

Заключение: путь к Новой музыке 120

Литература 123

Приложение 1. Список первоиздании виланелльных сборников 137

Приложение 2. Нотные образцы 145

Пример 1. Б.Тронбончйно «Чем опечалена, нежнейшая душа» 146

Пример 2. Дж.ди Майо*Ю( светлы косы» 148

ПримерЗ. В.Фонтана «Мадонна милосердная, спаси» 149

Пример4. Дж. ди Майо «Все старушки лукавы» -J50

Пример 5. Дж. даНопа «Если желает донна» ^51

Пример 6. Дж, да Нола Ю жизнь моя прекрасная» 152

Пример 7. А,Вилларт «О жизнь моя прекрасная» 153

Пример 8- М.Тройяно «Любовь дает мне крылья» \ 55

Пример 5. Дж. да Нола «Красотка, я не знаю» 156

Пример Ю, АВилларт «Красотка, я не знаю» 157

Пример 11. Перрисон «Жду кончины ее мужа» 158

Пример 12. БДонато «Если желает донна»

Пример 13. БДонато «Песня блохи»

Пример 14. Дж.Феретти «Амур жестокий, что меня печалит»

Пример 15. ПВиплани «Тысячу раз он молил о пощаде»

Пример 16. АТабриели «Влюбленный чужеземец»

Пример 17. О.Векки «О жалкий Панталон»

Пример 18. Ф.Аццайоло«Втотчас, когда звезда моя взошла»

Пример 19, Аноним «Кто, кто?»

Пример 20. О.Лассо «Кто, кто?»

Пример 21. О.Лассо «Открой окошко, Каталина

Пример 22. О.Лассо «Лючия, о небо»

Пример 23. О.Лассо «Матониа дорогая»

Пример 24. АВилларт «Любезный сеньор»

Пример 25. К-Монтеверди «Что назову главнейшем средь растений

Пример 26. К.Монтеверди «Лучи, где мое счастье»

Пример 27. Л.Маренцио «Расскажите о моей заезде»

Пример 28. О.Векки «Ах) Пожалуйста, любовь»

Пример 29, Дж. да Нола «Путь к смерти»

Пример 30. К.Монтеверди «Путь к смерти»

Пример 31. О.Векки «Путь к смерти»

Пример 32. ДжТастольди «Любопытный»

Пример 33. ДжГастольди «Танцовщик»

Пример 34, ДжХастольди «Весельчак»

Пример 35. Я.Реньяр «Венера, ты и твой Амура

Пример 36. ХЛ.Хасслер «Я ранен, Амур»

Пример 37. Х.Л.Хасслер «Свежим маем»

Пример 38. Х.Л.Хасслер «Все радости жизни»

Пример 39. Й.ПШейн «Шртил мой»

Пример 40, Т.Морли «О прекраснан нежная нимфа» 

Введение к работе

Данная работа посвящена итальянским песням эпохи Возрождения. Виланелла, канцонетта и балетто в XVI веке были самыми популярными жанрами, именно они во многом делали «музыкальное лицо» Ренессанса и, одновременно, подготовили основные направления развития западноевропейской музыкальной культуры Нового времени.

Об их популярности можно судить и по числу изданий (см. в приложении 1)т и по высказываниям современников, иногда весьма запальчивым. Так, Дж.Анчина, музыкант и врач XVI века, сообщает: «Музыка s наши дни столь заражена распутством и грязью, что жалко даже думать об этом... [Надо] излечить Италию, илит по крайней мере, город Рим, от заразительной чумы и губительного яда проклятых светских канцонетт, развратных, распущенных, грязных, от которых сотни и тысячи душ человеческих пойдут в адскую преисподнюю... Эта сорная трава разрастается повсюду, как зараза, как рак, грызущий тело» (цит. по; Иванов-Борецкий 1936, 3S)1. И хотя он предложил радикальное средство для борьбы с «чумой XVI века», притом весьма своеобразное2, это направление продолжало процветать и приносить свои плоды, отнюдь не только ядовитые Справедливо считается, что главные ренессансные инициативы, в том числе в области музыки, принадлежат Италии. В те смутные времена, когда Апеннины переходили из одних монарших рук в другие, вместе с награбленными сокровищами, скульптурами и картинами итальянских мастеров в Европу «вывозились» и песни, такие легкие и привлекательные в своей незатейливости. К концу XVI века они пустили корни на всем европейском континенте, образовав сложный гибрид с местными музыкальными традициями, В сумме это составило плодородный почвенный слой для музыкальных ростков Нового времени.

Ведущим песенным макрожанром второй половины XVI века было разветвленное семейство виланеллы, принадлежащее к так называемому «третьему»- развлекательному - пласту музыкальной культуры. Оно включало виланеллу в тесном смысле слова (фигурирующую под разными наименованиями -вилланеска, канцона вилланеска, канцона наполитана и др.), многочисленные ее разновидности {джустиниана, вилотта, мореска, тодеска, грегеска, бергамаска, романеска, тосканелла, падована, сицилиана, венециана и др.), а также ее исторических преемников - канцонетту 14 балетто.

Занимающие громадное место в ренессансной жизни, легкие песни той эпохи, однако, почти неизвестны в нашей стране; основное внимание музыковедов и исполнителей приковано к более серьезным жанрам Возрождения - мессе, мотету, мадригалу, а если и песне - то солидной полифонической (прежде всего, франко-фламандской). Большинство из огромного числа композиторов, творивших в популярной сфере, в нашей стране практически не знакомо даже историкам музыки, хотя влияние этого направления на искусство Италии и всей западной Европы было огромным.

Сказанным определяются основные задачи исследования, среди которых и более общие - обозначить важнейшие тенденции развития ренессансной песенной культуры и определить место итальянских песенных жанров в европейской музыке эпохи Ренессанса, и более конкретные - дифференцировать виланелльные жанры и определить их специфику, классифицировать основные жанровые архетипы; систематизировать многочисленные номинации в песнях XVI - начала XVII века.

Исследование естественно опирается на фактологическую базу, имеющуюся в зарубежном музыкознании; таким образом, среди прочих задач в данной работе решается и такая: обобщить и донести до отечественного читателя данные (прежде всего исторические), накопленные западными учеными.

Кратко наметим историю изучения виланелльных жанров и одновременно обозначим имеющиеся в этой сфере лакуны, по мере возможности заполняемые в данной работе.

С исчезновением виланелльных жанров из музыкальной практики и почти трехсотлетнего забвения, они возвращались в историю итальянской музыки постепенно и довольно неспешно. О них вспомнили лишь в последнюю треть XIX века. Сначала вернулись названия: на жанр виланеллы обратили внимание итальянские ученые А.Касетти и В.Имбриани в своем труде «Народные песни южных провинций» {Canti Popolari dslle Provincie Meridional!, 1871/ Авторы сделали заключение, что «наполитанами или сицилианами назывались, в соответствии с их местом происхождения, стихи, распространенные по всей Италии» (Cassetti 1871, 56).

Следующим шагом было обращение к текстам их впервые привел А.д Анкона в издании «Народная итальянская поэзия» (Poesia popolare italiana, 1878), сделав аналогичное заключение о происхождении «наполитан или сицилиан, которые явно с юга» (Апсопа 1878, 258). Далее начались поиски манускриптов и печатных публикаций, содержащих тексты виланелл. Особенно много в этом направлении сделал С.Феррара В 1881-1882 годах он напечатал виланелльные тексты из кодекса Риккардьяни (Codex Riccardiani) в периодическом издании «Библиотека народной итальянской литературы» (Biblbteca di letteratura popolare italiana), а чуть позже и другие - под названием «Старинные неаполитанские песни» (Antiche canzoni napoietane) - в журнале Nuove Goliardi (Ferrari 1881),

Почти одновременно начинается исследование виланелльных стихов, у истоков которого стоит Б.Капасоо. В своей статье «О народной поэзии в Неаполе» (Sulla poesia popolare in Napoiit 1883) он выразил сожаление о том, что неаполитанцы пренебрегают своим поэтическим народным творчеством, которое, как он убежден, подготовило расцвет профессиональной лирики следующих эпох. В подтверждение красоты неаполитанской лирики Капассо разбирает, среди прочих, виланеллы: необычайно популярные во всей цивилизованной Европе, они, вместе с тем, наилучшим образом выражают дух неаполитанской поэзии (Capasso 1883, 322). Искусствоведы А.Савьотти и Ф.Вальдриджи в своих работах - «О музыкальном кодексе XVI века» (Di un Codice musicaie del sec. XVI), «Книга для голоса и лютни Козимо Боттегари Флорентийского» (// «Ubro di canto е liuto» di Cosimo Bottegari Fiorentino) - продолжают двигаться в направлении, проложенном Феррари: Савьоти принадлежит заслуга изучения рукописей Оливерано, содержащих, помимо всего прочего, две виланеллы; Вальдриджи (Vafdrigi 1891) мы обязаны полной публикацией рукописей д Эсте.

Наконец на виланелльные жанры обращает внимание музыковедение, но поначалу, несколько парадоксальным образом, в лице немецких исследователей (что косвенно подтверждает общеевропейское значение жанра). Немецкий музыковед Э.Фогель нашел огромное число рукописей (в том числе с музыкальной нотацией) в главных публичных и частных библиотеках Европы- С величайшей подробностью и аккуратностью он составил перечень свыше 200 печатных изданий виланелл и поместил его в своем монументальном двухтомном труде: «Библиотека изданий светской вокальной музыки Италии; 1500-1700 гг.» {Bibiiothek der Gedruckten weitiichon Vocaimusik Itnliens aus den Jahren 1500-1700 di Ernil Fogel, 1892)1

Работу в данном направлении также вел Р.Айтнвр {современник и соотечественник Фогеля), Его данные (опубликованные в: Eitner 1904) частично расходились с Фогелем, но, как выяснилось позже, были менее исторически точны (например, по Айтнеру, самое старое издание villanelle alia napolitana - сборник Вилларта 1545 г., тогда как по Фогелю - сборник песен анонимных авторов, изданный Дж. ди Колонья в 1537 г.).

Работы, опубликованные в начале XX столетия, в частности, второе издание Poes/a popolare italiana д Анноны (Ancona 1906), La Canzonetta К.Монетти (Monetti 1907) и La Canzone Napolitana М.Балланти (Ballanti 1907), не добавляют чего-либо принципиально нового к истории жанра.

После публикации музыкального материала виланелл, естественно, началось их изучение. М.Менджини проанализировал песни, находящиеся в Ватиканском кодексе Академии Киджьяно и обобщил полученные результаты в издании Zeifschhft fur Romanische Philologie (Mengini 1893), Он даже намеревался создать «библиографию виланелл, как изданных, так и неопубликованных», но полностью осуществить задуманное ему не удалось. Исследование, начатое Менджини, завершил Ф.Ноеати (Novati 1912) в своей работе «Добавление к истории музыкальной итальянской народной и псевдонародной лирики XV, XVI и XVII веков» [Contribute alia storia delta ІІгіса rnusicale italiana popolare e popolareggiante del secoli XV, XVI, XVII). Изучив виланелльный репертуар в Неаполе XVI века, он впервые поставил вопрос о происхождении и характере villanella alia napoietana. Этот труд стал рубежным в исследовании виланеллы. С этого времени ученые уже не довольствуются лишь сбором исторических документов, а пытаются разрешить многочисленные проблемы, которые возникают в связи с этим жанром.

Идеи Новати о происхождении виланеллы были подхвачены ДжЖМонти в его книге Le villanelle alia napolitana (Monti 1925). Эта уникальная работа предлагает читателю обширнейший материал и многочисленные документы того времени, в том числе труднодоступные; но, к сожалению, расположены они довольно бессистемно, что мешает созданию целостной исторической картины. Монти снова возвратился к намерению М.Меццжини издать сборник текстов виланелл с полным перечнем старинных публикаций, но и ему это не вполне удалось.

Значительный вклад в исследование жанра внесла, помимо Фогеля, БМ.Галанти. Ее труд Le villanelle alia napolitana (Galanti 1954) открывает новую эпоху в изучении виланеллы. Книга включает научный раздел, где подробно рассматривается происхождение жанра виланеллы и вопрос ее наименований, а также дается обзор литературы по данным вопросам. Далее следует антология текстов виланелл, сгруппированных по содержанию (любовная лирика, сатирические и комические тексты и т.д.). Кроме того, приводится перечень старинных изданий с описанием каждого (включая список пьес и авторов). Однако нотные материалы в данном исследовании ограничиваются лишь несколькими примерами. Следует отметить, что эта работа, в заданных рамках полная и систематичная, охватывает лишь первый этап развития виланеллы - до середины XVI века. Вне поля зрения исследователя оказываются не только такие корифеи жанра конца XVI века, как Лука Маренцио и Орацио Векки, но даже Андреа Габриели и Орландо Лассо, чье виланелльное творчество приходится в основном на период 1560-1580 годов. Кроме того, Таланти, будучи литературоведом, интересуется в основном проблемами филологического характера, тогда как музыкальные особенности песен вообще остаются без внимания. Серьезным недостатком работы следует признать и то, что автор рассматривает лишь издания, находящиеся в итальянских библиотеках, игнорируя все зарубежные хранилища.

С осознанием аиланелльных жанров как важных действующих лиц музыкальной истории Италии они начинают рассматриваться и в работах, напрямую с ними не связанных. В 1949 году вышел капитальный труд А.Эйнштейна «Итальянский мадригал» (Einstein 1949), два тома которого представляют историш-теоретическое исследование, а третий - нотную хрестоматию. И хотя автором прямо заявлен предмет его основного внимания - мадригал, - немало сведений работа содержит и по виланелльным жанрам. Причина понятна: будучи современниками мадригалу, они составляют необходимый контекст, помогающий лучше понять природу мадригального феномена4. Автор не скупится на разнообразные данные о виланелле (обсуждение которой вынесено в отдельную главу), а в нотном разделе приводит несколько показательных ее образцов. Общие свойства этой обширнейшей монографии распространяются и на интересующие нас разделы: невероятное обилие самых разнородных фактов изливается на читателя с непринужденностью, которая, с одной стороны, свидетельствует о редкостном проникновении автора в ренессансную эпоху, а с другой - о свободе, не всегда совместимой со строгим научным исследованием. В этой ситуации естественно, что многие данные Эйнштейна, устарев со временем, были поставлены под сомнение в последующих исследованиях (например, виланеллы из сборника 1537 г., автором которых Эйнштейн считал Дж, ди Майе, как выяснилось позже, ему не принадлежат).

Среди научных специалистов по виланелльным жанрам во второй половине XX века необходимо назвать ДАрнолда, Он автор статьи о балетто (Arnold 1956), а также обо всех разновидностях виланеллы (виланелла, вилланеска, грегеска, джустиниана и др.) в многотомном справочном издании The New Grove Dictionary (Arnold 19801-4). Кроме того, ему принадлежат монографии о Клаудио Монтеверди и Луке Маренцио, которые работали в данной сфере, а также книг и The Monteverdi Companion (Arnold 1963) и Monteverdi Madrigals (Arnold 1967), содержащие ценный исторический и аналитический материал {использованный в данной диссертации).

Наиболее полным специальным исследованием виланеллы до сих пор остается диссертация Д.Дж.Кардамоне «Вилланеска и родственные жанры итальянской вокальной музыки с 1500 до 1560 гг.», защищенная в 1972 г. в Гарварде (Cardamone 1972). Знаменательным совпадением стало то, что эта монография появилась спустя ровно сто лет после первого обращения исследователей к жанру вилланески. Автор приводит богатейший историко-документальный и, что особенно важно для нас, нотный материал. Признанием Кардамоне в качестве эксперта в области виланелльных жанров является и то, что ей доверены статьи о ведущих творцах виланелл в двух последних изданиях авторитетнейшего музыкального словаря The New Grove Dictionary, Однако следует подчеркнуть, что труд Д.Кардамоне при всей его ценности, охватывает (как это ясно из названия) лишь первый период существования жанра и имеет более исторический, чем теоретический характер, оставляя немало простора для дальнейших исследований.

Работы следующего поколения музыковедов, многие из которых были учениками Д.Кардамоне, посвящены в основном более узким проблемам: например, изучению текстов [Е,Феррари Барасси, Р.Дефорд), отдельным жанрам (грегеска и джустиниана у П.Фаббри) и т.п. Но даже суммарно их работы представляют скорее пестрое мозаичное полотно исторического наклонения, чем целенаправленно ведущее по основным теоретическим проблемам эволюции песни исследование.

Отечественная литература о виланелле совсем иного рода. Специальных работ на эту тему на русском языке не существует. Те упоминания о виланелльных жанрах, которые встречаются в ведущих трудах, связанных с итальянским Ренессансом {РМ.Грубер, Т.НМиеанова, Т.Н.Дубравская, НА.Симакова), ограничиваются общими сведениями и не преследуют цель развернутого анализа этих явлений.

Понятно, что любой жанр невозможно оторвать от его естественного исторического контекста, от жанров-предшественников, жанров-современников и последователей. Хотя виланелльные песни имеют скорее гармоническую направленность, их специфику в полной мере можно оценить лишь в сравнении с полифоническими светскими песнями. Последним посвящена диссертация Е.И.Коляды «Светские песенные жанры в творчестве композиторов нидерландской полифонической школы /национальные черты и интернациональные связи/» (Коляда 1982), а также статья НА,Симаковой «Многоголосная шансон и формы ее претворения в музыке XV-XVI вв.» (Симакова 1978), которые помогают увидеть феномен светской песни во всей его рельефности и неоднозначности.

Особое значение для песен XVI века имеет «пограничный» жанр мадригала, находящийся на перепутье между более серьезным мотетом и легкими песнями. В связи с этим весьма актуальны для данной диссертации работы Т.ИДубравокой . «Итальянский мадригал XVI века», «Мадригал (жанр и форма)» и др. (Дубравская 1972, 1978,1981, 1995).

Книга НА.Симаковой «Вокальные жанры эпохи Возрождения» (Симакова 1985), где все основные «соседи» виланеллы в их полифоническом решении собраны рядом, позволяет яснее представить позицию интересующих нас жанров в общей истории музыкального языка,

В последнее десятилетке появились два исследования, посвященные темам, смежным с данной работой: это кандидатские диссертации Е.В.Панкиной «Жанрообразование в итальянской светской песенной культуре второй половины XV -первой трети XVI веков» (Панкина 1998) и Э.Р.Симоновой «Искусство арии в итальянском оперном барокко (от канцонетты к арии da capo)» (Симонова 1997), охватывающая период с конца XVI до середины XVII века. Отличие нашей работы в томт что она посвящена жанрам, популярным со второй трети и до конца XVI столетия, то есть именно того времени, которое осталось за рамками названных диссертаций, В данной работе, безусловно, учитываются достижения предшественников, в частности, попытка систематизации жанров «третьего пласта» Е.В.Панкиной, музыкальный анализ канцонетт Э.Р.Симоновой, однако предлагается несколько иной ракурс этих и других проблем. Если Панкина имеет основной целью проследить общие закономерности жанрообразования и использует материал ренессансных песен более для иллюстрации, чем сам по себе (дедуктивный метод), то Симонова движется, прежде всего, от исполнительской проблематики, хотя и приходит к некоторым небезынтересным общим выводам (индуктивный метод), В нашей работе основное внимание уделяется ренессансным песням как таковым в свете их становления и эволюции и не преследуются какие-либо дополнительные посторонние цели. Поэтому есть возможность (или, по меньшей мере, стремление) добиться некоего баланса общеисторического и теоретического ракурсов.

Светские песни естественно отражают общее состояние музыкального языка своей эпохи. Как и для других формт для песенных принципиальное значение имеют характер звуковысотности, метроритмическое строение, фактурный облик и доминирующие структурные принципы. Фактура избранных для исследования песен приближается к гомофонной (которая, впрочем, в чистом виде сформируется позже) с большим или меньшим влиянием полифонии. Поэтому в этой части диссертация опирается на общее учение о складе и фактуре. Метроритмическое строение также довольно близко к тому, которое будет характерно для «гомофонного метроритма», и в этом отношении работа естественно учитывает связанные с ним теоретические положения.

Применительно к светским песням названные вопросы уже в известной мере адаптировались ТМ.Ду6равской в исследовании «Музыка эпохи Возрождения. XVI век» (История полифонии, том 6 - Дубравская 1996). В первой главе, о методологических предпосылках анализа полифонии XVI века, представлены в том числе многоголосные жанры светской бытовой музыки в Италии (§3). Там рассматривается не только их культурный контекст, но и разные вопросы музыкального языка {презде всего, фактура, кроме того, проблемы звуковысотности и ритма); специальное внимание уделено музыкально-поэтическому синтаксису. Отмечая вариантность и связанный с нею принцип параллелизма (функциональной равнозначности) в качестве основы композиционного метода, она, вместе с тем, указывает на намечающуюся тенденцию к «композиционному соподчинению частей» и, в результате, «становление временной музыкальной композиции» (Дубравская 1996, 69),

Значительное внимание в книге уделено собственно легким жанрам - фроттоле, виланелле, карнавальным песням ит,д,, которые признаются важнейшими стилеобразующими составляющими эпохи- Отмечая усиливавшуюся в легкой сфере гармоническую тенденцию, автор видит в этом влияние народной гетерофонии на принципиально новом уровне, А карна вал ьность, представляющая фундаментальную основу популярной музыки, по характеристике Т.КДубравской, приобретает в XVI веке свойство одной из констант итальянского музыкального мышления в целом. Автор показывает это на примере творчества Орландо Лассо, у которого карнавально-сценическая музыка «не только не обособлена от других его жанров, но в силу своей театрально-гротескной природы даже более выпукло отражает некоторые общие их свойства и тенденции. Это делает карнавальные жанры Лассо "ключом" к постижению основ его стиля» (Дубравская 1996, 328). Особенно показательно, что все эти проблемы обсуадаются в исследовании, посвященном полифонии XVI века, что свидетельствует о значимости этих явлений не только для легкой музыки как таковой, но и музыкального языка Высокого Возрождения в целом.

В связи с музыкальным языком XVI века наибольшего внимания требует звуковысотная организация, и не случайно, что именно этому аспекту посвящены специальные работы. Особенно важны для нас труды Ю.НХопопова, как общего характера (в частности, раздел о модальном многоголосии в его исследовании «Гармония. Теоретический курс» - Холопов 1988), так и специально направленные на ренессансную гармонию (статьи «Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке» и «Категории тональности и лада в музыке Палестрины» -Холопов 1999, 2002). Немалый интерес представляют также работы Т.Б.Бараноеой («Переход от средневековой ладовой системы к мажору и минору в музыкальной теории XVI-XVII веков» - Баранова 1980), Е.СХодоровской («Гармоническая структура многоголосия в музыке XVI столетия» - Ходоровская 1989), ГММыжова (посвященные модальной гармонии главы из диссертации о Лассо - Лыжов 2003),

Вопрос исполнения ренессансных легких песен сколь важен, столь и неоднозначен. Его роль определяется глубинной связью инструментария с самыми фундаментальными показателями состояния музыкального мышления и быта. Именно по этому поводу существуют самые разные мнения, изложенные в трудах ХЖБрауна («Инструментовка XV! века: музыка флорентийских интермедий» - Brown 1973), У.Прайзера («Исполнительская лраістика фроттолы» - Prizer 1975), ГМЛыжова («Исполнительская аранжировка вокальных полифонических сочинений на рубеже XVI—XVI! веков: между полифонической и гомофонной формой» - Лыжов 1999). В данной работе суммируются существующие положения по этому вопросу и используются в ракурсе основного предмета исследования.

Особую проблему в сфере легких жанров Ренессанса составляет персоналия, то есть имена композиторов, творивших в этой сфере. Вопрос этот тем более не праздный, что ввиду особой демократичности данных жанров в сфере их притяжения находились не только широко известные музыканты, но и множество композиторов «второго ряда» и даже любителей. Тем не менее, для исторического контекста требовалось «воскресить» и по возможности осветить имена малоизвестных либо практически забытых автороа-песенников. Краткие сведения о жизни и творчестве этих музыкантов, собираемые подчас с трудом по крохам из справочных изданий (с опорой на последнюю версию The New Grove Dictionary), призваны создать тот фонг на котором особенно рельефно выделились бы имена творцов истинных шедевров - а они есть всегда, даже в таком непритязательном жанре, как легкая песня. Среди лидеров следует в первую очередь назвать славные имена Лассот Вилларта, Маренцио, А.Габриели, Векки, Монтеверди, которым посвящены специальные работы, в том числе иа русском языке - например, монографии В.ДжЖонен о Монтеверди (Конен 1971), В.Бёттихера (Boetficher 1958) и М.Палади (Paladi 1974) о Лассо и др, Однако понятно, что при всей необходимости исследований такого рода, они не преследуют целей, поставленных в данной диссертации; обогащая представление о названных мастерах, они не затрагивают проблемы легких жанров во всей глубине.

При работе над диссертацией очень полезным оказалось изучение историко-аналитических очерков, предваряющих собрания сочинений различных авторов, а также серийные издания старинной музыки - вступительные статьи Ф.Целле о Хасслере (Zelle [o.J.]) и А.Зандбергера о Хасслере и Лассо (Sandberger [o.J,]): содержащие ценный аналитический и исторический материал, они во многом определили направление наших изысканий.

Легкая песня во все времена, в том числе в эпоху Возрождения, занимает «двойственное», а то и «тройственное» положение. Почти всегда она, с одной стороны соприкасается с танцевальной музыкой и самим танцем, а с другой, - существует на театральных подмостках. Естественно, что при изучении данной тематики полезны как работы, связанные с танцевальной музыкой и самой хореографией, так и по истории театра. Среди таковых назовем «Танцевальный словарь» Ш.Компана (Компан 1790), «Танцы Италии» БЖГаланти (Galanti 1950), «Мировую историю танца» КЗэксз (интересную своими описаниями исполнения танцев - Sachs 1937} и отдельные статьи в журналах (например, Б.Спарти «Мелодии "балли" XV века: новый взгляд» - Sparti 1986 и др.).

Отечественная историография долгое время располагала лишь небольшими популярными работами по танцу (типа «Очерков по истории танцевальной музыки» М.СДрускина - Друскин 1936), в которых давалась только самая общая характеристика танцев при минимальном внимании к эпохе Ренессанса. В последние десятилетия ситуация несколько изменилась, и в плане знакомства с хореографией танца, и общей танцевальной культурой; они подробно описызаются, например, в книге В.Красовской «Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины XVIII века» (Красовская 1979). Но с точки зрения музыкальных форм и музыкального языка ренессансных танцев особенно интересны работы Т.Барановой (в частности, статья «Танцевальная музыка эпохи Возрождения» -Баранова 1982) Исследований, посвященных западноевропейскому театру, даже отечественных, гораздо больше. Монументальный труд А.Джиеелегова и Г.Боиджиева «История западноевропейского театра от возникновения до 1789 г» (Дживепегов/Бояджиев 1941) дает наиболее общий взгляд на предмет и позволяет представить себе ренессансную сцену в контексте всей мировой истории театра. Исследование ССМонупьскоао (Мокульский 1936, 1953) содержит не только богатые исторические сведения, но и снабжено подборкой разнообразных иллюстративных материалов, среди которых в интересующем нас плане - тексты ранних ренессансных представлений, мадригальных комедий и комедий дель арте. Последним посвящены также две специальные работы - А.К.Дживелегов «Итальянская народная комедия. Commedia delferte» (Дживелегов 1954) и М.Молодцова «Комедия дель арте (История и современная судьба)» (Молодцова 1990), которые позволили ближе познакомиться с основными характерами-масками ренессансной сцены. Но понятно, что музыкальный аспект спектаклей в указанных работах вообще не затрагивается.

Как следует из всего сказанного, песня - это феномен синкретический, почти в равной мере музыкальный и поэтический. Поэтому словесный текст ставит перед исследователем свои задачи, которые обусловлены историей становления самого национального языка в разных странах, национальной поэзии. Отсюда и особенности стихосложения. Сказанным определяется актуальность для данной работы еще одного научного пласта - истории западноевропейских языков и литературы разных стран. Из огромного числа исследований такого рода для данной диссертации особенно полезными оказались «Язык и философия культуры» В.фон Гумбольдта (Гумбольдт 1985), «Очерки истории итальянского языка» АА.Касаткина (Касаткин 1976), а Формирование романских литературных языков. Итальянский язык» И.И.Челышевой (Челышееа 1990), «Языки Италии» Дж.Девсто (Devoto 1978). Подобные издания, среди прочего, дают почувствовать, насколько по-разному рассматривают одни и те же сочинения музыковеды и литературоведы, и как важно взглянуть на них с разных позиций.

Тексты виланелл подчас очень специфичны, насыщены ярко выраженными диалектизмами, что весьма затрудняет перевод, а то и делает его вовсе невозможным. Но профессионалы-лингвисты, в частности С.А.Кокошкина («Своеобразие лексики пьемонтского диалекта итальянского языка» 1981), А.В.Топорова («Поэтика тосканской комико-реалистической /«Шуточной»/ лирики XIII-XIV веков» 1999), БМильорини («Беседа о Флоренции и итальянском языке» 1971 и «Диалект и общий национальный язык в Риме» 1971 идр.}, давшие подробное описание особенностей того или иного диалекта и предложившие образцы переводов диалектальной литературы, значительно упростили нам работу с текстами.

Песня как феномен, вросший в самую «гущу» быта, простонародного или аристократического, не может адекватно рассматриваться вне хотя бы общего представления о нем. Поэтому в работе в той или иной мере использовались также труды, содержащие сведения о материальной и духовной культуре того времени: о жизни итальянских городов, где сформировались изучаемые песни (Макьявелли 1987, Atlas 1985, Сапе/1977, F&nlon 1980, Lockwood 1984), о жизни простого люда и аристократии, о глубинных мировоззренческих предпосылках, среди которых и такое важное явление, как карнавальность (многосторонне раскрытое ММБахтиным 1975, 1990), наконец, о судьбоносных исторических событиях, которые так или иначе отражались на культуре в целом и песенной, в частности.

Структура работы во многом обусловлена хронологией возникновения жанров. Так, в художественную практику Италии XVI века сначала входит виланелла, затем ее сменяют канцонетта и балеттог что и отражено в планировке исследования.

Сам выбор жанров не случаен, В процессе изучения виланеллы как таковой (подробная ее характеристика приводится в Первой главе) подтвердилось, что в середине XVI века она стала макрожанром, распространив свое влияние на территорию всей Италии - почти в каждом итальянском городе существовала локальная разновидность этого жанра, а также его «местечковое» название. Все эти многочисленные венецианы, падованы, тосканеллы, романы и другие номинации бывшей канцоны наполетаны рассматриваются so Второй главе. К концу века виланелла постепенно уходит с музыкальных подмостков, и на ее смену приходят канцонетта и балетто - об особенностях этих прямых наследниках виланеллы повествуется в Третьей главе. Жизнь итальянских песен за рубежом, прежде всего в Германии и Англии, где они были особенно популярны и даже дали толчок формированию местной национальной традиции, рассматривается в Четвертой главе. В Приложении 1 приведен список сборников легкой музыки, появившихся в XVI -первой половине XVII века. Даже беглый взгляд на многочисленный и пестрый состав этих первоизданий говорит о том, насколько популярна была легкая музыка в то время, и какое множество сборников с записями подобных песен выходило тогда, когда каждый лист бумаги был почти бесценен. В Приложении 2 содержится список нотных примеров с полными оригинальными текстами, а также переводами, выполненными автором диссертации.