Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Некоторые вопросы марксистской этики и нравственное воспитание вьетнамских студентов Чан Хау Кием

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чан Хау Кием. Некоторые вопросы марксистской этики и нравственное воспитание вьетнамских студентов : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Моск. ин-т нар. хоз-ва им. Г. В. Плеханова.- Москва, 1990.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-8/33-8

Введение к работе

Актуальность томи исследования. В текущем году вьетнамский народ с большим подъемом отмотает три знаменательные даты: 60-ю годовщину со дня образования Коммунистической партия Вьетнама, 45-летие национального праздника Социалистической Республики Вьетнам и ГОО-летие со дня рождения великого президента Хо Ши Мина. В овкамояование этих исторических дат Коммунистическая партия, весь вьетнамский трудовой народ и ар»»яя, продолжая претворять в жизнь завещание Хо Ши Мина, развертывают революционное движение за выполнение плана, намеченного решениями УІ съезда КПВ в социально-экономической, научно-технической, культурной и идейно-воспитательной областях. Преодолевая огромные трудности, трудящиеся Вьетнама идут от одной победы к другой и хорошо помнят указание Хо Ши Мина о том, что "только соцпализм, только коммунизм может освободить от рабства угнетенные народы, трудящихся всего мира. ^

Б борьбе за национальную независимость я претворение з жизнь идей социализма вьетнамский народ проявлял и проявляет исключительное мужество и героизм. Однако "Идти к социализму от мелкого производства, наследия колониального и полуфеодального прошлого, испытывая к тему же тяжелзе последствия войны, - пи-сал Лв Зуан, - это ноеоє л трудное дело""''. Наличие же многоук-ладаостя в экономике и техникс-экономичеекгя отсталость, пережитки феодализма и неоколониализма сдерживают утвервдение социалистических отношений во Вьетнаме и порождают чуждые социализму идеи и взгляды, буржуазную и мелкобуржуазную идеологию, антисоциалистический образ жизни.

Поэтому Коммунистическая партия Вьетнама постоянно уделяет большое внимание не только рєпонию социально-экономических проблем, но и идейно-политическому и нравственному воспитанию трудящихся, особенно молодежи, борьбе против буржуазной и мелкобуржуазной морали. "Чтобы построить социализм и коммунизм, -учил Хо Шя Мин, - необходимо воспитать социалистического, ком-

  1. Хо Ши Мин. Собр.соч. Ханой, I960. С.705.

  2. Ле Зуан. "Великая победа марксизма-ленинизма во Вьетнаме".-"Правда", 2 сентября 1985 г. С.4.

1-217?


I

мукистического человека . Успешное строительство социализма невозможно без глубокого знания законов развития общественной жизни, особенностей переходного периода Вьетнама от докапиталистических к сониалястическягл отношениям, без интенсивной: политико-воспитательной и идеологической работы, без всестороннего изучения форм я методов, путей и средств воспитания трудящихся, особенно молодежи, в тем числе студенчества, в духе коммунистической нравственности. Не случайно поэтому ІУ-й, У-й и УІ-й (1986 г.) съезды КШ в овоях решениях подчеркивают необходимость усиления теоретической деятельности в области общественных наук, поднятия обществоведения на более высокий уровень и использования его потенциальных возможностей для воспитания трудящихся в духе социалистической идеология, в подготовке высококвалифицированных кадров, способных активно и сознательно управлять экономикой и обществом, опираясь на марксистско-ленинскую теорию, последние достижения научно-технической революции и накопленный опыт строительства социализма во Вьетнаме и других странах.

Из выше сказанного видно, что тема нашей диссертация имеет актуальное значение как в теоретическом, так и в практичес-ко-лолитическом отношении. Она отвечает решениям коммунистической партия Вьетнама о необходимости усиления теоретической работы по общественным наукам, в том чяолє в области изучения проблем марксистско-ленинской этики, форм и методов, путей и средств воспитания студентов - будущих высококвалифицированных специалистов - з духе революционных идеалов, коммунистической морали, социалистического образа жизни.

Степень разработанности проблемы. Значительный вклад з разработку и изучение проблем этики внесли многие советские ученые, как, например". Архангельский Л.М., Гусейнов А.А., Макаренко А.С., Смоленцев Ю.М., Титаренко А.И., Титов В.А., Та-таркевич В., Целикова О.И., Шишкин А.Ф., Щербак Ф.Н. и другие. В свете решений КШ и ео основателя Хо Шя Мина во Вьетнаме так жо издано несколько работ, посвященных вопросам морали и воспи-

I) Наш президент Хо Ши Мин. Ханой, Издат. "Литература". 1971. С.134.

тания нового человека. By Хису издал рецензию "Новая мораль", (Ханой, 1974 г.), Фам Ня Кнонг - "О проблеме восплтзняя нового человека" (Ханой, 1978 г.), Фам Кам "Образ ягазяи студентов" (Ханой, 1987 г.), Куаяг 'Гихлнз - "Идеалы профессия в образ жизни студентов" (Ханой, 1987 г.) я др. Некоторые вьетнамские товарищи написали и успешно защитили б Советском Союзе кандидатские диссертации о морали: Нгуен Игок Лонг "Общее и особенное в формировании социалистической морали в условиях перехода к социализму, минуя капиталистическую стадию развития (На материалах ВСР, 1982 г.), Нгуен Динь Ты "Формирование коммунистической морали у трудящихся Вьетнама в процессе строительства социализма" (1985 г.).

Работы советских я вьетнамских авторов представляют большой интерес и научно-практическую ценность. Вместе с тем следует отметить, что даже в советской литературе, не говоря о вьетнамской, многие проблеми этики не получили еще всестороннего освещения, например, соотношение классового и общечеловеческого з марксистско-ленинской этике, соотношение морзлп с другими формами общественного сознания, в последние двадцать лет не издано ни одного фундаментального исследования об основных категориях этики, до сих пор не написан труд по истории этики. Во Вьетнаме работ по этике слишком мало, хотя вьетнамская общественная кизнх- развивается быстро и идет острая борьба между со« циалястическйш идо&ми, нравственными принципами і! буржуазными, мелкобуржуазными идеями и нормами поведения, меаду социалистический, буржуазным'и мелкобуржуазным образами жизни. Незаслуженно обходится проблема воспитания в духе коммунистической нравственности .такого отряда молодежи, как студенчество.

В своей диссертации мы стремимся восполнить имеющиеся недостатки в изучении и освещении некоторых вопросов этики, форм и методов, путей и средств нравственного воспитания студентов.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертации состоит в освещении сущности коммунистической мораля, ее диалектической взаимосвязи с другими формами общественного сознания; освещение Еажнейших категории этики, их возникновение и развития; в вияснений наиболее эффективных путей, средств я методов нргвстзекного воспитания вьет-


э

намеках студентов, будущие шеококвалифицяровакных строителей социализма.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

Всесторонне изучить марксистско-ленинское теоретическое наследие по вопросам морали, в особенности принципов коммунистической этики и использования этого наследия в нравственном воспитании вьетнамских студентов;

Выяснить, с одной стороны, коренное отличие марксистс-кочшшнекого понимания проблем этики, ее принципов и категорий от домарксистских этических концепции, с другой - показать, что основоположники коммунистической морали не отрицали то ценное, научно-прогрессиЕное, что было достигнуто их предшественниками в области этики, а критически использовали ,эти достижения в своем учении о нравственности;

Изучить в первом приближении моральный облик современного вьетнамского студенчества, отметить как положительные, прекрасные черты, так и отрицательные стороны морального облика отдельных студентов;

Выяснить трудности в формировании коммунистической морали вьетнамских студентов и обосновать ряд соображений о путях, формах, и методах преодоления этих трудностей профессорско-преподавательскими кадрами высших учебных'заведений;

Показать роль и значение партийных организаций вузов, союза коммунистической молодеки іо Ши Мина, студенческих коллективов и организаций, администрации высших учебных заведений' в организации нравственного воспитания высококвалифицированных специалистов, способных отдать все свои силы, знания и энергии борьбе за укрепление а развитие социалистической Родины, во имя счастья всех строителей социализме, и своего личного счастья; в усилении иорьбы против буржуазной и мелкобуржуазной морали, проникаацеіі в студенческую среду.

Методологические и теоретические основы исследования.

Методологической и теоретической основой нашего исследования является марксизм-ленинизм, особенно его теоретическое наследие по проблемам морали и нравственном воспитании нового человека. Мы опирались тагасе на суждения Хо Ши Мина о револю-

циоеной нравственности, ее сущности и путях воспитания социалистического человека, йлесте с тем диссертант руководствовался программными документами и решениями съездов и Пленумов KITS и КПСС, выступлениями руководителей партий и государств СРВ и КПСС. При написании диссертации автор использовал отдельные труда виднейших представителей доыарксовской этики, произведения вьетнамских и советских ученых по проблемам философии, морали, формам а методам воспитания строителей социализма и коммунизма. В своем исследовашш диссертант руководствовался диа-лектико-материалистаческда методом, в том числе историческим и логическим подходом, анализом и синтезом, приемом сопоставления различных этических положений друг с другом и с практикой общественной кизни.

Научная новизна исследования

В результате изучения теоретического наследия основоположников марксизма-ленинизма по проблемам морали, трудов Хо Ши Мина, соответствующих решений КПВ и КПСС, а также работ вьетнамских и советских автороз, диссертант прпшэл к следующим заключениям и выводам, которым недостаточно уделялось внимания не только во вьетнамской, но и в советской литературе.

Во-перзых, выяснив понятие морали, нравственности и этики, мы показали диалектическую взаимосвязь морали с другими формами общественного сознания. Знание и понимание этой взаимосвязи необходимо потому, что оно дает возможность, с одной схорони, лучше конать особенное^ морали по сравнению с другими формами общественного сознания, с другой - более полно использовать возможности нравственного воспитания студентов при изучении с ішли проблем права, политики, науки, искусства з религий.

Во-вторых, в своем исследовании мы уделили относительно большое внимание основным категориям этики, отметали особенности этических категорий, их возникновение и развитие. Во вьетнамской литературе об этом почти ничего нет, а в советской литературе существуют различные взгляды на освещение этических категорий и в последние более чем два десятилетия не издано ни одного фундаментального труда о категориях этики, а между тем. знание студентами вазшеаших этических категория в

2-217?

конкретно-историческом плане даст им возможность более полно и глубоко понять содержание и проблемы марксистско-ленинской этики, усвоить и сделать своим внутренним убеждением то, что ведет каждого из нас к борзбе за претворение в жизнь социалистического идеала, к выполнению долга перед Родиной, своим народом и пониманию того, что личное счастье будущего специалиста с высшим образованием органически связано со счастьем всех строителей социализма. Кроме того такой подход к изучению этических категорий лишний раз убедит студентов в том, -что в истории этика шла и идет острая борьоа по всем проблемам, в той числе и по проблемам категорий, борьба ыевду материалистическими и ндеалистическими^и метафизическими воззрениями, которая в конечном счете отражала борьбу прогрессивных и реакционных классов в социально-экономичес"ой области.

3-треижх, в нашем исследовании впервые сделана попытка не только осветить сущность морали, ее важнейшие принципы и категории, ко и выяснить наиболее эффективные пути и средства воспитания вьетнамских студентов в духе коммунистической нравственности. Такой работы пока нет во вьетнамской литературе, а в Советском Сиозе была издана коллективная монографія "Коммунистическое воспитание студентов" более десяти лот тому назад. В современных условиях следовало бы особенно обратить внимание на усиление нравственного воспитания студентов стран социализма. Из высших учебных'заведений социалистических стран должны выходить не просто высококвалифицированные специалисты, а специалисты с марксистско-ленинским, коммунистическим мировоззрением, которые не только сами будут достойно работать в различных областях народного, социалистического хозяйства, науки, техники ж культуры, но и умело организовывать, обучать и воспитывать других строите'лой социализма, не имеи-кдах высшего образования.

В-четвертых, нравственное воспитание студентов тесно связано с нравственным воспитанием всех борцов за социализм, а подлинно научную концепцию воспитания впервые обосновали осно-вошмгоккики марксизма-ленинизма. Поэтому мы осветили их основные положения о воспитании, особенно полно использовали ленинские идеи о коммунистической морали и ее формировании, отметили их роль к значение в воспитании первых строителей социализма,

в

показали, как Хо Ши Мен и ЮШ творчески использовали марксистско-ленинские положения о нравственном воспитании вьетнамских трудящихся в духе революционной морали. .

В-пятых, вскрывая особенности нравственного воспитания вьетнамских студентов, мы даем обоснование, с одной стороны, необходимости глубокого и всестороннего изучения студентами марксизма-ленинизма, с другой - подчеркиваем, что каздый студент должен глубоко и творчески изучать специальные науки. Изучение марксизма-ленинизма и специальных наук - это нравственный долі' всех студентов, это две органически связанные стороны подготовки активных шсокснвалифицированных и сознательных строителей социалистического общества. В связи с этим мы высказали некоторые соображения о повышении идейно-теоретического уровня преподавания марксизма-ленинизма и специальных наук.

В-шестых, нравственное воспитание студентов не исчерпывается учебными занятиями, а связано такзе с организацией казни и деятельности студентов во внеучебное время. Поэтому в диссертации мы а) говорил о роли партийных организаций вузов в координации идейно-политического и нравственного воспитания студентов, проводимых различными коллективами и организациями высеех учебных заведений; б) показываем большую работу Коммунистического совза молодеет Хо Ній Мина, организацию и проведение комсомолом политико-воспитательных викторин (конкурсов), дискуссий, по животрепещущим общественно-политическим вопросам; в) подчеркиваем необходимость укрепления комсомольских ячеек и студенческих трудовых коллективов; г) отмечаем роль администрации вузов в создании нормальных условий для учебы и отдыха студентов, в борьбе о нарушителями трудовой дисциплины; д) говорим о развитии деловой, принципиальной критики и самокритики среди студентов, о повышения роли общественного мнения в нравственном воспитании студентов.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Проделанная нами работа имеет практпческо-полктичеекое значение. Она, на наш взгляд, вносит определенный вклад в изучение некоторых проблем этики под углом зрения нравственного воспитания студентов. Материалы, выводы и рекомендации диссертации могут быть.использованы для дальнейшего изучения и освещения со-

вершенствования полготовки кадров в высших учебных заведениях с научно-коммунистическим мировоззрением. Оаи могут быть использована преподавателями высшее учебных заведений, аспирантами и студентами, а также партийными, комсомольскими и другими пропагандистами марксистско-ленинской этики. Наше исследование, будет полезный для организации нравственного воспитания студентов в других социалистических странах, особенно в тех, которые, ыинуя капиталистические общественные отношения, встали на путь строительства социализма. Оно может послужить стимулом к дальнейшему всестороннему изучении проблем этики в связи с воспитанием студенческой молодежи в духе коммунистической нравственности.

Апробация работы.

а) Основные положения диссертации опубликованы в коллективном учебнике "Марксистско-ленинская этика" для институтов (На вьетнамском языке. Ханой, Ї988 г.); б) диссертантом прочитан курс лекций по этике для студентов Ханойского университета; в) диссертация дважды обсуждалась на заседании кафедры философии ЫШХ им.,Г.В.13леханова.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.