Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обращение как феномен культуры (опыт философско-методологического анализа) Ильяева, Ирина Алексеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ильяева, Ирина Алексеевна. Обращение как феномен культуры (опыт философско-методологического анализа) : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.01.- Москва, 1989.- 39 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем,что современный ир - этопмир небывалой интенсивности общения,взаимодействия, бкенов в науке,культуре,информации; мир повседневного и остро-о столкновения,противоборства.но и взаимного обогащения перервний общечеловеческими ценностями"1.

Сегодня,как никогда,необходимо теоретическое осмысление [роцэссов, которые ведут к единению человечества, а не к конфрон-ации отдельных социальных систем,народов,государств.Жизненно іатним является исследование процессов общения,выявление того, :акую роль оно играет в жизни отдельного человека,в истории об-;ества,в развитии культуры, как вписывается в общую и целостную дртину общественного бытия,материального и духовного проиэвод-;тва.

Исследование механизмов общения связано и с потребностью ыработки социальной стратегии ускорения,управления перестроечный процессами в советском обществе.В материалах XIX партийной :о!$еренции отмечалось:"Нам нужен постоянно действующий меха-иэм сопоставления взглядов, критики и самокритики в партии,в бществе....,постоянный,конструктивный политический диалог,куль-ура дискуссии"2.

Революционная перестройка всех форм жизни,общественных и вжличностных отношений.в СССР связана с социальным напряжени-н сил,энергии советских людей.Она осуществляется через борьбу нений,точек зрения,затрагивая жизненные интересы каждого.Соци-льная стратегия управления перестроечными процессами должна кяючать в себя минимизацию конфликтов между отдельными людьми различными элементами общественной.системы.Цель социальной тратегии - добиться результатов наименьшей ценой,наименьшими еловеческими потерями,что возможно в том числе через повыше-ие культуры общения.Сто и определяет актуальность теоретическо-о осмысления общения,которое должно способствовать решению многое практических задач, ибо научная обоснованность и осознанная рогрессивная направленность поведения людей - необходимое ус-

Торбачев Ы.С.Револющонной перестройке -идеологи» обновления: Речь на Пленуме ЦК КПСС, 18 февраля,1908г. - І*. Политиздат, 1988,- С.18.

Материалы XIX Всесоюзной партийной конференции Коммунистической партии Советского Союза,23 июня - І имля І9Ш г. - М.: Политиздат, 1968.-С. 6Э.

ловие совершенствование социализма.

Чтобы утвердить в нашей стране демократию и гласность, сделать их нормой жизни,необходимо подняться на определенный

уровень КуЛЬТурЫ ОбщеНИЯ. ІІОВИЗНа ПОИСКОВ В ДОСТИЖеНИИ сіТОЙ

цели определяется обращением политики,экономики "к человеку, поворотом к его реальному облику,потенциалу,потребностям .

Потребность в общении является базой для индивидуального субьекта деятельности.Только сообща лйди могут определить как следуем действовать в тех или иных обстоятельствах,как не только выжить в современном мире,но и подняться на новый уровень материальной и духовной культуры.Единство индивидуальной потребности в общении и коллективной - в труде обусловливает начало культурной истории человечества и появление задачи,связанной с необходимостью и возможностью для человека самому выбирать образ жизни,творить свой мир культуры.Труд и общение являются двумя главными факторами,интегрирующими человеческое сообщество и определяющими его развитие.

Таким образом,человеческое общение настолько связано с культурой, что оно и должно быть исследовано как явление культуры.

Постановка проблемы общения как феномена культуры обусловлена, с одной стороны,практической необходимостью поисков путей интеграции сил общественного прогресса; с другой - решением проблемы соотношения свободы и необходимости,по-новому встающей в современном мире.

Общение людей существенным образом влияет на развитие Общества и его гуманизациго«своеобразие человеческих контактов является мерой свободы человека в системе общественных отношений. В нем,как в фокусе,концентрируются проблемы войны и мира,диало-га между социальными системами,государствами,народами, взаимопонимания между отдельными людьми.

В XX веке экологические противоречия,накопление и совершенствование ядерных вооружений лившли человечество бессмертия. л!нзнь отдельного индивида оказалась настолько зависимой от самосохранения всего человечества,что '-.то определяет сейчас приоритет общечеловеческих интересов по отношению к региональным,

-'Горбачев М.О.Революционней перестройке - идеологию обновления: Гсчь на Пленуме Цл КПСС, 18 февр.ЫчЗг.-М. «.Политиздат, 1988.- С.

классовым, национал ышм, грушюшш, индивиду ал ыши.

Вместе с тем возросла значимость человеческой ИНДИВИДуаЛЬ-НОСТИ. Вшіснеше ТОГО,ЧЇО ИОЖЄТ Конкретний ЧЄЛОВЄК В CObpeUfctiUyu

зпоху,каково его место и шуе науки и техники,в условиях «даного вооружения и невиданного развития производительных сил о«я-эано с решением вопросов гуманизации оощенпл людей, отношения их к природе, гуманизации техники и okohouiikii.

Культура общения сегодня понимается в обыденном и литературно-публицистическом толковании как качественная оценка поведения людей.Но оно не является полный.Внешние формы поведения дают определенную характеристику культуры общения индивидов и общества.При этом люди испытывают настоятельную потребность в обучении общению.Но дать правила на все случаи жизни невозможно,а практика общения показывает,что в реальной действительности человек не всегда поступает согласно предписаниям.Поотому возникает вопрос,почепу лади вступают в контакты с другими людьми так,а не иначе;почему избираемые шли способа не всегда соот-вествуют одному и тому же уровню развитости общества и тішу культури;почему гуманистическим по своей сущности социалистическим общественным отношениям не соотьегсвуют многие форми общения /бюрократические,иерархические и т.д./

Ответить на подобные вопроси мижно на. основе филооорспою анализа, который* позволит виявить ь механизме общения недиотаю-і-но па/ченние аспекты, даст представление о закономерностях человеческих контактов,покажет путь практического преломления полученных: знаний а сфере совершенствования социалистических об-цеетвенних отношений.

Философия никогда не данала свода правил поведения в обществе.Она формулировала лишь общие принципи культура обцения, в которых опосредованно отражались содержание и характер способа производства,интереса соответстьуюцих классов.Человеческое общение всегда лекало в основе социального бытия,но его значение и существо не одинаково осознавалось на том или иной исторической отале развития культури.

Сегодня потребность в методологической анализе общения как феномена культуры и культуры обцения отдельных индивидов становится все.более настоятельной.

-ІЇ-

Состояние научной разработанности проблемы во многом определяется осмыслением общения в истории философской культуры.В современных исследованиях присутствуют идеи Демокрита о понимании общения как искусства жизни,которое состоит в умении хорошо мыслить,хорошо говорить и хорошо поступать;Б.Мандевиля об общении,которое составляет этихо-лсихологическую основу межличностных отношений;Канта и Гегеля о противоречивости общения,в которой проявляется противоположность индивида человеческому роду; Фейербаха об эмоциональной значимости контактов людей друг с другоы;ыетодологнческие положения К.Маркса и Ф.Энгельса о том, что воспроизводство непосредственной жизни и воспроизводство человека невозможно вне процесса общения."Это производство начинается впервые с ростом населения. Само оно опять--таки предполагает общение/ Vet-W вЛ\ г. / индивидов ыоаду собой.Форма этого общения,в свою очередь,обусловливается производством.

Опираясь на идеи К.Маркса и $.Энгельса,современные исследователи изучают различные виды общения - материальное и духовное, непосредственное и опосредованное,прямое и косвенное,международное и. внутреннее, ограниченное в условиях классового, буржуазного общества и стремящееся к всечеловеческому,универсальному,мировому взаимодействию.'* В качестве методологической основы они берут положение классиков марксизма о том,что общение представляет собой такую реальность,посредством которой можно увидеть не только то,как человек существует в обществе,но и понять его сущностьі ибо здесь сущность всегда предстает субъективно,а не как "немал войоба^ность, связывающая иночество индивидов только природными узами".Общение всегда есть предметно- и духовно-практическая,реьолюционно-критнческая деятельность,в которой одна человеческая субгективность утверждается в другой. Эти идеи определяют логику исследования общения сегодня.

Подробный обзор различных подходов к пониманию общения в конкретных науках и философии дан в ?0-х годах ІІ.М.Соковниш»?

Г,


ііаркс К.,Энгельс і.Соч.-2-е изд.-Т.З.-С19.

Сы.Предметный указатель ко второму изданию сочинений К.Маркса и ^.:>нгельса.Л-39/.Ч.2.Н-Я.-Ы.:15?В.-С.45. Маркс К.(Энгельс $.Соч,-2-а изд.-Т.З.-С.З.

Сокоаніі.ч В.М. О природе человеческого общения :0пыт филосана-лиза.-Ірунзе;Уектеп,ІУ?4.-С.З-7.

в 80-х - Б.А.Родионовыы1,Ю.Д.Лрилюком2,М.С.Каганом3.Анализ имевшейся литературы указанные авторы осуществили исходя из различных оснований.В.М.Соковнин,Б.А.Родионов и Ю.Д.Прилюк следуют в основном традиционному подходу к общению как к коммуникативному процессу.М.С.Каган предлагает обзор имеющихся исследований в связи с историей развития культуры.

Напряженное состояние современного общества рождает потребность осмыслить полученные теоретические результаты для их практического применения,для обновления социалистических общественных отношений. Так в работах Э.В.Аровой,А.С.Агороняна,А.Е.Вой-скунского, А. Гольдниковой, Б. Л. Дранкова, А. Б. Добровича, Е. Мелибруда, ШП.Мицича,Г.С.Лопатина и Е.В.Лопухиной,М.Н.Ночевника,Н.И.ор-мановской и др. содержатся размышления о культуре человеческих контактов,приводятся некоторые правила поведения людей в различных ситуациях,формы общения с другими индивидами. В некоторых работах содержатся различные методики социального тренинга. Авторы этих работ опираются на результаты исследования научной психологии общения Б.Г.Ананьева,А.А.Бодалева,Я.Л.Колоыенско-го,Б.Ф.Ломова,А.А.Леонтьева и др.,которые даят возможность более основательно объяснять закономерности формирования человеческой психики.

Диспозиционная социологическая концепция В.А.Ядова позволяет глубже понять социальное поведение личности.Социально-пси-хологнческно исследования общения Б.Д.Парыгнна,Б.Ф.Поршнева, Е.С.Кузьмина,Г.М.АндреевоЯ,А.В.Пегровского и др.,несмотря на различия ыежду ними,дают вознокность раскрыть особенности взаимодействия людей в различных общностях,формирования в них таких явлений социальной психики,как слухи,мода,общественное шение, настроение, психологический климат и т.д.

Идеи М.М.Бахтина об общении явились Зазой для выделения таких наук как психо- и социо-лингвистика. Разработки А.А.Бруд-ного,А.А.Лоонтьева,А.М.Шахноровича и др.легли в основу научной

^Родионов Б.А.Коммуникация как социальное явление.-Ростов н/Д,

1984.-С.3-27. 2* Приток Ю.Д.Проблема общения в историческом материализме.-

Киев. :Наукова думка, І985.-ГЛ.І. 3* Каган М.С. Мир общения;Проблема меясубъектных отношений,-

.4.: Политиздат, 1988. -Гл. 1-2.

педагогики.В работах В.А.Кан-Калика,А.В.ііудрнка,А.А.Леонгьева предпринят попытки создать стройную систему обучения школьников навыкам функционального н эмоционального общения на разных возрастных ступенях. На базу теории диалога опирается практическая педагогика сотрудничества' а так ке разработки делового общения,которые предприняты в работах Л.В.Власова и В.К.Сеыен-товсной,Л.А.Петровской и А.Г.Ковалева.

Широкий спектр исследований общения с помощью конкретно-научного знания и эффективность использования полученных результатов во многом зависят от фундаментальных разработок, которые дают целостное представление об этой сложной социальной феноиене. В первую очередь,это предполагает выявление генетической связи человеческого общения с предобщениеы животных. Начало таким исследованиям в России положил П.А.Кропоткин.В современных работах В.Я.Кряжева,З.Д.Шукурова,А.Н.Тиха,К.іі.Фабри и др. делается попытка проследить эволюцию общения от биологических форм к социальным.

К изучению основных компонентов общения как целостного социального процесса приходят сегодня этика,социология.психология управления,политология,эстетика.В работах Л.К.Архангельского, А. И.Титаренко, В. М. Шепеля, В. С. Коробейникова, А. И. Пригожіша, И.С.Джидарьяна,Л,Н.Столовича,М.С.Кагана определяется практическая зиачішость механизма общения для функционирования различных сторон социальной системы.В работах А.Я.Гуревича.Л.М.Баткина о&-:i;aufc рассматривается в связи со стилем жизни людей в том или мнем исторической типе культуры.

Практическое значение имеют и фундаментальные философские разработки феномена общения.'Гак, его социально-философский анализ, проведенный ь работах Д. П.Буевой.М. Перфильева, дает возможность понять, что общение есть .способ перевода надличностных общественных отношении в личностные. В исследованиях М.С.Кагана, М.В.Демпна,К.Н.Заііцьвой,Ь.З.Нападовского,Б.Я.Колумбаева общение (.иасі..:Л'рііьаится как особый вид интегративной деятельности,в которой осуществляется "окультуривание" челоиека.В работах И.С.Ког на.Г.ііуша.іО.А.ІІіестопалова и др. этот феномен исследуется в связи с объективной логикой хозяйственной 5волюцііи и субъективным развитием человека,осмысливающим себя. В.С.Виблер.В.Л.Колева-

тов и др. приходят к выводу о том,что вне общения нельзя понять диалектически противоречивого духовного їлира человека, его мышления, чувств, имоций.

К сожаленкю.добытые по крупицам конкретными науками и философией знания об общении оказываются разорванными,не складьгоп-ющішися в целостную теория.Размышление над тем,что уже сделано, привело диссертанта к выводу,что корреляции полученных результатов сделать пока невозможно.Причиной этого является то, что ещё не полностью осмыслены взгляды на общение в истории философской мысли,не выявлено глубинное содержание концепции общения у ос-нояополоянинов марксизма-ленинизма,не осмыслен теоретический анализ его в буржуазной философии,не выработано методологии исследования этого сложного и полифункционального феномена.

С точки зрения диссертанта,изучение общения требует сочетания социологического и гуманитарного уровней познания, теоретического и художественного видения,позволяющего понять его не только, как прозу,но и как поэзию человеческой жизни.

Диссертант считает,что достигнуть результатов в исследовании мояно,если рассматривать общение не только в связи с культурой, но и как явлешіе культуры,как способ бытия культуры,включения человека в культуру того или иного общества,способ внесения в культуру индивидуального вклада.

Цели и задачи исследования связаны со стремлением автора внести свой вклад в разработку теории общения.Проблема соотнесения общения и культуры,общения как способа существования сами культуры имеет не только теоретическое,но и практическое значение. Это связано с необходимостью исследовашя механизмов при помощи которых осуществляется многогранный,полифункциональннй и неповторимый в конкретных актах процесс взаимодействия людей.

Цель исследования - осгаслить общение пак целостный процесс, э которой происходит единение и обособление люде^разреиаются л вновь воспроизводятся противоречия натугу объективным и субъективным, общественным и личностным, социальным и индивидуальны?!, ЗНСНЗПП.Ш актами общения и внутренніш сачообщеннем.

Практическая направленность при достижении этой цели связана с тем,чтобы помочь перестройке общественной и личной жиз-ш человека социалистического общества,разлитию культурных

форы общения,утверждений,ка« сказано ь Программе К1ЮС,"духа коллективизма и товарищеской взаимопомощи .

Диссертант выдвигает в качестве рабочей гипотезы положение о тоы.что осмысление общения как феномена культуры,как способа бытия социальности и культуры,"окультуривания" человека даст возможность не только увидеть позитивные результаты существующих исследований,но и теоретически воспроизвести целостность данного феномена,увидеть пробелы в его разработанности.

Исходя из этой рабочей гипотезы диссертант поставил перед собой следующие задачи;

I/Еаделить мировоззренческий,теоретический и идеологический аспекты в исследовании человеческого общения,что позволит подойти к нему целостно и всесторонне.Решение этой задачи придаст диссертационному исследованию методологический характер.

2/Сфорыулировать рабочее гносеологическое определение об- щения,позволяющее понять его как исторический процесс, который составляет субъективную логику хозяйственной эволюции человечества и объективную -развертывания человеческой сущности.

З/Дать общению типологическую характеристику,обусловленную основними атрибутивними параметрами бытия социальности и способами проявления человеческой субъективности,личностности и инди> видуальности.

4/Проанализировагь сущностную связь общения и культуры в целом и нравственной культуры,в частности.

С/Раскрыть значение индивидуального своеобразия,уникальной неповторимости человека для развития культуры.

б/Наметить основные пути совершенствования нравственной культури советского общества,обеспечивающей процесс перестройки общественных, отношений.

методологической основой диссертации явились идеи соцн-ішьно-философской концепции классиков марксизма-ленинизма,материалы сьездов и пленумов КПСС,работы советских исследователей, посьищенные проблемам общественных отношений,общения,культуры, человека.

Диссертант исходил из того факта,что классики марксизма--ленинизма различным образом рассматривали общение в подготовительных работах /"Немецкая идеология","скономическа-фллософские

Материалы ХХУП сьезда КПСС.-М. -.Политиздат, 1966.-С. 140.

/копией 1844г. ","Зконо?яічєскиє рукописи 1856-59гг" /и работах , которых излагается собствеїшо теоретическая социально-фмлософ-кая концепция /"Капитал"/.

Это позволило выделить два основных смысла,в которых класики марксизма используют понятие "общение",анализируя социальна и социально-экономические процессы.Во-первых,понятие "обще-іе" использовалось для обозначения действительного осуществле-ш всей совокупности общественных отношений или тех или иных гбъвкт-объектных отношений людей,которые принимают форму ,г<гьект-субъектных контактов.Во-вторых,для обозначения общест* эаного способа существования конкретных индивидов и их связи другими индивидами,независимо от того,по какому поводу эта іязь осуществляется. При этом люди используют такие средства іязи,которые являются продуктом их совместной деятельности.

Из работ классиков марксизма-ленинизма диссертант выделил ід методологических положений относительно развития человечес-ій культуры.З частности,это относится к пониманию диалектнчес-Й связи-между исторической необходимостью и индивидуальной ободой,что взято за основу исследования сущности и существо-ния человека в процессе его общения с другими.

"Обработка природы людьми"и "обработка людей людьми" состгв-W исходный пункт в объяснении того,как осуществляется форми-вание различных общностей,которые из естественно-природных евращаются в социальные;как формируются различные модальнос-человека.как из природной субъективности образуется социаль-* субъективность.

Важным методологическим основанием для исследования обще-і,по мнению диссертанта,является положение классиков марксиэ-ленинизиа о том,что характер связей между людьми или истори-зкие формы общения определяют состояние общества; а следова-іьно,и его реальную культуру.Процесс труда,исторические моди-дации собственности и общности обусловливают связь между обшей и общественными отношениями,противоречия ?*ежду ТІИ1Л!.

Диссертант обратил внимание на следующие идеи В.И.Ленина, >ющие методологическое значение:во-первых,лчди,вступая в общение осознают,какие общественные отношения при этом складывает ; во-вторых,'в ленинских работах послеоктябрьского периода

внин В.И.Полн.соф.соч.-Т. 18. -С.343

-II-

подчеркивается,что строительство социализма связано с культивированием новых форм общения,новых форы общественной связи,которые нельзя утвердить директивным путем .

Развитие методологических положений классиков ыарксизма--ленинизма диссертант увидел в работах современных нсследова-телей:Л.М.Баткина,М. М.Бахтина, Л.П.Буевой.А.Я.Гуревича.И.С.Кона, М.С.Кагана,В.М.Межуева,А.Г.Спиркина,В./Х.Келле,А.И.Ракитова,И.Т. Фролова и др.

Опираясь на выделенные методологические основания, в работе предпринимаются попытки орормулировать собственную концепцию, в которой сочетаются как традиционные,так и нетрадиционные подходы к исследованию социальных явлений. В частности, в русле традиций марксистско-ленинской философии' приценяется конкретно-исторический подход,предполагающий обращение к истории философской мысли,в которой отражаются взгляды эпохи,класса и личностная точка зрения исследователя.

Выявление общих методологических положений для исследования общения и культуры определило логику анализа на основе исторического и логического иарксистских методов и логику изложения полученных результатов - от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.

Сшітез традиционных подходов позволил подняться от феноменологического анализа общения к его субстанциональному исследованию.

Основными источниками исследования являются;

I.Работы классиков мировой, в основное западно-европейской философии.

2.Работы классиков марксиэма-леникизыги

  1. Политические документы КПСС и Советского правительства, отражающие определенный этап в развитии социалистического общества, его противоречия и проблемы.

  2. Советская марксистская литература, отражающая современный уровень исследования проблемы общения.

5.Художественная литература и публицистика,в которых особым образом осмысливается практика развития социализма.

На защиту выдвигаются следующие теоретические положения , составляющие новизну исследования: . Ленин В.И.Полн.собр.соч.-Т.39.-С.І7,Т.-4І-С.ІС7.-Т.45.-С.Зб7.

І/Диссертант ВПЄрВцв в советской литературе специально обращается к осмыслению общения в истории философской культуры or Сократа до К. Маркса и разьиэает философскую традицию Гегеля~5ей-ербаха-Маркса относительно общения как субстанции нравственности.

2/Диссертант полагает,что общение и культура имеют области пересечения,в которых проявляет себя глобальное противоречие между материальным, и духовным,что позволяет включить в исследование всю социальную реальность.На основании единого источника происхождения культуры и человеческого общения /"обработка природы людьми" и "обработка людей людьми"/ к нии может бить применен деятельностньій подход, выделены субьекты деятельности.

З/Раскрываегся полифункциональность общения,которое представляет собой условие репродуктивно-нормативной и продуктнвно--творческоп деятельности человека как общественного субъекта; есть особый вид деятельности,цель» которой является сам человек; выступает как связь,отношение и взаимодействие конкретных живых индивидов,актуализируя надличностные общественные отношения и воссоздавая целостность социума,несмотря на различие и противоположность эго ьлеыентов.Оно одновременно служит фактором,активизирующим человеческую деятельность,способом включения каждого человека в социум,является ценностью ліршости и общества, показателем состояния общественного организма,мерой свободы индивидуальности, включенной в систему общественных отношений,критерием достигнутого уровня нравственной культуры личности и общества, Поли функциональность механизма общения и его взаимообусловлен^ ность трудом делает о.бшение способом бытия культуры,ЧТО ПОЯВО1Я-ет представить этот механизм как .диалектически противоречивый, но целостный процесс единения и обособления.

4/Диссертант считает,что самоценность осценин обусловлена тем, что оно представляет собой единстионнші способ бытия человеческой суцности / в отлично от сущности человека/,в которой может быть выделена сущность первого,второго и третьего порядка - человеческая субъективность,лнчностность и индивидуальность. Общение превратит человека из носителя социальной формы дви;іє* ния материи в фактор развития культуры /человеческий фактор/, что дает возможность сделать культуру обдения людей в том или гіном обществе предметом специального анализа.

5/Лредлагаегся целостная теоретическая модель механизма . общения, имеющая три уровня и соответствующие им функциональные формы,в основе которнх лежат потребности,интересы людей и понимание ими смысла жизни как высшей ценности.

б/По мнению диссертанта, предлагаемая типология общения является первой попыткой выяснения закономерностей процесса единения и обособления людей в обществе,в котором выделяются человеческие отношения.характеризущие момент целостности социального организма,целостности культуры того или иного типа.

Теоретическая и практическая ценность исследования состоит в том,что совокупность научных выводов и положений имеет определенное методологическое значение для дальнейшей научной раз работки механизма общения.Сформулированные в диссертации практические выводы и рекомендации могут быть использованы для совершенствования идеологической работы,деятельности педагогов средней и высшей школы. Диссертационное исследование обосновывает необходимость уточнения програми курсов всех философских дисциплин,читаемых в вузе,- утики,эстетики,философии,научного атеизиа.

Практическое значение имеет разработка вопросов о формах общения, в которых, осуществляется культивирование человеческих способностей,формируется та или иная направленность сознания, приходит в состояние движения собственность,предметы материальной и духовной культуры,функционируют социальные институты.Для практики особое значение имеет обоснованная идея культурных форм общения,определяющих активизацию и развитие человеческого потенциала

Предложенная концепция общения поможет сделать шаг вперёд в раскрытии закономерностей воспитательного процесса,в разработке " педагогики сотрудничества создании максимально благоприятных отношений мел.ду воспитателем и воспитанником,условий для самообщения.

Сформулированные в диссертации идеи помогут более чётко определить ориентации коммунистического воспитания,которые обусловлены характером современного отапа развития общества и сьнаьш со всемерным развитием субъективных,личностных и индивидуальных качеств человека,его способностями к воспитанию в себе нраьствениого начала,являющегося основой видения другого ч=)лобка. и себя в качестве высшей цели деятельности.

Работа киввт бояьаоа практическое значение и потопу,что она непосредственно связана с исследованием гуманистического и нравственного содержания в мировоззрении советских людей. Её методологические вывода могут быть использованы для разработки и уточнения отдельных функциональных форм общения,для понимания процессов образования социальных групп,существования в них общественного мнения,настроения и иных социально-психологических явлений общественной жизни.

Научно-теоретические положения и выводы диссертации нашли практическое применение в чтении спецкурсов для слушателей Университета марксизма-ленинизма и партийных курсов при Белгородском обкоме КПСС,в проведении практикумов по обучению общению, деловых игр.Спецкурс "Роль общения в актуализации и совершенствовании общественных отношений в современном социалистическом обществе" был прочитан студентам Белгородского технологического института строительных материалов им.И.А.Гришыанова. Основные идеи диссертации применены автором для составления программ методологических семинаров по изучению марксистско-ленинской теории преподавателяїш всех кафедр института.

Основные положения и результаты исследования апробированы на кафедре марксистско-ленинской философии Белгородского технологического института строительных материалов им. іі.А.Гришмано-ва,на семинаре докторантов по отике в ЛГУ /Ленинград,1982 и 19ь7гг/,в секторе философских проблем человека Института философии АН СССР /1956г./.С отдельными идеями,имеющими место в работе диссертант выступал на всесоюзных,республиканских и региональных конференциях:"Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов"/Ленинград,1976/;"Социально--психологическив факторы действенности идеологической работы в свете решений ХХУТ сьеэда КПСС/Ростов-на Лону,1952/{"Формирование научного мировоззрения в учебном процессе"/Воронеж,19ЬЗ/; "Интернациональное л национальное в образе жизни советского народа"/5рунзе,І9БІ/;"Методология и теория деятельности"/Горь-кий,І9&2/;"іЗтика,мировоззрение, нравственное воспитание"/Тамбов, І9СІЗ/;"Проблемы формирования и совереенствовашш социальных потребностей в условиях развитого социализма"/Еелгород, ШІ5/; ."Актуальные проблемы нравственного воспитания студенческой мо-

лодє.«и"/ї/шнск,І985/;и'І'ормирование личности студента в условиях социалистического общества"/Ленинград,1985/;"Мировоззренческая. направленность естественных и технических дисциплин"/Фрунзе,І986/і "Научно-технический прогресс и проблема социального управления в свете решений ПУП съезда КПСС"/Горький, 1986/; "Коммунистический идеал й моральные проблемы совершенствования социализма" /Москва,19с6/;"Зоспитательная деятельность:нормы и ценности" /Владимир,1936/;"Проблемы нравственной культуры общения"/Вильнюс» 19867; "ІУ кантоаские чтения,посвященные 200-летию со дня выхода в свет "Критики практического разума"/Калининград,1988/.

Обьем и структура работы.Диссертация состоит из введения, четырех глав,заключения и списка использованной литературы.