Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Онтологические и гносеологические проблемы генезиса русского идеализма Серегин, Александр Васильевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Серегин, Александр Васильевич. Онтологические и гносеологические проблемы генезиса русского идеализма : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Уфа, 1999.- 135 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-9/230-1

Введение к работе

Актуальность темы исследования может быть обоснована тем, что в условиях интенсивных поисков современным российским обществом своей культурной идентичности особое значение приобретает исследование устремленности русской философии к нравственному и духовному обновлению, выраженной и в русском идеализме.

Следует, на наш взгляд, отличать русский идеализм, как самобытное духовное явление, от русской религиозной философии. El прошлой литературе оценки русского идеализма были далеко не однозначными. Одни отечественные авторы (Н. Бердяев и С. Булгаков) рассматривали русский идеализм как оппозицию позитивизму; другие (Г. Шлет) связывали его с положительной философией или «чистым знанием»; третьи (кн. Е. Трубецкой) определяли его как абсолютный синтез мысли и чуЕствснности; четвертые (кн. С. Трубецкой) мыслили русский идеализм как «конкретный идеализм», исходящий из понимания сущего в качестве «абсолютного всеединства». Но в целом русский идеализм эволюционировал в сторону универсальной религиозной метафизики, т.е. не смог удержаться на той духовной и научной высоте, о которой мечтали его приверженцы.

Следует учитывать, что идеализм и материализм - плод более высокого развития философии, чем принято считать. Исследуя генезис русского идеализма, мы тем самым обращаем внимание и на перспективы развития всей русской философии и культуры в целом.

Русский идеализм в гносеологическом плане не- только стремился прикоснуться к Абсолюту, но и понимал условность всякого приближения к нему.

Исследование генезиса русского идеализма, особенностей его происхождения актуально еще и в том плане, что здесь мы прикасаемся к философским основаниям культуры Древней Руси и, следовательно, можем поискать подлинные истоки той духовности, которая нас может поддержать

сегодня. Так, для «древнерусского эстетического сознаішя характерны соборносгь, системность, обостренная нравственно-этическая ориентация».1

Решение вопроса о смысле жизни русскими идеалистами также является актуальным. Если религиозные философы находили ответ в постулировании вечной о сж> вы или Бога, то русский идеализм ставил «знание о вечном» выше «жизни в вечном». Хотя все сферы культуры и связаны между собой своей устремленностью к миру абсолютных ценностей, поиски идеала не должны быть «исступленными»; в противном случае окажутся исчерпанными основные ресурсы духовно-нравственного преображения человека.

Если немецкий классический идеализм, разрабатывая философию права, делал особый акцент на законности (справедливости), то русский идеализм отталкивался от Правды, как первоосновы жизни.

Русский идеализм уничтожал грань между ответственностью человека за себя и ответственностью за мир. Человек должен нести ответственность за все зло, совершаемое в мире.

Итак, русский идеализм - плод более поздней во времени кристаллизации философских направлений. В этом плане его творческие и нравственные потенции еще далеко не исчерпаны.

Степень разработанности проблемы. Проблема генезиса русского идеализма специально в литературе не анализировалась. Русский идеализм как феномен духовной жизни России, нашедший свое конкретное выражение в с&орнике «Проблемы идеализма», осмыслен в статьях Кудринского М.А., Колерова М.А. и Плотникова Н.С. Кроме того, следует назвать докторскую диссертацию Кувакина В.А. «Религиозный идеализм в России эпохи империализма» (1980). В процессе постановки и решения некоторых онтологических и гносеологических проблем генезиса русского идеализма важнейшую роль играли труды П.Я. Чаадаева, Н.Ф. Федорова, В.Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, И.О. Лосского, Б.П. Вышеславцева, А.Ф. Лосева.

1 Мсисеенко М.В. Философские основы Древнерусской культуры // Человек - Фклософш-Гумашгш: Тстмсы докл. н «ыст. Псрізого Российского философского конгресса (4-7 июиа 1997 г.). В 7 т. Т. 6. -СПб.: Изд.-во С.-Петербуріскоги гос. уи -га. 1997. -С. I IS.

Представление о генезисе русского идеализма мы вырабатывали, опираясь не только на фундаментальные историко-филосо{|>ские и исторические исследования Абрамова А.И., Азаматова Д.М., Валеева Д.Ж., Громова М.Н., Горского B.C., Емельянова Б.В., Замалеева А.Ф., Козлова Н.С., Лукьянова А.В., Малинина В.А., Маслина М.А., Пазлова А.Т., Пустарнакова В.Ф., Рыбакова Б.А., Сухова А.Д., Шкуринова П.С., но и на философско-методолопгческие труды Артемьевой Т.В., Бондаренко В.Н., Валькова А.А., Галимова Б.С., Громыко Н.В., Кохановского В .П., Кузнецой Т.Ф., Лекторского В.А., Любутина К.Н., Метлова В.И., Микешиной Л.А., Кудряшева А.Ф., Нуриева Д.А., Сурковой НА., Федотовой В.Г., имеющие методологическое значение для раскрытия заявленной здесь темы. Из зарубежных авторов актуальными являются работы Р. Лаута, снященные философским взглядам Ф.М. Достоевского.

Диссертант опирался на труды Чанышева А.Н., который рассмотрел положительные и отрицательные стороны мифогенной и гнооеогенной концепций происхождения философии. Философский идеализм, как и материализм, по его мнению, не возникают сразу, а представляет собой результат более высокого развития философии.

Русский идеализм был слишком абстрактным и стоило российским траисценденталистам почувствовать необходимость в метафизике, как они стали активно склоняться сначала в сторону интуитивизма, а затем испытали и потребность перехода на позиции сугубо религиозной философии.

Хронологические рамки развития русского идеализма (в основном как трансцендентализма) очерчены в работах Громыко Н.В. и Лукьянова А.В. При этом необходимо подчеркнуть, что русские идеалисты (в том числе и трансцендентальные) испытывали потребность в развитии христианского миросозерцания. Русский идеализм, как целостное духовное явление, наиболее ярко представлен Новгородцевым П.И., Лаппс-Данилевским А.С.,

Е. и С. Трубецкими, Струве П.Б. и Булгаковым С.Н. Именно они развили мысль о том, что идеалистическое течение должно существовать как постоянная оппозиция позитивистскому отрицанию самостоятельности философии, что данное течение в общественном смысле преемственно марксизму, что истинный социализм должен основываться на этическом идеализме. Конечно, это явный перебор, но не будем игнорировать и мнения Ф. Энгельса, который говорил, что «мы, немецкие социалисты, гордимся тем, что ведем свое происхождение не только от Сен-Симона, Фурье и Оуэна, но также и от Канта, Фихте и Гегеля».1

Надо сказать, что Булгаков С.Н., Струве П.Б. и другие им близкие по духу авторы, определяли философский идеализм как «социальный идеализм», отталкиваясь от идеи «философского синтеза», примиряющего метафизику и науку.

В качестве объекта диссертационного исследования выступает русский идеализм кик самобытное духовное явление в русской философии и вместе с тем характеризующееся рассредоточенностью своих основных идей в общественном сознании.

Предметом исследования являются онтологические и гносеологические п)юблемы генезиса русского идеализма.

Цель и задачи диссертации. Главной целью диссертационного

исследования является анализ генезиса русского идеализма, включающий его обоснование и происхождение.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть вопрос о генезисе русского идеализма в контексте проблемы происхождения русского стиля философствования;

дать ретроспективный анализ религиозно-мифологических воззрений древних руссов и на данной основе выявить их первоначальные представления о трансцендентном;

1 См.: Маркс К.. ЭкгелкФ. Соч. 2< юл, ,т 19. -С. 323.

дать ретроспективный анализ религиозно-мифологических воззрений древних руссов и на данной основе выявить их первоначальные представления о трансцендентном;

раскрыть роль интеллектуальной предпосылки в становлении идеалистического направления в русском философствовании;

выявить особенности и хронологические рамки существов;шия русского идеализма;

исследовать данный феномен духовной жизни в контексте проблемы обоснования;

определить перспективы развития русского идеализма. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют философские принципы объективности, историзма, единства исторического и логического, анализа и синтеза. Диссертант придерживается того положения, что теоретическая история русского идеализма как история самосознания отлична от традиционной или эмпирической истории. Самосознанием русского идеализма является трансцендентализм, не сводимый к апологетике фшюсефии долженствования. Автор исходит также и из того положения, что для русского идеализма характерна определенная персонификация сушествуюших философских теорий, причем как в жизни, пік и в поведении их создателей. Источники исследования весьма разнообразны. Это:

монографические исследования по проблемам методологии и истории русской философии;

исследования, отражающие современное состояние разработки проблемы обоснования, развитая и происхождения знания;

работы Щапова А.П., посвященные выявлению естественных и социальных условий умственного развития русского народа;

сочинения философов и ученых России XVIII века: Ломоносова М.В., Панкевича М.И., Татищева В.Н., Теплова Г.Н., Тредиаковского В..К;

труды Платона, Аристотеля, Прокла, Канта, Фихте, Шада, Шеллинга, Гегеля, а также работы современных отечественных философов.

Научная новизна диссертации состоит в анализе генезиса русского идеализма, который выступает как самосознание определенной философской традиции, выраженной в трансцендентализме. В рамках обозначенного подхода. на защиту выносятся следующие основные положения:

установлено, что генезис русского идеализма не сводится к простой последовательности фаз возникновения и становления русской философии. Развитие идеализма в России носило нелинейный характер;

выявлено, что русский идеализм, дававший о себе знать в *ратковременные исторические периоды (начало XIX века и первые годы XX века) был вызван к жизни как оппозицией по отношению к позитивистскому отрицанию самостоятельности философии, так и нежеланием застыть в догматической самоуверенности метафизики;

обнаружено, что русский идеализм, возникший в связи с общим стргмлением к нравственному обновлению и формировавшийся в виде единой системы ценностей, включающей религию, науку и философию, склонялся в целом к трансцендентализму, но выступал в го же время против апологетики понятия «долженствования»;

обосновано, что в гносеологическом плане русский идеализм, отталкивавшийся в своем развитии от античной традиции восхождения к Абсолюту, онтологизировал данное познавательное отношение. Поэтому он быстро эволюционировал в сторону

«социального идеализма)) и «универсальной религиозной метафизики».

Теоретическая и практическая ценность работы. Исследование онтологических и гносеологических проблем генезиса русского идеализма способствует укреплению позиций не только рационалистической философии, но и позволяет как бы заново отрефлексировать сам историко-философский процесс, отделить самосознание русского идеализма, как трансцендентализма, от его традиционной истории, где сильна его связь с мифологией и религией.

Материалы диссертации могут быть использованы в гносеологических и онтологических исследованиях по русской философии, в учебном процессе, при чтении спецкурсов по темам: «История русской философии», «Проблема обоснования, развития и происхождения знания», а также в работе методологических семиш.ров высших учебных заведений.

Выводы работы найдут свое применение в теории обоснования, а также в процессе исследования проблем мышления и интеллекта.

Апробация работы. Идеи и положения диссертации были апробированы на 6 научных конференциях: на Первом Российском философском конгрессе «Человек - Философия - Гуманизм» (Санкт-Петербург, 4-7 июня 1997 г.); на Всероссийской конференции «Культура философствования: проблемы и перспективы» (Стерлитамак, 23-24 марта 1998 г.); на Всероссийской научной конференции «Личность в меняющемся обществе» (Комсомольск- на -Амуре, 23-24 октября 1998 г.); на Российской конференции «Человек в истории: теория, методология, практика» (Челябинск, 1998 г.); на Всероссийской конференции «Философия и религия на рубеже тысячелетий» (Уфа, 27-28 сентября 1999 г.).

. Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии в количестве 217 наименований.