Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Онтологические основания гениальности Нассонов Михаил Сергеевич

Онтологические основания гениальности
<
Онтологические основания гениальности Онтологические основания гениальности Онтологические основания гениальности Онтологические основания гениальности Онтологические основания гениальности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нассонов Михаил Сергеевич. Онтологические основания гениальности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Нассонов Михаил Сергеевич; [Место защиты: Перм. гос. ун-т].- Пермь, 2009.- 209 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/60

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Становление и историческое развитие философских идей о гении и гениальности 18

1 От даймона к гению. Развитие философских представлений о гениальности от античности до эпохи Просвещения 18

2 Понимание гения и гениальности в Немецкой классической философии. От художественной деятельности к всеобщей способности 30

3 Гений и гениальность в представлениях неклассической философии 63

4 Гений как соучастник божественного промысла в русской философии «серебряного века» 109

ГЛАВА II Теоретическая реконструкция оснований гениальности 118

1 Категориальный аппарат исследования гениальности 118

2 Формы существования гениальности 141

3 Конкретно-научные исследования оснований гениальности 151

4 Гениальность как высшая способность человека в отечественной психологии XX века 167

5 Бытие гения и фундамент гениальности 181

Заключение 185

Введение к работе

І.

Актуальность темы исследования

Феномен гения стал загадкой еще в древности, когда под этим явлением понималась некая сверхличная сила. Такое, во многом идеалистическое, воззрение переходило от столетия к столетию вплоть до современности. В настоящее время, в связи с исследованиями и развитием таких наук, как генетика, социология, физиология, психология гениальность теряет романтический ореол, переходя в разряд феноменов, объясняемых с помощью эмпирических данных.

На сегодняшний день гений часто понимается как субъект, как индивид, творящий и производящий нечто новое, исходя из своих глубоко личных переживаний и усмотрений. Жизнь гения как никогда трудна и полна противоречий, она словно лишена своего фундамента и оторвана от остального мира, поэтому так важно схватить и показать существование определенных основ, из которых словно «вырастает» гениальность.

В нынешний век существования постиндустриального общества и грандиозного увеличения потока информации, исследования гениальности приобретают особое значение не только для различных сфер познания (науки, искусства, религии и т.д.), но и для различных аспектов и видов деятельности (политической, военной, эстетической и др.), поскольку обеспечивают прирост знаний о создании нового вообще.

Гений - это открыватель ранее неизвестного, находящийся в авангарде познавательной деятельности, и современная философия в своих исследованиях человека и его бытия, несмотря на критику антропоцентризма, в собственной логике развития ставит вопрос об основаниях способности человека-творца к созданию принципиально нового. Такие философские направления, как экзистенциализм, постмодернизм, марксизм, аналитическая философия по-своему стремятся решить проблему человека-творца, создателя новых значений, идей и т.д. Осмысление этой проблематики приобретает особое значение в условиях современного информационного взрыва, позволяя философии выработать рекомендации для преодоления дисбаланса и пропасти между накопленными и возникающими знаниями.

Степень разработанности проблемы

Проблеме гения и гениальности уделено достаточно большое внимание во многих философских изысканиях. Данным вопросом интересовались как материалисты, так и идеалисты. Можно с полной уверенностью сказать, что данная тема в философии была и остается достаточно актуальной. Хотя в современной отечественной литературе проблеме гения и гениальности, их основаниям, уделялось небольшое внимание (чаще можно встретить литературу, связанную с описанием жизни великих людей), в чем сходятся два исследователя этого феномена Гончаренко Н.В. и Овчинников В.Ф.1 В последнее столетие увеличилось количество патографий, посвященных гениям, в том числе и на русском языке, а с недавних пор выросло число работ, связанных с исследованием указанной проблематики.

1 См. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке.-М.; Искусство, 1991; Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. - Калининград; Янтзр. сказ, 1999.

ч.

В эволюции взглядов на гения и гениальность обнаруживаются разнообразные подходы к объяснению этого явления, зачастую связанные с различным пониманием того, откуда в человеке возникает эта способность открывать и видеть то, что не видно другим? Может, кто-то нашептывает человеку эти замечательные идеи, возможно - это дар божий, быть может, невидимая рука направляет его творчество, -или это результат воспитания, образования и воздействия окружения?

Все имеющиеся подходы к понятию «гениальность» можно разделить на два больших направления, совпадающих с основными линиями в философии: материалистическое, которое в гносеологическом аспекте можно назвать эмпирическим, и идеалистическое. В этих основных направлениях можно провести срез и выделить свои поднаправления. Так, например, в идеалистическом направлении мы находим романтическое понимание гениальности (гений как субъект) (Ф. Шлегель, Новалис), а также истолкования гениальности, исходящие из ее врожденного характера (И. Кант, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр и др.). В материалистической линии понимания гениальности тоже существует определенная дифференциация во взглядах на ее возникновение. С одной стороны, гений - лишь результат воздействия внешней среды, к которой можно отнести ближайшее окружение, определенные условия развития, веяния эпохи (К. Гельвеций), - с другой стороны, гениальность имеет врожденный характер, связанный с задатками и способностями, развивающимися в деятельности (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн). Оптимальным, на наш взгляд, будет двигаться в рамках концепции диалектического соотношения врожденного и приобретенного, когда гений явится точкой совпадения (или наложения) внешних и внутренних (данных природой) факторов, что позволит вести речь о наличии в сознании великого человека неких структур, своеобразного «идеального пласта», дающего ему возможность непосредственно говорить от лица объективного. Этот пласт, на наш взгляд, имеет место в существе гения в виду особого сочетания материального и духовного начал, позволяющего избегать односторонних трактовок его сущности.

Идеалистическое объяснение гениальности возникает еще в античности, когда гением назывался некий дух, внушающий мысли и представления, воздействующий на человека извне, - даймон. Гениальность - не человеческое свойство, а гений - не человек. Это неземная по происхождению способность, источником которой является Бог, даже всемирная разумность. Известен, например, сократовский даймон, как некий голос, нашептывающий истины из «мира идей». О своем даймоне неоднократно со страниц диалогов Платона говорит Сократ; также замечания об этом внутреннем голосе приводят Ксенофонт, Аристотель, Цицерон, Апулей. Именно в античное время люди, заинтересовавшись проблемой происхождения индивидуальных качеств человека, начинают разделять гениальность на врожденную и приобретенную.

В Средние века понятие «гений» применяется крайне редко, потому что самым великим творцом считался Бог, и подобные эпитеты сложно было применить к человеку. Если говорить о гениальности как о сверхличной силе, то «гений» заменяется понятием «ангел», который стал играть роль прежнего духа-хранителя.

В эпоху Возрождения понятие «гений» используется уже в современном смысле - как наивысшая творческая способность личности. Согласно мыслителям Возрождения, гений - это прирожденный дар. Обладали этим качеством только

истинные художники, но эстетика Возрождения требовала от художника одинакового знания как науки, так и искусства.

Оформление материалистического понимания феномена гениальности происходит в эпоху Просвещения. Философы XVII - XVIII вв. - П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Вольтер, К. Гельвеций в целом,- говоря о гении, имеют в виду, прежде всего, высокий дар. Однако для последнего гениальность - это не природное формирование, а результат случая и воздействия среды. Здесь уже ясно прослеживается тенденция к рациональному объяснению гениальности, которая разовьется в XX в., где гений - это не некое мистическое явление, а результат наследственности, воспитания, окружения.

Важно отметить, что несколькими десятилетиями позже Гельвеция (в XIX в.) возникают противоположные его взглядам учения Ф. Галля и Ф. Гальтона. Они считали, что способности, в том числе и гениальность, наследуются. Галль утверлодал, что существует зависимость психических особенностей человека от наружной формы черепа. Такая концепция, в виду того, что череп вовсе не повторяет форму головного мозга, оказалась беспочвенной. Гальтон результаты своих исследований изложил в работе «Наследственный гений», определив наследуемость выдающихся, способностей. Для этого он изучил генеалогию выдающихся людей и установил, что среди их родственников процент талантливых людей со способностями выше среднего превышает средний процент среди остального населения. Гальтон пришел к выводу, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выведения на основе законов наследственности расы особо одаренных, умственно и физически развитых людей. По поводу евгеники и ее методов в научной среде до сих пор ведутся споры. Используя методы генетики, конечно, можно, что называется, «вывести» талантливую личность, но для ее полноценного и нравственно оправданного существования нужна соответствующая среда, которая не создается искусственно. Лучшим генетиком, на наш взгляд, здесь может быть лишь сама природа.

К XVIII в. понятие художественного гения стало исходным для понятия гения вообще, а понятие научного гения прочно утверждается лишь в XIX веке. Поэтому важной особенностью идеалистического направления явилось рассмотрение, в основном, художественного гения, видимо, потому, что в искусстве гениальность являет собой яркий пример для анализа.

Понятие о гении, как о врожденной способности к искусству, появляется в немецкой эстетике, начиная с А. Баумгартена. Уже он пользовался термином о «прирожденном» эстетическом гении (и темпераменте). Естественную прирожденную способность видел в гении также и И.Г. Зульцер. При этом, однако, Зульцер отмечает недостаточность гения для творчества красоты: для этого необходимы также соответствующая техника, разум, суждение. По Г. Гердеру, гений - это врожденная способность, происходящая из начала, трансцендентного по отношению к человеческому духу. Г.Э. Лессинг считал отличительной чертой гения основанное на разуме намерение, гений имеет право устанавливать истинные законы искусства, согласующиеся с порядком природы.

В XVIII в. возникает четкая тенденция разделения на два основных направления в подходах к пониманию гениальности: идеалистическое и материалистическое, причем в идеалистическом направлении (переходящем в

романтическое) зарождается особый подход к гению как к посреднику, через которого говорит Абсолют, Бытие, Природа.

Вершиной идеалистического направления можно считать фигуру И. Канта, который развивает эстетические воззрения на гениальность, считая, что у гения есть бессознательная способность привносить правила природы в искусство и человеческую жизнь. Романтики Ф. Шлегель и Новалис, следуя за Кантом, считали, что художник может передать то, что не способен выразить философ. Гений для них подобен Богу, художник творит свою действительность как Бог творил мир. Художник, трансцендируя, творит, заполняя свой мир и окружающий мир символами. Ритм гения словно совпадает с ритмом мира, то есть Бытие, Абсолют, Природа задают ритм художнику. По Ф.В.И. Шеллингу, гений - это наивысшая точка соединения сознательной и бессознательной деятельности.

Гений, по Г.В.Ф. Гегелю, - не какое-то специфическое и прирожденное свойство творческого субъекта в искусстве, а всеобщая способность. Понятие «гений» представляет собой совершенно общее обозначение, которое может употребляться не только по отношению к художникам, но и по отношению к другим великим людям различных сфер деятельности (ученым, политикам, полководцам и т.д.). Гегель, вслед за Кантом, но, расходясь с ним во взглядах, уделяет внимание искусству, где его специфику связывает с художественным гением. Само художественное творчество подчиняется, по Гегелю, не субъективности художника, как считали романтики, а необходимости осознания в искусстве высших интересов духа. Онтологической основой гения является дух: все творения есть порождение и объективация духа, существуют в духе и для духа.

Еще одними представителями идеалистического направления истолкования гениальности являются А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон и М. Хайдегтер.

В философии М. Хайдеггера гений - это уже посредник, через которого вещает Бытие. Благодаря творчеству поэтов в мир приходит Нечто, создающее вокруг себя особое пространство, в котором возникают здесь-бытийные отношения. Валено отметить, что Хайдеггер, в противовес кантовской традиции, переносит акцент с художника на произведение, в котором свершается истина и которое является источником ее свечения.

Развивают свой взгляд на гениальность и представители герменевтики и экзистенциализма. Г.-Г. Гадамер, критикуя И. Канта за внесение субъективизма в эстетику и понятия об акте бессознательного в процессе творчества, основывает гениальность на «понимании», в ситуации которого уже изначально находятся гений и искусство. Ф. Шлейермахер использует понятие «вчувствование» для понимания творчества гения, В. Дильтей переносит акцент в понимании процесса творчества с самого творца на произведение. В герменевтике тем самым производится попытка отойти от бессознательного в акте творчества. Истина уже дана, гений вносит ее в искусство, а зрителю надо раскрыться навстречу истине.

Ж.-П. Сартр с гением связывает не личность творца, а его произведения, в которых он себя выразил. В итоге, его произведения отчуждаются от него, начиная жить отдельной жизнью, - ведь цель науки и искусства - творить не для себя, а для других. Основой для творчества гения является в-себе-бытие, куда проникает гений. По К. Ясперсу, основой гения служит всеобщее трансцендентное сознание, поэтому он анонимен.

Психоанализ, в лице 3. Фрейда, видит основу творчества гения в сфере бессознательного, куда вытесняются различные влечения, чтобы потом быть «выплеснутыми» в произведение.

В русской религиозной философии продолжается линия идеалистического истолкования гениальности. По Н. Бердяеву, гений раскрывается благодаря творческой активности, поскольку творчество - это антроподицея, в котором он преодолевает грехи нашего мира. В процессе (экстазе) творчества гений погружается в свою основу - истинное бытие, привнося элементы истины в обычный мир. Процесс творчества - это, словно некий религиозный опыт, в котором гению открывается полнота бытия, весь мир представляется как единое целое, -именно тогда на него и нисходит благодать.

В. Соловьев считан, что гением владеет идея, что ведет его по пути творчества. С. Франк видел в гении двойственную природу: соединение индивидуальности и объективности, связанной с наличием некой потусторонней силы, что направляет его. Однако две эти стороны слиты воедино, и точкой их слияния является гений, потому что творчество всегда предполагает подобное двуединство - свобода и одновременно укорененность в трансцендентном, откуда исходит направляющая сила. В итоге Франк приходит к пониманию Бога, как той самой метафизической основы, что движет гением.

К. Маркс развивает материалистическую линию во взглядах на гениальность. Он считает, что гений должен приносить себя в жертву ради других и вести за собой народ. Гений обязан отвечать на запросы времени, эпохи, чутко улавливая идеи, «витающие в воздухе» в зачаточном состоянии.

Марксистская философия, развиваясь в дальнейшем (например, в пермской философской школе под руководством профессора В.В. Орлова), видит в гении высший продукт развития материи, в котором ее способность порождать новое достигает своего апогея. Гениальность, как особое свойство, выступает концентрацией всех порядков сложности материи в человеке и аккумулирует в себе все богатство содержания бесконечного материального мира. Гений в полной мере развивает свои способности и гениальность, как специфическое содержание человека, проявляется в процессе творческого преобразования природы. Гений, преобразуя природу, тем самым выявляет в себе гениальность. Если творчество выступает как закономерный итог длительной эволюции форм самоорганизации материи, то творчество гения есть высшая стадия самоорганизации социальной формы движения материи, реализующейся в его деятельности. Гений являет собой своеобразную точку фокусирования совокупности общественных отношений.

Советские психологи в марксистском духе трактуют развитие способностей, к которым относится и гениальность. Способности, основанные на врожденных задатках, и развивающиеся в деятельности, рассматривают такие психологи как Б.М. Теплов, СЛ. Рубинштейн и др. В противоположность им способности, как приобретенное свойство, понимает А.Н. Леонтьев1.

1 См.: Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии / Сост., авторы коммент. и послесл. А.В. Бругшшнский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб.: Изд-во Питер, 2000; Он же. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003; Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975; Он же. О формировании способностей. // Вопросы психологии, 1960, № 1.С. 7-17.

Важный эмпирический материал для философского осмысления гения и гениальности предоставляют конкретно-научные исследования этих феноменов. Спецификой гения занимаются и занимались такие науки, как социология (А. Вебер), физиология (В.М. Бехтерев), психология и психиатрия (Ф. Гальтон, Ч. Ломброзо, М. Нордау, Э. Кречмер, Ш. Рише, В. Гирш, В. Ланге-Эйхбаум, СО. Грузенберг, Г.В. Сегалин, В.Н. Дружинин, В. Бадрак, Г.П. Колупаев, В.М. Клюжев, Н.Д. Лакосина, Г.П. Журавлев, А.В. Шувалов и др.), генетика (В.П. Эфроимсон)1. Собственно философские изыскания, посвященные развитию понятия «гений» и гениальному творчеству, отражены в наше время в трудах таких исследователей, как Э. Цильзель, Н.В. Гончаренко, В.Ф. Овчинников, Е. Синицын и О. Синицына и др.2

Благодаря подобным исследованиям (и под воздействием науки в целом) тайна гения, окутывающая его голову, начинает рассеиваться. Выдающиеся ученые, политики тоже начинают причисляться к когорте гениев. Гениальность, как наивысшая степень проявления творческих сил человека, касается теперь не только гения искусства.

Именно благодаря бурному развитию науки, эмпирическое направление истолкования гениальности все больше вступает в свои права.

Развитие науки и различных методов ранней диагностики одаренности позволяют не только определять умственные способности людей, но и могут способствовать выработке средств по улучшению интеллектуальной природы человека. Ю. Хабермас в своей работе «Будущее человеческой природы» предостерегает от чрезмерного увлечения возможностями, которые может предоставить современная генная инженерия и использование нанотехнологий, что позволит человеку самостоятельно регулировать свою природу. Природа создала человека, в ее недрах формируются уникальные предпосылки для появления гения.

Итак, подводя итог анализа степени разработанности проблемы, можно констатировать, что гениальность и гения можно охарактеризовать с помощью целого ряда категорий и признаков, применяемых для обозначения достижений, особых качеств и способностей человека. Самым широко отмечаемым признаком, обозначающим гения, является создание чего-то нового, ранее не известного и значимого для человечества. Гений часто опережает свое поколение, создавая нечто новое благодаря идеям, которые кроме него никому не доступны. Этим объясняется непонимание, а иногда и неприятие великого человека. К категориальному аппарату гениальности также относятся: рассудок, воображение, фантазия, сознательное,

1 См.: Бадрак В. Антология гениальности. - Киев: КВІЦ, 2004; Безумные грани таланта: Энциклопедия патографий / Авт.-сост. А.В. Шувалов. - М.: Изд-во «ACT», Изд-во «Астрель», 2004; Гальтон Ф. Наследственность таланта: законы и последствия. - М.: Мысль, 1996; Гениальность божий дар или наказание?: «Клинический архив гениальности и одаренности» / Под. ред. Г.В. Сегалина; [Репр. воспроизведение изд. 1925-1930 гг.]. - М.: Дом РДФ: Детство. Отрочество. Юность, 2006; Гирш В. Гениальность и вырождение. Полемика с Ломброзо и Нордау. - Одесса: Д-р Н. Лейненберг, 1895; Грузенберг СО. Гений и творчество. - Ленинград: Сойкин, 1924; Дружинин В.Н. Психология обших способностей. - М.: Наука, 1994; Кречмер Э. Гениальные люди. — СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999; Ломброзо 4. Гениальность и помешательство. - Минск: Попурри, 2000; Нордау М. Психофизиология гения и таланта. - СПб.: Изд «Вестника Знания», 1908; Экспедиция в гениальность: психобиологическая природа гениальной и одаренной личности (патографические описания жизни и творчества великих людей) / Г.П. Колупаев, В.М. Клюжев, Н.Д. Лакосина, Г.П. Журавлев. - М.: Новь, 1999; Эфроимсон В.П. Генетика гениальности: биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности. - М.: Тайдекс и Ко, 2002 и др.

См.: Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. -М.: Искусство, 1991; Синицын Е., Сипицыиа О. Тайна творчества гениев. - Новосибирск: Изд-во НГАХА, 2004; Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре. - Калининград: Янтар. сказ, 1999 и др.

бессознательное, вдохновение, оригинальность, большая трудоспособность, созерцательность, способность к абстрагированию, интуиция, память, антиципация (способность к предвосхищению), воля, стремление к одиночеству, видение мира в целом, захваченпость своим талантом, боязнь не успеть осуществить все задуманное, повышенная чувствительность к факторам окружающей среды, внутреннее ощущение свободы и т.д. С помощью перечисленных категорий можно описать творчество любого человека, но только у гения взаимодействие этих способностей, процессов и особенностей приводит к синергетическому результату появления нового содержания в соответствующей сфере деятельности (эстетической, философской, научной). Именно на уровне гения происходит интеграция этих свойств в новое качество.

Чаще всего гениальность определяется как «наивысшая степень проявления творческих сил человека».1 Данное определение мы будем считать основным.

Целью исследования является выявление онтологических оснований гениальности в философском аспекте, что позволит отвлечься от субъективизма в творчестве (художественном, научном, философском), выявит ее укорененность в бытии, покажет выраженность объективных процессов, что свершаются во вновь открытом.

Для достижения данной цели исследования необходимо решение следующих задач:

  1. Рассмотреть понимание гениальности в истории философии по идеалистической и материалистической линиям (от античности до современности). Показать преемственность учений, выявить сходства и различия в понимании указанного феномена.

  2. Выделить и выстроить ряд категорий и признаков гениальности по степени их значимости.

  3. Определить и сравнить основные формы существования гениальности (философской, научной, художественной).

  4. Рассмотреть конкретно-научное понимание феномена гениальности, особенно в отечественной психологии XX в., в которой ставится проблема развития способностей.

  5. Дать понимание онтологических оснований гениальности, на основе анализа существующих философских концепций, посвященных данной проблематике.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является гений и гениальность, как его свойство. Такое сложное и многоуровневое образование рассматривается нами через соединение различных подходов к его истолкованию. Предмет исследования - онтологические основания гениальности.

Выделить онтологические основания гениальности - значит продемонстрировать ее фундамент, укорененность в бытии. При этом подходе выявляются объективные основы гения, выносятся на свет глубины творчества, где субъективное предстает проявлением объективных процессов, непременно воздействующих на личность творца.

Теоретической и методологической основой исследования является проработанный историко-философский материал, содержащий идеи об

Философский энциклопедический словарь, 2-е изд-е. - М: «Советская энциклопедия», 1989. С. 115.

онтологических основаниях гениальности, выраженный в трудах представителей классической и неклассической философии, для чего используются методы сравнения и анализа.

Теоретической основой диссертации послужили непосредственные исследования различных сторон проблемы гениальности, отраженные в работах отечественных ученых Грузенберга CO., Гончаренко Н.В., Овчинникова В.Ф., Эфроимсона В.П., Чудновского В.Э., Стародубцевой Л.В., Сироткиной И.Е., Синицына Е., Синицыной О., Пешковой В.Е. и ряда других1.

В качестве эмпирического материала в работе используются данные исследований феномена гениальности такими науками, как социология, психология, психиатрия, генетика, что позволяет сделать обобщающие философские выводы и всесторонне подойти к рассматриваемой проблеме.

Поскольку гениальность, на наш взгляд, сочетает в себе ряд противоположностей, таких как сознательное и бессознательное, субъективное и объективное, общее и особенное, индивидуальное и надындивидуальное и т.д. и является свойством человека, как материального существа, то для ее рассмотрения необходимо использовать диалектико-материалистический метод. Указанный метод позволяет синтезировать ряд проблем феномена гениальности, а также избежать крайностей в ее истолковании.

Помимо этого в исследовании используется метод хайдеггеровской философии, с помощью которого представляется возможным выделить онтологические основания гениальности и исключить субъективистские трактовки в объяснении данного феномена.

Вышеуказанные методы являются разными, но мы стоим на позиции их сбалансированного соединения. Диалектико-материалистический метод позволяет взглянуть на гениальность как на врожденную способность, развивающуюся в процессе творческой деятельности, направленной на преобразование действительности. Использование категорий экзистенциальной феноменологии М. Хайдеггера помогает осмыслить гения как нечто укорененное в бытии, отразить самые глубокие стороны его существования. На наш взгляд, подобный синтез вполне оправдан, поскольку содержит в себе все необходимые предпосылки для выделения материальных и духовных составляющих феномена гениальности.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях.

  1. Онтологические основания гениальности представляют собой интеграцию природных, социальных, психологических, когнитивных форм бытия гения в особое качество, формирующее его способность создавать принципиально новые, позитивно значимые духовные, технологические и материальные явления. Философское и научное познание отражают собственную историчность онтологических оснований гениальности.

  2. По-новому рассмотрена картина генезиса философских взглядов на гения и гениальность. Представленный историко-философский материал выстроен в хронологическом порядке и отражает становление идей, посвященных выявлению онтологических оснований указанного феномена.

1 См.: Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. - М.: Знание, 1990; Стародубцева Л.В. Память гения и лета безумства // Человек. - 2001. - № 3. - С. 36 - 49; Сироткина И.Е. Гений и безумие: ил истории идеи//Психологический журнал. - 2000. - № 1.- С. 116- 124; Она же. Мозг гения И Человек. - 1999. -№4. -С. 25-36, №5. С. 18-23; Пешкова В.Е. Феномен гения. -Майкоп: Изд-во Аякс, 20О2.

  1. Впервые в научной литературе выделены две основные линии в понимании гениальности: материалистическая и идеалистическая. Подобную классификацию в свое время осуществил Н.В. Гончаренко, выявивший эмпирическое и романтическое направления в истории развития взглядов на гениальность. Наша позиция в данном случае позволяет подойти к изучаемой проблеме шире и, одновременно, вышеозначенное деление совпадает с основными линиями развития философии.

  2. Систематизированы и определены категории и признаки, раскрывающие понятие «гениальность». У гения они являют собой такое синергетическое единство, что приводит к возникновению нового. Кроме того, данные категории соединяются в своеобразную «сетку», что можно «набрасывать» впоследствии не только на указанную предметную область, но и использовать при изучении творчества вообще. К таким категориям и признакам относятся: принципиально новое, рассудок, воображение, фантазия, сознательное, бессознательное, вдохновение, оригинальность, созерцательность, способность к абстрагированию, интуиция, память, антиципация (способность к предвосхищению), воля, стремление к одиночеству, видение мира в целом, боязнь не успеть осуществить все задуманное, вігутреннее ощущение свободы, медитативная и резонансная способность и т.д.

  3. Выделен ряд типов гениальности: гений практики, теории, общественный гений, гений в себе, гении «начала», «завершения» и «развития».

  4. Создано понятие гениальности как онтологически обоснованного феномена. Гений являет собой совокупность врожденных и приобретенных свойств, фундирующих его сущность, как способность к созданию элементов нового, наивысшего порядка. Наличие указанных свойств и категорий позволяет гению использовать в творческом процессе «идеальный пласт» в структуре своего сознания, обращаться к бесконечности, бытию, природе.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа вносит определенный вклад в изучение онтологии гениальности. Проанализированный в диссертации историко-философский и теоретический материал, углубляет познание феномена гениальности, тем самым, открывая новые возможности для будущих изысканий в этой сфере.

Материал и выводы работы позволяют использовать ее в учебно-педагогической практике, при разработке специальных курсов по философии культуры, философской антропологии, психологии и ряду других.

Апробация работы

Основные положение проведенного исследования были представлены на Областной научно-практической конференции «Молодежная наука Прикамья -2004» (Пермь, 2004), VIII Международной научной конференции «Славянский мир: русская идея как социокультурный феномен» (Пермь, 2004), II Всероссийской научно-практической конференции «Современная торговля: теория, практика, инновации» (Пермь, 2006), VIII Всероссийской научно-практической конференции «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в ВУЗе, техникуме, школе» (Пермь, 2006). Кроме того, диссертация обсуждалась в ходе заседаний и научно-методических семинаров кафедры «Философии и права» ПГТУ и кафедры философии ПГФА.

Структура работы определяется целью, решением поставленных задач и логикой исследования. Она включает введение, две главы, заключение и список

литературы. Содержание изложено на 209 страницах. Библиография содержит 166 наименований.

От даймона к гению. Развитие философских представлений о гениальности от античности до эпохи Просвещения

Представления о гении и гениальности в своем развитии прошли достаточно большой путь, и если взглянуть на них сегодня, то в истории философской мысли можно найти различные варианты идей обоснования этих феноменов. Для достижения поставленной перед нами цели необходимо эксплицировать подобные размышления, дабы выделить в них содержание, касающееся онтологических оснований.

Кроме того, следует определиться с тем, что мы понимаем под понятием «онтология». Традиционно онтология рассматривается как учение о бытии, раздел философии, где определяются основания всего сущего, ставится вопрос о том, есть ли что-то вечное или все преходяще? Поэтому онтологические основания гениальности могут быть определены через установление в существующем мире процессов, структур, тенденций развития, вызывающих проявление гениальности в человеке.

Сложившиеся в истории познания гениальности подходы к исследованию ее онтологического фундамента привели к дифференциации природных и социальных, материальных и идеальных, генетических и фенотипических, физиологических и психологических оснований .

При анализе указанных начал автор исходит из позиции, что интеграция этих разнообразных оснований ведет к новому качеству проявления человеческих способностей, когда создается нечто принципиально новое, оцениваемое как гениальное в искусстве, науке, философии и т.д.

В генезисе идей о гениальности не наблюдается единого понимания ее природы, представители каждой концепции пытаются взглянуть на эту проблему по-новому. Однако если применить сравнительный метод к существующему плюрализму мнений о сущности гения, то выявятся и общие моменты, позволяющие говорить о некой преемственности во взглядах на гениальность.

Используемая диалектико-материалистическая методология, а также хайдеггеровский метод бытийного мышления, как и другие философские методы в гносеологическом аспекте при изучении идей о гениальности могут рассматриваться как самодостаточные, в себе самих содержащие свое обоснование способы познания человека вообще, а также гения и гениальности. Сочетание различных методов при рассмотрении указанной проблематики поможет рассмотреть ее в полной мере с учетом специфики различных концепций.

В наше время творчество индивидуализируется, гений предстает неким субъектом, продуцирующим смыслы, исходя из своего собственного разумения, своей субъективности. Главное — это не скатиться к фарсу, когда человек не творит, а обозначает творчество (творение), чем наступит конец и творчества, и гения. Великих ученых сменяют и заменяют целые лаборатории, где каждому отведено свое место, ряд функций, что объясняется усложняющейся научной картиной мира и процессом ее познания. Политика становится публичной игрой, где порою соединяются псевдогений и злодейство. В такой ситуации важно помнить, что гениальный человек выражает объективное, хоть и в субъективной форме, через свои. старания и переживания, интуитивные прозрения. Он ближе остальных к природе, он может разложить ее на составляющие, а может выразить в гармонии. В становлении- понятий «гений» и «гениальность» есть своя история, которая хранит массу истолкований, выражающих неоднозначный подход к этому феномену, но во все времена гений должен выражать (пусть и не по своей воле, а по призванию или избранности) то объективное, что поможет приоткрыть тайны бытия.

Для философов гений и гениальность - часть философских рассмотрений, поэтому они проявляют познавательный интерес к гениям, существовавшим в различных областях познания и культуры. Например, философия представлена именами таких выдающихся мыслителей, как Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, Н. Кузанский, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и т.д. И исследователя интересует, прежде всего, вопрос о причинах и источниках возникновения новых идей в философии. В искусстве громко прозвучали имена Данте, И. Босха, Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, У. Шекспира, В.А. Моцарта, И.С. Баха, И.В. Гете, В. Гюго, Д. Верди, Ф. Гойи, П.О. Ренуара, В. ван Гога, П.И. Чайковского и т.д. По мере роста значения науки вызывали интерес и гении в науке, создававшие образцы принципиально нового знания: И. Ньютон, А. Эйнштейн, Н. Тесла, Д. Менделеев, М. Планк, Н. Бор и ряд других.

В искусстве древности и средневековья создавалось творение, которое жило веками, превращаясь в неотъемлемую часть жизни человеческого общества на протяжении всей последующей его истории, а личность художника зачастую оставалась неизвестной. Выражаясь словами Ф. Шлегеля: «вся древность — единый гений; у древних было меньше гениев, а гениальности больше»".

В античности возникает одна из первых попыток объяснить рождение, возникновение великих идей в голове человека. Тогда гением назывался некий дух, внушающий мысли и представления, воздействующий на человека извне -сократовский даймон.

Понимание гения и гениальности в Немецкой классической философии. От художественной деятельности к всеобщей способности

В немецкой традиции XVIII в. происходит обращение к созерцанию глубин акта творчества, и основной акцент переносится на личность художника, на его гениальность. Гений - исключительный творческий дар, внутренняя способность человека. В это время гений — это человек искусства, это художественный гений, выдающийся человек науки не оценивается так высоко.

Понятие о гении, как о врожденной способности к искусству, появляется в немецкой эстетике, начиная с А. Баумгартена. Уже он пользовался термином о «прирожденном» эстетическом гении (и темпераменте). Естественную прирожденную способность видел в гении также и И.Г. Зульцер. При этом, однако, Зульцер отмечает недостаточность гения для творчества красоты: для этого необходима также соответствующая техника, разум, суждение. По Г. Гердеру, гений — «высший небесный дух, действующий по законам природы, согласно с собственной природой, на пользу человеку» , гений - врожденная способность, происходящая из начала, трансцендентного по отношению к человеческому духу. Г.Э. Лессинг считал отличительной чертой гения основанное на разуме намерение, гений имеет право устанавливать истинные законы искусства, согласующиеся с порядком природы.

Именно на Лессинга опирается Кант в своем учении о гениальности. По Канту, гениальность являет собой, прежде всего, художественную деятельность. В «Критике способности суждения» гений характеризуется следующим образом: «Гений - это талант (дар природы), который дает искусству правило. Поскольку талант как прирожденная продуктивная способность художника сам принадлежит природе, то можно выразить эту мысль и таким образом: гений - это врожденная способность души (ingenium), посредством которой природа дает искусству правило».

Для Канта гений - это то, что отличает один вид духовной организации от другой. Гений - это не исключение, это образцовая оригинальность в создании художественных произведений. Необходимость гения Кант выводит из самой природы произведений изящных искусств. Суждение о красоте таких произведений не может быть выведено из правил, в основе которых лежит понятие. Но в то же время без предшествующего правила никакое произведение искусства не может оказаться художественным. Поэтому сама природа должна дать направление способности художника и дать искусству правило и именно поэтому прекрасное искусство возможно только как продукт гения.

Природа прекрасна, если она в то же время походит на искусство; прекрасно искусство тогда, когда мы сознаем, что это искусство, тем не менее, оно кажется нам природой (когда мы видим в нем или пытаемся увидеть свечение истины сущего и даже истины Бытия). Это происходит потому, что оно точно соответствует правилам, но эти правила, по которым работал художник, должны быть скрыты от наблюдателя.

Гений обладает оригинальностью, вместе с тем произведения его являются образцом, а процесс создания произведения не может быть описан, да и сам художник не может выразить словами то, как он вывел на свет свое творение. Это происходит потому, что этот процесс бессознателен, ибо сама природа (Бытие) правильно ведет художника по пути раскрытия. Истина скрывает это правило, создавая место для творения. Если механическое искусство есть искусство умения, прилежания и изучения, то изящное искусство - это искусство гения, хотя элементы механического присутствуют и в нем. Почему же созидать не то же самое, что изготовлять механически, ведь художник (гений) одновременно и ремесленник? Потому что нечто в творении выносится из закрытости (земли) в раскрытость-распахнутость (мир). По этому свершению раскрытости узнается истинное произведение гения.

Для суждения о произведении искусства нужен вкус, для создания произведений искусств требуется гений. Как же связаны и чем различаются эти понятия? «Красота в природе - это прекрасная вещь, а красота в искусстве - это прекрасное представление о вещи»1 (когда вещь говорит о своей истинной принадлежности, о своей вещности). Если в природе бесформенные предметы не могут быть прекрасными, то в искусстве безобразное выступает в форме прекрасного, форме описания, вернее, в произведении искусства безобразный предмет выступает как прекрасный и даже возвышенный, в силу гениальности вкуса художника, но чаще всего находится в поиске художника, таким образом, имеет диалектику. Таким образом, если и создается произведение искусства «сразу», то ему все равно предшествует определенный период подготовки, то есть, период созревания этого произведения. Но, как справедливо отмечает Кант, мы в произведениях изящного искусства, к которым он относит поэзию, музыку и изобразительное искусство, картинные галереи, можем часто наблюдать: «в одном гений без вкуса, в другом вкус без гения» . Рассматривая вторую формулу, мы можем сказать, что произведение, относящееся к изящному искусству, которое иногда не имеет духа, то есть, оно не приводит наши душевные силы в движение, не способствует свободной игре воображения - эстетическая идея. Рассматривая первую формулу (гений без вкуса), необходимо отметить, что только одно богатство воображения - гений приводит к неясности в изящном искусстве, вкус же вносит в произведение ясность, порядок и полноту мыслей, он делает идеи устойчивыми, способными вызывать длительное и всеобщее одобрение, и, если при сопоставлении двух этих свойств в произведении встанет вопрос о жертве, то эта жертва должна идти со стороны гения, а не вкуса. Ибо способность суждения скорее должна положить границу свободе и богатству воображения, чем рассудку.

Категориальный аппарат исследования гениальности

Судьба философской мысли заключается в том, что она открывает значимость и загадочность общеизвестного, что кажется само собой понятным. Но это, казалось бы, понятное содержит в себе нечто большее, чем простая ясность и видимость. Такой феномен, как гениальность, укоренен в бытии, в реальности, - он есть. Надо проанализировать структуру его существования, чтобы показать, что за этим загадочным и явным феноменом скрыта целая система категорий и признаков.

Поскольку мы стоим на позиции сочетания внешнего и внутреннего в формировании гения, то следует искать его основания не только в нем самом (в задатках, вырастающих в t способности, в генетической предрасположенности и т.п.), но еще и в обществе. С аксиологической точки зрения, общественно-исторические ценности, оказывают значительное влияние на формирование гения, их он усваивает в процессе социализации и на них ориентируется в своем творчестве. Они входят в число аспектов бытия, что образуют фундамент гениальности. Кроме того, в обществе должны существовать определенные условия для развития и проявления способностей человека. Современное разделение труда, а также многообразие видов культурной и познавательной деятельности обеспечивают существование различных форм гениальности, рассматривающих реальность с различных сторон.

Если заострить особое внимание на значении ценностного аспекта в формировании гения и попытаться измерить его бытие с помощью общечеловеческих моральных норм и правил, то здесь возникает проблема соотношения гениальности и злодейства. Совместимы ли два этих понятия, и применимы ли для гения те рамки, в которые мы ставим обычного человека? Ведь человек — это то существо, где встречаются священное с порочным, добро и зло. Гений похож на любого человека, но никто не похож на гения.

А.С. Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» произносит устами великого австрийца: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Моцарт не верит в совпадение этих понятий, он болеет за торжество светлого, высшего, божественного начала в творчестве. Сам образ его светел, он отрицает печаль и скорбь человеческого бытия, демоническое начало. Однажды к нему приходит черный человек и заказывает ему «Requiem». Черный человек - это образ смерти и зла, что беспокоит Моцарта, но в творчестве он преодолевает это волнение. Именно в творчестве в полной мере человек способен противостоять злу. Если для Сальери «нет правды на земле. Но нет ее и выше», то для Моцарта есть высшая правда - правда высшего порядка, правда гения, чьи душа и сердце могут откликаться как на трагедию мира, так и красоту бытия. Творчество Моцарта - это синтез земли и неба; поскольку самому композитору не чужды слабости земные.

Злодей играет на чувствах людей; на их низменных инстинктах и слабостях, поэтому он, понятен и приятен. Здесь совмещается дьявольское начало и настрой на вкусы и потребности толпы.

На наш взгляд, гений и -злодейство несовместимы, точнее на высочайшем уровне развития способностей нельзя говорить о сочетаемости этих понятий. Однако в языке существует понятие «злой гений», из которого следует, что история развития человечества показала возможную сочетаемость этих категорий; но нет злого гения, есть антигений. У зла (антигения)--нет. души, оно не может быть с истинно человеческим- лицом, а гений - это нечто божественное, это-порыв к добру, он аристократичен, гений - это высочайшее состояние души:

Качество гения включает оценочный критерий, если есть ценности, то есть и антиценности. А если человек, создавший что-то новое, отрицает традиционные ценности, считать ли его гением? Если исходить из позиции, что не существует онтологических оснований зла, то нет тогда и злого гения. Гений -это тот человек, что оставил положительный след в истории.

Гений продуцирует ценности наивысшего порядка. Гений остается в памяти человечества по принципу сотворенного им, так, мы помним Фалеса, Эвклида, Пифагора, Платона, Аристотеля, Галена, Леонардо, Ломоносова, Менделеева, Лобачевского, Пуанкаре, Тесла и т.д. При этом стараемся забыть антигениев Гитлера, Сталина. В антигении доминирующей стороной будет не социальная составляющая, а биологическая, он исходит из своих физиологических потребностей, страхов. Он зациклен на своем внутреннем мире, где живут призраки прошлого, совмещенные с эгоистическими интересами в настоящем. Безусловно, он обладает высоким интеллектом и хитростью, но не такого высшего порядка, как гений. Он использует все средства для достижения своих целей, потому что его Я многократно превышает возможный интерес к Ты.

Злодей может быть искусен и велик в своем злодействе, но гений не может быть злодеем в своем творчестве.

Кроме того, на этом уровне возникает еще одна проблема ответственности ученого за свои творения. По субъективному критерию созданное гением им самим может оцениваться как нечто положительное, по объективному критерию такое сотворенное может нести в себе деструктивное содержание. Гений должен обладать тонким чутьем, чтобы предугадать развитие своих идей и дел в будущем, однако он часто настолько захвачен своей идеей и желанием претворить ее Вчжизнь, что не думает о последствиях. Гений должен обладать надеждой на то, что его творения не будут использованы во вред человечеству. Гений должен иметь силы, для того, чтобы бороться с проявлениями бесчеловечного использования своих и чужих творений. И, возможно, гений должен отказаться от своей идеи, если видит в ней потенциальную угрозу человечеству.

Формы существования гениальности

Гений полностью не заменим нигде - ни в науке, ни в искусстве, ни в философии, ни в иных сферах. Самым главным и убедительным доказательством его существования являются произведения, открывшие миру новое, ранее неизвестное, положившие начало новым направлениям в философии, науке и искусстве и т.д., послужившие прогрессу в обществе.

Можно выделить целый ряд форм существования гениальности, а также типов. Первые возникают в зависимости от разделения труда, а также от видов культурной и познавательной деятельности: науки, искусства, философии, религии, политики, экономики, военного дела и т.д. Типология гениальности определяется зависимостью от содержательной стороны творчества гения.

Как уже говорилось выше, на наш взгляд, среди великих личностей есть два типа гениальности: гений практики и гений теории. Кроме того, существуют общественный гений и гений в себе; последний чаще встречается среди гениев-теоретиков. Если говорить об общественном гении и гении в себе, то здесь применимы две модели творчества, предложенные Ж.-П. Сартром: «эскапистская» и «вовлеченная». Творец первой модели бежит от мирской суеты, замыкаясь в себе, а второй принимает активное участие в общественной жизни, находясь в ситуации современной ему эпохи. В нашей ситуации гений в себе - эскапист, но в этом, скорее всего, особенность его творчества, нежели тотальное бегство от мира.

В типологию следует включить и так называемых гения «начала» и гения «завершения». Они создают и «закрывают» какое-либо направление в искусстве, науке, экономике, политике и т.д. Кроме этого, можно выделить еще один тип гения - «гения, развития», что находится словно посередине, неповторимо развивая и усложняя уже нечто созданное, формируя, тем самым, предпосылки для выхода за рамки существующих теорий. Он не стоит на месте, повторяя уже кем-то пройденный путь, а методично и скрупулезно развивает ту концепцию, в рамках которой работает. В.И. Ленин в труде «Материализм и эмпириокритицизм», говоря о гениальности К. Маркса и Ф. Энгельса, отмечает, что «в течение очень долгого периода, почти полустолетия, они развивали материализм, двигали вперед одно основное направление в философии, не топтались на повторении решенных уже гносеологических вопросов, а проводили последовательно...» , отбрасывая надуманные и неконструктивные проблемы, мешающие истинному развитию материалистической линии. Отсюда можно утверждать о существовании трех типов гениальности: гений «начала», гений «завершения» и гений «развития».

Если продолжать подобную тему, то среди великих людей наблюдается «раннее» и «позднее» проявление их способностей, соответственно чему можно выделить два основных типа гения: «ранний гений», таланты которого проявляются уже с детских лет, и «поздний гений», чье данное от природы дает знать о себе уже в зрелые годьк В любом случае гения можно узнать по новым идеям, которые не укладываются в рамки существующих парадигм, они изменяют наши представления о мире, способствуют приросту новых знаний. Гений всегда оригинален и неповторим в своих творениях, размышлениях и предположениях, его достижения составляют целую эпоху для общества и культуры.

Существующее понятие «универсальный гений» также можно внести в типологию гениальности. Возникает это понятие, благодаря культурам античности и эпохи Возрождения, что дали миру массу имен великих гениев. Чем это объясняется? Это детерминировано самим временем, культурой развитием наукщ. философии; искусства, отсутствием узкой специализации, особым вниманием к всестороннему развитию личности, востребованностью» таланта. Универсальный гений — это гении вообще, чьи. выдающиеся качества свойственны всем его умственным способностям, и он их может применять на практике. Во времена узкой специализации и разделения труда такие качества не обязательно развиты в одинаковой степени, поэтому в истории человечества представлена целая плеяда гениальных людей, достигших успехов в разных сферах деятельности. Какая-то способность может преобладать над другими, вместе с тем, при определенных условиях, гений может достичь значительного успеха в различных областях. Можно заметить, что развитие и реализация гениальных способностей во многом определяются временем, культурой, менталитетом, запросами общества, а также предоставляемыми возможностями для развития таланта.