Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Онтологическое обоснование любви: Философско - антропологический аспект Жанбуршина, Раушана Бейсеновна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жанбуршина, Раушана Бейсеновна. Онтологическое обоснование любви: Философско - антропологический аспект : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Башкир. гос. ун-т.- Уфа, 1996.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-1/3907-7

Введение к работе

Актуальность исследования. Главным объектом философских размышлении во все времена был и остается человек. В силу того, что антропологическая проблематика служит стержнем любой философской системы, всемирная история философии может быть представлена историей идеальных теоретических конструкции человека как сложнейшего явления вселенского порядка. Посколысу человек и его духовный мир являются центральными объектами философии, постольку проблема любви выступает в качестве приоритетного направления научных исследований и индивидуальных поисков смысла человеческого существования. Любовь есть мера человеческого в человеке, и только через любовь и в любви реализуется подлинная человеческая сущность, его потенциальная ценность и свойственная ему норма бытия.Поэтому проблема любви обладает, можно сказать, «вечной» актуальностью, как вечны все загадки мироздания и попытки человечества разгадать их.

Современное человечество вступило в такую сгадшо своего развития, которая характеризуется превращением человеческой деятельности в фактор планетарного масштаба. В этой ситуации актуализируется антропологическая проблематика, отражающая поиски человеком ответа на вопрос о своем собственном бытии. Обострению интереса к проблематике человека способствуют всевозможные катаклизмы XX века: мировые войны, межнациональные распри, экологические катастрофы, углубляющиеся процессы отчуждения человека от человека, общества, мира. Отчуждение заірагивает все сферы человеческой жизнедеятельности — экономическую, политическую, тичностно-психологическую — разрушая целостность человека, потенциальное богатство его личности, выявляющееся в ее внутренней гармонии, единстве с другими людьми и с окружающей средой.

Человек, лишенный ощущения подлинности, осмысленности, полноты бытия, утрачивает свои исконные связи с миром, человечеством, природой, космосом. Тем самым подрываются основания его бытия, что

служит выражением повсеместного кризиса человеческого существования. Состояние кризиса, усугубляющееся обесцениванием духовных устоев и нравственных идеалов, ростом преступности, оскудеішем внутреішего мира человека, усилением эгоистической, потребительской направленности взаимоотношений шодей, обуаювливаст возрастание актуальности проблемы любви. — смыслообразующего начала человеческого бытия, гаранта подлинности и осмысленности существования.

В "эпоху бездомности" человеческого Я (М.Бубер) особую значимость приобретает развиваемый в русле философско-антропологической концепции любви «экологический» подход к рассмотрению проблемы человека и его любви. Экология любви (rpen.oikos — дом, обиталище), признавая взаимосвязь всего сущего, утверждает изначальное единство человека с природой, другими людьми, обосновывает необходимость восстановления посредством любви целостности и гармоничности человеческого существа.

Создание комплексной теории целостного человека в парадигме любви является одним из актуальных направлений современной философии любви. Однако.на этом пути сделаны только первые шаги, что позволяет говорить о научной разработанности лишь отдельных сторон данной проблемы.

Наибольшее развитие в отечественных философских исследованиях получили такие аспекты проблемы любви, как социально-этический, демографический, личностно-психологический. Любовь выступает здесь одним из нравственных чувств, касающихся прежде всего психологической стороны межличностных отношений. Проблема остается в рамках прикладных исследований, не выносится на категориальный уровень осмысления. Не получает должного освещения онтологический аспект рассмотрения любви, связанный с выявлением ее оснований в человеческом бытии.

Между тем, обращение к насущным проблемам целостности человека, смысла его существования требует изучения возможностей онтологического обоснования любви. Важным оказывается разведение понятий

чувства любви и самой любви как метафизического и метапсихического акта. Последняя не столько заключена в самом Я, сколько бытийствует -----^ между двумя Я. Это отношение «Я — ТЫ» принимается за исходную точку философской антропологии и, вместе с тем, отправной пункт философского осмысления феномена любви.

Подобный переход с нравственно-психологического уровня исследования проблемы на онтологический может быть осуществлен, на наш взгляд, путем возрождения классической философской метафизики — науки о сверхчувствешплх началах и принципах бытия. Будучи способной с помощью интуиции проникать в неизведанные тайны мігроздания и мир человеческой души, она признается многими исследователями единственно возможным здесь способом познания абсолютов, основ мира, а не мира самого по себе. В пом плане разработка своеобразной метафизики любви, объединяющей гносеологию и отологию, антропологию и космологию, этику и эстетику, способствует более глубокому пониманию сущности и смысла любви, позволяет осуществить попытку перенесения сексуального чувства из интимной сферы в тотальность человеческого бытия.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность заявленной темы.

Степень научной разработанности проблемы. Отечественная наука советского периода не рассматривала проблему любви в качестве самостоятельного объекта исследования, выделяя лишь ее соїщологическнй и демоірафическнй аспекты в связи с проблемой стабильности социальных институтов брака и семьи. Из всех исследователей, выполняющих цифровые измерения социодинамики личностных, семейных, брачных и внебрачных отношений в современном обществе, можно выделить Л.А.Зубенкова, Д.Э.Немировского,Н.А.Соловьева,М.С.Тольц,Н.Д.Шилина,Л.Т.Шинелеву и В.СЯзыкову.

Особое место в ряду социологов , занимающихся вопросами брака и семьи и, косвенно, собственно любви, отводится С.И.Голоду, внесшему вклад в становлешге отечественной философии любви изучением любовных нравов и сексуального поведения людей; И.С.Кону, которому принад-

лежит разработка социологии личности, психологии любви и половой морали; а также А.Г.Харчеву и Н.Г.Юрксвичу с их обширными, почти всеохватывающими исследованиями по проблемам брака и семьи. Следует отметить значение работ по сексологии Г.С.Васильченко и А.М.Свядоща для раскрытия биопсихологического аспекта любви.

Социально-культурный аспект проблемы любви получил развитие в трудах таких замечательных мыслителей XX века, как М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Ф.Х.Кессиди, А.Ф.Лосев, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, Е.М.Мелетинский, В.В.Розанов, С.М.Фрейденберг. Традицию рассмотрения любви как интегратора культурной жизни общества продолжили наши современники в лице Л.А.Абрамяна, Н.Н.Велецкой, И.С.Нарского, М.В.Поповича, В.Л.Рыбакова, М.И.Шахновича и других.

Наиболее глубокий анализ социо-культурного и нравственного феномена любви представлен в философских работах О.П.Зубец, Т.А.Кузьминой, В.ТЛисовского, В.А.Малахова, А.З.Рубинова, Ю.Б.Рюрикова, Г.Я.Стрелъцовой, С.Г.Семеновой, В.Н.Шердакова.

Однако, несмотря на обилие достаточно содержательных работ философского, социологического, психологического характера, следует отметить недостаточную освещенность в научных исследованиях онтологического аспекта любви: практически не рассматривались проблема нахождения оснований любви в структуре органического бытия, проблема осуществления целостности человеческого существа и его существования, проблема половой разъединенности бытия живого и конфликтная ситуация трагизма любви.

Благодаря публикациям последних лет стало возможным обращение к творческому наследию наших гениальных соотечественников, таких как Н.Бердяев, И.Киреевский, Н.Лосский, В.Розанов, Вл.Соловьев и др., которое восстанавливает утраченную российской культурой связь с мировой традицией философского осмысления феномена любви, в рамках которой любовь определяется как наиболее адекватное выражение родовой сущности человека и способ осуществления человеческой целостности че-

реї оппозицию мужского и женского начал. Именно возвращением в мир~ чиї а геля трудов этих выдающихся философов, а также публикации лучших образцов зарубежной философской мысли — работ А.Камю, Х.Ортега-и-Гассета, Ж.-П.Саргра, Э.Левинаса, К.Льюиса, П.Тиллиха, В.Франкла, Э.Фромма и др. — мы обязаны обострению интереса научной общественности к проблемам любви и пола.

Таким образом, достигнутый уровень разработанности проблемы любви позволяет осуществить попытку рассмотрения любви в онтологическом аспекте как предикат самого бытия. Это и обусловило постановку проблемы исследования : как возможно онтологическое обоснование любви, нахождение ее оснований в структуре человеческого бытия посредством решения вопросов о сущности человека и о смысле его существования — двух столпов антропологической проблематики.

Недостаточная научная разработанность и возрастающая актуальность данной проблемы определили выбор темы нашего исследования: «Онтологическое обоснование любви: философско-антропологический аспект».

Цель исследования заключается в вычленении феномена любви из общею содержания бытия в некую понятийную определенность и в обосновании онтологического статуса исследуемого феномена.

Объектом исследования служит половая, или личная любовь — одна из величайших составляющих человеческой культуры.

Предметом исследования выступает отношение "Я — ТЫ", пара двух самоценных, самобытных мужской и женской индивидуальностей.

Реализации поставленной цели подчинено решение следующих задач диссертационного исследования:

— проследив традицию философско-антропологического осмысления феномена любви в истории мировой культуры, определить методологические особенности постановки и решения проблемы в данном исследовании;

представив феномен любви в философско-ангропологическом аспекте как проявление родовой сущности и природы человека, выявить сущностные особенности самой любви;

обосновать онтологический характер любви через обнаружение закономерностей процесса любви, ее антиномичности, собственного онтологического и нравственного смысла.

Теоретико-мировоззренческую базу настоящего исследования составили, в первую очередь, труды выдающихся русских философов дооктябрьского периода и современных отечественных философов, а также представителей различных направлений зарубежной философии — экзистенциализма, философской антропологии, метафизического фрейдизма, немецкой классической философии и, конечно, учение Платона, через призму которого пропущен весь историко-философский материал данного исследования.

Методологической основой диссертации является антиномическая, или экзистенциальная, диалектика (термин введен А.С. Богомоловым и Н.М. Эфендиевой) и сущностная онтология в ее понимании М. Ше-лером. Диалектика, по сути, есть определенный способ решения задач, учитывающий взаимосвязь явлений, их противоречивость и изменчивость. Антиномическая диалектика — это, скорее, способ показать, что они (задачи) здесь неразрешимы. Сущностная онтология любви связана с перспективами развития человека. С одной стороны, она дает правила для понимания законов любви, с другой стороны, представляет собой "окно в Абсолют", лестницу, восходящую к абсолютным характеристикам бытия.

Методы исследования носят общенаучный характер. Это такие выработанные мировой философской культурой методы, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция, дедукция, аналогия, экстраполяция и т.д.

Научная новизна исследования связана с нетрадиционностью самой постановки проблемы, ибо на сегодняшний день не осуществлена

попытка нахождения онтологических" оснований любви вструктуре бытия через призму непосредственного самобытия человека. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие положения, отличающиеся элементами новизны:

— предложен пошли подход к рассмотрению проблемы любви — так называемая экология любви — исходящий из признания тезиса "Все сущее суть система отношений", и осущестпляюший попытку трансформации этих отношений в любовь;

любовь, будучи представлена в качестве парадигмы философско-антропологического метода, обнаруживает свою сущность как особый способ подлинного человеческого бытия, в ее взаимосвязи с сущностью человека и спецификой его целостности;

выявлены основные закономерные, существенные и необходимые связи и отношения действите;п>ности, фиксируемые категорией любви: прежде всего отношение "Я - Ты", составляющее фундамент бытия человека с человеком, и отношение "Мужское-— Женское", проявляющееся па всех ступенях органического бытия; прослежены отношения категории любви с категориями, отражающими однопорядковыс с ней явления, такие, как эротика, дружба, ревность, ненависть; тем самым осуществлен выход на категориальный уровень осмысления феномена любви и определены сущностные особенности последнего;

— доказывается, что укорененная в человеческом существе потребность
любить и быть любимым выполняет роль необходимой связи, которая
придает любви статус подлишгой реальности; обоснована также осмыс-
легшая необходимость любви, выступающей смыслообразутощим нача
лом бытия человека, коїщентрированньш выражением высших объек
тивных ценностей;

— прослежена динамика процесса любви в ее индивидуально-парном
воплощении; выявлены закономерности, движущие силы, основные про
тиворечия и сущностные антиномии любви, служащие выражением ее
онтологического характера.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что се теоретические положения и выводы могут быть использованы в курсе лекций по философии, затрагивающих проблему бытия человека и его сущности, лекций по этике в разделе «Категории этики», «Нравственные основы общения», для старшеклассников — «Этика и психология семейной жизни», для младшего школьного возраста — «Проблемы полового воспитания и просвещения». Материалы диссертационного исследования могут оказать определенную помощь методологического характера при разработке проблем половой морали в традициях мировой философии, способствовать формированию новой любовно-эротической культуры нашего общества через приобщение к многовековому культурному опыту человечества в сфере любовных отношений.

Апробация работы проходила на Российских научно-практических конференциях (г. Уфа, 1993, 1994 г.г.); научно-практической конференции педвузов Башкортостана (г.Уфа, 1995 г.); межвузовской конференции на базе Магнитогорского пединститута (1994 г.); Всероссийской конференции по проблемам ислама и современного образования (г. Уфа, 1994 г.); Республиканском симпозиуме с международным участием "Синектика духовности" (г.Уфа, 1994 г.); по результатам диссертащюішого исследования автор выступал на научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава Стер лигам акского госпединститута (1993, 1994,1995 гг.).

Материалы диссертации были апробированы в выступлениях на методологическом семинаре «Проблема обоснования знания» при кафедре философии Башгосуниверситета (1994, 1995 г.г.). Теоретические положения диссертации использовались в курсе лекций для аспирантов и соискателей Стерлитамакского госпединститута и в преподавании спецкурса по проблемам полового воспитания младших школьников по линии БИПКРО для учителей школ г. Стерлитамака.

Структура диссертации обусловлена целью л задачами исследования. Выбранная последовательность изложения материала определена