Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Онтологическое содержание формальной логики и способы философской концептуализации ее темы Суровцев, Валерий Александрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Суровцев, Валерий Александрович. Онтологическое содержание формальной логики и способы философской концептуализации ее темы : автореферат дис. ... кандидата философ. наук : 09.00.01 / Томский гос. ун-т.- Томск, 1994.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-2/3905-x

Введение к работе

Актуальность' исследования. Структура и генеэкс знания всегда были и остаются основной темой философского исследования» Данное диссертационное исследование претендует на освещение некоторых проблем, задающих контекст соотношения "логнка и философия? Конкретизация цели работы» связанная с демонстрацией ее актуальности, предполагает конкретизацию этих проблем.

Для начала укажем на уникальное взаимодействие логики н фа-лософии, которое можно наблтоать на протяжении всей истории развития этих дисциплин. Сам по себе этот факт уяе наталкивает на определенные размышления. Его уточнение приводит к спецификации. целого комплекса взаимосвязанных вопросов, который необходимо осмыслить. Очевидно, что фцлссофсксе исследование, ставящее сзоеЭ задачей анализ знания, в определением смысле отталкивается от материала, предоставленного формально-логическим анализ ок. Более того, в подобных исследованиях формальная логика как теоретическая дисциплина присутствует в качестве рефрена /достаточно, например, указать на трансцендентальную философию. И.Канта/. Причем подобным образом действуют не только различные исследователи в раїдах ' одного философского направления, но и совершенно различные философские школы. Этот факт', во всяком случае, наталкивает па одно утверждение: а именно, тематическая интенция логики, а в.большей степени достигнутые ею результаты, обладают сравнительно независимым характером, что позволяет использовать их для обоснования '

различных философских положений.

Здесь возникает вопрос о тоы, как понимать тематическую интенцию логики. Ясно, что он выходит за рамки собственно логики, так как косит пограничный характер и трактует о воялояности самой науки, а следовательно, входит в компетенцию философил. По- лучается достаточно парадоксальный вывод: с одной стороны, икаем независимость результатов, предоставляемых логикой".как системой теоретического анализа форм знания; а с другой стороны, явно каблвдаем ее зависимость от философского обоснования в отношении прояснения ее темы. Такім образом, первый актуальный вопрос, который можно поставить, но который отнкдь не исчерпывает проблемного поля исследования, а скорее задает его, это вопрос о зависимости философского исследования, ориентирующегося на результаты логики, от философского прояснения саігой логики. 3 сацем деле,

если до любой философской экспликации материала логики необходима философская экспликация самой логики, то как это отраяается на философской системе в. целом? Это наиболее обида вопрос, в русле которого определяется диссарташюнное исследование.

История философии дает много разнообразных примеров прояснения тематической интенции: логики, зачастую.не только не сводимых, но даже прямо противоречащих друг другу. Небезынтересной и до сих пор нерешенной остается задача создания определенного "реестра'' подобных обоснование. Действительно, определение содержания логики с позиций предметного единства истин /что позволяет рассматривать логику как определенную онтологию/ совершенно очевидно отличается от рассмотрения ее как экспликация регулятивной функции рассудка, не полагающей никакой формы предметности. Следовательно, дифференциация и тшюлогкзашя различных подхсдРв к прояснению тематической интенции логики является безусловно интересной и актуальной задачей. Более того, исследование показывает, что различные экспликации темы логики существенно влияют на содержание самой философской системы и определенным образом задают способ философствования.

' Здесь возникает новая проблема, связанная.с.относительной независимостью достигнутых логикой результатов. Возможность: исследования последних независимо от какой-либо философской установки позволяет проследить нас->лько тот или иной способ обоснования удовлетворяет действительному положению дел. Особенно актуальным это становиться в связи с бурны!,: развитием логики в последнее время /в частности, с возникновением несводимых друг к другу логических систем/, что демонстрирует недостаточность традиционного ее поникания и недостаточность ее традиционных экспликаций. В этом отношении, важным является вопрос о выяснении предпосылок этих экспликаций и конечно ке их обоснованности.

Таким образом, актуальность работы развертывается в рамках проблемного поля, связанного с анализом тематической интенции формальной логики и ее значимости для философского исследования. Отсада вытекает следуяжая задача. Если традиционные варианты обоснования : темы формальной логики не являются адекватными, то необходимо, отталкиваясь от результатов достигнутых в рамках са-мого формального анализа, попытаться выяснить, какими характерными чертами должка обладать современная философская.система, претендующая на прояснение тематической интенции логики?

Подобная постановка вопроса может служить основанием для

кошаро.тктжсткого анализа различных филссс-фских скоте;.:, что не престо актуально, но и требуется саїлал развитие?.! философии. Бо-

ЛЄЄ ТОГО, ПОДОбко'е Сравнение буДОТ ІМЄТЬ более обьекТИВИЫИ XII-

рактер чем любое другое, так как основывается на относительной' независимости достигнутых логикой результатов.

Степень тр.о.рр.тичоской разработанности проблемы. Анализ способов коїздзптуалкзацки тематической интенции логики, а таку.е определение характера зависимости содержания философских систем от экспликации ее теоретического содержания определили круг літератури, составившей теоретическую основу данного исследования, В него вошли как работы современных авторов, так к литератур?, прошлых лет, связанная с прояснением проблемного поля "философия-логика". Для ресенля поставленных задач использовались труды как крупнейших мыслителей, оказавших влияние ка историко-философский процесс в целоу, так и труды классиков, философии 2G века.

Конкретизация проблемного поля в аспекте прояснения предметного содер-.аккя легкий потребовало обращения к труда'.! современных исследователей, освещающих различные ее аспекты и многообразие подходов. Б данном случае, имеются в виду работы А.Черча, Х.Ійг/ри, Г.Еейля, Д.Гильберта, С.-жрнсга В.А., Смирновой Е,Л., Всйсвилло Е.К. и др..

Особое значение имели работы, в которых рассматривались к строились логические системы отлхчкые от традиционной классичес-кой логике, а так>:е рассматривалась их взаимосвязь. Это работы А.Рейтинга, Г.л.фон Вригта, Васильева а.А., Войгаилло Е.К..

Для прояснения взаимодействия логики и философии в рамках единого проблемного поля важное значение :и.-:ели рабрты Бирюкова Б.В., Бессонова А.В., Петрова Б.В., Пагилениса ?Д., Козловой М. С., К.Кулуда, Субботина А.Л., Целищева В.В., А.Айера, Г. йонга.

.Для конкретного решения поставленных в диссертации задач, а особенно задачи дифференциации различных подходов к концептуализации тематической интенции логики, определяющее значение имели труды классиков философии Аристотеля и И.Канта. Важную роль играли таїко историко-философские работы, проясняющие суть трансцендентального и метафизического подходов к логике. Это работы Александрова Г. <5., Авраамовой И.А., Асмуса'В.$., Ахмакоьа А.С, Зее-бо:?.а Т.Н., Луканпна ?.К., Лукасевича Я., Субботина А.Л., Трое-польского A.M., Шандора Г. и др. Немаловажную роль в этом отношении сыграли работы классиков философии 20 века: Е.Рассела, Г.Х. йен Ер.игта, Ь.Гуссерля, ^.Хапдаггера, Л.Б::тгс;.':-тепнз.

Банное значение для прояснения характера зшкрических аргументов в обосновании логики шели труда Васильева К.А..

Для раскрытия положений диссертации, связанных с характером эксплицируемой логикой предметности и анализом возможного обоснования онтологического содержания логики были использованы работы Г.Фреге, Д.Гильберта, Х.Карри, Бессонова А.В., Бирюкова Б.В., Трагессера Р.С, Кляге Е..

Определяющее значение для проясненім, постановки и решения --: проблем, связанных с возможным обоснованием тематической кнтен-шш логики в современной ситуации, имели труды З.Гуссерля, а так-яо авторов, в работах которых анализируются.и развиваются его идеи. Имеются в виду.работы Д.Фоллесдала, Е.Винанса, Р.Соколовского, Трагессера Р.С, Рота Ж.-гК.,'Мохакти Дж.К., Ф.Керстена, Мо-трошиловой Е.В., Бабушкина Б.У., Норкуса З.В., Рубениса А.А., Бе-гигшвили А.Ф., ШпетаГ.Г., Іосского Н.О. к др.

Цели и зшгачи исследования. Цель данного диссертационного исследования - выявить' и проанализировать способы концептуализа-. цки тематической интенции логики в рамках определенных философских направлений, выяснить степень их адекватности современному состоянию логики, установить предпочтительные форш философского анализа, которые позволяют прояснить теоретическую направленность формальной логики, учитывая ее современное состояние.

Достижение указанной і. ли осуществляется последовательны!.: решение;.! следующих задач:

  1. Дифференцировать собственно логический и собственно философский способы анализа форм рационализации знания, которые ре-зультируатся в понятие "горизонт знания".

  2. Зксшшнировать различные типы философской экспозиции "горизонта знания" и связанные с ниш способы понимания тематической интенции логики.

  3. Выявить предпосылки, на которых основаны "классические" способы обоснования логики и установить их адекватность современной ситуации. .."

  4. Опредатать предпочтительные фор;.:ы к необходимые характеристики философского подхода, удовлетворяющего современной ситуации.

  5. Рассмотреть характер тематической интенции логики с позиций выявленного подхода.

Теоретике методологической бапой диссертационного исследования послужили принципы трансцендентальной философии, ориентирован-

кие ка Еопрос "Как еозмо;кно знание?" и дополненные полоненнями трансцендентальной феноменологии.

Научная новизна и положения вннсстатче ка зашиту. В диссерта
ции применен новый подход тематкзанин проблемного поля "философия
- логика", основанный на различении разнообразных способов экспо-
зкгоя горизонта познания как универсальной формы рационализация:.
Реализация данного подхода позволяет: 1. Развести исследователь
ские цели философии и логики, установить уровень притязаний по
следней; 2. Енябкті способы концептуализации тематической иктек-..
цей легкий в рамках традкхгионных философских подходов; 3. Устано
вить характер зависимости содержания философской системы от того
или иного способа прояснения содержания логики; 4. Определить
предпочтительные споссби и характеристики философской экспликации
теоретического содержания логики; 5. Рассмотреть предметное поле
логики, руководствуясь принципами установленного философского
подхода. .

Реализация указанной программ позволила получить следукида результаты:

  1. о'т'спликацкк понятия "горизонт знакгя" позволяет .в ра-лках одного исследовательского мотива дйферешировать исследователь-' екме установки легитк. и фил ссосет», а так;'.е еыявкть различные способы концептуализации тематической интенции логики /трансцендентализм и метафизика/ па едкном основании /всп~сс сб онтологическом содержанки логики/.

  2. Показано, что метафизика исходит из представления о предметно:,! единстве истин /т.е. рассматривает логику как онтологию/, а классический трансцендентализм из представления о регулятивной природе логики, не имеющей: отношение v предметному содержании опыта /т.е. отрицает за логикой какое-либо онтологическое содержание/.

  3. Показано, что классические обоснования теоретической 'направленности логики /е качестве примера рассматривается метафизика Аристотеля и трансцендентальная философия Канта/ основаны на неявной предпосылке об абсолютности традиционной логики. Причей устанавливается, в связи с появлением не сводимых друг к .другу, логических систем, что необоснованность последней приводит к неадекватности этих обоснований.

4.-Демонстрируется, что отрицание атак классических способов обоснования, а следовательно, и утверядаемнй с помощью них апри- < оризм логики, не природw с необходимостью к эмпирическому обо- "-

снованию лсгакг. Показано, что преодоление эмпиризма связано с допущением б фоосиТскузо систему з качестве значимого интеллектуального созерцания, причем последнее-доляно иметь не экспликатив-кнй, а конститутивный характер.

5. Необходимость созерцания указывает ка то, что логика обладает определенным предметным содержанием, что характеризует ее как онтологию. Однако, конститутивный характер созерцания требует рассматривать ее в татках трансцендентального подхода /отличного от классического, который в качестве значимого оперирует только Емпирическк.1. созерцанием/. Показане, что подобный? характерлсти- .-..,: нами обладает трансцендентальная феноменология, что позволяет рассматривать ее в качестве адекватного подхода, проясняющего тематическую интенцию логики.

Аптюбзіптя табота. Отдельные положения и результаты исследо-. вания неоднократно сообщались на теоретических аспирантских семи-нарах к заседаниях кафедры истории философии и логики философского факультета Томского госуниверситета, а также на конференции в Томске /1993г./, научной сессии философского факультета Томского госуниверситета /1594г./. По материалам исследования был прочитан спецкурс студентам философского факультета Томского госуниверситета /1393г./.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к зашите на заседании экспертного семинара фліософского факультета Томского гос-ункверсктета.

' Теоретическая и практическая значимость. Положения и выводы, полученные в диссертации, слособствуют углублению и конкретизация поникания способов концептуализации тематической интенции логики. Выяснение характеристик, которыми должна обладать философская система для адекватной концептуализации демонстрирует новый подход к обосновании трансцендентальной феноменологии, что может быть . Еспользовано для характеристики ее значимости. Данные диссертаци-оннного исследования могут быть использованы при подготовке лекций и семинарских занятий в курсе логики по тема.! "природа лота-. ки" и "логика и философия", а также при подготовке спецкурса по философским проблемам логике.

Структура работы. 'Структура.диссертации определяется целью
исследования и отражает последовательность решения поставленных
задач. Работа состоит из введения, двух глав /семь параграфов/,
заключения и списка использованной литературы. Объем текста дис
сертации - 164 страницы, '