Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Онтология духовности : Сущность и понимание Бородина, Наталья Константиновна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бородина, Наталья Константиновна. Онтология духовности : Сущность и понимание : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.01.- Волгоград, 2000.- 290 с.: ил. РГБ ОД, 71 02-9/6-0

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Духовность издавна является предметом внимания, интереса, изучения. Очевидно, это объясняется тем, что каким бы не было общество, каковы бы не были его формально-нормативные и идеально-ценностные характеристики, в механизме его социальной динамики было нечто такое, что связано не с внешними «материально-вещественными» силами, а с действием (или бездействием) каких-то невидимых, внутренних интенций, которые являются опорой для развития человеческой сущности. Причем, было совершенно ясно, что эти интенции могут быть и синхронны замыслам общества, и противоречить им. Особенно это ощущалось в эпохи общественных потрясений, в условиях деструктивных, когда общество не могло предложить ценности, способные стать фактором его стабилизации. Все это усложняло диалог общества и личности, драматизировало процессы ее

В последнее время много говорят о духовном кризисе, о необходимости духовного возрождения России. Это глобальная проблема: ее существование, безусловно, связано с тем, что в реальности весьма ощутим разрыв между должным и сущим в процессе «одухотворения миропорядка». Но в эмпирически фиксируемом факте существования различных уровней духовного освоения действительности все-таки отражается проблема независимо творимой духовности, ведь духовность основывается не столько на «всеобщем», сколько на индивидуально-уникальном. Именно поэтому духовность может являться фактором стабилизации системы.

Для современного периода развития российского общества, переживающего во временном и пространственном отношении глобальную девальвацию духовных ценностей, проблема духовности особенно значима. Величайшей ошибкой российских реформаторов 1991-1992 годов явилась их установка на возможность проведения социально-экономических преобразований безотносительно к тому, имеют ли они опору в виде общественной нравственности и дееспособного государства, опирающегося на соответствующий духовный потенциал человека. Ведь человеческая жизнь представляет собой не только приобщение к миру, но и отстаивание

своего «Я» в диалоге с миром. Вечный смысл жизни возможен там, где есть не только назначение, миссия, великая роль, но где они являются назначением свободно определяющей себя личности, где сохраняется ее самоценность и неповторимость.

Очевидно, что проблема духовности, по крайней мере, через лабиринты опосредованных связей связана с проблемой осмысления мира и его порядка, а процессы осмысления строятся на определенной системе ценностей. Возможно, человеческий дух имеет тенденцию приспосабливаться к амбивалентной духовной палитре, но предпочитает строить свой мир притязаний и оценок.

На наш взгляд, в историческом плане актуальность духовности можно рассматривать как средство компенсации ушедшей или уходящей в прошлое классической системы ценностей. В индивидуальном же плане духовность необходима в качестве интенции к преодолению обособленности и разорванности человеческого существования, партикулярности и отчужденности бытия. Как нс,ттежпа ^пованке на это ппсополение т/хоЕНОсть обнаруживает себя как смысловая позиция, смыслотворчество, направленное на обнаружение антитезы должного и сущего.

Трудно разобраться в сегодняшней действительности без проникновения в знание многих слагаемых наличного бытия, без исследования соответствующих параметров внутреннего мира человека. Необходимо найти ответы на многие вопросы: как меняется человек, система его ориентиров в сложившей ситуации; как изменения в духовном настрое человека воздействует на динамику общественных процессов; насколько расходятся идеи властных структур по реформированию общества с идеями повседневной практической жизни человека; что может потерять общество, если духовные изменения личности не будут синхронны тенденциям его развития. Исследование духовности помогает это сделать.

Вместе с тем, многие проблемы духовности еще не выяснены. Каковы законы управления духовными процессами? Что есть духовность в своих онтологических основаниях? Существуют ли пределы в духовном постижении мира? Можно ли говорить о духовном характере бытия вообще? Эти и другие, производные от них, аспекты исследования крайне важны для осмысления реальной действительности. Мы рассматриваем нашу работу как попытку решения части этой общей задачи.

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты духовности исследуются со времен античности. Так, в работах Платона, Аристотеля представлена «этически ориентированная» духовность. Плотин, связывая дупгу с «единым и многим» выделил ее покладистость и неуступчивость, определил, что душа, желая встречи с единым один на один, бежит не от «всего», а от не-всего, но не ко всему, а к «тому», чье все. Позже религиозные основания и ценности духовности находят свое отражение в трудах Августина, Ф. Аквинского и др. Философия эпохи Просвещения оттеняет этическую сторону духовности. Рациональное понимание духовности имеет место в трудах Р. Декарта, Б. Спинозы, И. Канта, И. Фихте, Гегеля, которые затрагивают теоретические аспекты духовности. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и их исследователи к проблеме духовности подходят со стороны волевых, актов человека. 3. Фрейд, К. Юнг, В. Франкл и др. исследуют феномен духовности в контексте индивидуального и коллективного бессознательного, поднимают некоторые аспекты проблемы сублимации. В ряде работ качественное содержание и формы реализации духовности ориентированы значимыми для конкретного анализа аспектами. Гуманитарно-антропологическое направление представлено, например, У. Джеймсом, В. Дильтеем, М. Шелером, Э. Фроммом и др. Экзистенциальные конституанты духовности рассматриваются С. Къеркегором, Г. Марселем, А. Бергсоном, Э. Мунье, М. Хайдеггером, К. Ясперсом. Идеи Э. Гуссерля о конституирующей роли сознания способствует пониманию творческого потенциала человеческого духа. Положение о субстанциональности индивидуального человеческого бытия А. Камю, Ж.-П. Сартра оказало влияние на разработку феноменологии «внутренней жизни», индивидуального бытия духа.

С начала 80-х годов XX века усилился интерес к наследию русской религиозно-философской мысли XIX-XX веков. Глубокому анализу подвергается философская традиция с целью восстановления целостности и идентичности в исследовании проблем духовности. Своеобразие русской духовности, методологические принципы ее исследования раскрываются в трудах И. Ильина, Н. Лосского, В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Франка, В. Эрна, С. Трубецкого, В. Розанова, Л. Шестова, Г. Шпета, II. Федорова и других представителей русской религиозной философии. Восстановление

философской традиции в разработке проблем духовности оказывает плодотворное воздействие на поиск новых аспектов в раскрытии многогранного содержания духовности. Основным в этом поиске является более точное, «адекватное самому себе» определение смысловой нагрузки понятия «духовность». Именно такое определение, интегральное в своей основе, создает то «силовое поле» проблемной напряженности, которое неизбежно возникает вокруг данного понятия. Только в этом случае исследование духовности как уникального свойства человеческой организации может быть естественно вплетено в общий проблемный узел современной философии. Сказанное, конечно, не исключает своеобразия подходов к изучению социально обусловленной психики человека, ее энергетического потенциала, рассмотрение в качестве «составляющих» эмоционально-чувственных и интеллектуально-понятийных форм актуализации этого потенциала. Соответствующий подход предполагает и нахождение тех или иных методологий исследования. Выдвижение основной парадигмы, ее теоретическое обоснование позволяет постепенно обрисовать ту логическую цепочку в изучении проблем духовности, вокруг которой возможно выстроить и узловые точки в раскрытии своеобразия того или иного аспекта данного феномена. Своеобразие русской православной духовности русские религиозные мыслители видели, например, в ее особом (соборном) типе коллективизма, который не противостоял личностному началу, а выступал как первичное, неразложимое единство людей, из которого произрастает «я».

В современной отечественной философии диапазон исследования проблемы духовности довольно широк и разнообразен. Имеется ряд интересных и содержательных работ. Общетеоретические аспекты духовности рассматриваются в работах Л.П. Буевой, Ю.П. Вяземского, В.И. Ксенофонтова, И.В. Силуяновой, В.Г. Федотовой, Т.В. Холостовой и др. Вопросы происхождения и генезиса духовности анализируются П.М. Ершовым, Ю.П. Вяземским, П.В. Симоновым. В работах М.М. Бахтина, Г.Г. Дилигенского, М.К. Мамардашвили и ряде других духовность прослеживается в контексте индивидуальности и неповторимости человека. Духовность как противостояние человека бытию, как характеристика сознания, выходящего за свои границы и направленного к сфере трансцендентного, исследуются в работах

В.И. Красикова, СБ. Крымского, З.В. Фоминой. Значительную роль в постижении истоков духовности сыграла разработка проблемы бессознательного, позволившая обнаружить латентные пласты индивидуального внутреннего мира, постоянно развертывающегося «во вне» по своим специфическим законам (работы Н.С. Лвтономовой, Э.С. Вашптейна, А.Н. Волкова, В.П. Зинченко и др.). Ряд исследований посвящен внутреннему миру личности, который рассматривается как самостоятельная сфера бытия (работы И.В. Ватина, Л.П. Киященко, Б.М. Полосухина, В.И. Слободчикова) Особым образом подчеркиваем работы Королькова А.А., посвященные русской духовной философии.

С позиций неклассической науки феномен духовности анализируется, в частности, А.Л. Лекторским, В.А. Лефевром, Н.Н. Моисеевым, B.C. Степиным. Гуманитарная культурология, представленная в работах С.А. Аверинцева, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Н.Л. Мусхелишвили и др., демонстпиг^ст заслуживающий внимания ценностно-понимающий подход к исследованию феномена духовности в рамках духовной культуры.

Отмечая многоплановость и значительные достижения в изучении проблем духовности, вместе с тем нельзя не констатировать практическое отсутствие целостной методологической модели в исследовании духовности как феномена концептуального в своем логическом построении. Философский методологический анализ духовности, прежде всего, связан с изучением ее структурных исходных образований, с дальнейшей экспликацией содержательных аспектов данного понятия, с раскрытием качественной определенности и социальной направленности нравственно-психологического «пред-бытия» человека, его потенциала, находящего свое специфическое оформление в социокультурном поле личности.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является концептуальный методологический анализ сущности духовности, ее истоков и оснований. Данное исследование можно рассматривать как определенный этап в формировании целостной философской теории духовности. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:

проанализировать содержание понятия «духовность» в сопряжении с основными параметрами развертывания духовных процессов;

выделить онтологические и аксиологические основания духовности как индивидуапыю-личностного образования;

раскрыть истоки духовности в корреляции с диапазоном и характером конфликта между идеалом внутренним и внешним;

исследовать основные стороны интеракции сознательного и бессознательного в мире духовного, роль нравственно-психологических медитаций в процессах сублимации, нацеленной на определение доминанты в духовных поисках;

выявить природу и содержательные границы социокультурного поля как специфической формы бытия духовности;

обосновать тезис о том, что духовность как нечто процессуальное детерминирует поведенческие проекты и систему человеческих ценностей;

с высказать некоторые идеи о перспективах дальнейшего исследования проблем духовности.

Методологическую основу исследования составили принципы системного подхода, компаративного анализа, абстрагирования и обобщения. Особенный интерес для исследования представлял трансцендентный и индивидуализирующий методы исследования. Термин «гносеология» в данном исследовании используется нетрадиционно: по мнению диссертанта, исследование онтологии духовности требует новой трактовки гносеологии, предполагающей большую динамику диалога «абстрактного и «индивидуального». Общим мировоззренческим ориентиром является традиция гуманистической философии и науки.

Научная новизна диссертации. Поскольку философия духовности находится в процессе становления, то вопросы ее исходных принципов и соответствующих оснований должны быть поставлены во главу исследований. Научная новизна связана с самой постановкой и решением проблемы. В работе предпринимается одна из первых в отечественной философии попыток комплексного методологического анализа сущности духовности как индивидуально-личностного образования, её смыслового и функционального содержания, ее онтологических и аксиологических

оснований. Данный анализ можно рассматривать как необходимую предпосылку не столько в дальнейшем, чисто дедуктивном развертывании структуры теоретических положений, сколько в формировании целостной концептуальной модели философского исследования сложного, многогранного, во многом противоречивого феномена, каким является духовность. Научная новизна раскрывается в следующих положениях, выносимых на защиту:

осуществлен анализ духовности как относительно независимой от реальности внутренней сферы самоопределения человека. Относительная независимость предполагает неадаптивную активность, истоки которой заложены в,«вечном» конфликте между идеалом «во мне» и идеалом «вне меня»;

раскрыты базисные составляющие содержательной структуры духовности. Сущее в духовности выступает как «возможное», возможное - как «сущее». Интеракция данных компонентов определяет онтологическую насыщенность процесса духовного самоопределения, который в значительной степени является итогом выбора вероятностных моделей бытия;

впервые в поле исследования духовности введено понятие «параллельное сознание», в содержании которого фиксируется двойственный характер духовности: она является сущностной «реальностью» человеческой субъективности и, в то же время, не связана с системой жизненных потребностей человека; «параллельное сознание» отражает возможности вариантов исхода этой антиномичности;

выявлено, что духовная деятельность как определенный вид сосредоточенности на своих внутренних смыслотворческих каузальных связях постоянно реализуется в качественной определенности поведенческих проектов и серией общепринятых и девиантных ценностей;

разработана концепция социокультурного поля как меры актуализации духовного потенциала человека, релевантности притязаний и идеалов. В работе показано, что детерминантом формирования социокультурного поля является постижение мира (еущего и возможного) без первичной оценки в системе экзистенциальных архетипов и моральных субстанций;

определена онтологическая доминанта духовности или ее «норма». Она представляет собой имманентно данное стремление человека вернуться «к себе», к собственной неповторимости и самоценности;

представлены формы бытия духовности: интраиндивидная, интериндивидная и метаиндивидная. Это позволило определить структуру духовности в виде «онтологического круга», который замыкается на осознании человеком своей индивидуальности.

обосновано положение о первичной субстанциональной и функциональной самодостаточности духовности как исходной метаоппозиции внешнему миру.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его основные положения и выводы дают новую концептуальную основу для выработки общей философской теории духовности. В содержательной структуре философии духовности можно условно, в порядке предварительного суждения; выделить три блока проблем: мировоззренческий, теоретический и практический. Мировоззренческий блок акцентирует внимание на актуальности разработки проблем духовности. Современный мир встал перед проблемой утраты духовных идеалов и ценностей. Возникает насущная потребность в новом осмыслении самоценности человека через призму исследования его внутренних духовных сил, его творческого потенциала на индивидном и над-индивидном уровнях. Теоретический блок характеризуется закономерно возросшим вниманием к концептуальной разработке содержательных аспектов духовности в категориальном поле философии, ее методологических принципов исследования. Практический блок связан с реализацией основной идеи - дать теоретическое обоснование тем мероприятиям, которые способствовали бы духовному обновлению общества.

Основные положения диссертационной работы, ее идеи могут быть использованы в спецкурсах, в процессе преподавания философии, культурологии, психологии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на ряде конференций и конгрессах. В частности, на республиканской научно-практической конференции «Духовное обновление общества» (Волгоград, 1991); региональной

научной конференции «Русский вопрос и национально-государственное самоопределение России (Волгоград, 1997); Международном научном конгрессе «Искусство, образование, наука в преддверии III тысячелетия (Волгоград, 1999); II Международном научном конгрессе «Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия (Волгоград, 2000). Материалы диссертации нашли свое отражение в монографии, брошюрах, в научных статьях и докладах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы из 301 наименования. Объем диссертации - 290 стр.