Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основной вопрос философии как историко-философская и логико-гносеологическая проблема Лузгин, Валерий Васильевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лузгин, Валерий Васильевич. Основной вопрос философии как историко-философская и логико-гносеологическая проблема : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.01 / Урал. гос. ун-т.- Екатеринбург, 1992.- 42 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-1/588-3

Введение к работе

Диссертация посвящена дальнейшей разработке фундаменталь -ной философской проблемы - проблемы отношения духовного к материальному, именуемой в даалекгико-матеряалистической философии "основным вопросом философии". В настоящей работе будет использоваться именно это название проблемы. Оно представляется дне -сертангу достаточно удачным: с его помощью рассматриваемая проблема вполне определенно выделяется среди других философских проблем и в то же время оно, вообще говоря, не выражает специ -фики подхода к решению данной проблемы в философии какого-то одного направления, а может быть использовано в философских системах, принадлежащих разным течениям философской мысли.

Актуальность основного вопроса философии, именно потому, что он представляет собой фундаментальную философскую проблему, носит непреходящий характер. Философские классики разных эпох, явившиеся создателями всех известных к настоящему времени выдающихся философских систем, всегда проявляли повышенный интерес к исследованию проблемы отношения духовного к материальному. Это обстоятельство в данном случав и долкко быть учтено в первую очередь, поскольку выдающиеся философские системы как раз и "образуют основное содержание историко-философского процесса". Более того, можно говорить в о все возрастающей актуальности основного вопроса философии в связи с появляксимся в последние столетия устойчивым интересом к проблеме места вопроса об отноиекии духовного к материальному в системе философской проблематики, который постоянно усилива -ется и достигает особенно высокого уровня в советской философ -ской литературе последних десятилетий. Интерес к основному во -просу философии еще более усиливается в отечественной философии в последнее годы в связи с происходящим процессом критического переосмысления самых фундаментальных основ философского знания, которое в свою очередь стимулируется резкям изменением общест -вечно-политической ситуации в стране и за рубеяом и сменой шо-гих мировоззренческих ориентиров и идеологических установок.

Степень разработанности проблемы в настоящее время не со -ответствует степени её актуальности. Вавод о том, является ли

I. Ойзесмая Т. И. Исторические судьбы плюрализма фкло-соФсіспх учений // Вопросы Философии. 1991. $ і2. СЛО.

вопрос об отношении духовного к материальному основным вопросом философии или нет, зависит, как известно, от того, что понимается под философией. Совершенно очевидно, что можно дать такое определение философии, при котором данный вопрос действительно будет основным вопросом, но моягао дать и такое определение философии, при котором он основным вопросом философии не будет. Определение самой философии, однако, не является произ -вольным и мокет быть дано только в результате выяснения её места в системе научно-теоретического знания и всей духовной кизки общества, то есть только в результате логико-гносеологического и исторического анализа существа духовной сферы общественной жизни я её структуры. Заметим такяе, что решение проблемы месгг вопроса об отношении духовного к материальному в системе фило -софской проблематики определенным образом зависит и от решения самого этого вопроса, поскольку от глубины проникновения в сутз отношения духовного к материальному в значительной мере завист понимание природа философского знания. Именно поэтому проблема места вопроса об отношении духовного к материальному в филосо фии и проблема понимания содержания и структуры этого вопроса по сути дела представляет собой одну, единую проблему, обобщен' но именуемую проблемой понимания основного вопроса философии.

По той причине, что отношение к основному вопросу филосо фии и определенное представление о нем формируются в процессе построения определенной философской системы, наибольший вклід : разработку основного вопроса философии внесли те исследователи которые вели крупномаештабнне философские исследования и ироде лывали значительную работу по систематизации имеющегося философского знания. Из современных отечественных философов к ним относятся М.М.Розенталь, П.В.Копнин, Б.М.Кедров, Э.В.Ильенков В.А.Лекторский, П.В.Алексеев, И.С.Нарский, Т.И.Ойзерман.В.В.Со колов, Л.В.Потемкин, К.Н.Іюбутии, М.Н.^ткевот, А.Г.Спиркин, В.В.Орлов и другие известные авторы. Из зарубежных философов наибольший вклад в разработку основного вопроса философии внес Тодор Павлов.

Советские филосск$н, решавиие крупные философские проблемі обычно очень четко формулировали свои выводы относительно ПОНІ мания основного вопроса философии, которые внтекаля из соотве?

- 5 -твувдих решеніЛ названных проблем. Но они, как правило, не енчали свои теоретические изыскания специальными исследования-и основного вопроса философім. И в атом мы усматриваем свиде -вльства концептуальной незавершенности создаваемых тли теоре -ических построений. Нам представляется, что уже один этот факт оворит о том, что диалектико-материалистическая философия и по ей день остается концептуально незавершенной системой философ-кого знания. Известные же случаи, когда некоторые из ведущих эветских философов посвящали специальные работы основному волосу философии, не меняет ситуации в целом, поскольку свои раз-эботки в области теории основного вопроса философии они не до-одили до построения целостной концепции основного вопроса фи -эсофии.

О том, что в целом для советской философии развернутые и посторонние исследования основного вопроса философии не были арактерны, говорят следующие данные. За весь советский период

нашей стране не было защищено непосредственно по основному опросу философии ни одной докторской диссертации и почти не ало монографических исследований. Из монографической литерату-і на эту тему диссертанту известны лишь работы академика .И.Ойзврмана1 и С.Джумагулова . Отдавая должное этим работам ,

то же время нельзя не отметить, что они посвящены разным ас -эктам становящейся теории основного вопроса философии и не ретендуют на всестороннее его исследование. За последние тривать пять лет по тематике основного вопроса философии было за -щено несколько кандидатских диссертаций, а также периодически эявлялись публикации в виде статей и тезисов. Среди всех этих збот выделяются: кандидатская диссертация Л.А.Ляховецкого , эвместная статья Л.А.Ляховецкого и В.С.Тюхтяна в "йилософской щиклопедии , статьи И.С.Нарского и В.В.Соколова . Обращает

. Ойзерман Т.И.Главные философские направления.!.!. ,1984.

.Днумагулов С. Гносеологический анализ основного вопроса философии. Фрунзе, 1388.

, О,).: Ляхов едкий Л.А. Об основном вопросе философии: Автореф.дисс. ...канд.философ.наук. М., 1966.

. Ол.: Л я х о в е пк и й Л.Д., Т ю х т и н B.C. Основной вопрос филосойии//^илосоФская энциклопедия,И., 1967. C.I7I-I72.

. См.: Иарский И.С. К анализу строения основного вопроса йялософли // Философские науки. 1983. И 6. С.52-62.

. См.: С о к о л о в В.В. Основной вопрос философии в его историко-философской конкретности и развитии // <5шгасо(6ские науки. 1990. S 8. C.V-S4.

-6-.

на себя внимание специальный сборник статей, посвященных основному вопросу философии. Выделяя эти и некоторые другие наябо -лее значише работы, все кв приходятся констатировать, что в большинстве кандидатских диссертаций, статей и тезисов речь идет о частных моментах понимания основного вопроса философии и потому не они играют определяющую роль в развитии современных представлений об основном вопросе философии. Более того, следует отметить, что выход многих статей и тезисов сопровождался усилением разброса во взглядах на основной вопрос философии за счет появления новых недостаточно обоснованных точек зрения. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что степень разработанности основного вопроса философии в отечественной философской литературе (в которой, как это хорошо известно, основному вопросу философии уделяется несравненно больше вниманш чем в зарубежной литературе) остается тем не менее недостаточ -ной. Все известные исследования основного вопроса философии і сейчас характеризуются концептуальной разобщенностью и концептуальной незавершенностью, проявляющихся, в частности, в р а эорванности логико-гносеологических и историко-философских исследований основного вопроса философии.

Цель диссертационной работы состоит в построении единой, целостной концепции основного вопроса философии.

Научная новизна предполагемого результата предопределяете) тем, что еще никто из философов не представлял своё понимание основного вопроса философии в концептуально оформленном виде.

Теоретическая и методологическая база диссертационного исследования достаточно широкая, поскольку оно опирается на основополагающие идеи, разрабатывавшиеся на протяжении всей исторг философии и получивиие наиболее четкое выражение в произведениях философских классиков разных эпох. Прежде чем исходит*, из этой общей теоретической платформы, диссертант её, ощшко, су щественно ограничивает путем критического переосмысления многи: известных достижений мировой философской мысли и выбора в качестве основы только тех из них, которые, как представляется диссертанту, оказываются в русле магистрального пути развития

I. См. : Основной вопрос ctoicсойти и диалектика теоретического познания. Иркутск, 1?80.

философского знания. При этом диссертант стремится в полной мере использовать слогившеся благоприятные возможности и для критического переосмысления теоретического наследия классиков марксизма с тем, чтобы дать объективную оценку тем из выдвину -тых ими положений, которые нельзя не учитывать в настоящем ис -следовании. Если же иметь в виду советскую философию, то здесь диссертант опирается прекде всего на работа М.М.Розенталя, П.В.Копнина, Б.М.Кедрова и Э.В.Ильенкова. В процессе творческой переработки результатов деятельности этих наиболее видных представителей отечественной философии советского периода учитывается и критика, высказывавшаяся в их адрес и в адрес всего пред -ставляомого ими направления. (Учитывается, в частности, полемика С.Т.Мелюхина против П.В.Копнина, Д.И.Дубровского против Э.В.Ильенкова, В.В.Орлова против Б.М.Кедрова). Переосмысливая достижения отечественной философии последних десятилетий диссертант перёрепшвает заново многие, философские проблемы, отно -сящиеся к числу фундаментальных, предлагая реіаечия существенно отличающиеся от традиционных. В диссертации предметом специального анализа становятся претде всего проблеьш природы, предмета и структуры философского знания, причем анатаз последней проблемы детализирован и включает в себя исследование проблемы соот -ношения диалектики,1логики и теории познания, проблема соотно -шения собственно философского и социально-философского знания , проблемы 'классификации философских няук. Предаегом специального исследования в диссертации являются и такие фундаментальные проблемы как проблема материл и проблема сознания, а также связанные с ниш некоторые более частные проблемы (проблема пространства и времени, проблема бессознательного я др.). Специаль -ictrj анализу подвергается и наиболее значимые проблещи учения іб истине, а такте наиболее обще проблемы, касающиеся пониг.іа -пи методологии и мировоззрения.

Таким образом, единая, целостная концепция основного воп -юса философии разрабатывается в диссертации не непосредственно га основе обобщения складывающихся к настоящему временя пред-ітавлений об основном вопросе философии (такое решение постав -епчой в диссертации задачи было бы поверхностный), а на основе вторского решения широкого круга тесно взаимосвязанных друг с

- в -

другом наиболее сложных и значимых философских проблем. Там, где аго необходимо, го есть там, где одних только философских аргументов оказывается недостаточно, привлекаются конкретно-научные данные из области космологии, физики, антропологии, археологии, социологии, этнографии и других естественных и общественных наук.

Главная особенность настоящего исследования состоит в совмещении логико-гносеологического и историко-философского направ лений исоледования основного вояроса философии. За счет этого е первую очередь и предполагается осуществить выход на новые ру.-беяи в решении проблемы, выбранной в качестве предмета диссер -тационного исследования.

В настоящем исследовании.специально не анализировались материалы, относящиеся к истории восточной философии и к современной западной философии, что, безусловно, обедняет содержали* диссертационной работы, но не должно повлиять на её окончательные результаты.

Диссертация имеет прежде всего теоретическое значение. И

ЭТО ВПОЛНе ОбЪЯСНИЛО, ПОСКОЛЬКУ ОСНОВНОЙ ВОПРОС фИЛОСОфИИ - ЭТ1

теоретически поставленный вопрос об отношении духовного к материальному. В диссертации, однако, показывается, каким образом использование общего ответа на данный вопрос в качестве методологического ориентира при решении прикладных фи лософских проблем, а такне при решении конкретно-научных вопро соз, мокет приводить к практически значимым результатам. Мгте риалы диссертации могут иметь выход в практику и через учес яук литературу, поскольку могут способствовать совершенствованию тех разделов учебников, в которых речь идет об основном вопрос философии, о природе, предаете и структуре философского знания о категориях материи п сознания, о методологии и мировоззрент и др. Говоря об этом, можно отметить, что некоторые.из опубли кованных диссертантом монографій уже используются в качестве учебных пособяй в ряде вузов страны, включая МГУ.

Аппробапия диссертации осуществлялась на научно-теоретических конференциях разных уровней, где автор, выступал с доти

І. Предлагаемые реаения перечисленных выше проблем публиковались по мере их получения на протяжении достаточно длчтель ного периода работы над диссертацией с I3G8 по 1992 г.г.

- 9 -нами и 'сообщениями, в которых излагались основные положения щюсертации. И в том числе т рабочем совещании по теме "Лешга-:кое определение материи: проблема интерпретации" (Москва,1986), га всесоюзной' конференции "Концепция единого, закономерного мирового процесса и современность" (Перль, 1987), на совместном заседаши постоянно действовавшего симпозиума по диалектической тогике при Институте философии АН СССР и секции диалектического латериализма при Президиуме ФО СССР (Москва, 1988), на всесоюз-гой конференции "Стратегия ускорения и философская наука" (Пермь, 1988), на всесоюзной научно-теоретической конференции 'Проблемы построения диалектической теории, обоснование и доказательство" (Москва, 1989), па всесоюзной конференции "Труд и зоциальннй прогресс" (Пермь, 1989), на всесоюзной конференции 'Философия и современный социализм" (Пермь, 1990), на междуна -юдном теоретическом семинаре "Проблема времени в космологии: ютория и современность" (Ленинград, 1990). Кроме того, диссертант выступал с докладами и сообщениями на восьми республикан -лак (Татарская АССР) научных конференциях (Казань, 1981, 1986, '.987, І9Є9, 1990, 1991г.г.), на городском теоретическом семина-)е (Казань, 1985 г.).

Структура диссертации подчинена логике исследования и іредопределяется превде всего самим фактом совмещения в работе

ІСТОрИКО-фиЛОСОфСКОГО И ЛОГИКО-ГНОСЄОЛОГИЧЄСКОГО аСПеКТОВ 1IC-

іледорания проблемы. Диссертация состоит из введения, шести \лав и заключения.