Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Практическое сознание : теоретико-методологический аспект определения Володин, Владимир Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Володин, Владимир Николаевич. Практическое сознание : теоретико-методологический аспект определения : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Свердловск, 1990.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность тєун исследования. Революционные преобразования, совершающиеся зо всех сфзрах. нашей жизни, затрагивают самую суть индивидуального существования, іііирокое зовлечениэ каждого индивида в сознательную к револвционну» общественную практику создает объективные условия даш формирования и развития индивидуальности на социально-исторической основе, даш превращения человеческого фактора в действительную общественнуп силу. Проблема сознательного выбора своего места в происходящем, само право выбора, "способность принимать решения со знанием дела" - стали социально и личностно значимыми. Вариативность индивидуального поведения потребовата четкого мировоззренческого критерия к повышения уровня; теоретической аргументации, соответственно четкого разграничения того, что принадлежит объективной, а что-субъективной реальности. Осмысление перехода между реальностями, имеющими различный гносеологический и онтологический статус, предда всего от идеального к реальному, перехода, получающего в современном историческом контексте форму всеобщности, делает тему практического сознания предметом заинтересованного внимания. Социально-политический контекст, не определяя философскую проблематику непосредственно, тем не менее не может не быть критерием ее социально-значимых оценок. В этой связи обращение к философскому анализу вопроса о практическом сознании можно рассматривать актуальна!,! и одновременно проблемным.

Острая социальная потребность в обществоведческих исследованиях, возникшая в условиях яерестройюг", особо высветила два момента, характерных для данной революционной ситуация: практическую направленность теоретических выводов и рефлексию относительно идейных и мировоззренческих истоков социалистического бытия. Существует определенный разрыв мегду социально-практическими и культурными задачами, получащкми рс:';:.:,:е в политических требованиях партии, запросами общественной практики ж степенью реаенности философской наукой "оОщих вопросов" об активної роли сознания, духовнос- ти в социалистическом переустройстве общества. В условиях, когда материализм на практике совпадает с гуманизмом, вопрос о лракти-

" См: Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского союза. М., IS88. С.25Г

ческом сознании как специфической форме человеческого разума не может не вызвать интереса. Говоря словами К.Маркса, налицо ситуация, когда "недостаточно, чтобы мысль стремилась к воплощению в действительность, сама действительность должна стремиться к кыс-ли" L .

Состояние и степень -разработанности теш. Понимание и объяснение природа практического сознания как формы разума, соотносимой с формой теоретического сознания, мы находим еще у Аристотеля ("практический ум", "стремящийся ум"), зо всей европейской философской мысли, особенно - в немецкой философской классике от И.Канта до Л.Фейербаха. А также расаолагаем его осмыслением в свете того значения "практического материализма", которое было введено, обосновано и развито основоположниками марксизма-ленинизма. Однако в большом, массиве работ о сознании в советской философской науке исследования, специально посвященные данной теме, очень немногочисленны, - тем большей ценностью они обладании Выделим среди них работы Бахтина М.М., Мегрелидзе К.Н., Теплова Б.М., Мамардашвили U.K., Баталова А.А.., Бнсхрицкого Е.К., а также классиков советской психологии Выготского I.C., Рубинштейна С.Л., Мясищева В.Н., Дентьева А.Н Узнадзе Д.И. и др.

Характеризуя состояние и степень разработанности теш,необходимо выделить такке направления теоретических исследований, оказывающие непосредственное влияние на понимание практического сознания, на формирование исследовательских установок и объяснительных моделей. К ним относятся:'проблема идеального и идеальной детерминация, прежде всего в аспекте превращения идеального в реальное; исследование природа практически-духовных способов освоения мира и самого способа в сравнении с теоретическим и практическим, исследование как в эпистемологическом, так ж в историческом рекурсах; ^ историко-философские исследования по персоналиям и с точки зрения анализа исторических форм рациональности в европейской философии; проблематика индивидуального сознания в социально-фшшеофской теории, социальной, общей, детской и прикладной психологии, особенно важная под тлом зрения определения родовых характеристик человеческого разума; анализ проективного содержания культуры и самой:

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.І. С.423.

проектной культури как "сфери практического разума"; теория и практигл принятия управленческих рэяений, для которых различие мевду дивергентным к конвергентным типами мышления обязательно ; проблема суоъективной реальности в философском, психологическом и патопсихологическом измерениях; работы по философии языка и лингвистической прагматике, теория речевых актов и др. {5 той или иной форме влияние этих идей и понятий оказалось в предлагаемом иссле-. довзнии.

Вместе с тем уместны общие критические замечания по теме, значимые для постановки цели и задач исследования, сужающие поле обсуждения практического сознания от темы до проблемы. Среди них: исследование теоретического сознания по-прежнему доминирует в литературе, как следствиег-разработка методологических и теоретических объяснительных схем, "обслуживанцих" именно згу форму сознания; подчас некритический перенос этих моделей объяснения на сфзру практического сознания; отсутствие общепринятого определения понятия практического сознания, тенденций к накоплению знаний по теме, системности и традиции, отсутствие монографий и обобщающих работ; отсутсгвие оценок влияния историко-философских традиций на постановку и способы решения проблема практического сознания в современном ко.і-тексте; преобладание поаспектного подхода и известная психологизация и гносеологизадия вопроса и др. А главное - отсутствует анализ практического сознания как философской проблемы.

В связи с этим выявление исторического содержания и смысла понятия "практическое сознание" (что составляет прерогативу философского анализа) целесообразно и значимо как для философской теории, так и для конкретних'научных исследований. На данном этапе изучения проблема практического сознания видится как проблема его философского определения.

Цель, и задачи исследования. Проблемності и иногоаспектность в осмыслении природы практического- сознания выдвигают в качестве приоритетного вопрос о подходах, і„-: глгоозоззрекческом к историческом содержании в понимании практического сознания. Понимание з. определение все же предшествуют объяснению. Поэтому цель исследования состоит в том, чтобы выявить-, категориальное содержание понятия практического сознания и раскрыть, его своеобразие именно как философской абстракции.

Достижение этой цели опосредовано решением в первую очередь

следующих задач, которые в совокупности образуют состав философского определения практического сознания:

раскрыть историческую перспективу в понимании природа практического сознания, опираясь при этом на логику "отрицания-отрицания" з развитии европейской Философской мысли, доведанную до современного материализма - "практического материализма";

показать принципиальную ограниченность обобщенного представления о 1 жтичесхом сознании, построенного на выделении сходного в различных способах практически духовного освоения мира, к, следовательно, необходимость доведения анализа до уровня сущности, т.е. социально-исторической практики, соответственно с привлечением ряда субъектно -объектных категорий;

обосновать историческую и логическую взаимозависимость понятия практического сознания с "ближайшими" понятиями и тем самым раскрыть понимание его определения в философском смысле (превращения идеального в реальное, дихотомия теоретического и практического сознания, уровень решения, плана, проекта, программы, выбора и др.);

показать невозможность непосредственного (по содержании и по форме) перехода от теоретического сознания к предаетно-практичес-кой деятельности и, как следствие, необходимость введения опосредствующего звена - практическое сознание'! тем самым в какой-то мере снять кавычки в выражениях "идеальные силы", "идеальные при-чкны";

наметить мировоззренческую и гуманистическую линию в понимании практического сознания, связанную с историческим отношением меяду развитием рода и отдельного индивида, исходя из понимания богатства индивидуальности как способа существования всеобщего, как "самого субъективного и конкретного".

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретические положения основоположников социальной философии - К.Марк-са, Ф.Энгельса, В.й.Ленина.- имеют первостепенное значение. Определение практического сознания как социального феномена и как предмета философского анализа требует рассмотрения его в единстве гносеологического и онтологического аспектов, во взаимосвязи социального и индивидуального, во взаимообусловленности объективного, и субъективного моментов, в единстве теоретического и практического цахурсоЕ, с точки зрения монизма как принципа объяснения, а

так.~е го взаимосвязи логического и исторического способов рассмот-реїшя. Принципы конкретного историзма и партийности требуют дифференцировать в определении практического сознания родовое (общефилософское) и конкретно-историческое содержание, а такхе учитывать весь спектр всеобщих форм, познающего мышления. Анализ практического сознания детерминируется логикой построения "соотносительных определений" (К.Маркс).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Содержание работы изложено на 15О страницах,'Список литературы насчитывает 2^_6_ наименовании.