Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принцип диалектико-материалистического монизма и научное познание Героименко, Лариса Михайловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Героименко, Лариса Михайловна. Принцип диалектико-материалистического монизма и научное познание : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Белорус. ун-т.- Минск, 1990.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-12/574-3

Введение к работе

Актуальность теш исследования. Современная эпоха характеризуется возрастанием многообразия явлений материальной 0 духовной жизни общества, открытием множества новых объектов действительности, интенсивной дифференциацией науки и научного знания. Одновременно выявляются все новые аспекты целостности человеческой цивилизации, всех сфер ее жизнедеятельности, единства различных объектов и областей мира, интеграционные процессы пронизывают все здание науки.

Адекватное понимание диалектики единства и многообразия процессов и явлений современного мира возможно только на основе соответствующих мировоззренческих и методологических установок, которые представляют собой совокупность принципов, законов и категорий, базирующуюся, в свою очередь, на фундаментальном положении материалистической диалектики - принципе монизма. Поэтому проблема монизма, имеющая давнюю традицию изучения в мировой философии, по-прежнэму находится в центре внимания как философов, так и методологов науки.

Научное познание составляет важнейшую область приложения и развития монистических идей. Постоянное возрастание многообразия научных дисциплин (дифференциация прежних и возникновение качественно новых), вызывает потребность в особых творческих усилиях самих ученых и методологов науки по поиску оснований, форм и способов достижения единства областей науки различной степени общности Л( от научных дисциплин до фундаментальных наук и науки в целом). Без сознательной реализации данной монистической тенденции современная наука постепенно превращалась бы в многообразие "автономних" дисциплин, не имеющих друг с .другом ничего общего, что делало бы ее неадекватным отражением многообразного, но единого, мира и существенно ограничивало бы ее практические возможности. Глубокое осмысление взаимосвязи единства и многообразия, монистических и плюралистических тенденций в научном познании невозможно без обращения к богатейшему идейному содержанию, выработанному философской мыслью на протяжении многих веков. В то же время, обогащение классических философских проблем и подходов новіша современными аспектами также немыслимо без их приложения к анализу актуальных вопросов единства и многообразия предметных

областей, методологических средств и результатов научного познания.

Необходимость постоянного развития и обогащения содержания принципа монизма новыми аспектами и гранями определяется не только потребностью осмысления неизвестных ранее процессов и явлений действительности и научно-познавательной деятельности. Различные формы плюрализма, развиваемые в русле западштх философских течений, постоянно претендуют на замену "устаревшей" идеи монизма, используя для этого новейшие открытия и реальные трудности научного познания. Поэтому разработка принципа монизма должна ориентироваться не только на гнализ явлений действительности, но и на конструктивный диалог с плюралистической философской методологией, что также определяет актуальность исследований по тематике монизма. Особую значимость эти исследования приобретают и в качестве философско-методологиче-ских оснований для осмысления содержания понятия "социалистический плюрализм", которое в настоящее время широко используется для характеристики происходящих в нашей стране процессов демократизации и гласности.

Степень разработанности проблемы. В советской литературе по философии и методологии науки при исследовании принципа монизма получены весомые результаты. В первой монографик по данной проблеме Л.К.Науменко анализируется значение монизма как принципа диалектической логики, как начала всякого теоретического познания. Проблемы монизма рассматриваются в монографии, В.Л.Акулова, работах Н.Т.Абрамовой, Я.Ф.Аскина, В.В.Варюхина, Р.С.Карпинской и др.

Существенный вклад в разработку идей монизма вносят исследования проблем материального единства мира (В.С.Готт, Т.П.Грибанов, В.Н.Демин, С.Т.Мелюхин, Н.А.Краснонос, Т.И.Ойзер-

Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики.-Алма-Ата, 1968; Акулов В.Л. Материалистический монизм: сущность и методологическое значение. -Мн., 1988; Абрамова Н.Т. Принцип монизма // Единство научного знания. - М., 1988; Принцип единства / Под ред. Я.Ф.Аскина. - Саратов, 1980; Варю-хин В.В. Принцип монизма в исследовании общественных явлений// Научное знание: уровни, методы, формы. - Саратов, 1986; Карпинская Р.С. Принцип монизма в процессах интеграции биологического знания // Проблемы диалектики. -Л., 1984. - Вып. 12 и др.

ман и др.), категории "единство" (Ф.Н.Блюхер, Ю.Р.Вишневский, Л.А.Соломонова, В.З.Цехмистро и др.), работы, посвященные критике плюрализма (В.И.Ильин, А.В.Кезин, А.В.Момдаян и др.).

Различные вопросы, связанные с принципом монизма, анализируются в исследованиях по проблемам субстанции, единства диалектики, логики и теории познания (В.Л.Акулов", П.В.Кошган, Б.М.Кедров, Э.В.Ильенков, Д.И.Широканов и др.). Огромная литература посвящена философским принципам и методологическим средствам научного познания, в которых принцип монизма находит свою конкретизацию и развитие (работы Акчурина И.А., Баженова Л.Б., Бескова В.Ф., Водопьянова П.А., Гуцу В.Г., Дышлового П.С, Елсукова А.Н., Жарова СИ., Ібанковой И.И., Жукова Н.И., Завьяловой М.П., Зеленкова А.И., Крушанова А.И., Кузнецовой Л.Ф., Лекторского В.А., Маркова М.А., Новика И.Б., Овчинникова Н.Ф., Петушковой Е.В., Сачкова Ю.В., Слемнева М.А., Снесар В.И., Степина B.C., Черноволенко В.Ф.).

Наряду с существенными результатами, полученными в ходе исследования принципа монизма, имеются проблемы, еще требующие своей разработки. В отечественной литературе недостаточно четко определены грани, отделяющие диалектико-материалистическое понимание принципа монизма от его трактовки в различных системах метафизической философии. Не раскрывается многоаспектность и богатство содержания принципа монизма, который чаще всего отождествляется с принципом материального единства мира. Не исследованы механизмы эффективного мировоззренческого и методологического функционирования данного принципа в научном познании и, прежде всего, система его конкретизации, через посредство которой он реализует свой эвристический потенциал. Понятие плюрализма используется, большей частью, как негативная характеристика западных концепций, не проводится четкого различения философского и частно-научных форм плюрализма, не раскрывается диалектика монистических и "плюралистических" начал (единства и многообразия) как в разнообразных методологических и частно-научных концепциях, так и в самом содержании философского принципа монизма. На рассмотрении данного круга нерешенных вопросов и будет сосредоточено внимание в диссертационной работе.

Цель и задачи исследования. Автор ставит своей целью рассмотрение сущности и основных аспектов принципа диалектико-материэластического монизма, системы его конкретизации,посред-

ством которой данный принцип раскрывает свое содержание и реализует свои мировоззренческо-методологические функции в процессе научного познания.

Эта цель определила следующие главные задачи диссертационной работы:

раскрыть сущность и содержание принципа диалектико-мате-риалистического монизма путем анализа его специфики в ряду исторических форм монистических и плюралистических концепций, а также в системе принципов и категорий материалистической диалектики;

выявить и проанализировать основные аспекты принципа диа-лектико-материалистического монизма и те положения материалистической диалектики, в которых они конкретизируются и наиболее полно раскрывают свое содержание;

рассмотреть систему конкретизации принципа монизма в научном познании и исследовать их методологические функции во взаимосвязи с шровоззренчесіош содержанием принципа.

Теоретико-методологическая основа диссертации. Методологической и теоретической основой диссертации является идейное наследие классиков марксизма-ленинизма. Особое значение имеют положения критики Ф.Энгельсом концепции Е.Дюринга (о материальном единстве мира; об объективной основе единства элементов мышления и др.), полемики В.И.Ленина с махистами (по, вопросам теории отражения, принципа "экономии мышления" и др.), идея К.Маркса о единой науке будущего. При решении поставленных задач автор также использовал результаты исследований советских и зарубежных философов и естествоиспытателей, произведения классиков мировой философии.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем осуществлен философско-методологический анализ принципа диалектико-материалистического монизма как высшей, наиболее последовательной и многоаспектной формы монистического миропонимания, через систему своих конкретизации реализующей в современном научном познании важнейшие мировоззренческие и методологические функции.

Более конкретно это проявляется в следующем:

- показана необходимость употребления понятия "диалекти-
ко-материалистический монизм" как наиболее адекватно отражаю
щего сущность марксистского монизма и позволяющего отмежевать
его от метафизических форм материалистического монизма;

обоснована и последовательно развита на всем материале работы идея трехаспектности принципа монизма;

проведен анализ принципа единства научного знания как конкретизации логического аспекта принципа монизма;

исследованы механизмы методологического функционирования принципа монизма в научном познании через систему его конкретизации.

Основний положения, выносимые на защиту. Решение задач, поставленных в диссертации, приводит к следующим выводам, выносимым на защиту:

  1. Марксистско-ленинская концепция монизма связана с пониманием мира как противоречивого развивающегося единства многообразного, в основе которого лежит одна (материальная) субстанция. Такое содержание наиболее адекватно выражается понятием "диалектико-материалистический монизм", которое позволяет, в отличие от широко употребляемого в отечественной литературе термина "материалистический монизм", отграничить монистическую концепцию марксизма от вульгарно-материалистических и метафизико-материалистических подходов.

  2. Принцип диалектико-материалистического монизма имеет следующие основные аспекты: онтологический (единство мира "самого по себе"), гносеологический (единство субъекта и объекта, содержания сознания и внешнего мира) и логический (единство результатов процесса познания действительности). Их содержание раскрывается и конкретизируется в ряде самостоятельных принципов: материального единства мира (онтологический аспект), отражения (гносеологический аспект) и единства знания (логический аспект).

  3. Анализ методологических ориентации современной науки позволяет сделать вывод о необходимости выделения принципа единства знания в качестве относительно самостоятельного регу-лятива познания. Научное объяснение объективной детерминированности и эвристической значимости в познании принципа единства научного знания возможно только на основе целостного, многоаспектного понимания принципа диалектико-материалистиче-ского монизма. Оно раскрывает несостоятельность философско-ми-ровоззренческих позиций тех ученых-бстествоиспытателей, которые достаточно успешно используют эвристические возможности принципа единства знания в своей конкретно-научной области,

но решают вопрос об источнике единства на основе какого-либо

иного варианта монизма (идеалистического, механистического и др.), либо вообще игнорируют его мировоззренческое содержание и объявляют его "псевдопроблемой".

4. В научном познании принцип диалектико-материалисгиче-ского монизма конкретизируется в принципе единства научного знания (а также в принципах единства его отдельных областей: физического, биологического и др. знания), единстве научной картины мира, монистических аспектах стиля мышления (идеале единой науки и др.), субстанциональном подходе, методологических принципах (редукции, экстраполяции, аналогии, простоты, соответствия и др.). Это обеспечивает его проникновение и эффективное использование на всех уровнях и этапах научного познания.

Научно-практическая значимость результатов, полученных в диссертации, определяется тем, что они позволяют полнее раскрыть сущность и содержание принципа диалектико-материалисти-ческого монизма; выявить механизмы его методологического функционирования в научном познании; создать философско-методоло-гические предпосылки для более глубокого исследования содержания понятий, отражающих диалектику единства и многообразия различных областей действительности ("социалистический плюрализм", "физический монизм" и т.д.).

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе преподавания философии при изучении тем "Философия, круг ее проблем и роль в обществе", "Философское понимание мира: бытие^, материя как исходные категории", "Природа как предмет философского осмысления", "Познание, научное познание" и др.

Апробация основных положений диссертации. Результаты диссертационного исследования докладывались на итоговой научно-теоретической конференции участников философских (методологических) семинаров АН БССР "Методологические проблемы взаимодействия наук в условиях НТР" (Минск, 1982), на научных чтениях "Ленинское философское наследие и современность" (Минск, 1985), на Всесоюзной научно-практической конференции "Диалектика. Перестройка. Человек." (Минск, 1989), на первой Всесоюзной школе-семинаре "Социализм. Тоталитаризм. Гуманизм."(Свердловск, 1990), на X Всесоюзной конференции по логике, методологии и философии науки (Минск, 1990).

Основное содержание диссертации изложено в пяти опублико-

ванных работах.

Структура .диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.