Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принцип материального единства мира и проблема формирования экологического стиля мышления Мирзокулов, Иззатулло Махкамович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мирзокулов, Иззатулло Махкамович. Принцип материального единства мира и проблема формирования экологического стиля мышления : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Ташкент, 1991.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы .исследования обусловлена тем, что отношения, сложившиеся к настоящему времени мезду обществом и пргтродоіі, достигли такого критического состояния, которое требует немедленных решений и практических действий. Нарастающее вмешательство человека в природные процессы грозит глобальной экологической катастрофой, поскольку человек стал геологической планетной силой в таком масштабе, которого в истории на -шей планеты ещё ке было. Яркими примерами являются следствия освоения Арала, Волги, Байкала и т.д.

Ещё в недалёком прошлом отнощзнио человека к природе рассматривалось только в смысле покорения её. Проблема сохра -нешія её, поддержания гармонии и единства общества с приро -дой, хотя и не отрицалась, но я не обсуддалась.

Сегодня эго единство оказалось под угрозой. Кризисная экологическая ситуация требует формирования новых ценностных установок в отношении к природе, нового подхода к пониманию её значимости для жизни.общества, новых мировоззренческих ориентиров, позволяющих видеть диалектическуо взаимообуслов -ленность природы и общества, их нерасторжимое единство.

Сегодня проблема взаимной связи общества с природой стала центральной в миропонимании, так как речь идёт в конеч -ком счёте о выживаемости человечества. Дальнейшее безоглядное бездействие на природу приведёт к необратимым последствия!,! в первую очередь для общества.

Такая ситуация породила самый глубокий и широкий инте -рєс научной общественности, социальных движений и политичес -кпх сфер к экологической проблематике. Международные конгрес -сы, национальные и региональные программы, Римский клуб, дис -хуссин сторонников "оптимизма" и "пессимизма" выявляют ши -рокиіі спектр концепций. В такой ситуации выработка чётких ме -тодологических ориентиров становится не только теоретически актуальної., но и практически необходимой.

Необходима разработка чёткой концепции спасения приро -

да и человека, в основу которой были бы положены наиболее эф -фективные принципы и методы. По всей вероятности, эта концпе -ция должна быть общенаучной, , интегрирующей . все эффективные методы фундаментальных наук. Ядром не этой концепции должны быть универсальные принципы и первым из них - принцип мате -риального единства мира, который имманентно детерминирует он -тологкческую целостность природа и общества, являющихся его частью. Это не удивительно, ибо особенностьсовременного со -стояния экологической проблематики заключается в том, что её невозможно решить традиционными методами только в рамках ее -тествознанкя. Это актуализирует выявление путей янтегрирова -ния естественных и гуманитарных наук, предполагает выработку синтетических комплексных подходов, в ходе осуществления ко -торых-явно выявляется экологизация современного научного зка -ния, без которой оказывается-невозможным прогнозирование со -шального прогресса. Экологизация входит в современный науч -шй процесс не только тематикой, проблемами, сферами исследо -вания, но и тем интегрирующим началом, которое ставит в центр познания задачу выживаемости человека. Происходит форьшроваїшв нового стиля мышления - экологического, вырастающего на оазе изменяющейся и преобразующейся экологической деятельности лю -дей - ' природопрзобразующей, познавательной, охраны и т.п.

Именно эта деятельность и кладёт в основу экологического стиля мышления принцип материального единства мира. Необ -ходимость изучения механизма эстраполяции общефилософского принципа в принцип целенаправленного экологического мышления,. придающего ему общемировоззренческую ценность, и определили выбор темы исследования.

Степень разработанности темы. Рассмотрение принципа материального единства мира имеет б философии глубокую града -цию, берущую начало у Гераклита и Демокрита, и даже ещё ра -нее в древней философии Востока. На различных исторических этапах, в различных философских школах, у представителей раз -личнкх теоретических направлений этот принцип находил адекватное уровню развития науки того времени отражение.

Принципиальные акценты сделали в рассмотрении этого

принципа классики длалекткчесісого матеряализ/ла, особенно Ф.Энгельс и В.И.Ленші, которые смогли увязать пршиуш материального единства пира со всеобщим принципом развития, представить природу и общество как изменявдутсл целостность.

В работах многих советских философов, например,В.Н.Дё -мина, Б.М.Кедрова, С.Т.Мелюхкна, Т.И.ОЙзеркана, К.Х.Рахмату -лика, в коллективных монографиях и научных сборниках^ проа -нализкрованы различнке теоретические аспекты принципа матери -ального единства мира, прослежена его реализация как з самой действительности - различных сферах природы и жизни общест -за, так и его отражении в:>познавательных процессах.

Обращеновнаманиз и на отражение принципа материально -
го единства мкра в социально-экологических; исследованиях.Это -
му посвящены публикации Я.Ф.Аскина, Л.И.Заспленко, В.Д.Мазу -
ра, А.С.Червинского, Т.П.Фокиной и др. В их статьях главное
внигание сосредоточено на раскрытии важности философской ин -
терпретацпи социально-экологических процессов, форм взаимодей
ствия общества и природы, человеческого фактора в эволюции
природы. Ценный материал по отій вопросам содержится в сбор -
нкке под редакцией II.Т.Фролова - Горизонты экологического
знания. ( М., 1986 ) .

Проблема интеграции научного знания для изучения спсте-ыы "Природа - общество ", вопросы о формировании экологи -ческого мышления поднимались з трудах З.Абдуллаева.Н.ЇЇ.Герасимова, Н.Н.лиснлёва, З.Л.Дося, Н.Б.Новикова, Ю.Одума, Ю.Сатта -рова, Т.И.Фролова, Ю .Ш Хадкметова, А.С.Иамзина, Э.З.Гирусова, Н.В.Лаптева.

* Дёмин В.Н. Пгпнцппк материалистической диалектики в науч -ном познании/ М.,М1У, IS79; Кедров В.Г.І. Единство диалек -тики, логики и теории познания, .л., І2ЄЗ; Мелвхин СТ. i.la -териалыюе единство мира в свете современной науки.;..!. ,1971; Гахматулин К.Х. Звёзднг'1 век человечества. Алма-Ата, 1974

0 И МН.Др.

с Принцип единства. Саратов,.1980; Принцип единства и развк-. тил з научном познании. Минск,1986; Мир человека в 2-х то -мах. Г.!., 1990; Диалектика познания сложных систем. Ы. ,1988; Диалектика и современное научное познание. Ташкент, 1967.

Взаимоотношение человечества с природой в условиях современного научно-технического прогресса всесторонне анализируется в работах зарубежных учёных таких, как Дгс.Акдерсок, Р.Да-яо, Е.Дорстер, У.Дуглас, В.Комманер, Ф.Рамад и др.х Оіш глубоко затрагивают технические, правовые, социальные, экономические, медицинские, биологические и философские аспекты экологических проблей, стоящих перед человечеством.

Несмотря на большой пласт литературы, советской и зарубежной, посвященной экологической проблематике,конкретный вопрос - о методологической значимости принципа материального единства мира в упрочении экологического стиля мышления - считать уже решённым было бы преждевременным и не совсем обоснованным. В подтверждение этого можно привести два обстоятельства. Во-первых, реальности социального прогресса выдвигают всё новые аргументы в пользу фплосо^ско-ыетологического рассмотрения системы "общество - природа", что ещё сравнительно недавно считалось необязательным. Естествознание обходилось своими силами.

Во-вторых, изменение политического климата и пронесен деидеологизации научного знания дали возыолсность осознать глобальное единство человечества. Проблема выживаемости из сферы абстрактных рассукденкй и научно-теоретических прогнозов переходит в плоскость решения практических задач, требующих общих усилий, огромных материальных и интеллектуальных затрат.Эффективность их использования таюхе требует точных научно-методологических ориентиров.

Это и детерминирует специальное обращение к конкретизации понимания единства социального и природного, сущности равновесия экологических систем различного уровня,диалектики экологической деятельности и экологического сознания на мировоззренческом и научном уровнях, определения смысла и значимости экологического стиля мышления, его роли в современной интеграции наук. Естественно, рассмотрение и решение таких вопросов

Перечень трудов перечисленных авторов вместе с выходными данными дается в списке литературы, приложенном к диссер -

тации. „

-7.-

предполагает усилия многих учёных, тробуат комплексного и системного подходов. В диссертапш они поднимаются для виявлення рола принципа материального единства ілпра з анализе экологи -ческих проблем современности как в планетарном, так и регпо -нальном масштабах.

Цель н задачі! исследования. Целью исследования является выявление методологического значения принципа матерпзль -ного едпнстза мира в выработке экологического стиля мшлешш как научного фактора разрешения экологических проблем в совер-шенствоании экологическое деятельности человека.

Для достижения поставленной пели предполагается реке -ние следующих научных задач:

показать место к определить методологическую роль принципа материального- единства мира при решении вопросов экологи -ческой'проблематики;

рас;грыть единство природного и социального в биосфере как пример диалектической взаимосвязи;

проанализировать объективную обусловленность равновесия развивающихся социально-экологических систем, необходимую для определения её тенденций и направлений;

выявить интегрирующую фуккшэ экологического знания в сов -решенной науке;

определить гносеологическую и эвристическую сущность око -логического стиля мышления;

рассмотреть реализацию экологического стиля мышления в практической экологической деятельности человека, с целью выработки рекомендаций по её совершенствованию.

Методологические основы :; теоретический историки ис -слеттовання. Исходной посылкой.работы является диалектический приішип научного миропонимания, настаивающий на безусловном единстве общества и природы, на чём основывается теоретичес -кая и практическая деятельность челозека. Теоретическими и фактологическими источниками явились также статистические данные об экологическом состоянии различных регионов, обобщение историко-культурного наследия мировой философии по исследо -занят.'единства природы, общества и познания.

При этом бшш использованы труда советских философов, экологов, естествоиспытателей, привлечены материалы Съездов Народных депутатов страны и Республики Узбекистан, раскрываю -щие состояние природопользования и эффективность охраны при -рода. Отдельные факты извлечены из периодической и научной печати союзного и республиканского уровня, получены на науч -но-теоретйческих конференциях, где участвовал диссертант.

Научная новизна исследования заключается в том, что традиционная трактовка принципа материального единства мира с точки зрения структуры, состава, законов функционирования природзшх и социальных процессов дополняется экологическим параметром, придающим данному принципу в современных условиях экологических катастроф новое измерение.

Выязлены дополнительные аспекты единства социального и природного в эволюции биосферы и социальном прогрессе вследст-вип включения экологического параметра, где экологический фактор выступает как основание гармонизации и гуманизации общества и его отношения к природе.

Раскрыто интегрирующее значение принципа материального единства мира в определении направления основных форм и динамики взаимосвязи природного и социального в установле -нии стабильного равновесия планеты.

Осуществлён анализ новых аспектов экологического знания,выступающего в качестве интегратора научных исследований,оп -ределяющего последствия их реализации на основа принципа единства мира.

В контексте принципа единства мира исследованы гносеологические и эвристические-параметры экологического стиля мыш -ления и их взаимосвязь с экологической деятельностью.

Практическая значимость работы заключается в том,что полученные результаты служат для углубления и расширения тео -ретического содержания принципа материального единства мира, соотнесённого с мировой экологической ситуацией. Разработан -ные теоретические положения позволяют конкретизировать пони -мание системы "общество - природа", могут быть использоваїш для её оптиматизации в практической деятельности государст -

венішх органов и общественных движений.

Систематизированный автором материал может найти приме-нение в изучении и преподавании вузовского курса "Философии',' может быть использован в чтении спецкурсов» проведении аспи -рантских металогических семинаров по тем специальностям, ко -торке связаны с рационализацией природопользования.

Факты и конкретные призеры бережного и нерасточитель -ного отношения к природе применимы для экологического воспи -тания через лекционную пропаганду и другие формы.общения с молодежью.

Апробация работы. 'Основное содеркание диссертации ос -вещалось ка слздуодих научно-теоретических конференциях:

1. "Актуальные проблемы развития иационалытнх отношений в

СССР" ('Ташкент, 1989 ).

2. "Ленинское наследие: социально-философские и правовые

проблемы обновления общества" ( Ташкент, 1930 ).

3. "Диалектические противоречия в общественном развитии и

пути их разрешения" ( Ташкент, 1990 ).

4. Итоговая теоретическая конференция слушателей ШІХ 46 на -
бора: " Социальные проблемы экологической ситуации в
СССР ".

Автор неоднократно выступал с сообщениями на теорети -кометодологическом семинаре кафедры философии ФЭ5а ТаліІУ им. В.К.Ленина.

Диссертация обсу;.эдалась на заседании кафедры филосо -фии философского факультета ТзшІУ ш. В.К.Ленина,где была ре -комендована к защите.

По теме диссертации имеется 3 публикации.

Структура работы. Диссертация включает в себя : введе -шіе, две главы, заключение и список использованной литературы.