Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Природа философских ценностей Полозов, Владимир Романович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Полозов, Владимир Романович. Природа философских ценностей : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Москва, 1993.- 19 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Настоящее исследою ние носит метафилософский характер и находится в русле более широкой темы, известной под названием специфика философского знания. Обращение к теме "Природа философских ценностей" обусловлено необходимостью дальнейших исследований специфичности собственно философской . сферы, что связано с оправданием существования философии как вполне самостоятельного элемента человеческой культуры. Специфичность философии должна быть обоснована, исходя из различного рода оснований, ибо только их сумма может дать пріемлр-мое решение вопроса. До сих пор осуществлялось доказательство специфики философского знания на основании обращении к особенностям философской проблематики / I/ /Дубровский Ц.И., Ойзерман Т.И./, на основе конструирования модели философского знания, сочетающего две стороны - научную и мировоззренческую /2/ -/Бабушкин В.У., Брутян Г.Л./, а такие на основе сопоставления философии с другими формами духовной жизни человечества - наукой, религией и др. /3/.

Особенно важным нам представляется способ показать зпецифичность философии, обратившись к такой сфере как антология, рассматрівагащей ценностный срез бытия. Ценности іредставляют собой человеческое измерение в картине мироз-*ания. Указание на специфику природы философских ценностей юзволяет показать, что в сфере философии человекон ретают-!Я особые проблемы, не такие как в науке, религии, искус-:тве, что в ней человек реализует специфические ц^ли.

Тем самым, специфика философии обосновывается с точки зрения значимости этой сферы для человека. Это является решающим фактором для обоснования её специфичности.

Степень разработанности проблемы. Исследование природы философских ценностей основывается на определённом понимании понятия "ценность". Объектом пристального философского рассмотрения проблема ценности становится со второй половины 19 века преимущественно в немецкой философии /неокантианцы, М.Шелер /. В отечественной философии к аксиологической проблеме обращаются в 60-е годы нынешнего столетия. Здесь можно назвать работы В.П.Тугаринова и О.Г. Дробницкого, положившие начало отечественным исследованиям ценности. Необходимо упомянуть также книгу "Проблема ценностей в философии" /1966/, где представлены различные аспекты изучения ценностей в отечественной и зарубежной аксиологии. В трактовке понятия "ценность" можно выделить три основных подхода:

I/ Ценности представляют собой материальные и духовные объекты, которые благодаря своим свойствам удовлетворяют потребности субъекта / общества, класса, личности/: С.Ф.Аниси-мов, В.А.Василенко, Г.Е.Глезерман, Г.Я.Головных, В.П.Туга-ринов, А.Ф.Шишкин.

  1. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры Л.,196С Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов М.,1967

  2. см. Аниоимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые М.,197 Василенко В.А. Ценность и оценка Киев, 1964 и др.

2/ Ценность - есть отношение либо субъекта к объекту, либо объекта к субъекту, либо их взаимодействие: А.Ф.Еремеев, М.С.Каган, В.В.Лапицкий, С.-Ласло, К.М.Любутин, А.Г. Харчев, Б.А.Чагин, В.В.Гречаный.

3/ Ценности рассматриваются как идеалы общественной и лич-ной деятельности / О.М.Банурадзе, И.С.Нарский/.

Особо стоит позиция Дробницкого О.Г., пытающегося найти компромисс меяду 1-ой и 2-ой точками зрения. Для него ценность является предметной формой проявления социального отношения. В последние годы интерес к проблемам ценности всё более усиливается. Здесь следует назвать работы В.В.Гречаного, В.В.Вольнякова и др.

Среди работ, посвященных ценностям, есть исследования, рассматривающие ценности и ценностные отношения в этике, эстетике, праве, религии. Здесь следует назвать работы

I см. Каган М.С, Мир лЛпрнияі^літіІприд мяжслтйъектных. * отношений М. ,I988j Чагин Б.А. Структура и законо-

1 " _ "1^Я5^ общественного созшшия; Л,_1982_

2. Бакурадзе О.М. Истина и ценность //Ш, 1966, W?;
Нарский И.О. Диалектическое противоречие и логика
познания М.,1969

3. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема
ценности и марксистская Философия М.,1967;
Наука и ценности // Философские науки 1973, Р4;
Философия и моральное воззрение на мир //Философия

и ценностные формы сознания М.,1978

4. Гречаний В.В. Аксиологический аспект философии/
Авторе*, дисс. д.ф.н. Л. ,1989; Вольняков В.В.
Ценностное отношение в системе философского знания
Авторе*, дисс. к.*.н. М.,1985

Андреева А.Л., Демидова Ю.А., Малышева И.В., Ручки А.А., Ніг пакова В.Н. Возникло направление, изучающее ценности научного познания / критерии научности, идеалы и нормы научного исследования/. В данном русле находятся работы

Зотова А.Ф., Мамчур Е.А., Микешиной Л.М. и др. При этом

остаётся в тони такая разновидность духовных ценностей как ценности философские. Устранить этот пробел должно данное исследование.

Цель и задачи работы : Основной целью диссертации является исследование природы Философских ценностей, то есть рассмотрение философии с аксиологической точки зрения. Данная цель предполагает постановку и разрешение следующих задач:

анализ основных подходов в решении проблемы ценности в философии;

разработка общего понятия ценности;

выявление наиболее общих критериев оценивания философских концепций;

- поиск и определение собственно философских ценност
ных понятий.

I. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира М.,1960 Малышев И.В. Эстетическое в системе ценностей Ростов-на--Доіь', 1983; Щердакон В. Н. Иллюзия добра: моральные ценности и іх-'лигиозчая вера М.,1982;

?-. Зотов А.Ф. Диалектика развития науки: её ценностные установки и познавательные схема// Ш, 1976, № I; Мамчур Е.А. Проблема выбора теории М.,1975; Микешина Л.М. Детерминация естественно-научного познания Л.,1977

Теоретическая и методологическая основа исследования В качестве теоретической основы диссертационного исследования выступает ряд работ зарубежных и отечественных философов, посвященных проблеме ценности. Методологической основой является сочетание исторического и проблемного подходов к рассмотрению философских ценностей.

Научная новизна исследования заключается в исследовании проблемы ценности применительно к философии. Более конкретно научную новизну диссертационной работы можно сформулировать в следующих тезисах:

1. Показано, что специфичность природы философии обус
ловливает своеобразие философских ценностей, их несводи
мость к ценностям других духовных сфер / науки, религии

и др. / Вводится 3-х мерная модель философии, сочетающая теоретико-познаватепьную, ценностно-практическую и художественно-творческую составляющие и определяющая, соответс-венно, синтетический характер философских ценностей.

2. Выработаны критерии оценивания философских кон
цепций, в качестве которых выступают а/ единство традици
онности и оригинальности философского учения; б/ единство
всесторонности проведения и глубины разработки философско
го первопринципа; в/ единство логической обоснованности и
эмоциональной проникновенности философского произведения.
Показано, что характер данных оснований оценивания, пред
ставляющих собой противоположности, обусловлен сложной
синтетической природой философии.

3. Обосновано, что идея философской ценности наибо
лее адекватно закрепляется в паре ценностных понятий
"убеждение - сомнение", фиксирующих, соответственно, поло
жительную и отрицательную философскую значимость мировоз
зренческих построений. Выбор ценностных понятий обуслов
лен их синтетической природой, вбирающей наряду с интеллек
туальной составляющей волевой и эмоциональный моменты. Так,
убеждение определяется а/ чувственно-интуитивным происхо
ждением, б/ теоретико-познавательной обоснованностью и

в/ связью с конкретной личностью. Сомнение трактуется как духовно-многомерное и качественно-универсальное переживание целостного человека, не сводимое только лишь к отрицательному интеллектуальному акту.

4. Разработан вариант телеологической концепции цен
ности, снимающий противоречия субъективистской и объекти
вистской интерпретаций. Предлагается понимание ценности
как отношения соответствия цели и предмета. При этом цель
определяется как единство воли / стремления/ и представле
ния.

Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы и результаты могут заинтересовать философов, работающих в области теории философии. Данная работа может рассматриваться как дополнительный теоретический аргумент в пользу обоснования идеи автономии философского творчества, его несводимости к каким-либо иным сферам культурной деятельности. Практическая значимость работы состоит в том, что она предлагает набор критериев, которые могут быть использованы для оценки философских концепций.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре философии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и рекомендована к защите. Отдельные положения диссертации изложены в статье "Оценивание и оценки философских концепций" М..МГУ, 1993, деп. в ИНИОН №-48378 от 26.07.93