Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Природа лидерской одаренности Ильин Алексей Николаевич

Природа лидерской одаренности
<
Природа лидерской одаренности Природа лидерской одаренности Природа лидерской одаренности Природа лидерской одаренности Природа лидерской одаренности Природа лидерской одаренности Природа лидерской одаренности Природа лидерской одаренности Природа лидерской одаренности Природа лидерской одаренности Природа лидерской одаренности Природа лидерской одаренности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ильин Алексей Николаевич. Природа лидерской одаренности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Ильин Алексей Николаевич; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2009.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/284

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Сущность и философское осмысление понятия лидерской одарённости 13

1. История становления философских взглядов на лидерскую одарённость человека 13

2. Понятие лидерской одарённости, его содержание и онтологическое значение 35

3. Осознание лидерской одарённости и способы её проявления как выражение свободы и необходимости в бытии человека 47

Глава II. Философские основы исследования природы лидерской одарённости 63

1. Детерминизм как основание исследования лидерских качеств человека 63

2. Причины и факторы, обусловливающие онтологическую основу лидерской одарённости 71

3. Диалектика объективных условий формирования различных типов лидерства 81

4. Философский анализ существующих теорий лидерской одарённости человека 97

Глава III. Особенности природной, социальной и духовной обусловленности лидерских качеств человека 103

1. Природная составляющая лидерской одарённости 103

2. Социальная обусловленность личности лидера 113

3. Духовные силы лидера и сферы его деятельности 121

Заключение 137

Список использованной литературы 142

Введение к работе

Актуальность исследования. В наше время инициатива и творческие способности личности становятся решающим фактором общественного развития. На современном этапе формирования качественно новой социальной среды попытка рассмотрения феномена лидерской одарённости представляется необходимой и своевременной. Пересмотр отношений индивидов в различных общностях и осмысление функций межличностного общения предполагает проанализировать механизмы и тенденции таких изменений. Подходя к проблеме с онтологической позиции, лидерская одарённость рассматривается как неотъемлемая часть общественного бытия.

Основанием исследования является изучение лидерства как детерминированного процесса. Интерес представляют как сами лидеры в различных коллективах, так и философско-психологическая основа данного явления. Разработка темы опирается на конкретный фактический материал философских, социологических и психологических исследований. Основная идея диссертации -- это идея особенностей детерминации творческих способностей личности социальной, природной и духовной средой обитания, которая не определяет тип поведения, но стимулирует его активность и эффективность в конкретных условиях места и времени.

Наше исследование ставит своей задачей понимание природы этого явления, анализ ряда теорий, созданных в XX веке, обращение внимания на опыт истории, для понимания того, как проявляется лидерская одарённость, как её выявлять и развивать, а главное дать ей свободу действия в деле управления экономическими, социальными, политическими процессами, от которых зависит качество жизни и благополучие народов России.

Изучение феномена лидерской одарённости на современном этапе предполагает наличие междисциплинарного подхода к решению противоречий, возникающих при одностороннем восприятии данной проблемы. Философ-ский подход к изучению понятия лидерской одарённости позволит осуществить всесторонний анализ данного явления и выявить основные характери-

стики, составляющие его сущность. Учёными-психологами предпринимались попытки объяснения данного вида одарённости лишь совокупностью характеристик, позволяющих человеку подчинять своей воле различные общности людей. Актуальным является анализ взаимосвязей личностных качеств лидера. Лидерская одарённость представляет собой взаимосвязь природных, социальных4 и духовных характеристик индивида, помогающих ему осуществлять качественное управление другими людьми и оказывающих сильное моральное воздействие на коллективы.

Областью эмпирического исследования являются типы лидеров в сфере общественного производства и научной познавательной деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. В изучении феномена лидерской одарённости можно условно выделить несколько этапов, для каждого из которых характерно преобладание одной или нескольких так называемых концепций лидерства. При этом отметим, что применительно к системе образования эти концепции появляются лишь в XX веке, что объясняется как расширением доступа к образованию, так и развитием и диверсификацией самой системы образования. Появление этих концепций было подготовлено всем предшествующим ходом развития научной (в том числе управленческой) и социально-философской мысли.

Природе лидерской одарённости и качествам лидера уделяли внимание многие философы и мыслители прошлого. С античных времён и до середины XX века господствовала теория черт, выявляющая особенности лидера как выдающейся личности. Исследователи описывали присущие лидерам характеристики, вопрос о диалектическом развитии которых поднимался редко; лидерская одарённость вопреки её онтологической природе рассматривалась как атрибут выдающейся личности и воспринималась как дар природы или как результат воспитания. Качества лидера и природу лидерства исследовали такие философы и мыслители прошлого, как Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Сенека, М.Аврелий, Н.Макиавелли, Т.Гоббс, А.Ф.Моджевский, Ж.-Ж.Руссо, Ж.-О.Ламетри, К.-А.Гельвеций, И.Кант, Т.Карлейль, Ф.Ницше, З.Фрейд, В.В.Розанов и другие учёные. Роль обучения и необходимость вы-

явления и воспитания лидеров и руководителей отмечали'на этом этапе лишь некоторые из них: Аристотель, К.тА.Гельвеций, И.Кант, В.В.Розанов1

ВХХ веке проблема лидерства привлекла внимание философов, социо-логов, социальных психологов, теоретиков менеджмента. Именно в это время появились попытки охарактеризовать лидерскую одарённость,, как феномен, сочетающий, в себе ряд философских (онтологических), социальных,, биологических, психологических, политических и этических аспектов.. Широкое распространение получили, психологические теории лидерства. Лидерскую одарённость как совокупность определённых психических качеств описывал американскищсоциолог.Э.Богардус; анализ исследований черт лидеров, содержится^! работахК:Бирда, Р:Єтогдилла;,ЮіДженнингса:, роль .личностного . факторов лидерстве подчёркивал Б.Басе. В 20-30-е годы-ХЖвека- проблемой лидерства занимались У.Кбули, К.Левищ РіЛйппит,. ГШейдж, ИШйгорс ш другие .Таким- образом;-Вйрамках.теории* черт сложилась^ группайеонцепций;. описывающих личность лидера,.её характеристики. .

.' Вторая группа теорий; связана' с характеристикой; поведения'ірукЬводите-ля;< (лидера) и функциями:руководства (лидерства). Сторонники.данного подхода фактически приравнивают понятия лидера и руководителя;. В; изучении поведения/ личности преобладает психологический подход, ограниченный рамками конкретных обстоятельств. В русле теории лидерских, стилей стали появляться работы^ посвященные анализу взаимоотношений лидера шпосле-дователей. Среди концепций этой группы. - поведенческие, мотивационные теории, теории обмена и трансактного анализа (К.Левин, РШиппит, Р;Уайт, Д.Макгрегор, В;Врум, П.Иёттон идругие).

. На следующем - ситуационном;-этапе взаимодействие лидера и подчинённых рассматривалось, в контексте ситуации, при этом лидер был скорее;ее ' инструментом,, чем творцом;.. Самостоятельность личности лидера оказывалась второстепенной, проявление 'лидерских качеств и их диалектическое:/раз-

^м.: Ананченко М.Ю., Овсянкина П.Е. «Курс «Лидерство» в школе». Архангельск, 1995.
С.16-30- '-.'.;. ;.; ' ' :..-; ' ' ."

2См.: Ананченко М.Ю. Лидер как; субъект социального управления: социально-философский анализ. Архангельск,. 1999. С.7-10

витие зависело от определённой ситуации. В 40-50-е годы XX века наблюда
лась конвергенция теорий черт и ситуационного лидерства. Лидерство в си
туации изменений становится основным обьеісгом исследований философов и
психологов, на которых оказали существенное влияние труды М.Вебера,
Дж.Дьюи, Ч.Кули, Г.Лебона, Г.Тарда, ВЛарето, концепция, «социального
действия» Т.Парсонса. Вклад в ситуационную теорию внесли МІБелбин,
Дж.Бёрнс, С.Джибб, П.Друкер, Р.Стогдилл, П.Херси и К.Бланшар^
Дж.Немфилл, Ф.Фидлер и некоторые другие исследователи. Все эти теории
развивались на основе практики, эксперимента и исследовали только соци
альный и организационный контекст лидерства-. Ч

. На: современном этапе - с середины 70-х годов XX века'.,- можно; выделить несколько подходов: к разработке теорий лидерства и руководства. Среди них - философский (уделяющий внимание, прежде всего, ценностным аспектам), социологический; (изучающий особенности групп и действий в них-лидера), психологический::(рассматривающий; психологические особенности лидера и последователей, их взаимоотношения)* практический, (дающий конкретные рекомендации по управлению коллективами; в конкретных сферах деятельности. Лидерство и руководство стало предметом всестороннего анализа в работах Г.К.Ашина, Н.И.Бирюкова, В.В.Бовичева, Е.В.Кудряшовой, М.Ю.Фёдоровой. Аксиологические и этические аспекты лидерства отразили, в своих монографиях П.Коэстенбаум, К.Ходжкинсон и другие;. личностной стороне лидерства уделили внимание ЗіБ.Воронова, Н.В. Гончаренко -,. А.Г.Ковалёв, А.Л.Свенцицкий, У.Беннис, Э.Богардус и другие; особенности лидерства в группе и организации изучали В.И.Власов, Н.В.Голубева, Н.С.Жеребова, А.Н.Жмыриков, Б.И.Кретов, Р.Л.Кричевский2, Е.С.Кузьмин, Б.Д.Парыгин, К.Аргирис, М.Белбин, Дж.Бёрнс, Дж.Коттер, Дж.Криббен, . М.Макколл, П.Секорд, Р.Сондерс, Р.Стогдилл, Р.Танненбаум, У.Уинни,

'См.: Кудряшова Е.В- '/Суханов В.Р. Особенности лидерства как элемента социального управления. /Философия и образование - пространство диалога. Архангельск, 2000. С.23 См. напр.: Кричевский Р.А.,'.Если Вы-руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. -М.;. «Дело», 1996, Кричевский Р.А. Современные тенденции в исследований лидерства в американской социальной психологии //Вопросы психологии, 1977, №6. С.119-129.

Ф.Фидлер, С.Янг). Процессам руководства и лидерства в образовании посвятили свои работы В.Ф.Ануфриева, У.Беннис, М.Ломбардо, Н.Ф.Маслова, Б.Д.Парыгин, Д.Сиск и Х.Росселли1. Исследованиям лидерской одарённости и в частности женского лидерства посвящены работы Т.В.Бендас2. Практические рекомендации по развитию лидерства содержатся в работах И.Кузьмина, А.С.Прутченкова, Т.Атчисона, Р.Бэйлза, М.Бейтс, М.Вудкока и Д.Френсиса, Д.Маккэнна, Д.Сиск и Х.Росселли. Разработкой различных аспектов проблемы лидерской одарённости в последние годы занимаются представители философских школ Татарстана и Башкортостана: И.В.Мартынычев, В.Л.Виноградов, А.И.Синюк, А.Г.Сабиров, О.Д.Агапов, Б.С.Галимов, А.Ф.Кудряшёв, С.М.Поздяева, А.В.Лукьянов, У.С.Вильданов, Н.А.Шергинг, Д.М.Абдурахманов, В.С.Хазиев и другие. Обилие монографий американских авторов объясняется сложившейся в 70-е гг. в США тенденцией перехода от индивидуальных ценностей к ценностям организации и тем, что здесь проблема лидерской одарённости привлекла наибольшее внимание в связи с тем, что потенциал лидерства мог помочь в осуществлении поставленных перед организациями целей.

Однако все эти подходы уделяют основное внимание практическому значению проблемы, оставляя в тени её онтологическое философское обоснование. Это и обусловило выбор темы и её исследование, в котором на первый план были выделены онтологические аспекты: причинная обусловленность лидерской одарённости - природная, социальная и духовная, их объективная диалектика и переходы от объективных условий к субъективной лидерской активности. В этой связи и обозначился объект и предмет исследования.

!См. напр.: Sisk, D., Rosseli, Н. Leadership: A special type of giftedness. Monroe, N.Y., 1987. 2См. напр.: Бендас T.B. Личность лидера как отражение тендерных и этнических стереотипов, сформированных в определённой культуре / Социо-культурная динамика региона. Наука. Культура. Образование: Материалы всероссийской' научно-практической конференции Часть 6. - Оренбург: Издательство «ИПК ОГУ», 2000. С.134-139; Бендас Т.В. Тендерные и культурные различия в оценке успешности студенческих лидеров и вузовских руководителей // Вестник Оренбургского университета, 2001, №1. С. 19-23; Бендас Т.В. Тендерная психология лидерства: Монография. - Оренбург: Издательство «ИПК ОГУ», 2000; Бендас Т.В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии №1, Январь-февраль 2000. С.87-95.

Ввиду существующей недостаточной разработанности проблемы понимания феномена лидерской одарённости человека и её одновременной актуальности, на фоне общего роста интереса к проблематике философских аспектов межличностных отношений, определяются объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования. В качестве объекта исследования нами был выбран феномен лидерской одарённости человека в контексте её обусловленности, её природы и её проявлений.

Предметом исследования являются особенности формирования лидерской одарённости человека природной, социальной и духовной средой обитания, которая не определяет тип поведения, но стимулирует его активность и эффективность в конкретных условиях места и времени.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является раскрытие онтологической сущности лидерской одарённости, определение роли лидеров в развитии культурной и общественной жизни, выявление характерных черт лидерской одарённости субъектов для определения её природы. Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих основных задач:

Осмыслить роль и значение работ зарубежных и отечественных учёных в формировании комплексного осмысления феномена лидерства и лидерской одарённости.

Выявить и сгруппировать в системную целостность основные характеристики лидерской одарённости человека, выделить её определяющие черты, раскрыть особенности её природной, социальной и духовной обусловленности.

Раскрыть основополагающие онтологические тенденции диалектического развития лидерской одарённости в определённых действиях индивида.

Проанализировать диалектику объективных условий проявления лидерской одарённости в конкретных пространственно-временных обстоятельст-

вах, и обозначить её субъективную энергичность как проявление свободы и необходимости в практической деятельности человека.

- Понять возможности использования лидерской одарённости человека
для формирования общественного сознания, способов её измерения, развития
и практического применения в реальной жизни.

Теоретическим основанием диссертации являются идеи детерминизма, помогающие понять природу и социальную обусловленность лидерской одарённости. Методологическую основу диссертационного исследования составил метод сравнительно-типологического анализа, системный подход и принцип историзма. В то же время были использованы общенаучные методы познания: анализ и синтез, единство логического и исторического, восхождение от абстрактного к конкретному. Источником для анализа лидерской одарённости и развития философских взглядов на её природу использовались теоретические положения и практические выводы отечественных и зарубежных философских и психологических работ, посвященных данной тематике. Целенаправленное использование данных литературы, философии, социологических и психологических исследований позволило должным образом аргументировать и проиллюстрировать сделанные в работе теоретические выводы и умозаключения.

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нём раскрыто содержание понятия лидерской одарённости с учётом её естественноприродной, духовной и социально-психологической обусловленности.

- В диссертации введено и системно обосновано понятие лидерской ода
рённости как совокупности природных, социальных и духовных способно
стей и возможностей человека, позволяющих ему оказывать влияние на дру
гих людей, иметь власть над ними и осуществлять управление их деятельно
стью при достижении общих и индивидуальных целей.

Проанализированы основополагающие онтологические принципы диалектического развития лидерских качеств человека в различные исторические эпохи, в конкретных условиях места и времени.

Раскрыта сущность лидерской одарённости как уникального проявления свободы и необходимости в деятельности индивида.

Обнаружены онтологические особенности понимания лидерской одарённости в истории философии.

Выявлено, что лидерская одарённость наиболее полно проявляется в сложных ситуациях общественной и личной жизни при обострении противоречий и конфликтов, которые без участия лидера не могут быть разрешёнными оптимальным образом.

Определены возможности наиболее эффективного использования лидерской одарённости в формировании принципов общественной жизнедеятельности на современном этапе, с целью повышения её эффективности и онтологической значимости.

Положения, выносимые на защиту.

  1. В общественной жизни лидера как центральную, наиболее одарённую и авторитетную личность в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде общественной деятельности и в любой исторический период.

  2. В истории философии попытки осмыслить место и особенности феномена лидерской одарённости предпринимались с древнейших времён. С античных времён и до сегодняшнего времени лидерская одарённость является неотъемлемой частью исторического развития человечества и помогает проявить наиболее яркие стороны человеческой индивидуальности.

  3. Лидерская одарённость по своей природе является сложным биосоциальным и психологическим явлением, которое обусловлено как природной и социальной средой, так и сугубо индивидуальными особенностями личности.

  4. Лидерская одарённость как явление обладает особенностями детерминации творческих способностей личности не только социальной и природной,

11 но и духовной средой обитания, которая не определяет тип поведения, но стимулирует его активность и эффективность в конкретных условиях места и времени.

Содержание и выводы диссертации могут быть использованы:

  1. В подборе и подготовке руководящих кадров в научной и педагогической деятельности, включая дальнейшее изучение феномена лидерской одарённости, проявляющейся в различных областях личной и общественной жизни.

  2. В преподавании курсов философии и прикладной психологии.

  3. При создании систем, позволяющих измерять лидерскую одарённость человека для оптимизации использования её в практической деятельности людей при решении общих и индивидуальных задач.

  4. В применении для тренингов, выявляющих вероятных лидеров в различных коллективах.

  5. В повседневной деятельности руководящих работников различного уровня для повышения эффективности деятельности трудовых коллективов в среде материального производства и общественной жизни.

Апробация работы осуществлялась посредством публикации основных идей и положений в печати, во время выступлений на всероссийских и региональных научно-практических конференциях, а также в процессе преподавания курса философии в вузе. Материалы диссертации докладывались автором на конференции «Негосударственное образование в России: результаты, проблемы, перспективы» (Уфа, 2000); Научно-практической конференции «Философия и право в обучении и сознании молодёжи» (Уфа, 2000); Межвузовской научно-практической конференции Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права. (Уфа, 2003); Научно-практического семинара «Проблемы дополнительного образования» (Уфа, 2004); Республиканской научно-практической конференции «III Адлеровские социологические чтения» (Альметьевск, 2008); Межвузовской научно-практической конференции «Опыты мировидения» (Альметьевск, 2008); Общероссийской научно-практической конференции «Теория и практика толерантности: этно-

культурные и межконфессиональные аспекты», (Нижнекамск 2008); IX Всероссийской конференции и форуме по дополнительному образованию (Казань, 2008).

Основные аспекты содержания диссертации воспроизведены в опубликованных автором статьях. Публикация «Проявление лидерской одарённости в науке и в жизни» (Уфа, ВЭГУ, 2001). Публикация «Роль дополнительного образования в формировании личности лидера» (Уфа, ВЭГУ, 2004). Публикация «Природа лидерской одарённости» в электронном журнале «Социально-экономические и технические системы» (Набережные Челны, 2006). Публикация «Философские семинары» (Уфа, ВЭГУ, 2007). Публикация «Цивилизация и общественный интерес» в сборнике материалов республиканской научно-практической конференции «III Адлеровские социологические чтения» (Альметьевск, Альметьевский государственный нефтяной институт, 2008). Публикация «Феномен лидерской одарённости человека» в сборнике материалов Межвузовской научно-практической конференции «Опыты мирови-дения» (Казань, 2008). Публикация «Проблема измерения лидерской одарённости» (Уфа, Вестник БГУ, №4, 2008). Публикация «Лидеры власти и лидеры совести» в сборнике материалов IX Всероссийской конференции и форума по дополнительному образованию (Казань, 2008). Публикация «Могущество и благородство лидеров и вождей» в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика толерантности: этнокультурные и межконфессиональные аспекты» (Казань, 2009). Публикация «Новая типология лидерской одарённости человека» (Саранск, 2009).

Структура диссертации подчинена целям и задачам исследования. Работа состоит из введения, трёх глав основной части (первая глава вюіючает три параграфа, вторая глава включает четыре параграфа, третья глава включает три параграфа), заключения и списка использованной литературы. Общий объём диссертационного исследования составляет 156 страницы. Список использованной литературы включает 177 источников (из них 16 на иностранных языках).

История становления философских взглядов на лидерскую одарённость человека

В истории философии проблема лидерства и лидерской одарённости занимает заметное место. С античных времён и до сегодняшнего времени лидерство как таковое является неотъемлемой частью исторического развития человечества. Попытки осмыслить место и особенности данного феномена предпринимались с древнейших времён. Мы считаем необходимым кратко охарактеризовать направления изучения лидерской одарённости и основные теории лидерства в философии и науке.

В древнеиндийской традиции затрагивались вопросы отличия правителя-лидера от простого человека. Известно высказывание из знаменитого сборника афоризмов (включившем в себя афоризмы с VII века до н.э. до VII века н.э.) «Триста стихотворений Бхартрихари1» (VII век) - «Нельзя править царством, действуя подобно обыкновенному человеку. Что недостаток для под-данных, то достоинство для царя» . Отсутствие сильной, устойчивой во времени, централизованной государственной власти в Древней Индии можно связывать с особенностями социальной структуры индийского общества, для которой присущи жёсткие статусы-сословия (варны, затем - касты). Представление о варнах было тесно связано с верой в перерождения, согласно которой душа человека после его смерти переселяется в тело другого существа. С точки зрения индийца, «успех» будущего воплощения зависел от поведения в нынешней жизни. Человек рождается брахманом или шудрой, царём или «неприкасаемым» в зависимости от тех грехов или добродетелей, которыми он отличался в «прошлой жизни». Лидерская одарённость в этой философии достаётся человеку как дар прошлой жизни, который проявляется в мире реальных отношений между людьми. И сами касты людей объяснялись природой и прошлой жизнью.

Среди древних индийцев получило широкое распространение предание «о четырёх веках». В первом из веков - «Совершенном» («Крита») люди наслаждались счастливой жизнью, не знали болезней, изматывающего труда, частной собственности, общественного неравенства. Все были наделены добродетелями, поэтому и не было надобности в государстве. В течение каждого из последующих веков (века «Трета», «Двапара», «Кали») добродетель уменьшалась на одну четверть. Особенно бедственным оказался четвёртый по счёту век - «Кали» («тёмный», «грешный»). Людей одолевали разнообразные пороки. Людские отношения характеризуются обманом, угнетением, оскорблением. Только царь посредством суровых, но справедливых наказаний может удержать людей от взаимного истребления. Проблема лидерской одарённости теперь уже осознаётся как историческая необходимость.

Иной подход к оценке лидера сложился в Древнем Китае. Конфуций (Кун-Цзы), изучая особенности лидерства китайских правителей, пришёл к выводу о необходимости совершенно новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Конфуций отмечал: «Правитель должен быть благородным, мудрым, человечным, справедливым, вежливым, точным»1. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип «человечности»), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (принцип «справедливости»). Особенно подчёркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - «сыновняя почтительность»). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства.благоговения перед «ритуалом» (ли), то есть перед моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всём должны быть подобными отношениям в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном» (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого «благородного мужа» (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений. «Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чём заключается управление государством. Конфуций ответил: -Да будет государем государь, слуга - слугой, отцом - отец и сыном - сын. -Отлично! Воистину, если не будет государем государь, слуга слугой, отец отцом и сыном сын, то, пусть бы даже у меня был хлеб, смогу ли я его вкушать? - ответил князь»1. Это было осознание того факта, что в деятельности лидера решающую роль играют проблемы этики, проблемы добра и зла. И сам он должен быть живым воплощением справедливости.

Третьим центром философской мысли древнего мира стала Древняя Греция. Её мыслители обратили своё внимание на основные качества лидера как личности. Начиная с Пифагора, они рассматривали свою философию как воплощение её идей в образе жизни.

Гераклит2 отстаивал социальное неравенство как естественное положение людей. Он указывал, что привилегию на власть имеют только знатные, особо выдающиеся личности. Известно знаменитое высказывание Гераклита: «Для меня один стоит десяти тысяч, если он лучший».

Сократ, являясь воплощённым идеалом истинного мудреца в исторической памяти человечества своей жизнью и смертью3, явил образец нефор 16 мального духовного лидера. Постоянная мысль Сократа - о том, что правильное поведение и истинное знание не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. По мнению Сократа применительно к личности лидера, поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению. Если же он ведёт себя хорошо, потому что, например, «все так делают» - то если «все» станут вести себя плохо, то не будет причин быть добродетельным. Сократу было присуще глубокое понимание личности как воплощения силы духа. Он ощущал, утверждал и проповедовал абсолютную ценность личности, точнее, её души. Сократ понимал невозможность жизни человека в одиночестве и верил в обустройство «коллективной» жизни на земле, управляемой выдающимися людьми.

Детерминизм как основание исследования лидерских качеств человека

Детерминизм (от латинского determino,- определяю), философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности1. Причинностью в философии называют генетическую связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития., Возникновение любых объектов: и систем и изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи; эти основания называют причинами, а вызываемые ими изменения - следствия-, ми. Сущность причинности - порождение причиной следствия; следствие, определяясь причиной, оказывает обратное воздействие на неё. На основе причинности; организуется; деятельность человека,, вырабатываются научные прогнозы2. .

Попытки рассматривать психические явления в жизнедеятельности человека с позиций детерминизма предпринимались с начала XX века. Но детерминизм как методология исследований в социальной и прикладной психологии сталкивался с определёнными трудностями. Как отмечает Е.Д.Хомская: «При всех кризисах в конечном итоге происходит борьба двух основных ме-. тодологий: естественнонаучной и гуманитарной3. Соответственно центральным во всех случаях является вопрос о принципе детерминизма психических явлений4, его роли в философии и прикладной психологии».

Представители естественнонаучных направлений в психологии.(«объективной», «номотетической», «физиологической» психологии, бихевиоризма, психоанализа, рефлексологии, гештальтпсихологии, «марксистской», психологии) отстаивали принцип детерминизма как основу изучения причинно-следственных отношений в психологии. Представители противоположного подхода («субъективистской», «понимающей», «идиографической», «гуманистической» психологии) отказывались от детерминизма, провозглашая «духовную свободу личности» (субъекта, индивида), ее непредсказуемость и независимость от объективной реальности.

Таким образом, признание или непризнание принципа детерминизма психических явлений (каковым и считается лидерская одарённость) - одно из важнейших различий между естественнонаучной и гуманистической парадигмами в философии и прикладной психологии.

В то же время известно, что детерминизм как основной методологический принцип в психологии по-разному трактуется различными направлениями. Это либо механистическое понимание детерминант психики, апеллирующее непосредственно к внешним стимулам (бихевиоризм, рефлексология), либо упрощенное сведение психического к физиологическому («физиологическая», «павловская» психологии), либо признание психического следствием врожденных влечений (психоанализ и его варианты), либо непосредственное выведение психического из социального («марксистская» психология и ее варианты); наконец, это может быть «гибкий» (внутренний) детерминизм в виде опосредствования психических процессов орудиями, знаками, речью, имеющими культурно-историческое (внешнее) происхождение, как это утверждает школа Л.С.Выготского.

Можно, следовательно, говорить о «качестве» детерминизма, но сам принцип детерминизма, т.е. применение к психике философских законов о всеобщей обусловленности психических явлений реалиями объективного материального мира и распространение на психику причинно-следственных закономерностей, является важнейшим критерием естественнонаучной парадигмы в психологии. Управление человеком своими психическими процессами с помощью знаков есть одна из простейших форм самодетерминации психики.

Можно говорить и о других критериях этого подхода: рациональности познания, доступности для эмпирической проверки, включении в систему уже накопленных знаний, опоре на уже сложившиеся научные традиции1. Совершенно очевидно, что с точки зрения и этих критериев современные «альтернативные» направления в психологии (например, так называемая гуманистическая психология) попадали под огонь критики, а порой отвергались как антинаучные.

В то же время в литературе нет единого определения детерминированности лидерских качеств личности в социальных группах. Обычно лидером считают того человека, высокая степень влияния которого признаётся большинством членов группы при решении какой-либо групповой задачи. Но тогда существует столько же типов лидера, сколько возникает ситуаций и задач в группе.

В рамках социометрического анализа таких людей называют более точным термином «звездапо критерию». Под словом-«звезда» и подразумевают детерминированную одарённость личности, причинную обусловленность всех его лидерских качеств. Объективная обусловленность лидерской одарённости признаётся, но не раскрывается. И здесь остаётся возможность субъективизма в оценке способностей лидера.

Неформальный лидер - это член коллектива, собирающий относительно большое число выборов при любой ситуации выбора-предпочтения, иначе говоря, в каждой ситуационной частной социограмме неформальный лидер занимает на шкале социометрического статуса позицию «звезды» или «предпочитаемого». С точки зрения групповой деятельности, функции неформального лидера сводятся к двум основным.

Во-первых, он устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения, например доброжелательность, ответственность, взаимопонимание, производительность, или негативные формы поведения группы, такие, как агрессивность, обособленность, скрытность, конспирация.

Философский анализ существующих теорий лидерской одарённости человека

Лидерство присуще различным формам социально-политической организации. Рассмотрим, что непосредственно лежит в его основе и какова природа этого феномена - почему одни люди становятся лидерами, а другие довольствуются ролью исполнителей воли лидера.

На этот счёт в современной науке несколько теорий. Прежде всего, это теория черт. Она создавалась на основе выявления качеств, присущих идеальным лидерам - героям. Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами личности - превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству. Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твёрдую волю, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности, умение нравиться людям, компетентность и, особенно, готовность брать на себя ответственность. К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах всё чаще добавляют фотогеничность, внешнюю привлекательность и ораторские способности.

Для проверки теории черт были проведены конкретные исследования. Они в значительной мере опровергли эту теорию, т.к. оказалось, что при детальном анализе индивидуальные качества лидера почти полностью совпадают с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще. Кроме того, в некоторых сферах деятельности, прежде всего в области предпринимательства, высокие интеллектуальные и моральные качества являются скорее препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха. На протяжении многих лет, а часто и всей жизни, многие выдающиеся способности людей оказываются невостребованными, не находят применения. Всё это вовсе не означает полного отрицания теории черт. Очевидно, что для занятия лидирующих позиций в условиях политической конкуренции действительно нужны определённые психологические и социальные качества. Однако их набор значительно варьируется в зависимости от исторической эпохи и. особенностей конкретного государства. Далее в наши дни личностные качества, дающие шансы на политический успех, существенно отличаются, например, в Европе и на Ближнем Востоке. К тому же во многих, главным образом недемократических государствах, политическими лидерами часто становятся заурядные, серые личности, не обладающие яркой индивидуальностью. Учёт всего этого породил вторую волну теории черт, или её. факторно-аналитическую концепцию; Она-различает чисто индивидуальные качества ,". лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определённых политических целей: Между этими двумя группами; свойств лидера могут быть существенные различия. Их можно проиллюстрировать на, примере Ленина: Его индивидуальные.черты, проявляющиеся в отношениях с. близким окружением, никак не выказывали в нём жестокого человека, жаждущего насилия и равнодушного к страданиям людей. Однако его упорство и даже одержимость в стремлении к достижению своей цели коренного переустройства общества на коммунистических началах сделали из него диктатора, отрицающего общечеловеческие нормы морали и не останавливающегося ни перед чем ради удержания большевиками власти. Факторно-аналитическая концепция вводит в теорию лидерства понятие целей и задач, связанных с определённой ситуацией. В результате взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним. цел ей вырабатывается стиль его поведения (стиль лидерства), составляющий его «вторую природу». Стиль и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток конкретных социальных обстоятельств. Идею зависимости лидерства от определённых социальных условий развивает и обосновывает его ситуационная концепция. Она /исходит- из, относительности, флюидности и множественности феномена лидерства: Лидерство, по этой теории, - функция определённой ситуации. Именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют политического лидера, детерминируют его поведение и принимаемые им решения. Так, например, ситуация в исламском Иране неизбежно отвергнет политиков европейского или американского склада. Точно так же и религиозный лидер-пророк не сумеет проявить себя на политической арене Запада. Таким же образом, требования к лидеру значительно различаются и в зависимости от того, находится ли данное государство в состоянии кризиса или развивается стабильно. С точки зрения ситуационного подхода, лидерские качества относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой - в повседневной политико-организационной работе, третий - в межличностном общении и т.п. В целом же лидеров отличают, главным образом, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи и компетентность.

Ситуационная теория не отрицает важной роли индивидуальных качеств личности, однако не абсолютизирует их, а отдаёт приоритет в объяснении природы политического лидерства требованиями объективных обстоятельств. На основе этой концепции, подтверждаемой эмпирическими исследованиями, был получен вывод, что в современном западном обществе большие шансы на успех имеет беспринципный человек, ориентирующийся на политическую конъюнктуру. Однако такие выводы, как и ситуационная теория в целом, подтверждаются далеко не полностью, поскольку ограниченность этой теории состоит в том, что она недостаточно отражает активность лидера, его способность переломить ситуацию, раньше других заметить новые прогрессивные тенденции и возможности их использования и заблаговременно решить острые социально-политические проблемы.

Природная составляющая лидерской одарённости

Природные качества личности, безусловно, играют важнейшую роль в его формировании как лидера в различных социальных условиях. Диалектика социального, природного, духовного в человеке может быть понята на основе привлечения богатейших материалов, накопленных в рамках таких направлений человековедения, как философия, биология, социология, психология, педагогика, психоанализ, социобиология, валеология, онтоп-сихология, биоэнергетика, космопланетарные исследования человека. Мы рассмотрим этот вопрос в связи с анализом основных концепций сущности человека. Человек выделился из мира животных благодаря труду, общению, познанию. Эти три основных момента и составляют новую базу для накопления преимуществ человеческого рода. Качества человека как объекта и субъекта труда, общения, познания соотносятся с основными формами общественных отношений и жизнедеятельности людей: сферой материально-экономических отношений, сферой социально-политических, нравственных взаимодействий и духовно-культурных. Труд сыграл решающую роль в процессе формирования человека. Благодаря труду развились функции рук и органов речи, произошло постепенное превращение мозга животного в развитый человеческий мозг, совершенствовались органы чувств человека1. Человек проявляет себя в созидательном труде, в преобразовании природы, общества2. Труд - специфически человеческая, целесообразная деятельность, направленная на преобразование окружающей среды, на подчинение условий существования собственным нуждам. Труд как затрата, восстановление, умножение физической и умственной энергии рождается и существует лишь как результат взаимодействия людей, начиная с природно-биологического, материально-экономического и кончая духовным общением, обменом информацией. В понимании значения природной составляющей личности лидера заслуживает внимания концепция Льва Николаевича Гумилёва (1912-1992) -русского историка, философа, географа. Он выдвинул концепцию, объединяющую всемирную историю с различными влияниями космических сил. Гумилёв является создателем учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях; также исследовал биоэнергетическую доминанту этногенеза1 (назвал её пассионарностью). Лев Гумилев прошёл тюрьмы, ссылки и всё то, что было обычным в условиях сталинской диктатуры. Основные идеи Л.Гумилева изложены в его книге «Этногенез и биосфера Земли». Как следует из названия работы, социальная динамика объясняется влиянием экологии, окружающей среды. За эту работу Гумилёва заклеймили позором. Обвинения были нелепы, классически изуверскими, в духе времени: «антимарксист», «географический детерминист», «мистический биологист», «буржуазный солипсист», «бихевиорист», «неуч-анархист», «расист». Гумилёву твердили, что он забыл о примате общественного над личным, что теория этногенеза - враждебный выпад западной лженауки о мутациях, что он проповедует теорию героев и толпы, забыл о классовой борьбе и классовой солидарности, желая разрушить единство народов. С его точгл зрения, всемирная история - это история этносов2 (народов), каждый из которых представляет собой «специфическую человеческую целостность». Все этносы являются «действующими лицами» в театре истории. Всемирная история народов зависит от географического пространства и развивается в историческом времени. Под этносом Гумилёв понимал коллектив людей, противопоставляющий себя другим таким же коллективам, в которых люди объединены отношением комплиментарности. В то же время люди подсознательно ощущают близость по принципу «Мы они». Этносы отличаются определенными стереотипами поведения по отношению к географической среде. Их появление связано с генетическими мутациями и влиянием космофизических процессов на биосферу Земли. В появлении новых этносов большую роль играет повышенная тяга к действию, активность («пассионарность»). Люди, в которых появляются новые генетические признаки вследствие микромутаций, называются «пассионариями». По сути, пассионарность и есть природная лидерская одарённость, которая проявляется в ходе истории. Пассионарии обладают повышенной способностью к борьбе, готовы переносить любые испытания, преодолевать трудности и лишения. Они стремятся изменить среду своего обитания. Повышенная активность и энергия пассионариев имеют, согласно идеям Гумилева, биохимическую природу, поскольку их организм способен «брать» энергии из окружающей среды больше, чем необходимо ему для поддержания собственной жизни. Этот излишек энергии тратится на борьбу за существование, за жизненное пространство, за роль лидера в этом движении.

Все пассионарии ощущают прилив энергии, идущей от природы и от людей, идущих за лидером, исполняя его волю. Это даёт ему вдохновение, одержимость и самоотверженность в своём деле. Пассионарии переносят свою избыточную энергию на управление соплеменниками, на выработку новых стереотипов поведения. В результате деятельности на протяжении одно-го-двух поколений некоторой «критической массы» пассионариев возникает новый этнос или возрождается старый, переживающий кризис. Диалектическое развитие народов проходит, по Гумилёву, несколько стадий: возникновение и подъём этноса; вызванный пассионарным толчком; фаза наибольшего подъёма этнической активности, которая сопровождается внутриэтническим соперничеством; фаза рассеивания пассионарной энергии, её кристаллизация в памятниках культуры и искусства; фаза жизни этноса «по инерции» и, наконец, фаза деградации этноса и, в конечном счёте, обывательского покоя. Средний период существования этноса, по Гумилёву, от 1200 до 1500 лет1.

Гумилёв в своём труде «Этногенез и биосфера Земли» представил обра-зы пассионариев . Гумилёв приводит примеры людей, которым судьба даровала всё, а они продолжали своё дело, вели людей на смерть и шли сами на гибель. Что же их побуждало? Видимо, то, что сильнее их воли и разума.