Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Природа понятия как формы мысли : Классические и неклассические основания анализа Попов, Петр Леонидович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попов, Петр Леонидович. Природа понятия как формы мысли : Классические и неклассические основания анализа : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Иркутск, 1998.- 142 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-9/176-4

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В наше премя, которое по праву можно назвать веком информации, принципы человеческого мышления активно анализируются многими науками, в том числе философией. Необходимой частью этого анализа являются исследования понятия поскольку понятие - одна из основных форм мысли.

В данной работе внимание сосредоточиоаетсп на'нескольких областях проблематики понятия; есть основания считать их особенно актуальными.

Во многих науках (о том числе и гуманитарных) значительное внимаете уделяется изучению переходных типов, пограничных состояний, контактных областей, а также изучению устойчивости объектов различной приводы. Несомненно, что в последние десятилетия интенсивность такого рода ^следований возрастает. При разработке такси тематики неизбежно широке использование.понятий с нечетким объемом и вариативным содержани-

ІМ.

Именно такие («неклассические») понятия особенно подробно рзс-матриваются в настоящей работе.

Многие понятия, отражающие социальные реалии, характеризуются ариативностью содержания и нечеткостью объема. Одно из них - весьма ктуальиое понятие «нация». Именно это понятие в работе особенно подобно анализируется, как пример «неклассического» понятия.

Сказанное относится преимущественно к проблематике общих поня-ій . Но и проблематика единичных понятий включает некоторые крайне зк-'альиые вопросы. Развитие информатики открывает теоретическую воз-ожность моделирования человеческого сознания (в том числе индивиду-тьното), а развитие биологии - теоретическую возможность клонирования, соответственно, получения генетической копии любого индивидуального іганизма (в том числе человеческого). Эти возможности (хотя и остающие-пока теоретическими) должны быть осмыслены - з том числе средствами їлософии.

В этой связи приобретает особую остроту вопрос о сущности индиви-ального сознания; он в значительной мере пересекается с проблематикой ииичного понятия.

И, наконец, в наше время - время интенсивных контактов между предателями различных культур. В этой связи актуален вопрос о механизме няния эмоций и потребностей на дискурсивное мышление, поскольку іьтурньїми различиями в значительной мере и создаются различия эмо-

ционально - потребностных установок. Этот вопрос тесно связан с проблематикой понятия; именно «неклассические» понятия - компонент дискурсивного мышления, наиболее подверженный воздействию эмоционально - потребностью импульсов.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Понятие - одна их основных форм мысли, рассматриваемых в традиционной логике (наряду с суждением и умозаключением), и соответственно, теория понятия формировалась и развивалась вместе с логикой.

В отечественной логико-философской литературе понятие исследуется давно. Можно назвать работы А.И. Введенского, А.А. Ветрова, В.ф. Богуславского, А.А. Ивина, НИ. Кондакова; особо следует отметить монографии Д.П. Горского и Е.В. Войшвилло.

Проблематика понятия очень тесно (в значительно большей мере, чем проблематика суждения и умозаключения) связана со многими другими логико-философскими вопросами. Особенно - с проблематикой тождества -. различия и проблематикой единичного, особенного, всеобщего. Соответствующие вопросы рассматривались А.И.Уемовым, В.И.Столяровым, Г.Д.Левиным, ЮАШредером, М.Н.Новоселовым, АА.Любищевым, И.С.Нарским, Ф.Т.Михайловым и другими авторами.

В проблематике понятия можно выделить по крайней мере три недостаточно разработанные области.

Во-первых, как отметил Е.К-Войшвилло, осталось невыясненным основное - в чем заключается специфика понятия по сравнению с другими формами мысли. В частности, остаются невыявленными признаки, отличающие понятие от суждэния. Как правило, определения понятия, как формы мысль, встрзчающиеся в литературе, бывают приложимы и к суждению. Имеется и другой крен - чрезмерное сближение понятия с именем.

Вс-ыторых. недостаточно исследован комплекс вопросов, связанных с вариативностью содержания, свойственной многим понятиям, с нечеткостью объемов многих понятий, с характером представленности элементов содержания понятия в элементах его объема - различающимся у типологически разных понятий и т.д. Этот комплекс вопросов можно назвать проблематикой жесткости понятия. В разработке этих вопросов пока недостаточно учтен ряд результатов, достигнутых в логике (и других разделах философии), в математике и естественных науках. Это. 1). Теория фамильных сходств Л.Витгенштейна; 2). Теория идеальных типов М.Вебера; 3). Метод корреляционных плеяд П.ВТерентьева; 4). Теория нечетких множеств Л.Заде.

В-третьих, недостаточно ясны зависимости принципов строения и использования понятия от природы той предметной области, к которой оно относится. Изучению этих зависимостей не уделяется большого внимания. Это положение должно быть исправлено, поскольку природа понятия в значительной мере определяется природой предметной области. Три указанных недостатка, характеризующих современное состояние теории понятия, в существенной мере взаимосвязаны. Так, различия в строении понятий, относящихся к разным предметным областям - это обычно различия в /ровне жесткости понятия. И отличие понятия от суждения тоже имеет отношение к уровням жесткости, свойственным этим формам мысли.

Отметим следующий момент, характеризующий современное состоя-те теории понятия: преимущественно разрабатывается проблематика об-цих понятий; разработка проблематики единичных понятий отстает ко-іичественно и качественно. Но общее соотносится с единичным и поэтому ідекватное понимание природы общих понятий требует и адекватного по-іимания природы единичных понятий. Кроме того, проблематика единичных юнятий обладает и самостоятельным значением, которое нельзя недооце-іивать. В этой связи требуется построение типологии единичных понятий-юскольку под единичностью нередко понимаются существенно разные ха-эктеристики. Далее. В современной философии и психологии чрезвычайно аспространено положение, согласно которому единичное сводится к уни-альному сочетанию общих признаков. Это положение несомненно оши-очно. С ним связано и другое, столь же ошибочное положение (и столь же аспрсстраненное), согласно которому индивидуальность человека опреде-яется только его опытом и генотипом (наследственностью).

Требуется критика этих положений, в том числе в связи с осм'ыслени-м средствами философии возможностей моделирования индивидуаль"ого ззнания и клонирования человека. Следует отметить, что в философии зошлого (вплоть до XVIII века) проблематика единичных понятий (в форме эпроса о принципе индизидуации) активно разрабатывалась. Этот опыт эобходимо учесть - особенно некоторые положения Г.Лейбница.

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основ-эй проблемой является проблема получения характеристики понятия, от-зжающей как многообразие его разновидностей (и аспектов функциониро-жия), так и их относительную однородность и обособленность по отноше-ію к другим формам мысли.

Работа имеет две взаимосвязанных, трудноразделимых цели: первая ісследовать понятие, как особую форму мысли, вторая - исследовать не-

которые вопросы, находящиеся на стыке теории понятия с другими разделами науки.

Оба аспекта работы взаимосвязаны потому, что исследование поня-' тип, как формы мысли должно помочь в разработке ряда других еопросов (таких, например, как вопрос о сущности понятия «нация») и наоборот, исследование этих вопросов дает .материал для прояснения - в том или ином отношении - природы понятия, как формы мысли.

Соответственно, задачи исследования таковы:

а выявить признаки, отличающие понятие от других форм мысли;

в дать анализ строения понятия, основанный на характеристике отношений в треугольнике «имя - содержание - объем» понятия; в рамках этого анализа рассмотреть вопрос о единстве основы теории фамильных сходств Л.Витгенштейна, и теории идеальных типов МВебера, вопрос о сущности «закона обратного отношения», вопрос о зависимости строения понятий от природы предметных областей и некоторые другие вопросы теории понятия;

о построить типологию понятий, учитывающую указанные отношения;

о рассмотреть вопрос о сущности понятия «нация»;

в построить новую типологию признаков, составляющих содержания как общих, так и единичных понятий;

и сравнить строение общих и единичных понятий;

в в рамках тематики единичных понятий рассмотреть вопрос о сущности индивидуального сознания (т.е. рассмотреть вопрос о сущности понятия «эта личность»);

а рассмотреть (менее подробно) некоторые другие вопросы, связанные с проблематикой понятия (вопрос о влиянии эмоционально-лотреб постных установок на функционирование понятия, и некоторые другие);

« рассмотреть вопрос о соответствии понятийного членения реальности ее объективной расчлененности и в связи с этим проанализировать выявленные гештальт-психологией «законы группирования» и дать их более абстрактную - ориентированную не только на зрительные образы - версию.

МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ. Методологическая' основа исследования- системный и типологический подходы.

Проблематика понятия имеет, как минимум, четыре аспекта: 1) логико-философский, 2) лингвистический, 3) психологический, 4) логико-магемзтический.

Зти аспекты взаимосвязаны настолько, что вести исследование, оста-: ваясь в пределах одного из них, едва ли возможно. В настоящей работе ,,'

проблематика понятия исследуется преимущественно в ' логико-философском и лингвистическом аспектах; в некоторых случаях затрагиваются и два других аспекта.

В качестве материала исследования брались понятия, используемые в философии, социологии, психологии, географии, почвоведении, биологии, химии.

Один из методических подходов, используемых о работе- анализ классификационных принципов, применяемых в разных науках и рассмотрение, с учетом этого анализа, понятий естественного языка. Этот подход целесообразен потому, что образование понятий в научном мышлении основывается на тех же принципах (но проводимых более осознанно и точно), что и в «бытовом» мышлении,

«Понятие»- это тоже понятие. Соответственно, утверждения, относящиеся к любому понятию, оказываются приложимыми и к понятию «понятие» (например, может быть определено положение этого понятия, как, л любого другого, в предлагаемой типологии понятий).

Стремление учитывать это обстоятельство также было одной из ме-сдических установок исследования.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. В рамках выполненного исследования получены следующие результаты, которые выносятся на защи-

У-

1. Выявлены признаки, сравнительно точно отличающие понятие от іругих форм.мысли. Установлено, что понятие находится на пересечении рех рядов форм мысли - «ряда осознанности», «ряда логической субъект-ости», «ряда инновационнссти». «Ряд осознанности» составляют: мысль, олностью относящаяся к сфере подсознания; частично осознанная мысль; олностью осознанная мысль. «Ряд логической субъектное» формирус гея соответствии с уровнем способности тех или иных грамматических конст-укций выражать логическое подлежащее. Этот ряд образуют: мысль, пред-гавляемая определенно несубъектными грамматическими формами лагол в личной форме, предлоги, союзы, частицы и т.д.); мысль, представ-чемая грамматическими формами, ограниченно способными занимать /бъектную позицию в предложении (инфинитив, прилагательное, ко-лчественное числительное); мысль, представляемая грамматическими ормзми, наиболее способными выражать логическое подлежащее уществительное, местоимение). «Ряд инновационное» образуют: зісль, с точки зрения субъекта сообщения, известная адресату сообщения онятие); мысль, с точки зрения субъекта сообщения, новая для адресата юбщений (суждение); мысль, новая для самого субъекта этой мысли

(умозаключение). Таким образом, понятие является осознанной, субъектной, известной (в указанном смысле) мыслью.

В «ряду осознанности» понятие граничит с «незрелым понятием»; в «ряду логической субъектности» - с мыслью, выражаемой неопределенной формой глагола; а «ряду инновационное» с суждением. Отмечены: элемент континуальности, характеризующей ujjUdiinu& ряды и, соответственно, некоторая размытость понятия «понятие».

2. Дана типология понятий, характеризующихся вариативностью
содержания и нечеткостью объема (названных неклассическими понятия
ми).

Выявлено четыре типа таких понятий: корреляционное (в его содержании отражен комплекс вероятностно взаимосвязанных признаков), континуальное (отражающее отрезок непрерывного ряда изменчивости), модальное (отражающее тот или иной класс модальностей), и абстрактно -реальное (отражающее комплекс реальных объектов, приближающихся, по определенным признакам, к некоторому абстрактному объекту). Основа этой типологии - установление отношений между элементами содержания и элементами объема понятия. Отмечено свойственное неклассическим понятиям разделение основного содержания на идеальное и реальное и варьирование реального содержания относительно идеального. Идеальное содержание неклассического понятия образовано, как правило, полным набором признаков, составляющих его основное содержание; реальное содержание является дизъюнкцией «ослабленных», но достаточно близких к полному наборов из признаков идеального содержания. Такое ослабление может заключаться как а снижении интенсивности, так и в искпючении тех или иных признаков. Этот принцип образования понятия не подразумевает, в качестве необходимого условия, существования признака или их комплекса, общего для всех элемента объема данного понятия и только для них. (На существовании такого признака настаивает, как известно, кпассическая теория понятия.) Основанием мыслить элементы идеального содержания неклассического пзнятия в единстве является, в большинстве случаев, их взаимосвязь, сообщающая их комплексу системность.

3. Установлен? единая основа «іеории фамильных сходств»
Л.ЕНггРма'трйна и «теодоц идеальных типов» М. Вебера Зі л основа усмет-
г:мзр.'.'тся о анализе отражения корреляционных плеяд лризмэков е поняти-
яу. ("Когроляциоимая плорда* - понятие, вяодеш'ое il.P Т.ц:чнтьевым и от-,
ракзющее комплекс р»рсягностно вззимосвяьаічых лриз;'?"ов.) Обе на
званные концепции рассматривают корреляционные понмич; но каждая
полхі.ідит к анал'-пу ыто поьигий со своей стороны Л ГСчггенитейн обратил

внимание на отсутствие инвариантного и особенного компонента а реальном содержании некоторых понятий, з М.Вебер - на расхождение между реальным и идеальным содержаниями рлда понятий. Но эти две особенности меклассических понятий (отмеченные нами в пункте 2 ) связаны между собой вариати.гмосгь реального содержании мешает отнести все элементы идеального содержания понятия к каждому элементу его объема.

Корреляционное понятие возникает тогда, когда взаимосвязь между признаками является достаточно тесной, чтобы их сочетание было целесообразно отразить а содержании понятия; но, вместе с тем, не настолько тесной, чтобы образованное понятие соответствовало указанному классическому критерию. Отмечено, что понятия, отражающие социальные реалии, являются, во многих случаях, именно такими.

4. Дана типология единичных понятий; во взаимосвязи с по-
стооением этой типологии построена субстанциональная типология призна
ков Соответственно выявлено шесть первичных субстанционаїч ных типов
признаков - морфологический, вещественный, энергетический, пространст
венный, временной и саморефлексивно-психический.

Понятие субстанциональности отражает гносеологическую несводимость признаков, относящихся к некоторым классам, друг к другу; содержание понятия, образованного признаками одного субстанционального класса, не может быть выражено через признаки другого субстанционального класса.

Обосновано положение, в соответствии с которым основные содержания общих понятий образованы морфологическими признаками (спределенностями формы), а основные содержания единичных понятий -обычно признаками иной субстанциональной природы (определениостями вещества, энергии, места, времени и духа). В связи с обоснованием самостоятельности саморефлексивно-психического субстанционального кларса [отражающего определенности духа - отдельные «я») развито положение о неформализуемости индивидуального сознания. Отмечено, что положение, согласно которому индивидуальность человека исчерпывается его наслед-:твенностью и опытом является недостаточным: опыт и наследственность імеют информационную природу, но в центре индивидуального сознания іаходится «я» - неинформациониая сущность.

5. Рассмотрены (как соотносительные) понятия «естественное.
руппировэние» и «произвольное группирование». Установлено, что есте-
твенное группирование основано на принципах опосредованного и непо-
редственного отождествления. При опосредованном отождествлении лю-
ой объект образуемого на исходной совокупности множества имеет боль-

Шую степень общности с хотя бы одним объектом этого же множества, чем с любым объектом исходной совокупности, не включенным в данное множество. (Результатом такого отождествления являются структуры типа «цепи» или «сети», отделенной разрывом от других объектов исходной совокупности). Опосредованное отождествление применяется при образовании единичных и «неклассических» общих понятий. При непосредственном отождествлении любой объект образуемого множества имеет большую степень общности с любым другим объектом, включаемым в это множество, чем с любым объектом исходной совокупности, в данное множество v не включаемым. На этом принципе основано образование «классических» общих понятий.

Предложена новая, болев абстрактная - ориентированная не только на зрительные образы - версия гещтальт-психолотческих законов группирования. Новыо законы шляются результатом соотнесения двух принципов отождествления (опосредованное и непосредственное) с шестью субстанциональны»!! классами признаков (морфологический, вещестаен-нын, энергетический, пространственный, временной, саморефлексивно-психичзский). Из двенадцати возможных комбинаций реально применяется одиннадцать. (Саморафлексмвно-лсихический опосредованный тип исключается) В соответствии с этими законами (образующими, во многих случаях, различные сложные сочетания) и происходит формирование сбъ-шоз и содержаний понятий - общих и единичных.

НАУЧНА^ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключаются в том, что его результаты могут быть использованы при дальнейшей разработке* теории понятия и примыкающих к ней разделов философии; а кроме того, при исследовании ряда проблем социологии, этноло-"Гии, психологии и некоторых других наук. В частности, некоторые выводы могут быть учтены при построении классификаций таксономически континуальных объектоо (такие, объекты исследуются во многих науках, в частности, в почвоведении и в биологии).

Результаты диссертации тоюда могут использодаться при подготовке спецкурсов по философии, методологии науки, логике, психологии, особенно при разработке следующих тем: «Понятна как форма мысли», «Тождество и различие», «Единичное, особенное, всеобщее», «Классификации в разных науках», «Природа понятий, отражающих социальные реалии», «Понятие «нация»», «Воздействие эмоционально-потрайностных установок на дискурсивное мышление», «Меккультурные барьеры», «Гештальт-психамогические законы группирования объектов», <::П-лфода человеческой индивидуальности», ««Кибернетические» концеп-

ции бессмертия и проблема тождества личности», «Категория «дух» в системе категорий философии»

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Некоторые положения работы были отражены в выступлениях на конференции «Природа психического» (Пермь, 1994 г.) и на конференции «Классификация геосистем» (Иркутск, 1997)».