Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Призвание ученого как философско-методологическая проблема Шабалкина Елена Евгеньевна

Призвание ученого как философско-методологическая проблема
<
Призвание ученого как философско-методологическая проблема Призвание ученого как философско-методологическая проблема Призвание ученого как философско-методологическая проблема Призвание ученого как философско-методологическая проблема Призвание ученого как философско-методологическая проблема Призвание ученого как философско-методологическая проблема Призвание ученого как философско-методологическая проблема Призвание ученого как философско-методологическая проблема Призвание ученого как философско-методологическая проблема
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шабалкина Елена Евгеньевна. Призвание ученого как философско-методологическая проблема : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Ульяновск, 2002.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/366-7

Содержание к диссертации

Введение

I Онтологические основания феномена призвания личности 13

1 Определяющие характеристики феномена призвания личности 13

1.1 Историко-философские подходы к пониманию феномена призвания

1.2 Призвание как поиск смысла жизни 33

1.3 Креативная природа призвания 45

1.4 Призвание личности как проблема свободного выбора себя 53

2 Внутриличностные и социально-культурные источники призвания 65

2.1 Поиск призвания как выражение внутренней потребности личности 65

2.2 Внешние детерминанты личностного призвания 70

2.3 Формы общественных ценностно-нормативных ориентиров призвания 75

2.4 Профессиональное призвание 101

II Призвание учёного: назначение личности и профессионала 113

1 Специфика призвания в сфере науки 113

2 Призвание учёного как служение истине 129

3 Свобода и ответственность в призвании учёного 145

4 Креативная природа призвания учёного 152

5 Проблема призвания учёного в условиях смены научного мировоззрения 157

Заключение 172

Библиография 178

Введение к работе

Актуальность исследования

Развитие современной науки, целый ряд крупнейших научных открытий, с одной стороны, и коренные изменения методологических оснований познавательного процесса, с другой, сделали жизненно важной необходимость философского осознания основ научного познания и роли познающего субъекта. Предметом философского, гносеологического анализа становится гуманистическая составляющая познания, то есть познание как деятельность личности, включённой в социокультурный контекст. Наука как сфера деятельности занимает одну из центральных позиций в современном обществе. Огромное влияние результатов научной деятельности на общественное развитие возлагает на науку и творчество учёного особую ответственность. Поэтому философско-методологическая рефлексия устремлена сегодня не только и не столько на внутринаучные конструкты и феномены, но и на всю систему "человек-наука-общество". Современная философская мысль характеризуется глубокими изменениями в понимании статуса и роли субъекта познания. Если классическая теория познания была сориентирована на объект, полагала нивелирование субъективных составляющих научного познания и, особенно, его результатов, неклассическое пони-

Введение мание основывалось на идее зависимости, связи объекта познания со средствами и процедурами познания, то постнеклассическая познавательная модель как результат постепенной гуманизации процесса познания с неизбежностью требует включения человекоразмерных составляющих в когнитивную деятельность, развития процессов её самоорганизации. Поэтому особенно важным и актуальным представляется философско-методологический анализ личностных компонентов научного познания. Изучение профессионального призвания как личностного феномена, включённого в сферу научного познавательного процесса, есть элемент такого анализа. Каковы онтологические основания феномена призвания личности? Имеют ли место существенные связи призвания и смысла жизни, творчества, свободы, судьбы? Является ли призвание феноменом личностного бытия, или оно подразумевает наличие общественных и культурных детерминант? Что есть профессиональное призвание? Что составляет сущностные особенности призвания учёного? Каким образом взаимосвязаны призвание учёного-профессионала и личностное призвание? Каким образом отражается смена научных мировоззрений на профессиональном призвании деятеля науки? Поиск и нахождение призвания как решение жизненной задачи личности по обретению смысла существования сопряжены с творческим, свободным самосозиданием и творением окружающего мира в соответствии с избранными целями и ценностями. Общественной формой бытия призвания традиционно выступает профессиональная деятельность. Цели и ценности профессии находят адекватное преломление в понимании жизненного смысла личности. Изменения научной картины мира, новые тенденции в рамках методологии познавательной сферы и, со-

Введение ответственно, изменение ценностных приоритетов науки и социокультурных форм её функционирования имеют немаловажные последствия в отношении позиции учёного-профессионала, порождая конфликтные ситуации на уровне отдельного учёного и научного сообщества. Актуальным представляется рассмотрение проблемы призвания учёного на этапе смены традиционных представлений о профессии и появления новых профессиональных отношений. Получить целостное представление о философско-методологическом аспекте данной проблемы возможно на пути соединения анализа онтологических основ призвания как феномена личности и рассмотрения характерных особенностей призвания учёного на переломном этапе развития когнитивной сферы.

Степень научной разработанности проблемы

Исследование проблем, прямо или косвенно связанных с призванием, как зарубежными, так и отечественными исследователями проводилось в различных областях гуманитарного знания. Следует разграничить освещение проблемы призвания как такового и исследования в области профессионального призвания учёного. Тема призвания как феномена личностного бытия имеет давнюю историю рассмотрения философами различных школ и направлений. Понимание феномена призвания личности как поиска своего назначения в мире, служение идеалу, общественную миссия, самораскрытие, свободное творчество можно найти в работах Аристотеля, Н. Кузанского, И.Г. Фихте, Э. Мунье., А. Мас-лоу, Н.А. Бердяева. Особое место занимает религиозная традиция понимания призвания в православии, католицизме, протестантизме, которая прослеживается по работам В.В. Зеньковского, Ж. Маритена и М. Вебера. Богатый материал для понимания изучаемого феномена даёт

Введение 7 анализ этимологических оттенков слова "призвание" в различных европейских языках. Работы В. Франкла, Е.Л. Фейнберга, Л.Н. Когана, Г.С. Батищева, А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, Е.И. Кузьминой, А.Г. Мысличенко, И.Э. Мусаэляна, дают представление о призвании личности как о смысложизненном поиске, свободном выборе себя, творческой самореализации, судьбе, профессии. В исследованиях А. Маслоу, В. Франкла, Л.Н. Когана содержатся идеи о внутренних источниках и детерминантах личностного призвания. Феномен призвания как явление общественного и личностного бытия, внешние детерминанты смысло-жизненного поиска личности рассматриваются в трудах А.Дж. Тойнби. Феномен профессионального призвания учёного освещается в различных аспектах своего бытия в трудах Платона, Ф. Бэкона, И.Г. Фихте, М. Вебера, М. Полани. Особый интерес представляют философские размышления о призвании как о феномене профессионального личностного бытия выдающихся учёных-исследователей Дж. Бруно, Н.И. Вавилова, В.И. Вернадского, А.А. Любищева, А.Д. Александрова. Так как в задачу исследования входило рассмотрение с философских позиций проблемы призвания учёного в период смены научного мировоззрения, особый интерес представляли работы, описывающие современную ситуацию в науке: В.А. Лекторского, B.C. Стёпина, В.Н. Садовского, В.А. Бажано-ва, Н.Н. Витченко, П.П. Гайденко, В.В. Ильина, И.Т. Касавина, В.И. Красикова, М. Малкея, Ж. Недева, А.Л. Никифорова, А.П. Огурцова, В.Н. Поруса, М.А. Розова, З.А. Сокулер, А.К. Сухотина, А.А. Тихонова, И.В. Черниковой, Б.Г. Юдина. Несмотря на значительный объём и результаты вышеназванных исследовательских работ, ни одна из них не даёт комплексного представления о процессе становления и развития

Введеняе личности и субъекта познания, о призвании вообще и призвании учёного как философской проблемы. Исследования, как правило, касаются одного из аспектов проблемы, одной из сущностных сторон феномена призвания вне профессиональной ориентации или определённых характеристик профессионального призвания учёного.

Предметом диссертационного исследования является феномен личностного и профессионального призвания учёного.

Целью исследования является философское осмысление феномена призвания, определение онтологических, гносеологических и аксиологических особенностей призвания учёного-профессионала. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи: представить комплексное понимание феномена призвания во взаимосвязи с проблемой поиска смысла жизни, со свободой личности и её судьбой, творчеством; рассмотреть особенности личностного и социокультурного бытия феномена призвания; выявить роль социального мифа, морали, идеологии и общественного идеала в процессе смыслоценностной ориентации личности, ищущей своё призвание; осветить особенности активности, направленной на определение призвания, рассмотреть одну из общественных форм реализации призвания - профессию; выявить аспекты понимания профессионального призвания учёного в связи с процессом становления субъекта познания, общечеловеческим пониманием феномена призвания и особенностями научной деятельности;

Введение рассмотреть трансформации в сфере научной профессии и призвания во взаимосвязи с аксиологическими, методологическими и мировоззренческими изменениями в когнитивной области человеческой деятельности.

Методологическая основа исследования

В качестве методологической базы исследования призвания учёного как феномена личностного и общественного бытия выступают идеи персонализма, позволяющие прояснить индивидуально-уникальную и общественную природу призвания, и экзистенциального подхода, раскрывающие существо феноменов поиска личностного жизненного смысла, свободы, творчества. В основу исследования призвания в научной сфере положен принцип единства логико-гносеологического и социокультурного подходов к изучению науки и её субъекта.

Основные положения, выносимые на защиту

Призвание есть смысложизненная задача личности; её решение -это обнаружение и действенное воплощение жизненной доминанты, смысла. Сущностными характеристиками призвания личности являются творчество и свобода как самосознание и превосхождение себя, выход в поле собственных возможностей, творение собственной личности как предпосылка к преобразованию действительности.

Как феномен общественной жизни поиск призвания является выбором ценностных альтернатив, предлагаемых обществом в форме моральных и идеологических идеалов, мифических представлений. Степень адекватности ответа на общественный вызов, совпа-

Введение дения общественных и личностных ценностных структур определяет успешность реализации призвания в глазах общества (научного сообщества). Выбор личности может обернуться псевдопризванием, потерей жизненного смысла, привести к деградации личности. Одной из основных форм общественного и личностного бытия призвания является профессия. Адекватное выражение ценностно-смысловых представлений призванной личности в рамках профессии создаёт феномен профессии-призвания.

Профессиональное научное призвание - одна из составляющих процесса становления субъекта познания, позволяющая определять цели и результаты этого процесса, а также механизм его протекания. Профессиональное призвание субъекта науки предстаёт как единство ряда аспектов: стремление к истине, служение ей, борьба за неё; общественная, гражданская миссия по поиску и распространению истинного знания, формирование мировоззрения общности и постановка конечных целей развития; ответственность за результаты научных изысканий; служение идее свободы и независимости суждений, ясное и ответственное видение бытия; творческое рациональное освоение действительности; личностная вовлечённость, страсть, уверенность и вера в собственное дело.

Современное состояние науки, связанное с восхождением на пост-неклассическую ступень развития, предполагает трансформацию взгляда на статус субъекта познания, включение в анализ когнитивного процесса ряда личностных, культурных параметров. Призвание выступает здесь как феномен, определяющий бытие субъ-

Введение екта познания в новой, изменяющейся познавательной ситуации, и как модель, дающая один из подходов к пониманию субъективности в науке и процессе научного творчества.

Научная новизна исследования

Предлагается осмысление феномена призвания личности как свободного творческого обнаружения и реализации жизненного смысла.

Вводится представление о взаимообусловленности общественной и личностной природы феномена призвания, определяемой необходимостью совпадения общественных и личностных ценностно-нормативных идеалов. Призвание рассмотрено как феномен, сообщающий профессиональной деятельности личности особые черты служения.

Предлагается модель понимания феномена призвания учёного как соединение сущностных черт призвания - общечеловеческого феномена, специфических особенностей функционирования научного сообщества и характеристик научного творчества. Профессиональное научное призвание истолковывается как одна из сторон процесса становления субъекта познания, освещающая новый аспект понимания этого процесса, его конечных целей и результатов.

Феномен призвания представлен в качестве определяющего бытие учёного в современной изменяющейся познавательной ситуации, характеризуемой как постнеклассическая. Он выступает инвариантным в условиях трансформирующегося понимания научной профессии и методологии научного творчества.

Введение 12

Теоретическая и практическая значимость диссертации

Теоретическая значимость работы заключается в разработке актуальной философской проблемы - становление учёного как личности и субъекта познания. Результаты исследования углубляют философские представления о феномене личностного призвания и путях смысложиз-ненного поиска. Материалы исследования позволяют обсуждать вопрос о свободной, творческой природе призвания, его связи со всей жизнью личности, её судьбой, профессиональным самоопределением. В диссертации предлагается видение феномена профессионального призвания учёного как результата взаимовлияния общечеловеческих характеристик феномена призвания и специфических черт сферы научной деятельности. Исследуемая проблема затрагивает вопрос о роли и значении личности исследователя в процессе познания, взаимосвязи целей и ценностей научного познания и идеалов учёного. Проблема призвания учёного особенно актуальна для современного состояния науки и научного сообщества, находящихся на этапе переоценки значения субъективности в научно-познавательном процессе. Материалы диссертации могут стать основой для подготовки учебных курсов по социальной философии и антропологии, философии науки. Содержание диссертационного исследования может быть оформлено и как самостоятельный спецкурс.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и библиографического списка. Первая глава содержит две части, разбитые на семь параграфов, вторая глава содержит пять параграфов.

Историко-философские подходы к пониманию феномена призвания

Философская мысль имеет давнюю традицию обращения к проблеме человека, его сущности и назначению. Философское познание исторически меняло направление своего интереса к личности: от экстравертивного к интровертивному и их соединению. Проблема самоосознания и самопознания как бы в неявном виде присутствует ещё в мифологических объяснениях мира, где понимание человека немыслимо без космологических построений. Философская тенденция познания мира через познание человека оформляется в идеях Сократа. Многие философские проблемы, поставленные ранее, приобретают у греческого философа иную окраску, соотносясь с вопросом "что есть человек". Он приходит к заключению, что человека невозможно понять с помощью тех же методов, что и природные явления; только в контексте субъект-субъектных связей, в диалоге возможно понимание. Человек предстаёт как существо, которое в каждый момент времени ищет себя, проверяет и испытывает свою жизнь. По мнению Сократа, в этой критической позиции по отношению к своему бытию и состоит ценность человеческой жизни. Благодаря способности ставить вопросы и давать ответы себе и другим людям, человек становится ответственным существом, моральным субъектом [96, с.81-113],[97, 157-223].

Стоическая философия дала человеку чувство глубокой гармонии с природой и одновременно моральной независимости от неё. Человек ощущал себя в полном равновесии с мирозданием и знал, что никакая сила не способна его нарушить. Признание абсолютной независимости, которое стоики полагали главным достоинством человека, христианская доктрина трактует как основной порок личности. Разум перестают рассматривать как высшую силу человека, источник знаний - это благодать божественного откровения. Человек, созданный по образу и подобию бога, способен вернуться к своему первоначальному состоянию, изначальной чистой сущности только благодаря божественной благодати.

В Новое время с небывалой силой заявляет о себе наука, осуществляется поиск теорий человеческой личности, основанных на эмпирических наблюдениях и логике. Основой научных изысканий становится новое видение человека и космоса. Человек - не центр Вселенной, он живёт в бесконечном мире с неисчеслимым богатством реальности. Бесконечный универсум побуждает человеческий разум к осознанию собственной бесконечности и неограниченной силе. 17 век, век Галилея, Декарта, Спинозы и Лейбница, ознаменован попытками дать рационалистическое решение проблемы человека, применить достижения точных наук к пониманию связи человека и мира. Развитие науки в 18-19 веках привело к созданию эволюционной теории развития и с особой остротой высветило проблему законов развития природного и культурного мира, механизмов и целей культурного развития. В 19-20 веках был предложен целый ряд ответов на вопрос о движущих силах развития человека и общества: воля к власти у Ф. Ницше, концепция бессознательного 3. Фрейда или роль экономического базиса в теории К. Маркса. Но и сейчас нет единого ответа на вопрос, что есть человек и личность [38, с.92-109], [50, с.3-31].

Разнообразие подходов к пониманию человека, безусловно, связано с неоднозначностью и уникальностью его природы, с многообразием связей, в которые он вступает, с целой системой реальных и потенциальных мотивов и целей, движущих личностью и определяющих формы его активности, с сочетанием в личностной структуре устойчивых и даже косных образований и стремления к свободе и творчеству. Один из феноменов человеческого существования, позволяющий приблизиться к пониманию сущности личности, её индивидуального и общественного бытия - это феномен призвания. Рассуждая о человеке и его месте в универсуме, мыслители неизменно приходят к выводу о существовании некой задачи, зове, смысле, предназначении, который определяет бытие личности.

Изучением феномена призвания занимаются целый ряд наук, объектом изыскания которых является человек и каждая из них предлагает своё особое понимание призвания, но комплексного единого определения этого феномена не существует. В " Социологическом энциклопедическом словаре" под редакцией Г.В. Осипова призвание трактуется как склонность к тому или иному делу, предназначение [112, с.326]. В психологии призвание часто смыкается с близким по смысловому наполнению, но более узким и "психологическим" понятием "самоактуализация" как "стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих возможностей" [104, с.349-350].

Ближе подойти к пониманию сущности призвания позволит обращение к его значению в различных языках. Можно встретить следующие определения. "Призвание - склонность к тому или иному делу, профессии; жизненное дело, назначение" [92, с.479]. "Призвание - постоянное занятие, особенно такое, для которого человек предназначен или подготовлен; стремление, ответ на своего рода вызов, предпринять определённого рода работу (деятельность), особенно в сфере религиозной карьеры" [139, р. 1673]. И более широкое и полное определение призвания: "1.а) Призыв или сильное влечение к конкретному состоянию или виду деятельности, особенно священный зов к религиозной жизни; б) вступление в духовенство или религиозный орден. 2. Работа, которой регулярно занимается субъект, профессия; вовлечение в конкретный вид деятельности; особое назначение человека или группы" [138, р.862]. Интересные результаты дает обращение к этимологии слова "призвание" в английском и немецком языке. Английское "calling" означает одновременно и призвание и профессию; "vocation" - это и призвание и зов, а в средневековом английском оно имело ещё и ярко выраженный религиозный смысл и понималось как зов к религиозной жизни; "mission" переводится на русский как миссия, поручение и призвание, цель жизни. В немецком языке призвание имеет два синонима "Beruf" и "Berufung". Первое объединяет по смыслу профессию и призвание, второе понимается как приглашение на работу, созыв, зов. Основываясь на этом небольшом лингвистическом материале, можно предположить, что феномен призвания в различных европейских культурах тесно связывался с вполне конкретной профессиональной деятельностью человека и, в то же время, имел и имеет более глубокий личностный смысл, связанный со смыслом и целью индивидуального бытия. Следует подчеркнуть, что и в немецком и в английском языке можно найти указания на некий внешний источник, стимул индивидуальных стремлений призванной личности. Можно, вероятно предположить, что призвание у разных народов означало и удовлетворение материальных и карьерных устремлений, и бескорыстное выполнение некоей миссии, возложенной извне и принятой личностью.

Следует подчеркнуть многоплановость призвания как феномена личностного и общественного бытия. С одной стороны, можно говорить о необходимости междисциплинарного подхода к пониманию призвания и о недостаточной разработанности этой проблемы в каждой из наук о человеке, с другой, требуется выявить особенность философского взгляда на этот феномен. Достижению этой цели может способствовать рассмотрение существующей философской традиции в понимании призвания личности, целей и смысла человеческой жизни. Строго не придерживаясь исторического пути развития философских взглядов на человека, следует остановиться на тех взглядах философов, которые позволят приблизиться к пониманию феномена призвания и, возможно, дать его определение.

Призвание как поиск смысла жизни

Многоплановость феномена поиска призвания требует комплексного подхода к его пониманию. "Назначение", "призванность" подразумевают стремление к чему-либо, служение определённой цели, ценности. Обретение призвания даёт знание о цели и смысле жизни, а потому представляется необходимым определить, что есть смысл жизни как философское понятие и то, каким образом призвание может быть понято в связи со емысложизненными поисками личности.

Процесс смысложизненного поиска предполагает двух активных субъектов - личность и общество. Общество как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, во многом определяет и формальные и содержательные особенности жизни своих членов. Регулируя взаимоотношения людей по средствам социальных структур, оно само существует в силу активности личностей. Основой понимания личности следует признать её многомерность. В сфере философской рефлексии личность рассматривается как целосность, вбирающая в себя разноуровневые характеристики. Человек выступает участником историко-эволюционного процесса, носителем социальной роли и программ социотипического поведения, субъектом выбора индивидуального жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. Личность есть динамическое и деятельностное существо, сущность которого порождается, преобразуется и отстаивается в совместном существовании с другими людьми. Как субъект свободного, ответственного, целенаправленного поведения человек выступает в восприятии других людей и в своём собственном в качестве ценности ж обладает относительно автономной, устойчивой, целостной системой многообразных, самобытных и неповторимых индивидуальных черт [5, с. 132, 401-404]. Призвание, поиск и реализация избранного жизненного смысла требуют задействования всех сущностных сторон личности. Неразрывная связь всех сторон феномена призвания, его целостность возможна лишь при условии целостности, сложности феномена личности, многоплановости и вариативности связей человека с другими членами сообщества.

Итак, смысл жизни человека в поле взамной связи и детерминации личности и общества может рассматриваться двояко. Если взять за точку отсчёта социум, общество, то он выступает как "специфический способ социальной автодетерминации, как санкция человеку на жизнь в обществе, выдаваемую самим обществом. ... Это выражение общественного настроения, понятие культурного и исторического плана" [99, с.98]. Личностный смысл жизни может быть представлен как "структурный элемент личностной деятельности, выполняющий регулятивную функцию. Смысл и назначение жизни человека выступает как форма проявления стороны, элемента индивидуального сознания, реализующаяся в жизнедеятельности человека" [85, с.59]. Смысл выступает как продукт культурного опыта, он имеет ценностно-нормативную природу. Человек застаёт целый набор готовых культурных смыслов, санкционированных и одобряемых общностью, либо отвергаемых официальной культурой. В такой форме смыслы имеют надсубъективный характер и являются для личности лишь возможными жизненными ориентирами. Личностным смысл становится в результате духовной деятельности человека, которая не всегда может быть осознанна. Смысл принимается или отвергается, видоизменяется, теряя свои абстрактные черты и становясь задачей, целью конкретной человеческой жизни. Культурные смыслы - ценности, будучи главными, определяющими для жизни конкретной личности, приобретают индивидуальные характеристики, которые делают невозможным автоматическое принятие этих смыслов другой личностью, делают их личностным смыслом жизни. По утверждению Франкла, "смысл нельзя дать, его нужно найти", и этот поиск глубоко личностей [128, с.37]. Таким образом, жизненный смысл глубоко индивидуален, но в то же время социален, сверхиндивидуален. Обретение смысла жизни - это процесс осознания существующих культурных ценностных выборов, их личностная "переработка" и принятие или отвержение. Уровень развития личности характеризуется единством этих двух измерений: насколько личность осознала смысл своего бытия, и насколько она "построила" себя. Если призвание - это то, каким человек видит себя и чему он служит, та цель, которая определяет его жизнь, то обретение, понимание жизненной цели, смысла даёт ощущение призвания. А поиск призвания может быть представлен как решение задачи поиска смысла жизни.

Человеку изначально не присуще осознание смысла своего существования, своего призвания. Смысл не может быть найден личностью без некоей культурной основы, почвы, без культурного базиса представлений об основополагающих ценностях: о добре и зле, о правде и лжи ... Смысл одномоментно внеиндивидуален - он рождается, претерпевает существенные трансформации через взаимодействия с миром и другими людьми, и в этом смысле, качественно изменчив, - и внутриинди-видуален как ощущение присутствия смысла. Можно сказать, что личностный смысл - это продукт духовной деятельности всех живших и живущих людей и одного конкретного человека. Призвание как смысл жизни не может быть найдено одномоментно и сразу чётко и осознанно сформулировано. Скорее можно говорить о процессе приближения к пониманию смысла, постижению цели прибывания в этом мире. Возможность для понимания смысла даётся в каждой жизненной ситуации, в каждой встрече с другим человеком.

Личность живёт в состоянии поиска, в состоянии выбора: обнаружение универсального, абсолютного смысла и необходимостью решения конкретных задач в каждой жизненной ситуации. Можно говорить о структуре жизненного смысла. Ядром его является абсолютный высший смысл, который достигается и понимается всякий раз относительно, частично. Эти частичные смыслы составляют поле смысла. Нахождение смысла жизни, призвания - это обнаружение возможности на фоне действительности. Такая возможность всегда единственна для каждой личности, и она преходяща, так как связана с определённой жизненной ситуацией. Но если личность выбрала путь к пониманию своего призвания и его осуществлению, возможность реализуется. Смысл - цель, смысл - призвание теряет свой пространственно - временной характер, перестаёт зависеть от конкретной жизненной ситуации, становится направляющим вектором всей жизни человека, своеобразным ориентиром поведения, всей жизнедеятельности.

Специфика призвания в сфере науки

Результатом явилось заключение о невозможности однозначного определения феномена жизненного назначения личности, о многоаспектности его понимания. Одной из основных характеристик бытия призвания стала его связующая позиция в системе Личность-Общество и необходимость "созвучия" внутренних стремлений человека и общественных ценностных представлений о личности для успешного поиска и реализации призвания. Стремление личности обрести смысл бытия глубоко индивидуально, и, одновременно, оно имеет конкретные общественно-исторические формы воплощения и детерминированы обществом. Последнее предлагает спектр возможных способов реализации призвания, выраженного в представлении о смысле и цели личностного существования и путях их достижения. Одним из таких способов является профессия. Из всего многообразия профессиональных форм деятельности, которые могут стать основой реализации призвания, наиболее интересной представляется профессия-призвание учёного, субъекта науки - особого вида познавательной деятельности, нацеленного на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире и социального института, обеспечивающего функционирование научной познавательной деятельности.

Сегодня, когда осознаётся исторический характер рациональности и необходимость переосмысления стандартной гносеологической парадигмы, когда происходит обращение к феномену жизни в её экзистенциально-герменевтическом смысле, и всё возрастающими темпами увеличивается роль и значение науки как социальной и культурной силы, на первый план выдвигается проблема человека в науке как целостного познающего субъекта, актуализируются новые и давно существующие в философии вопросы, в том числе и о призвании учёного.

Особый интерес философии к проблеме человека познающего вызван параллельными процессами изменений, происходящих в понимании статуса субъекта и объекта познания, С одной стороны, расширяется и усложняется объектная сфера науки за счёт создания новых объектов, порождённых большей частью научно-технологическим развитием. Происходит радикальное "очеловечивание" объектного мира, систематизация природных характеристик, в результате которых человек входит в картину мира не как вещь и не просто как активный участник природных процессов, а как "системообразующий принцип, как начало всех координат и исходный пункт всякого знания о мире" [103, с.222-223]. Мышление о объектах увязывается с характеристиками познающего субъекта, со средствами познания, с целями и ценностями, которые направляют человека и сам познавательный процесс. С другой же, изменяется взгляд на познающего субъекта. Субъект-объектная гносеология, связанная с именами Декарта, Локка, Канта и предусматривающая оппозицию субъекта и объекта познания, оказалась неприменимой к непосредственному, живому процессу познания. Гносеологический субъект, существующий в рамках теоретического мира и подчиняющийся его законам, теряет способность "быть индивидуально ответственно активным", а само познания становится абсолютно непроницаемым для реального живого мира. Потому тенденция вынести за скобки познающего человека уходит; осознаётся, что там, где человек присутствует, действует, он значим и не может быть элиминирован без последствий для осмысления самого процесса познания. Обращение к целостному познающему человеку расширяет поле рациональности, вводит содержательные параметры, определяемые свойствами личности. Мунье подчёркивает, что так же как человек вовлечён в условия своего существования, познающий субъект, занятый процессом познания, не является препятствием для последнего, но есть необходимый инструмент истинного познания, он порождает смыслы и истины. Сохраняя принцип активности субъекта, современная теория познания стремится сделать акцент не на внешней предметной активности, а на внутренней как построении и утверждении собственного свободного внутреннего мира. Познающий субъект не есть зеркало, отражающее объект, процесс познания изменяет мир, привнося в него новые смыслы. Активность познающего распространяется в двух направлениях: объективация как ориентация субъекта в мире и раскрытие смысла су ществования субъекта-человека. Это предполагает целостность познающего, активность его духа и разума [84, 80, 79]. Современная теория познания нуждается в таком понимании субъекта, которое включает не только когнитивные, но и культурно-исторические, гуманистические параметры познания.

Гуманистический, мировоззренческий и эвристический потенциал категории "субъект" раскрывается явно недостаточно, часто расчленяется на отдельные стороны и "ипостаси". Традиционно принято понимать субъект познания как особого рода деперсонифицированную " машину" по производству знаний. Использование различного рода "компьютерных метафор и параллелей" углубляет разрыв между реальным человеком и его абстрактной моделью как субъекта познания. Западная философия традиционно отождествляла субъекта познания с его самосознанием, рациональным "Я". Особенно ясно эти воззрения выражены в философской системе И.Фихте, занимающего одну из крайних позиций в вопросе о субъекте познания. Его субъект - это абсолютное, самодав-леющее, субстанциональное и рациональное начало. А объект познания, особая реальность "не-Я", создаваем в конечном счёте деятельностью самого субъекта. Д.Юм, пытавшийся опровергнуть саму идею субстанции, понимает индивидуального субъекта как пучок различных восприятий, находящихся в постоянном течении и изменении. Таким образом понятая субъективность оказывалась абсолютно неуловимой. Ещё одна позиция в понимании субъекта - сведение его к совокупности отдельных актов поведения, стимулов и реакций. Такой подход реализован, как известно, в бихевиоризме.

Одно из глобальных направлений философской мысли конца 20 века, включающее постпозитивизм, постструктурализм, постмодернизм, вообще устраняет понятие субъекта из философских рассуждений, провозглашая " смерть субъекта". Так в постпозитивистской трактовке научное знание автономно от субъекта и исторической эпохи, что создаёт возможность " принципиальной элиминированности субъекта". В работах Куна субъект полностью подчинён власти мыслительного коллектива, у Фейерабенда над познающим не властны метод и логика, а мир знаний распадается на несоизмеримые фрагменты. Постструктурализм отказывает субъекту в самостоятельном существовании, признавая его производным от внешних объективных структур - культуры, религии, идеологии, которые в свою очередь являются полностью зависимыми от интерпритаций и произвольного структуирования. Субъект утрачивает персональные очертания, он "растворяется" во внешних знаковых структурах, ускользает от какой-либо фиксации и определённости, к нему не применимы понятия "вины", "ответственности", "совести", он находится вне дихотомии "добра" и "зла". Постмодернистское направление проповедует "субъективный плюрализм". Последний включает два момента: признание разнообразия и гетерогенности форм жизни, способов ориентации и связей и введение плюрализма "внутрь" субъекта. Внутренний и внешний плюрализм снимает возможность конфликтной противоположности индивида и общества, но одновременно разрушает единство субъекта. Принципом существования последнего становится толерантность и стремление к конфортности и удовольствию. Субъект отбрасывает как бессмысленные и опасные поиски правды, истины и смысла жизни как такового, а не продиктованного конкретной прагматической ситуацией.

Призвание учёного как служение истине

Следует подробнее осветить каждую сторону понимания профессионального призвания учёного, связав их с выводами, полученными в первой главе при анализе феномена смысложизненного поиска личности.

Одной из сущностных характеристик призвания следует признать его процессуальность, устремлённость к избранной цели, служение которой становится делом всей жизни в целом. Призвание носит выраженый действенный характер, о нём можно говорить только в терминах активности, борьбы, служения. Избранная цель становится определяющим стержнем всей жизни личности, её смыслом. В случае с научным профессиональным призванием целью не только профессиональной деятельности учёного, но и всей его жизни становится искание истины. Как соотносится эта сторона призвания учёного и его призвание как личности? Какие личностные сущностные изменения происходят в процессе поиска истины?

История научной мысли предлагает целый ряд концепций понимания истины. Истоки первого, классического, подхода восходят к эпохе Античности, к трудам Платона и Аристотеля. Истина, в данном случае, есть соответствие мыслей действительности, где под соответствием понимается: то, что мыслиться, действительно имеет место. Действительность определяется как не только то, что являється элементом внешнего мира, но и то, что просто имеет место. В дальнейшем концепции истины представляли собой либо ревизию и рационализацию классической (когерентная, семантическая, диалектико-материалистическая теории) либо выступали в оппозиции к ней, а в качестве критериев принимались непротиворечивость, полезность, практическая проверяемость.

Проблема истины в философии, как правило, тесно связана с вопросом о возможности получения субъектом знания, соответствующего объективному миру. Ответы на этот вопрос были деаметрально противоположны: от необходимости элиминации деятельности субъекта до попытки учесть активность личности в познавательном процессе и отказу от понимаения истины как соответствия знаний действительности. 20 век ознаменован провозглашениенм "конца науки", "смерти субъ екта" и отказом от философского значения понятия истины. Так, неопозитивистское направление отказалось от рассмотрения истины как соответствия знания объективному миру. Непозитивисты жёстко разделили научную истину на эмпирическую и логичемкую, сведя первую к опытной проверяемости и рассматривая вторую как конвенциональную, независящую от опыта, априорную конструкцию. Представители постпозитивизма выступают за анулирование понятия научной истины, особенно объективной истины. Они предлагают говорить либо о правдоподобии научного знания, либо сводят научные знания к некой теоретической идеализации действительности, а истинность рассматривают как критерий обыденного знания [49].

"Крах истины" - это, вероятно, одно из отражений современной научной и общекультурной ситуации, определяемой как поиск новых культурных универсалий, новых форм единства культуры. По мнению И.Т. Касавина и З.А. Сокуляр, истина еще недавно выполняла функцию ценностной ориентации и консолидации; признание мощи науки ставило учёного, знающего истину,в позицию оценивающего мысли и поступки человечества. Но социальный престиж науки обернулся социальной зависимостью, требованием постоянных практических результатов и даже отказом от свободы поисков истины. Это привело к разрыву между стремлением к истине как целью научного познания и иными социальными потребностями, которым стала служить наука [53]. Попытка уйти от рассмотрения истины, вывести ее за пределы рационального научного познания и низвести до обыденного уровня свидетельствует скорее об ограниченности подходов, чем о действительном "исчезновении" истины. Познание - это процесс поиска, результат которого, как правило, не предсказуем, или прогнозируем частично. Процесс познания предполагает свободу творческого мышления и многообразие и многообразие форм и способов деятельности на пути к достижению истины, возможность существования различных критериев и типов истины. Истина как одна из культурных универсалий призвана объять собой всё богатство современной культуры, помочь сближению различных направлений интеллектуального поиска.

Истина - результат деятельности личности - может быть рассмотрена как равнодействующая двух векторов: исходящих от объекта и от субъекта. Ведь истина не - объективная реальность, как она есть сама по себе, но человеческое понимание, освоение этой реальности. Человек является непременным активным участником процесса " рождения" истины. Субъект познания - целостная личность и познавательный процесс, стремление и достижение истины захватывает всё его бытие. Потому "философски пониятая истина - это не моментальные срезы по-знанияч, не отдельные теории или суждения; это целостная картина познавательной ситуации в широком социальном контексте, а истинная оценка - аналитическое ненормативное описание роли и места знания в многообразии форм сознания и социальных практик" [53, с.160].

При рассмотрении истины как цели научного познания и ценности, имеющей жизненный смысл для учёного, необходимо учитывать, обозначенное С.Кьеркегором, традиционное деление истины на два рода.