Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема формирования правосознания как элемента духовной жизни общества в условиях создания правового государства Ниткалиев, Урымгали

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ниткалиев, Урымгали. Проблема формирования правосознания как элемента духовной жизни общества в условиях создания правового государства : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Алма-Ата, 1991.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. XIX Всесоюзная конференция КПСС впервые ввела з теоретический обиход и в качестве одной из целей перестроечного обновления советского общества формирование социалистического правового государства. Оказалось, что многие из кас даже не осознавали, что до недавнего времени мы кили в условия:: бесправия, беззакония, административно-командного произвола.

Соответственно бесправному обществу развивалось и правовое сознание, содержание, уровень, состояние которого характеризовалось как настолько низкое, что в,аае это не осознавалось. Более того, мы считали, что в вопроса:: прав человека, политических свобод, демократизации сбцестзенных отношений мы занимаем авангардные позиции в міпре, показываем остальным народам образцы реального, конкретного гуманизма, противопоставляя кх абстрактному буржуазному гуманизму "загнизакпих" западных стран.

XIX Всесоюзная партийная конференция отметила, что за время, прошедшее после апрельского (І9В5 г.) Пленума ЦК КПСС, осуществлены крупные меры по правовому обеспечению перестройки. Но это активное правотворчество, издание многочисленных законодательных актов в значительной мере оказывается пока малорезультативнки.

В стране идет широкая правовая реформа, которая призвана обеспечить верховенство закона во всех сферах жизни общества, усилить механизмы поддержания социалистического правопорядка на основе развития народовластия. Правовая реформа,,естественно, предполагает и активное реформирование правового- сознания как важной сферы духовной жизни общества и весомой социальной ценности. В свою очередь высокий уровень правосознания должен способствовать углублению демократизации советского общества.

В резолюции XIX Всесоюзной партконференции "О правозой ре-

I <

- 4 -форме" Епервые было записано положение о последовательном проведении в жизнь принципа: "Разрешено все, что не запрещено законом". Для претворения в жизнь этого принципа необходим высокий уровень правового воспитания и правовой культуры, также представляющих актуальную проблему и в теоретическом, и в практическом плане.

Реформа правовой системы и развитие правового сознания должны проходить в условиях широкой гласности, социального плюрализма, нг осноеє компетентной научной оценки и обсуждения с участием ирокой общественности, всего народа. Активизации общественности также должны способствовать развивающиеся правосознание и правовая культура, механизм воздействия которых нуждаются в специальном изучении.

."Первостепенное внимание необходимо уделить правовой защите личности, упрочить гарантии осуществления политических, экономических, социальных прав и свобод советских людей. Одновременно следует повысить ответственность каждого гражданина перед своим трудовым коллективом, государством и общестзом в целом" . Для выполнения этой задачи такие необходим высокий уровень правосознания общества в целом и отдельной личности.

Неотъемлемым элементом сознания каждого человека должно стать знание презумпции невиновности, которая должна неукоснительно соблюдаться всеми государственными органами.

Неотложным делом является,- отметила партконференция, -кадровое обеспечение правовой реформы, предполагающее создание стройной системы подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, направляемых на работу в Советы народных депутатов, з другие государственные органы и в народное хозяйство. С этой

I. Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС- М.: Политиздат, 1988. С. 146.

Эти идеи пронизывают и другие резолюции XIX партконференцп;: - "О демократизации советского общества и реформе политической

снст'-?;да", "О борьбе с бюрократизме:.'", "О гласности", "О мэжацио-налыплс отношенное".

''.С.Горбачев в статье "Социалистическая идея и революционная перестройка" употребляет тердан "гражданское общество", которое впервые официально прозвучало ия уст коммунистического партийного лидера нашей страны. "Социалистическое самоуправление народа, -отмечает М.С.Горбачев,- предполагает и разумное разграничение

I. .Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС- М.:Политиздат, 1988. С. 148.

"сфер влияния" меаду государственными и различными общественными структураііи, института;.;!! гражданского общества и в то не время "прорастание" самоуправленческих начал внутри советской государственности, чему будет способствовать развитие всей системы Советов народных депутатов. В другом месте он более определенно говорит: "В политическом отношении обновление социализма ведет к обеспечению подлинного народовластия путем формирования механизмов гражданского ооаестза и правового государства'"".

Понятие "гражданское общество" широко употребляли основоположники марксизма при анализе капиталистического строя, но для социализма не видели в нем необходимости, так как общество, предполагали, должно управляться только государством. В.К.Ленин вообще не,обращался к вопросу 'о гражданском обществе и не употреблял этого термина. Ныне это становится одной из актуальных проблем правовой науки и правосознания общества и личности. В программном заявлении ХХУІІІ съезда КПСС "К гуманному, демократическому социализму" отдельный раздел озаглавлен "Граздакское общество и правозое государство .

Перестройку в области сознания, духовной жнзну;, идеологических и психологических стереотипов осуществить труднее, чем в других сферах. Общеизвестно, что общественное сознание часто отстает от общественного бытия, а поэтому изменения в духовной жизни со -вершахтгя медленнее, чем в экономической, социальной и политической сферах. Как отмечает М.С.Горбачев: "Ыожет быть, самые радикальные перемены, ведущие к обновлению социализма, должны произойти в области идеологии, культуры, образования. Перестройка открывает широкий простор духовному развитии самого человека и общества, и

  1. Правда. 1969. 26 ноября.

  2. Там лч.

  3. Материалы ХХУІІІ съезда КПСС- М.Политиздат, 1990. С.88-89.

котором он л'лвзт, изменению психологических установок. Здесь и выработка соответствующего современным задачам общества отношения к "РУДУ» повышение уровня профессионализма и компетентности, нравственное очищение и оздоровление общества"1.

На перестройку духовной глзни республики обращается особое внимание и в Платформе Компартии Казахстана, одобренной ХУІІ съездом Компартии республики "К обновлении Компартии Казахстана и суверенитету республики в новой федерации": "Коммунисты Казахстана навсегда порывают со старым г.ъпяленнем, авторитарно-бюрократическими деформациями социалистического общества, выражают решительное

неприятие идеологии и практики сталинизма" .

Термин "новое мышление" чаще зеего употребляется в смысле нового политического іяпленкя. Но значительно меньше в этом понятии тлеются в виду новое экономическое мыплениз, новое правовое мышление. Последнее нуждается и в научной разработке, и в радикальном обновлении.

"Коммунисты республики,-говорится в указанна; внлз документе,-убевдены в необходимости крутого поворота к проблемам воспитания человека. В центре политической и идеологической работы видим формирование у людей высоких нравственных и гуманистических 'идеалов, диалектического научного мировоззрения и нового политического мышления, повышения общей и правовой культуры каждого человека..."3.

Воспитание молодого поколения включает в себя и правовое воспитание, формирование у молодежи научного мировоззрения пред-полагает выработку и правового мировоззрения, воспитание у нее высокой культуры подразумевает и правовую культуру.

  1. Правда. I9S9. 26 ноября.

  2. Казахстанская правда. 1990. 20 июня.

  3. Там де.

Таким образом, актуальность выдвигаемой темы, на наш взгляд, определяется комплексе:,: социально-политических проблем. Зто признается и в среде ученых (например, Мамут Л.С. Наука о государстве и праве: необходимость радикального обновленая /Дплософские науки. I9S9. .y> II). Автор указанной статьи пикет, что успех в осуществлении глубоких общественных преобразований зависит з значительно Г. меве и от состояния современней историкс-материадкстдаесксй ічукп ; гссунаостве и псаг.е.

Степень оазгхбота'гмсста проблемы. Проблема правосознания в болылей или меньшей степени всегда затрагиваются в довольно об -мирных исследованиях духовной глзнп общества, общественного сознания к его структуры . З указанных работах, в основном, доперестроечного периода вопрос о правосознании рассматривается прекде всего с классовой точки зрения как преимущественно идеологическсс образование. Ыеньпз внимания обращалось на анализ его как одного иь вааак элементов духовной заїзні: общества, ка его ценностный характер, на его культурные функции. Ко а зг/х работах содержится немало положительного, рационального, которое активно используется в представляемо!: исследовании.

Различные аспекты правосознания освещаются и в обших работах

2 о политической организации общества и общей теории права .

S сту группу литературы входят разшз работы, написанные в

  1. Сл.: Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе.М., 1271: Его не. Есаво и перестройка: Вопросы, раздумья, прогноза. М., 195"/; Его зке. Правовое государство - судьба социализма: научно-публицистический очерк. i.L, Ivs8; Егорео С.А. политическая система, политическое развитие, право: критика немарксистских концепций. М., 1933; Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977 и другие.

  2. Грулин В.А. Мнения о мисе и мир мнений. М., 196й; Уледоз А.д. Сбщзстзснное мнение советского общества. І.І., IS53; ьго ко. аевееттзойка и сознание, И., IS'dS к другие.

разное время, проблемы в них рассматриваются также неодинаковые от соотношения права и морали в условиях коммунистического строительства до вопросов .права в период перестройки. Не следует, на наш взгляд, высокомерно относиться к литературе 60-70-х, начала 80-х годов. Они тоже по-своему поучительны, хотя бы тем, что показывают, как не надо писать ныне. Вместе с тем, в исследованиях тех лет их авторы, несмотря на внешний диктат; конъюнктуру, вынужденное приспособленчество, в определенной степени не могли не следовать объективной логике развития науки, они высказывали целый ряд идей, небезкнтересных и ныне с определенной поправкой на новые условия и новое мышление.

В доперестроечный период были изданы и специальные работы по правосознанию . В этих исследованиях раскрываются разные стороны, трани, аспекты проблемы правосознания. Значительный інтерес и.кы- не представляют в них исторические экскурсы, систематизация взглядов классиков марксизма-ленинизма, немало идей, которые нуядаются з.развитии и ныне в других условиях; все это мы старались активно использовать в своей работе. ' .

Но большинство названных работ предстазляют собой преимущественно юридические исследования, авторы их - профессиональные юристы-теоретики и они' ставили перед собой 'задачи социологического анализа. Вот только книга Чефранова'В.А., имеющая Подзаголовок "ї'илосоіско-методологический очерк" полностью посвящена гносеологическому анализу данной проблемы, ее идеи не утратили своего положительного значения.

І.См.: Фапбер И.Е.. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963; Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. М., 1969; Чефранов В.А..Празовое сознание как разношздность социального отражения (Философско-методологический очерк). Киев, 1976j.Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. .'.5., і9?о и другие.

Наряду с этим, вся литература содержит в себе и достоинства, и недостатки того времени,- в котором она издавалась. Последова -тельное проведение материалистической и классовой линии, идеологической чистоты вынужденно сочеталось с изначально ложными теоретическими концепциями, примитивными догмами и схемами. Немало было зульгарных оценок инакомыслия, категоричных суждений, схоластических приемов. Нередко произведения классиков марксизма-ленинизма цитировались избирательно, из них выделялось, только то, что необходимо под заранее определенную схему и игнорировалось все противоречащее требованиям тогдашней системы. Во имя чистоты господствующа доктрин с ходу предавались анафеме различные буржуазные теории без анализа, без попытки заимствовать что-нибудь рациональнее. Поэтому &та литература не может полностью удовлетворить требованиям сегодняшнего дня, хотя нельзя ее начисто отрицать, игнорировать и исключать из научного обихода. I&j ее также использовали при выполнении данной работы.

После апрельского (IS85 г.) Пленума Ції КПСС начала появляться новая литература, о некоторых аспектах правосознания, в большинстве своем в виде журнальных статей, и в основном опять выполненная юристами . Это, естественно, следует рассматривать как начало больной работы.

. Еще один важный канал, где. особенно активно освещаются проблемы правосознания - это публицистические материалы газет и журналов. Публицистика, не поднимаясь до широких обобщений, раскрывает многие злободневные проблемы, опережая науку, выявляет мно-

I. См.: Туманов В.А. 0 правовом нигилизме //Советское государство и право.- 1989. $ 5; Верещагин B.C., Мюллерссн Р.А. Новое мышлениэ^и международное право //Советское государство и право.-1988. № 3; Голубева Г.А. Понятие правового воспитания: социально-йилософский аспект//йилософские науки.- 1989, I? I; Мамут Л.С. Наука о государстве и праве: необходимость радикального обновления // Философские науки,- 1989. № П и некоторые другие.

гие новые явления v. отношения. Организация выборов, деятельность новых высших законодательных органов, процесс конституционного обновления, противоречия в развитии советской федерации, интенсивный процесс правотворчества, повышение общественно-политической активности масс - все это и многое другое дает возможность периодической печати выявлять очень ценные материалы, ставить оригинальные вопросы, давать id: неординарное, не всегда бесспорное решение. Наука, естественно, долота использовать этот источник информации и обшэстзенного мнения.

Таким образом, ведется довольно активная работа по исследованию проблем духовной ккзнн общества. !>'ы свою работу предлагаем как определенный вклад в этот развивающийся процесс.

Цель и. задачи исследования. Целью работа является тєоретігчес-кое исследование одной из актуальных проблем духовной яиэни общества, проблемы философско-социологичеекой науки, показ правосознания как определетюй социальной ценности, имеющей значительное со-деркание. Целью работы является новое видение духовных правовых явлений з условиях перестройки, демократизации и обновления советского социалистического общества.

В работе ставятся и по возможности решаются следующие основные задачи:

понятийно-категориальный анализ правосознания, определение его места в системе духовных ценностей общества;

определение структуры и социальных функций правосознания в условиях перестройки советского общества и формирования правового государства;

выявление роли правового образования и правового воспитания з совершенствовании общественных отношений;

обоснование роли правовой культуры в преодолении правового

нигилизма и в повышении общей культуры советских граждан;

- раскрытие роли правосознания в формировании в нашей стране гражданского общества.

Автор отдает себе отчет в том, что эти задачи большие, сложные и одного исследования для их решения недостаточно.

Методологическая основа исследования. В основу исследования ;/_;ло положено теоретическое и методологическое наследие марксизыа-:енин;;зма. Новее мышление предъявляет новые требования и к использованию трудов К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Я.Ленина. Новое прочтение классиков предполагает отношение к их трудам не как к сумме "священных текстов", без наведения "хрестоматийного глянца", без презумпции непогрешимости, непререкаемости. Они жили и творили в другое время, в других условиях и обстоятельствах и не все их теоретические положения применима сейчас. В частности, жизнь вносит поправки в видение К.Маркссм роли товарно-рыночных отношений при социализме, судьбы гражданского общества. В конкретно-исторической прочтении нуждается прогнозы классиков и о роли государства и права при социализме.

"В наше время остро проявились ноше проблемы, которых либо не было в прошлом и потому они не могли быть предметом анализа классиков, либо существовали лишь в зачаточном состоянии", отмечает М.С.Горбачев .

При новом прочтении классиков следует учитывать и издержки полемики (отстаивание в борьбе диалектико-материалистической теории), психологические мотивации (революционное нетерпение масс) и другие конкретные обстоятельства. "КПСС - за творческий подход к теории и практике социализма, их развитие на путях конструктивного осмысления исторического опыта XX века, наследия Маркса, Эн-

I. Правда. 1969. 26 ноября.

гельса, Ленина, освобожденного от догматического толкованиямі.

3 качестве теоретической и методологической основы исследования используются коллективные документы высших партийных и государственных органов,- решения съездов партии и народных депутатов, партконференций КПСС и Пленуї.юз ЦК партии, материалы всенародного обсуждения законопроектов, процесса правотворчества в Верховном Совете СССР.

Научная новизна исследования. Научная новизна определяется прежде всего начавшимися с апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС процессами обновления общества, его дз:^кения к гуманному, демократическому социализму, правовому государству, самоуправляющемуся обществу. Задача науки не отставать от этих процессов, своевременно отражать их, выявлять возникающие новые противоречия и трудности, и, по возможности, предлагать пути их разрешения, и прогнозировать последующее развитие. Политические процессы в стране происходят настолько динамично и бурно, что недостатка нового в жизни нет, это и учитывается в данной работе.

Сравнительная новизна исследования определяется тем, что до сих пор изучение правосознания проводилось в основном в юридической науке, раскрывался при этом преимущественно юридический аспект проблемы. В философско-социологической литературе этот вопрос рассматривался в основном в пределах вузовской учебной програма* или в порядке перечисления в ряду других форм общественного сознания. 3 представляемой работе рассматривается социально-философский аспект правосознания.

Практическая значимость работы. Тема диссертации теоретическая, поэтому об утилитарном практическом ее применении говорить затруднительно. Но общеизвестно гегелевское выражение: всякая гео-

I. Материалы ХХУІІІ съезда КПСС- М.Шолитиздат, 1990. С. 0.

рия есть прикладная логика,- которое В.И.Ленин особо выделил и подчеркнул в своих "Философских тетрадях". Еще бытует среди ученых крылатая фраза: нет ничего практичнее, чек хорошая теория.

3 наше время настойчиво подчеркивается мысль об активизации
человеческого фактора. Последний подразумевает в числе прочего к
активизацию человеческого сознания, в том числе правосознания. Го
воря о критериях общественного прогресса, академик 0."Т.Богомолов
полагает, "что облик будущего надо связывать не столько с модерни
зацией общественных отношений в сфере производства, сколько с гу
манизацией и демократизацией жизни, укреплением социальной защи
щенности человека". Далее он говорит, что "неизбежна революция

в умах"". А социальная защищенность человека зависит не в последнюю очередь от уровня правосознания общества и личности,.революция в умах предполагает коренные изменения и в правовой науке.

Отдельные положения диссертации могут быть использованы в правотворческой деятельности, б формировании культуры управления, в культурно-воспитательной работе.

Материалы диссертации можно использовать в преподавании общественных и гуманитарных наук, в дальнейших научных исследованиях, в преподавании основ советского права в высшей и средней школе, в системе партийного и комсомольского просвещения, в лекционной пропаганде в системе общества "Знание".

Апробация работы. Основные положения излагались в выступлениях на межвузовской практической конференции "В.И.Ленин и концепция гуманного, демократического социализма"(Алма-Ата, 1990); на Всесоюзной научно-методической конференции "Мировоззренческие аспекты в преподавании общенаучных и общетехнических дисциплин" (Алма-Ата, 1990); на УІІІ летней философской школе молодых уче-

.1. Известия. 1990. 10 апреля.

mux "Самосознание современного человека"(Алма-Ата, I9S0); в лекциях, прочитанных автором по линии общества "Знание" в Целиноградской, Уральской, Алма-Атинской областях Казахстана; используется методическим кабинетом по правовым наукам Казахского республиканского общества "Знание"; используется кафедрой философии и теории социализма Алма-Атинского зооветеринарного института в преподавании философских дисциплин.

Сб-ъе:.: и структура диссертации. Работа состоит из введения, дзух глав, заключения, библиографии, содержит 151 страницу основного текста, в библиографии приведено 97 источников.