Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема онтологических оснований русской религиозной философии Усачев Александр Владимирович

Проблема онтологических оснований русской религиозной философии
<
Проблема онтологических оснований русской религиозной философии Проблема онтологических оснований русской религиозной философии Проблема онтологических оснований русской религиозной философии Проблема онтологических оснований русской религиозной философии Проблема онтологических оснований русской религиозной философии
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Усачев Александр Владимирович. Проблема онтологических оснований русской религиозной философии : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Екатеринбург, 2001.- 133 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/132-7

Введение к работе

Актуальность исследования.

В истории России было много периодов, в течение которых ставился вопрос о национальном своеобразии, онтологических основаниях отечественной культуры. Они связаны прежде всего с радикальными изменениями в социальном устройстве общества, с изменениями в его политической и экономической структурах. Так было в период образования Московского государства, во время Татаро-монгольского ига, в эпоху Церковного раскола, в годы реформ Петра Великого и т.д.

Потрясения не трудно отыскать и в истории XX века. Очередной исторический излом со всем многообразием проблем и катаклизмов заставляет думать о себе и в данную минуту. Речь идет о периоде современных реформ конца XX столетия и начала Третьего тысячелетия.

Мнения по поводу судеб русской нации и российской цивилизации
на данный момент порой настолько однообразны, сужены, что из содержания
затронутой проблематики совершенно выпадают такие параметры, как
многоуровневость идентификационного процесса, его всеобъемлемость и
полисемантичность. К идентификационным процедурам можно причислить и
новую Конституцию Российской Федерации, перманентный

законотворческий процесс, современные интеграционные практики в европейской доме, в мировых социальных и экономических программах. Таким образом, "устаревшая" проблема идентичности из темы для досужего обсуждения в рамках традиционных риторик русской и советской интеллигенции может обрести вид осмысленного и результативного культурного движения, тернии которого не всегда запутаны и непонятны, но могут и должны быть прозрачны и перспективны для решения.

В попытках многих исследований избежать идентификационной работы совершенно упускается из виду идеологический компонент данной темы. Вполне вероятно, что речь о самобытности или типичности России и населяющего ее народа является ничем иным, как подменой простого безволия в выборе руководящей идеи непомерным преувеличением сложности и фатальности данного выбора.

Одинаково важными и значимыми могут стать совершенно разные
"отправные пункты" для размышлений о русской культуре. В данном

диссертационном исследовании за основу берется проблема онтологических оснований русской религиозной философии как идентификационной основы для аналитики существующего положения дел, благодаря тому, чем философия является в системе культуры.

Определенность в выборе философского направления связана с тем, что русская религиозная философия Серебряного века - наиболее яркое явление современного философского реализма. Это в свою очередь значит,

что в нем концентрируются все наиболее актуальные на данный момент структуры мышления в рамках российской культуры.

В настоящем диссертационном исследовании русское философское мышление рассматривается в современном социокультурном контексте, в методах его отношения к духовным и практическим задачам сегодняшнего дня. Одним из методов решения проблемы онтологических оснований и преодоления отстраненности русской философии Серебряного века, заключается в продумывании проблемных пунктов, которые были характерны для русских мыслителей этого периода, а не полагать их как пройденные, или как содержательный материал с исследовательской точки зрения. Такой подход приводит к единому «полю» философского вопрошания, в котором содержатся универсальные проблемы современного мышления. На данный момент мы не можем с уверенностью констатировать, что традиции вопрошания русской религиозной философии вошли в прежнюю силу и вновь обрели статус существенной составной национальной культуры.

В конце XIX начале XX века вектор исследований сместился с факта утверждения о существовании самобытной русской духовности на содержательный анализ тех или иных понятий, категорий, концепций, которые были характерны для современного философского знания. Диалог, в который вступила русская философия, свидетельствует о ее зрелости и самостоятельности. Лопатин Л.М. разворачивал свое понимание «положительных задач философии» на фоне осмысления критической философии И. Канта и онтологической философии Г.В.Ф. Гегеля, а также определившегося отношения к новейшим для того времени последователям немецкой классической философии, которое закрепилось, например в неокантианстве. Лосский Н.О. провел масштабную критическую работу по осмыслению классического наследия, для того, чтобы определить элементы своей концепции. Это было необходимо в силу того, что такое направления мысли уже начинало обретать сторонников в западной мысли. Но для Н.О. Лосского было важно подчеркнуть, что интуитивизм, по своим выводам напоминающий философские обобщения А. Бергсона о целостности восприятия мира или умозаключения Фр. Брентано и Э. Гуссерля об интенциональности мышления, тем не менее расходится по существу с учением русского философа. Другое дело, за доказательную основу философами принимались не собственно отличия и несовпадения в названных концепциях, но общий смысл утверждений, общая направленность теоретических размышлений, которая содержала в себе понимание универсальных основ мировидения в рамках русской философской культуры. Такое понимание стало предметом структурного анализа, т.к. оно органично входит в проблему онтологических оснований русской религиозной философии.

В работе используется важный в современной ситуации диалоговый компонент, в рамках которого осуществляется попытка концептуально преодолеть однозначность восприятия русской философии по отношению к западной как тяготеющей к дискурсам о бессознательном. В диалог включено вопрошание святоотеческой традиции, что согласуется с мыслью Ивана Киреевского сообразить с преданием святых отцов все вопросы современной образованности. Современность оказывается уникальной для реального осмысления русской философии. Питает это убеждение тот простой факт, что на исходе нынешнего века, по прошествии множества исторических событий и опытов мысли в российском менталитете один на один встретились два извечных направления: первое из них - рациональное, оперирующее аутентичным языком спекулятивных категорий, презентирующих ярко и весомо парадигму Нового времени, - это марксизм; и интуитивно-религиозное начало, состоящее в критическом отношении к «завоеваниям» Нового времени, - это философия Серебряного века.

В работе предлагается версия резерва мышления для обсуждения корпуса проблем русской идентичности, являющимися на данный момент главными и составляющими суть культурного движения. Резерв заключается в том, что он содержит утверждения о мире и человеке не только собственно философии, но и святоотеческого предания, христианской философии, современных суждений о русской религиозной философии.

Степень разработанности проблемы. Проблема онтологических оснований русской религиозной философии стоит особняком среди других проблем. Обычно предполагается очевидная редуцируемость онтологических оснований к точно таким же элементам, которые характерны для западной философии, для ее онтологической определенности. Самый первый вопрос об онтологических основаниях отечественного мышления является современным диспутам и спорам между западниками и славянофилами. В середине XIX столетия определились основные направления дискуссий, а также феномены культуры, на которых базировались позиции участников. Западно-европейская философия и святоотеческое предание православного христианства сыграли здесь решающую роль. Мы можем констатировать, что именно их столкновение порождает множественность точек зрения, о которых пойдет речь ниже. Они касаются основных характеристик отечественной философиии. Это имеет выражение в характеристиках отечественного мышления.

Русская философия определяется как имеющая жизненный потенциал и дающая возможность для решения многих смысложизненных и теоретических проблем. ( см. работы Железняка В.Н., Гайденко П.П., Русакова В.М., Мирошникова Ю.И., Бибихина В.В., Бонецкой Н.К. Батищева Г.С., Любутина К.Н., Плотникова В.И., Григорьяна Б.Т.и др.) Авторы этого подхода исходят из того, что отечественная философия имеет свой

категориальный аппарат, стабилизированный набор проблем, выработанные конструкции для осмысления действительности

В ряде исследований русская философия и тематика, которая поднимается ею, представляются глубоко типичной для европейской традиции и европейского самосознания, (см. работы Скоробогацкого В.В., Панченко A.M., Покровского М.Н., Лотмана Ю.М., Лихачева Д.С., и др.) Русская культура, согласно их мнению, имела общие образовательные основы, вместе с Европой были пережита эпоха Просвещения, которая нашла свое яркое отражение в революционных событиях XX века, а также само стремление России в европейский мир сообщило ей конструктивное отношение ко всем доминантам новоевропейской цивилизации. Поэтому в некоторых случаях Россию можно назвать европейским государством еще в большей степени, чем традиционные европейские державы. Другими словами, Россия еще больше Европа, чем сама Европа.

Ряд исследователей считают, что русская философская культура не имеет исследовательской перспективы, т.к. она является вторичной в сравнении с европейским знанием, следовательно потенциал русской религиозной философии может раскрыть себя только в том случае, если признать европоцентризм, в сферу действия которого попадает и русское мышление, (см. работы Скрипника А.П., Гройса Б., Маслина М. А., Мейера А.А., Кожина А.П.). Поэтому все существенные определения, которые могут быть высказаны о России и русской философской культуре являются зависимыми от достижений западной мысли, и говорить о самостоятельности отечественного мышления не приходится

Согласно многим текстам , русская философия является феноменом оригинальным, достойным исследовательского внимания, (см. работы Семочкиной М.Б., Гаврюшина Н.К., Гачева Г.Д., Громова М.Н., Ершова Ю.Г., Крюкова В.М., Малахова B.C., Соловьева Э.Ю., Лоскутова В.А., Хрружего С.С. Хомякова М.Б. и др.) Согласно этой точке зрения, русская философия имеет не только своеобразные «корни», которые питают ее вдохновение и теоретический потенциал, но также в ее рамках ставится вопрос о совершенно особом слое объяснительных особенностей, связанных со своеобразным языком, «смысло-образами», метафорами «Мира», «Пути», «химеры» и т.д. Все перечисленное так или иначе указывает на особое пространство осмысления и вопрошания, на особое видение истории, общества, на историософическую и онтологическую проблематику, как на основную и доминирующую в русском философском мышлении.

Уникальность основ русской науки, как и русской философии доказывается в авторской позиции Бряник Н.В.. которая на богатом материале обосновывает то, что русская наука занята фундаментальными проблемами, что выражается в таких направлениях мысли как русский космизм и учение о ноосфере.

Также имеют место точки зрения, которые сложились в ходе исторического формирования русской религиозной философии. Историко-философское направление, среди главных теоретиков которого нужно назвать Лосского Н.О., Зеньковского В.В., Бердяева Н.А., Галактионова , Флорофского Г., Флоренского П., Федотова Г., Хоружего С.С. Исследователи данного направления считают, что русская философия состоялась как философская традиция, и ее история является насыщенной специальными фактами и событиями. Нельзя не согласиться с этим мнением, но оно порой утверждается излишне категорично, т.к. материал русской философии полагается в отрыве от становления, и делается акцент на ставшем. Такая точка зрения имеет под собой основание, которое заключается в том, что развитие традиции религиозно-философского вопрошания была прервана социальными потрясениями, и динамические характеристики дискурса оказались, по сравнению с другими, в нераскрытом виде. Однако, не вполне верно абстрагировать русскую религиозную философию от современной аналитической волны,.

Теологическое направление, отождествляющее русское философское мышление с богословием. Это - Булгаков С.Н., Флоровский Г., Франк С.Л., Зеньковский В. В. и др. С представителями данного мнения можно согласиться лишь в том случае, если признать богословие благоприятной тенденцией, которая существовало в контексте главных свершений русской религиозной философии. Призвание религии, а следовательно и богословия, - раскрытие Бога, призвание же философии - раскрытие человека. Русская философия, в том числе и религиозная, всегда большое внимание уделяла проблемам антроподицеи, социально-политическим поворотам отечественной истории, социальной психологии, типологии характеров русской души. Все это позволяет говорить о том, что отечественное мышление включает современное богословское знание православной традиции, но также имеет и мессианскую направленность.

Наряду с теологическим направлением, существует среди подходов разработка специфики русского мышления как мессианского, несущего конкретную, Богом отведенную миссию объединения мира "по Христову закону" и выполняющую задачу собирания народов; главным образом это -славянофильская традиция, идеологами которой являются Киреевский И.В., Хомяков А.С, Аксаков К.С., Самарин Ю.Ф., Данилевский Н.Я., Страхов Н.Н., Леонтьев К.Н. Сегодня исходные тенденции славянофильства и западничества канули в Лету. Трудность состоит в том, что и самостоятельные, и зависимые философские разработки и опыты мысли сейчас отличаются тем, что структурные составные этих видов знания обладают элементами и восточного и западного происхождения. Наиболее яркий пример, опровергающий возможность развести западников и славянофилов по разные стороны

виртуальных баррикад - это отечественный марксизм, который снабжает идеологемами патриотические силы, будучи при этом сформулированным в недрах немецкой культуры. То есть, видится насущная необходимость в структурном подходе к данному вопросу, и более усложненные методы становятся актуальными при решении указанной проблемы.

Также актуальным является направление, которое разрабатывает идею русского мышления как кунсткамеры всего того, что не укладывается в привычные нормы, как того, что вряд ли пригодится в положительном смысле, но крайне не вредно узнать в том значении, что делать и осуществлять не желательно. Философская доктрина такого взгляда формулируется в последних примерах аналитики как дискурсы об Ином Запада. Его наиболее ярким представителем является Гройс Б. Начало это направление берет с Чаадаева П.Я. и его «Философических писем" и транслируется через традицию западничества. Главными представителями его можно назвать Станкевича Н.В., Белинского В.Г., Герцена А.И. В этом же ряду нужно отметить русский марксизм в лице Плеханова Г.В., Богданова А.А. и др.

Цели и задачи исследования.

Цель диссертации - сравнительный анализ отличий русской религиозной философии от западной метафизики, и выявление онтологических структур русской религиозной философии, то есть сущностного компонента, и критически подойти к определениям отечественной философии как до-рефлективной, бес-сознательной, не-дискурсивной.

Основные задачи исследования:

анализ условий постановки вопроса об онтологических основаниях русской религиозной философии;

определение основных онтологических элементов русской религиозной философии и западной метафизики;

обоснование «динамической оппозиции» как доминирующей стратегии русского философского дискурса;

обоснование «не-субстанциальной онтологии» как характерного основания русского религиозно-философского мировоззрения.

Методологическая основа исследования. Компаративистская

модель анализа философских текстов и определение онтологических структур и рациональных стратегий достижения результатов, исходя из задач.

поставленных тем или иным мыслителем. Основа используемых методов заключена в работах Н.О. Лосского «Обоснование интуитивизма», «Мир как органическое целое», о. П. Флоренского «Столп и утверждение Истины», Ж. Деррида «Золы угасшъй пепел». Сравнение производится между текстами русской религиозной философии и святоотеческим преданием, а также современными и классическими текстами западной метафизики.

Дополнением компаративистского метода служит

феноменологический метод, призванный вписать в контекст данного
исследования конкретные судьбы философов, философских идей и
произведений. Также в диссертации используется диалог между русской
религиозной философией и святоотеческой традицией, русской религиозной
философии и западной метафизикой. Русская религиозная философия

рассматривается как направление философского реализма, которое исходит не из абстракций субъекта или объекта, но из целостности изучаемого предмета.

Научная новизна исследования. Положения диссертации, содержащие научную новизну и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

русская религиозная философия построена на до-рефлективных элементах душа/тело/вещь, что отражается в содержательном анализе феноменов мира;

основой философствования в рамках русской религиозной философии является «не-субстанциальная онтология» как своеобразная форма отражения окружающей действительности;

в основе религиозного компонента отечественного философского мышления лежит святоотеческое предание православной церкви;

главной стратегией русского философского дискурса «динамическая оппозиция» отличается от рациональной оппозиции европейской философии совмещением дискурса и нарратива;

Научно-практическая значимость исследования. Анализ онтологической проблематики русской религиозной философии позволяет по новому взглянуть на отечественное философское наследие, на специфику постановки проблем в рамках актуального и исторического мышления. Появляется возможность новых интерпретаций национального философского наследия, а также в решении вопросов о русской национальной идентичности. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в

различных областях гуманитарного знания и в преподавательской деятельности, в том числе в разработке систематического курса философии, курса истории философии, специальных курсов.

Апробация диссертации.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии и культурологии Уральской академии государственной службы. Различные аспекты диссертационного исследования были изложены автором в тезисах и выступлениях на конференции « Немецкая классическая философия сегодня» в докладе «Критицизм Канта и истуитивизм Лосского» (Екатеринбург, 1990), на Бердяевских чтениях в докладе «Бердяев и онтология социального бытия» (г. Киев, 1991), на конференции «Культура как процесс» в докладе « Православие и мышление» (Ектеринбург, 1994).

Основные результаты исследования использованы автором при подготовке и проведении учебных занятий по русской философии и основам философских знаний в Елецком госуниверситете им. И.А. Бунина.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 133 страницах машинописного текста, список литературы включает в себя 151 наименований.

Похожие диссертации на Проблема онтологических оснований русской религиозной философии