Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы формирования и развития эстетической формы общественного сознания молодежи Базаров, Сафар

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Базаров, Сафар. Проблемы формирования и развития эстетической формы общественного сознания молодежи : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Ташкент. гос. ун-т им. В. И. Ленина.- Ташкент, 1991.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-5/2763-7

Введение к работе

Актуальность темп исследования. В современных услоЕЯях углубляющейся демократизации, расширения гласности, становланші правового государства вез батьшеэ значение приобротаат фактор сознательного участия cgmhx широких масс, а особенно мслодегя, н социальных преобразованиях. Поэтому вскрытие закономерностей сформирования и тенденций изменения общественного сознания во зсехщошах представляет из себя первоочередную как теоретическую, так и практическую задачу. Без перестройка сознания перестройка в любой сфере человеческой деятельности будет ИДТИ ЕСЛЄ-пую. "Приступая к перестройке,- говорил М.С.Горбачев,- мы ясно осознали, что никакие политические, социальные п экономические преобразования невозможны без революции в углах, без духоиного возрождения и идейного обновления в самой широком смысле слева"-.

Вместе с тел происшедшие с начала перестройки события показала, что полагаться на самотек в вопросах формирования новых социальных, политических, нравственных и эстетических установок

- НеЛЬЗЯ. ЧаСТО ЭТО ПРИВОДЯТ К TOMJ, ЧТО ЕИеСТе С ИЗЗПБЕ2МЗ себя

стереотипами, догмами и мифами сказываются отбраненный! и подлинные ценности, являющиеся высокогуманным! достиганнями социализма, имеющими непреходящее общечеловеческое значение. Среди них можно отметить интернационализм и принцип друсбы народов, исторический оптимизм, достизеняя многонационального искусства, эстетические идеалы и нормы нравственных отеоевкий.

Зто свидетельствует о том, что революционное, а не нигилистическое, отрицание прошлого, составляющее органическую часть революционного преобразования общественного сознания, возможно только на научной почве дпалектяко-материадистпчзского понимания взаимоотношения общественного сознания и общественного бытия, ибо "Сознание..., - как отмечали основоположники марксизма,- никогда не монет быть чем-либо иным, как осознанным бытием, ... а бытие есть реатькый процесс их вязни . Поэтому источники и основу радикального преобразования сознания масс нушо искать в изменениях материальных условий их жизни, в конечном счете з

  1. Горбачев U.C. Политический отчет Центрального Комитета КПСС ХХУП съезду ;<ЛСС и задачи партии.- Материалы ХШІ съезда КПСС.-М., IS90.-C.27.

  2. Маркс К., Энгельс S. Соч. Т.З. С.25.

преобразованиях общественного производства, связанных с изменениями отношений собственности. Вместе с тем нельзя упускать из виду, что общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, что позволяет говорить о своеобразии законов его развития и функционирования. И исторический опыт человеческой цивилизации показывает, что на крутых поворотах прогресса общественное сознание во всех его формах становится, с одной стороны, очень динамичным, а с другой - весьма противоречивым, лаге конфликтным. Это проявляется, в частности, в разногешшЕом развитии его форм (например, политического и нравственного сознания, правового и эстетического) и в различии уровня, объема, структурного своеобразия его воплощения в духовном мире различных социальных групп общества, являщихся носителем этих форм общественного сознания.

Анализ ситуации в общественном сознании сегодня подводит к признанию того, что, во-первых, последствия застоя сказались как на теоретическом, так и на обыденном уровне общественного сознания при явно прослеживающейся тенденции их неуклонного отдаления друг от друга, особенно заметного в распространении так называемой "массовой культуры"1. Бо-вторых, культивирование в прошлом мифологизированного сознания и ыонипулкрование им было главным препятствием на пути обратного активного воздействия общественного сознания на общественное бытие, которое оказалось направленным на его переферию, на окраинные сфера бытия^. В-третьих, к весила негативным последствиям привел отрыв и противопоставление социалистического общественного сознания, особенно его эстетической формы, напрямую связанной с культурой, от мирового духовного процесса. ТенденпнЕ автаркии неизбежно вели к упрочению догматизма, препятствовалг развитию творческого начала в практической деятельности. Любые теоретические изыскания находили своз завершение лишь в пропагандистской фазе или лозунге, никак не сказываясь на изменении социальной реальности. Партия открыто признала это на XIX Всесоюзной конференции: "Пропаганда, обходя Елвотропещуше проблемы бытия, вырондалась в риторическое суес-

І-. См. Удедов АЛ. Диалектика общественного сознания в условиях перестройки,- Научный коммунизм.- 1937.- & 4.- С.44.

2. Си. Формиэование ценностных ориентации молодежи в условиях уокорзЕия"социально-акономичоского развития.- М., ЪЭВЗ.

лозие и славословие, приобретала часто ритуальное значение .

Поэтому пор-гал условием объективного доследования ДуХСЕНЫХ процессов являемся обращение к выявлению закономерностей функционирования кспк^-тпшх форы общественного сознания, например, эстетической, и учет своеобразия его социального носителя, например, молодежи.

Обращение к эстетической форме общественного сознания в этом плане актуально потому, что эта форма обладает "проникающей" и "интегрирующей" способностью, она включается а сшроЕОз--даот все формы и типы человеческого отношения к действительности: утилитарно-практическую, познавательно-теоретическую, нравственную и т.д. В любой деятельности человека присутствует эстетическое начало, поскольку ему свойственно искать и находить в своей деятельности не только непосредственную пользу, но и радость творчества, ощущение своих возможностей, а следовательно - свобода, ему необходимо общественное признакЕз его деятельности по шкате прекрасного, так как человек твордт "и по законам красоты".

Формирование и функционирование эстетической формы общественного сознания имеет особую актуальность в виду социальной значимости выполняемых функций, своеобразия способов их реализация среди различных социальных групп общества. Эстетическое сознание как форма общественного сознанпя не мозвт существовать вне индивидуального сознания, которое в своей реализации испытывает на себе воздействие казненных условий конкретных социальных общностей, зключаадих в себя каздуга личность. Это могут быть классовые, профессиональные, возрастные общности, обусловливающие специфику практической деятельности, на основе которой и ' формируется' эстетическое отношение к действительности. В итоге эстетическая форма общественного сознания является и продуктом такой деятельности, своеобразным результатом, гв то на время неотъемлемой духовно-активной ее стороной.

Поскольку любой вид практического отношения человека к миру имеет общественный характер, актуальным представляется исследование как происходит реализация идеи Маркса о превращении общественного сознанпя в материальную силу.в таком социальном слоо

I. 'Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС, 28 июня - I июля 1988.- С.82.

- a -

как молодегь с выделением групп учащихся, работающих, студентов. Процесс материализации идей, е том числе эстетических, возможен только в практических преобразованиях объективной реальности, осуществляя которые человек не только удовлетворяет свое потребности, б той числе эстетические, но и реализует свою творческую сущность, сообразуясь с условиями, представляемыми ему обществом.

Теспейшш. связь эстетического сознания с прикладным и худо-язствєешм творчеством позволяет рассматривать деятельность молодежи как участие ее в культурных процессах, как практическую реализацию требования В .Меняна, обращенного к ней, обогащать^ себя "знанием культуры, созданной всем развитием человечества"1, ибо без культуры, вне культуры ни о каком социализме речи быть не моют. Специфичность социального положения молодежи в обществе детерминирует ее эстетические потребности, оказывает воздействие на эстетический вкус, формирует эстетический идеал, т.е. обусловливает особенности образования и развития всех структурных элементов эстетического сознания, одновременно позволяя выявить взаимодействие объективных условий и субъективных бактороъ' в этом процессе. Этим объясняется актуальность обращопкк к выявлению эффективности методов и форм эстетического воспитания, утверждения и развития эстетической культуры в различных группах молодежи, так как это и "позволит энергично наращивать и расширять культурный пласт перестройки , будет означать реализацию той политики по отношении к ыолодеаи, смысл которой - "создать для молодежи такие условия и стимулы, в которых они могли бы с наибольшей полнотой раскрыть свою мысль и энергию, развивать и реализовывать свой творческий потенциал во имя социализма .

Зое отмеченное в совокупности и определяет актуальность избранной темы для специального исследования.

Степень разработанности проблемы. Б советской философской, обществоведческой, социологической и эстетической литературе никогда не исчезал интерес к проблемам развития общественного со-гнанЕЯ, к выявлению своеобразия его форм и уровней, структуры и дункций, специфике упрочения в духовных образованиях личности,

  1. Ленин В.К. Поли.собр.соч. Т.4І,- С.304.

  2. Горбачев М.С. Революционной перестройке идеологию обновления. - Е., 1938.- С.І8.

2. Материалы ИХ Всесоюзной конференции КПСС,23 шня-I июля 1938. С. 69.

включенной в ту ,тлг тіую социальную общность, к особенностям упрочения эстетической -Культуры, прогресса эстетического СОЗНа-НИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛКГІнЯ.

В работах советских философов, педагогов, психологов я юристов, е том числе /збокских, достаточно глубоко и всесторон-не освещены, например, общие вопросы теории я практики формирования эстетической формы общественного сознания, проанализированы принципы организации эстетического воспитания .молоде sh, показаны противоречия и трудности пореетройки духовной сферы яизни советского общества;

Активно разрабатываются определешше вопросы сущности и функцій эстетической форлы общественного сознания з трудах Я.А.Алексеева, Л.А.Баскинсй, Н.М.Елипоза, Ю.Борева, Г.Глэзерма-ка, С.С.ГольденЕТрихта, Г.Дглсладзе, А.Г.Здравоьислова, А.Егорова, А. 2."Зрс-мееза, Е.Г.Куделина, Л.К.Кагана, Н.И.Кпящвнко, Н.Л.ЛойзероЕа, О.Лар.етна, 2..1.;,!анеьича, З.К.Скатердзкова.Е.Т.То-щенко, .M.S. Овсянникова, И.ПЛангли и мн.др. . 3 Узбекистана вклад в рассмотрение различных аспектов развития эстетического сознания молодеет внесли публикации Н.Г.Гаибова, Ю.Д.Дхуглабаева, Т.М.!Лах;.г7дова, М.Н.Нурматова, Х.П.Пулатова, Э.Ю.7:.ирова, А.Ч.Ча-рыева, Т.и.Парипова, л,А.ІЕейховоЯ, С.Ш.Еер.іухамедова, Г.И.Еериа-тезой, З.Ю.ЮзупоЕа, Э.Ю.Юкусова, Ш.Я.ЯкубоЕа я др.

7еє в годы перестройки проілел ряд конференций по молодежной тематике и защищен ряд диссертаций, посвященных анализу социального облика представителей различных профессиональных и возрастных групп молодежи, специфике проявления шс эстетической культуры, своеобразию выработки скалы эстетических ценностей, позволяющей судить об эстетических предпочтениях п орпентациях, о дталектическн-яротнверечивой гармония общественного я индивидуального уровней эстетической формы общественного сознания.

Однако считать вопросы исследования особенностей эстетического сознания иолодеяк полностью решенными представляется преа-дезремекыым в следствии, по крайней мере, двух обстоятельств. Во-первых, подавляющее большинство работ по исследования эстетического сознания вышли в доперестроечный период. И хотя эта фор-

I. Все произведения с выходными данники указаны в библиогоаэдш, приложенной к диссертации.

:„ общественного сознания относительно отдалена от базисных структур, но п она была подвержена хюмандно-адликистратпвно.'лу давлении, коньнктуре, монополизации, а следовательно - нуждается е "очищении", "критическом переосмыслении".

Во-вторых, уке в годы перестройки в шзнь вступило новое поколение молодєзі, которое к социалистического/ выбору, к его зстотнчєсксілу идеалу, как это было педглечено еще В.И.Лениным, подходит в вид обстоятельствах, другими ду тягла с те.\ыаик, а следовательно ішаче осуществляет преемственность в развитии общественного сознания, чей представители старшего поколения, чье эстетическое сознание ц культура формировались под воздействием склх факторов. И специальной работы, где Си этот процесс рассматривался как целостное явление, поіса пот, что во многом объясняется существованием в недавнем прошлом "зон", недоступных для критики, к которым относилась и воспитательная деятельность КПСС, о которой монно было говорить лишь в восторг-епных токах-. Но нельзя идти вперед с голозой, повернутой назад. II партия сама заявила, что "исходя из требований иізни, надо по-новому взглянуть на некоторые теоретические представления и концепции , что успливает актуальность настоящего исследования.

Эстетическое сознание отражает особый вид общественных от-нопенил, обусловливается ели, но и само отзывает влияние на них-а поэто.'лу воздействует п на развитие общества. Б противоречивом протєріаняи процесса обновления духовной кивни явно обнаружился "дефицит" фйлософско-остетического и, прекде всего, социологического изучения реального состояния эстетического сознания различных социальных слоев общества, скрытых причин неразвитости и деформации эстетических вкусов к потребностей ;ласс, нередко бездуховных по своему хараі:теру стереотипов культурного потребления в ра'лках так называемых "субкультур", нарастающих дкесоканеоз ілеалу теоретическими концепциями ...и реальным фушщиошрованя-еы кассового эстотаческого сознания"'-*. Это и определило направленность анализа проблем.

-I. См. Правда Востока.- 1988.- 28 августа.

  1. Материалы ХШ съезда КПСС- К., IS86.- С.38.

  2. Идеологическая работа КПСС! в условиях перестройки. Под ред. Е.Т.ТОЩЄЖО.- 1С: Политиздат, 1988,- С.165.

Пель н загати исследования. Целью настоящего псслодовак;ія

Для обеспечения всесторонности п необходимей глубины исследования предлагается репить еледуїсіппе научные задачи:

'-- на сеясзе сопоставления с уге определенными з литература точками зрения предлагать новий подход к раскрытая) социальной природы я сущности эстетического сознания с выявлением аго национального стоообразпя в Средней Азли;

- дать практические рекомендации по совершенствованию з по-БіГіЛеіііЗ эффективности работы по подъе;лу эстетического сознания узбекской молодежи.

Мето дологическая к теоретическая основа н змтгнсяческая база исследования. Отправшо положення работы спираются ка принципиальные замечания классиков марксизма-дещшязма, содєр~аіщіеся в . тх трудах, затраг;пзагс:днх вопроси формирования я развитая рашілч-ішх фори общественного сознания, молодезіуа проблематику, факторы сстпіазнзация, а тахгхе проблему эстетического отношєнея к действительности, сісладлваї-зпсгоса, в частности, у молодекі под воздействием воспитательных усилий различных социальных институтов.

3 диссертации использовались работы советских философов, историков, социологов, педагогов, юристов, партийных и комсомольских работников, на которые даны соответствуйте ссылки. Эи-шірические данные почерпнуты из союзной и республиканской, в тон

числе местной печати, из публикации специальных научных куриалов, собраны в архивах областных и раііонннх камитетов комсомола, извлечен!; из статистических справочников и научных обзоров.

Исходны:.! контингентом исследований, проводившихся автором в течении 1985-1990 гг. и охвативших около 1200 респондентов, били учациося средних икол Кашкадарьинской, Сурхандарьинскоіі п Бухарской областей как городских, так и сельских; работаюоая молодежь до 30 лет Каршикского района Кашкадарьинской области и промышленных предприятий г.Карши; студенты 4-5 курсов Бухарского, Карпинского и Ташкентского пединститутов, среди которых проводились опросы, анкетирование, интервьюирование, материалы которых сопоставлялись с аналогичными данными Института философии к праЕа ЛН УзССР вы. И.Цуипгава. Г целях сравнительного анализа полученных результатов автор привлекал опубликованные данные социологических исследований состояния эстетической культуры моле— доеной среды, проводившихся в различных регионах страны.

Научная новизна исследования заключается, во-первых, в постановке самой проблемы, так как особенности формирования с функционирования эстетической формы общественного сознания в молодежной среде региона специально не изучались;

во-второт, предлоген новый подход к раскрытию социальной природы и сущности эстетического сознания, особенностей ого складывания и раскрытия в национально своеобразных условиях многонациональной республики с преобладанием сельской молодоки;

в-тротьпх, раскрыта диалектика субъектно-обьектных отношений, отражаемых эстетическим сознанием, имеющим слокнуа структуру, координирующую связь еі'о зламентов и обусловливающую его по-лифункциональность;

в-четвертых, предложены социальные параметры для характеристики такой социально-демографической группы как мслодень, выступающей в качестве объекта эстетического воспитания и субъекта эстетической деятельности;

в-пятых, предлоген новый аспект рассмотрения художественной культуры как детерминанты эстетического развития личности, действующей как через условие ее достижений, так и через непосредственное участие в творчестве;

в-шзстых, предложены практические рекомендации по поеілеунеп качества эстетического воспитанЕя ыолодези, учатнвапцие своеоб-

разиэ ее прсфессггснально-ЕОзрасткых групп в. республике.

Практическая,.значимость работы заключается в том, что основанные на полученных гаучннх результатах предлог-ония создаст возможность ойтймгоиртаать воспитательные процессы среда иолоде-кіі-, конкретизировать :. эстетическую направленность, позволяющую

"обЛЄГЧПТЬ" уСВОвНИВ ііКОШІЄНШХ ОбщеСТВОМ ЭСТЭТЯЧвСКЯХ Ц6ІШОС-

тёй и, тем самым, обеспечивающую общи подъем эстетической культури подрастающего поколения.

'Теоретические полояенпя, сформулированные в работе, раскрывающие сущность и палифункционадьность эстетической формі общественного сознания, могут найти применение в чтении вузовского курса философии и теории социализма по эстетике я теория культуры, а такке в беседах и выступлениях з молодежной аудитории по линии общества "Знание" при анализе тенденцій развития рааяячкых форм общественного сознания в условиях перестройки.

Апробация габоты. Исследование проводилось ь соответствии с координационный планом комплексных научных рабег ТагіПЕІ имени Низами и Карпинского ІГОІ им. X. Алгалджана. Результаты а основннз сдои диссертации освещались з докладах на научпо-таорэтгчеекпх конференциях профсссорско-преподавательсксго состава ТашПШ им. Низами (I930-IS83)rr.), Карщинсного ГПРІ (IS80, 1983, 1934-1988, 1990 гг.), 1Ж при ТапГУ ст. 3.И.Лепила (1935, 1991 гг.), на республиканских научно-практических конференциях молодых ученых п г.Ташкенте (1930 г.) и в г.Дяязако (I9SI г.), Карщпкского ОК КП Узбекистана, Карпинского ГК КП Узбекистана, GK и ГК ЛКСМ Узбекистана, Кашинского областного управления по народному образовании, областной организация общества "Знание" и хпигадщбоз, в мал од судом центре "Ёддик" и в Карпинском пединституте.

Диссертация предла обсуждение на заседания кафедра философии ФЭФа ТапіГУ ст. З.И.Докпна, где была рекомендована к зашита.