Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рефлексия как принцип философского мышления Калашникова Нина Александровна

Рефлексия как принцип философского мышления
<
Рефлексия как принцип философского мышления Рефлексия как принцип философского мышления Рефлексия как принцип философского мышления Рефлексия как принцип философского мышления Рефлексия как принцип философского мышления Рефлексия как принцип философского мышления Рефлексия как принцип философского мышления Рефлексия как принцип философского мышления Рефлексия как принцип философского мышления Рефлексия как принцип философского мышления
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калашникова Нина Александровна. Рефлексия как принцип философского мышления : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 Волгоград, 2006 120 с. РГБ ОД, 61:06-9/394

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Философский анализ феномена рефлексии 11

1 Основные философские концепции рефлексии

2. Содержательный анализ понятия рефлексии 34

3. Типология рефлексии 46

Глава 2. Природа философской рефлексии 58

I. Генезис философской рефлексии 58

2. Специфика философской рефлексии 64

3. Язык философии и философская рефлексия 79

Заключение 97

Список использованной литературы 99

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема рефлексии привлекает сейчас внимание специалистов самых различных областей знания. Объективной основой возрастания интереса к этой проблеме является процесс дифференциации знания; благодаря этому значительно увеличилось количество контекстов, в которых функционирует понятие рефлексии. «Рефлексия» стала сейчас предметом междисциплинарных исследований. Между тем различные аспекты проблемы рефлексии интегрируются в философии. Поэтому систематический философский анализ феномена рефлексии имеет важное значение не только для исследования этой проблемы в других областях знания, но и для понимания специфичности философии как формы теоретического освоения действительности.

Актуальность исследования рефлексии как принципа философского мышления объясняется также следующими обстоятельствами: во-первых, необходимостью формирования общей методологической сферы, позволяющей соотносить философские, научно-теоретические и практические представления о проблеме рефлексии; во-вторых, потребностью изучения вопросов самосознания и интеллектуальной свободы, стоящих сегодня перед российским обществом.

Степень разработанности проблемы. Проблема философской рефлексии обсуждалась на протяжении всей истории философии. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли такие классики мировой философии, как Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, Августин Аврелий, Фома Аквинский, Ф. Бэкон, Р, Декарт, Дж. Локк, Г. Лейбниц, И. Кант, И, Фихте, И, Шеллинг, Г. Гегель, К. Маркс, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Э, Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Поппер и др.

В работах Е.В, Золотухиной-Аболиной, М.К. Мамардашвили, Т.Н. Ойзермаиа, Э,Ю. Соловьева, B.C. Швырева, Э.Г. Юдина и др. рефлексивность рассматривается как специфическая черта философии, отличающая се от

любых иных видов познания, подчеркивается обращенность философии к общественному субъекту. Философия - это не только знание (будь то о мире, будь то о самом знании), но и непосредственное воплощение общей структуры сознания и самосознания определенной исторической эпохи.

М.К. Мамардашвили в связи с анализом сознания в работах К. Маркса сделал вновь актуальными темы «включенного наблюдения», имплицитного присутствия наблюдателя-исследователя в изучаемом материале. Освещая «объективность» иллюзий, тайн и общественных фетишей, он четко обрисовал экзистенциальный смысл последних. В дальнейших его работах рефлексия является ключевым понятием в рамках неклассического идеала рациональности. Т.И. Ойзерман называет философию специфической формой социального самосознания.

С начала 60-х годов XX века в отечественной философии проблема рефлексии начинает интенсивно разрабатываться в методологическом аспекте В,А. Лекторским, А.П Огурцовым, П.В. Копниньш и др. Это было вызвано возрастанием роли методологической проблематики как в философии, так и в специальных науках, все более расширяющимся анализом роли сознания в общественной жизни, разработкой в ряде наук специализированных форм рефлексии. Проводятся конференции, посвященные проблемам рефлексии; «Проблемы рефлексии в научном познании» (1983 г.), «Рефлексия в науке и обучении» (1984 г.), «Проблемы логической организации рефлексивных процессов» (1986 г.) и др.

Особенно следует остановиться на «мыследеятельностном» подходе, поскольку он имеет большую методологическую междисциплинарную значимость. Так, в работах В.А. Лефевра сформулированы основы прикладных исследований рефлексии, разработана формализованная модель рефлексивной структуры, позволяющая репрезентировать внутренний мир человека. ГЛ. Щедровицким, кроме собственно теоретических разработок о рефлексии как о «смене позиций», была реализована практика рефлексии в так называемых орган шационно-деятельностных играх. Его методология характеризуется

категориальным аппаратом, пригодным для обсуждения междисциплинарных проблем и проблем человеческих способностей, «высших психических функций».

В.П. Зинченко рассматривает сознание в качестве инструмента установления соответствия и преодоления противоречий между значением и смыслом, средства построения новых предметных, жизненных и социальных смыслов и преодоления косных значений. При этом ядром рефлексивного слоя сознания выступает мысль о смысле бытия и самого сознания.

Традицию исследования темпоральных и конститутивных характеристик рефлексии продолжают В.И. Молчанов, В.В. Калиниченко и Н.В. Мотрошилова. Благодаря работам В.И, Молчанова поставлена проблема внерсфлсктивных источников рефлексии, вскрыты сложности ее рассмотрения в философии И. Канта, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера. Н.В. Мотрошилова своими исследованиями ввела феноменологическую рефлексию в широкий историко-философский контекст,

Исследования рефлексии, связанные с поиском ее нерепрезентативных оснований, представлены в работах В А. Подороги, М.К. Рыклина, СБ. Долгопольского и др. Для В,А, Подороги характерен глубокий содержательный анализ проблем телесности и языка как актуальных вопросов современной философской мысли. М,К. Рыклин рассмотрел механизмы взаимодействия языка, сознания, рефлексии, актуализировал феномен трансцепденции как основы философских и литературных опытов. СБ. Долгопольский очертил необходимый «поворот» от спекулятивных к постклассическим формам философствования, а также расширил перспективы практик чтения классических философских трудов, практик деконструкции.

Проблему научной рефлексии исследуют В.А. Бажанов, В.Н. Борисов, Б.С. Митрофанов, М.А. Розов, С.С. Розова, Л.С. Сычева и др. Эти авторы обосновывают такие виды научной рефлексии, как предметный, протопредметный, метапредметный, методологический, мировоззренческий, историко-научный и др.

Теоретическое содержание всей упомянутой литературы определяет современное состояние исследуемой проблемы, а также научный уровень, с которого начинается диссертационное исследование.

Обзор литературы, посвященной рефлексии как предмету философского анализа, показал разнообразие взглядов и мнений как на понятие рефлексии, так и на ее роль в познании, исследовательской деятельности. Наряду с этим отмечено, что в современной философской литературе отсутствуют работы, в которых были бы объединены в целостную систему исследования основных историко-философских концепций рефлексии, содержательный анализ феномена рефлексии, выявление генезиса и специфики рефлексии как принципа философского мышления, а также рассмотрение проблемы соотношения языка философии и философской рефлексии.

Объектом исследования является феномен рефлексии как свойство человеческого мышления.

Предметом исследовании является рефлексия как форма бытия философии и принцип философского мышления.

Цель и задачи исследования.

Основной целью работы является всесторонний анализ феномена рефлексии как принципа философского мышления, решение связанных с ним специфических проблем в их логической взаимосвязи. Такой анализ может способствовать созданию единой теоретической концепции феномена рефлексии, а также позволит более глубоко и содержательно раскрыть природу философского знания.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

исследовать основные философские концепции рефлексии;

осуществить содержательный анализ феномена рефлексии;

выделить основные типы рефлексивной деятельности;

проанализировать проблему происхождения философской рефлексии;

определить специфику философской рефлексии;

- рассмотреть проблему соотношения языка философии и философской
рефлексии в процессе философствования.

Методологической основой исследования стали принципы диалектического мышления, системный и сравнительно-исторический подходы, элементы структурного метода и феноменологической методологии. Методологической основой работы являются также труды классиков мировой философии.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые на основе анализа историко-философских, философско-теоретических и научных источников предпринимается попытка разработки целостной концепции рефлексии как принципа философского мышления. Результаты исследования, представляющие научную новизну, состоят в следующем:

осуществлено философско-методологическое осмысление феномена рефлексии, определен ее гносеологический статус;

произведен сравнительный философский анализ основных типов рефлексии;

определены основные факторы генезиса, развития и функционирования философской рефлексии;

рассмотрены основные особенности философской рефлексии;

проанализирована проблема взаимосвязи языка философии и философской рефлексии.

Основные положения, выносимые на защиту:

I. Рефлексия есть имманентное свойство человеческого мышления, посредством которого поток человеческого сознания обретает структуру, формы, рациональную устойчивость. Рефлексия означает переход к предметному рассмотрению сознания, переход к самонаблюдению, к критическому самоанализу и критической самооценке. Это такой поворот разума к Я, благодаря которому становится возможным присвоение познанного,

  1. Различные типы рефлексии; экстрапертпая, интровертная, элементарная, научная (внутритеоретическая, метатеоретическая, общенаучная, интеллектуальная, личностная), философская и др, - соответствуют уровням глубины самого знания, его типам и формам, открывают новые аспекты в системе знания (познания).

  2. Особенность ранних этапов развития философии заключается в том, что из других социальных позиций выделяется рефлексивная позиция, вырабатывается набор понятийных средств рефлексии. В частности, интенсивно вырабатывается язык, способный в адекватных формах выражать философскую рефлексию. Рефлексия как мышление, направленное на осмысление и обоснование собственных предпосылок, -способ существования философии, ее важнейший системообразующий фактор. Рефлексия является необходимым компонентом всякого развитого духовного производства, выступая в форме особого его измерения.

  3. Философская рефлексия выявляет смыслы, то есть имеющиеся в культуре исходные, наиболее общие знания, ценности, регулятивы и т.д., анализирует, систематизирует, интерпретирует их, формирует более адекватные способы описания и объяснения человеческого опыта. Поэтому философия есть не только высокоабстрактная сфера знания, но и высокорефлексивная сфера общечеловеческого знания,

  4. В процессе философской рефлексии невозможность апелляции к референту, как это делается в науке, с одной стороны, ограничивает возможности философского языка> с другой стороны, расширяет их, поскольку философия говорит не только о действительном мире, но и об устройстве любого из возможных мыслительных миров. Поэтому в философском мышлении используются аутентичные средства и процедуры порождения «мыслительных конструктов».

f Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут послужить в качестве методологических

принципов для дальнейшего анализа проблемы рефлексии как формы философского мышления, специфики самого философского знания, а также при подготовке спецкурсов по проблемам теории познания, философии и методологии науки,

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Структура диссертации отражает цели и задачи исследования.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования были представлены на двенадцати научных конференциях в 2001 - 2006 годах: VI Межвузовской конференции студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (г. Волгоград 13 - 16 ноября 2001 г.); на VII Межвузовской конференции студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (г. Волгоград 12-15 ноября 2002 г.); на VIII Межвузовской конференции студентов и молодых ученых г, Волгограда и Волгоградской области (г, Волгоград 11 - 14 ноября 2003 г.); на Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные процессы подготовки специалистов (менеджеров) в высшем учебном заведении» (г. Волгоград 12 -14 ноября 2003 г.); на Научной сессии ( г. Волгоград, 19 - 25 апреля, 2004 г.); на Третьей Международной научной конференции «Человек в современных философских концепциях» (г. Волгоград, 14 - 17 сентября 2004 г.); па Всероссийской научно-методической конференции «Современное профессиональное образование; актуальные проблемы и пути совершенствования» (г. Волгоград, 15 - 16 февраля 2005 г.); на Областной научно-практической конференции «Воспитание личности в пространстве социальных ценностей» (г. Волгоград, 26 апреля 2005 г,); на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (г. Москва, 24 -28 мая 2005 г,); на Научной сессии (г. Волгоград, 18-24 апреля 2005 г.); на Первой Общероссийской научно-практической конференции «Молодежь и формирование гражданского общества в России» (г. Волгоград 6-7 октября 2005 г.), на Международной научно-практической конференции «Современное

профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования» (г. Волгоград, 18 - 20 апреля 2006 г.).

Основные философские концепции рефлексии

Таким образом видноэ что усиление внимания к рефлексивной стороне научного познания в феноменологии проявляется двояким образом. Во-первых, феноменология выступает, по мнению ее приверженцев, в качестве истинно научной гносеологии, раскрывающей действительную природу научного познания, Но она не ограничивается этим. Феноменология - это не только познание. Феноменологический анализ науки включается в само научное познание оказывая на него обратное воздействие. Нацеленность не только на выявление, но и на функционирование субъективных механизмов научного познания составляет определенный вклад феноменологической философии в разработку проблем научной рефлексии, но претензия на адекватное решение этой проблемы представляется малоубедительной. Феноменологический анализ сознания в большей мере применим к разработке проблем личностного субъектного мира человека, чем науки.

Истолкование вопроса о бытии как пути от сущего к бытию на основе феноменологического метода - исходный пункт философии М. Хайдеггера, ученика Э. Гуссерля, который впоследствии отошел от его взглядов52. В прежней метафизике, по Хайдеггеру, отождествляется бытие с сущим. Здесь «субъектность, предмет и рефлексия взаимосвязаны»53, «по своей сути representatio опирается на reflexio. Поэтому существо предметности как таковой обнаруживается только там, где существо мышления познается и в собственном смысле осуществляется «я мыслю нечто», то есть как рефлексия»54. «Мышление как рефлексия означает горизонт, мышление как рефлексия рефлексии означает орудие истолкования бытия сущего» . В противоположность этой традиции Хайдеггер для характеристики истинного мышления употребляет термин «вслушивание». Он полагает, что бытие нельзя просто созерцать - ему можно и нужно только внимать. Бытие живет в языке. Язык - это дом бытия, а экзистенция - выход в «истину бытия». По Хайдеггеру, философия - это постоянное стремление «быть дома», чувствовать себя приобщенным к бытию, она позволяет человеку преодолеть ограниченность своего эмпирического бытия. В более поздних работах М. Хайдеггер пытается преодолеть субъективизм и психологизм своей позиции и выдвигает на первый план бытие как таковое. Бытие в мире раскрывается через неотъемлемое от человека не только осмысление мира, но и «делание», которое предполагает «заботу».

Ж.-П. Сартр, один из основателей экзистенциализма, подобно Канту, принципиально разделяет сознание и знание, причем сознание не обязательно имеет дело с миром объектов, в то время как знание необходимо предполагает объект, к которому оно относится. Внешний сознанию, отличный от него и независимый от него мир ( мир «в себе») исходным образом не выступает как мир объектов, а потому не является предметом знания. Сознание по своей природе нерефлективно, и поэтому оно первоначально не знает не только мира внешних объектов, но и самого себя. Однако оно сразу лее сознает самого себя в качестве отличного от мира «в себе». Поэтому Сартр именует сознание бытием «Для-себя». Таким образом, он разводит самосознание и знание себя -рефлексию .

Сартр подчеркивает, что индивидуальное «Я» - это целиком продукт самой рефлексии. Оно не существует до тех пор, пока не начался процесс рефлексии,

Значительный шаг в исследовании рефлексивной природы научного познания представляет собой концепция К. Поппера. Из принципиальной возможности опровержения как критерия научности знания вытекает, что у К. Поппера критическая рефлексия - основной механизм развития науки. Однако логико-методологическая концепция К. Поппера имеет существенные недостатки. К. Поппер признает, что философские идеи оказали величайшее влияние на развитие науки - от Фалеса до Эйнштейна. В то же время К. Поппер полагает, что нет вообще «такой вещи, как некая сущность философии, которую можно было бы выделить и отлить в некотором определении»56. Такой позитивистский подход открывает путь к лишению философского знания объективных оснований, к отрицанию самостоятельной эвристической функции философской рефлексии. Это относится и к философской методологии, К. Поппер пишет: «Нет метода, специфического только для философии» . Такое понимание философии, ее предмета и метода только усиливает внутреннее противоречие концепции К, Поппера.

В марксистской философии разработка проблемы рефлексии осуществлялась двумя путями: по линии критики метафизического понимания рефлексии и по линии анализа философского знания о культуре человечества, о его социальной истории58. Пороки метафизически-рассудочной рефлексии К. Маркс и Ф. Энгельс связывают со спецификой развития человека в условиях разделения труда и отчуждения, когда человек превращается в «частичного» человека, одностороннее развитие его способностей приводит к тому, что частичная социальная функция становится его жизненным призванием. Именно в таких условиях рефлексия мышления о самом себе становится призванием философа и противопоставляется практике. Эта ограниченность преодолевается развитием универсально-практического отношения к миру, в результате чего разум предстает как рефлексия практики в ее универсальности и целостности.

Содержательный анализ понятия рефлексии

«Рефлексия» - часто употребляемый термин, в широком смысле практически совпадающий с термином «самосознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения состояния сознания, а в рефлексии акцентируется деятельный момент. Это мышление, познание. Но есть и другое отличие. В самосознании отражается человек как нечто целое, как единство субъективного и объективного, идеального и материального. Рефлексия же обращена на сознание, имеет своим объектом субъективный мир человека, идеальное. Это мышление, исследующее самое себя, свои собственные формы, предпосылки, методы. Для него характерен критический анализ, оценка противоречий сознания, поиск способов их разрешения»60.

Термин «рефлексия» происходит от позднелатинского «reflexio» -«обращение назад, отражение». Глагол reflectere, cto, xio, xum означает прежде всего действие; 1) гнуть назад, клонить, загибать, наклонять, обращать; 2) склонять, обращать к чему-либо; 3) отклоняться, удаляться, уменьшаться. Приведенные значения глагола малоинтересны для философии. Кроме, разве что, позднего употребления в медиальном залоге pass, medial - обозначивший действие, производимое объектом над самим собой или для себя.

Отглагольное существительное reflexio, onis, f, переводится как: а) загибание, закидывание, поворачивание; б) грамматическая перестановка, конверсия. В других словарях значение существительного шире: «загибание луча света»61. Характерна этимология Гегеля: «Мы употребляем выражение рефлексия прежде всего по отношению к свету, когда он в своем прямолинейном движении встречает зеркальную поверхность и отбрасывается ею назад»62,

Проблематика света, светового потока не только составляет значение имени, но и имеет сама по себе большое познавательное значение. Свет понимался и понимается не только как содержание чувственного восприятия, но и как аналогия мыслительных процессов, Само напряжение ума связано со светом, а результат напряжения можно распределить на луче световых интепсивностей: «смутная идея», «ясная идея», «отчетливость» и т.д. Так или иначе, по термин «рефлексия» имеет «визуальную» смысловую основу. Рефлексия как познавательная способность вводилась и употреблялась «топически», то есть для решения гносеологических вопросов.

Первоначально термин «рефлексия» употреблялся в разговорном языке в значении «гнуть, нагибать обратно». По прошествии времени он вошел в научный оборот: его стали использовать в оптике, где напрямую связывали с физическим отражением света, звуковой волны, брошенного предмета,

В европейских языках это слово наряду со значением отражения приобрело значение размышления, обдумывания, рассуждения, соображения, когда мысль оборачивается на самое себя, отражается в самое себя, направляется на самое себя.

Начиная с XVII века в английском и французском словоупотреблении термин «рефлексия» употребляется в следующих смыслах: «размышление», «соображение», «рассмотрение». Характерно, что и сегодня в английском языке одно из его значений «to bring back» может означать как «приносить обратно, возвращать», так и «вспоминать», фиксируя древний пласт значений, включающий, с одной стороны, процедуру самонаблюдения и припоминания, а с другой - слитные с ним значения зеркального отображения луча света.

В современной философской литературе встречаются разные определения рефлексии. Традиционно она рассматривается как «понятие философского дискурса, характеризующее форму теоретической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику душевно-духовного мира человека. Рефлексия ... есть осознание практики, мира культуры и ее модусов - науки, искусства, религии и самой философии. В этом смысле рефлексия есть способ определения и метод философии, а философия - рефлексия разума»63. Рефлексия - это одновременно понятие о деятельности осмысления и деятельность самопознания. При этом нужно отличать рефлексию как понятие об осмыслении от деятельности осмысления, а также то и другое от деятельности самопознания. Теоретическому осмыслению, понятие о котором есть рефлексия, подвергаются в первую очередь собственные действия. Далее объектом теоретического осмысления становится культура. Следующая ступень -осмысление оснований культуры. Однако последнее не всегда возможно в контексте данной культуры. Рефлексия может трактоваться и как осмысление чего-либо при помощи изучения и сравнения; в узком смысле новый поворот духа после совершения познавательного акта к «Я» (к центру акта) и его микрокосму, благодаря чему становится возможным присвоение познанного. Данное определение имеет выраженную гносеологическую направленность.

Понятие рефлексии варьируется в зависимости от контекста, в котором ставится проблема рефлексии, методологического, историко-научного или какого-либо другого. Дж, Коллингвуд отмечает, что потребность сделать самому однажды возникшую мысль о предмете объектом специального изучения, т.е. рефлексии, возникает при обращении к вопросу о производстве знания . Так, в системомыследеятельностном подходе, развиваемом Г.П. Щедровицким, рефлексия анализируется с точки зрения теории деятельности. В качестве системообразующей предлагается идея кооперации деятельностиэ но чтобы использовать кооперативную связь, нужно иметь ее схему, и это - схема т.н. «рефлексивного выхода»65. Осуществить рефлексивный выход - значит занять новую позицию, «внешнюю» как по отношению к выполненным, так и по отношению к проектируемым деятельностям. Деятельность индивида в рефлексивной позиции «поглощает» прежние и будущие деятельности, первые становятся материалом анализа, вторые - объектом проектирования, таким образом деятельности кооперируются. Подобная кооперация может осуществляться на уровне сознания или на уровне логически нормированного знания. Когда рефлеісгирующая позиция вырабатывает свои знания, но не имеет своих методов, можно говорить о смысловой, допредметной рефлексии, в случае, когда методы есть и организованы в научный предмет, мы имеем дело с предметной рефлексией.

Но наиболее точно отражает сущность рефлексии следующее определение: рефлексия - это мышление, направленное на осознание и осмысление своих собственных форм, предпосылок, установок66.

Рефлексия как момент мышления внутренне связана со способностью человека к разрешению противоречий и является одним из существенных показателей достаточно высокого уровня умственного развития.

Генезис философской рефлексии

Нередко говорят, что исследование проблемы происхождения различных предметов и идеальных объектов не имеет особой важности. Однако для философов подобное исследование обладает исключительной значимостью. Анализируя процессы происхождения этих объектов, философ направляет затем все свои знания в структурный и конструктивный план, используя их как принципы и методы своей собственной работы, он должен знать, как происходят идеальные объекты, чтобы затем создавать их самому82.

Относительно проблемы происхождения философской рефлексии можно констатировать, что в современных российских исследованиях появление рефлексии как метода философского познания закрепляют за периодом возникновения самой философии. Сам факт того, что генезис рефлексии и философии отождествляются, означает, как минимум, два бытующих в философии распространенных мнения. Первое состоит в полагании философии как поиска «первых причин бытия» и в определении рефлексии в рамках причинно-следственных категорий. Сюда же относят сократовское сомнение как эффективную процедуру поиска этих причин «в самом себе». Второе предполагает наиболее характерным результатом рефлексии субстантивацию, будь то первоэлемент или Единое досократиков, или уже более развернутые субстанции философов Нового времени. И то и другое мнение - вариации одного понимания рефлексии, восходящего к Аристотелю, Именно у него философия направлена на поиск первых причин, а источником и результатом таких поисков является субстантивированный «ум, мыслящий самого себя» .

Механизмы философской рефлексии складываются постепенно, им предшествует достаточно длительная эволюция абстрактно-понятийного мышления. Считается, что способностью к абстрактно-понятийному отражению действительности человек обладал уже на этапе ранней родовой общины, а вот способность мыслить о мыслях на обыденном уровне он обнаруживает только в поздней родовой общине. При этом рефлексия как специфическое духовное освоение человеком мира не совпадает с самопознанием, которое может и не быть рефлексивным. Ее отличие заключается во-первых, в том, что внутренний опыт выступает лишь исходным пунктом движения познания, конечным же пунктом является внешний опыт, а во-вторых, рефлексии в развитой ее форме свойственна направленность не на индивидуальные аспекты внутреннего опыта, которые присущи именно рефлектирующему субъекту, а на универсальные5 всеобщие его стороны. Для философского сознания «постигающее в понятиях мышление есть действительный человек и поэтому только постигнутый в понятиях мир как таковой есть действительный мир»54. Генезис феноменов рефлексии, философии и философской рефлексии необходимо различать с учетом того, что рефлексия - неотъемлемое свойство человеческого мышления вообще и философского мышления в частности.

Таким образом, философская рефлексия не является «первичной» формой рефлектирования. Зарождение философии, как правило, связывают с периодом так называемого «осевого времени» (между 800 и 200 гг. до н.э.). «Новое, возникшее в эту эпоху,... сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели» . Открывается важнейшая фундаментальная идея: наряду с «материальным» миром есть качественно другой мир - мир идеальный -сознания, веры, воли, который и является подлинностью человека: только в «мире мысли» он может обрести и понять суть мира и себя. Здесь человек -творец и самоустроитель. Философия возникает из одного озарения важнейшей идеей - озарения трансцендентным. Идея трансцендентного стала превращенной формой открытия действительно человеческого в человеке, выступила фундирующим основанием, поддерживающим наш опыт и нашу картину мира. При этом европейский рационалистический стиль мышления предполагал в качестве обязательных категорий рефлексии «субъект» и «объект». Уже с начала зарождения философии в древней Греции субъект мысли, или «Я»? понимался как некий единичный дух, который постигает свое бытие в форме всеобщего, а всеобщность есть отношение к себе. Категория всеобщего, в свою очередь, свидетельствует о том, что субъект мыслит понятиями социума, а потому он есть уже ставший, сформировавшийся в социальном плане индивид- В силу названных причин и бытие мыслится как социализированный объект, поскольку действительность, выраженная в форме понятия, есть исторический, социальный объект.

Философия возникает в качестве особого, вторичного типа сознания людей, направленного на осмысление сложившихся форм практики, культуры. Чтобы достигнуть уровня рефлексии над культурой (а тем самым и на человека, как субъекта последней), философия в своих истоках должна была уже опираться на достаточно высокую культуру. Рефлексия знаменовала собой появление «общественно признанной» формы самосознания общества и индивида, а предпосылкой ее формирования выступал социальный процесс образования мировоззрения , Таким образом, в отличие от мировоззрения философия, никогда не была неотъемлемым компонентом человеческого сознания на всем протяжении истории общества, она появляется в классовом обществе в качестве одной из сфер специализированного духовного производства. Мировоззренческое самоопределение человека, в свою очередь, стало возможным лишь тогда, когда появились предпосылки генезиса индивидуального самосознания, в то время как генезис философии связан, прежде всего, с формированием способности человека к абстрактному мышлению и обобщению накопленного опыта.

Рефлексия как принцип мышления отражает потребность человека в адекватном знании, поэтому она возникает как средство соотнесения разного опыта, соединяет разновременные способы деятельности сознания и его разновременные смыслы, В процессе генезиса механизмов философской рефлексии формирование смысла происходило в пространстве, объединяющем опыт мифологического сознания, которое включало его средства (фетиш, табу, магию), и нового эмпирического знания об изменившемся человеческом мире, межиндивидуальных отношениях и отношениях с природой _ Это событие было многосторонним: возникало новое знание о мире и человеке; формировались новые средства сознания, соотносящие опыт с миром некоего смысла - с миром «идей», с первовеществом.

«Преодоление» мифологического сознания с его отождествлением объективного и субъективного, воображаемого и действительного, имени и предмета, части и нелого, необходимого и случайного было связано с появлением общественного разделения труда, его нарастающей дифференциацией, отделением умственного труда от физического. Благодаря деятельности отдельных индивидуумов, принявших во внимание огромную пестроту общественно-исторических и природных фактов, критически анализирующих мифологическую картину мира, сомневающихся в ее истинности, постепенно происходит освобождение сознания от ее образов.

Специфика философской рефлексии

Философскую рефлексию чаще всего определяют как мышление о мышлении, т.е. как мысль, обращенную на саму себя. Философская рефлексия - это нечто вроде отстраненного наблюдения за деятельностью собственного сознания, его предельно абстрактный анализ. При этом философствующий индивид хочет знать и может постигать не только то, что он мыслит, но и то, как он это делает, сам процесс мышления.

Философскую рефлексию нужно определять как «отнесенность научной деятельности к философии, отнесенность философии к своему мировоззренческому ядру, отнесенность философии к реальному процессу жизни как к основаниям93. Философия как форма мышления рефлективна по определению. Она строится исключительно на абстрактных понятиях, которые имеют рефлективную природу. В обычных условиях бесконечное многообразие отдельных явлений познается человеком наглядно и в конкретных формах; отображение реальной действительности происходит посредством чувств и рассудочных понятий. Поскольку такое созерцание мира неустойчиво и выражается бесконечным множеством частных суждений, философия в целях экономии мышления переводит разрозненные знания в некие универсальные и постоянные понятия, обладающие свойством стабильности по отношению ко всяким изменениям. Философия абстрактно отображает мир как целое, так и отдельные его составляющие. Универсализация философского мышления позволяет прибегать к таким отвлеченным приемам, когда единичное мыслится в форме всеобщего, а всеобщее в форме единого. Способность к философствованию заключается именно в познании единого во многом и многого в едином.

Способность мышления познавать единичное в форме всеобщего означает, что разум существует в виде рода, т.е. как общественное явление. Уметь определять своим предметом всеобщее, постигать единичность вещей, данных в чувственном сознании как объективное и бесконечное всеобщее, может только коллективный, обобществленный разум, достигший чрезвычайно высокой стадии развития, на которой рефлективное сознание постигает себя в мысли.

Философия, таким образом, является суммой очень общих суждений, основой познания которых служит непосредственно самый мир во всей своей целостности, без какого-либо исключения, то есть все, что существует В человеческом сознании; философия является совершенным повторением, как бы отражением мира в абстрактных понятиях, которое возможно только посредством обьединения существенно тождественного в одно понятие и выделение различного в другое понятие. Философия в абстрактной, всеобщей и ясной форме воспроизводит мир во всем его многообразии. Уже Ф. Бэкон, полагал, что лишь та философия истинна, которая с совершенной точностью передает «голоса самого мира», представляет собою не что иное, как его образ и отражение, и ничего не прибавляет от себя.

Философская рефлексия носит критичный и исключительно абстрактный характер. Она способна открывать связи и отношения вещей, выходящие за рамки обыденного опыта, связанных с ним стереотипов и архетипов обыденного сознания, направлена на постижение истины, является важным фактором систематизации мыслительной деятельности. Делая своим предметом сознание во всем его многообразном богатстве, философия становится самосознанием конкретной исторической эпохи.

На долю непосредственной работы философской рефлексии приходится общая проблема рефлексивной деятельности сознания как механизма систематизации, означения, осмысления опыта, превращения его в средства, методы и способы деятельности сознания. Философская рефлексия универсализует своими средствами - системами категорий и принципов -разные способы деятельности сознания, их средства и результаты.

Содержание категории философской рефлексии никогда не исчерпывалось одной лишь рефлексией разума над своей познавательной способностью, над модальностями мысли. Ее органической составной частью является и рефлексия иного рода: вопрошание человека о целях, ценностях и смысле жизни, о своем статусе в иерархии бытия, о жизненной позиции, о человеческом в себе как в представителе рода94. Задачей философии является формирование теоретического самосознания людей, указывающего цели и ценности, которые служат активными регуляторами деятельности.

Целью философской рефлексии является синтез совокупного общекультурного человеческого опыта, ее средством - критическое переосмысление сложившихся форм, предпосылок, установок мышления с помощью категорий, а результатом - создание целостного представления о мире и месте человека в нем. Философия представляет собой рефлексию над основаниями культуры. Правда, здесь требуется уточнение, что представляют собой основания культуры. Если основания культуры выступают как предельно обобщенная система мировоззренческих представлений и установок, которые формируют целостный образ человеческого мира, то возникает вопрос о структуре этих представлений, способах их бытия, формах, в которых они реализуются95.

Такими формами являются категории культуры - мировоззренческие универсалии, систематизирующие и аккумулирующие накапливаемый человеческий опыт. Именно в их системе складываются характерный для исторически определенного типа культуры образ человека и представление о его месте в мире, представления о социальных отношениях и духовной жизни, об окружающей нас природе и строении ее объектов и т.д. Мировоззренческие универсалии определяют способ осмысления, понимания и переживания человеком мира.

В разных типах культур, которые характерны для различных, исторически сменяющих друг друга типов и видов общества, можно обнаружить как общие, инвариантные, так и особенные, специфические черты содержания категорий. В сознании человека каждой эпохи все эти черты сплавлены в единое целое, поскольку сознание в реальном его бытии - это не абстрактное сознание вообще, а развивающееся общественное и индивидуальное сознание, имеющее в каждую эпоху свое конкретно-историческое содержание.

С этих позиций целесообразно говорить о наличии в каждом типе культур специфического для них категориального строя сознания, который соединяет в своем содержании моменты абсолютного, непреходящего (выражающего глубинные инварианты человеческого бытия, его атрибуты) и моменты относительного, исторически изменчивого (выражающего особенности культуры исторически определенного типа общества, присущие ему формы и способы общения и деятельности людей, хранения и передачи социального опыта, принятую в нем шкалу ценностей)96 .

Похожие диссертации на Рефлексия как принцип философского мышления