Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозный текст : Диалектика содержания и интерпретации Балабушевич, Виктор Юрьевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Балабушевич, Виктор Юрьевич. Религиозный текст : Диалектика содержания и интерпретации : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Новосибирск, 1997.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 97-9/229-3

Введение к работе

В настоящее время имеется социальная потребность в углубленном изучении религии, религиозной культуры, религиозного сознания. Изменившиеся социальные условия требуют переосмысления многих наших традиционных представлений о религии, сформировавшихся о условиях жесткого политического контрот на/- духовной жизнью общества, ограничения философской мысли системой идеологического "табуирозания" и, вследствие этого, не отражающих адекватно многие социальные реальности.

Эта социальная потребность наиболее отчетливо проявляется по отношению к религиозным текстам. Религиозные тексты как объективные носители информации были зачастую недоступными, а если и предлагалась какая-то их интерпретация, то очень примитивная. Сегодня формальные идеологические запреты "на религию" рухнули и, похоже, окончательно. Однако отношение к религии з нашем обществе не стало более мудрым и "цивилизованным*. Российской ментальности по-прежнему не достает качества толерантности. На смену пренебрежительному отношеьию к религиозному тексту, отождествлению его содержания с нелепостью и обманом, безраздельно господствовавшему в массовом сознании в недавнем прошлом, идет слепое преклонение перед религиозным текстом как носителем "высшей" мудрости. У многих наших с оте-чественников обилие различных, иногда весьма экзоти .еских интерпретаций религиозных текстов, соединенных с эсхатологическими пророчествами и неуверенностью в будущем, вызывает состояние социальной прострации и даже реичдивы асоциального поведения.

3 то же время отечественными и зарубежными специалистами наработай определенный материал по методологии исследования содергчния различных видов текстов, по диалектике содержания и интерпретации в понимании этих текстов. Но этот материал редко "накладывается" на религиозные тексты.

Актуальность темы исследования, таким образом, обусловлена рядом конкретных обстоятельств.

В пра—ическом плане повышенный ик.ерес к проблемам исследования религиозного текста вызван следующими факторами:

  1. В современных условиях сохраняется весьма значительное влияние религии и церкви на развитие общества, функционирование его различных сфер и связанное с этим фактом постоянное воспроизводство интереса к религиозным текстам как носителям религиозных идей, концепций, учений со стороны широких слоев населения. Это вызывает необходимость рассмотрения религиозного текста как типологического феномена, выявления специфики его функционирования в социуме путем сопоставления с другими видами текстов.

  2. Религиозные тексты глубоко интегриро. jHbi в духовную жизнь общее, ва; составляя неотъемлемый компонент духовной культуры человечества, они тесно взаимодействуют с друтми l руктурными элементами духовной и материальной культуры, что предполагает выяснение ро. л религиозного текста как

фактора культурной эволюции, рассмотрение взаимосвязи его содержания и интерпретации.

3. В собственно религиозной сфере прослеживается тенденция развития движения за "широкий экуменизм", что находит своэ выражение в углублении межконфе сиоі шьных контактов, призывах к "мировой теологии" (World theology). Исследование этих процессов предполагает сравнительный анализ содержания сакральных текстов различных конфессий, выявление их общих и специфических черт.

8 теоретическом плане обращение к проблеме религиозных текстов связано с потребностями дальнейшей (.азработки и совершенствования методологических основ их исследования:

  1. Понимание религиозного текста - сложнейший гносеологический и эпистемологический процесс, требующий наличия у воспринимающего текст субъекта "герменевтически воспитанного ' ознания" (Х.-Ґ.Гадамер) и предполагающий необходимость исследования как самого феномена "религиозный текс-" в единстве логико-гносеологического, социологического и культурологического подходов, так и интерпретации как логико-гносеолотческой и герменевтической процедуры.

  2. Наметившаяся тенденция к интеграции таких важнейших философских направлений XX века, как аналитическая философия и философская герменевтика, открывает иозые возможности для анализа текстовой реальности. Кроме того, значительные успехи достигнуты в области . .огических, семиотических и лингвистических исследований. Все это делает возможной и своевременной задачу систематиі ции в теоретико-содержательном плане данных отечественных и зарубежных исследований по проблеме текста вообще и религиозного текста в частности.

  3. В гносеологии продолжает сохраняться искусственный разрыв познавательных процед, р в гуманитарной и ее. .іственконаучной сферах (например, противопоставление понимания и объяснения). Ощущается настоятельная необходимость преодоления этого разрыва, чему может способствовать сравнительный анализ религии и науки как социальных институтов, религиозных и научных текстов, роли и места интерпретации в религиозном и научном знании.

Отмеченные обстоя!епьства актуализируют рассмотрение всего комплекса проблем, связанных с пониманием релип^озного те1 тта.

Степень разработанности проблемы. Вопросы, поднимаемые автором диссертации, наш пи свое отражение в многочисленных исследованиях, связанных с различными направлениями теоретических поисков как признанных классиков мировой философской мысли, так и современных авторов.

В соответствии с концептуальным замыслом диссертации, всю литературу по ее проблематике можно условно разделить на две группы.

Первая группа представлена произведениями, основные идеи которых составляют своего рода методе 'огическую базу исследования религиозных текстов:

а) труды, в которых текст рассматривается как социальный феномен, рас
крываются теоретико-методологические проблемы сущности, структуры, со
держания, типологии и функций текста (С.С.Аверинцев, Г.А.Антипсв,
М.М.Бахтин, В.С.Библер, ОАДонских, В.Г.Кугнецоа, Д.С.Лпхачев, Ю.М.Лотман

и ДР.): " - -'

б) философские произведения, выполненные з русле "аналитической тра
диции" с ее устано1.,<ой на анализ значений и смыслов языковых выражений и
претензией на построение теории смысла (А.Д.Айар, Н.Малкольм, Д.Э.Мур,
Дж.Остин, Б.Рассел, Р.Чиэолм, М.Шлик и др.);

в) труды, выполненные в духе герменевтической традиции с ее установкой
на истолкование текстов, знаков культуры, внутреннего мира личности и конеч
ной целью построения теории интерпретации (Э.Бетти, Х.-Г.Гадамер,
В.Дильтей, Ю.Х^бермас, М.Хайдеггєр, Ф.Шлейермахер и др.);

г) работы, в которых рассматриваются те или иные стороны теории пони
мания (М.М.Бахтин, Ю.М.Поткан, Г.Г.Шпет и др.), значительный интерес к про
блеме понимания обнаруживается в тоудах представителей естественных наук
(Н.Бор, В.Гейзенберг, В.Паули, А.Эйнштейн и др.); .

д) исследования по логике (Р.Карнап, С.Клини, Б.Р ссел, Г.Фреге, А.Черч
и др.), в которых раскрывается проблема смысла й значения, а тгкжэ работы
по философии и методологии науки (Т. Кун, И.Лакатос, М.Полани, К.По...лер,
С.Тулмин, П.Фейерабенд и др.).

Вторую ipynny произзедений по проблематике диссертации составляют работы, в которых зафиксированы результаты исследова"ий собственно реяи-гиог -іьіу текстов:

а) работы, выполненные исследователями, принадлежащими к различным
философским и научным школам; содержание этих произведений связано с
анализом и осмыслением конкретных религиозных текстов (Х.Л.Борхес, Г.Гече,
Л.И.Климович, З.Косидоыский, И.Ю.Крачковский, И.А.Крывелев, С.В.Лезов,
М.Б.Пиотровский, М.И.Рижский, И.С.Свенцицкая, Д.Д.Фрэзэр, Й.Ш.Ши+>мзм,
Д.Ф.Штраус и др.); .

б) тру,гч экзегетов различных конфесск. , посвященные интерпретации
сакральных текстов (Р.Бультман, В.Н.Лосский, А.В.Мень, Э.Эби и др.);

в) иселедовєния в области философии религии и религиоведения, авторы
которых обращаются к изучению религиозных текстов как части целого - рели
гиозного комплекса, преследуя цель рассмотрения феномена религии в целом
(М.Вебер, Г.В.Ф.Гегель, Э.Дюркгейм, К.Маркс, Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм,
Ф.Энгельс и др.); особо выделим труды представителей русской философской
мысли (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, С.Л.Франк и др.);.

г) произведения историко-философского содержания, в которых процеду
ры и результаты исследования религиозных ;. ,<стов рассматриваются б koi
тексте определенных этапов историко-философского процесса (В.Ф.Асмус,
А. С. Богомолов, А.Х.Горфункель, А.Ф.Зотов, В.Н.Кузнецов, Г.Г.Майоров,
Ю.К.Мельвиль, И.С.Нарский, В.В.Соколоз, А.Н.Чаны зв и др.); отдельно вьіде-

лим публикации по историк философской герменевтики (Е.К.Быстрицкий, П.П.Гайденко, В.Г.Кузнец:" з. А.А.Михзйлов, Г.Г.Шпети др.).

Анализ литературы, осуществленный автором, показал, что как в отечественных, так и в зарубежных источниках наблюдается язный недостаток обобщающих и'-,лздовачий феномена "религиозней текст" при достаточно большом количестве публикаций, посвященных тексту вообще и конкретным религиозным текстам. Не предпринималось и сколько-нибудь серьезных попыток взглянуть на религиозный текст как на типологический феномен с точки зрені/д диалектики его содержания и интерпретации.

Объект и предмет исследовании. Объектом настояа;его исследования выступает феномен религиозного текста. Предметом исследования является диалектика содержания и интерпретации религиозного текста.

Цель и основные задачи исследования. Главная цель исследования состой' в разработке методологии рассмотрения религиозного текста с течки зрения взаимосвязи его содержания и интер"оетации.

Реализация поставленной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:

выделениэ религиозного текста в качестве объекта исследования;

выявление сущне гных признаков, свойств, характеристик выделенного религи зного текста;

установление зависимости содержания религиозного текста от процедур его интерпретации;

уяснениа сложной диапектики объективного и субъективного з содержании религиозного текста;

анализ феномена интерпретации и выявление обусловленности интерпретационных процедур содержанием интерпретируемого религиозного текста;

рассмотрение возмо -,: гостей интерпозтации религиозного текста в связи с выявленным единством его содержания и интерпретации.

Методологическая основа исследования. Теоретическою и методологическую базу исследования составляют классические произведения мировой и отечественной философской мысли. Автор опирался на современные разработки в области философской герменевтики, аналитической философии, семиотики, логики, философии и методологии науки, стремясь к максимальному синтезу существующих философских и общензучных представлений о тексте, его понимании, содержании и интерпретации а целях реализации задач касто) цего исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в предлагаемом автором варианте решения проблемы диалекти' 1 содержания и интер-претиции религиозного текста, основанном на идее неразрывной связи содержания текста и его интерпретации, составляющих своего рода теоретический конструкт со сложной диалеі>ти'-ой объективного и субъективного.

Основные результаты проведенного исследования сводятся к следующему.

  1. Рассмотрены возможности демаркации границ между религиозными текстами и иными феноменами, принадлежащими к религиозной и текстовой реальностям. В рампах решения данной задачи показано, что многозначность исходных понятий "религия" ("религиозность") и "текст" ("текстуальность") не позволяет экеялицлровать понятие 'религиозный текст" путем аналі-.за смыслового содержания текста на предмет его религиозности (см.: С. 18-21) или рассмотрения содержания религии как системного образования на предмет его текстуальности (см.: С. 21-23). Более или менее четкое зыделение религиозного текста связано с выбором и использованием формальных признаков, наличие или отсутствие которых позволяет однозначно решать вопрос о религиозном или нерелигиозном статусе конкретного исследуемого текста. "Религиозность" оказывается не столько субстанциональным, сколько функциональным свойством текста, обусловленным его "естроєнностьга" в особую систему отношений, коммуникаций, присущих религиозному комплексу (см.: С. 23-29).

  2. Автором предлагается дефиниция религиозного текста как феномена кульр/ры, имеющего текс"озую природу и обладающего конфессиональным сакральным статусом (см.' С. 30) Вместе с тем подчеркивается, что подобная дефиниция еще не снимает всех проблем, связанных с зыделекием феномена "религиозный текст", и идентификгцией ряда конкретных текстов в качестве религиозных (см.: С. 30-32).

  3. Если выделение религиозного текста как объекта исследования осуществляется на основе анализа его внешних, социально-значимых формальных характеристик, то изучениз уже выделенного религиозного теї та предполагает обращение к его внутренним'характеристикам. В качестве таковых указывается, в первую очередь, на полноту и непротиворечивость текста (см.: С. 32-33). Оценка на полноту и непротиворечивость ряда репрезентативных видоо светских (математического, литературно-художественного, философского) и религиозного текстов показывает, что если во .сех видах нерелигиозных текстов допускается принципиальная возможность достижения полноты и непротиворечивости, то для религиозного текста характерна иная ситуация. Религиозный текст, как и любой другой вид текста, стремится к полноте к непротиворечивости, но эти полнота и непротиворечивость возможны лишь на уровне идеи. Однако сама религиозная идея не может быть выражена полно и непротиворечиво, следовательно, и религиозный текст нэ уроннв выражения всегда в принципе неполон (выступая лишь как частичное выражение концепции) и, как правило, противоречив (противоречия не только допускаются, но и предполагаются в качестве необходимых), в чем и заключаете; ;пзцііфичєское отличие рели :-озного текста от иных видов текстов (см.: С. 38-43).

  4. В контексте оценки рели., озного текста на полноту и непротиворечивость описаны и некоторые его более частные хар теристики: внутренняя не-

однородность (см.: С.43-44), оклеетичность (см.: С. 44-46), закрытый характер (см.: С.46-47), неперево. чмость. в современную понятий ую сетку (см.: С. 47-49), многофункциокэльность (см.: С. 49-50), полисемантичное^ (см.: С.5С 51) и притчевый характер (см.: С.51 -53) религиозного текста.

5. В 'юсл^човании предложен '.лнстру. гиеистский" подход к пониманию
содержания религиозчого тексга. Суть предложзнного подхода (в отличие от

. наивна-сбъективистского взгляда на. текст) заключается в том, что, исходя из идеи неразрывности содержания и интерпретации, объективное содержание религиозного текста рассматривается как некий теоретический конструкт, обнаруживаемый в процессе "интерф -зреиции интерпретаций", когда берется вся совокупность имеющихся интерпретаций, и отбрасывается все специфическое для каждой из них. При этом элементы содержания религиозного текста, кото-л рые сохраняются всеми интерпретациями, выступают в качестве объективного содержания. Напротив, все, что составляет специфику каждой конкретной интерпретации (группы интерпретаций) представляет субъективное в содержании религиозного текста. Таким образом, t держание религиозного текста выступает не только как объект интерпретации, но и как еэ своеобразный результат, своего рода предел, к которому стремятся все прошлые, настоящие и будущие интерпретации (см.: С. 58-63).

6. Применение "конструктивистского" подхода позволило рассмотреть со-
держі-.іие религиозного текста в качестве динамичного образования, имеющего
исторический характер, и выявить внутритекстовы;. и -нетекстовые факторы,
обусловливающие его изменение (см.: С. 63-71). Обосновываемый подход к
содержанию религиозного текста д^т возможность по-новому взглянуть на
диалектику его объективной и субъективной, сторон. Объективное и субъектив
ное в содержании религиозного текста существуют в качестве существенных,
неустранимых, иерархических, многоуровнезых образований. А синтез интер
претаций, дост\ ^ных на данный момент времени в виде теоретического конст
рукта, - это и есть субъективно выработанное объективное содержание рели
гиозного чекста (см.: С. 71-82).

7. В диссертации выделяются и рассматриваются логический, гносеологи
ческий и герменевтический подходы к интерпретации религиозного текста,
обосновывается вывод о наибольшей адекватности задачам истолкования ре
лигиозных текстов именно герменевтических интерпретационных процедур.
Герменевтический подход к интерпретации конкретизируется применительно к
интерпретации религиозного текста, исходя из идеи "конструктивистского" по
ни ания его содє, жания (см.: С. 82-93). Автором уточняется концептуальное
содержание, требования и названия принципов интерпретации, обозначаются
подходы к выявлению их иерархии и взаи- освязи (см.: С.93-105); рассматри-
ва; гея возможности интерпретации религиозного текста, обусловленные, пре
жде всего, особенностями объекта (см.: С. 107-108) и суб. акта (см.: С. 109-
112) интерпретации, а также спецификой целей (см.: С. 112-114), используемых

' -.' ''.''' " ' :. ». '.''' ".- ' "

средств (см.: С.114-117), результатов (см.: С. 128-129) и условий (см.: С. 129-131) интерпретации.

8. Анализ интерпретационных процедур - с точки зрения преследуемых целей и используемых средств интерпретации - поэзолил вычленить э качестве основных буквалистичес::ий, аллегорический, мистический и историко-критический подходы к интерпретации религиозного текста. Выявлены логико-гносеологические и герменевтические основания каждого из названных подходов, прослежена их эволюция, раскрыты возможности обозначенных подходов в достижении понимания смысловых структур религиозного текста. Сформулировано положение о том, что различия между буквалисгическим, аллегорическим, мистическим и историко-критическим подходам, со всеми их достсинст-вами и недостатками, связаны, в конечном счете, с разными вариантами решения проблемы количества смыслов в слове. Буквализм основывается на постулировании принципа единственности смысла, который тэахтуется как объективное содержание текста. Аллегорический и мистический методы интерпретации исходят из постулата множественности смыслов слова. Историко-критический подход к интерпретации религиозного текста предполагает возвращение к идее единственности смысла, но уже соединенной с идеей его контекстуальное ( см.: С. 117-128).

Основные положения, выносимые на защиту. Содержание и ноеизн.. дис
сертационного исследования позволяют вычести на защиту следующие поло
жения: '

  1. "Религиозность" следует рассматривать не в качестве субстанционально'" хаоактеристики текста, а как его функциональное свойство, обусловленное "встроенноегью" рассматриваемого текста в особую систему отношений и коммуникаций, присущих религиозному комплексу.

  2. Специфическая особенность религиозного текста, а отличие от любых видов светских текстов, заключается в невозможности достижения в процессе его построения полноты и непротиворечивости: религиозный текст на уровне выражения всегда в принципе неполон и, хак правило, противоречив.

  3. Содержание религиозного текста и .о интерпретации неразрывно связаны между собой, составляя своего рода теоретический конструкт, обладающий сложной динамикой и обнаруживаемый при рассмотрении всей совокупности возможных интерпретаций и отбрасывании всего специфического для каждой из них

  4. По отношению к религиозному тексту актуальна, прежде всего, герменевтическая (историко-культурная) интерпретация как понимающая процедура, позволяющая с наибольшей эффективностью уяснить содержание религиозного текста и выявить его смысловые структуры.

  5. 3 зависимости от целей, преследуемы/; интерпретатором, и использ; -мых при этом средств возможно выделение буквалистического, аллегорического, мистического и историко-крити эского подходов к интерпретации религиозного текста, различающихся как по глубине иронию вения в смысловые струк-

туры текста, так и несозпадающими вариантами решзния проблемы количества смыслов в слове.

Теоретическая и прз'стическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

  1. Положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, расширяют представление о феномене религиозного текста, его понимании и интерпретации.

  2. Обоснованный в диссертации "конструктивистский" подход к содержанию религиозного текста способствует углублению понимания механизма функционирования религиозного текста в рамках религиозного комплекса и социума в целом.

  3. Положения диссертации, выносимые на защит/, могут найти применение r качестве методологических регу ятивоз в ходе дальнейшего исследования и самого феномена "религиозный текст", и конкретных религиозных текстов, обогащая при этом арсенал исследователя методологией рассмотрения религиозного текста с точки зрения взаимосвязи его содержания и интерпретации.

Практическая знач"мость исследования выражается в следующих положениях'

  1. Выводы диссертации приложимы к педагогической практике и могут быть реализозаны в процессе преподавания философии, религиоиедения, культурологии, спецкурсов по истории и содержанию Ветхого и Нового Заветов, Корана и других религиозны^ текстов.

  2. Идеи, изложенные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в процессе дальнейшего соаершенствования программ и тематических планов учебных дисциплин гуманитарного цикла.

  3. Положения, содержащиеся в диссертации, представляют интерес для разработки и' реализации вневузоаских образовательных программ, рассчитанных на различные группы населения в условиях мировоззренческого и политического плюрализма.

  4. Результаты исследования феномена "религиозный текст", зафиксированные d диссертации, актуальны для специалистов, занимающихся сравнительным анализом сакральных текстов различных концессий.

Апробация работы. Оснозные результаты, полученные в ходе исследования обсуждались на заседаниях кафедры философии Новосибирского государственного университета и постоянно действующем семинаре с аспирантами данной кафедры, докладывались на заседаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Новосибирского ВСХУ и постоянно действующем теоретическом семинаре с преподавателями данной кафедры. Содержание и основные результаты исследования излагались автором в выступлениях ка научно-практических энференциях различного уровня, среди которых

можно выделить межрегиональную научно-практическую конференцию "Использование современных средств психологии в обучении' (Новосибирск, 1994) и межрегиональную научно-практическую конференцию "Армия и книга" (Новосибирск, 1995). Результаты исследования кашли своє отражение в публикациях автора и автореферате диссертации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.