Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Революция в общественном сознании как проблема исторического материализма Ясис Станисловас Аугустович

Революция в общественном сознании как проблема исторического материализма
<
Революция в общественном сознании как проблема исторического материализма Революция в общественном сознании как проблема исторического материализма Революция в общественном сознании как проблема исторического материализма Революция в общественном сознании как проблема исторического материализма Революция в общественном сознании как проблема исторического материализма Революция в общественном сознании как проблема исторического материализма Революция в общественном сознании как проблема исторического материализма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ясис Станисловас Аугустович. Революция в общественном сознании как проблема исторического материализма : ил РГБ ОД 61:85-9/166

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Общественно-экономические формации и социально-исторические типы общественного сознания 14 - 52

Раздел П. Революция в общественном сознании как составная часть социальной революции 53- 100

Раздел Ш. Особенности коренной перестройки общественного сознания в период социалистической революции 101- 137

Раздел ІУ. Некоторые теоретические проблемы преобразования общественного сознания в процессе социалистического строительства в СССР 138- 173

Заключение 174- 177

Список использованных источников и литературы 178- 202

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Среди актуальных проблем общественного развития особое значение имеют закономерности и особенности исторического развития общественного сознания,возрастание его роли в жизни общества, динамика взаимодействия его с общественным бытием. На ХХУІ съезде КПСС, последующих Пленумах ЦК КПСС подчеркивалась необходимость глубокой разработки вопросов формирования общественного сознания, коммуни -стического воспитания. Реализация задач планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма все в большей мере зависит от уровня сознательности и активности трудящихся. В результате этого идеологическая работа все более выдвигается на первый план, возрастает ее роль и значение.

Социально-философский анализ общественного сознания не -обходим не только для понимания непосредственно духовной сферы общественной жизни. Он является необходимым элементом исследования процессов развития и функционирования всегообщества в целом как единого в своей основе социального организма. "Анализ экономической стороны, - указывал В.И.Ленин, - должен быть, разумеется, дополнен анализом социальных, юридическо-по-литических и идейных надстроек" . Общественное сознание представляет собой не просто пассивное отражение исторического процесса, а существенный и необходимый компонент самого этого процесса, его роль и значение в ходе истории постоянно возрастает, особенно в революционные периоды истории человечества. И здесь на передний план выдвигается проблема революции в об-

I. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве (Отражение марксизма в буржуазной литературе). - Поли.собр.соч., т.1, с.466.

- 4 -щественном сознании, проблема коренных изменений в сознании народа, различных классов, всего общества при переходе от одной общественно-экономической формации к другой.

Эта проблема актуальна не только в теоретическом, но и в практическом плане. Прежде всего она тесно связана с такими важными задачами, как преобразование субъективного фактора социалистической революции, социалистического и коммунистического строительства, формирование качественно нового социалистического общественного сознания, воспитание нового человека , управление идеологическими и социально-психологическими процессами развитого социалистического общества. В Советском Союзе накоплен уникальный опыт социалистической перестройки общественного сознания. Этот опыт требует тщательного анализа и обобщения. Он имеет огромное международное значение.

Историческая практика показывает, что построение коммунизма также невозможно без высокой образованности, культуры, общественной сознательности, идейно-политической зрелости людей, как и без соответствующей материально-технической базы. ХХУІ съезд КПСС еще раз подчеркнул, что "в условиях зрелого

социализма все теснее становится взаимосвязь прогресса эконо-

т мики с социально-политическим и духовным прогрессом общества" .

Диалектика взаимосвязи преобразования сознания трудящихся с преобразованием материально-производственных условий их жизни раскрывается во многих партийных документах, в выступлениях руководителей партии. "Советское общество вступило в такой этап, когда назрели глубокие качественные изменения в производительных силах и соответствующее этому совершенствование производственных отношений. В тесной взаимосвязи с этим, -подчеркивается в Постановлении июньского (1983 т.) Пленума I. Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с.52.

- 5 -ЦК КПСС, - должны происходить и изменения в сознании людей, во всей надстройке общества" . Практическая жизнь со всей убедительностью показывает, что формирование социалистического общественного сознания является не только результатом, но и важнейшим условием построения нового коммунистического об -щества. К числу преимуществ социалистического строя, как подчеркивал К.У.Черненко на февральском Пленуме (1984 г.) ЦК

КПСС, "безусловно, относятся организованность и сознательность

масс .

Актуальность темы диссертации определяется и рядом других факторов. Теоретические и практические вопросы коренной перестройки общественного сознания, т.е. революции в общественном сознании приобретают особую значимость в связи с социальными преобразованиями в тех развивающихся странах, которые избирают или уже избрали путь социалистической ориентации.Актуальность проблемы революции в общественном сознании обусловливается также задачами критики различных концепций буржуазных идеологов, которые, с одной стороны, пытаются подменить социальную революцию только преобразованиями сознания людей, а с другой стороны, принижают роль сознания в революционном процессе или прямо проповедуют неизменность человеческой сущности, предопределенность духовного мира человека биологическими факторами (например, новейшие концепции биосоциологии) и тем самым отрицают влияние социальных условий на воспитание и перевоспитание людей.

Степень разработки проблемы. В минувшее двадцатилетие в советской и зарубежной марксистской литературе по проблемам

общественного сознания заметно расширился круг рассматрива -

I.Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня

1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.67. 2.Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС,

13 февраля 1984 года. - М.: Политиздат, 1984, с.13.

- б -

емых вопросов . Среди них внимание исследователей все более привлекают вопросы, связанные с историческим развитием общественного сознания, его отдельных форм, типологизацией со -знания в свете теории общественно-экономической формации, становлением и развитием социалистического общественного сознания, повышением его роли и действенности на этапе разви -того социализма. Впервые в советской философской литературе некоторые аспекты проблемы революции в общественном сознании

были рассмотрены Г.М.Гаком в статье "Октябрьская победа и ре-

волюция в сознании масс". Некоторые авторы частично раскры -

вают изменения в общественном сознании, его формах в ходе социалистической революции, рассматривают становление социалистического общественного сознания в переходный период от капи-тализма к социализму . Появились работы по вопросам формирования социалистического общественного сознания в условиях некоторых республик. А.С.Агаронян, А.А.Алтмышбаев, М.С.Бурабаев, Н.И.Джаббаров на основе обширного фактического материала показывают влияние марксистско-ленинской идеологии на становление и развитие социалистического общественного сознания в респуб-

I.Подробнее см.: Козлова Н.Н., Межуев В.М., Толстых В.И. Общественное сознание: результаты и перспективы исследования.-Вопросы философии, 1977, № 10; Особенно следует отметить вклад в разработку проблем общественного сознания таких авторов, как Келле В.Ж. и Ковальзона М.Я.

2.См.: Гак Г.М. - Вопросы философии, 1968, № 10, с.3-Ю.

З.См.: Гак Г.М. Избранные философские труды. - М.: Мысль,1981; Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни развитого социализма.-М.: Высшая школа, 1980; Уледов А.К. Духовная жизнь общества.-М.: Мысль, 1980* Общественное сознание и общественная прак -тика/Под рел-С.С.Гольдентрихта, Д.Ф.Козлова, П.А.Рачкова.-М.: Изд-во МГУ, 1979; Духовное производство. Социально-философский аспект проблем духовной деятельности/Отв.ред.В.И.Толстых. -М.: Наука, 1981; Москвичев Л.Н. Социалистическое общественное сознание: методологические проблемы. - М.: Мысль, 1982; Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания. Л.: Наука, 1982 и др.

ликах Средней Азии, особенности перехода от феодально-патри -архального сознания к социалистическому, минуя капиталисти -ческое . А.Бальсис проводит анализ особенностей становления, функционирования и развития научного материалистического мировоззрения у трудящихся Советской Литвъг.

Определенный вклад в разработку проблем закономерностей функционирования социалистического общественного сознания, в частности политического сознания, вносят ученые стран социа -диетического содружества, прежде всего НРБ, ГДР (Т.Павлов, П.Гиндев, Д.Гырдев, А.Лилов, С.Михайлов, С.Попов, Т.Стойчев, Г.Клаус, Э.Хаан, А.Козинг и др.) .

Процесс революционизации политического сознания рабочего класса и других слоев населения в капиталистических странах, коренные сдвиги в сознании народных масс развивающихся стран Азии и Африки рассматриваются в работах Г.Г.Дилигенского,

См.: Агаронян А.С. Закономерности становления и развития социалистического общественного сознания (на опыте республик Средней Азии). -Ташкент: Фан, 1971; он же. Проблемы Нормирования коммунистического общественного сознания. -ашкент: Узбекистан, 1977; Алтмышоаев А.А. Октябрь и развитие общественного сознания киргизского народа. - Фрунзе: Илим, 1980; Бурабаев М.С. Становление социалистического сознания в Казахстане. - Алма-Ата: Наука, 1981; Джаббаров Н.И. Закономерности преобразования докапиталистической структуры общественного сознания народов Советского Востока в социалистическую структуру. - Ташкент: Фан, 1973 и др. См.: Бальсис А. мировоззрение в жизни общества и человека.-Вильнюс: Минтис, 1981.

См.: Гиндев П. Философия и социальное познание. Пер. с болг. - М.: Прогресс, 1977; Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. Пер. с оолг. - М.: Прогресс, 1982; Попов С. Сознание и социальная среда. Пер. с болг. - М.: Прогресс, 1979; Стойчев Т. Обществено бытие и обществено съзнание. - София, 1972; Хаан Э. Материалистическая диа -лектика и классовое сознание. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1977; Общество и сознание. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1984 и др.

m О —

Б.С.Ерасова, В.В.Мшвениерадзе, В.С.Рахманина и др.

Как'известно, основное содержание культурной революции сводится к преобразованию духовной жизни общества. В много -численной научной литературе по проблемам культурной револю-ции всесторонне рассматриваются различные меры по социалистической перестройке народного образования, науки, культурно -просветительных учреждений, литературы и искусства, подготовке кадров, формированию у народных масс материалистического мировоззрения (А.И.Арнольдов, Э.А.Баллер, Н.С.Злобин, М.Т.Иов-чук, П.И.Кабанов, Г.Г.Карпов, Л.Н.Коган и др.). Однако в ней, на наш взгляд, не всегда достаточно полно подчеркивается значение коренных изменений, происходящих в общественном созна -нии масс, в самом их мышлении, в содержании, структуре,субъекте, функциях общественного сознания, происходящих в ходе борьбы за социализм, в процессе построения нового общества.

Значительные результаты получены в работах советских психологов по проблемам преобразования психологии людей в ходе социальных революций, в том числе социалистических (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.И.Горячева, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия,Б,Д.

Парыгин, Б.Ф.Поршнев, С.Л.Рубинштейн и др.) .

1.См.:Дилигенский Г.Г. Революция и сознание масс. - В кн.: Революционный процесс: общее и особенное./Редколл.: В.В.Загла-дин и др. - М.: Мысль, 1981; Б.С.Ерасов. Социально-культур -ные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. - М.: Наука, 1982; Мшвениерадзе В.В. Совре -менное буржуазное политическое сознание. Философский аспект.-М.: Наука, 1981; Рахманинов B.C. Социально-психологические проблемы революционной борьбы. - В кн.: Проблемы мирового революционного процесса./Редколл.: Ю.А.Красин и др. - М.: мысль, 1981 и др.

2.Ш.:Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. -М.: Изд-во МГУ, І98Ї; Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М.: Наука, 1974; Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. - М.: Наука, 1979; Шаронов В.В. Психология класса. (Проблемы методологии исследования). - Л.: Изд-во ЛГУ, 1975 и др.

Все это свидетельствует о том, что многие важнейшие философские вопросы исторического развития сознания, преобразова -ния психологии масс в ходе революции, становления социалисти -ческого общественного сознания рассматривались в научной ли -тературе. Вместе с тем в философском плане проблема революции в общественном сознании еще не была в достаточной мере предметом специального исследования. Необходимо заметить, что само понятие революции в общественном сознании в философской лите -ратуре не нашло пока должного обоснования и применения. Между тем это понятие дает возможность выделить и оттенить те процессы революционной перестройки общественного сознания, которые не охватываются понятием культурная революция. На наш взгляд, эти оба понятия являются однопорядковыми, но не покрывающими друг друга полностью подобно тому, как являются однопорядковыми, но не совпадающими понятия культура и общественное сознание.

Целью диссертации является обоснование и выделение основных направлений исследования революции в общественном сознании как относительно самостоятельной проблемы исторического материализма. Эта проблема может быть раскрыта и решена на основе марксистско-ленинской теории общественно-экономической формации, учения о социальной революции, теории общественного сознания. Она поэтому носит комплексный характер. В связи с этим автор ставит перед собой следующие задачи:

проанализировать критерии выделения социально-исторических типов общественного сознания, их основные особенности;

рассмотреть сущность, общие черты и основные направления революции в общественном сознании, основу которой составляет переход от одного его социально-исторического типа к другому;

показать, что революционное преобразование в сфере общественного сознания является составной частью социальной революции

- 10 -- выделить и проанализировать некоторые особенности револю -ционной перестройки общественного сознания народных масс при переходе от капитализма к социализму, специфику становления и развития социалистического общественного сознания.

Научная новизна исследования заключается в том, что в ней в сущности впервые на уровне специального монографического исследования дается анализ проблем революции в общественном со -знании как необходимой составной части социальной революции, в том числе и социалистической, при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Основные научные результаты проведенного исследования можно было бы суммировать следующим образом.

Каждой общественно-экономической формации присуще ей соответствующий господствующий социально-исторический тип общественного сознания, который обусловливается общественным бы -тием и одновременно оказывает на него активное обратное воз -действие. Критериями выделения социально-исторических типов общественного сознания являются его содержание, структура,субъект, социальные функции. Господствующий социально-историче -ский тип общественного сознания представляет собой прежде всего сознание господствующего класса в духовной жизни общества на данном этапе исторического развития.

В процессе революционной смены общественно-экономических формаций происходит качественное преобразование духовной сферы общества, всего общественного сознания. Глубина, масштабность и значимость этого преобразования, охватывающего все структурные компоненты общественного сознания, их содержание и социальные функции, дает основание квалифицировать их в целом как революцию в общественном сознании.

- II -

Сущность и основное содержание коренной перестройки общественного сознания повторяется во всех социальных революциях. К числу наиболее характерных черт такой перестройки можно от -нести следующие. Каждая революция в общественном сознании проходит определенные более или менее общие этапы, среди которых можно выделить, во-первых, этап идеологической и психологической подготовки социальной революции; во-вторых, этап острой борьбы нового типа общественного сознания со старым, еще господствующим, но уже исторически устаревшим типом сознания в ходе подготовки и осуществления политического переворота; в-третьих, этап перестройки общественного сознания уже после политической революции на основе коренных социально-экономических преобразований.

Периоды революции в общественном сознании, как правило, характеризуются повышенной социальной активностью последнего, интенсификацией духовной жизни общества по сравнению с предыдущими периодами, обострения идейно-теоретической и идеологической борьбы в обществе в целом, особенно в различных обла -стях обществознания - философии, политической экономии, исторических наук и т.д.

Общие для всех революций в общественном сознании являются и основные направления коренной его перестройки, которая осу -ществляется в первую очередь по линии перестройки содержания, структуры, субъекта, социальных функций общественного сознания.

Все это дает основание считать революцию в общественном сознании в качестве необходимой составной части социальной революции и рассматривать ее как относительно самостоятельную проблему исторического материализма.

Социалистическая революция в общественном сознании представляет собой самое глубокое в истории преобразование созна-

- 12 -ния народных масс, в результате чего возникает качественно новый и высший социально-исторический тип общественного сознания -коммунистический (социалистический). Идейно-теоретическим яд -ром его является марксистско-ленинское учение. Особое значение приобретают такие его черты, как коллективизм, интернациона -лизм, гуманизм, придающие новое качество содержанию данного типа сознания. Именно этот исторический тип сознания выступает подлинной предпосылкой и важнейшим результатом строительства социалистического и коммунистического общества, условием ста -новления всесторонне и гармонично развитой личности.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использо -ваны в дальнейшей детальной и систематической разработке проблемы революции в общественном сознании, в анализе закономерностей и особенностей развития и функционирования общественного сознания в современных условиях в различных общественных си -стемах. Ряд выводов данной работы можно использовать для подготовки учебных программ и учебных пособий по курсу исторического материализма. Некоторые важные вопросы, касающиеся ха -рактера и условий изменения общественного сознания, могут быть учтены в идеологической, политико-воспитательной работе, при разработке рекомендаций и предложений по совершенствованию комплексного подхода к коммунистическому воспитанию трудящихся, повышению его эффективности, усилению индивидуальной воспита -тельной работы на основе активизации воздействия общественного сознания на сознание личности.

Методологической основой диссертации является идейно-теоретическое наследие классиков марксизма-ленинизма, прежде всего по вопросам сознания и общественного сознания, теории общественно-экономической формации и социальной революции. В про -

- ІЗ -цессе исследования автор руководствовался решениями партийных съездов, постановлениями Пленумов ЦК КПСС, другими партийньми документами.

В процессе анализа многих проблем автор опирался на работы советских и зарубежных философов, психологов и других спе -циалистов по общественным наукам. Автор также использовал ре -зультаты некоторых социологических исследований, опыт практи -ческой воспитательной деятельности, периодическую печать и личные наблюдения, приобретенные на партийной и комсомольской работе.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в статье "Революция в общественном сознании как составная часть социальной революции", в докладе на семинаре в АОН при ЦК КПСС по теме "Актуальные проблемы общественного прогресса" в декабре 1982 года. Диссертация обсуждена на кафедре филосо -фии АОН при ЦК КПСС.

Общественно-экономические формации и социально-исторические типы общественного сознания

Марксистско-ленинская теория общественно-экономической формации служит исходной методологической основой рассмотрения всей совокупности вопросов, относящихся к проблематике револю -ции в общественном сознании. Глубокий анализ исторического развития общественного сознания, в том числе и в условиях совре -менной эпохи - эпохи перехода от капитализма к социализму, немыслим вне теории общественно-экономических формаций, без ее дальнейшего развития. Не случайно в последнее время наблюдается повышенный интерес к вопросам теории формаций со стороны представителей всех областей обществознания. Об этом свидетельствует появление целого ряда интересных научных работ .

С точки зрения темы данного диссертационного исследования имеет смысл остановиться на некоторых аспектах теории общест -венно-экономической формации. Прежде всего следует подчеркнуть, что общественно-экономическая формация рассматривается в марксистско-ленинской философии как целостная общественно-истори о ческая система , характеризующая собой общество, "находящееся, как писал К.Маркс, - на определенной ступени исторического раз-вития, общество с своеобразным отличительным характером" . Среди многих компонентов структуры общественно-экономической форма -ции необходимо выделить главные. "Способ производства, базис и надстройка, - пишут В.Ж.Келле и М.Я.Ковальзон, - основные эле менты формации, поскольку они характеризуют ее материально _ 15 экономическую основу, социально-политический и духовный облик . Но наиболее общими компонентами в структуре формации выступа -ют общественное бытие и общественное сознание, которые в рам -ках данной формации образуют определенное конкретно-историческое единство.

Важно отметить ту особенность структуры общественно-экономической формации, что каждое ее, с точки зрения системного подхода, образование находится в тесной взаимосвязи с другими, что каждый ее элемент включает в себя черты, выражающие качественную характеристику всей системы в целом. Одним словом, формация являет собой совокупность различных общественных яв -лений в сложном переплетении и взаимодействии, в основе кото -рого выступает материальное производство. Взаимосвязанность элементов структуры общественно-экономической формации более отчетливо прослеживается тогда, когда мы рассматриваем общество в процессе исторического развития. Жизнь убедительно под -тверждает, что изменения в одном компоненте формации прямо или опосредованно вызывают изменения в других, а те в свою очередь посредством обратной связи воздействуют на исходный ком -понент, изменяют его. Эти изменения в различные исторические периоды могут носить как эволюционный, так и революционный характер.

Методологическое значение теории общественно-экономиче -ской формации не сводится к характеристике общества как целостного образования. Она вместе с тем дает ключ для понимания исторического развития в целом, для научного подхода к периодизации истории, определения ее прогрессивной и закономерной тенденции. Совершенно справедливо отмечается в научной лите ратуре. что "общественно-экономическая формация как философская -16 категория, с одной стороны, фиксирует что-то устойчивое, характеризует какое-то качественное состояние общества, а с другой - это этап развития, общественно-исторический процесс".

Теория общественно-экономической формации содержит критерии для выделения ступеней исторического прогресса как в области материального производства, так и духовного производства. Учение об общественно-экономических формациях позволяет не только материалистически объяснять "все различные теоретические порождения", но и "проследить процесс их возникновения на этой основе, благодаря чему, конечно, можно изобразить весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между различными сто р ронами) . К.Маркс обращал особое внимание на тесную взаимо связь материального и духовного производства и вместе с тем предостерегал от упрощенного подхода. "Если само материальное производство, - писал Маркс, - не брать в его специфической исторической форме, то невозможно понять характерные особенности соответствующему ему духовного производства и взаимодействия обоих. Дальше пошлостей тогда не уйдешь" . Это тем более отно -сится к диалектике взаимосвязи экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.

Таким образом, теория общественно-экономической формации дает методологические основания рассматривать общественное сознание, во-первых, в его историческом развитии, движении; во -вторых, как определенную систему, целостность. Это имеет принципиально важное значение для выделения социально-исторических типов общественного сознания, для самой постановки вопроса о революции в общественном сознании.

Прежде чем приступить к непосредственному анализу соци -ально-исторических типов общественного сознания, целесообразно обратить внимание на некоторые аспекты категории общественного сознания. Общественное сознание - явление идеальное, которое "не существует само по себе, а необходимо связано с материальным, есть отражение материального, его мысленный проект, реализуемый в ходе практической деятельности, это - сущност -ная характеристика сознания, духовной деятельности, творческой активности социального субъекта" . За пределами основного вопроса философии, как указывал В.И.Ленин, противопоставление &тия и сознания, а также соответственно общественного бытия и общественного сознания относительно. Эта относительность состоит не в том, что стираются различия между сознанием и бытием, а в том, что на первый план выступает не их противополож -ность, а их единство. "Это единство и выражается в практиче -ской деятельности, в которой есть и материальная и духовная сторона, и объективное и субъективное. Более того, через деятельность постоянно осуществляется переход материального в идеальное (познание) и идеального в материальное - реализация целей и т.п.. Реальная жизнь людей наглядно показывает, что в социальных процессах, в человеческой деятельности идеальное постоянно превращается в материальное и наоборот. Таким обра -зом, общественное сознание - это функция всей многообразной деятельности человека во всех сферах его жизни .

Революция в общественном сознании как составная часть социальной революции

В теории общественно-экономической формации особое место принадлежит проблемам перехода от одной формации к другой, более высокой. История общества в самом общем виде представляет собой последовательную смену общественно-экономических форма -ций. Периоды межформационного перехода в развитии человеческого общества являются наиболее сложными и переломными его этапами. Именно они определяют главную тенденцию социального прогресса, его характер, формы и темпы его протекания, поэтому постоянно находятся в центре политических и философских дискуссий, подвергаются всякого рода толкованиям и извращениям со стороны буржуазных идеологов.

Марксизм-ленинизм научно обосновал и доказал, что переход от одной формации к другой всегда носит революционный характер, означает качественный скачок в развитии общества. Классическая формулировка этого процесса была дана К.Марксом: "На известной ступени своего развития, материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции" , Основоположники марксизма впервые ус - тановили непосредственную взаимосвязь между категорией "общественно-экономическая формация" и категорией "социальная револю - 54 ция". "Понятия формации и социальной революции теснейшим обра зом переплетаются, проникают друг в друга в диалектическом взаимодействии и именно в своем единстве составляют основу т марксистской науки об обществе" .

Социальная революция выступает как способ разрешения на -копившихся и назревших противоречий во всех составных компо -нентах старой формации, в конечном счете приводящих к ее га -бели и возникновению новой, более прогрессивной. Революция представляет собой объективный и необходимый процесс общест -венного развития. Закон смены общественно-экономических формаций имеет всеобщий характер и действует на всех межформацион-ных этапах исторического развития, однако наряду с общими чертами на каждом из этапов имеет специфические особенности сво -его проявления. Поэтому социальную революцию можно охарактеризовать как естественноисторический процесс превращения одной формации в другую.

Все назревшие противоречия в ходе социальной революции получают свое разрешение только в результате революционно-преобразующей деятельности людей. "Совпадение изменения обстоя -тельств и человеческой деятельности, - писал К.Маркс в "Тезисах о Фейербахе", - может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика" . Историю, а тем более революцию, делают люди, исходя из своих потребностей и целей, однако с различным осознанием своих действий на различ -ных этапах общественного исторического развития. "Все, что приводит людей в движение, должно пройти через их голову; но какой вид принимает оно в этой голове, в очень большой мере зависит от обстоятельств", - отмечал Ф.Энгельс.

Классики марксизма-ленинизма, развивая теорию социальной революции, особо подчеркивали значение субъективного фактора в эти периоды, раскрывали сложнейшую диалектику объективного и субъективного в ней. В.И.Ленин глубоко обосновал необходи -мость учета объективного и субъективного в революционном процессе. Он указывал, что революция возникает из такой ситуации, когда "к объективным переменам присоединяется субъективная, именно: присоединение способности революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы ело -мить (или надломить) старое правительство, которое никогда,да-же в эпоху кризисов, не "упадет", если его не "уронят" , Таким образом, субъективный фактор является деятельным началом и при созревших объективных условиях он играет решающую роль в социальной революции, в доведении ее до победного конца. Но следует учесть то, что объективные и субъективные факторы социаль -ной революции сами по себе движущую силу содержат лишь в воз -можности, которая превращается в действительность в процессе их взаимодействия.

Субъективный фактор социальной революции является в известном смысле конкретизацией движущих сил общественного разви -тия как "деятельности людей в определенной системе обществен -ных отношений, взятой в единстве с ее материальными причинами и идеальными побудительными силами" . Именно в сознательной деятельности людей проявляется сущность субъективного фактора. Поэтому понятие "субъективный фактор" служит для обозначения совокупности материальных и духовных элементов, составляющей актуализируемые субъектом его способности к деятельности . В числе духовных элементов, на наш взгляд, центральное место занимает сознание, а точнее общественное сознание,находящее конкретное проявление в практической деятельности людей, их сознательности и организованности. "В общей форме субъективный фактор представляет собой те силы сознания, которые приводятся в действие человеком, социальными группами, классами, народами, партиями. Эти силы сознания в процессе практики превращаются в материальные силы и через практику воздействуют на окружающую человека действительность, изменяя и преоб -разуя ее. В анализе содержания, силы и глубины воздействия субъективного фактора социальной революции на историческое развитие общественное сознание прежде всего выступает в плане идеального стимула к деятельности, к поведению субъекта, придавая ему определенное качество. "Субъективный фактор, -отмечает Е.Н.Грачев, - можно рассматривать как качество субъекта исторического процесса, проявляющееся в его прогрессивной деятельности и позволяющее ему сознательно воздействовать на данный процесс в своих классовых интересах, в его способности к совершению революции" . Сила и глубина этого воздействия субъективного фактора обусловливается прежде всего зрелостью и содержательностью его духовных компонентов, т.е. тех или иных уровней и форм общественного сознания.

Особенности коренной перестройки общественного сознания в период социалистической революции

Переход к коммунизму рассматривался классиками марксизма-ленинизма как начало подлинно человеческой истории. "Коммунизм отличается от всех прежних движений тем, - писали К.Маркс и Ф.Энгельс, - что совершает переворот в самой основе всех прежних отношений производства и общения и впервые сознательно рассматривает все стихийно возникшие предпосылки как создания предшествующих поколений, лишает эти предпосылки стихийности и подчиняет их власти объединившихся индивидов". Начиная с социализма, меняется сам характер исторического прогресса. Это обусловлено тем, что коммунистическая формация утрачивает ан -тагониетически-классовый характер, существенно изменяет взаи -моотношения между обществом и личностью, преодолевает неравномерное развитие народов в целом и их материальной и духовной жизни в отдельности, освобождает общество от подчинения сти хийным силам и, наконец, завершает процесс смены общественно р экономических формаций . Практический опыт социалистических стран наглядно раскрывает масштабность и сложность задач, которые должны быть решены в исторических рамках социализма на относительно длительном этапе зрелого социализма, в процессе совершенствования которого осуществляется переход к высшей фазе коммунизма.

Как известно, существенные качественные различия между разными типами социальных революций обусловлены прежде всего уровнем экономического, политического и духовного развития конкретных обществ, объективным содержанием и направленностью происходящих в них революционных процессов, характером борю -щихся классов. Социалистическая революция представляет собой высший тип социальной революции, коренным образом отличающейся от прежних типов своей целью,характером, глубиной и мае -штабностью преобразований, производящих коренной переворот во всех сферах общественной жизни. Классики марксизма-ленинизма определили важнейшие особенности социалистической революции, которые, на наш взгляд, необходимо учитывать при исследовании вопросов коренной перестройки общественного сознания в эту эпоху.

Среди наиболее существенных отличительных особенностей социалистической революции следует выделить следующие. Во-первых, это - "самый решительный разрыв с унаследованными от прошлого отношениями собственности , установление общественной собственности на средства производства и уничтожение на этой основе эксплуатации человека, что тем самым открывает путь возвращения "человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человеческому" . Во-вторых, это - самое широкое и актив -ное в истории участие народных масс в борьбе за свое социаль -ное и духовное освобождение, что, по словам основоположников марксизма, дает полное право их назвать революциями большинства. В-третьих, это - осуществление всемирно-исторической роли пролетариата, который становится "руководителем, гегемоном в борьбе всего народа за полный демократический переворот, в борьбе всех трудящихся и эксплуатируемых против угнетателей и эксплуататоров . В-четвертых, это - сознательность и плано -мерность социалистических преобразований, требующие от пролетариата, прежде всего его авангарда в лице коммунистической партии, научного познания и использования объективных законов общественного развития. Отсюда вытекает, что социалистическое переустройство общества в качестве важнейшей предпосылки предполагает относительно высокую зрелость субъективного фактора, "Чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, -писал В«И.Ленин,-тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в этой необходимости новые и новые миллионы и десятки миллионов .

Социалистическая революция открывает новый исторический этап повышения роли субъективного фактора в жизни общества, усиления активности общественного сознания и повышения его воздействия на преобразование общественного бытия, В условиях коммунистической формации взаимодействие общественного бытия и общественного сознания приобретает определенную специфику, когда, по удачному выражению В.В.Журавлева, "не только сознание является осознанным бытием, но и бытие - все в большей ме-ре - осознанным бытием..." .

Принципиально новый социально-классовый характер социа -листической революции обусловливает соответствующее особенности преобразования общественного сознания в процессе ее осу -ществления, формирование качественно [нового типа сознания -социалистического (коммунистического) общественного сознания. Переход от капитализма к социализму представляет собой глубо - 104 -чайшую революцию в общественном сознании людей как в области идеологии, так и психологии. "Коммунистическая революция, -писали К.Маркс и Ф.Энгельс, - в ходе своего развития... самым решительным образом порывает с идеями, унаследованными от прош т лого". Это происходит в результате тех глубочайших преобразований во всех сферах жизни общества, оказывающих огромное воздействие на духовную жизнь людей."Осуществление социалистиче -ской революции в области идеологии и культуры в большинстве стран, вставших на путь социализма, вызвало могучий переворот в общественном сознании широких народных масс . Убедительным подтверждением этого прежде всего является исторический опыт нашей страны и других стран социалистического содружества.

Некоторые теоретические проблемы преобразования общественного сознания в процессе социалистического строительства в СССР

Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало глубочайшему перевороту во всех сферах общественного сознания, во всех областях духовной жизни общества. "Осуществление социалистической революции в области идеологии и культуры" является исторической общей закономерностью для всех стран, строящих социализм. Условия и особенности нашей страны наложили свой отпечаток на весь ход революционного преобразования общества, в том числе и в духовной сфере. "Нам пришлось начинать нашу революцию, - отмечал В.И.Ленин, - в условиях необыкновенно трудных, в которых не будет находиться ни одна из дальнейших революций мира..." . Наша страна находилась в таких условиях/ в которых, выражаясь ленинскими словами, революцию легче начинать, но гораздо труднее успешно ее завершить.

Нас прежде всего интересуют те специфические условия и особенности нашей страны, которые более или менее тесно связаны с преобразованием сознания народных масс, определяют его специфику и без которых невозможно понять всю сложность этих духовных перемен в жизни людей. Во-первых. Россия принадлежала к числу среднеразвитых капиталистических стран. Однако особенностью было не только наличие острых противоречий кали -талистического характера, но и противоречий между районами капиталистического развития и огромными регионами, где господ - 139 -ствовали феодальные и даже дофеодальные отношения. Все это оп -ределяло ее экономическую слабость и отсталость, более низкий уровень жизни народных масс по сравнению с развитыми странами капитализма. Отсталым и изжившим себя являлся и политический строй в лице царского самодержавия. Во-вторых, аграрный характер страны обусловливал такую социальную структуру, в которой преобладали крестьянские массы, а рабочий класс составлял примерно 14,6% населения (в 1913 г. промышленных рабочих было 3,9 млн., а все категории рабочих составляли более 20 млн.). Характеризуя сельское хозяйство, В.И.Ленин писал, что в России имелось "самое отсталое землевладение, самая дикая деревня" . В-третьих, низкий общеобразовательный и культурный уровень народных масс, огромное количество (около 75$) безграмотных лю -дей . "Безграмотный человек, - указывал В.И.Ленин, - стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке. Без этого не может быть политики, без этого есть только слухи, сплетни, сказки, предрассудки, но не политика" . В-четвертых, многонациональный состав населения страны, где национальный вопрос не был решен, приводил к национальному гнету и бесправию отдельных наций и народностей, к проявлению шовинизма и национализма. Государственная власть всячески игнорировала социально-экономическое и духовное развитие целого ряда наций и народностей, проживающих в основном на окраинах страны.

Конкретно-исторические условия страны определяли пути и формы духовного обновления людей, становления и развития социалистического типа общественного сознания. Практическое решение этих проблем выдвигало две тесно взаимосвязанные, но вместе с тем отличные по фордам и методам осуществления задачи. Первая: революционное изменение сознания самых широких масс рабочего класса и крестьянства, других слоев и социальных групп населения, в том числе и принадлежавших к эксплуататорским классам старого общества. Вторая: подъем духовного уровня, приобщение к культуре тех слоев населения, проживавших в самых социально-экономически отсталых районах, сознание которых было еще на феодально-патриархальном уровне. Такие огромные различия в социально-духовном облике носителей общественного сознания обусловливают сложный, противоречивый и длительный процесс по вы -равниванию уровня их сознания, который является необходимой предпосылкой будущего единого и однородного социалистического общественного сознания.

Практической формой преобразований в духовной сфере яви т лась культурная революция . Наряду со многими вопросами, которые решает культурная революция, проблема коренного изменения сознания людей занимает в ней особое место. "Главным итогом культурной революции в СССР явилось обновление духовной жизни рабочего класса и крестьянства, значительный рост их .культурно технического уровня, коренное изменение их сознания" . "Культурная революция, - отмечают В.Ж.Келле и М.Я.Ковальзон, - это коренное изменение человека" . Основу коренного изменения че -ловека, его деятельности и поведения, как известно, определяют существенные сдвиги в его сознании. Поэтому целью культурной революции является духовное раскрепощение народных масс, создание условий для всестороннего развития сил и способностей каждого человека. Говоря о социалистической культуре В.М.Межуев подчеркивает, что мировоззренческим ее ядром является сознание, свободное от мифологических, религиозных, утопических, консервативных и реакционных представлений прошлого, заключающее в себе материалистическое понимание и объяснение мира, ориентирующее человека в реальной истории, в действительной жизни, в его практически-преобразующей деятельности! Можно сказать,что становление социалистической культуры происходит более или менее одновременно со становлением социалистического типа общественного сознания, что эти два процесса самым теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. "Без социалистической ре -волюции в идеологии не может быть и социалистической револю ции в культуре, ибо идеология определяет исторический тип культуры, ее идейное содержание, ее основную направленность" .

На наш взгляд, социалистическая культурная революция в ее са -мом концентрированном выражении, т.е. в духовном ее элементе -это революция в общественном сознании, в совокупности всех ее компонентов, субъектов и социальных функций. Как справедливо подчеркивает Г.Я.Нестеренко, общество, располагая культурой, воспринимает, осмысливает ее богатства, и содержание культуры становится содержанием общественного сознания . В.И.Ленин связывал создание социалистической культуры с завоеванием проле -тариатом политической власти, переворотом в общественно-эконо -142-мических и политических отношениях, с утверждением социалистической идеологии во всех областях духовной жизни нового общества. Он писал: "Если для создания социализма требуется определенный уровень культуры..., то почему нам нельзя начать сначала с за -воевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже,на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы. Это становится возможным благодаря тому, что революция пробуждает все слои общества, развивает в них такую энергию, о существовании которой можно было лишь догадываться. И именно социалистическая революция обладает той "громадной просвещающей и организующей силой..., когда могучие исторические события силой вытаскивают обывателей из их медвежьих углов, чердаков и подвалов и заставляют их становиться гражданами. Месяцы революции скорее и полнее воспитывают иногда граждан, чемдесятилетия политического застоя" . Таким образом, ленинское учение о культурной ре волюции означает перевоспитание пролетариата и руководимых им трудящихся масс, формирование нового типа человека - гармонически и всесторонне развитого, революционную перестройку всей духовной жизни людей.

Похожие диссертации на Революция в общественном сознании как проблема исторического материализма