Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Самореализация личности как философская проблема Кулик, Наталия Любомировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кулик, Наталия Любомировна. Самореализация личности как философская проблема : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Киев, 1992.- 23 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема человека, его сущности и существования, его развития и предназначения, — основная из всех проблем, которые когда-либо вставали перед наукой, — предстает в наши дни не только как сдобнейшая философская проблема, но и как актуальная общая практическая задача. Почти все изменения, которые происходят в мире в течение последних десятилетий и характеризуются кардинальными преобразованиями человеческого бытия, возникновением новых форм коммуникаций и новых форм общения, углублением диалога культур, формированием новой системы ориентации жизнедеятельности человека, так или иначе сводятся к общему знаменателю — утверждению преимущества гуманистических ценностей среди прочих целей общественного развития. Это создает новую парадигму, новую «модель» науки, в которой Человек становится всеобщим и приоритетным предметом познания.

Однако, это отнюдь не простой, однозначно решаемый и однонаправленный процесс. Проблема человека — этого «самого таинственного н сбивающего с толку исследователей объекта науки» (Тсйяр де Шарден) — сложна, многообразна и, как вечная философская проблема, несмотря на многовековую историю, по-прежнему, далека от своего решения. Усложнение в ходе исторического развития форм жизнедеятельности человека, изменение соцнально-исторнческих условий его бытия сопровождаются выявлением новых аспектов : .дроблемы человека, требующих теоретического и практического'разрешения. Среди них — вопрос о том, что из себя представляет собственно человеческое богатство, какой

спектр талантов, способностей и возможностей может развернуть каждый человек; о способах самоутверждения его в мире; о необходимых условиях, формах самореализации личности, о становлении и реализации ее творческих сил.

Необходимость и актуальность философского осмысления проблемы самореализации личности, таким образом, обусловлена процессами обновления общества и повышением интереса науки и философии к внутреннему миру, к внутреннему потенциалу личности.

Актуальность разработки проблем самореализации личности обусловлена также формированием нового мышления и возникновением новой системы ценностей не только в философских концепциях, но и в реальном сознании человечества. Особенность динамики ценностей на современном атапе характеризуется выдвижением в качестве приоритетных по сравнению с «вещными» подлинно человеческих ценностей, к котцрым относится обычно большой спектр: здоровый образ жизни, основанный на гармонии человека с природой; новое «качество жизни» — изменение характера труда и его смысла, гуманистическая культура общения между людьми, в которой другой человек есть цель, сама по себе стимулирующая личный интерес, и, наконец, наиболее важное — возрастающая потребность в самореализации личности, в творчестве, в развитии творческих способностей, в духовном обогащении и свободе.

Сдвиги в ценностных ориентациях достаточно заметны н
отмечены во всем мире как первые из ведущих (хотя и про
тиворечивых) тенденций. Свидетельством этому — много
численные данные опросов общественного мнения, социоло
гические исследования альтернативных движений, особенно
молодежных, во всех развитых странах — США, Англии,
Германии, Франции и др. Например, исследования Дэниела
Янкеловича (социолог США) свидетельствуют о возрастаю
щем значении такой ценности как «самореализация личнос
ти», в которой, по его мнению, выражается поиск «новой фи
лософии жизни»1. _. .. .. . . . ,

Об этом же говорят исследования И. Хубсра, В. Xnvpra (Германия), утверждающие переориентацию сознания, связанную с возрастанием потребности в самоактуализащш, реализации гуманистических идеалов. Они же отмечают падение ценностей одностороннего эгоцентризма и возрастание значения «социальности», человеческих форм общности, общения, духовного родства, человеколюбия и т. п. Теоретически эту альтернативу сформулировал еще Э. Фпомм: «...цель человека быть многим, а не обладать многим»'.

В связи с этим назревшая теоретическая задача — осуществить анализ самореализации как социального процесса и показать ее значимость для личности, а также определить сущность, пути и особенности самореализации н самоутверждения личности, распознать объективные ті субъективные факторы, способствующие свободному ее развитию и реализации творческого потенциала.

Теоретический интерес к проблеме самореализации личности обуславливается также внутренними потребностями самой философии, призванной обосновать место и Поль данного процесса как смысложнзненного вопроса. Все чаше употребляемое в научном лексиконе понятие «самореализация личности», безусловно диктует необходимость определения соответствующего статуса в теории.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы личности и ее сущности посвящена значительная исследовательская литература. Однако самореализация личности стала предметом философского анализа сравнительно недавно. Правда, еще в 70-е годы термин «самореализация» получит широкое применение в социальной философии, политической литература, публицистике, прессе, но. главным образом, в mile общего ппетставления без четко обозначенного понятийно-категориального аппарата.

Достаточно давно проблема самореализации разрабатывается в зарубежной Философии, социологии, этике, психологии. Так, существует этическое понимание самор,еалнза-

'Фроми Э. Иметь или быть? — М., 1986, — С 44.

го производства (В. М. Мсжуев, В. И. Толстых). Определенный интерес в этом отношении представляют материалы «круглого стола» по фнлослгЬпким проблемам деятельности в «Вопросах философии» (1985. №№ 2, 3. 5). Особо следует скачать о деятельности как о прнчиг,? общеметодологнческой и» мировоззренческой ориентации человека в мире (Э. Г. Юдин, К. Г. Рожко). В этой связи в работах В. И. Шинка-pvK-a и В. И. Иванова обращается внимание на актуальность исследования мировоззренческого содержания принципа практики, философского анализа ее универсальной ми-росозидающей функции. Необходимость рассмотрения практик'» в качестве общефилософского принципа отмечается также в работах И. Элеза. В. Г. Табачковского, Э. Г. Юдина.

Таким образом, была подготовлена почва для анализа самореализации личности в комплексе ее всеобщих, особенных и уникальных характеристик. В последние годы проблема самореализации активно ра?;іабатьів„ется в различіщх аспектах. И. Э. Бекешкпиа, М. А. Недашковская, Л. В. Ср-хань, В. А. Тихонович сосредоточили свое внимание на.разработке проблемы в социально-психологическом план'1',''ими была выдвинута и разработана концепция жнЬнё'гНВр'^е'ства, жизненного пути и культуры жизни личііАст,и'.)"ЛГл№"КВРа!н, Н. Н. Михайлов, М. Н. Рутк^вич осущеЬвгглй')>Йіі'а|^іЙ'1іийс-точников. движущих сил, противорёчп'йу'а4 таіМе"'п0т'р,е'бй6'с-ти личности в самореализации, попыталась разработать понятийный аппарат, методикуІтТ,'№тодол'Угпі6'(!''ісІсл'бУВвания, способных адекватно раск15йтьГ'йШНості^"'воїїр^с/ам^г,р^(?мот-реть самореализацию к'ак'-)сШи6^лйтТЬ!Шё^г}лЖЙ?' г ''

- -, ,0Л;<1 'wU' oil Т.оГ;ЧЧГГО .КТОЭНОПП

Кроме того, щррі'.чесд:це,,.внд-ь^ садореализацнннраадм'йт-ривает 3. ТТ^.Ф^йн'бург;,вопрос-,#, целостной^ самор,№ди&^ии личности а^а'лпзиду^

ренко- пр)обл^ііі.са.м.9.«-^лизации( молодежи-..в.ыйтугг,якт>лред-

мгтом . нсслздсвгіния ..А., А.гТ|\чрб,ановой;. взанлш?я?!?.^само-

г дездизД^н/;;,^ й,идігг>іиіУ:альР!;0:ст,ь(о,,лично.с,тн гр^с^^ра^те-я," в

работах ТТ.' В. Кленовой; к психологическим аспевда;ммрамо-

реализаини личности обращаются К- А. Альбуханова-Слав-

... ская-о -Av)A. Бодя'левм A.v Tin і Л еонткев,п С:м Лп-РубинШт^ин; на

пзкрнпмнуес^:о:м тупявнсхо.бйбніения.гРіГ'.о.блбмаїір'ассяат'риоае^я

Л. И. Абалкиным, Н. С. Шуховым, С. ОїмнКйЛЦИДж'явом;

связь самореализации личности с проблемой цели и смысла жизни анализируется в работах И. С. Кленской, Л. Н. Когана, А. Т. Москаленко, В. Ф. Сержантова; анализу различных аспектов самореализации посвящены несколько кандидатских диссертаций.

Ближайшее к понятию «самореализация» понятие «самоутверждение» рассматривается в работах С. Л. Березина, И. Ф. Ведина, Л. II. Когана, Н. Ф. Цыбры. Ряд авторов справедливо, на наш взгляд, замечают, что каждое из этих понятий имеет право на собствпнное существование (Т.-А. Ветошкина, Л. Н. Коган, Е. Ф. Майорова, В. А. Кайдалов).

Важное значение для нашего исследования имели работы, посвященные раскрытию сущности и черт творческого содержания и характера труда, закономерностей, становления труда как творческой деятельности. Это работы С. С. Гольдентрихта. А. И. Го.оак. Г. А. Давыдовой. В. Н. Денисенко, Б. В. Новикова, Г. О. Нодиа. В. Ф. Овчинникова, И. Н. Сиземской, Л. И. Сохань, И. И. Чангли, В.. И. Шинка-рука.

Подведя итог вышеизложенному, необходимо сказать, что проведена немалая работа, результаты котрой автор стремился максимально учесть, сопоставляя с ними собственные размышления и выводы.

Однако приходится констатировать, что проблема самореализации остается недостаточно разработанной, отсутствует целостная концепция самореализации, как социального процесса, сравнительно мало работ, в которых феномен самореализации стал бы предметом специального анализа. Требуют исследовательского внимания основополагающие проблемы самореализации личности, связан-ные с взаимодействием в ней процессов самодетерминации и социальной обусловленности, их месте и роли в жизнедеятельности личности, проблем целостного опредмечивания сущностных сил личности.

Анализ степени разработанности проблемы самореализации личности обусловил постановку цели диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является исследование постановки и решения проблемы самореализации в истории философии в сфер? труда и нравственности (Г. Сковорода), в сфере духовной и предметно-практической деятельности (немецкая классическая философия); философский анализ процесса самореализации личности в связи с характером обществсных отношений и деятельной сущностью человека.

Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:

проследить генезис проблемы самореализации личности з истории философской мысли;

раскрыть природу и сущность самореализации личности, проанализировать проблему самореализации, исходя из принципа деятельности как действительно универсального способа определения челог/;ка в мире, личностного самосозидания как: творчества;

вскрыть социокультурные основания самореализации личности, показать, что самореализация неразрывно связана с освоением и реализацией в деятельности объективных ценностей культуры;

рассмотреть особенности самореализации личности в связи с реализацией личностью ее творческого потенциала в конкретно-исторических видах труда,;

определить соотношение понятий «реализация», «самореализация,», «самоутверждение».

Методологическую и теоретическую основу диссертации составили философские принципы объективности анализа, научности, историзма, практики, гуманизма, единства логического и исторического, восхождения от абстрактного к конкретному; а также положения об активности личности как субъекта собстг,"нной жизни; о необходимости преодоления многообразных форм отчуждения и самоотчуждения; о пелеполлгаюшен деятельности человека как форме объективного процесса; о взаимодействии процессов самодетер-минацни и социальной обусловленности жизнедеятельности личности: о противоречивом характере взаимодействия человека1 и общества.

Источниковедческую базу исследования составили как
классическое философское наследие, так и теоретические ра
боты современных отечественных и зарубежных авторов —
специалистов в области философии, психологии, социологии,
культурологии, антропологии. '

Научная новизна исследования заключается в следующем:

в результате исследования генезиса .проблемы-самореализации личности в историко-философском аспекте сделан вывод, что выдвинутое в эпоху Возрождения и развитое в западноевропейской философии Нового времени понятие о челов?ке как кузнеце своего счастья впервые приведено в плоскость самоосуществления личности в сфере труда по призванию как источнике счастья украинским философом Г. Сковородой;

на основе анализа постановки и решения рассматриваемой проблемы в немецкой классической (Ьилософии показано, что в этой философии наряду с положением-об опредмечивании-распредмечивании личностью своих сущностных сил как способе самореализации (Гегель), о самоутверждении личности в сфере деятельности (Фихте), разрабатываются в качестве такой ссЬеоы коммуникативные поецмет-яо-чувственные отношения, любовь, как положительное выражение человеческой чувственности (Л. Фейербах);

в процессе диалектического сопоставления категорий «самореализации» и «реализации» .установлено, что понятие «самореализация» подчеркивает определенную сторону процесса (реализании возможностей, заложенных в субъективности личности, а именно — реализацию их в соответствии с волей личности, а г.? з результат? стихийного воздействия обстоятельств; самореализация — это процесс осознанного, целенаправленного и свободного опредмечивания сущностных сил личности в ходе ее многообразной жизнедеятельности;

— на основе анализа процессов самореализации и само
утверждения личности обосновывается различие в их функ
циях и содержании. Самореализация — это основной жиз
ненный процесс личности, в котором, реализуя свои цели и

Проекты бытия в будущее, она раскрывает и наиболее полни реализует свои возможности, способности, саму себя. Самоутверждение — это процесс осуществления личностью своего «Я» в деятельности гуманной, творческой, результатом которой являются общественно значимые ценности и наслаждение результатом и процессом творений.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что проведенный в диссертации анализ становления взглядов на проблему самоосуществления личности и ее решение в истроии философской мысли, в том числе отечественной; раскрытие природы, сущности и особенностей процесса самореализации личности вносит определенный вклад в разработку философской концепции личности, результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе высшей школы при чтении ряда тем нового нормативного курса философии («Человек», «Культура», «Сознание», «Личность» и т. д.), а также социальной психологии, социологии. Прим/енение материалов диссертации возможно при разработке и в ходе преподавания спецкурсов «Проблема самоосуществлен,»я личности в немецкой классической философии», «Проблема личности в украинской философии эпохи Просвещения», «Самореализация личности как философская проблема», «Философские аспекты самореализации личности в отечественной и зарубежной науке» и других, отвечающих научным интересам студентов "философских и психологических факультетов университетов.

Апробация работы. Основные положення диссертационного исследования были 1\зложены автором в выступлениях на Всесоюзных (Киев, 1989, 1991; Краматорск, 1991), Республиканской (Краматорск, 1990) научных конференциях, на V-й Республиканской школе молодых философов (Алушта, 1991). По теме диссертационного исследования опубликованы две статьи.

Структура работы. Цель и задачи исследования предопределили и структуру работы, которая состоит из Введения, двух глав (четырех параграфов), Заключения и Списка использованной литературы.