Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семиологическое описание языка философии Анкин, Дмитрий Владимирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Анкин, Дмитрий Владимирович. Семиологическое описание языка философии : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Екатеринбург, 1993.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность томи исследования. В настоящее время необходимое» для существования п развития философии условло - возмсжюсть глгсйєстеонностл оснований и методов филосо фствованкя - стало ра-алыюстьа нашего обществе. Однако, становление отечественной философии процесс непростой. Он предполагает и освоение традиции/русской и западной/, и навыки свободного философствования/отсутствио тановых ведет к утрате трезвости и последовательности мысли/. Это додазт актуальным вопрос о природо и специфика философского творчества, делает его значимым на для идеологии, а профессионально,

Значительная часть современно!» философии является философией языка. Этому есть ряд причин. Во-первых, из гуманитарных дисцип- " лип наибольшее развитие в XX веко достигнуто лингвистикой, которая разрушила разделение мвзду точними/опнрапцимяся на математику/ и гуманитарными науками. Повне методи лингвистики вспига в этнографию, социологию, психологию .и другие науки. Квинтэссенцией методологических достижений стала семиотика как общая теория знаков я ' знаковых систем, именно нереэ нее происходит обогащение современной философии новими методами и обратное влияние со стороны философии на сферу гуманитарного знания. Во-вторых, в XX веко бурно развивалась математическая логика. Были созданы нокласенчаскло системы логики модальной, интенсионально* ,и т.д. Эти достижения тояе включаются в семиотику, которая устанавливает связи логики и лингвистики. Отмоченное объясняет почему философия баз C00TBQ7-ствущей базы философии языка ужа неизоедно несостоятельна. Аналитическая и лингвистическая философия, структурализм и постструктурализм, феноменология и герменевтика обоснованы своими философиями языка и все больгае проникается семиотическими подходами. Без учета соответствуете изменений в технике аргументации и критики всякая философская идея теряет свои основания называться философской и переходит в политику, идеологию и прочие более простые в теоретическом плане области.

Трддчдущее относится и к понимании природы философии в философской саморе {ілексии. В настоящая время всякое определение и самоопределение философии может иметь культурное значение только в том случае, если учитывает ее чзнковую основу и специфику. Поэтому прям- э обращение к описанию языка философии актуально во мно-

глх отношениях: 'оно позволяет критически освоить и ввести в философское употребление новые достижения методологии и теории гуманитарного знания, что ведет к совершенствование техники философствования и углублению философской саморефлексии; позволяет такке через конкретные описания по-новому увидеть образцы философской мысли прошлого, что может иметь значение для истории философии, философского образования и т.д.

Степень разработанности проблемы. Уровень развития лингвистики п логики э прошлом веке и ранее не позволял философам сделат; проблему языка философии предмэтом специального и систематичесчоп рассмотрения. Ситуация изменяется в связи с проникновением в основания философии семиотических методов, чему способствовали работа Ч.Пирса, Дж.Мура, Г.Фреге, Б.Рассела, Л.Витгенштейна и их последователей. Со стороны лингвистики велико значение творчества Ф. де Соссюра, повлиявшее на семиотические направления структурной лингвистики, а в философии - на философию структурализма и постструк-туралиэмя/в котором язиковая природа философии изучается особеїшо активно, хотя часто весьма спорными методами/. Для нашей работы значимы идеи и подходы И.А.Бодуэна де Куртенэ, Н:С.Трубецкого, Р.Яксй'сспа, 3.Сепира, Б.Гсрфз, З.ЕыНЕеьиста и других вцдатадпгся

ЛПНГВИСІ'ОВ.

Б семиотике /поело классических работ Ч. Морриса/ принята трох-аспектная модель описания всякой знаково? системы: со сторона ее синтаксиса, семантика и прагматики. Эта модель лежит в основе нашего подхода и позволяет охарактеризовать семиотические основания смежных направлений. В лингвистической философии изучается прайму, ществзнно прагмртическнР/с^язанный с употреблением/ аспект язика. Основным предметом выступает естественный язык. В философии логического анализа , наоборот, за счет отвлечения от .употребления, проводится логический анализ языка, изучается связь ого синтаксиса с семантикой. Синтаксис определяется в соответствии с правилами модальной логики, а семантика в связи с вопросами референции. Основным предметом выступают искусственные языки науки/идея создания "идеального языка"/. Структурализм позволяет получить синхроническую модель знаковой системы за счет отвлечения от особенностей живого употребления и изменчивости знаков. Более продуктивны подходы синтезирующие возможности отмеченных направлений. Так, на стыке аналитической философии, феноменологии и герменевтики находится методология К.Апеля, провозгласившего "лингвистический поворот" в философии как метод анализа философских проблем через объективное исследование их языковой формы. Заслуживает внимания

его модель "трансцендентальной семиотики", которая подразделяется на трансцендентальную ^.эрменевтику и трансцендентальную прагматику. В области последней работает последователь Апеля В.Хосле, исследующий перформативные противоречия в философии в связи о вопросами автораференции. За традиционные рамки аналитической л лингвистической методологии выходит и концептуальный анализ Г.Бейкера и П. Хакера, позволяя учитывать исторический момент языка. П.Рикер соединяет в своей феноменологической герменевтике традиционный для герменевтики интерес к проблемам понимания и интерпретации с методами лингвистической.философии. Для собственного синтеза ми используем также идеи и методы Р.Барта, Э.Бенвениста, Л.Витгенштейна, Р.Карнапа, Ю.М.Лотмана, К.Льюиса, Ч.Морриса, Ч.Пирса, Б.Рассела, Ф.да Соссчра, Ю.С.Степанова, А.Тарского, Д.Хофштадтера, Б.Уорфа, Г.Фрега и многих других.

R советской философской литература активно ставится вопрос построения общей теории семиотики, а также проводятся семиотические исследования ми{а, религии, искусства, науки/Ю.Д.Апресян, А.А. Брудннй, Г.А.Ерутян, Т.М.Лридзе, В.В.Ким, Ю.М.Лотман, А.Ф.Лосев, В.В.Иванов, М.В.Попович, В.Н.Топоров, Ю.А.П"рейдер'и др./; проводится анализ адекватной языковому объекту методологии/А.А.Ветров, В. А.Звйгинцєв, М.С.Козлова, Г. А.Чупина и .up./; рассматризаотся вопросы (формирования философской терминологии/С.С.Аваринцев, А.О. Лосев, М.К.Петров, П.Флоренский и др./. Однако, задача всестороннего семиологического описания языка философии не ставилась. Поэтому решать соответсвущие методологические проблемы диссертанту-притлось самостоятельно.

Цель и зядпчи работы. Предметом исследования является язык философии и методология его семиологического описания. Что касается последнего, то в рамках отдельной работы невозможно решить все методологические проблемы. .'Люгообрлние семиотических концепций нэ приводится к общему знаменатели, а успешность всякого конкретного синтеза зависит от ого полевого назначения. Учитывая, что языковые основания всякой философии бесконечны в своих аспектах, диссертант ограничивается описанием формы содержания языка и текстов. Отвлечение от формы выражения оставляет за рамками работы проблемы перевода и позволяет использовать соответствующие тексты на русском языке. При этом неизбежно опускаптся некоторые особенности я "*я и духа времени, но сохраняются языковые и культурные универсалии [отл»н содержании оригинала.

Следующие ограничения касатгся предмета. Преимущественное внимание диссертант уделяет языковым основаниям рилософской рефлексии и сачоре флексии, обраічалсь к текстам в которых, по его мнения, наиболее полно и значимо проявилось теоретической самосознание философии. Свои результати диссертант проверяет конкретным семиологическим описанием текстов Канта и Гегеля по вопросам теоретической философии. Поэтому целью исследования является создание методологии сомиологического описания языка философии и его модели в свете конкретного описания языковых оснований философской рефлексии и саморефлексии.

Для достижения своей цели диссерталт решает задачи:

  1. Создания пригодного для описания языка философии семиотического аппарата и получения модели языковых оснований философии, философской рефлексии и сяморефлеко.ии /первая глава работы/.

  2. Проведения описания на осноеє полученной методологии и модели Формы содержания текстов Канта и Гегеля по вопросам теоретической философии, их концептуального анализа /вторая глава/.

На зэтиту диссертант внносит следующие положения:

  1. Языковое выражение философской мысли позволяет рассматривать ее в качестве объективней данности, а семиологическое описание язика философии может стать основанием объективной метафило-софии.

  2. Язык философии полу-искусственный.так как сохраняет связь и с естественным языком, и зависит от специальной терминологической работы философа. Его история связана с историей письменности.

  3. Языковыми основаниями философской ^.рефлексии и саморефлексии являются:

в аспекте прагматики - метаязыковые функции описания и систематизации как естественного языка, так и знаковых систем культуры/философская рефлексия/", а также самоописания/саморефлэксия/*,

в аспекте семантики онтология является производным данных. мэтаязыковнх (функций и терминологии в процессе гипостазирования метаязыка;

в области синтаксиса - закономерности связи терминов метаязыка образуют синтактику, регулирующую рефлексию и саморефлек-си>о/"философская", "трансцендентальная", "спекулятивная" и т.д. логика в авторе^ерантной отнесенности/.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованной литературы из

наименований. Работа вшолнена на страницах машинописного

текста. *