Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

СМИ как важный фактор формирования общественного сознания (Философский анализ) Майкова Валентина Петровна

СМИ как важный фактор формирования общественного сознания (Философский анализ)
<
СМИ как важный фактор формирования общественного сознания (Философский анализ) СМИ как важный фактор формирования общественного сознания (Философский анализ) СМИ как важный фактор формирования общественного сознания (Философский анализ) СМИ как важный фактор формирования общественного сознания (Философский анализ) СМИ как важный фактор формирования общественного сознания (Философский анализ) СМИ как важный фактор формирования общественного сознания (Философский анализ) СМИ как важный фактор формирования общественного сознания (Философский анализ) СМИ как важный фактор формирования общественного сознания (Философский анализ) СМИ как важный фактор формирования общественного сознания (Философский анализ)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Майкова Валентина Петровна. СМИ как важный фактор формирования общественного сознания (Философский анализ) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 : Москва, 2003 135 c. РГБ ОД, 61:04-9/309

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Мировоззрение и СМИ в процессе формирования общественного сознания 14

1.1. Объективность общественного сознания как результат деятельности СМИ 14

1.2. Специфика формирования общественного сознания средствами массовой информации 27

Глава 2. СМИ как выразитель общественного сознания страны 53

2.1. Деятельность СМИ в системе политических институтов как важный фактор формирования общественного сознания 53

2.2. Социальные аномалии и чрезвычайные ситуации: внедрение агрессивных моделей в общественное сознание 67

Глава 3. Философские проблемы изучения роли СМИ в формировании общественного сознания 83

3.1. Массовая коммуникация: ее философсктй аспект в процессе формирования общественного сознания 83

3.2 Российское информационное пространство как отражение сформированного общественного сознания в современных условиях 100

3.2.1. Типологическая структура СМИ и характер ее влияния на общественное сознание 100

3.2.2. Некоторые особенности деятельности СМИ в процессе создания информационного пространства в современной России 110

Заключение 126

Литература 130

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется необходимостью анализа еще недостаточно изученного нового направления философской науки-особенностей воздействия средств массовой информации на процесс формирования общественного сознания. Информативно-системные связи занимают ведущее место в передаче и трансляции социально-культурных и политических ценностей и традиций. Принимая во внимание то обстоятельство, что в Российской Федерации происходит как непрерывное наращивание технических и информационных идей и ресурсов, так и политических теорий, доктрин и новых смыслов, то становится важным и актуальным проследить возникающие разнообразные взаимосвязи между СМИ, властными структурами, обществом и его группами, слоями, индивидами. Под СМИ понимаются пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, кино, Интернет, всемирная паутина - все информационные источники, обеспечивающие сбор, обработку, распространение информации в массовом масштабе.

Функционирование и восприятие различных СМИ обусловливается прежде всего их техническими характеристиками. Так, печать рассчитана только на зрительное восприятие информации; радио - слуховое; телевидение -и на зрительное, и на слуховое; а всемирная сеть Интернет, объединяющая самый широкий круг пользователей, претендует на создание новой, своей виртуальной реальности. Средства массовой информации в том числе и виртуальная среда начинают менять представления человека о мире, обществе, культуре и самом себе. В этом смысле, Интернет приносит с собой многочисленные культурно-мировоззренческие проблемы, суть которых необходимо осмыслить в ближайшее будущее, с тем, чтобы вовремя увидеть в этом феномене конструктивные и деструктивные стороны; где компьютер приходит на помощь человеку, экономя его время и освобождая от рутинной работы, а где оказывает разрушительное влияние на его психику и

мировоззрение.

Аспирант предпринял попытку выявить, какое информационное поле создано и каковы тенденции его формирования и влияния на общественное сознание. С одной стороны, в процессе эволюции СМИ привнесено немало положительного. С другой стороны, коренная их модернизация как техническая, так и содержательная привела к качественному изменению назначения средств массовой информации, к ее коммерциализации, монополизации политических и идеологических взглядов с навязыванием новых догм взамен старых, служению групповым интересам, к искажению фактов и сведению личных счетов. Четко выявилась общая тенденция: средства массовой информации манипулируют общественным сознанием, привнося с собой новую, неизвестную доселе психологию и культуру, принципиально изменяя смысл социокультурных коммуникаций, самосознание человека и его отношение к окружающему миру.

Таким образом, средства массовой информации видоизменяются: перерастая из средства информатизации общества в важнейший фактор формирования общественного сознания.

Воздействие средств массовой информации на массовое сознание граждан особенно велико во время чрезвычайных ситуаций и аномальных явлений, избирательных кампаний, переломных политико-исторических событий. Чрезвычайные ситуации и аномальные явления, случившиеся в России в начале века, подтвердили ведущую роль СМИ в формировании общественного сознания.

Весьма существенным представляется анализ содержательной деятельности СМИ: имеет значение не только общая направленность деятельности средств массовой информации, но и ее духовно-нравственные основы, степень их свободы и демократизма.

Представляется актуальным исследование особенностей процессов взаимодействия российской власти и СМИ в современный период, методов

воздействия на аудиторию государственных и формально независимых средств массовой информации, изучение моральных доминант и общих тенденций развития массовой коммуникации на примере современных средств массовой информации.

Представляется важным исследовать причины появления в деятельности СМИ тенденций манипулирования общественным сознанием россиян, рассмотреть феномен средств массовой информации как такого действующего элемента массовой коммуникации, который лишает ее своей главной функции -постижения истины, эстетической и нравственной сущности.

Теоретический анализ проблем массовой коммуникации в современной России дает основания выдвинуть положение о повышении роли СМИ в формировании общественного сознания. Характер и направленность средств массовой информации стали важными факторами общественного развития, политических и электоральных процессов

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемам, связанным с развитием и функционированием средств массовой коммуникации в современном обществе посвящен целый ряд фундаментальных и прикладных трудов, большое количество научных статей по различным дисциплинам гуманитарного, а также и технического профиля. По проблемам коммуникации опубликован ряд работ общего и междисциплинарного характера.

Теоретические аспекты массовой коммуникации в контексте других наук и ее воздействие на аудиторию рассмотрены в трудах таких российских исследователей, как Т.А.Алексина, В.Ю.Борев, Ю.П.Буданцев, Л.М.Землянова, М.С.Каган, И.С.Мелюхин, М.М.Назаров, А.А.Нуруллаев, В.Петров, А.Поздняков, В.Почепцов, Ю.В.Рождественский, Б.М.Сапунов, И.А.Федякин и

За рубежом изучению и анализу деятельности СМК, их месту в социокультурных и политических процессах исторически уделялось значительное внимание. Теорию массовой коммуникации и ее средств в общем аспекте разрабатывали такие исследователи как Т.Адорно, Р.Барт, С.Бир, Н.Винер, Г.Гербнер, Г.Лассауэлл, Д.Макквейл, А.Моль, Ю.Хабермас, М.Хоркхаймер, Г.Шиллер, В.Шрамм и др.2

Исследования массовой коммуникации позволили глубже раскрыть взаимосвязь между СМИ и обществом, властью и человеком, показали необходимость следующего этапа развития научной мысли в современных условиях становления.

Современное понятие массовой коммуникации возникло в конце 40-х -начале 50-х годов, когда с развитием технических средств массовой информации стало все больше ощущаться явление медиатизации общества.

В наше время проблемы массовых информационных процессов и медиатизации общества, являющиеся сущностными для теории массовой коммуникации, нашли свое отражение в трудах, посвященных проблемам влияния средств массовой информации на общественное сознание.

Среди теоретических работ российских исследователей необходимо выделить монографии, учебные пособия и статьи П.П.Гайденко, К.С.Гаджиева

Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М., 1986; Буданцев Ю.П. В контексте жизни. Системный подход и массовая коммуникация. - М., 1979; Землянова Л.М. Американская коммуникативистика. - M., 1995; Мельник Г.С. Масс-медиа:психологические процессы и эффекты. - С.-Пб, 1996; Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М., 1999; Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура. - M., 1998; Поздняков Э.А. Философия культуры. - С.-Пб, 1999; Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М., 1998; Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М., 1997; Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телерадио коммуникации. - М., 1998; Федякин И.А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. - М., 1987 г.

2 Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. - М. - С.-Пб., 1997; Барт Р. Мифологии. -М., 1996; Бир С. Мозг фирмы. - М., 1993; Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. - М., 1983; Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. - М. -С.-Пб, 1997; Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980; Habermas J. Theorie des Kommunikativen Handelus. - Frankfurt/Main. 1973; Gerbner G, Schramm W. Commukations II International Encyclopaedia of Communications. Vol.1. - N.Y. - Oxford, 1989; Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society II The Communications of Ideas.- N.Y., 1948.

и др.3

Проблема деятельности СМИ как фактора формирования общественного сознания становится все более актуальной по мере демократизации российского общества. Прикладные исследования, затрагивающие роль СМИ как важнейшего фактора формирования общественного сознания, стали появляться в России совсем недавно.

Наличие системы СМИ, отвечающей всем требованиям независимости и плюрализма, представляет собой основной критерий демократии и правового государства. Применительно к СМИ имеются основополагающие принципы, на которых основывается любое демократическое общество. Это, прежде всего, разделение властей, уважение прав человека и основных свобод.

На наш взгляд, не существует единой модели в области системы средств массовой информации. Специфика России в том, что это огромный континент с серьезными и порой трудно разрешимыми проблемами. Многие из них связаны с правовыми сторонами производства и получения объективной информации. Эти вопросы освещаются в материалах Международных и Российских научно-практических конференций4, а также в различных работах по проблемам СМИ5.

Цель и задачи исследования.

Целью настоящего исследования является изучение особенностей влияния средств массовой информации на формирование общественного сознания. Для достижения этой цели были определены следующие задачи: рассмотреть генезис и особенности развития понятий "коммуникация", "массовая коммуникация", их современного содержания;

проследить взаимосвязи демократических реформ в России с

3Гайденко П.П., Давыдов Ю.П. История и рациональность. - М., 1991; Цуладзе A.M. Политические манипуляции или покорение толпы. - М., 1999 и др.

4Роль прессы в формировании гражданского общества. - М., 1999; Российский и зарубежный опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации. - М., 1999 и др.

возможностями получения личностью объективной информации и роль СМИ в подготовке и передаче такой информации;

проанализировать основные направления воздействия средств массовой информации на взгляды читательской и зрительской аудитории;

выявить актуальные проблемы в процессе отражения средствами массовой информации социальных аномалий и чрезвычайных ситуаций.

провести анализ взаимодействия власти и СМИ на современном этапе;

сравнить методы воздействия на аудиторию государственных и формально независимых средств массовой информации;

Объектом исследования являются отношения "власть-СМИ-общество— личность", в которых массовая коммуникация занимает центральное место, формируя общественное сознание.

Предмет исследования составляют особенности влияния средств массовой

информации на формирование общественного сознания.

Методологическая база диссертационного исследования.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили принципы диалектики, сравнительного и комплексного анализа, а также нормативный, социологический, системный и культурологический методы политологии, труды российских и зарубежных ученых, исследующих роль средств массовой информации в формировании общественного сознания.

Исследовательскую базу диссертации составили законы Российской Федерации о выборах и средствах массовой информации, документы Центральной Избирательной комиссии, статистические данные о выборах и деятельности российских средств массовой информации, социологические опросы общественного мнения, данные печати.

5 Средства массовой информации постсоветской России. - М., 1996; Егоров В.В.

В ходе диссертационного исследования применялись общенаучные методы познания, а также методы конкретно-социологических исследований СМИ -включенное наблюдение и контент-анализ, и метод системного анализа, позволивший восстановить историческую ретроспективу событий. Среди методологических принципов следует особо выделить методы исследования взаимоотношений между обществом и СМИ в философском и конкретно -историческом плане. В диссертационном исследовании проблемы использовались также методы: философский, филологический, исторический, аналитический.

Анализ практических аспектов проблемы показал, что изучение средств массовой информации как важного фактора формирования общественного сознания возможно лишь на стыке нескольких научных дисциплин: философии, отечественной истории, социологии, психологии, политологии, прогнозирования.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемами взаимодействия общества со средствами массовой информации. Были предприняты шаги по изучению и научно-критическому осмыслению западных информационных концепций.

Научная новизна исследования заключается в том, что диссертация является одной из первых комплексных работ, в которой с привлечением большого количества теоретических источников и конкретных фактов современной ситуации проанализирован процесс формирования общественного сознания посредством СМИ.

Конкретные аспекты научной новизны исследования состоят в следующем: определены действующие элементы массовой коммуникации,

i\

осуществляемой средствами массовой информации;

выявлены ситуации, в которых коммуникация может терять свои
нравственные, эстетические, правосознательные функции, исследованы
возможные причины таких тенденций;

проведен сравнительный анализ потери коммуникацией своих гуманистических функций;

определены функции и направления коммуникации, усиливающие влияние на формирование общественного сознания;

установлены зависимости отношений "власть-общество-человек";

исследованы формы взаимодействия общества и СМИ в информационном
поле массовой коммуникации;

Проведен анализ сущности, содержания и функций средств массовой информации как одного из важнейших факторов формирования общественного сознания;

Раскрыты противоречия, возникшие в информационной политике государства на современном этапе, особенно в области проблем, связанных с тенденциями субъективного отражения социальных аномалий и чрезвычайных ситуаций, с этическими и правовыми аспектами информационной безопасности общества.

Выявлены особенности российского информационного поля, его целевых установок, интерпретации идеи «свободы печати» и роли СМИ в формировании общественного сознания в современных условиях.

На защиту выносятся следующие положения и выводы:

а 1. Любой объект окружающего мира, который определенным образом и

зависит от других объектов и воздействует на них, является действующим элементом коммуникации. В коммуникации действующими элементами

выступают как публичные субъекты (представители различных ветвей власти, выполняющие свои должностные и общественные функции, актеры и т.д.), так и представители средств массовой информации, обеспечивающие массовую коммуникацию с социально-политическими группами, общностями, институтами, отдельными индивидами, с обществом в целом. Осуществляются тенденции сотрудничества действующих элементов между собой с целью лоббирования определенных интересов. За открытой, публичной коммуникацией стоят и такие ее действующие элементы, как властные структуры, руководство средств массовой информации, журналисты и менеджеры ТВ и печати, финансовые олигархи с их подконтрольными СМИ, центры опросов общественного мнения, аудитория (мини-социум, контент-группы).

  1. Правовые государственные и общественные институты не располагают достаточной этико-правовой базой для эффективного мониторинга и принятия действенных мер для придания общественной коммуникации цивилизованной, не ущемляющей достоинство и права личности формы и устранения причин экспансии ряда средств массовой информации.

  2. Во время чрезвычайных ситуаций и аномальных явлений в Российской Федерации на отдельных каналах российских СМИ использовались чисто "медийные" знаковые приемы "черного пиара". В этой связи необходимо принятие определенных мер по формированию соответствующего общественного сознания, направленных на повышение уровня ответственности телевидения и совершенствование законодательной базы СМИ.

4. Подлежит всяческой поддержке и стимулированию использование
просветительских и нравственно-убеждающих функций и направлений
общественной коммуникации с целью формирования демократических,
подлинно гуманистических ориентации в обществе.

5. Общественная коммуникация в Российской Федерации на рубеже XXI
века воплощает в себе социальные отношения типа: Человек - Власть -

Общество. Они характерны для переходной стадии развития. Желательна
реализация политико-коммуникационного алгоритма: Человек - Общество -
ІЇ Власть.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней обобщены теоретические взгляды на проблемы массовой коммуникации, имеющей свою специфическую систему действующих элементов; выявлены связи этих элементов в современной российской действительности, формы и методы их коммуникативных направлений в процессе формирования общественного сознания.

Результаты работы могут быть использованы для анализа российской электоральной коммуникации и организации деятельности средств массовой информации в направлении дальнейшей демократизации, расширения прав и свобод, усиления социальной ответственности граждан Российской Федерации.

Материалы диссертационного исследования предлагается использовать в в научно-исследовательской и образовательной практике. В программе научных исследований диссертация может быть использована в дальнейшем освоении наследия русской философии, политологии и культуры. В образовательной практике положения, сформулированные в данной диссертации, могут быть использованы как в курсах философии в разделе «теория познания», так и на факультетах журналистики. Положения, сформулированные в данной диссертации, открывают новые возможности в сфере познания и философского осмысления взаимодействия средств массовой информации и культуры, СМИ и психологии, СМИ и политологии.

Материалы исследования могут быть введены в спецкурсы по политическим наукам, социальной философии, социологии, теории и практики

Апробация результатов исследования и публикации по теме. Теоретико-методологические положения, аналитический материал и результаты

т>

исследования были апробированы автором на практике. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Московского государственного университета сервиса и рекомендована к защите.

По теме диссертации опубликованы:

«Российская пресса на стыке 20 и 21 веков: от советской коммунистической к либертарианской?» (Сборник научных трудов «Россия: идеи и люди», вып.8, М. - изд.МГОУ, 2003, 1 п/л).

«Духовность и роль СМИ в современных условиях» (Журнал

«Духовность», № 4, СПГИ 2003г., 0,5 п/л).

«Деятельность СМИ в системе политических институтов как важный фактор формирования общественного сознания» (Журнал «Духовность», №6, СПГИ, 2004, 0,5п/л, в печати).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Объективность общественного сознания как результат деятельности СМИ

Общественное сознание - одна из важнейших сторон существования государства. Власть небезразлична к общественному сознанию, она стремиться воздействовать на него, в том числе и изучая общественное мнение. Государственная власть постоянно убеждает в том, что она - «наилучшее» и «превосходное» средство для развития страны. Иными словами, власть всегда стремится заручиться поддержкой народа. Специфика общественного сознания и воздействия общественного сознания на СМИ страны связаны с особенностями развития общества и прежде всего с его этическими особенностями, с условиями перехода страны от тоталитаризма к демократическому обществу, с национальными культурно-историческими традициями развития общества, с характером политического и экономического развития страны. Развитое общественное сознание служит регулятором отношений внутри различных социальных групп, между государством и социальными общностями.

В условиях развития демократии общественное сознание рассматривают как важный политический инструмент для решения тех или иных значимых проблем. Оно влияет на эффективность власти, на процесс подготовки и принятия государственных решений. В недемократическом обществе правящая верхушка диктует свою волю низам. Государство здесь присваивает себе право решать все вопросы от имени общества. Таким образом, в обществе тоталитарного типа интересы правителя выше интересов личности, интересов 4) общества. Индивид, имеющий власть, при этом не идентифицирует себя с общественными интересами. Он заинтересован только в том, чтобы сохранить за собой руководство обществом. Общественное сознание в тоталитарном государстве не определяет поведение вождя и не влияет на жизнь страны.

Общественное сознание в странах с демократией переходного типа соединяет в себе как черты общественного сознания развитого демократического общества, так и остатки общества тоталитарного типа. Это значит, что общественное сознание в таких странах в какой-то степени контролирует деятельность социальных институтов и поведение руководителей страны, но решающей силой не обладает.

Что же такое общественное сознание?

Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания; - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека6.

Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации в более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организованно, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. Развитие сознания представляет собой прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке.

Исходя из этого, следует вывод, что, во-первых, общественное сознание - это публичное высказывание. Во-вторых, - распространенное мнение многих. В-третьих, общественное сознание есть единая коллективная точка зрения.

А вот еще одно определение общественного сознания, предложенное современными российскими учеными: «Мы определяем общественное сознание как оценочно познавательную деятельность социальных общностей, находящую свое выражение в коллективно выработанных и широко распространенных суждениях, эмоциях и поведенческих установках по поводу общественно значимых проблем и явлений»7.

Обратим внимание на то, что, по мнению авторов этого определения, существенными компонентами общественного сознания выступают суждения, эмоции и поведенческие установки. Таким образом, можно сделать вывод, что общественное сознание - это духовная жизнь общества.

Приведенные определения общественного сознания, сформулированные в последнее время, позволяют говорить о природе общественного сознания: о том, что оно является свойством определенных социальных общностей, т.е. большинства или меньшинства; что в нем находят выражение потребности и интересы общества (отсюда, кстати сказать, многочисленные мифологемы, время от времени распространяемые в обществе. Особенно эти мифологемы свойственны тоталитарным режимам - вера в чудодейственного вождя, например); общественное сознание - особая форма познания мира и переживаний, связанных с этим познанием, тут особо следует подчеркнуть, что общественное сознание служит одним из средств понимания и объяснения мира (одна из опасностей заключается в популярности идеи «народ всегда прав». Эта идея рождает популизм).

Наконец, чрезвычайно важным обстоятельством, помогающим понять природу общественного сознания, является то, что общественное сознание содержит поведенческие установку чувства, взгляды, эмоции; что побуждает к социальным действиям (кризис октября 1993 года порожден активностью российских СМИ, вбивавших в головы граждан мысль о том, что правительство

Б.Н.Ельцина враждебно народу); что общественное сознание является способом, помогающим устанавливать прямые и обратные связи с окружающим миром.

Общественное сознание формируется по проблемам, представляющим определенный интерес для различных групп (социальных общностей). В этом СМИ играют важную роль. Они дают информацию, благодаря которой формируется сознание о том или ином явлении жизни. СМИ не только способствуют созданию общественного сознания, но и помогают выразить его. Это возможно только в условиях взаимодействия власти, СМИ и аудитории, когда СМИ не боятся власти, а аудитория со своей стороны требует от средств массовой информации защиты своих интересов.

Специфика формирования общественного сознания средствами массовой информации

Средства массовой информации проделали многовековой путь. Так, например, газета, являющаяся одним из видов печати, появившаяся еще в XVI в., а в России в 1703 г. - "Русские ведомости", ныне приобрела современный вид, насчитывая в своем арсенале огромные тиражи газет и журналов. По данным ЮНЕСКО, сейчас во всем мире одна ежедневная газета приходится в среднем на 10 человек и это при том, что некоторые страны пока еще не имеют своих газет, что свидетельствует об огромном распространении этого вида информации на рубеже XX-XXI вв.

В нашей стране в конце 80-х годов насчитывалось в общей сложности около 8 тысяч газет и еженедельников, ныне их численность увеличилась в 4,7 раза14. Основная доля их приходилась и приходится на местную печать. В конце XX в. в мире наметилась тенденция усиления интереса к еженедельным, ежемесячным и специализированным журналам.

Еще более стремительным было развитие радиовещания. Радиоприемники как средства массовой коммуникации появились лишь в 20-е годы нынешнего столетия, а к концу его один приемник приходится на каждые четыре человека в мире. Благодаря радио, в частности, переносных транзисторных приемников, радиоинформация стала доступна людям повсюду. Еще более быстрыми темпами развивалось телевидение. Как средство массовой информации оно сложилось лишь к 40-м годам XX в. Ныне же, по данным ЮНЕСКО, один телевизор приходится примерно на десять человек в мире. Еще интенсивнее увеличивается количество пользователей Интернетом, всемирной паутиной. Начиная развиваться как средство массовой информации лишь в 80-е годы 20 века, она охватила уже треть всего населения, а компьютер в XXI веке прочно вошел в жизнь, став не просто атрибутом материального достатка, помощником в быту и делах, но и необходимым компонентом человеческого бытия, взятого на различных его уровнях. Системы телекоммуникаций составляют материально-техническую основу государственного хозяйствования, универсальной системой платежей и расчетов. С помощью компьютера происходит снабжение коммунальными услугами и управление оружием массового уничтожения. С ним же связано появление новых видов искусства и новых форм научного творчества. Сложно сегодня представить себе простейший электронный прибор, в котором бы не задействовали компьютер. И если совсем недавно вывод из строя компьютера угрожал причинению некоторых неудобств пользователю, то сейчас подобный сбой чреват катастрофическими последствиями. Такая ситуация сложилась потому, что отдельные компьютеры стали объединяться в различные системы. Происходит глобализация телекоммуникативных систем. И, вероятно, самым ярким и далеко идущим примером подобной глобализации может служить всемирная сеть Интернет, поскольку она не только претендует на создание новой, своей виртуальной реальности, привносит с собой новую, неизвестную доселе психологию и культуру, принципиально изменяя смысл социокультурных коммуникаций, самосознание человека и его отношение к окружающему миру.

Еще более массовыми указанные виды СМИ станут в XXI в., благодаря новым достижениям научно-технического прогресса. "Плюсы" и "минусы" современных средств массовой информации можно видеть в таблице, в которой максимальные преимущества обозначены тремя баллами, а минимальные "неудобства" - (минус) одним баллом. Предпочтение тех или иных каналов массовой коммуникации во многом определяется двумя важнейшими факторами: образованием и возрастом. Исследования показали, что периодическую печать (в первую очередь газеты) предпочитают взрослые, радио - главным образом молодежь и взрослые, телевидение - все возрасты, в особенности дети и пожилые, Интернет - молодежь.

Тем не менее, не подлежит сомнению тот факт, что ныне телевидение для основной массы населения является наиболее предпочитаемым каналом информации. Интернет еще только входит в жизнь.

Подсчитано, что в Европе телевидение занимает у семьи в среднем 2-4 часа в день. У отдельных категорий населения - еще больше. Так, американский подросток проводит у экрана телевизора по 4 часа в день18.

Бурное развитие телевидения, а в дальнейшем и Интернета вызвало необходимость исследовать их воздействие на людей. Оказалось, что воздействие является как положительным, так и отрицательным.

Среди факторов отрицательного воздействия назывались закабаление человека, насаждение стереотипов восприятия, мышления и поведения, Лишая их фантазии, самостоятельной творческой позиции; сокращение возможностей для межличностного общения в семье, с друзьями; снижение интереса детей и подростков к чтению, размывание у них представления о реальном мире19.

Среди факторов положительного воздействия назывались такие, как расширение кругозора людей, доступность получения информации из любой точки земного шара, получение новых знаний об образе жизни других стран и народов, оперативность информации и т.д. Надо признать, во-первых, действительную противоречивость этого воздействия. Во-вторых, иметь в виду, что характер воздействия определяется содержанием подаваемой информации, что предопределяется природой социально-политического строя, социально-общественной системы20.

Мы знаем, что информация может служить средством приобщения к общественно-политической жизни, способствовать возвышению человека, его социальной защищенности, понимаемой в самом широком плане, обогащению духовного мира человека, его общению с другими людьми. Однако низкопробные материалы в СМИ, сцены жестокости и насилия, разжигание ненависти к другим народам, виртуальная возможность человека самоутвердиться в качествах, нереализуемых в социальной действительности, потеря своего реального социального «Я» путем переноса самореализации и самоидентичности в киберпространство и т.д. не могут способствовать "очеловечиванию", развитию личности, нормальному общению с другими людьми21.

В потреблении информации должна быть мера, необходимо уметь выбирать и пользоваться ею.

В советский период это играло значительную положительную роль. В 90-е годы ситуация изменилась. Нельзя сказать, что не пытаются принимать меры по решению тех или иных проблем, озвученных в СМИ. Однако это бывает не всегда, а главное то, что эти меры не эффективны .

Средствам массовой информации, а также тем лицам, группам, организациям, кто за ними стоит, принадлежит решающее значение. Основная их функция, как подчеркивалось в соответствующих исследованиях, состоит в поддержании и укреплении господствующих общественных отношений, шире -в информационном обеспечении жизнедеятельности общества.

В связи с этим немаловажную роль играет конкретизация основной функции, которая может быть представлена решением задач: социального контроля и управления; интеграции общества и его саморегуляции; формирования общественного сознания; создания определенного эмоционально-психологического тонуса; идейно-воспитательного характера; реализации социальной активности членов общества; распространения культуры; развлечения; связи между различными социальными группами23. Важнейшими признаками массовой коммуникации являются ее публичность, универсальность (включает всевозможную информацию), социальная актуальность (выражает потребности и интересы больших социальных групп и слоев), периодичность информации.

Деятельность СМИ в системе политических институтов как важный фактор формирования общественного сознания

Политические процессы в России в последнее десятилетие XX века тесно связаны с доминированием инноваций как некоторого поиска преодоления кризисных состояний и обогащения социально-политических потенций по их преодолению. Политологический рационализм, поставленный на службу политическим технологиям, не оставляет в стороне смысло-жизненные ценности, хотя и имеет приоритетным направлением изучение феномена власти.

Консолидация современного российского общества является не только и не столько средством разрешения противоречий политической практики, сколько выступает той ценностной основой, на которой уравновешиваются инновационность реформ постсоветского общества и традиции предшествующей истории, сохраняющиеся в сознании народа и выступающие механизмом духовно-нравственного измерения политических процессов. Распад мировой сверхдержавы, турбулентность, так называемой либеральной экономики с ее «дикой» свободой частного предпринимательства, «бесконечная» смена целевых установок и политических ориентиров, появление новых политических технологий (имиджеология, политическая реклама, креационизм, PR-технологии), социальная и политическая мифологизация реальных процессов37, изменение содержания и форм деятельности СМИ, их институализация и становление самодостаточности усложняют общий анализ путей консолидации общества, несут в себе опасность виртуализации рационально обоснованных взаимосвязей политических институтов и СМИ.

«Курс реформ» как целевая установка политической, социально-экономической деятельности безоговорочен. Если экономические последствия «курса реформ» обозначились, осознаны, то его социально-политические, идеологические перспективы остаются туманными. Несмотря на то, что историческая необходимость и жизненная целесообразность радикальных изменений, повлекших слом жизненных устоев всех слоев общества, до сих пор не получили всеобщего одобрения, властная элита практически осуществляла «революцию сверху».

Продолжающаяся поляризация общества со всеми ее последствиями скорее предполагает возникновение антагонизмов в обществе и уж никоим образом не способствует гармонизации интересов разобщенных социальных слоев. Практическая же гармонизация интересов всех и каждого - явление даже не утопическое, а скорее фантасмагорическое. И все-таки гармонизация конкретных интересов различных социальных слоев, политических сил в целях стабилизации и сохранения достигнутого status quo социальной системы является одной из ведущих ориентации в деятельности политических институтов, в том числе и властных.

Универсальным демократическим механизмом учета интересов в условиях политического плюрализма является принцип консенсуса. Процедурный консенсус как средство разрешения конфликтных ситуаций, формирования коалиций для создания политического перевеса в определенных ситуациях широко используется всеми политическими партиями, институтами и властными структурами. Его достижению способствуют как подконтрольные им, так и свободные СМИ.

Основной ориентацией всех ведущих политических сил является овладение властью, и нет ни одной политической партии и института, которые своей главной целью ставили бы достижение общественного консенсуса, как универсальной ценности, способной преимущества демократии трансформировать в достояние всех и каждого. Для достижения общественного консенсуса, как гаранта гармонизации интересов многообразных социальных слоев общества, требуется исполнение ряда условий.

Прежде всего в основных объединениях и партиях требуется наличие в политической элите лидеров компромиссного типа, способных поставить интересы общества, страны, народа выше собственных амбиций. Стране нужны радетели земли Русской, готовые постоять за народ. Во-вторых, нужны субъекты политического действия, а не объекты. Речь идет о необходимости институализации политических сил, имеющих широкую социальную базу и способных не только представлять широкие слои народа, но и действенно защищать его интересы. Иначе, «за круглым столом» политического плюрализма присутствие «протопартий лидеров одиночек» - всего лишь одна из форм мистификации демократизма. Только способность политических институтов вести конструктивный диалог с властью даже в рамках жесткой оппозиции - гарант достижения гражданского мира и согласия. Не народ для партий, а партии для народа - вот суть демократичности политического плюрализма. В-третьих, наличие консолидирующей идеи, указывающей на пути выхода России из кризиса, рефлектирующей временную минимизацию переходного периода и стабилизацию новых общественных отношений, неоспоримость преимущества которых должны проявиться в росте духовного и материального благосостояния народа, то есть всех и каждого. И, наконец, в торжестве таких институтов демократии, как гласность, политические права и свободы. Равенство всех сторон общественного согласия, устранение насилия, как со стороны властных структур, так и со стороны их оппонентов, пресечение поползновений к авторитаризму, расширят процессы политизации общества, повысят политическую культуру людей. Таким образом, механизм трансформации интересов и устремлений различных сил в реальную политику неизбежно требуют консолидации всех прогрессивных сил.

Выяснение основных смыслов проблемы консолидации позволит более четко определить роль и место различных институтов в стабилизации складывающихся общественных отношений. Прежде всего, речь идет о соотношении универсальных и ситуативных параметров консолидации. Консолидация - это состояние общества, определяемое совокупной деятельностью определенного типа институтов, организаций и партий, объединенных идеей гражданского единства, по реализации общей цели сохранения, преобразования, развития и укрепления важнейших социальных ценностей на основе согласия (консенсуса), проникнутого духом толерантности. В процессе такой деятельности формируется единое поле процедурных, технологических взаимодействий, в которых доминирует согласие всех или большинства политических субъектов действовать согласованно на принципах «самоценности демократии», обеспечения гарантий суверенитета личности и других основных постулатах идеологии «прав человека».

Универсальность консолидации как субстанциональной характеристики политических действий определяется тем, что она выражает собой волю всего народа или большинства его по овладению, сохранению или преобразованию важнейших социальных ценностей. Так, в процессе консолидации преодолеваются узкополитические интересы, хотя политические отношения и вершатся довольно ограниченными в количественном отношении группами людей, как властной элитой, так и контрэлитой.

Массовая коммуникация: ее философсктй аспект в процессе формирования общественного сознания

Явление, обозначаемое ныне понятием "коммуникация" существует столько, сколько существует жизнь на Земле. Данные многих наук свидетельствуют о том, что с возникновением жизни существовало общение живых существ в процессе поиска источников воды и пищи и их добывания, в процессе бессознательных и - с появлением человека - сознательных трудовых действий, производства потомства, защиты от врагов. Коммуникация, таким образом, является процессом ряда аудиовизуальных действий, направленных в самом общем смысле на сообщение, со-деяние, со-бытие всего живого на Земле. Социальная коммуникация, . то есть коммуникация в человеческом обществе, распространяет этот процесс и на со-знание, со-гласие, со-словие, совесть, со-мыслие (смысл).

В научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, дается большое количество определений понятия "коммуникация". Оно обозначает феномен, находящийся в фокусе изучения процессов как в области фундаментальных так и социальных наук, интегрирующих эти процессы через сообщение. Этими словами начинается статья об изучении коммуникации в Международной энциклопедии коммуникации59. Причины интегративной природы теории коммуникации авторы энциклопедии объясняют тем фактом, что корни ряда основных проблем современной коммуникационной революции и изучающей ее науки уходят в глубь веков. Ведь информативно-системные связи составляют основу социальности человечества в создании, сохранении и исторической трансляции для будущих поколений его социально-культурных ценностей и традиций.

Истинной, личностно освоенной социальностью считает коммуникацию немецкий философ Ю.Хабермас. Но таковой она становится не сразу, а лишь по мере того, как начинает обеспечивать людям возможность совершенно свободного и беспристрастного обсуждения высших ценностей. Последние исторически изменяются, и поэтому требуют постоянного спора о себе. Исходя из этого, у Ю.Хабермаса сама теория познания предстает как коммуникативный процесс, как коммуникация60.

Немецкий ученый развил свою концепцию на основе ряда положений своего предшественника в немецкой философии - К.Ясперса, утверждавшего, что истина - это коммуникация, и, стало быть, истинная коммуникация - это коммуникация по поводу искания истины.

Американский социолог Чарльз Кули имел в виду под коммуникацией механизм, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения, символы, заключенные в разуме, а также средства для передачи их в пространстве и сохранения во времени62.

Коммуникацию как широкое поле общения посредством ряда исторических систем естественных и технических средств массовой коммуникации трактует Ю.Буданцев63.

Как видим, от понимания коммуникации в широком смысле общения как такового авторы все чаще переходят к определениям, основанным на технических возможностях этого общения.

Широкие обзоры взглядов зарубежных и отечественных исследователей на проблемы коммуникации дают Л.М.Землянова, М.М.Назаров, Г.Почепцов . Надо отметить также статистические выкладки, которые приводятся в работах М.М.Назарова и В.М.Березина64. Эти авторы отмечают, что в двадцатые годы в стране наблюдался взлет социологии массовой коммуникации. Например, лишь в одном 1924 г. появилось 200 работ по изучению воздействия книги на массовую аудиторию, до войны было опубликовано около 50 книг, посвященных социологии кино. Так, в библиографических указателях "Журналистика", охватывающих 1200 названий книг, вышедших в СССР с 1972 по 1980 г.г., не приведено ни одной работы, в названии которой было бы употреблено хотя бы одно из этих понятий. В реферативных сборниках ИНИОН АН СССР "Средства массовой информации и пропаганды. Советская литература 1978-1980 г.г." и "Средства массовой информации и пропаганды. Советская литература 1980 г." в приведенных списках литературы из 234 наименований лишь в семи работах в названии использован термин "коммуникация".

Лишь такие исследователи, как Э.Багиров, Ю.Борев, Ю.Буданцев продолжали в те годы традиции отечественной коммуникативистики, соединив их со старыми и новыми разработками зарубежных ученых.

Классический марксизм проходил мимо пристального изучения средств массовой коммуникации, так как при жизни Маркса их политическое значение только намечалось. В советских общественных науках сохранилась эта традиция. И теория массового общества, и теория массовой коммуникации получили свое развитие в западной социологии, философии и политологии.

Представители Франкфуртской школы Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер опубликовали в 1944 г. в США книгу "Диалектика просвещения", через восприятие которой сформировалась современная социология средств массовой коммуникации. Выясняя причины провала теории Маркса о социальных революциях, они ввели в научный оборот понятие "индустрия культуры". Этот феномен помог господствующему классу ассимилировать рабочий класс путем массового насаждения различными способами и направлениями своей идеологии. Авторы книги обнаружили типологическую общность массы как пассивного и вполне лояльного продукта социально-политического строя «позднего капитализма»65.

Создатели Международной энциклопедии коммуникации рассматривают журналистику как естественную историческую основу коммуникативистики. Вместе с тем, они отмечают, что последняя, хотя и выросла на базе журналистики, превзошла в силу новейших технических достижений ее традиционные возможности во всеохватывающем научном познании информационных процессов. В этой связи ими высказывается идея неизбежности перехода от журнализма к научной специализации в области коммуникаций .

Похожие диссертации на СМИ как важный фактор формирования общественного сознания (Философский анализ)