Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная экологическая ситуация и экологические сознание Алиев, Мустафа Джаган оглы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алиев, Мустафа Джаган оглы. Современная экологическая ситуация и экологические сознание : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Баку, 1987.- 25 с.

Введение к работе

Актуальность Зіилософско-методологачєских исследований вко-логгческол проблемы .проистекает, такжо из необходимости выработка нового глобального сознания у лщзИ, вазне&шми характеристиками

которого должны быть экологичкость, атепстичяость, синтетичность. Без выработки нового мышления, посредством старого стереотипа мышления успешое репенне экологической проблемы представляатся невозможны!.:. Итаї:, усложнение экологической ситуации в условиях НІР, обостреіше ее противоречий чрезвычайно актуализируют исследования фидософско-методологаческих аспектов экологической проблемы, которые должны послужить основанием для частных исследований и лекальных экологических решений.

Степень разработанности проблемы. Экологическая проблема з посчедние десятилетия совершенно заслуженно находится в центре пристального внимания представителей самых различных научных направлений, результатом чего является довольно внушительная литература, посаяшеняая ее различным аспектам (географическому, геологическому, физическому, химическому, биологическому, медицинскому, техническому и технологическое, кибернетическому, эколо-.кческсму, правовому я т.д.).

Наряду с специальными экологическими проблемами ряд теорети-геских и общеметодолопгієскйх' проблем экологии разрабатывались ?акими выдающаяся учеными естествоиспытателями, как Буцнко !,!.!!., іернацекпй В.И., Герасимов И.П., Казначеев 13.11., Кгмаилов ;.*.';., йпица П.Л., Моисеев Н.Н., Федоров Е.К., Хилая Г.Ф., Чкдег-кий АЛ., Кварц С.С, Яншші АЛ. и др.

Набладается нарастающий интерес ученых-философов к псследо-аюш фн.лософско-методологических аспектов экологической пробле-атики. Шітерес этот вполне естественен и оправдан (хотя и не-колько запоздалый) если учесть, что такого рода исследования р ;лу выполняемой км эвристической функции призваны направлять іециачьнке исследования, определить их исходные теоретические п : токологические принципы, методы их проведения, способствовать : систематизации, в разработке указанных й:№ососко-мг; го пологи-

-.-4.- * ческих аспектов экологической проблемы огромная доля заслуги принадлежит таким ученым, как Анучин В.А., Галеева A.M., Гирусов Э.В., Горелова А.А., Гудоккак Г.С., Еирицкий А.К., Загладин В.В., Кацура А.В., Кравченко И.И., Лаптев И.Д., Лось В.А., Мамедов Н.М., Новик И.Б., Плотников Ю.К., Смирнов С.Н., Трусов Ю.П., Урсул А.Д,, Фаддэев Е.Т., Фролов И.Т., Школенко Ю.А. и многим другим. В трудах этих ученых на фоне марксистеі;с—ленинской концепции взаимодействия общества и природы уделяется большое внимание определению статуса современной экологии, выявлению специфики различных ее аспектов, особенно социальной экологии, исследуется глобальность и лнтегрггнвность экологической проблемы, экологизация общественной практики и общественного сознания и т.д.

Значительный лклад в разработку и освеаение различных аспектов и вопросов экологической проблемы внесли такие зарубежные ученые, как Агесс П., Биола Ги, Даяо Р., Дорст И.,' Коммонер Б., . Парсон Г., Сен-Марк Ф., Одум Ю. и другие.

Анализу атеистического или религиозно-идеалистического истолкования экологической проблемы посвящены всего две небольшого объема работы - Ефимова Ю.И. - Экология и мировоззрение (Ы., 1979) и Шахновича М.И. - Критика религиозных истолкований экологических проблем (М.,.1985). В этих работах в популярной форме пока-

I. Отмстим лишь коллективные труды, на наш взгляд имевшие
большую ценность: Природа и общество. Ы., 1968: Методоло
гические аспекты исследования биосферы. Ы., 1975; Человек
и природа.. Н., I960; Ценностные аспекты науки и проблемы
экологии. Н. г-1981; Социально-экономические проблемы при
родопользования. Л., 1978; Социальные проблемы экологии и
современность. М.,1978; Социализм п охрана окружашей сре
ды. М., 1979; Управление природной средой. }.!., 1979; Со
циальные аспекты экологических проблем. Ы., 1982; Фило
софские проблемы глобальной экологии. М., 1983; Ыаркоистско-
ленлиская концепция глобальных проблем современности. М.,
1985; Скологическая проблематика в современной глобалис
тике. !,!., 1985; Взаимодействие общества и природи. Фкло-
софско-методологические аспекты экологической проблемы.
г.., 1966 ц др. '

о -

зывается суть двоякой - атеистической и религиозной - интерпретации экологической проблемы, точнее говоря, они содержат лишь наброски ожидавшего "своей очереди" обстоятельного исследования проблемы.

Все указанные достижения з разработке экологической проблег.гг, однако, далеко не исчерпывавши и ни в какой мере не снимают еэ с повестки дня философских исследований. Многие Рпчросы проблемы все еще дискутируются, ибо точки зрения по ним далеко не однозначны. К ним, например, относятся такие вопросы, как сущность, статус и специфика экологической проблемы, соотношение различных подходов (экономического, правового, социального, технико-технологического, естественно-научного, правового и т.д.) к экологической проблеме и ее соответствующих аспектов, соотношение таких локальных подходов и глобалистского подхода к экологической проблеме. Нет четкости в определении соотношения философского, общенаучного и специального уровней исследования и их взаимной роли в развитии экологического познания.

крайне неудовлетворительно исследованы механизм формирования экологического сознания и место последнего е системе обиест-венного сознания, не изучены принципы организации экологического образования, методы, Форш и средства его осуществления.

Почти не исследованы эстетический, нравственно-психологический, атеистический аспекты экологической проблемы, и, естественно, не определены их место и роль в слоеной структуре экологического мировоззрения. Все это обусловливает необходимость более углубленного и систе:.ж>го исследования шїрсвоззренческих аспектов экологической проблемы, к числу которых, несожекно, относится избранная на»ш тема.

Цель и загачи исследования. Цель настоясей диссертационной v работы заключается в исследовании взаимосвязи и взанлодс-Яствия

экологической прсґ -эмы и мировоззрения людей, процесса формирования экологического сознания, его атеизации на основе разрешения противоречий экологической ситуации, обострившихся в условиях научно-технического а социального прогрессов и борьбы датери-атастическо-атеиствческого и ндеалистическо'г-религиозного мировоззрений, марксистско-ленинской и буржуазной идеологий. Для до-стаяения этой общей цели автором были решены следующие задачи, определяемые самой цельо:

- исходя из основных принципов марксистско-ленинской кон
цепции взаимодействия общества и природы раскрыть всю сложность
.мотивации экологической ситуации системой существующих обществен
ных отношений, типом господствующей собственности, лежащей в ос
нове этих отношений; показать неоднозначность, сложность и про
тиворечивость связей экологической проблемы с НТР; выявить сте
пень а Форш проявления воздействия контрастности личных, коллек-

'тинных (ведомственных) и общественных интересов на состояние, метода и средства решения экологической проблемы;

- рассмотреть глобальный и интегративный характер экологи-,
ческой проблемы и определить ее место в системе глобальных пробле
современности, статус в структуре глобалистики; выявить соотно
шение глобальной экологии с ее различными локальными направлени
ями и обосновать необходимость синтеза естественных, обществен
ных и технических наук в решении глобальных экологических про
грамм; проанализировать соотношение философского, общенаучного и
частнонаучного уровней исследования экологической проблемы, ми
ровоззренческую, методологическую и логико-гносеологическую фун
кции философских исследований по отноаению к общенаучным и част -
нонаучным:

- обосновать необходимость формирования нового глобального
экологического сознания, существенно отличающегося от традицкон-

- 7 - '

юго стереотипа "потребительского" сознания, раскрыть его синтетический, прониэывапцдй все уровни и Форш общественного созна-шя, характер, проследить ыехачизм его формирования и развитая, щределить оптимальные Форш и методы экологического образования; їіивить место и роль экологического сознания в системе форм об-їественного сознания, тенденции атеизации экологического созна-тя и пути ее реализации;

рассмотреть особенности проявления тенденции атеизации ікологического сознания, объективные и субъективные факторы, воз-;ействуюигое на этот процесс и негативные ф-исторы, способствующие живлений религиозности сознания лвдей, раскрыть диалектику трех акнейших элементов атеистического экологического ;яіровоззрегсш -кологического знания (сознания), убевдения и действия (экологи-еской практики);

раскрыть сущность религиозной интерпретации экологической роблеш, ее социальный смысл и негативное воздействие на созка-ие лвдей;

показать включенность.экологической проблемы в современ-ую идеологическую борьбу, использование релагиознс—вдеялистк-эской интерпретации экологической проблемы мусульманскими клерп-аламя, духовенством как средство идеологического воздействия на ззнание людей, особенно ьеруших.

Научная новизна исследования определяется._явугом решаема здач, ее суть может быть выряяена в следущих пунктах:

- новой является сама постакозка зопроса: взаимосвязь и
$аимодействие экологической проблемы и атеистического млровоз-
?ения впервые выбраны предметом саецгашюго философского кс-
іедования.

Раскрыта противоречивость и неоднозначность воздействия ^логической ситуации на сознание лвдей: с сдной сторснь, сво-

_ 8 _

ими негативными секторами и проявлениями она оживляет, религиозность, с другой же стороны, будучи показателен могущества общества, господства человека над природными силами, она способствует атеизациисознания и формированию атеистического мировоззрения;

новизной характеризуется также анализ философского, общенаучного и частнонаучного уровней исследования экологической проблемы и гяіровоззренческой, методологической и логико-гносеологической функций философских исследований по отношении к общенаучным и частнонаучным;

обосновывается необходимость формирования экологического сознания как отражение экологичесного бытия, делается заключение, что поскольку экологическая проблема выступает как. глобальная и интегратйвнач практическая задача, то экологическое сознание такне должно характеризоваться глобальностью и интегратив-ностью;

экологическое сознание интерпретируется как синтетическая форма общественного сознания, которая'пронизывает все другие Формы; считается, что его нельзя ни поставить в один ряд с'другими формами общественного сознания, ни над ними. Оно отличается от них и по способу отражения, и по'степени общности; в настоящее время интенсивно происходит процесо экологизации общественного сознания и чем быстрее _ и эффективнее будет он осуществляться, т&м успешнее будет и решение экологической проблемы;

- экологизированное сознание характеризуется атеистичностьа
и религиозностью. В работе показана динамика движения сознания в
сторону атеизации, раскрыта диалектическая противоречивость эт( го
двидения, подвергнут критическому анализу идеалистические ин
терпретации экологической проблемы, ее место и .роль в современ
ной идеологической борьбе.

- 9 - .

Методологической и теоретической основой исследования послу-ли труды классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов и шге-мов UK КПСС, решения и постановления партии и правительства, обеняо по природопользованию и охране окружающей среды, законы, нкцкпы и категории диалектического п исторического материализ-. На базе диалектического метода в работе был осуществлен сте:.шый подход к экологической проблеме, которн'і, в своп оче-ць, предполагает комплексность исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования опре-шется ее актуальностью. Положения и вывода работы могут быть юльзованы при разра'ботке, принятии и реализации экологических" пений, проведенпл научных исследований по "экологической к ате-гаческой проблематике, по глобалистике вообще.

Результаты исследования могут.быть полезными при организа-! и осуоествлении экологического образования, проведения ате-?ической воспитательной работы, чтении лекций по курсам "Эко-чга", "Охрана и преобразование природы" и "Научный атеизм".

Апробация работы. Диссертация обсукдена и рекомендована к ште на совместном заседании кафедр исторического материализма ;стории и теории научного атеизма Азербайджанского Государстзен-'о Университета им.С.М.Кирова. Основные ее положения ншшш свое аяеняе в опубликованных автором статьях.

Объем и структура диссертации определшшсь^целью и задачам лед'ования, в соответствии с которыми она состоит из введения, х глав, заключения и списка основной использованной литературы, ем диссертации 164 машинописных страниц.