Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структура и факторы творческого процесса Быстров, Владимир Юрьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Быстров, Владимир Юрьевич. Структура и факторы творческого процесса : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Ленингр. пед. ин-т.- Ленинград, 1990.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-10/2568-0

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема творчества принадлелит к числу тех философских проблем, интерес к который в настоящее время.непрерывно возрастает. Пожалуй, нет такой отрасли материального и духовного производства, где не проявлялась бы в уой или иной форме потребность в мировоззренчески осмысленном представлении о сущности творческого процесса. Сегодня на проблематике творческой деятельности могут сталкиваться интересы инженера-конструктора и педагога, юриста и писателя, учёного и политического деятеля.

В значительной степени этот интерес обусловлен социально--политическими реалиями сегодняшнего дня. динамизм общественного развития не только вырахается в изменчивости всех общественных процессов, в быстротечных переходах от одной новации к другой, но и диктует необходимость изучения механизмов образования новаций разного рода и эффективного управления этими механизмами.

Наиболее ощутимым сдвигом в жизни общества в результате /
практической реализации политики перестройки является сдвиг в
общественном сознании в сторону приоритета общечеловеческих
ценностей над классовыми, национальными, партийными и другими
групповыми ценностями. К числу общечеловеческих ценностей, бес
спорно, следует отнести и ценность творческой деятельности и
её результатов. Поэтому исследование феномена творчества именно
как общечеловеческой ценности, то есть исследование, свободное
от шор классового эгоизма, является одной из актуальных задач
обществоведения наших дней.
,

Актуальность проблемы творчества обусловлена также необходимостью радикальных преобразований в сфере народного образования, главная цель которых - обеспечить процесс подготовки специалистов такого высокого класса, какой необходим обществу при переходе к новому технологическому уровне развития. Внедрение в производство новых технологий, компьютеризация производственной и непроизводственной сфер требуют от специалиста в первую очередь, широкого овладения навыками творческой деятельности. Современная педагогика в своих исследованиях формирования у А. учащихся творческого мышления, опираясь на философские и психо-

:4-логические работы, исходит из представления о структурной однородности нормативного творчества и.творчества как социально значимого факта. Однако такое представление требует не только подтверждения эксперементальшми данными психологии мышления, но и обоснования философскими средствами.

Философского осмысления и обобщения требует значительный материал, накопленный' в области психологии творчества. Результаты целого ряда исследований подталкивают к пересмотру многих прежних представлений о творческой процессе, в частности, о его структуре как последовательности ряда этапов, о его механизмах и т.д. Необходимость проделать такую работу обостряется по мере того, как возрастает общественный интерес к изучению проблематики творчества в гуманитарных науках" в целом.

И, наконец, разработка темы, вынесенной в заглавие диссертации, связана с потребностями современного состояния философской науки и её дальнейшего теоретического развития. В данном исследовании философская теория творчества рассматривается в качестве возможного нового раздела философии. Построение философской теории -творчества предполагает объединение усилий многих исследователей, нередко в настоящий момент замыкающихся или на область эстетики как теории художественного творчества, или на область философии науки. Можно предположить, что такое объединение усилий и его результаты вызовут радикальное переосмысление не только многих традиционных философских проблем, но и представлений о структуре философского знания в целом, о его,источниках.и предназначенпи. Поэтому каждый очередной шаг в этом направлении представляется особенно актуальным.

Состояние проблемы. Проблема творчества является одной из древнейших мировоззренческих проблем и в этом своём качестве имплицитно содержится в структуре философского познания с момента его возникновения. Вместе с тем непосредственным предметом философских исследований в отечественной литературе творческая деятельность становится только в начале текущего столетия. Первые работы по проблеме творчества /Н. А. Бердяев, Ф. А. Степун/, написанные с позиций религиозного персонализма, носили самый общий характер и были слабо ориентированы на результаты конкретно-научных исследований. Уязвимость методологии отличает многие работы представителей так называв-

"- 5 -

мой "эвриологии", исследовательской школы, объединявшейся вокруг изучения психологических механизмов творческого процесса . /U. А. Блох, И. И. Лапшин, П. К. Энгельмейер и другие/. Тем не менее, несмотря на отмеченные недостатки, следует подчеркнуть, что во всей полноте наследие как философов-персоналистов, так и "эвриологов" ещё не изучено и, безусловно, может.служить солидным подспорьем в решении проблемы творчества.

После длительного перерыва к.проблемам творческой деятельности обращается психология мышления /А. В. Брушлинский, Я, А. Пономарёв, 0. К. Тихомиров и другие/. Однако очень скоро осознаётся недостаточность и односторонность психологического уровня исследований, обусловленная спецификой содержания самой проблемы творчества. В 70-е" годы появляются первые философские исследования творческой деятельности с' позиций-основных принципов-материалистической диалектики, группирующиеся по следующим направлениям:

, - изучение закономерностей отдельных видов и форм творчес
кой деятельности - художественного творчества /Ю. Д. Воробей,
Е. С. Громов, И. С. Каган, 0. И. Никифорова, Г. А. Праздников
и другие/, научного творчества /Н. К. Вахтомин, А. С. Кармин,
Б. Ы. Кедров,'А. В. Славин, Ю. А. Харин, В. Л. Худяков и другие/,
технического творчества /В. И.,Белозерцев, Г. Я..Буш, К. С. Пиг-
ров/; , ' ,

-- изучение проблем творчества в структуре познавательной деятельности, когда главным коррелятом понятия тйорчества выступает понятие отражения, - работы Г.' Гиргинова, А. М. Коршунова, Т. Павлова и других;

применение принципов, законов и категорий материалистической диалектики к изучению творчества, когда последнее рассматривается как сложный, внутренне противоречивый процесс, -- работы Г. А. Давыдовой, В. А. Яковлева и других;

попытки структурного анализа творческого процесса, в большей степени сориентированные на феноменологическую картину твор-' чества, интроспективные данные самоотчётов, чем на результаты , конкретно-научных исследовательских программ, - работы Н. А. Венгеренко, Р. 3. Джидкяна, А. С.-Майданова, А. Т. Шумилина и других; ~ ' . -

-.анализ творчества в контексте диалектики культурно-исто-

раческого процесса и преобразовательной деятельности личности, - работы 3. Ы. Какабадзе, Э. С. Маркаряна, В. Н. Межуева, В. Ф. Овчинникова, Э. В. Соколова и других.

Несмотря на возрастающую интенсификацию философских исследований творчества, общий уровень разработанности проблемы оста-. ётся невысоким, и создание теории творчества как самостоятельного раздела философии находится всё ещё в сравнительно отдалённой перспективе. Данная ситуация обусловлена целый рядом причин. Во-первых, то обстоятельство, что философские исследования ведутся одновременно По нескольким направлениям, имеет и отрицательный смысл, выражающийся в отсутствии достаточно чёткой стратегии исследования. Во-вторнх, нет определённого единства в истолковании содержания и смысла категории творчества. В-третьих, отсутствуют механизмы їорредярш развития философской теории творчес- тва и конкретно-научных программ.

В такой ..ситуации особо актуальной задачей будет являться построение единой научно-философской картины творческой деятельности при строгом соблюдении норм и критериев научно-исследовательской работы. В качестве ближайшего шага в данном направлении представляется исследование творческого процесса на основании философской концепции практической деятельности.

Цель иссдедования- философский анализ творческого процесса в единстве внешних и внутренних условий и предпосылок его протекания. Содержание данной цели предполагает решение следующих исследовательских задач: '_ - дефиниции категории творчества;

раскрытия структуры творческой деятельности;

выявления роли субъективно-психологических детерминант в структуре факторов творческого процесса;

определения роли социальных детерминант в.структуре факторов -творческого процесса;

-- изучения роли творческого потенциала личности как фактора творческой деятельности.

Методологической и идейной основой даннойраооты является материалистическая диалектика, сё принципы. Особенно,лледует подчеркнуть использование концепции практической деятельности в произведениях К. Маркса в качестве исходного методологического базиса в решении ряда

- 7 -проблем диссертации.. С этой же целью автор обращается к результатам исследований советских философов и психологов.

Результаты исследования, выносимые на защиту. В процессе исследования были получены следующие результаты:

раскрыто содержание категории творчества как формы диалектического развития, осуществляющейся через деятельность человека, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей;

обоснована концепция структуры творческой деятельности как диалектического единства замысла и результата;

выделены основные психологические механизмы творчества и показана роль этих механизмов в структуре детерминации творческого процесса;

-выделены основные механизмы социальной детерминации творческой деятельности;

определена специфика детерминации творческого процесса, выражающаяся в нарастании самодетерминации по мере движения от замысла к результату;

исследована структура творческого потенциала личности, выступающая в качестве основного фактора саыодетертнации творческого процесса.

Научная новизна результатов исследования. Выносимые на защиту положения характеризуются с точки зрения их научно-теоретической новизны следующим образов:

1. Анализ и критическое сопоставление существующих подходов
к определению содержания категории творчества показывают односто
ронность гносеологической /когда творчество рассматривается

лишь как вид отражения/ и онтологической /когда творчество выступает как атрибут материи/-интерпретаций данной категории.'

2. Анализ взаимосвязи компонентного и операционального ас
пектов структуры творческой деятельности приводит к выводу, что
распространённые в отечественной и зарубежной литературе пред
ставления (Пгворчестве как последовательности групп определённых
действий не являются адекватными сущности творческого процесса.
На уровне философского анализа структуру творческой деятельности
следует представлять как диалектическое единство замысла и резуль-

тата.

  1. Распространённое сведение субъективно-психологического фактора творческого процесса к интуиции также не является адекватным сущности творчества. Обобщение результатов психологических исследований даёт основание рассматривать такое сведение как определённое упрощение диалектически сложного и противоречивого творческого процесса, предполагающего действие не только механизма интуиции, но и ряда других механизмов /ассоциативный, обратной связи, "анализа через синтез" и эвристики/.

  2. Исследование социальной детерминации творческой деятельности позволяет зафиксировать наиболее типичные противоречия творчества /между самоценностью творческой деятельности и общественной значимостью её результатов, а также между индивидуальный и коллективным, между социальной организацией творческой деятельности и социально-политической организацией общества/ и способы их разрешения /механизмы переноса новаций, конденсации

и ретрансляции/.

5. Исследование специфики детерминации творчества приводит к представлению о творческом потенциале личности как системе динамических взаимодействий различного рода компонентов /гносеологического, аксиологического и праксиологического/, образуемой на функциональной основе самодетерминации творческого процесса.

Практическая значимость резуль татов исследования. В условиях перестройки преподавания философии и философских дисциплин в -высших и средних специальных учебных заведениях включение в структуру изучаемых курсов специального раздела, посвященного творчеству, является назревшим и необходимым. В данном отношении большинство теоретических положений исследования, выносимых на защиту, монет быть использовано при включении проблематики теории творчества в содержание лекционных курсов и при разработке тематических планов семинарских занятий. Отдельные положения и выводы могут использоваться в лекторско-пропагандистской работе среди населения. Апробация основных положений диссертации. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях на межвузовских научно-теоретических конференциях "Карл Маркс и современность" /Новгород, 1988 г./ и "Новое мышление и пути нравственного развития человека" /Новгород, 1989 г./

- 9 -и в публикациях по теме диссертационной работы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.