Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Темпоральность бытия (философский анализ) Финогентов, Валерий Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Финогентов, Валерий Николаевич. Темпоральность бытия (философский анализ) : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.01.- Екатеринбург, 1992.- 35 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования может быть обоснована рядом аргументов.

Темпоральиоеть бытия /противоречивое единство времени, вечности и мгновенности ' представляет собой сущностную характеристику бытия. Поэтому понять темпоральноеть, значило бы во многом понять бытие, бытие человека в частности. Последняя же задача4стояла, стоит и будет стоять перед человечеством до конца дней его. Человек - наиболее временное /из известных нам/ существо в мире. Он не только временен и конечен, как другие существа, но и осознает, остро перзуивает свою временность її конечность. Временность человека и человечества придает их бытию трагическую окраску. Человек на протяжении вези истории стремится /хотя бы иллюзорно/ преодолеть время, вырваться из его-"плена", прорваться п лоно вечности, остановить "прекрасное мгновенье". Возмоясно ли ото и каковы альтернаторы временному существовали")? Каковы пределы освоения времени человеком? - Думается, что "всегдашняя" актуальность этих вопросов оог.иеш-м не вызывает.

Далее. Интерес к "временному плану" бытия резко возрастает в переломные в истории человечества эпохи. Само наличие таких эпох в истории означает: старый, проверенный опытом поколений тип социальной процессуальное исчерпывает себя; старый, проверенный, знакомил тип социального времени заканчивается; грядет что-то новое, небывалое. Но что? И грядет ли в действительности? В такие эпохи аироко распространяются разговоры о "Конце" /и "Начале"/, разрабатываются различные варианты эсхатологии.

В качестве примера такой переломной опохи достаточно указать на тот леоп-.д, когда совершился переход от традиционной организации общественной отзни к организации, где ведущую рель стали играть ут.е не традиции, а другие 4'С-рмы социального регулирования. Такал эпоха - i{, Яснерс назвал ее "осевым временем" - означала вступление человечества ч собственно истории, означала, применительно к пашой проблематике, созидание нового - необратимого, насыщенного лпшэчой - социального времени. Именно тогда бичи зало-кенн, в час-поити, первые камни в фундамент представлений о времени, ьо многом сохраняющих свое значение до наших дней.

И наша эпоха, являясь переломной в полном смысле этого слова, вновь поставила временное "измерение" бытия в центр внимания. Этому есть много причин. Прежде всего - исчерпание возможностей стихийного развития человечества. Человечество в двадцатом веке стало настолько мощным в технологическом /в частности, в военно-технологическом/ отношении, что оно обязано прогнозировать, просчитывать последствия своей деятельности. Старий тип социальной процессуальностй, стихийное развитие человечества, относительно независимое развитие отдельных сообществ заканчиваются, заканчивается и время, соответствующее такому развитию. Человечество вплотную подошло к "запретной черте", к особой точко своего развития. Что впереди? Или заканчивается уже не определенный этап в развитии человечества, но и история как таковая? Человек вновь поставлен перед "последними", вечными вопросами: зачем жить, как лить? Ноя история Культуры есть, по сути, поиск человечеством ответов на оти вопросы. И, как внясняется, ответы на них однозначно связаны с выработанными различными культурами представлениями о соотношении временного и вечного в человеке. Опыт истории показывает, что человечество в принципе способно проводить через "критические точки" своего развития и отыскивать новые способы о-смы-сления жизни и неразрывно связанные с ними способы "примирения" со временем. Поэтому есть надежда па то, что человечество все же вступит в новый этап своего развития. Можно предположить, что это будет этап развития, направляемого человеческим разумом и нравственностью. Это означало бы также и становление нового времени человечества: времени, в определенных - важных для существования общества - отношениях освоенного человеком.

Интерес к темпоральносги бытия "подогревается" и нынешним этелом научного познания, обнаружением развития на всех известных сегодня "эта-ках" мироздания. Действительно, наряду с традиционно историческими сферами научного познания - социальными и гуманитарными науками, наряду с достаточно давно уже вставшими на путь исторического подхода к своим предметам - геологией и биологией, - историзм все громче заявляет о себе в физических и химических науках. Космология, синергетика, физика нелинейных процессов, физика "детерминированного хаоса" - оти слитые воедино отрасли (|и-

зической науки - буквально потрясли грандиозное здание физики, вившей до недавних пор, по сути, вневременной. Происходит, подчеркивает И. Пригожин, концептуальная революция: наука вноеь открывает для себя время.'

Естественно, что филосория не может о'нть равнодушной к этой гигантской проблеме, проблеме понимания и освоения времени и других темпоральных характеристик бытия.

Степень разработанности' проблемы. Двадцатый век ужо дал выдающиеся образцы философского исследования темпоральное бытия. Достаточно назвать"здесь хотя бы имена А. Бергсона, Н.А. Бердяева, И. И. Вернадского, Э. Гуссерля, А.Н. .Уайтхеда, М. Хайдеггера, чьи книги содержат глубокие и оригинальные концепции вреыени. Их ра.бо-№м, а такте общим социокультурным контекстом впохи било инициировано огромное число сочинений, посвященных различным аспектам проблематики темпоральности бытия. Тан, множество работ, направленных на осмысление временного "измерения'' бытия, было вызвано жизни достижениями и проблемами естественных наук /си. книги и статьи Л,С. Абасова, Р.А. Аронооа, М.Д. Ахундова, B.C. Барашешговг, Д.И. Блохинцева, А.А. Гриба, А, Гршбаума, П.С. Дцилевого, А.А. Егорова, В.И. Жога, В.А. Канне, А.С. Кармина, В.Г. Кузнецова, А.П. Левича, Ю.Б. Молчанова, A.M. їіауршш, СВ. Нейена, A.M. Мостепдяєн-ко, Г.И, Наана, И. Пригожина, Г. Рейхенбаха, Ди. Фрезера, С. Хо?:>т-га, А.Д. Черница, З.М. Чудинова и др./. Известны историно-наупн.-с и историко-философские обсукдєішя различных истолкований яра: ;гч /см. работы Р. Айолера, й.д. Ахундова, 0. Ьрауэра, П.П. Глк.т^ .о, В. Рента, Л.И. Косаревой, А.ш. Лосева, В.П. Молчанова, Ю.Б. ї:лігнінова,- С. Самбурского, ts.li. УколазсЯ/, а также книги, а которгк рассматриваются общофилосо^екнз моменты проблемы времени и процессу-альности бытия /Н.Э. Аскинй, И. -Волькельта, A.M. Жарова, В.А, Г&З-далова, В.А. Канке, В.И. Кашперского, S. Кюммеля, И.Я. лойфыана, Ь.В. Орлова, М.А. Парнюна, Д.В. Пивоварова, В.И. ТЬіо'....иіотл, и.П. Свидерского, В.П. итаднина, Г.Г. Сучковой, Н.Н. ТруГлинова, II. Гир-тмана, В.И. Ярской/. В последние десятилетия активно отала разрабатываться проблематика социального и исторического времени, .'* та.'.-.? г проблематика вреыени в социокультурном контексте /си. работы S. Ариеса, н.А. Артемова, М.А. Варга, 1». Броделя, 0. Больнова, Н.П.

Гайданко, А.Н. Гуревича, О.Н. Ежова, Г. К. Зборовского, f,!.(J. Кага-на, В.А. Каике, И.О. Клочкова, Л.Н. Когана, Н.Н. Листанной, А.Ф. Лосева, А.Н. Лоя, Е.М. Мелетинского, Г.П. Орлова, А.И. Осипова, В.0. Поликарпова, U.K. Серова, Г.Г. Сучковой, М. Элладе, В.П. Яковлева, В.Н. Нрокой/.

Обзор философской и специальнонаучной литературы, посвященной анализу темпоральности бытия, показывает тим не милое, что она, несмотря на свое обилие и разнообразие, имеет существенный пробел. Имеется в виду превде всего то обстоятельство, что из всей темпоральной триады /времени, вечности, мгновенности/ абсолютно преобладающее внимание в этой литературе уделяется именно времени: анализируются различные-понимания времени, его свойства, его взаимоотношения с движением, взаимодействием, пространством и т.д.; рассматриваются различные модификации времени /время биологическое, время социальное, время психологическое и т.д./; обсуждаются средства теоретического и практического освоения времени. Не вызывает сомнении важность категории времени и только что указанной проблематики. Есть и объективные основания такого преимущественного внимания именно ко времени. - Ьреыя как бы "покрывает" собой вечность и мгновенность, оставляя их в тени. Определенная роль в формировании такого положеьия дел в обсуждении темпоральной проблематики принадлежит специальным наукам и топ же физике в частности, в котрой эта проблематика сводилась во многом к измерению времени. Такой "крен" философии ко времени, отвлечзііие ее от анализа других важнеШних темпоральных характеристик бытия - вечности и мгновенности - привел к тому, что последние, а вместе с ними и некоторые >аднейи.не мнро-воззреччоские блоки темпоральной проблематики в целом, отошли Б "зону влияния" религии и искусства. Me следует, конечно, отнимать 'у религии и искусства эту проблематику /взаимоотношения временного и вечного-мгновенного в бытии человека и в бытии вообще/, но философия может и должна иметь свой взгляд на эту проблематику.

Надо сказать, что философия имеет многовековую традицию обсуждения указанного круга вопросов. Эта традиция заявляет о себе уже в античной философии, а затем продолжается христианскими философами. Но постепенно /уже в Новое время/ эта традиция единого рассмотрения временного, вечного и мгновенного утрачивается и прослеживается лишь в проделал религиозной философии и искусства. Думается,

- б -

что восстановление традиции целостного рассмотрения темпоральнос-тп бытия, фундирование отого рассмотрения не только материалами, накопленными в рамках мифологии, богословия, философии, но и достижениями современной науки, позволит более систематично и глубоко анализировать как проблематику темпоральности бития в целом, так и проблему времени в частности.

іість пробелы и в рассмотрении проблемы времени в узком /собственном/ смысле, К таким пробелам относится, в частности, .недостаточное внимание исследователей к анализу такого времени, кал время развития; слабо изучены темпоральные характеристики свободно;} деятельности человека; по сути, белым пятном является многоуровневая темпоральность духа.

Цель и задачи исследования.. Целью диссертационного исследования является построение единой модели темпоральности бытия и проведение на ее основе философского анализа темпоральности природного, социального и духовного бнтия.

Поставленная цель позволяет конкретно сформулировать основные задачи исследования, ини таковы:

раскрыть содержание понятия "темпоральность бьттия" и наметить предварительные контуры картины тешоральности неисчерпаемого бытия;

виявить основные модели темпоральности бнтия, предложенные мыслителями прошлого; синтезируя эти частичные, абстрактные /односторонние/ модели, получить единую /синтетическую/ модель тешоральности неисчерпаемого бытия;

сквозь призму построенной синтетической модели рассмотреть представления о тешоральности бытия, фигурирующие в естественных науках, показать, что наиболее распространены здесь модели, представляющие обратимое время-длительность; выявить и обсудить формирующиеся в рамках физических, геологических, биологических наук варианты моделел, фиксирующих некоторые черты необратимого, многофор-менного врзмстш-творчества;

рассмотреть на основе синтетической модели проблематику тешоральности социального бытия: специфику и основатая выделения различных форм социального времени, особетост отношения человека п времени на разных этапах общественного развития, своеобразие темпоральных характеристик свободной деятельности человека;

- представить в свете единой модели проблематику темпоральности человеческого духа: соотношение времени и духа, различные уровни темпоральности духа.

Методология и источники исслздования. ибщей методологией диссертационного исследования выступает материалистическая диалектика как логика и теория познания связи, движения и развития реального мира. Особое значение имеет принцип единства исторического и логического, применяемый в диссертации, источники исследования весьма разнообразны. Это - философские исследования темпоральности бытия, принадлежало авторам, работавши и работающим в русле различных школ и направлении. Это - специальнонаучные исследования, посвященные временной проблематике. Это - сочинения этнографов, историков культуры, рсигиоведов, богословов, так или иначе касающиеся темпоральной проблематики.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке единой /универсальной, синтетической/ модели темпоральности неисчерпаемого бытия. В этой модели выделяются три уровня /аспекта, ипостаси/ бытия: бытие бесконечного как такового; бытие конечного как такового; бытие конечного, фундированного бесконечным. Каждому уровню бытия соответствует свой, качественно своеобразный тип /уровень/ процессуальности, а именно: хаотическая про-цессуалыюсть, слитая с абсолютным покоем бесконечного как такового; функционирование /нетворческая процессуальность/ конечного как такового; развитие /творческая процессуальность/ конечного, фундированного бесконечным. Хаос-абсолютный покой мгновенен и вечен; функционирование характеризуется однородным и обратимым временем-длительностью; развчгие - необратимым и многоформенным временем /"временем-творчеством"/.' Реальное бытие.моделируется единством этих трех уровней; реальная .процессуальность - единством хаотической процессуальности, абсолютного покоя, функционирования и развития; реальная темпоральность представляется единством вечности, мгновенности, времени-длительности и времени-творчества.

На защиту выносятся следующие основные положения: І/ Неисчерпаемое бытие вечно, мгновенно, временно. .Вечность неисчерпаемого бытия означает, что оно абсолютно самотовдественно, то есть не упрощается и не усложняется, всегда актуально бесконечно, всегда есть. Мгновенность неисчерпаемого бытия означает, что оно

абсолютно несамотондественно, то есть всегда иное, не может себя повторить, не может исчерпать себя, на может приравняться к себе. Обремененность неисчерлазмого бытия означает, что оно всегда реализуется в виде многообразно оформленных, а слецовательно, самз-товдественно-несаштождественных систем, а наторши и о вяз єни многообразные времена, характеризующие меру организованной изменчивости систем*

2/ 'І'емпоральность бытия трехуровнвва. Первый ее уровень образуется противоречивым единством вечности-мгновенности, Ьгорои ее уровень составляет однородное, обратимое вргмя-длительность. Третий уро-вень ее выстраивается многоформенным л необратимым временем-творчеством.

З/ Гешоральность бытия шагоформенна. Эормы текпоральности /времени/ выделяются в соответствии с расчленением процессуальности бытия на качественно своеобразные формц. Формы процессуально оті: связываются с формами "памяти" /преемственности, связности/ про-цессуальности. а работе описываются: формы времени, связанные с процессуальностью, которой свойственна память в виде законов, исключенных из процессуальное; формы времени, связанные с генетической памятью, свойственной всем живил организмам; формы времени, связанные с "психическими" и социальными формами памяти. 4/ Классическая и релятивистская физика /исключая термодинам; >::;,< ... статистическую физику/ описывают обратимее время ф.уикциопнроьй.:?;;;, времягдлительнссть; термодинамика, статистическая (физика, леї^о-вая физика, синергетика /нелинейная физика, физика детерминировав-ного хаоса/, современная космология дают описание некоторік черт необратимого времени-творчества, времени развития.

Геология и биология дают описания специфических и обратимте времен функционирования, времен-длительностей, а также некоторых сторон специфических необратимых времен развития. 5/ Социальное время многоформенно. Его формы выделяйся по главным формам регулирования социальной процессуальности /по главным фіормам социальной памяти/. D качестве форм регулирования социальной процессуальности выступают традиции, насилие, рынок, разум. Традиционное общество реализует обратимое циклическое социальное время. Общества, в которых в качестве регуляторов социальной .-л;:;-

ни преобладают насилие, рынок, разум, характеризуются различными формами необратимого социального времени-творчества. Реальное социальное время представляет собой противоречивое единство указанных форы времени.

Общества, реализующие те или иные формы социального времени, формируют соответствующие типы отношения ко времени /в духе шфа о "вечном возвращении", волюнтаристское, меркантильное, разумное/, а тшие соответствующие темпоральные'концепции. 6/ Свободная деятельность человека характеризуется специфическим вреызнем-творчзстЕом, важным компонентом которого является время духа, подвластное в определенной мере самости человека.

Тедаоральность' духа многообразна. Она, как и темпоральность бытия вообще, имеет три уровня; вечность-мгновенность, время-длительность, вреыя-творчаство. Первый уровень связан с процзесуаль-ностыо бессознательного в духовной жизни индивида :i общества. Второй уровень связал, в частности, с рассудочной деятельность» сознания человека. Третий уровень коррелирует, в частности, с разумной деятельностью сознания человека, ііюгообразная овременаннооть человеческого духа позволяет /в исторически определенных пределах/ осваивать многообразную темлоральносгь неисчерпаемого бытия.

Структура и объем диссертации. Диссертация включает в себя введение, три части /восемь глав, девятнадцать параграфов/, заключение /объем текста - 354стршици/, список литература / 421 наименований/.

Апробация работы. Основные полоиенип диссертации докладам- . лись автором на Международном семинаре в Ленинграде /С.-Петербурге/: "Антропний принцип в структуре научной картины мира: история и современность" /І98У/; "Проблема времени в космологии: история и современность" /1990/; "Проблема первоначала мира в науке и теологии" /1991/; на Всесоюзных, всероссийских и региональных конференциях, в том числе: "Особенности современной естественнонаучной картини мира" /ибшшск, 1980/; "Учение В. И. Вернадского о ноосфере и глобальные проблемы современности" /Москва, 1968/; "Русский космизм и ноосфера" /Москва, 1989/; "диалоктико-матерпаяистичес-кая концепция самодвижения и современность" /Пермь, 1969/; "диалектика и культура" /Пермь, Г.)91/; "Пространство и время в науч-

[{ой картино мира" /Уфа, 1991/; "Картина міра как феномен культуры" /Уфа, 1992/; на междисциплинарной семинаре Московского государственного университета по изучению времени /ІР9І/; на заседании кафедры философии Башкирского государственного университета /1990, І9УІ/; на секции философии Галльского университета /1989/f на семинаре докторантов при Уральском государственном университете /19«В, 1990, 1991/. Диссертация обсуждалась на кафедре философии Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при Уральском государственном университете и была рекомендована к защите.