Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансцендентальная природа музыки : онтологический и гносеологический аспекты Яруллин Вильдан Халидарович

Трансцендентальная природа музыки : онтологический и гносеологический аспекты
<
Трансцендентальная природа музыки : онтологический и гносеологический аспекты Трансцендентальная природа музыки : онтологический и гносеологический аспекты Трансцендентальная природа музыки : онтологический и гносеологический аспекты Трансцендентальная природа музыки : онтологический и гносеологический аспекты Трансцендентальная природа музыки : онтологический и гносеологический аспекты
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яруллин Вильдан Халидарович. Трансцендентальная природа музыки : онтологический и гносеологический аспекты : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Яруллин Вильдан Халидарович; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2007.- 137 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/617

Введение к работе

Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена целым рядом обстоятельств

1 Музыка была и остается особым видом познания мира, способом
стремления к мудрости, она выступает как напоминание о красоте,
бесконечно превосходящей ту, которой служит примитивный
человеческий рассудок

Музыка провозглашает безотносительную ценность человеческой личности независимо от расовой, национальной и сословной принадлежности Музыка порождает такой смысл, который заключается не в том, чтобы без конца удовлетворять свои эмпирические желания, а в том, чтобы иметь их, раскрывать свои потенции, и притом по возможности разносторонним образом

Необходимо заметить, что музыкальная способность в целом прямо и непосредственно связана с разумом - «законодателем нравственности» (И ІСант) При этом музыкальный идеал не раз в ходе истории перерастал в общественный чувство гармонии требует гармонии социальной

В условиях глобализации, идущей в современном мире, когда людям открылся доступ к культуре с её богатым творческим потенциалом, новая культура, распространяемая в связи с экспансией глобальных рынков, вызывает чувство духовной обеспокоенности, а великая музыка как раз пробуждает обеспокоенность нравственными проблемами, что сегодня очень важно

2 Актуальность философского осмысления музыки вырастает из
осознания того обстоятельства, что истинное искусство приближает нас к
пониманию трансцендентального Анализ такого искусства обусловлен
потребностью изучения феноменального и ноуменального измерений
музыки Музыка прокладывает своеобразный «мост» между
эмпирическим бытием человека и ноуменальным, трансцендентальным
(духовным) миром

Магическое воздействие музыки и звука на людей привлекало к себе внимание человека с глубокой древности В историческом плане феномен музыки всегда был тесно связан с мировоззренческими представлениями человека Музыкально-гносеологическая и музыкально-онтологическая

деятельность человека обусловлена его глубинной внутренней потребностью познания мира, самого себя, своего смысла и места в мире

В жизни человек стремится, как правило, обрести «точку опоры» в виде закона гармонии, объясняющего целесообразность переживаемы к им внешних и внутренних состояний

З В социуме музыка реализует общемировоззренческую, гносеологическую, нравственно-воспитательную и иные функции Нарастание многообразия феноменов информационного общества глубоко изменяет природу музыки, расширяя её возможности в синтезировании культурных, нравственных и социальных ценностей

Музыка позволяет человеку вступить в жизненно важный контакт с труднодоступными уровнями бытия человека Она указывает на нечто «впереди» себя, но то, на что она указывает, неотделимо от звучания

Необходимо также заметить, что человек одухотворенной и совершенной души всегда стремился к возвышенному, гармоничному и подлинно мелодичному Однако лишь та душа, которая живет в гармонии с космическим миропорядком, способна «улавливать» ритмы Вселенной, а также созерцать сущность вещей земного плана

Музыка, как то, что несет красоту в земной мир, есть своеобрашое соприкосновение идеального и реального, эмпирического и трансцендентального, природы и духа, а это позволяет глубже осознать пути утверждения общественной духовности и нравственности

Степень разработанности проблемы Музыка является предметом исследования различных областей знания Дух музыки составлял предмет анализа в трудах Конфуция, Платона, Аристотеля В сочинениях неоплатоников, особенно Прокла, развивается та мысль, что существенная сторона музыки, как гармонически-ритмическая, выступает как «подражание», те в связи с политикой идеального государства Всякий политик, если он рассуждает об искусстве, должен иметь художественное, музыкальное образование Основной же проблемой выступает проблема красоты, которая относится к душе в целом

Первая ступень музыки, согласно Проклу, состоит в том, чтобы отыскать прекрасную гармонию не в мире, а в жизни, в которой слова философа «созвучны с делами» Вторая ступень «музыки» - это вдохновение музами Музыкант, как и поэт, только тем и отличается от законодателя, что он изображает реальные примеры добродетели, а законодатель издает для добродетели «общие законы»

Третья ступень «музыкального духа» не находится в состоянии «неистовства» (как в суфизме) и не вдохновляется музами Музыкант есть тот человек, который умеет отыскивать красоту во всех вещах, уподобляясь платоновскому эросу

Четвертая ступень выступает лишь уточнением третьей «Здесь не только поддерживается политическое значение музыки, но, в частности, говориіся о гармонии и ритме»

Для философа Запада музыка - один из важнейших способов познания мира и нравственно-духовного становления человека В анализ проблем генезиса идеи гармонии значительный вклад в мировую философию внесли Пифагор, Платон, Аристотель, И Кант, Ф В Й Шеллинг, Г В Ф Гегель

Проблема генезиса гармонии как универсальной основы музыкальных связей во взаимосвязи с другими системами знания исследовалась Гераклитом Эфесским, Платоном, Диогеном Лаэртским

По мнению Аристотеля, творения природы осуществляются с необходимостью, а творения человека (музыканта, художника) могут быть а могут и не быть Аристотель приходит к выводу о совершенной оригинальности, неповторимости произведений искусства Если музыкант умирает, никто не в состоянии привести его замысел в исполнение (например, исполнительское творчество Н Паганини) Аристотель полагает, что всё, что основано на инстинкте, искусством не является Искусство основано на правилах Оно не противостоит природе, творя, созидая, оно открывает истину Искусство включает человека в космический универсум Цель музыки и поэзии - помощь в достижении высшей цели человека - счастья Великая музыка созидает желанный обра;, жизни, включая как удовольствие, так и эстетический контроль над ним (в этом состоит смысл катарсического очищения)

Познание онтологических и гносеологических аспектов музыкального искусства мы обнаруживаем в сочинениях современных отечественных философов А В Лукьянова, А Ф Лосева, Е Г Яковлева Последний анализирует проблему онтологической рефлексии в эстетическом исследовании В целом же он обращается к исследованию эстетического сознания, искусства и религии

Духовный мир человека, сущность ценностных ориентации и главнейшая среди них - ориентация на красоту - исследовались нами с

привлечением трудов С Ф Анисимова, Л.П Буевой, У С Вильданова, Б.С Галимова, А Я Канапацкого, В М Межуева, В С Казиева

К философскому анализу музыки обращались многие исследователи, причём как зарубежные, так и наши отечественные Музыку как «предмет логики» изучал А Ф Лосев, определивший сущность ее как «становление» Однако связь музыки с высшими целями человеческой жизни исследована в трудах В С Соловьева Музыку как вид бытия исследует Д Бахтизина, Л Загитова, В В Селиванов Музыку неоднократно исследовали в её соотношении с иными видами искусства Проблему соотношения музыки и пластики поставил и проанализировал О Шпенглер

При этом автор, разумеется, учитывал творческий потенциал музыки, присутствующий в трудах И Канта, И Г Фихте, Ф В Й Шеллинга, Г В Ф Гегеля, философов XX века - В Дильтея, К Ясперса

Неоценимую помощь в исследовании феномена музыки, ее «духа» диссертанту оказали труды П В Алексеева, В У Бабушкина, В Д Губина, А В Гулыги, Т Ф Кузнецовой, В А Лекторского, М К Мамардашвили, Д А Нуриева, П В Симонова, Р Б Сабекии, Н А Сурковой (Шергенг)

Музыка, как проявление идеи «трансцендентального субъекта», изучается А В Лукьяновым Однако все ещё остаются недостаточно, по мнению диссертанта, изученными «трансцендентальная» природа музыки, вопросы, связанные с исследованием «духа» музыкального произведения, с тем, как этот «дух» осуществляет специфическую, творческую «власть» над социокультурным бытием Наконец, достаточно непроясненным остаётся само понимание музыкальной культуры как творческой потенции, придающей смысл духовной, нравственной деятельности

Объектом диссертационного исследования выступает музыка в ее действительности и потенциальности

Предмет исследования - трансцендентальная природа музыки и возникающие в связи с этим онтологические и гносеологические проблемы

Цель диссертации заключается в исследовании проблемного поля обоснования существования трансцендентальной природы музыки

Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач, в которых прежде всего прослежены традиции онтологического и гносеологического осмысления духа музыки, а также выявлен трансцендентальный аспект музыки

раскрыть методологическое и мировоззренческое значение музыки как сферы духовного творчества,

на базе анализа трудов немецких классиков выявить трансцендентальную компоненту музыки и исследовать ее отношение к принципу «эстетической незаинтересованности»,

» раскрыть содержательную сторону музыки как

«трансцендентального субъекта», который как бы «владеет» социокультурным бытием,

исследовать музыкальную культуру как творческую потенцию,
придающую смысл духовной и нравственной деятельности
общественного субъекта

Методологической основой диссертации выступает та идея, что в высоком искусстве, достигшем трансцендентального смысла, имеется нечіо, выходящее за границы духовного, которое «отягощено» материальностью Глубинный сущностный смысл музыки обнаруживается в её потенциальности, с которой связано становление новых художественных форм

Автор отталкивается в своем исследовании от принципа историзма, от принципа «всесторонности рассмотрения», от методов анализа и синтеза, учитывает труды выдающихся мыслителей Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции, представителей немецкой классической философии, сочинения выдающихся отечественных и зарубежных философов

Научная новизна диссертации определяется той идеей, что трансцендентальная природа музыки проявляется в превосхождении различных форм духовной выразительности, но в то же время музыка органично связывает духовный и материальный миры Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту

обосновано, что музыка, представляя собой квинтэссенцию фундаментальных духовных ценностей бытия, способствует усилиям человека для достижения блага и красоты Музыка, тем самым, облегчает доступ и к справедливому, и к прекрасному,

обнаружено, что музыка, выступая способом познания мира и человека, фокусирует в себе целый «спектр» смыслов, один из которых состоит в следующем трансцендентальный смысл

музыки заключается не в том, что она помогает нам удовлетворять свои желания, а в том, чтобы потенциализировать их В данном отношении музыка есть источник жизнеспособности человека и осуществления его творческих потенций,

выявлено, что трансцендентальная природа музыки обнаруживает себя в удаленности предмета познавательной деятельности от эмпирических чувств, в результате этого музыка помогает избегнуть состояния пресыщения как следствия удовлетворения животных потребностей,

обнаружен факт «запаздывания» экзистенции музыки по отношению к ее сущности Экзистенция раскрывается много позднее и заключает в себе множество смыслов,

обоснован тезис о том, что музыка есть проявление принципа «эстетической незаинтересованности» Эта «незаинтересованность» именно в музыкальной игре, как свободной и добровольной активности, предельно выражает себя и противостоит эмпирическому, утилитарному отношению к реальности.

обоснована та мысль, что человек настолько духовен, насколько он может противостоять своему страданию, насколько он способен сочувствовать страданию другого В данном отношении музыка, как сила бытия в социокультурном бытии, воспитывает стойкость характера, а тем самым выступает как «духовная жизнь» или личностно-надличностная реальность, обладающая способностью к самоопределению

Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в исследовании трансцендентальной компоненты музыки, что связано с выявлением новых источников духовного и культурного развития Смелое предприятие Фихте - освободить человечество посредством моральной воли - является рискованным «Мост», пролегающий между трансцендентальным и эмпирическим миром, не является «мостом» в привычном смысле данного слова Это - «мост» музыки, поэтического творчества, представляющий собой продукт высшего искусства, продукт реализации высших духовных потенций

Выводы и положения диссертации могут быть использованы в качестве онтологических и гносеологических оснований дальнейшего

философского осмысления таких феноменов, как «музыка», «гармония», «ритм» в тесном контексте бытия человека

Практическое значение диссертации заключается в том, что представленные в ней материалы найдут свое применение в рамках разработки базового курса философии, а также в процессе создания соответствующих спецкурсов по онтологии и теории познания Материалы диссертации могут быть использованы не только в чисто культурно-просветительских целях, но и в плане личного самосовершенствования

Апробация диссертации Основные положения исследования обсуждались на региональной научно-практической конференции «Философская мысль и философское образование в Республике Башкортостан история и современность» (Уфа, декабрь 2006 г), на Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ЮНЕСКО (Уфа, ноябрь 2006 г) Результаты диссертации обсуждались на заседании кафедры истории философии и науки Башкирского государственного университета

Основные идеи и положения диссертации, ее Концептуальный замысел изложены автором в двух монографиях, в целом ряде материалов, опубликованных в философских сборниках научных трудов

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования Диссертация состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения и списка литературы, включающего в себя 238 наименований Общий объём диссертации составляет 136 страниц

Похожие диссертации на Трансцендентальная природа музыки : онтологический и гносеологический аспекты