Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансцендирование как системообразующий элемент духовной деятельности Аминова Альмира Рафаиловна

Трансцендирование как системообразующий элемент духовной деятельности
<
Трансцендирование как системообразующий элемент духовной деятельности Трансцендирование как системообразующий элемент духовной деятельности Трансцендирование как системообразующий элемент духовной деятельности Трансцендирование как системообразующий элемент духовной деятельности Трансцендирование как системообразующий элемент духовной деятельности Трансцендирование как системообразующий элемент духовной деятельности Трансцендирование как системообразующий элемент духовной деятельности Трансцендирование как системообразующий элемент духовной деятельности Трансцендирование как системообразующий элемент духовной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аминова Альмира Рафаиловна. Трансцендирование как системообразующий элемент духовной деятельности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01. - Уфа, 2006. - 140 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

1 Трансцендирование как неотъемлемая характеристика духовно- практической и духовно-теоретической деятельности 13

1.1. Духовная деятельность как философское понятие 13

1.2, Трансцендирование как способ осуществления духовной деятельности 27

2- Онтологический подход в понимании трансцендирования 47

2.1. Трансцендирование как понятие 47

2.2- Субъективный дух как субъект трансцендирования 67

3. Гносеологический подход к трансцендированию 80

3.1. Трансцендирование как акт самопознания личности 80

3.2.Трансцендирование в творчестве и познании мира.

3.3.Трансцендирование как диалог 96

Заключение 117

Список литературы 121

Введение к работе

В каждой культуре есть две противоположные тенденции: стремление к стабильности, воспроизводству традиционных форм жизнедеятельности и поиск новых смыслов и ценностей. Эти тенденции имеют в своей основе определенные типы мироотношения, некие экзистенциальные проекты, скрытые предпосылки которых необходимо прояснить,

В первой тенденции проявляется стремление к постоянству и накоплению благ, забота о стабильном существовании и преемственность традиций. А во второй - выход за пределы наличного бытия, открытостьнавстречу неизвестному, творческий поиск новых ценностей. Данный феномен принято называть трансцендированием.

Трансцендирование не относится к понятиям, имеющим закрепленный категориальный статус. Мы хотим подчеркнуть, что и в европейской и в отечественной философии неоднозначно понимание трансцендирования (что, в общем-то понятно, так как данный термин базируется на понимании трансцендентного в целом). Под этим термином понимают и творческое состояние, и прорыв в ноуменальную сферу, в сверхчувственное, и к высшим ценностям, и слияние с высшими духовными силами, с Абсолютом,

Философия открывает новые грани трансцендентного, которые не могут быть адекватно опознаны в ином, например, религиозно-мистическом опыте. Меняется сам способ философствования. Онтология трансцендирования дает ключ к рациональности, способной выйти за рамки замкнутого круга логической себетождествениости и осуществить творческую новизну, недоступную чисто логической мысли.

Одним из направлений такой работы является выявление и усмотрение в трансцендировании его онтологически сущностных оснований, механизма, предпосылок, которые лежат в основе трансцендирования, а изучение содержания, видов, направленности

1 см.: Жаров С,Н. Трансцендентное в онтологических структурах научной теории // Наука: возможности и границы/Отв. ред. Е.А. Мамчур, - М.: Наука, 2003,- С. 136-137.

4 трансцендирования раскроет гносеологический аспект рассматриваемого процесса.

В целом, актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена целым рядом обстоятельств.

L Истоком философии является интуиция о существовании духовного измерения жизни и в этом измерении преодолеваются ограничения человеческой природы, которая признается как несовершенная, конечная и неполная. Процесс перехода в эту духовную жизнь совершается в действии, получившем название трансцендирования. Человек, существуя в мире, выходит за пределы естественно складывающихся обстоятельств и своих природных свойств. Человек, трансцендируя за пределы возможного опыта, обращается к трансцендентному, потребность в котором является и гносеологической и экзистенциальной. Человек хочет иметь уверенность в осмысленности и устойчивости мироздания, а вместе с ними обрести и надежду на духовное бессмертие.

2, Изучение трансцендирования как элемента духовной деятельности формирует условия прояснения философско-онтологического статуса человека, который постоянно «становится» в усилии выйти за границы своего эмпирического существования и даёт возможность осуществиться тому, что родилось для жизни, но требует ещё реализации.

3- Трансцендирование представляет собой форму существования личностного смысла в познании, регенерирует функцию когнитивного акта, направленную на воссоздание смысла в познавательном процессе. Это становится возможным, поскольку личность осуществляет выход за пределы наличного бытия, остается открытой навстречу неизвестному, занимается творческим поиском новых ценностей.

4, Актуальность диссертации определяется и новыми требованиями к научно-исследовательской деятельности, в которой сам субъект становится многоуровневым и структурированным- На основании этого «нетрудно придти к предположению, что невидимая лестница субъектов завершается

5 Субъектом, обладающим способностью вести наполненные сверхсмьтслом диалоги со всеми остальными субъектами».2 Осуществление процессов «самополагания» . и «самоограничения» (последний момент очень важен особенно при выборе теорий) невозможно без трансиендирования. которое следует трактовать не в мистико-религиозном плане и не в плане тех понятий, которые «перехватывают за опыт»3, а как интеллектуальное действие, направленное на поиск новых ценностей.

5, Анализ явления трансцендирования не только позволяет погрузиться в сущность духовной деятельности, которая, по мнению автора, не сводится ни к религиозности, ни к иным типам духовной активности, а представляет собой целостный акт, но и выявить определенные механизмы её развертывания.

И, наконец, актуальность избранной автором темы определяется мировоззренческими поисками современности. В этом плане необходимо отметить, что наша эпоха занята поиском такого творческого принципа, отталкиваясь от которого можно было бы существенным образом «раздвинуть» её границы/ В качестве такого принципа, по мнению диссертанта, выступает «трансцендирование» как системообразующий элемент духовной деятельности, который является более в содержательном плане богатым, чем понятие «трансцендентное».

Степень разработанности проблемы.

Задачи, решаемые в диссертации, потребовали обращения к работам как зарубежных, так и отечественных философов, как классиков, так и современников. Исследования по данной теме позволяют выделить несколько направлений использования понятия «трансцендирование», и соответственно, решения проблемы «трансцендировния» как

2 См.: Кудряшев А.Ф. Деятельность, основание, мировоззрение // Мировоззренческие основания
человеческой деятельности на рубеже XXI века: материалы научно-практической конференции / Изд-е
Башкирск. Ун-та, - Уфа, 1997, - С/7.

3 См.: Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки: Пер. с
нем. В,С. Соловьева, -М.: Издательская группа «Прогресс» -«VIA», 1993.-СЛ9І.

4 См.: Пушкарева М.А. Идея свободы в её трансцендентально-системном представлении.- Авт-тдисс.... д-
ра филос. наук, - Уфа, 2005- - С.4.

системообразующего элемента духовной деятельности.

В рамках классической немецкой философии (И. Кант, ИХ. Фихте, Ф.В.И. Шеллинг), трансцендирование рассматривалось в контексте познания окружающего мира; трансцендирование - как «выход за пределы», некий мыслительный акт — действие ментального характера, преодолевающее повседневное восприятие жизни. В кантовском понимании трансцендеиция -это переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, лежащую по ту сторону её. При этом Кант обращает внимание на тот момент, что основоположения, применение которых удерживается в границах возможного опыта, следует называть имманентными, или трансцендентальными, а те основоположения, которые должны переходить за данные границы, называются трансцендентными.

У М Экхарта, И,Г, Фихте, Г.В.Ф. Гегеля трансцендирование приобретает некоторые черты диалога, так как трансцендирование, в первую очередь, - это взаимодействие с нравственным Абсолютом, Н. Гартман развивает мысль о необходимой трансценденции, обусловленной, в частности, дуализмом познавательного акта: «В познании всегда противостоят друг другу познанное и познаваемое. Противоположенность между ними не может быть снята и имеет характер обоюдной изначальной разделенности или трансценденции.»5

В экзистенциальной философии трансцендирование приобретает качественно иное осмысление. Согласно М Хайдеггеру трансцендеиция есть вызванный метафизическим страхом переход от несобственного человеческого существования к полноценному духовному бытию, экзистенции, но она - не выход из трагической безысходности самого человеческого существования, из «заброшенности». Благодаря трансценденции человек выступает как субъект истории и, в частности, как носитель традиции.6 По мнению Ж, - R Сартра, человек трансцендентеп,

CM.:HartmarmN. Gnmdzuge ciner Metaphysik der Erkemitnis, 1921.

См-; Зотов А,Ф. Современная западная философия. - М.: Высшая школа, 200L -С.467.

7 поскольку он выходит за границы любого возможного опыта, который им может быть приобретен. Однако человек является и трансценденцией, ибо обладает способностью к трансценденции: человек трансцендирует любую вещь, как только превращает её в «свой» предмет, делает её предметом своего дискурса/

В собственном смысле трансценденция фигурирует также в христианском экзистенциализме, а также в философии К, Ясперса, который исходит из требования, чтобы личность «своей неустанной деятельностью возвышала настоящее до масштаба трансценденции». Ведь благодаря переходу от «чистого» бытия мира к «самобытию», настоящее становится свободным, К. Ясперс в результате останавливается на трех ступенях трансцендирования: 1) ориентация в мире - осознание ограниченности только предметного истолкования, трансцендированне от того, что может мыслиться, к тому, чего мыслить невозможно; 2) прояснение экзистенции (осознание души) - происходящее в результате этого «прояснение» экзистенциального отношения к трансценденции; 3) чтение шифров трансценденции - чтение «шифрованного текста», делающее возможным высшую ступень экзистенциального прояснения,

Трансцендированне и трансценденция рассматриваются также з отечественной философии, особенно в трудах НА. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б Л. Вышеславцева, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Б.В. Яковенко. Так, Н,А. Бердяев полагает, что иллюзорность связана не с трансцендентным, а с имманентным. Трансцендентное связано с возможностью духовного опыта.9 Трансцендированне - важнейшая основа

для существования человека, как духовного существа. Трансцендированне -

ю это жизнь духа.

Б.ІХ Вышеславцев различает три точки зрения на трансценденцию:

7 См.: Sartre J.P.L * Etre et le Neani. PUR P.233, 268-269.

ftСм.: Ясперс К,Всемирная история философии. Введение.-СПб: Наука, 2000.-С. 115, 264,

9 См.: Бердяев НЛ. Царство духа и царство Кесаря. - М.: Республика, 1995, - С.207.

10 См.: Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности / Он же. Философия
свободного духа. - М,: Республика, 1994, -С, 386.

8 точку зрения, отрицающую возможность выхода за пределы "видимого мира"; точку зрения, признающую возможность как выхода за пределы бытия, так и восхождения к Абсолютному. Кроме того, Б.П Вышеславцев развивает мысль о трансцендентности самости,1 1

С.Л. Франком наибольшее внимание уделено трансцендированию в работах «Непостижимое», «Реальность и человек». Выделение С.Л- Франком трансцендирования «во-вне» и трансцендирования «во-внутрь»12 продолжает мысль К. Ясперса выделении в трансцендировании самотрансцендироваиия. Подход С.Л. Франка также сопоставим с пониманием М. Бубера.

М. Бубером такое деление было названо как отношения типа «Я-Ты» и отношения типа «Я-Оно»- В отношениях «Я-Ты» как раз и реализуется трансцендирование как основа этих отношений. Важными для рассматриваемого феномена являются работы М- Бубера «Я и Ты», «Затмение бога», темой которых является особое состояние личности, при котором возможен «диалог».

Понятие «трансцендирования» затрагивается и анализируется в трудах современных отечественных философов - А.Р. Абдуллина, ІО.Ф. Абдрашитова, В.С, Библера, Р.А. Бурханова, У.С. Вильданова, ПЛ. Гайденко, Н.В. Громыко, Н.И. Иконниковой, АЛ. Канапацкого, КН. Королевой, А.Ф. Кудряшева, A3. Лукьянова, MX Мамардашвили, НА Некрасовой,-Д.В. Пивоварова, М.А. Пушкаревой, Р.Ю. Рахматуллина, Ю.М Сердюкова, П.В. Симонова, Я.А. Слинина, О.В. Суворова, В.Г. Федотовой, В.Н, Финогентова, ЗА. Хазиева, Н.А. Шергенг (Сурковой).

Неоценимую методологическую помощь диссертанту оказали труды М.М. Бахтина, Б.С. Галимова, ПС. Гуревича, А.Ф. Зотова, И.Я. Лойфмана, В.А- Лекторского, JLA. Микешиной, Д.А. Нуриева, B.C. Стёпина, С.С. Хоружего, B.C. Хазиева, А.К. Уледова, в которых обозначены место и роль трансцендирования в познании как одного из важнейших вопросов

11 См.; Вышеславцев Б, П. Этика преображённого Эроса. - М.: Республика, 1994. -С.242-243.

12 См.: Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Фрэнк С.Л.
Сочинения.-М.: Правда,'1990. -C.1S3-560,

13 См,: Бубер М. Я и Ты/Он же, Два образа веры,- М.: ООО «Издательство «ACT», 1999.-С. 24-121.

9 современной философии и методологии науки. Выделяется гносеологическая и интерпретационная линии в понимании трансцендирования.

Однако, несмотря на достаточно широкую представленность в
литературе исследований понятий «трансцендентное»,

«трансцендентальное», «трансцендентное переживание»,

«трансцендентальная философия» ощущается потребность анализа «трансцендирования» как системообразующего элемента и характеристики духовной деятельности человека, что и определило объект, предмет, цель и задачи настоящей диссертации.

Объею" исследования — система духовной деятельности и механизмы её развертывания.

Предмет исследования — «трансцендирование» как

системообразующий элемент духовной деятельности, онтологический И:;/ гносеологический аспекты трансцендирования.

Цель и задачи работы. Основная цель данного диссертационного _, исследования - осуществить анализ «трансцендирования» как системообразующего элемента духовной деятельности. Данная цель может быть конкретизирована посредством решения следующих задач:

проанализировать трансцендирование как характерную черту духовной деятельности и тематизировать гносеологическую линию в понимании содержания, роли и границ трансцендирования в истории философии;

выявить теоретико-методологические проблемы генезиса духовной деятельности и на данной основе рассмотреть трансцендирование в качестве неотъемлемой характеристики духовно-практической и духовно-теоретической деятельности;

исследовать трансцендирование как процесс взаимодействия «субъективного» и «абсолютного» духа с последующей содержательной конкретизацией данного процесса как диалога и смыслообразующей основы человеческого существования;

10 обозначить гносеологический подход к трансцендированию и

на этой основе обосновать «трансцендирование» как акт духовного

самопознания личности и как системообразующий элемент творческой

и познавательной деятельности.

Методологической основой диссертации послужили: принцип системности на стадии ее перерастания в целостность, деятельности ый подход к анализу духовных процессов и явлений. Мы исходили из стремления «схватить» трансцендирование посредством диалектических понятий и категорий, а также из идеи представить «трансцендирование» как более в содержательном отношении глубокое понятие, чем понятие «трансцендентного» и «трансцендентального» действия.

В работе используются идеи, позволяющие рассматривать трансцендирование как неотъемлемый и системообразующий ' элемент духовной деятельности.

Источниковедческой основой диссертации выступили положения, разрабатываемые в немецкой философии (М. Экхарт, И, Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф- Гегель), в философии экзистенциализма (М, Хайдеггер, Ж--П. Сартр, К- Лсперс), отечественной философии (ИЛ. Ильин, I-LA. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В, Зеньковский, JI.H. Толстой, С Л. Франк, Б Л Вышеславцев), а так же в философских работах М. Бубера, М.М Бахтина, А. Маслоу, исследования современных философов МК. Мамардашвили, В.А. Лекторского, С.С, Хоружего, М- Элиаде,

Методы исследовании: теоретический анализ и обобщение исследования отечественных и зарубежных авторов по проблемам духовной деятельности и трансцендирования.

Научная новизна исследования заключается в разработке концепции, согласно которой трансцендирование есть системообразующий элемент духовной деятельности, схватывающий её процессуальный, творческий характер. Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту:

обосновано, что духовная деятельность распадается на духовное производство и духовное потребление; причем само духовное не потребляется до конца, а вечно осваивается;

выявлено, что системообразующим элементом духовной деятельности выступает трансцендирование, которое означает, что к одному мышлению — мышлению о предположенном — непосредственно присоединяется другое мышление, выходящее за пределы определенности рассудка и выступающее как нераздельное с первым;

доказано, что процесс трансцендирования основан на взаимодействии субъективного и абсолютного духовного начал;

выявлено, что процесс трансцендирования придаёт системе духовной деятельности творческий характер и тем самым позволяет ей развиваться;

обосновано, что трансцендирование как способ самопознания, означает существование творческой созидающей силы воображения, которая имманентно-трансцендентна, покоится в себе самой и из себя вытекает;

выявлено, что трансцендирование есть переход от логики к интуиции, от рефлексивных форм познания к нерефлексивным; трансцендирование есть процесс объективации иррационального;

доказано, что трансцендирование возможно только в определенных условиях - в условиях диалогичности, коммуникации, предполагающей существование духа предпонимания Иного (Другого)» Принципиальным для возникновения данных отношений является субъект- субъектный тип отношений.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в диссертации результаты могут привлекаться при изучении культурно-исторических типов и форм духовной деятельности, в процессе исследования иных её системообразующих элементов (например,

12 таких как «цель», «результат», часто существующий в неявном виде, «характер»'выполняемых операций, который зависит от самого содержания и формы деятельности).

Трансцендирование, как составляющая духовной жизни человека, обращено на преодоление границы между возможным и невозможным, а тем самым на расширение перспективы возникновения новизны.

Материалы исследования найдут применение при чтении базовых курсов по философии, логике, а также курса для аспирантов по истории и философии науки.

Апробация работы

Основные положения и результаты диссертации докладывались автором на международной научной конференции «Онтология и понимание: проблемы взаимоотношений» (Уфа, 2005), научно-практической конференции, посвященной 95-летиго Башкирского Государственного Университета (Уфа, 2004), на научной конференции «Актуальные проблемы социогуманитарного знания» (Москва, 2005), на республиканской научной конференции «Духовно-личностная парадигма высшего профессионального образования как методологическая основа педагогической теории и практики» (Мелеуз, 2006),

Диссертация обсуждалась на кафедре истории философии и науки Башкирского Государственного Университета и была рекомендована к зашите.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения (общий объем текста- 140 страниц), а также списка литературы (242 наименования).

Духовная деятельность как философское понятие

Духовная деятельность — существенная сторона социальной формы движения материи. Родовым понятием для «деятельности» является понятие взаимодействия (движения, процесса), а отличительным видовым признаком - понятие целенаправленности. «Деятельность - специфически-человеческий способ отношения человека к миру; представляет собой процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу, делая себя тем самым деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы - объектом своей деятельности.» 4

Духовная деятельность неразрывно связана с материальной жизнью и включает наряду с идеями, взглядами, представлениями людей и производство духовных ценностей, их распространение и потребление, духовные отношения, внутреннее состояние социальных субъектов на уровне сознания и подсознания, чувств, эмоций и т. д.15 Если попытаться кратко ответить на вопрос, что в духовной деятельности людей составляет предмет философии, то можно сказать; ее предметом является вся духовная деятельность как целостная система в ее наиболее существенных внешних и внутренних связях, 16

В духовной деятельности различают две стороны, две группы процессов: духовно-продуктивная и духовно-практическая деятельность.

Первая из них — духовно-продуктивная деятельность, т. е. деятельность по производству духовных ценностей. Люди не только производят необходимые для своего существования материальные блага, но и «являются производителями своих представлений, идей и т. д.», писали основоположники марксизма. Производство сознания осуществляется в его исторически конкретных видах (формах), каждый из которых (политическое, нравственное, эстетическое и т. д.) выступает и своеобразной отраслью духовного производства.

Существенным признаком ее является преимущественно творческий, конструктивный характер, а одним из главных элементов — теоретическая деятельность, познание закономерностей, явлений и процессов» Духовно-продуктивная деятельность включает в себя как рациональное теоретическое постижение объективной реальности, так и производство других духовных ценностей; нравственных, эстетических ит.п, — при помощи не только интеллекта, но и силы художественного воображения, деятельности чувств. Духовно-продуктивная» или духовно-творческая, деятельность производит сознание в целом, и в этом смысле она выступает синонимом духовного производства вообще- В.И. Толстых в «Новой философской энциклопедии» так определяет духовное производство: деятельность, обеспечивающая формирование сознания, важнейшее условие человеческого общения и взаимодействия между индивидами.

Духовное производство есть производство общественного сознания, духовных ценностей. Духовные ценности (научные идеи и взгляды, художественные произведения, произведения живописи и др.) суть средства духовного общения, благодаря которым и становится возможным распространение содержания общественного сознания. Поэтому правомерно духовное производство рассматривать как производство общественного сознания, духовных ценностей.

Специфика духовного производства связана с его продуктами. Продукты духовного производства отличаются, как правило, новизной, уникальностью (новое художественное произведение, новая картина, новое научное знание и т. п.)- Как потребительные стоимости, они в одних случаях, по замечанию К. Маркса, воплощаются в материальную форму (книги, картины и т, п.) и существуют отдельно как от производителя, так и от потребителя- Это делает возможным использовать их длительное время. В других — продукты потребляются в момент их создания (артист, выступаю щий на сцене, лектор, учитель, дающий урок, и т. д.). Сам процесс духовной деятельности выступает и его результатом.17

Духовно-практическая деятельность — это деятельность по освоению социального опыта, накопленных человечеством духовных ценностей в ходе индивидуального и коллективного развития людей. Этот вид духовной деятельности К, Маркс и Ф. Энгельс характеризовали как "обработку людей людьми". Духовно-практическая деятельность общества включает в себя такие важные процессы, как воспитание, обучение, образование, просвещение, пропаганда и т. п. В процессе воспитания и образования люди овладевают новыми идеями и взглядами, знаниями. У них формируются мировоззрение, социальные установки, жизненные позиции и т. д. Продуктами данной деятельности являются духовные качества личности, что и объединяет ее с духовно-теоретической деятельностью, но эти продукты взяты не сами по себе, не как продукты отражения действительности, а как качественные характеристики людей. И результатом ее является изменение не просто знаний, а сознания людей, ибо, приобретая новые знания, овладевая новыми идеями и взглядами, они становятся иными по своим убеждениям, по своему отношению к миру. Такого рода деятельность по своему характеру правомерно называть духовно-практической.

Таким образом, результатом духовно-практической деятельности выступает изменение самих людей.

Духовно-практическое освоение мира — это деятельность, направленная на практическое осуществление, функционирование существующих познавательных, нравственных, эстетических и прочих духовных ценностей, на внедрение знаний, вкусов, моральных норм в сознание людей, их поведение, повседневную практическую деятельность; говоря кратко, это деятельность по потреблению и использованию духовных ценностей.

Трансцендирование как способ осуществления духовной деятельности

Духовность является качественной характеристикой той стороны человеческой жизни, которая обозначается понятием «духовная жизнь». Последняя неразрывно связана с материальной жизнью и включает наряду с идеями, взглядами, представлениями людей и производство духовных ценностей, их распространение и потребление, духовные отношения, внутреннее состояние социальных субъектов на уровне сознания и подсознания, чувств, эмоций и т. д. Духовная жизнь осуществляется на уровне общества в целом, социальных групп и личности, В философско-социологической и психологической литературе духовное начало связывали с общественно-созидательным характером жизнедеятельности человека. Согласно К. Маркса и Ф. Энгельса, ни мышление, ни «нравственность», ни «эстетическое созерцание» нельзя рассматривать как цель и сущность человеческой жизнедеятельности. Духовные аспекты человеческой деятельности являются продуктами практики, изменяющими её самоё, поскольку труд людей выступает как «единственная «субстанция» всех модусов», всех «частных» образов человеческой культуры.

Внутренний мир отдельного человека «с его переживаниями и образом вплетен в грандиозную систему духа, историческую и общественную по своему характеру». Ценности, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, духовной жизнью или объективной культурой» называются.37

Духовное начало связывает индивида с родом человеческим, дает ему возможность разобраться в смысле жизни, встраивает в царство предметного, материально-вещественного мира и является ядром духовной жизни,38 Для современного понимания духовной жизни важно определить её как внутреннею жизнь (деятельность) по исканию смысла жизни как своей, так, возможно, и всего человечества (здесь можно прокомментировать автобиографичными воспоминаниями Н.А. Бердяева: «Я вижу два первых двигателя в своей внутренней жизни: искание смысла и искание вечности— Однажды на пороге отрочества и юности я был потрясен мыслью: пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу свою жизнь этому исканию смысла. Это был настоящий внутренний переворот, изменивший всю мою жизнь.»39); неустанное смыслонахождение и смыслообразование.

"Но духу человека присуща свобода „,; она есть сила, энергия прорыва в самоопределении к лучшему и высшему. Дух есть любовь к качеству и воля к совершенству во всех областях жизни,.. Как способ, как образ бытия в целом духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга; к праву, правосознанию и государственности; к искусству и художественной красоте...", - так писал русский философ НА. Ильин,

Духовная жизнь люден, духовным мир отдельного человека - тоже реальность, потому что она проявляется в деятельности, помыслах, поступках каждого из нас, - пишет В.Ф, Рябов в 70-ьтх годах. По Рябову к видам духовной деятельности относятся политика, право и мораль, эстетическая деятельность, познание и мировоззрение. Наука, философия (и религия) в различной степени составляют частицу духовного мира человека,40

Следует заметить, что понятие «духовная жизнь» еще не получило комплексного обоснования. В то же время при анализе жизнедеятельности общества, многообразных ее проявлений трудно обходиться без понятия «духовная жизнь общества» и выяснения его содержания, И это начинают понимать обществоведы, раскрывая диалектику материальных и духовных явлений.

В ходе дальнейшего изложения понятия «духовная жизнь» и «духовная деятельность» употребляются как равнозначные, хотя слово «жизнь» многозначно и неоднородно. С другой стороны, в силу сложившейся традиции понятие «духовная жизнь» более применимо в отношении отдельного индивида, нежели понятие «духовная деятельность»

Трансцендирование как понятие

Задачей онтологии является построение таких общих допущений о характере мира, благодаря которым этот мир становится соизмерим человеку, понятен ему. Онтология предоставляет человеку некоторые конструкции, на основе которых возможно понимание закономерностей, общих необходимых свойств вещей, а не их акциденций. Следовательно, необходимо рассмотреть конструктивную схему, дающую возможность понять процесс соразмерным нашему современному типу мышления.62

Трансцендирование следует рассмотреть как чистый феномен, вне конкретных форм и проявлений. Онтологический подход, считает В.П.Тугаринов, является основой всяких других научных подходов. Так, в философии, прежде чем выяснить отношение между бытием и сознанием, между материей и духом, надо выяснить, что такое материя, что такое сознание и т.д. Ответ на вопрос "что это такое? 1 предшествует вопросу "как это относится к нам?". Все обладающее бытием, т.е. все существующее (в том числе и сознание), может и должно рассматриваться в онтологическом плане.

При рассмотрении трансцендирования следует исходить из понимания сущности, содержания, функций и смысла данного явления.

Трансцендируя, человек творит то, чего еще не было, свершает истину, распредмечивает сущее и раскрывает бытие. Трансцендирование есть способ становления истины; одновременно это способ её и свершения. Суть феномена состоит в постоянном преодолении любых форм предметно сущего, любых границ. Так как сознание выходит за пределы всякого возможного в сущем опыта, и в то же время результатом является новый опыт бытия,

Трансцендирование возможно тогда и только тогда, когда в бытии есть некоторая устремленность к совершенству, поиску истины, универсальная целесообразность, «Трансцендирование всегда происходит вверх, а не вниз».64

Итак, представляется, что трансцендентный подход к бытию содержателен. Трансцендирование оказывается эффективным способом взаимодействия с бытием, смысл опор ождага щей деятельностью. В ней воплощается сопричастность человека бытию, их соразмерность.

Трансцендентный акт не является иллюзорной деятельностью. Тогда она была бы лишь самоотчуждением индивида. Следовательно, оно имеет некоторое бытийственное измерение, онтологическую укорененность. Трансцендирование— это двойной эксперимент, опыт человека одновременно над бытием и над самим собой, приближает человека к бытию, роднит их. Трансцендирование как бы «высвечивает» бытие. Оно проявляет то, на чем и внутри чего человек основывает свое бытие. Поэтому трансцендирование есть способ понимания бытия человеком и одновременно - способ самоинтерпретации бытия. Тогда трансцендирование и ее исход не безразличны и для судьбы всего бытия.

Трансцендирование как взаимодействие (диалектиктические переходы) субъективного духа и Абсолютного Духа (по М. Экхарту, Г. В. Гегелю, И.Г. Фихте).

Трансцендирование в рамках немецкой классической философии рассматривается как деятельность "субъективного духа". Это прикосновение к тому, что не показывается, не называется, не именуется, не схватывается в понятиях; это прикосновение к иному, другому, непознаваемому- Это пребывание рядом с тайной бытия и способ ее постижения, Трансцендирование - это выход в необусловленность, необусловленное..

Учение М. Экхарта можно считать первоистоком и вместе с тем ярчайшим представителем этого направления философской мысли. Согласно концепции М. Экхарта человек при определенных условиях оказывается в состоянии совместить центр своей духовности с абсолютным Божественным центром, как бы возвысить свой дух до абсолютной точки зрения и вместе с тем на пути духовной аскезы (смысл которой в последовательном отрешении человека от всего конечного, в том числе и от своего конечного "я") сделать душу свою настолько ясной и прозрачной, чтобы в ней начал просвечивать, "прорываться" верный центр божественной субъективности- "Мистический акт" состоит здесь в том, что таким образом происходит смещение субъективности в абсолют: конечный субъект растворяется в бесконечном субъекте, и дух человеческий становится "местом", где "обитает" дух абсолютный. Парадоксальным образом "здесь и теперь" в человеке сквозь время прорывается вечность, сквозь относительную реальность - реальность абсолютная, сквозь человеческое сознание - Божественное самосознание, сквозь человеческое "я" - "Я" абсолютное.

Статус понятия "трансцендирование" на новой, антропологической основе выявлен р философской системе Канта, так же определен статус понятий "имманентизация" и "трансценденция". "Имманентизация" в мир опыта, осуществляемая посредством теоретического и практического разума, заключается, по Канту, в ускорении в сфере явлений объектов природы и нравственных процессов в целом.

Трансцендентное (трансценденция) - то, что запредельно для нашего мира привычных явлений и недоступно теоретическому познанию. Имманентное — это автономное, внутренне бытие человека, которое как духовное всегда стремится расширить своё экзистенциальное пространство и время и тем самым трансцендировать.

Трансцендирование как акт самопознания личности

Трапсцендированис как акт самопознания личности Способность осмысливать свою жизнь является родовой особенностью человека. Осознание уникальности и неповторимости своего жизненного пути, с одной стороны, и принадлежность к некоторой общности, с другой стороны, человек неизбежно осмысливает свое место в мире и в обществе, свои цели и ценности, полученный опыт, смысл своего существования.

Как говорил Л.Витгенштейн, единственное знание, которое нам действительно нужно, - это знание о том, как идти дальше. Осознание смысла является необходимым условием человеческой жизни. Отсутствие ответа на вопрос «Ради чего?» ставит под сомнение необходимость поиска ответов на вопрос «Как?».

Психология определяет уровень психического здоровья в зависимости от состояния двух сфер психической активности человека. Одна сфера состоит в познании мира, производстве предметов и преобразовании окружающего, другая - связана с нахождением смысла своего бытия в мире. Первая сфера не несет в себе смыслообразования. Жизнь, лишенная смысла, теряет свою ценность. В этом причина множества суицидов. Потеря смысла может и не привести к столь трагичным последствиям, но может отразиться на психическом состоянии человека как ноогенный невроз, или невроз смыслоутраты (понятие введено В.Франклом). Если постоянные поиски смысла жизни человеком заходят в тупик, то возникает «экзистенциальная фрустация», способная развиться в ноогенный невроз. Симптомами являются депрессия и апатия.

Американский психолог Ш. Более описывает 3 возможных способа реагирования субъекта на проблему (поиск ответов на смысложизненные вопросы, в том числе): 1) стереотипная реакция - автоматическая цепочка действий, проверенная опытом, которая приводила к успеху в прошлом; 2) реакция фрустрации, ведущая к избеганию и выходу из ситуации без достижения результата; 3) эвристическая реакция, предполагающая нестандартное решение, как правило, следующее за серией неудачных попыток решить проблему стандартным путем. Эта реакция проявляется в форме инсайта, или резкого скачка.

Более перечисляет факторы, оказывающие влияние на выбор того или иного способа реагирования (прошлый опыт, который может быть негативным; интерес к проблеме; принципиальная способность решить данную проблему, которая часто зависит от наличия адекватной информации), а также сопровождающий их эмоциональный фон. Традиционное реагирование не вызывает особых эмоциональных переживаний, и является, с этой точки зрения, нейтральным. Фрустрированное реагирование характеризуется негативным эмоциональным фоном, связанным с деструктивностью поведения, поиском виноватых, и позицией "жертвы". Эвристические реакции сопровождаются чувством любопытства, полноты происходящего и восторга от полученного эффекта.

Смысл жизни может быть осознанным и бессознательным. Согласно К-Юнга поиск смысла - сложнейшая задача. Но эта задача встает не перед всеми. «К счастью, благотворная и заботливая природа не ставит перед большинством из нас фатального вопроса о смысле жизни, А непоставленный вопрос не требует ответа.» Существует так же другая точка зрения, например, у А.Адлера - смысл жизни присущ каждому человеку, начиная с 15-летнего возраста, но в большинстве случаев остается неосознанным, при этом, объективно существуя, не зависимо от того будет осознан в будущем или нет.

Смысл жизни обладает своей динамикой; он не какой-то раз и навсегда сформировавшийся и навсегда застывший монолит. В.Фрапкл говорит: «Жизнь каждый день, каждый час ставит перед нами вопрос о смысле; каждая ситуация содержит в себе свой смысл и задача человека его отыскать».113

Каждый человек уникален, неповторим, поэтому и смысл жизни может быть осознан только индивидуально. Человек не может и не должен осуществлять чей-то, чужой смысл, как и не может жить за другого человека. На вопрос «Для чего я живу?» человек должен ответить сам, и хотя его жизни уже присущ определенный смысл (осознанный или нет), для ответа необходимо привлечь ресурсы сознания и сверхсознания. По мнению А.С. Арсеньева , свое место и роль в мире человек постигает не только с помощью рационального мышления, но и в форме непосредственного восприятия своего взаимоотношения с Миром (трансцендирования). Смысл жизни может быть найден вовне, посредством обращения к трансцендентному- через трансцендирование,

В поисках своего смысла человек одинок, но осуществление смысла связывает -с человечеством; человек трансцендирует себя, размыкая на общество.