Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вера в структуре человеческой деятельности Пименова, Елена Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пименова, Елена Николаевна. Вера в структуре человеческой деятельности : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Куйбышев. гос. ун-т.- Куйбышев, 1990.- 15 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-11/1366-0

Введение к работе

Актуальность тг.'ді. Социальная актуальность теми исследования связана с проблемой активизация человека в хода перестройки.

В переломные периода истории решение принципиальных -задач общественного развития требует особой заинтересованности в пжх больших шсс лэдей.Взра является той силой,которая,овладевая кас-сама, заставляет их действовать,двигаться впородМЬз ккепно для таких периодов характерны н общзстввншэ рзЕброд и шатания,уторя веры.Дефзвдт доверяя к осуществляешь реформам н Езрзшзшуі тораэ-зит лзобне начинания и задергивает двааепзо впорзд.Бзз вора а доверия народа сэгодня оказывается невоз^огишя любое развитие.Связь процесса возникновения ворн но столько с процессам познания, сколь с процзссшя практический!, заставляет последователя фэпомг-на веры обратиться к вопросу о месте веры в человеческой деятельности.

Обществешшй интерес к проблемам религии и церкви,наряду с общей тенденцией секуляризация понятия вера делает крайпо иоо<5хо-дег.ккя исолодовапля этого фэнокена в саком общем его скисла.

Помита социальной актуальности,которая наиболее очевидна, актуальность темы определяется и логикой собственно йлософзкях пс-зледованай.а такте той рольи .которую играет фллоесфія по-отиосэ-зив к другпа паукаа.

Вера - понятие,употребляемое л п.обвдкзкяой зизпа.д з п^'тэ.л s религия,я в фгяоеофяя.Нет,наверное,другого такого понятия,которое,находясь на кявчешх идеологических пезіщянх сегодня, ітая Сопатую традлціш исследования, бішо би представлено з литературе лоль разнообразном и кяогочислоппкта оирздолецкгаї.Наступил коїв от", когда необходим определить вору как философскую категорія).

В современной фалооофскоа литература поатгно ворн разрабая:-міется довольно активно во многих направлениях. Шкпко этого,вара іходат в сферу изучения других науд.Ее агяивЕО исслздуат псахоло-

гкя.в которой имеется иного олодотворных идей.касающихся этого фе-номева.Есть интересные идеи в логике,лингвистике.Многое из материала этап наук еще не осознано в философви.Ьеобходнмо.поэтому обобщать новые категориальные значения и этих конкретных знаний о вере. Дроцесс такого обобщения возможен только в ходе философского исследования веря.

Степень разработанности проблемы веры в человеческой деятельности онределяется,во-первых,уровнем исследований самого феномена веры во всех его аспектах и .во-вторых, анализом структуры деятель-вости.Боцросы структурирования деятельности освещаются в работах Буезой Л.П. .Булатова П.А.,Вахтошша Н. .Вильчинского В. .Давыдовой Гч Делина Ы.В. «Иванова В.П. .Кагана Ы.С. .Кветного М.С.,Маргулиса А.В., Наколова Л. и др. Если эти исследования оцениваются наш как достаточные для выяснения места веры в структуре деятельности,то это ни-ках не. относится к исследованиям самой веры.

Как философское понятие,вера несет в себе несколько измерений. На необходимость выделения различных аспектов,уровней.измереаай философского понятия'веры указывает Евстифеева Е.А.,Щербакова Г.Н. и некоторые другие исследователи этой категории.Такие уровни взаиыо-подагают друг друга,но обладают и своей спецификой.В силу этого модно говорить,что они /уровни,аспекты,измерения/ являются промежуточный этапом обобщения категориальных значений конкретных знаний о вере.

Отдельные аспекты философского понятия веры разработаны крайне неравномерно.Последнее явилось,в частности.следствием того,что на протяжении всего развития марксистской философии,вопросы веры ис-ёлодовались чаще всего в связи с вопросами религии.Понятия "вера" и "религиозная вера" часто выступают как синошшы.Эта точка зрения еще недавно была настолько распространена,что представлена в "Философской энциклопедии".Лишь в 70-е годы ато теоретическое положение пересматривается. Понятие веры начинает приценяться в двух смыслах: Во-первых.в узком,как религиозная вера,и,во-вторых,в широком, в смысле уверенности.

Такое понимание веры заставило отказаться от противопоставления веры и знания,т.к. вера оказалась связанной с процессом формирования знания,с его эмоциональными и .интуитивными источниками.Эти связи были отмечены П.В.Копниным.Г.Клаусом.Г.Г.Дилигенским.а затем Щербаковой Г.В..Хомутовским Ф.А.,Евстифеевой Е.А. и другими.

модно констатировать.что в марксизме в отношении веры был проделан логически тот же путь,который прошла европейская философия -от идеи,когда вера противопоставляется знанию, - к пониманию веры 4

как частя процесса позяавяя.Для современней фялософзя ато означало развитие, в первую очередь гносеологических исследований верн.Но глучаїно,поэтому наибольшее количество "черточек" этого явленая выявлено именно в ее гносеологическом плако.Болео того,вара часто представляется как гносеологическая категорвя.Пркиэрол этого ютут слузать диссертацнонныо работы Соболева В.1..Надеова С.Н..Назарова А.Д. в них проведен глубокий анализ гносеологических особоннос-гой воры,20 цонностнне.содерлатолькно.врудсеологичоскпе комэитн лешь обозначены н почтя но ясслодованн.Иало исследуются эти кокэк-гы я другюш учеішия.

Все &е вера принадлежит к активно познаваенна явлвншга.Развива-отся н те раздолн философии,которые позволяет осуществить такое по-знавло.Многое делаагся для включеная социологического анализа вера в круг ео философских проблей Лак, участие веры в процессах внбора в литературе обеуддается как проблема "коральноа варн".Дсбавлен2о терцина "моральная" к понятна "вора" несколько взизшгвт угол его рассмотрения но сравнению с теорией рзвелпй.даїфдггер. "Моральная вора" как категория фиксирует направленность цэеностпнх орлептацай и установок дачкостг в сторону прогресса /Бурлиш Е.Я. ,Гулнга А.В., Конев В.А. «Шзккарук В.И./.Такпм образен,гносвологдоецая понятая воры постепенно прэодоловаогся я появляется матеряол для некоторого обобщения категориальных значений верн.опнсашшх в научной литература.

С точка зрет'пя большанства марксистских исследователей, $епо::зн верн обнаруживается во всяком процвесе практической и познавательной деятельности и представляет собой акт приятия чогочкбо как истинного, ценного, справедливого, целесообразного в условаях отсугствяя иля невозігояности достаточного основания. Эта точка зрэшш нуждается кз наа взгляд,во-пэрвых,з углубления,т.е. в анализе процесса появления верн в деятельности,и,во вторых, в распареняи.в связз с расско-трензем закономерностей функционирования веры в снетвиэ чоловочос-пой деятельности.Как би ш различались ооредслзншт cauoS деятельности, очевидно, что ишнно дэятелыюстный подход к пробле?*а,зогня-каез'аи в философии н общественной знізнн.ддвт нута их рагенчя.

Ограничение философского исследования вера оддаы шея Езсколька-КЕ аспектами сегодня,на кая взгляд,уво шдопусгдш. Задачей такого исследования является обопданзе отдельных категориальных значена! веры,установленнях в различных областях знания.Следует пря этой отдавать себе отчет "в той, что в рзвхах философского рассмотрения моз-чо делать крен в исследование различных сторон явленая. 7 веры есть

гносеологические,ценностшз,социальные аспекты.Но часто их рассмотрение приводит к отогдвствленио одного из аспектов с понятием веры вообще,что автоматически поникает уровень полученного определения и как бы выводит ого за райки рассмотрения как философской категории.

Таковы определения веры у Борункова Ю.Ф. в статье "О понятии "религиозная вера" .Героименко В.А. в книге "Личностное знание и научное творчество".Губенко В.И. в статье "О верз и верных знаниях", Ввстяфаевой Е.А. в статьях "К анализу феномена веры","Феномен веры и активность сознания","Феномен веры как фактор деятельности", Раевского А.й. и Антонова А.в. в совместной работе "Психологические особенности информационного обслуживания и пути повышения его эффективности?

Какое ае определение веры будет собственно философским? Вопрос о критериях философской категориальносги широко обсуждался в конце 70х-наяале 80х годов.В ходе дискуссии было выяснено,что требования всеобщности для отнесения категории к философским,недостаточно.Выявлен ряд других критериев: связи с решением основного вопроса философии, выполнения соответствующих функций,включенности в систему категорий.которая строится на основе единства исторического и логического.

Категории рассматриваются как основные фундаменгальш/е понятия фплософаи.логическпе формы мышления и как ступени познания."Если мы определяем философские категории как фундаментальные понятия фи-лософан,то,очевидно,в качестве категорий марксистской философии Еыступают лишь те понятия,которые слуаат для выражения ее специфического содерзания . Специфическим содержанием марксизм является, в частности,рассмотрение действительности в форме человеческой чувственной деятельности.ВыясненЕе места,которое вера занимает в структуре человеческой деятельности,показывает связь этого понятия с решением основного вопроса философии как вопроса о субъект-объект-пых отношениях.

В качестве пели я задачи нашего исследования мы выбрали тленно такое направление как раз потому,что определение веры как философской категории невозжшно без анализа связи веры с человеческой деятельность».Такой анализ mojkho произвести,если решить следующие задачи: - выделить главный категориальный признак и с этой точки зрения оп-

х Борисов В.Н. О природе категорий материалистической диалектики и их изучении //Марксистская диалектика и вопросы ее преподавания в высшей школе,-Л.,1978.-0.51. 6

ределить понятие "вера" как философскуп категории;

опираясь на понятие деятельности ж ее структуры найти место,где роздается и функционирует вера;

определить значение веры для деятельности.

Обоснование структури диссертации.Вопрос' о вера и ее.роли в человеческое деятельности обсуждался еще в древней философия /эле-аты.Платон,Аристотель/.Эгот вопрос имеет две стороны: во-первых, что ze представляет вера сама по себе,каков ее категориальный статус, и, во-вторых, каково ев ыесто в процессе человеческой деятельности. Очевидно, что эти стороны проблемы взаимосвязаны,но все se относительно самостоятельны.Именно эти сообразная и определяли структуру нашего исследования.Первую главу мы посвятили изучении верн как философской категории,а во второй - рассматриваем зору в структуре человеческой деятельности.

Научная новтзнд яоследова'^я заклвчается в сладупцих пологзня-ях:

Первое. Существуют и вскрыты нами конкрэтнно противоречия, через которые категория верн исследуется в фалософзя.Это противоречия: рациональное - иррациональное,общественное - индивидуальное, чувственное - рациональное,религиозное - нерелигиозное,пенхическоэ

- социальное,содержательное - формальное.

Сач подход к изучения феномена через его анализ на историко-философском материале через призму противоречий безусловно но ков. Но такой анализ по отношении к вере производится впервно.

Историко-философский материал по лробле;лам веры чрезвычайно об-ширен.Чтобн не утонуть в этом коре различных точек зрения на предмет нашего исследования,мы решали систематизировать их. Какой бы очевидной не была такая идея,она не осуществлялась в современной марксистской фнлософан.Идая использовать для ревзния этой конкретной задачи рассмотрение противоречий, хотя столь гэ неоригинальна, но по отиоиеняю к понятие "вера" тоже выдвигается впервые.

Второе. Философское определение веры. Под верой мы понижаем системообразующий фактор системы принятия субъектом нового в отражения внешнего шра,когда деятельность по его овладении ецэ невозможна.

Мы выносим это определение на защиту,несмотря на то.что оно не представляется нам бесспорным к окончательнкм.Мн идем на это потому, что еще на для одного определения веры не был установлен его философский статус,хотя необходимость этого шага ухе осознана в современной философия.Обоснование такого статуса полученного опре-

делания вера возмогло,на наи взгляд.ляшь при введении в рассмотрение категории деятельности.Это во-первых,

Во-вторых. Понимание веры как некоего неотъемлемого свойства человеческого сознания,проявляющегося в системе его деятельности, невозшгно без четкого разграничения уровней рассмотрения этого свойства. Совместное рассмотрение понятий веры и деятельности позволяет выделить два уровня функционирования категории "вера" -предметный и рефлексивныи.Именно на последнем из них "вера" функционирует как философская категория.

В-тр8тьих.Бсла "вера" - философская категория,это означает,что реальная вера несет в себе общечеловечески значимые моменты.Философское исследование веры оказывается связанным с практикой социальной действительности.

Третье. Самое важное,из чего мы исходили в определении веры, заключается в обосновании ее как социального явления.Насколько нам известно,социальность веры ее исследователями просто постулируется, т. к. это свойство веры легко наблвдаемо и как бы очевидно.

Ыы установили,что общественно значимые свойства веры проявляется там, где отсутствует возможность осуществления, деятельности веледствин ограниченности общественной практика.Там.где отсутствует социальный или личный опыт освоения объектов.индивид действует на основе представлений,реально функционирующих в сфере общественной психологии.Полоеєния идеологии воспринимаются массами как вера.

Вера формируется как особое отношение субъекта к проектируемой им на основе социальных моделей деятельности цели его будущего.Особенностью этого отношения выступает его системность.А вера является здесь системообразующим фактором.

Множественность моделей будущего и реальных возможностей для деятельности обусловливает необходимость субъективного выбора.Вера - одна из возыоЕНЫх основ такого выбора.Рецепты возможностей создается в идеологической сфере общественного сознания и используются субъектом как знание,оценка,вера.

Четвертое. Ряд новых уточнений при разведении понятий: "рациональная" и "иррациональная вера"; "религиозная" и "нерелигиозная вера"; "вера" и "ашшальная вера"; "вера" и "воля"; "вера" и "убеждение"; "вера" и "неверие","безверие"; "вера" и "доверие".

Иные,чем общепринятые,акценты разведения указанных понятий опираются на следующие принципиальные положения.

Первое'положение касается выделения предметного и рефлексивногс уровней понятия веры.Эти уровни существуют не только для удобства познания феномена веры,но могут быть выделены в реальных процессах

деятельности.

Так,мы пришга к выводу о той,что при разведении "рациональной" и "иррациональной веры" необходимо опираться на практически устанавливаемую рациональность оснований вера.

На наш взгляд,критерий развэдония "религиозной" и "нерелигиозной веры",связанный с объяснением существования сверхъестественного, не работает .Мы прэдлагаеа в качестве критерия использовать факт наличия или отсутствия у субъекта рефлексии над своей верой.

Рассмотрение "веры" на предметном уровне приводит к появлении особого термина "Belief" в англоязычной философии а делает специфическим содержание словосочетания "animal Belief" /анинальная вера/. При переводе этого понятия на другие языки появляется термин "ан-вотная вера" или "вера животных",имеющий совсем иное зкачение.Ыы показали,что верить в полноц ./предметном и рефлексивной/ обьонэ этого понятия может лииь социальное существо.Принципиальный характер здесь имеют словесный символ веры и ценностный характер образов,из которых формируется ее система.

Второе исходное положение для разведения понятий касается системного характера процесса возникновения веры. Использование в качестве инструмента исследования понятий системного анализа дало нам возможность сфорлуллровать онтологическое отличие веры и убеждения, которое,как ми считаем,заключаатся в том.что они функционируют на разных этапах формирования системы отражения мира субьоктоу.Возннк-новение убеждений связано с повлением органической системы представлений.

Системные понятия позволили более четко обосновать разведение понятий "вера","неверие","безверие". Эти понятия характеризуют,на наш взгляд.разлячные стороны и процессы формирования системы образов, необходимой для деятельности.Когда эта система отсутствует,можно говорить о безверии.Если эта систет сложилась,ео какой-то образ в нее не вписывается,можно говорить о неверии по отношению к обьек-гу,представленному этим образом.

ElBL_2M3 принципиальный момент для разведения понятий связан с использованием особенностей деятельности для рассмотрения особенностей веры.Структура деятельности предполагает существование внутреннего и внешнего побудительного начала.Ими,на наш взгляд,являются вера и воля.

Деятельность обнчно разворачивается как совокупная деятельность нескольких субъектов.Между субъектами формируются отношения,которно отличаются от субъект-объектных.Наш выявлено,что именно это отличив лежит в основе различения понятий "вера" и "доверие".

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том,что теоретические выводы о месте веры в человеческой деятельности иогут быть использованы в качестве методологической основы для дальнейшей разработки проблем, связанных с изучением веры как в самой философии,так и в других науках /психологии, логике,лингвистике и др./,а также при разработке и чтении лекций по таким разделам философии,как "Человек","Наука","Личность".

. Анализ взаимоотношения верк и деятельности дает возможность правильно осмыслить некоторые трудности и проблемы из тех,с которыми сталкивается человек в наш дни.Знание процессов возникновения веры в перестройку,преодоление сомнений,откровенного неверия в рзальную возможность преобразований - важнейшее условие решения шогоплановых задач сегодняшнего дня.

Апробадил шботн.Некоторые теоретические положения и результаты излагалась автором на Ї1Х-И1 конференциях преподавателей и сотрудников Куйбышевского госуннверситета.а также на конференциях:"Молодые ученые в специалисты - народному хозяйству"Ауйбышв, 1986/, "Перестройка и проблема гуманитаризации инженерного образования" /Ленинград,1989/,"методологические проблемы современного научного знания"/Куйбышев,1990/.Теоретические положения работы изложены в трех публикациях.

Структура е объен -работа. Работа состоит из введения,двух глав, заключения и списка литературы.В каждой из глав два параграфа.Второй параграф первой главы смеет 6,а второй параграф второй главы -4 подраздела.Общий объем работы составляет 140. стр.,библиография включает 2$5 наименований.