Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен Бодров Александр Алексеевич

Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен
<
Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бодров Александр Алексеевич. Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.01 / Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова.- Самара, 2007.- 293 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-9/161

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Феномен «виртуальной реальности»: становление, сущность, принципы исследования 21

1. Методологические основания философского анализа виртуальной реальности ..21

2. Генезис концепции виртуальной реальности в истории философской мысли 23

3. Виртуальные феномены в структуре различных типов человеческой жизнедеятельности 38

Глава 2. Новая познавательная ситуация и ее когнитивные последствия: виртуальная картина мира ..49

1. Картина мира как форма систематизации знания 52

2. Виртуальная картина мира в единстве и многообразии функциональных характеристик 59

Глава 3. Топология симулякра: имитация и наглядность 95

1. Симуляционные технологии и виртуализация социального 105

2. Симулякры как форма виртуализации общества 123

Глава 4. Глобальная информационная цивилизация: сущность и формы реализации 164

1. Информационное общество и его качественные характеристики 165

2. Социальные проблемы информационного общества 186

3. Системообразующие принципы социальной структуры информационного общества 198

Глава 5. Виртуальные феномены в структуре современной науки 210

1. Производство информации и научная деятельность 218

2. Развитие научного метода в контексте становления виртуалистики 241

Заключение 262

Список использованных источников и литературы 267

Введение к работе

Актуальность исследования. Для современной эпохи характерно бурное развитие компьютерной техники и компьютерных технологий. Речь идёт об активном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий и глобальной сети Интернет, в рамках которой формируется особая среда -своего рода киберпространство. Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека становится отличительным феноменом рубежа XX-XXI вв. В последние годы развитие информационных технологий способствовало созданию многообразных технических и психологических феноменов, которые в популярной и научной литературе получили название «виртуальной реальности». Вместе с тем интенсивное развитие техники программирования, быстрый рост производительности полупроводниковых микросхем, распространение компьютерных телекоммуникационных и глобальных сетей, разработка специальных средств передачи информации человеку не могло не придать новое качество человеческому восприятию и переживанию.

Само общество под воздействием компьютерных технологий, продуцирующих виртуальную реальность, и сети Интернет претерпевает существенные изменения. Следует подчеркнуть, что феномен виртуальной реальности приобретает характер устойчивого развития, своего рода доминанты современного общественного устройства. В силу этих обстоятельств на повестку дня все более активно выдвигается вопрос о закономерностях виртуализации общества, поскольку последняя ведёт к формированию и повсеместному распространению особого типа умонастроения и мироощущения, к возникновению виртуальной картины мира и соответствующей ей научной методологии.

Процесс фронтального внедрения компьютеров и современных информационных технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности,

образование компьютерных сетей позволяет человечеству взглянуть с качественно новой стороны на информационно-коммуникационную роль общественных отношений в становящемся информационном обществе. Устойчивое развитие глобальной сети Интернет и многообразных технологий виртуальной реальности способствовали их глубокой интеграции, что, в свою очередь, привело к образованию таких сугубо сетевых феноменов как «виртуальный банк», «виртуальная корпорация», «виртуальный суд», «виртуальный класс» и т.д.

В условиях стремительного развития информационного общества актуализируется необходимость философского осмысления таких феноменов, как виртуальная реальность, глобальная сеть Интернет и виртуализация общества, приведших к возникновению самых разных виртуальных структур. Можно констатировать, что явления, относящиеся к виртуальной реальности, предстают в качестве сложного социального феномена, оказывающего существенное воздействие на дальнейшее развитие современной цивилизации.

Нельзя не отметить, что погружение в новую среду функционирования повлекло за собой существенные трансформации в общественном сознании. С одной стороны, богатство информационных продуктов позволяет формировать индивидуальное информационное поле, сообразуясь с собственными вкусами и пристрастиями. С другой стороны, неизбежна унификация массового сознания, поскольку тенденция глобализации затрагивает и уровень формирования сознания, причем ведущая роль здесь принадлежит наиболее развитым странам. Это означает, что стереотипы западного образа жизни еще активнее распространяются по всему миру. Параллельно с этим меняется и сама психология восприятия информации, что обусловлено переходом к печатному образу слова, минуя этап его индивидуального написания «от руки», и с заменой понятия «страница» понятием «экран монитора» со всеми вытекающими отсюда последствиями физиологического и психологического характера. Информатизация общества затрагивает и непосредственно языковой аспект (имеются в виду вербальные языки человеческой коммуникации).

Наряду с понятием «информационное общество» в последние годы в нашу жизнь все прочнее входит термин «виртуальное сообщество». Однако, если информационное общество использует новые информационные технологии, прежде всего, для перестройки своей реальной общественной жизни, то приверженцами виртуального сообщества являются люди, серьезно перестроившие свою личную жизнь, переведя многие ее аспекты в ипостась виртуальной реальности.

Итак, на современном этапе своего развития информационные технологии позволяют сделать возможным соединение двух реальностей - виртуальной и реальной - еще более наглядным, ощутимым и одновременно более глубоким образом. Другими словами, с помощью современных технологий осуществимо не только проектирование новых социально-культурных форм с принципиально иными свойствами, но и физическое создание или периодическое изменение этих форм в материальной реальности или в восприятии. Стало возможным не только строить наполовину «воздушные замки», но и в определенном смысле проживать в них.

Можно, таким образом, заключить, что окружающая нас повседневная реальность во все большей степени виртуализируется. Во всех сферах человеческой жизнедеятельности (культуре, технологиях, искусстве, экономике, политике) осуществляется замена естественного на искусственное, новые пространственно-временные технологии и отношения становятся самодовлеющей ценностью. Философия, давшая человечеству основные представления о мире реальном, на наш взгляд, должна сделать то же самое и по отношению к активно внедрившемуся в нашу жизнь миру виртуальному.

Степень научной разработанности проблемы. Следует подчеркнуть, что для целостного философского анализа феномен виртуальной реальности является новым предметом исследования. Однако, отдельные элементы этого феномена, в той или иной степени, рассматривались в контексте осмысления философских, социальных и этических проблем современной науки и техники.

В философско-методологическом плане различные аспекты феномена виртуальной реальности были подвергнуты изучению в работах отечественных специалистов - Воронова А.И., Емелина В.А., Иванова Д.В., Карпинского Н., Ковалевской Е.В, Кулькова Ю.П., Микешиной Л.А., Носова Н.А., Опенкова М.Ю., Орехова СИ., Орлова A.M., Прилуковой Е.Г., Солопова П.Е., Феизова Э.З., Яковлева А.И.1

Функционированию феноменов виртуальной реальности в различных сферах жизнедеятельности человека посвящены работы Аксёнова СВ., Афониной СВ., Бондаренко СВ., Генисаретского О.И., Голика Н.И., Гузеева Е.Б., Карачевой Т.И., Карташевой Е.Н., Корневой И.В., Ласточкина С.Э., Нагорной Н.А., Никитина А.А., Петрова А.В., Роганова В.Р.

1 См.: Воронов А.И. Философский анализ понятия «виртуальная реальность»: Автореф. дис. ...
канд. филос. наук: 09.00.08. - СПб., 1999. - 22 с; Ковалевская Е.В. Виртуальная реальность:
философско-методологический анализ: Автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01. - М., 1998. - 21
е.; Кульков Ю.П. Мировоззрение в познании природы.-Йошкар-Ола: Изд-во МарГТУ, 2005. - 179
с; Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. - М.: Ин-т человека РАН, 1994. - 195 с;
Опенков М.Ю.Виртуальная реальность: онто-диалогический подход: Автореф. дис. ... д-ра филос.
наук: 09.00.01. - М., 1997. - 44 с; Орехов СИ. Поиск виртуальной реальности. - Омск: Ом. гос. пед.
ун-т. 2002. - 214 с; Орлов A.M. Виртуальная реальность. Пространство экранных культур как среда
обитания. - М.: ГЕО, 1997. - 336 с; Прилукова Е.Г. Теле-виртуальная реальность: Гносеологический
аспект: Автореф. дис. .. канд. филос. наук: 09.00.01. - Магнитогорск, 1999. - 22 с; Солопов П.Е.
Виртуалистика и философия. - М.: Изд-во ВИУ, 2000. - 49 с; Феизов Э.З. Восприятие и реальность. -
Чебоксаты: Изд-во ЧГУ, 1992. - 121 с; Яковлев А.И. Виртуальная реальность - новая
информационная технология человеко-машинного взаимодействия. - М.: Изд-во «Путь», 1999. -
78 с.

2 См.: Аксёнов СВ. Компьютерное моделирование и виртуальная реальность // Автоматизация
проектирования. - 1998. - № 2. - С. 45-48; Афонина СВ. Виртуальная торговля: Автореф. дис. ...
канд. экон. наук: 08.00.05. - СПб., 2001. - 17 с; Бондаренко СВ. Виртуальные сетевые сообщества:
специфика становления и функционирования: Социологический аспект: Автореф. дис. ... канд.
социол. наук: 22.00.04. Ростов н/Д. 2001. - 18 с; Генисаретский О.И., Носов Н.А. Виртуальные
состояния в деятельности человека-оператора // Труды ГосНИИГА. Авиационная эргономика и
подготовка лётного состава. - М., 1986. Вып. 253. - С. 32 - 39; Голик Н.И., Гречкин М.А., Чернов С.А.
Информационная экономика как виртуальная реальность. - Шахты.: ДГАС, 1997. - 134 с; Гузеева
Е.Б., Кармазановский Г.Г., Цвиркун В.В., Федоров В.Д. Виртуальное хирургическое моделирование
на основе данных компьютерной томографии. - М.: Издат. дом Видар-М, 2003. - 182 с; Карачева
Т.И. Технотронная цивилизация. Сдвиг от проблем экологии к виртуальной реальности: Дис.... канд.
филос. наук: 09.00.01 - М., 1999. - 132 с; Карташева Е.Н. Виртуальная реальность и САПР //
Открытые системы. - 1997. - № 6. - С. 74-77; Ласточкин С.Э. Способы описания систем виртуальных
реальностей // Тезисы докладов на конференции «Технологии виртуальной реальности» - М.:
ГосНИИАС, 1995. - С. 87 - 95; Нагорная Н.А.Виртуальная реальность сновидения в творчестве A.M.
Ремизова. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - 131 с; Никитин А.А., Никитин А.В., Решетникова Н.Н.
Концепции и средства доступа к виртуальным мирам в образовании, культуре и искусстве //
Электронные библиотеки. - 2002. - Том 5. - Выпуск 4. - С. 72-77; Петров А.В. Способы
(некомпьютерной) виртуальной реальности и необходимость учета некоторых специфических

Значительный интерес проявляют к данной проблематике в различных её аспектах и зарубежные учёные - Беккер Б., Гамильтон Дж., Оствальд М., Паэтау М., Рейнгольд Дж., Смит Э., Сулер Дж., Хаммет Ф., Хейм М.3

Развитие науки и техники, общества в целом, приведшее к возникновению постиндустриального, информационного общества, послужили базовой основой становления виртуальной картины мира. Одной из основных предпосылок возникновения названной формы концептуализации мира послужило образование глобальной сети Интернет. Сетевым проблемам Интернет посвящены работы таких отечественных и зарубежных авторов, как Астляйтнер Г., Войскунский А.Е., Ворожцова Т.Н., Громыко Н.В., Клименко СВ., Липперт П., Митчелл У., Родионов А.А., Семпси Дж., Уоллес П.4

Среди отечественных и зарубежных исследователей, чьи работы посвящены осмыслению состояния и основных тенденций развития общества конца XX - начала XXI веков, следует отметить Белла Д., Бжезинского 3., Вайнштайна М.А., Голика В.Н., Иванова В.Д., Кастельса М., Крокера А.,

факторов окружающей среды при работе с ВР-технологиями // Тезисы докладов на конференции «Технологии виртуальной реальности». - М.: ГосНИИАС, 1995. - С. 59-62.

3 См.: Becker В., Paetau М. Virtualisierung des Sozialen. Die Informationsgesellschaft zwischen
Fragmentierung und Globalisierung. Frankfurt a - M., 1997; Hammitt F. Virtual reality and the exploration
of cyberspace. Carmel Indiana Sams Publishing. - N. Y., 1993; Heim Michael. The Metaphysics of virtual
reality // Virtual reality: theory, practice and promise. - Westport and London. 1991. - P. 27-33; Ostwald
M.J. Virtual urban futures // Virtual Politics. Identity and Community in Cyberspace / D. Holmes (ed.).
SAGE Publications, 1997. - P. 125 - 144.

4 См.: Астляйтнер Г. Дистантное обучение посредством WWW: социальные и эмоциональные
аспекты // Гуманитарные исследования в Интернете. Под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Можайск-
Терра, 2000. - С. 56- 62; Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. - 2001. -
№11. - С. 64-79; Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм - их значение для современного
образования // Вопросы философии. - 2002. - № 2. - С. 175-180; Клименко СВ., Уразметов В.Ф.
Internet: среда обитания информационного общества. - Протвино: РЦФТИ, 1995. - 327 с; Корнева
И.В. Телевизионное пространство и его виртуальные образы: Из опыта отечественного телевидения
1990-х годов: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. - СПб., 2002. - 20 с; Митчелл У. Город
битов. : Родионов А.А. Социальность виртуальности:
Социальное содержание современных интернет-технологий и перспективы управления
общественным развитием. - М.: Спутник +. 2001. - 241 с; Семпси Дж. Псибернетическая
психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских
сред (MUD) в киберпространстве // Гуманитарные исследования в Интернете. Под ред. А.Е.
Войскунского. - Можайск: Терра, 2000. -СП - 99.

Лумана Н., Мясникову Л.А., Масуду Й., Савкина Н.С., Тоффлера Э., Турена А.5

Объектом диссертационного исследования выступает феномен виртуальной реальности в контексте формирования информационного общества. Предметом исследования является изучение когнитивного своеобразия и социокультурных оснований становления виртуальной реальности.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в осмыслении виртуальной реальности как специфического когнитивного и социокультурного феномена. Для достижения указанной цели в работе поставлен ряд научно-исследовательских задач, а именно:

  1. Проанализировать методологические основания философского анализа виртуальной реальности и проследить генезис концепции виртуальной реальности в мировой философской мысли, а также эксплицировать виртуальные феномены в структуре различных типов человеческой жизнедеятельности.

  2. Изучить существующие модели информационного общества и выявить основные особенности формирования данной модели общественного устройства; осмыслить социокультурные условия становления виртуальной реальности и сетевого феномена; дать целостную характеристику виртуальной реальности.

  3. Раскрыть сущность симуляционных технологий, выявить основные механизмы превращения объективной реальности в симулякры, в аспекте

5 См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. - М: Academia, 1999. - 452 с; Бжезинский 3. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы / Пер. с англ. О.Ю. Уральской. - М.: Междунар. отношения, 1999.

- 356 с; Иванов Д.В. Общество как виртуальная реальность // Информационное общество: Сб. статей.

- М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - С. 354 - 427; Кастельс М. Информационная эпоха:
экономика, общество и культура. Пер. с англ. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. - 606 с; Крокер А.,
Вайнштайн М.А. Политическая экономия виртуальной реальности: пан-капитализм // Труды
лаборатории виртуалистики. Вып. 3. Виртуальные реальности и современный мир. - М., 1997. - С. 25
-31; Мясникова Л.А. Экономика постмодерна и отношения собственности // Вопросы философии. -
2002. - № 7. - С. 5-17; Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: ACT, 2002. - 557 с.

рассматриваемой проблематики уточнить понятие «симулякр» и определить составляющие его компоненты.

4. Показать когнитивное своеобразие сложившейся познавательной
ситуации сквозь призму виртуальной картины мира, выявить важнейшие
характеристики новой картины мира как особой формы систематизации
современного научного знания, объединяющей разнообразие важнейших
фактов и наиболее значительных теоретических результатов науки.

5. Проследить влияние феномена виртуализации знания на
профессиональную научную деятельность в контексте изменения научного
метода и трансформации социальной структуры научного сообщества и этоса
исследовательской деятельности.

Методологические основания исследования. Общую методологическую основу исследования составляют теории информационного общества и глобализации, исследования в области современных средств массовой коммуникации. Теоретическим основанием работы послужили: концепция информационного общества М. Кастельса; теории социологических моделей виртуальной реальности А. Бюля, М. Паэтау, А. Крокера, М. Вайнштайна и Д.В. Иванова; концепция виртуальной реальности Н.А.Носова. Базовыми методологическими источниками исследования явились работы отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов: Абдеева Р.Ф., Абурбена П., Белла Д., Бжезинского 3., Габора Д., Гэлбрейта Дж., Дракера П., Кастельса М., Кинга А., Лиотара Ж., Маклюэна М., Мартина Д., Масуды И., Молитора Г., Несбита Д., Тапскотта Д., Тоффлера А., Турена А.6

6 См.: Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М: ВЛАДОС, - 1994. - 335 с; Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. -М.: Academia, 1999. - 452 с; Бжезинский 3. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы / Пер. с англ. О.Ю. Уральской. - М.: Междунар. отношения, 1999. -356 с; Дракер П. Посткапиталистическое общество. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. ВЛ.Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С. 67-100; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. -606 с; Тоффлер Э. Третья волна. - М.: ООО «Изд-во ACT», 1999. - 261 с; Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. - N.Y., Basic Books, Inc., 1973; Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture: End of Millennium. - Oxford: Blackwell Publ., 1998. -448 p.; Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. - Washington.: World Future Soc,

В решении поставленных в исследовании задач, автор руководствовался следующими принципами:

комплексным истолкованием методологии как системы принципов, категорий и законов, исследующей научно-техническую и социальную составляющие развития общества и сами принципы его осмысления. Такое понимание указывает на универсальный объективный характер взаимосвязи и взаимодетерминации общественных и научно-технических феноменов, раскрывает закономерности развития данных социальных явлений;

структурно-функциональным принципом анализа виртуальной реальности и виртуальной методологии, позволяющим концептуализировать эти феномены как целостные образования, развернутые в динамическом процессе, имеющем как внешние, так и внутренние ресурсы развития;

принципом детерминации технической формы развития ценностными интенциями западного общества. Такая установка позволяет выделить и сделать предметом рассмотрения достаточно устойчивые социальные процессы и отношения, в которых участвуют определенные социальные структуры, выполняющие общественно значимые функции, а также действуют нормы и предписания, регулирующие определенные области жизнедеятельности людей.

Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:

  1. Проанализированы исходные методологические основания философского анализа виртуальной реальности. Прослежен генезис и основные этапы становления концепции виртуальной реальности в философской мысли, эксплицированы виртуальные феномены в структуре различных типов человеческой жизнедеятельности.

  2. Изучены существующие модели информационного общества и выявлены основные закономерности формирования данной модели общественного устройства; получили всестороннее осмысление социокультурные

1983; Touraine A. The waning sociological image of social life // International journal of comparative sociology. - Vol. 25 (1984), - № i_2.

условия возникновения виртуальной реальности и сетевого феномена; дана целостная характеристика виртуальной реальности.

  1. Раскрыта сущность симуляционных технологий, выявлены основные механизмы превращения реальности в симулякры, уточнено само понятие «симулякр» и определены составляющие его компоненты. Показано, что компьютеризация повседневной человеческой жизнедеятельности вводит в обиход виртуальную реальность в качестве симуляции реальных вещей и поступков. В частности, операция купли-продажи из реального пространства переносится в виртуальное и выступает в виде симуляции институциональной формы товарного обмена. Эта институциональная форма превращает обмен из технической операции в специфический вид экономического взаимодействия: в исполнение социальных ролей покупателя и продавца. С помощью технологий виртуальной реальности воссоздается видимость институциональности обмена. Обмен осуществляется как симуляция - виртуальный аналог реального социального взаимодействия.

  1. В процессе исследования сквозь призму виртуальной картины мира показано когнитивное своеобразие и выявлен ряд принципиальных характеристик современной картины мира, как особой формы систематизации знания, объединяющей разнообразие важнейших фактов и наиболее значительных теоретических результатов современной науки. Обсуждение проблемы соотношения фундаментальных понятий науки с изучаемой реальностью привело к установлению базовых характеристик современной научной картины мира.

5. Раскрыто влияние феномена виртуализации знания на
профессиональную научную деятельность в контексте изменения научного
метода и трансформации социальной структуры научного сообщества, а также
этоса исследовательской деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Информационное пространство современного общества кардинальным образом отличается от того, что окружало человека 70 - 80-х годов XX века, и,

главным образом, тем, что в жизнь людей вошла'виртуальнаяреальность. Как правило, данный термин в общественном сознании связывается с компьютерной сферой. Однако, все чаще это понятие употребляется в более широком контексте, выходящим за рамки областей информатики и компьютерной техники. Так, вошли в устойчивый обиход такие еще до недавнего времени совершенно «нереальные» сочетания, как «виртуальная корпорация», «виртуальные деньги», «виртуальная демократия», «виртуальное обучение», «виртуальная игрушка», «виртуальная студия» и т.п. Подобные факты свидетельствуют о том, что проблема, связанная с распространением виртуальных технологий, далеко выходит за рамки сугубо специальных (информационно-технических) наук и становится важной социальной проблемой, требующей серьезного философского осмысления.

Возрастание роли информации в жизни общества породило не только многообразные социальные эффекты, но привело к возникновению многочисленных течений общественной мысли, известных под названиями -теория постиндустриального общества, концепция постмодернизма, концепция «технотронного общества», теория «общества знания», идеология постэкономического развития, теория информационного общества и т.п. Все эти нетривиальные следствия актуализируют широкое философское осмысление феномена «виртуальности» в качестве базового для целой группы интеллектуальных и практических следствий развития информационной цивилизации.

Виртуальная реальность - это такая система отображения информации, при которой у пользователя возникает ощущение пребывания в мире, синтезированном, в свою очередь, определенными устройствами. Технология виртуальной реальности включает в себя производство высококачественных средств стереоизображений, создание устройств воздействия на другие (помимо зрения) каналы поступления информации в человеческий мозг при соответствующих обратных связях и разработку программного обеспечения,

позволяющего формировать необходимые образы в реальном масштабе времени.

2. Понятие «информационное общество» вошло в употребление не только в работах специалистов - его широко используют в прессе, с ним связывают будущее состояние общества. Относительно недавно, всего несколько десятилетий назад, глобализация была осознана через общепланетарные проблемы или вызовы, прежде всего такие, как экологические, демографические, энергетические и т.п. В процессе осмысления феномена глобализации выяснилось, что многие негативные тенденции носят транснациональный характер: границы национальных государств не способны остановить их распространение по всей территории Земли. Помимо этого происходит становление всеобщей хозяйственно-экономической системы с общемировым разделением труда и обменом, едиными критериями эффективности производства и единой финансовой системой. В силу этих обстоятельств отдельные страны уже невозможно рассматривать в качестве изолированных регионов. Все вышеназванные процессы объясняются, в частности, природой информации, которая способна практически моментально и без ограничений распространиться на сколь угодно широком пространстве.

Вместе с тем, глобальное информационное общество вовсе не несет с собой сглаживания различий или хотя бы сокращения разрыва между уровнями социального развития ведущих стран и стран остального мира. Ведущие государства, обладающие мощными интеллектуальными ресурсами, стремятся вынести свое материальное производство, сборочные конвейеры в страны с избытком дешевой рабочей силы. Тем самым закрепляется и в еще большей степени углубляется уже существующая дифференциация: на одном полюсе богатство и развитие человеческого потенциала, на другом - бедность и лишь некоторое оживление социально-экономических показателей.

Рост интеграционных процессов, включенность различных регионов в процесс глобализации отнюдь не означает автоматической унификации, сглаживания различий и приведения жизненно важных показателей социума к

некоему среднему знаменателю. Возникновение глобальной информационной цивилизации не приводит к нивелированию различий в уровне и качестве жизни, характере труда, доступе к благам цивилизации. Напротив, можно утверждать, что расслоение, социальная и культурная дифференциация будут усиливаться в зависимости от места страны в мировой системе, от того, какой именно продукт страна поставляет на мировой рынок. Вместе с тем, тот факт, что современный мир живет в условиях прозрачности государственных границ, через которые свободно циркулируют информационные потоки, вовсе не умаляет значимости защиты тем или иным государством своих национальных интересов. Скорее наоборот. Государству необходимо затрачивать все больше усилий для охраны интересов страны и собственных граждан. Подобные интересы состоят, в частности, в создании необходимых условий для информационного производства во всех его видах, и, прежде всего, - науке и технологиях, а также в формировании механизмов, обеспечивающих постоянное восприятие промышленностью, сельским хозяйством, медициной и т.п. новейших технологий.

3. Человека современного общества окружает мир симулякров -
пространство ложных знаков, оторванных от соответствующих им реальных
объектов и событий, виртуальный мир, который живет по своим законам. Для
раскрытия сущности феномена «виртуальной реальности» в диссертации
привлекается теория симулякров, активно разрабатывающаяся в рамках
постструктуралистско-постмодернистской парадигмы такими ее

представителями, как Ж. Делез и Ж. Бодрийяр.

Симулякры - это нечто вроде ложных претендентов, чьи претензии строятся на несходстве, заключающемся в сущностном извращении или отклонении. Основываясь на теориях Делеза и Бодрийяра, симулякр определяется как знак, обретающий собственное бытие, творящий свою реальность, и, собственно говоря, переставший быть знаком по сути. Симулякр сам становится телом, но телом виртуальным. Иными словами, он также реален как реально любое тело, являющееся референтом, только реален он

виртуально. Симулякр начинается там, где заканчивается подобие. Там же и начинается виртуальная реальность, которая есть не что иное, как пространство симулякров.

Таким образом, феномен виртуальной реальности можно охарактеризовать как организованное пространство симулякров - особых объектов, «отчужденных знаков», которые в отличие от знаков-копий фиксируют не сходство, а различие с референтной реальностью. В противоположность актуальной действительности, выражающей целостность, стабильность и завершенность, виртуальная реальность выступает источником различия и многообразия. В итоге, виртуальность является феноменом, имманентным самой структуре бытия, воплощающим возможность творческой, генерирующей деятельности. Иными словами, виртуальная реальность - это та ресурсная среда, которая вскормила и воспитала человека

О виртуализации применительно к обществу можно говорить лишь постольку, поскольку общество становится похожим на виртуальную реальность, то есть может описываться с помощью тех же характеристик. Виртуализация в таком случае - это любое замещение реальности ее симуляцией/образом - не обязательно с помощью компьютерной техники, но обязательно с применением логики виртуальной реальности.

4. В процессе информатизации все элементы человеческого мироотношения претерпевают радикальные изменения: трансформируется базовое мировоззрение, процесс мировосприятия, само материальное производство, сфера образования, быт, искусство, наконец, интеллектуальное производство как специфическая форма производства научных знаний. В результате этого существенно изменяется объем используемых знаний, человеческие вкусы, сам способ мышления и даже мироощущение человека. Изменения являются, таким образом, концептуальными, затрагивающими само существо человеческой жизнедеятельности.

Информатизация существенно изменила темпы духовно-культурной жизни общества, подвергла существенному изменению сам жизненный мир человека.

В самом деле: программы компьютерного перевода способствуют преодолению языкового барьера, программы создания музыкальных произведений ускоряют их появление, графические приложения дают огромные возможности для художественного творчества, компьютерные мультимедийные энциклопедии и словари существенно расширяют человеческий кругозор. Вполне естественно, что поколение, выросшее в тесном контакте с компьютером, электронными играми, мобильной связью, отличается от своих предшественников в психологическом, моральном и духовном плане.

С философской точки зрения за современными информационными технологиями стоит более сложная реальность - социальные институты, человеческая жизнедеятельность, мир ценностей, картины мира. Само понятие научной картины мира было включено в состав концептуального аппарата философии и методологии науки во многом благодаря изучению мехшшзмов формирования научных теорий и эмпирических фактов с учетом процессов дифференциации и интеграции научных знаний. Виртуальная картина мира -это система взглядов человека на мир и его место в этом мире сквозь «призму» компьютерных и сетевых технологий. И подобно любой картине мира -виртуальная имеет свою структуру. В качестве ее компонентов в диссертации рассматривается философский, естественнонаучный, психологический, социально-политический, экономический, эстетический и идеологический.

5. Основное воздействие феномена компьютеризации на процесс научного познания заключается в развитии методов моделирования и характеризуется рядом аспектов:

-модели, во-первых, стали необычайно сложными, они включают в себя массу параметров и иерархию уровней внутреннего строения и организации;

- во-вторых, процесс моделирования охватывает не только сами исследуемые объекты или системы, но также и их окружение;

-в-третьих, в модели стали включаться высокоабстрактные идеализированные построения. Вместе с развитием абстрактных форм

развивается и перцептивный аспект моделей - представления и восприятия в них становятся эмоционально насыщенными;

-в-четвертых, вычисления превратились во вполне самостоятельный компонент научного метода, могущественный посредник во взаимоотношениях теории и эксперимента.

Нарастающая профессионализация и институционализация науки в современную эпоху привели к кризису прежний вид легитимации знания и замене аппеляции к благу и развитию человечества аппеляцией к финансовой эффективности. В деятельности ученых все больше сил и времени отводится созданию и презентации образа, необходимого для успеха в конкурсах на получение грантов, стипендий для обучения за границей, заказов на консалтинговые услуги и т. п. В итоге наблюдается расцвет таких социальных технологий, которые адекватны сгтуляции компетентности: исследовательские фонды, гранты, консультирование, конференции, академические обмены, перманентное образование. Эту тенденцию, видимо, не стоит рассматривать лишь как проявление упадка академической этики. Высокая «плотность» научного сообщества просто не оставляет в современных условиях места и времени для скрупулезной процедуры накопления и представления результатов. Этот дефицит места и времени приводит к тому, что единственно рациональной формой научной дискуссии становится нелогичная, неструктурированная, но вместе с тем эффектная презентация образа идеи или теории.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования результаты способствуют более глубокому и всестороннему осмыслению сущности виртуальной реальности. В результате проникновения данного феномена в окружающую человека повседневность происходит формирование глобального электронного рынка и электронного бизнеса. Наиболее яркие свойства сети Интернет представлены в ее уникальности, наднациональности, открытости, нелинейности, сложности, интегрированное и универсальности. Имеются все основания констатировать,

что осмысление философских проблем, возникающих в связи с применением современных информационных технологий, оказывает существенное влияние на сам способ освоения мира человеком.

Диссертационное исследование будет полезно для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений. Его основные выводы могут использоваться при проведении дальнейших исследований по виртуалистике и смежной с ней научной проблематике, а также в преподавательской практике при чтении лекций по социальной философии, истории и философии науки, социального познания, политологии. Содержание диссертационного исследования может быть оформлено в качестве самостоятельного спецкурса или отдельного раздела, изучаемого в рамках традиционного вузовского курса по философии.

Апробация исследования. Материалы диссертационного исследования докладывались на следующих научных конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Влияние окружающей среды на формирование личности» (Уфа, 2003 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация профессиональной подготовки молодежи в системе учреждений образования» (Москва - Казань, 2004 г.); Международной научной конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2004 г.); Республиканской научно-практической конференции «Кризисные процессы современного социума и пути их преодоления» (Казань, 2005 г.); II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы управления экономикой в трансформируемом обществе» (Пенза, 2005 г.); Межвузовской научно-практической конференции «Институциональные процессы: экономика, право, интеграция» (Альметьевск, 2005 г.).

Структура диссертации подчинена поставленным в ней целям и задачам. Диссертация включает в себя «Введение», 5 глав основной части, «Заключение» и «Список использованных источников и литературы». Общий

объем диссертации составляет 293 страницы. Список литературы включает 317 наименований.

Методологические основания философского анализа виртуальной реальности

Большой интерес вызывает то обстоятельство, что в последние десятилетия происходит скрытое размывание сложившегося еще в XIX веке широко признанного образа мира и его стихийная замена более современной версией, учитывающей многообразие исследовательских направлений и подходов последнего времени. Другими словами, образ мира виртуализировался. Правда этот факт пока не осознается исследователями, так как обычно затемняется повседневной работой и ускользает, скрывая тем самым новые познавательные горизонты, которые, тем не менее, полезно и важно визуализировать, т.е. сделать более явными и, следовательно, более доступными для освоения. В чем видится суть затрагиваемой проблемы?

Информационное пространство сегодняшнего общества значительно отличается от того, что окружало человека 70 - 80-х годов, и, главным образом, тем, что в жизнь людей входит виртуальная реальность. Этот эпитет получил такое широкое распространение, что его можно причислить к так называемым «модным», но при этом, содержательно туманным понятиям. Как правило, данный термин в сознании связывается с компьютерной сферой. Но, отметим с большими оговорками, ведь все чаще мы слышим, как понятие «виртуальный» употребляется в контексте, совершенно выходящим за рамки области информатики и компьютерной техники. Так, вошли в обиход такие, еще до недавнего времени бывшие «нереальными» сочетания, как «виртуальная корпорация», «виртуальные деньги», «виртуальная демократия», «виртуальное обучение», «виртуальная игрушка», «виртуальная студия» и т.п. Подобные факты говорят о том, что проблема, связанная с распространением виртуальных технологий, выходит за рамки специальных наук и становится проблемой, требующей философского обобщения. Глубина проникновения виртуальности в социальную и индивидуальную жизнь позволяет говорить о «виртуализации» общества. Можно утверждать, что на сегодняшнем этапе информационные технологии постиндустриального общества начинают выступать в своей виртуальной ипостаси.

В данной главе мы дадим философское осмысление виртуальной реальности. Для начала заметим, что современные информационные и телекоммуникационные технологии, возрастание роли информации в обществе породили не только многообразные социальные эффекты, но привели к возникновению новых течений общественной мысли, известных под названием теория постиндустриального общества, концепция постмодернизма, концепция «технотронного общества», теория «общества знания», идеология постэкономического развития, теория информационного общества. Все эти нетривиальные следствия актуализируют широкое философское осмысление феномена «виртуальности» в качестве базового для целой группы интеллектуальных и практических следствий.

Совершенно очевидно, что мир будущего станет виртуальным. Во всех сферах человеческой жизнедеятельности - культуре, технике, искусстве, экономике и политике происходит замена естественного на искусственное, новые пространственно-временные технологии и отношения станут самодовлеющей ценностью. Это означает то, что пространственно-временные составляющие базовых норм и понятий современного общества сделают эти самые нормы и понятия полностью бессмысленными — начиная от «пятичленки» Гегеля и кончая прибавочной стоимостью у Маркса. Особый интерес должны вызывать преобразования правовых норм. Философия, давшая человечеству основные представления о мире реальном, должна сделать то же самое и по отношению к миру виртуальному.

Впервые сам термин «виртуальная реальность» ввел американский ученый Джэрон Леньер в 1984 году. Примерно в то же время он создал фирму «VPL Research Corporation» в г. Фостер, штат Калифорния, которая стала первой компанией по созданию систем виртуальной реальности и их основных атрибутов. Правда, в середине 70-х годов ряд исследователей, в частности Майрон Крюгер (Myron Krueger), уже использовали термин «искусственная реальность» («artificial reality»), а Герберт Саймон в 1969 году издал книгу «Науки об искусственном». В свою очередь, Уильям Гибсон предложил термин «киберпространство» (cyberspace,) для своего научно-фантастического романа «Neuromancer» [См. подр.: Саймон Г. 2004; Севальников А.Ю. 2004; William Gibson. «Neuromancer»].

Несмотря на чрезвычайно широкое распространение самого термина «виртуальная реальность», исследователями вполне справедливо отмечается трудность в определении того, чем же она является. Отдельные современные исследователи виртуальной реальности определяют последнюю через ряд ее специфических свойств [См. подр.: Бабенко B.C., Махлина СТ. 1997; Воронов А.И. 1999; Носов Н.А. 1996; Опенков М.Ю. 1997]. Среди них можно выделить такие параметры: - виртуальная реальность - это явление, связанное с деятельностью сознания человека; - виртуальные образы порождаются взаимодействием человека с какой-либо другой реальностью, внешней по отношению к ней: с другими людьми, компьютером; виртуальная реальность существует до тех пор, пока действует порождающая реальность; - человек, находящийся в виртуальной реальности, непосредственно в ней участвует или у него создается полное впечатление участия, т.е. между ним и событиями виртуальной реальности нет никаких промежуточных звеньев, при этом человек видит все виртуально происходящее со своей точки зрения, главный участник событий всегда он сам; - в виртуальной реальности свое пространство, время и. законы существования.

Картина мира как форма систематизации знания

Как уже отмечалось, одним из наиболее характерных явлений конца XX в. является развитие и активное внедрение технологий глобальных информационных компьютерных сетей и, в частности, технологии сети Интернет во все аспекты жизни современного общества. С философской точки зрения за современными информационными технологиями стоит более сложная реальность, а именно - социальные институты, человеческая деятельность, ценности, картины мира. С самого начала подчеркнем, что понятие научной картины мира было включено в состав концептуального аппарата философии и методологии науки во многом благодаря изучению механизмов формирования научных теорий и эмпирических фактов с учетом процессов дифференциации и интеграции научных знаний. Вклад в разработку этого понятия был внесен как учеными-естествоиспытателями, так и философами. Важным стимулом к анализу места и функций научной картины мира послужили революционные сдвиги в естествознании на рубеже XIX-XX веков, когда остро была поставлена проблема выбора и обоснования онтологических постулатов физики. Как один из аспектов осмысления этой проблемы был заявлен вопрос об онтологическом статусе фундаментальных абстракций, ранее воспринимавшихся исследователями как адекватное отражение фрагментов объективной реальности. Целый ряд такого рода абстракций (неделимый атом, мировой эфир, абсолютное пространство и время) оказались на самом деле идеализациями, имеющими ограниченную область применения. Поэтому необходимо было выяснить, в какой степени физические понятия являются выражением сущности изучаемых объектов и процессов.

Обсуждение проблемы соотношения фундаментальных понятий науки с изучаемой реальностью привело к обнаружению важных характеристик научной картины мира. Так, М.Планк настаивал на том, что идеалом естествознания является построение объективной картины мира. Именно он поставил вопрос: чем является то, что мы называем физической картиной мира? Является ли картина мира только более или менее произвольным созданием нашего ума, или же, наоборот, мы вынуждены признать, что она отражает реальные, совершенно не зависящие от нас явления природы? С его точки зрения, для естественнонаучного исследования характерно стремление найти некую постоянную, не зависящую от смены времен, картину мира.

Необходимо особо подчеркнуть, что наличие в каждой картине мира элементов, которые соответствуют объективной реальности, позволяет до определенного момента отождествлять эту картину с самим миром. Онтологизация картины мира имеет важное значение в процессе научного творчества. Макс Планк отмечал, что выдающиеся исследователи (Коперник, Кеплер, Ньютон, Гюйгенс, Фарадей) осуществили свои открытия только благодаря тому, что опорой всей их деятельности была незыблемая уверенность в реальности их картины мира.

Вместе с тем смена физических картин мира показывает, что не все их элементы могут быть сопоставимы с объективной реальностью. В этой связи в науке возникли новые вопросы: каковы основания для онтологизации наших представлений о физическом мире, как происходит отнесение элементов картины мира к объективной реальности? Дальнейшее обсуждение данной проблематики требовало рассмотрения физического знания в особом аспекте -со стороны исторического развития концептуальных средств науки и их роли в эмпирическом и теоретическом исследовании объектов. Большая работа в этом направлении была проделана А.Эйнштейном в связи с анализом понятия «физическая реальность». Сам термин «физическая реальность» имел несколько значений. Как минимум, можно указать на две главных трактовки выдающимся ученым этого термина. В первом значении он использовал термин «реальность» для характеристики объективного мира, существующего вне и независимо от человеческого сознания. «Вера в существование внешнего мира, - отмечал ученый, - независимого от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания» [Эйнштейн А. 1967. С. 136]. Однако то, как мы воспринимаем изучаемый мир, какой нам видится структура этого мира, напрямую зависит от уровня развития познания и практики, от системы концептуальных средств, применяемых при описании мира.

С их помощью мы выделяем некоторые аспекты и структурные характеристики объективного мира и строим теоретическое представление, в котором мир отражается упрощенно и схематизированно. При таком подходе исследователи на различных этапах развития науки могут отождествлять представления о мире с самим миром. Поэтому при анализе физической теории необходимо учитывать различие между объективной реальностью, которая не зависит ни от какой теории, и той физической реальностью, которая задается определенной теорией. В этом значении термин «физическая реальность» используется для рассмотрения теоретизированного мира как совокупности теоретических объектов, репрезентирующих свойства реального мира в рамках данной физической теории. В этом плане физическая реальность задается посредством языка науки, с помощью которого ученый постигает сущность исследуемых объектов. Вместе с тем, подчеркнем, одна и та же реальность может быть описана при помощи разных языковых средств.

Вслед за М.Планком А.Эйнштейн подчеркивал, что всякая картина мира упрощает и схематизирует действительность. Но одновременно она эксплицирует и некоторые существенные стороны действительности. Это позволяет до определенного момента (пока исследователь не обнаружит новые, ранее неизвестные аспекты реальности) отождествлять картину мира с самим миром. Идея о схематизирующей роли физической картины мира проводилась многими создателями современной физики (Н.Бором, М.Борном, В.Гейзенбергом). Они рассматривали развитие физической картины мира как результат обнаружения в процессе познания новых свойств и аспектов природы, не учтенных в прежней физической картине мира. В этом случае довольно явно обнаруживалась недостаточность и схематичность прежних представлений о природе, и они перестраивались в новую физическую картину мира.

Вот что по этому поводу писал Нильс Бор: «Открытие Планка, говорившее о том, что все физические процессы характеризуются несвойственными механической картине природы чертами прерывности, вскрыло тот факт, что законы классической физики являются идеализациями, которые применимы к описанию явлений лишь тогда, когда участвующие в них величины размерности действия достаточно невелики, чтобы можно было пренебречь величиной кванта. В то время как в явлениях обычного масштаба это условие выполняется с большим запасом, в атомных процессах мы сталкиваемся с закономерностями совершенно нового типа...» [Бор Н. 1971. С. 500]. Именно это обстоятельство потребовало отказа от механистической картины мира. Другой известный естествоиспытатель Макс Борн, обобщая опыт исторического развития физики, отмечал, что каждая физическая картина мира имеет свои границы, но пока мышление не наталкивается на преграды внешнего мира эти границы не видны. Они обнаруживаются самим развитием физики, открытием ранее неизвестных фактов, выявляющих действие новых законов природы. Обнаружение таких границ прежней картины мира ведет к расширению и углублению знания и открывает новые пути изучения природы.

Симуляционные технологии и виртуализация социального

Первые попытки создания социологических моделей современности на базе понятия виртуальности были практически одновременно предприняты в Германии А.Бюлем [См.: Розин В.М. 1998] и М.Паэтау [Рачков В.П., Новичкова Г.А., Федина Е.Н.], в Канаде А.Крокером и М.Вайнштайном [См.: Иоселиани А.Д. 2002], в России Д.В.Ивановым [Иванов Д.В. 2004]. К числу «пионеров» социологической разработки понятия виртуальности можно с определенными оговорками отнести и американца М.Кастельса, который включил эту категорию в качестве вспомогательной в свою концепцию сетевого общества.

Будет, думаем, справедливым отметить, что упомянутые выше модели А.Бюля, А.Крокера и М.Вайнштейна восходят к традиции исторического материализма К.Маркса. Согласно теории последнего, рост производительных сил или, говоря современным языком, развитие новых технологий вызывает изменения в системе общественных отношений: появляются новые отношения собственности, на их базе — иные социальные группы, новые формы политической власти, идеологии и искусства и т. д. Приложение этой схемы к современности приводит названных выше специалистов к тезису о переходе к новой фазе капитализма, когда классические структуры индустриального общества устраняются по мере внедрения компьютерных технологий.

По мысли автора теории «виртуального общества» А.Бюля, с развитием технологий виртуальной реальности компьютеры из вычислительных машин превращаются в универсальные машины по производству «зеркальных» миров. В каждой подсистеме общества образуются «параллельные» миры, в которых функционируют виртуальные аналоги реальных механизмов воспроизводства общества: экономические интеракции и политические акции в сети Интернет, общение с персонажами компьютерных игр и тому подобное. Процесс замещения с помощью компьютеров реального пространства — как места воспроизводства общества — пространством виртуальным немецкий ученый называет виртуализацией [См.: Дм.Иванов. 2000. С. 368].

Если А.Бюль разрабатывает структурно-аналитический аспект марксовой схемы, констатируя, что виртуальное пространство «параллельных» миров — это новая сфера экспансии капитализма, то авторы теории «виртуального класса» А.Крокер и М.Вайнштайн делают акцент на критике — разоблачении киберкапитализма как системы, порождающей новый тип неравенства и эксплуатации. Владельцы компаний, производящих программное обеспечение и предоставляющих доступ в Интернет, рассматриваются здесь как ядро нового господствующего класса, движимого волей к виртуальности и превращающего виртуальную реальность в капитал. Виртуализацией указанные авторы называют новый тип отчуждения: отчуждение человека от собственной плоти в процессе пользования компьютерами и превращение ее в потоки электронной информации, подпитывающей виртуальный капитал.

Модель «виртуализации социального» М. Паэтау базируется на теории Н. Лумана [См.: Вершинская О.Н. 1999. С. 53-58]. В последней, как известно, общество определяется как система коммуникаций. Современный исследователь интерпретирует возникновение гиперпространства сети

Интернет как результат «использования» обществом новых форм коммуникации для самовоспроизводства — аутопойесиса (по терминологии самого Лумана). Наряду с традиционными формами — «реальными» интеракцией и организацией, коммуникация посредством компьютера также вносит вклад в производство социальности. Изменение общества рассматривается как структурная дифференциация системы вследствие появления в ней новых элементов — виртуальных аналогов реальных коммуникаций. Поэтому виртуализация социального рассматривается как просто очередной системный эффект.

Модель «культуры реальной виртуальности» М. Кастельса формально основывается на теории информационного общества, фундамент которой составляют идеи Д. Белла и А. Турена [См. по др.: Баранов В. 2000; Тарасенко В.В. 2000]. Согласно Кастельсу, современные средства массовой информации с применением мультимедийных и интерактивных технологий образуют коммуникационную систему, в которой реальность, то есть материальное и символическое существование людей, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, в котором образы становятся уже не средством передачи опыта, а собственно опытом. Очевидно, что негативная оценка Кастельсом феномена виртуальности восходит к постулату Д. Белла о знании как основе информационного общества. Виртуализация «опыта» при таком подходе может рассматриваться как побочный эффект, непредвиденное частное (ограниченное сферой культуры) социальное изменение, искажающее, но не нарушающее общий ход развития постиндустриального общества, которое формируется как социальная организация, соответствующая новым технологиям или, как предпочитает выражаться сам современный теоретик, воплощенная в новых технологиях. Определение современным исследователем феномена виртуальности через понятие «образ» и без жесткой привязки к компьютерным технологиям открывает перспективу разработки полноценной социологической теории виртуализации, не ограничиваясь лишь рамками доктрины постиндустриализма.

Можно обратить внимание, что взгляды германских и канадских теоретиков более эвристичны с точки зрения построения новой теории общественных изменений, чем подход Кастельса. Они позволяют концептуализировать многочисленные эмпирические тенденции, увязать их в целостной и вместе с тем простой теоретической модели трансформации общества. Но эта простота модели достигается не как результат обобщения характерных черт исследуемых тенденций, скорее она — результат заимствования у классиков готовой универсальной схемы. Некритическое использование моделей, созданных применительно к иным социально-историческим условиям, затушевывает специфичность наблюдаемых тенденций, то принципиально новое, чем они, собственно, и интересны. В результате стремление исследователей показать трансформацию общества оборачивается полной противоположностью: они, по сути, стараются показать, что новые процессы — это лишь вариации тех, что уже были описаны классиками. В сдвиге от реальной социальной организации к виртуальной усматривается и подчеркивается только то, что в нем похоже на прошлое: на переход от феодализма к капитализму (от доиндустриального к индустриальному обществу) или на функциональную дифференциацию экономической, политической, правовой и других систем общества.

Информационное общество и его качественные характеристики

В известном смысле пионерами и провозвестниками информационного общества следует считать основоположников кибернетики и математической теории связи - американских ученых Клода Шеннона, Норберта Винера, Джона фон Неймана, Алана Тьюринга, а также советских математиков школы А.Н. Колмогорова, прежде всего — самого Андрея Николаевича Колмогорова [См. подр.: Информационное общество. 2004]. Именно их работы и изыскания сделали возможным тот бум компьютерных технологий и программного обеспечения, свидетелями которого мы являемся сегодня.

Если же говорить о «философской подоплеке» информационного общества, то необходимо упомянуть имена Жана Бодрийара, Карла Поппера и других идеологов «открытого общества», равно как и имена Збигнева Бжезинского, Фрэнсиса Фукуямы и Дэниэла Белла, выдвинувших в своих работах тезис о становлении «постиндустриального», «информационного» или «когнитивного» общества. Справедливым, пожалуй, будет вспомнить и Билла Гейтса — главу компьютерной корпорации «Microsoft», ведущего современного теоретика и практика электронного бизнеса.

Информационное общество, таким образом - реальность сегодняшнего дня. Относительно недавно, всего несколько десятилетий назад, глобализация была осознана через общепланетарные проблемы или вызовы, прежде всего такие, как экологические, демографические, энергетические и т.п. В процессе осмысления феномена глобализации выяснилось, что многие негативные тенденции носят транснациональный характер: границы национальных государств не способны остановить их распространение по всей территории Земли. Помимо этого происходит становление всеобщей хозяйственно-экономической системы с общемировым разделением труда и обменом, едиными критериями эффективности производства и единой финансовой системой. В силу этих обстоятельств отдельные страны уже невозможно рассматривать в качестве изолированных регионов. Данные процессы объясняются, в частности, природой информации, которая способна практически моментально и без ограничений распространиться на сколь угодно широком пространстве.

Все изложенное выше, несомненно, ценно для понимания новой общественной эпохи. Однако наступление постиндустриальной эпохи, переход в стадию глобального информационного общества ознаменован коренными социальными трансформациями, связанными с преодолением унификации индустриального периода. И если сегодня мы еще наблюдаем во многом единообразные условия общественной жизни в различных регионах мира, то это объясняется значительной устойчивостью приобретений индустриального развития, тем, что ничто в обществе не меняется в одночасье. Заявивший о себе новый период общественного развития характеризуется тем, что ведущей системой становится информационное производство, к которому относятся, прежде всего, те сферы, где создается невещественный продукт: это наука, образование, искусство, идеология в широком смысле слова, а также журналистика, туризм, реклама и т.п. Страны, занимающие ключевые позиции в этой системе, становятся ведущими в мировом разделении труда. Очевидно, что основным ресурсом, обеспечивающим успешное функционирование этих сфер, является человеческий потенциал, прежде всего человеческий интеллект. Естественно будет предположить, что все эти обстоятельства создают огромные возможности для разнообразия и индивидуализации, преодоления жесткой унификации индустриального периода.

Следует особо отметить, что глобальное информационное общество вовсе не несет с собой сглаживания различий или хотя бы сокращения разрыва между уровнями социального развития ведущих стран и стран остального мира. Ведущие государства, обладающие мощными интеллектуальными ресурсами, стремятся вынести свое материальное производство, сборочные конвейеры в страны с избытком дешевой рабочей силы. Тем самым закрепляется и в еще большей степени углубляется существующая дифференциация: на одном полюсе богатство и развитие человеческого потенциала, на другом - бедность и лишь некоторое оживление социально-экономических показателей, развитие которых все же не идет ни в какое сравнение с их уровнем в ведущих державах. Итак, рост интеграционных процессов, включенность различных регионов в процесс глобализации отнюдь не означает автоматической унификации, сглаживания различий и приведения всего к некоему среднему знаменателю.

Глобальное информационное общество имеет по определению всеобщий масштаб, независимый от уровня экономического развития территорий. Можно, видимо, образно утверждать, что отдельные национальные государства представляют собой систему сообщающихся сосудов, через границы которых свободно перемещаются информационные и финансовые потоки, концентрируясь и разветвляясь в соответствии с определенными внутренними закономерностями, далекими от географических. Потоки товаров, услуг, людей также глобальны по своему масштабу, но для них пока еще существуют некоторые барьеры в виде национальных границ. Естественно, что полностью контролировать все эти потоки невозможно. Однако, находясь на некоторых ключевых местах данной сети, можно не только влиять, к примеру, на финансовые потоки, но и менять их направления, сдерживать, усиливать и даже прекращать их на некоторых участках.

Таким образом, возникновение единой глобальной информационной цивилизации не приводит к нивелированию различий в уровне и качестве жизни, характере труда, доступе к благам цивилизации. Напротив, можно утверждать, что расслоение, социальная и культурная дифференциация будут усиливаться в зависимости от места страны в мировой системе, от того, какой именно продукт страна поставляет на мировой рынок. Вместе с тем факт, что мы живем в мире с прозрачными государственными границами, через которые свободно циркулируют информационные потоки, вовсе не умаляет значимости защиты тем или иным государством своих национальных интересов. Скорее наоборот. Государству необходимо затрачивать все больше усилий для охраны интересов страны и собственных граждан. Подобные интересы состоят, в частности, в создании необходимых условий для информационного производства во всех его видах, и, прежде всего, - науке и технологиях, в формировании механизмов постоянного восприятия промышленностью, сельским хозяйством, медициной и т. п. новейших технологий. Разрыв между высоким уровнем науки, исследовательских разработок и низким уровнем производства был характерен для советской экономики. В настоящее время, когда отечественная промышленность, по существу, переживает период стагнации, этот разрыв еще более увеличился. Нам представляется, что отстаивать национальные интересы необходимо, прежде всего, внутри страны. И лишь отчасти защита национальных интересов сводится к обеспечению достойного места страны на международной арене.