Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Восточные единоборства как онтологическое явление Ишмуратов Марат Михайлович

Восточные единоборства как онтологическое явление
<
Восточные единоборства как онтологическое явление Восточные единоборства как онтологическое явление Восточные единоборства как онтологическое явление Восточные единоборства как онтологическое явление Восточные единоборства как онтологическое явление Восточные единоборства как онтологическое явление Восточные единоборства как онтологическое явление Восточные единоборства как онтологическое явление Восточные единоборства как онтологическое явление
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ишмуратов Марат Михайлович. Восточные единоборства как онтологическое явление : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 : Уфа, 2004 143 c. РГБ ОД, 61:04-9/597

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические вопросы онтологического изучения восточных единоборств 16

1. Восточные единоборства как объект онтологии 18

2. Философско-мировоззренческие основания восточных единоборств . 33

3.Онтологический путь человека в восточных единоборствах: общая характеристика. 60

Глава II. Ведущие направления развития восточных единоборств: главные аспекты онтологического познания 71

1 . Гармония мира и человека в восточных единоборствах 73

2. Самосовершенствование человека в восточных единоборствах 95

Заключение 123

Список использованной литературы и источников: 132

Введение к работе

Думаю, не ошибусь, если скажу, что приемы борьбы зарождались и развивались вместе с развитием человечества. Еще на заре своего существования человек был вынужден вступать в борьбу с дикими силами природы и побеждать, для того чтобы выжить.

На развалинах древних цивилизаций Египта и Мессопотамии, во время археологических раскопок, были обнаружены иероглифы и рисунки (датированные примерно 3000г. до н.э.), изображавшие воинов в боевых стойках, напоминающих стойки современной борьбы и бокса. Через остров Крит эти боевые системы попали в Древнюю Грецию, где получили дальнейшее развитие. Так, в программу Олимпийских игр в VIII в. до н.э. были включены кулачный бой и борьба. В VII в. до н.э. греки объединили приемы борьбы и кулачного боя и создали панкратион - боевую систему, в которой, практически, не было правил и которая в дальнейшем вошла в программу Олимпийских игр.

Еще в 3000 г. до н.э. индийцы пользовались боевыми приемами, и мы знаем, что во времена Будды ( VI в. до н.э.) бойцовские качества считались необходимыми как для воинов, так и для священников. Некоторые буддийские документы зафиксировали три типа ведения боя: реверсивную технику, обмен ударами и комбинированные приемы.

В IV в до н.э. вместе с войсками Александра Македонского греческий панкратион попал в Индию, где соединился с местными боевыми системами. Позже 34 патриарх дзэн-буддизма Бодхидхарма принес с собой эту систему в Китай, в легендарный монастырь Шаолинь. Отсюда берут свое начало практически все„ восточные единоборства. Это и китайское ушу, окинавское каратэ, японское джиу-джитсу (дзю-дзюцу), корейское таэквондо, вьетнамское вьетводао, индонезийский пенчак-силлат и многие другие восточные единоборства, оказавшие огромное влияние на становление боевых систем

современности.

Актуальность исследования

Жители западных стран искренне удивляются, обнаруживая, что восточные военные дисциплины характеризуются как «искусство» в том смысле, что все они являются как бы одной из форм проявлений души, т.е. внутренней сущностью человека. Этот аспект восточных единоборств нелегко понять тому, кто незнаком с культурой Востока, если он не удовольствуется рассмотрением этих дисциплин как фактов социальной деятельности, представляющих собой искусство, чисто физическое по своей природе. Европеец еще более удивится, когда узнает о «безыскусном искусстве», которое намного превосходит обычные физические возможности человека и может быть продемонстрировано великими мастерами восточных единоборств.

Человеку еще предстоит доказать, что он наделен достаточной гибкостью ума и способен полностью избавиться от предрассудков в отношении других представителей человечества. Он все еще придает большое значение совершенствованию первой из древнейших технологий: изготовлению оружия и боевых систем, используемых для уничтожения себе подобных. Это заставляет его придавать своим политическим организациям и промышленным предприятиям военный характер.

Война продолжает быть составной частью истории и влиять на нее,

независимо от того, считаем ли мы войну благом для общества или фактором,

служащим для его разрушения. Когда все остальные доводы не помогают, она

остается единственным арбитром. Сегодня люди, так же как и в прошлом,

считают необходимым подразделять войны, руководствуясь соответствующими

принципами, на «справедливые» и «несправедливые».

Однако оба эти понятия не могут претендовать на универсальность.

Большинство решений развязать войну базируется на силе, а не на праве, и

редко можно оправдать войну с точки зрения морали, хотя это и пытаются

сделать с помощью рассуждений. Для безрассудного человека в ужасах войны

кроется очарование, в то время как для рассудительного воина - источник

отчаяния и безнадежности.

Становится очевидным, что в перспективе исторического развития человечества всегда будут люди, стремящиеся к войне и борющиеся за мир, но очень немногие из них целиком и полностью придерживаются только мирных или только военных взглядов. Суровая действительность войны всегда создает у людей, изнуренных войной, психологические предпосылки развития мирных признаков путем духовного озарения. Усталость от войн послужила внутренней причиной создания боевых искусств.

Наша страна переживает период, когда общество нуждается в разработке прогрессивных, научно обоснованных систем формирования человека с сильным телом, здоровой душой и высоким интеллектом.

Отчетливо видно, как обозначились основные проблемы нехватки духовных ценностей в обществе. Это, прежде всего, потеря нравственных ориентиров в сознании и поведении подростков, когда наряду со здоровыми началами возрождаются антигуманные идеи, снижается уровень нравственности.

Чтобы стать хозяином собственной судьбы, нужно рассматривать жизнь как бой, требующий четких и безошибочных решений в постоянно меняющейся ситуации.

История свидетельствует, что в критические моменты развития просвещения человеческая мысль обращалась к идеалам гуманизма, к нравственным основам образования и воспитания. Именно в развитии гуманистической культуры, в усилении нравственных основ социальной среды, общественных отношений и самой личности видится выход из нравственно-духовного кризиса.

Один из путей реализации совершенствования личности — в нравственном и физическом совершенствовании человека на основе нетрадиционных средств, с использованием восточных единоборств.

Степень разработанности темы.

В современном мире восточные единоборства до сих пор вызывают

немало разноречивых толков и представлений. В тех странах, где дзю-до,

каратэ, айкидо, муай-тай, шаолиньсы-цуань и прочие систематизированные формы рукопашного боя не прижились, о них судят главным образом по кинофильмам и случайным журнальным публикациям. В США, Франции, Англии, Голландии, где история многочисленных школ восточных единоборств насчитывает уже несколько десятилетий, с информацией дело обстоит лучше. Выходят десятки книг и журналов, раскрывающих практические аспекты тех или иных школ восточных единоборств, методические пособия, исторические обзоры.

Растущий поток специальной литературы, по сути дела, не проясняет главного глубинного смысла и внутреннего содержания восточных единоборств как древнего искусства борьбы, как науки жизни, которая совершенствовалась на протяжении тысячелетий, оставаясь уникальной сокровищницей знания для народов Востока. Чтобы приблизиться к истокам восточных единоборств как Учения, необходимо рассматривать его во всей совокупности исторических, религиозно-философских, культурных и медико-биологических факторов.

Совершенствование человека может быть достаточно эффективным и результативным в том случае, если оно не будет рассматриваться оторвано от окружающей среды, природной и социальной.

Тем не менее, трудно назвать работу европейского или американского автора, которая охватывала бы весь спектр проблем, заключенных в понятии «восточные единоборства». Содержательны, но отнюдь не исчерпывающи книги по военно-прикладным видам спорта, опубликованные за последние годы в Японии, Китае, Корее, Вьетнаме; они освещают лишь частичные вопросы или дают пересказ расхожих легенд. При этом работы восточных мастеров зачастую овеяны мистическим флером, изобилуют излишней экзотикой.

Важное значение для исследования проблемы совершенствования

человека имеет наследие индийских и китайских философов, рассматривающих

гармонию нравственных, духовных начал и физических характеристик в

человеке (Конфуция, Лао-цзы, Бодхихарма, Ле-цзы и др.). Большую ценность представляют их взгляды на проблему взаимодействия природы и человека, религии и культуры.

Аверьяновым В., Бурцевым Г. А., Малашенко С. Г.э Смирновым В. В., Сямиуллиным 3. С, Захаровым Е., Карасевым А., Сафоновым А.,

Заяшниковым С. и др. в последнее десятилетие в отечественной литературе обстоятельно разработаны подходы к данной проблеме, реализация которых дает положительные результаты.

Особый интерес в этой области представляют работы Делкура Ж., Вовк Н. М.9 Вихмана В. Д.э Жикаренцева В., Бишопа М-, Иванова-Катаньского А., Кука Д. Ч., Оямы М.э Куликова А., Оранского И. В., Фомина В. Л. и др.

Изучению восточных единоборств, нравственных и философских аспектов, лежащих в их основе, посвящены работы отечественных ученых- востоковедов: Долина А. А., Медведева А., Попова Г. В.? Маслова А. А., Абаева Н. В., Горбунова И. В.? Кочеткова А. Н., Музрукова Г. Мм

Кобзева А. И., Лукьянова А. Е. и др.

В разработке отдельных теоретико-методологических аспектов, в общефилософском плане рассматриваемой проблемы были использованы работы следующих авторов; Бондаренко В.Н., Вахитова P.P., Галимова Б.С., Кудряшева А.Ф., Кунафина М.С., Лукьянова А.В.Э Рахматуллина Р.Ю., Селиванова А.И., Поздяевой СМ.

Возросший в последние годы интерес к боевым системам Востока в какой-то мере способствовал усилению внимания к изучению их истоков, религиозно-философских аспектов, лежащих в их основе. Однако эти обращения остаются эпизодическими, нецеленаправленными.

В последнее время издано немало книг и брошюр, посвященных восточным единоборствам, в которых много внимания уделено историческим и этнографическим материалам становления и развития различным школ

восточных единоборств, а также переводных изданий зарубежных мастеров.

В них детально и подробно освящены прикладные аспекты тех, или иных видов восточных единоборств. Раскрыт целостный подход ко многим сторонам подготовки бойцов, разработаны новые подходы описания различных стилей и школ восточных единоборств. Много внимания уделяется базовой технике и общефизической подготовке, а также формированию необходимого боевого духа.

Вместе с тем, эти работы носят в основном описательный характер, затрагивают отдельные аспекты восточных единоборств, таких как, философия, лечебно-оздоровительные традиции, различные комплексы формальных упражнений, приемы самозащиты и т.д. Безусловно, эти книги полезны занимающимся единоборствами. Однако, на наш взгляд, философские и, особенно, онтологические аспекты, лежащие в основе восточных единоборств, отражены в них недостаточно полно.

Боевое искусство — не более чем один из способов войти в единую систему практического знания о мире. Таким же входом для кого-то является акупунктура, массаж, экстрасенсорика, астрология, — как и физика, и математика, и поэзия. Мы привыкли видеть в них совершенно разные вещи и изучаем их раздельно, тратя на это огромное количество времени, которое потом уже никто не сможет вернуть.

В старину говорили, что боевое искусство подобно горе, на вершину которой ведет множество тропинок — стилей, начинающихся в различных местах, но сливающихся воедино на вершине. Это естественно, поскольку их инструмент один и тот же — человеческое тело, дух и разум.

Предлагаемая работа — это попытка дать комплексный анализ зародившегося на Востоке «искусства борьбы» и проследить развитие традиции до наших дней. Значимость проблемы и вместе с тем ее неразработанность обусловили выбор обозначенной темы исследования.

Восточные единоборства — это философия; это неотъемлемая часть

философии даосизма и буддизма; образец отступления перед превратностями

судьбы, когда нужно слегка согнуться, а затем распрямиться с большей силой,

чтобы обладать терпением во всех делах, чтобы извлечь пользу из ошибок и уроков, которые преподает жизнь. Все это — многочисленные аспекты восточных единоборств; они учат нас способу жить и способу защищаться

Объект исследования: ведущие направления, стили и школы восточных единоборств. Восточные единоборства — это учение, сложный комплекс духовной и философской культуры, это многовековые традиции, находящиеся в непрестанном развитии.

Восточные единоборства борются с агрессией, но они не агрессивны, и злоба ж жестокость им чужды. В восточных единоборствах множество дорог, множество путей - одни занимаются оздоровительными системами, вторые -спортивными, третьи - прикладными системами. Но каким бы путем ни шел человек, он все равно приходит к одной и той же цели - совершенству. И становится не только более сильным, но и более добрым, честным, вежливым, умным, понимающим и человечным.

Предмет исследования: онтологические аспекты философского изучения восточных единоборств.

Части нашей Вселенной настолько переплетены, что одна ее часть, если можно так выразиться способна существовать только в связи с остальными. Любое движение также существует в связи с остальными, т.е. в связи с движением всего остального. Эта схема работает, применяя терминологию естественных наук, как силовое поле. Не существует отдельного центра, откуда берет свое начало какое бы то ни было движение пли действие. Какое бы действие ни происходило в данном конкретном месте, оно порождается сразу во всей системе.

Самое существенное в жизни - просто жизнь. Находясь в состоянии

наслаждения, не выходите даже на мгновение из него, чтобы осмотреться и

решить, получаете ли вы из данной ситуации все, что возможно. Или неудовлетворенные ощущением счастья, вы захотите почувствовать себя

счастливым, т.е. быть уверенным, что вы ничего не упустили. Жизнь

существует, когда проходит через нас неудержимым потоком, ибо тот, кто

живет, не осознает процесс жизни, и это - жизнь. Человек - часть природы, а не что-то противоречащее ей, и понимание цели или значения жизни должно прийти изнутри, выявиться в процессе самоанализа и самопознания. Иными словами, через процесс осознания всего, что относится к реальному для нас, не только в физическом смысле, но и в интеллектуальном, эмоциональном, а также духовном.

Способом -постижения Дао и обретения целостности для мастера . восточных единоборств было осознание Закона всеобщего соответствия, нормой жизни - адаптация к природе, обществу, стихиям.

Состояние естественности, естественной расслабленности считается в даосской натурфилософии залогом правильной циркуляции жизненной энергии в теле и гармонии с природой.

Осознав свое место в мире, постигнув единство всего сущего, относительность Добра и Зла, человек обретает душевное равновесие и покой, поколебать который не в силах никакие бури и грозы. Считая, что законы жизни постигнуты, просветленный адепт Дзэн (Чань) отказывается от мысли об . изменении этих законов-- его заботит лишь правильное следование естественному ходу вещей.

Цель исследования: концептуальное познание восточных единоборств как онтологического явления.

Восточные культуры необыкновенно популярны сейчас не только у нас, но и на Западе, поскольку это очень мощный поток духовного знания, как бы дополняющий в наших глазах культурные ценности христианства.

В христианской культуре из всех живых существ (или «тварных вещей», как сказано в Библии) человек - самое главное, поскольку он сотворен по . образу и подобию Бога.

В Индии, Китае, Японии традиционно смотрели на человека вовсе не как

на владыку мироздания и самую важную часть из всех «тварных вещей». В

буддийских, даосских культурах все, в сущности, сотворено по образу и

подобию Бога. Иными словами, по буддизму, лик Бога отражен не в человеке, а

во всех вещах. Поэтому в даосизме, буддизме, конфуцианстве мы видим человека не на вершине земной иерархии, над которой стоит только Бог, а видим его неразрывно связанным с природой, в окружении всего мира. Вот, может быть, в чем привлекательность восточных культур для нас, т.к. мы во многом утратили представление о месте и роли человека в мире и во Вселенной, утратили, говоря современным языком, экологическое мышление.

Совершенно очевидно, что и самого человека роль владыки природы стала устраивать далеко не всегда, поскольку окружающая среда загрязнена и продолжает загрязняться до такой степени, что мы стали как бы поедать свое жизненное пространство.

Сложившаяся ситуация цивилизованного самоедства заставила многих искать новые формы отношений с окружающим миром. Одно из следствий этого поиска - обращение к восточным культурам. В восточных единоборствах. в чайной церемонии, в японских трехстишиях (танка) - во всех этих и других феноменах восточных культур проявляется синтетический взгляд на мир, и человек рассматривается лишь как одна из составляющих этого мира. Задачи исследования:

1. Определить восточные единоборства как объект онтологии.

2. Рассмотреть философско-мировоззренческие основания восточных единоборств.

3. Дать общую онтологическую характеристику ведущих направлений развития восточных единоборств.

4. Изучить проблемы осуществления гармонии мира и человека в восточных единоборствах.

5. Рассмотреть проблему самосовершенствования человека в восточных единоборствах.

Методологической основой исследования послужили положения, .

разработанные в трудах мастеров восточных единоборств и философских

учениях, лежащих в основе восточных единоборств и оказавших влияние на

становление различных систем, а также теоретические разработки

специалистов-востоковедов и вытекающие из них выводы. (Вон Кью-Кит, ФунакосиГ., ЯмагучиМ. Г., Ли Брюс, Тарас А.Е., Бишоп М., ХацумиМ.э Хайес С, Судзуки Д., Кацуки С.э Паркер Э., Лукьянов А. Е., Конфуций, Норрис Ч. и др.)

Были использованы диалектический, метафизический, герменевтический и сравнительный методы познания, а также были использованы следующие принципы познания:

принцип соотношения объективности, субъективности и интерсубъективности;

- принцип целостности познания;

- принцип восхождения от абстрактному к конкретному и обратно;

- принцип соотношения детерменизма и индетерменизма;

- принцип развития.

Экспериментальный метод обучения и тренировки является общим в восточных единоборствах, так как он соответствует естественному образу человеческого мышления. В случае с воином в боевой обстановке возможное решение боевой задачи происходило на интуитивном уровне, и если оно давало хорошие результаты в бою, нужно было сохранить его как элемент тренировки.

Исходной базой разработки методики исследования явились концепции буддизма, дзэн (чань)-буддизма, даосизма, конфуцианства, являющиеся философской базой восточных единоборств.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Онтологическая концепция познания восточных единоборств.

2. Адаптированные к условиям современной науки подходы к изучению восточных единоборств как учения, как сложного комплекса знаний.

3. Содержание и определение исходных понятий, основных тенденций исследования и идейных истоков восточных единоборств.

Некоторые положения диссертации прошли апробацию на международной теоретической конференции «Философия и религия на рубеже тысячелетий» в 1999 г., на заседании кафедры философии и методологии науки БГУ в 2001 г., на семинарах, проходивших на кафедре боевой и физической подготовки УЮЙ МВД РФ на тему «Боевые приемы борьбы в органах внутренних дел» в -2002 г., на тему «Спортивно-массовая работа в органах внутренних дел» в 2003 г., на заседании кафедры философии и методологии науки БГУ в 2003г.

Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы использован комплекс методов теоретического и опытно-экспериментального исследования: анализ философской, психолого-педагогической и прикладной литературы по проблеме; работа в спортивном зале.

Научная новизна исследования состоит в определении методологических проблем онтологического познания и главных аспектов ведущих направлений развития восточных единоборств, в определении философии условий формирования единства духовно-нравственных концепций и религиозно-философских взглядов, лежащих в основе восточных единоборств, в синтезе восточного (чувственного) и западного (логического) способов познания:

- уточнено содержание понятия «восточные единоборства», которое трактуется как философское осмысление органического соединения онтологического и прикладного аспектов, возникшего на базе непосредственного и длительного взаимопроникновения по преимуществу даосской и буддийской философских традиций;

- определены- и конкретизированы философско-мировоззренческие основания восточных единоборств, к которым отнесены даосизм, буддизм, йога, традиционные теории китайско-тибетской медицины, дзэн-буддизм, конфуцианство, китайское учение о биоритмах;

- доказано, что главным философским основанием становления и

развития восточных единоборств является идея Пустоты, которая

прослеживается главным образом в идее «второго рождения», заложенной в

даосской, буддийской и конфуцианской системах воспитания личности;

- установлено, что восточные единоборства — это не просто искусства боя. Это стиль жизни, инструмент, позволяющий постигнуть цель и смысл существования;

- проанализированы принципы восточных единоборств, способные обогатить нашу собственную жизнь и жизнь других, окружающих нас людей, которые гласят: «Действуй, а не только рассуждай» и «Будь внимателен к . происходящему в данный момент»;

- обосновано, что атмосфера восточных единоборств - это атмосфера дзэн и дао. Методика подготовки основана на интуиции. Интуиция несет в себе определенную степень того, что можно назвать суггестивизмом (подсказывание, внушение- лат.)

Практическая и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем разработаны конкретные направления изучения различных философских систем, лежащих в основе восточных единоборств.

Эти наработки могут быть использованы не только в онтологии, но и в . истории философии, в социальной философии, в психологии, педагогике, социологии.

Развитие - и отдельного человека, и общества — неизбежно связано с разрушением целостности (следовательно, с потерей смысла жизни и духовной пустотой) и с попытками восстановления утраченного на новом уровне. Раньше мировые религии выполняли эту задачу, связывая людей общими символами вечности, воплощавшими единство и солидарность людей в рамках великих цивилизаций. Сегодня эти религии несут на себе отпечаток обособленности прежних цивилизаций друг от друга. Поэтому перед нами стоит проблема такой . интерпретации великих традиций, чтобы они воспринимались как различные ипостаси Единого. Ведь вся история развития человечества проходит именно такой путь: возникновение людей в одном месте, расселение их по всему земному шару и появление множества различий между ними

(антропологических, психологических, культурных), слияние в единую

великую семью. Известно в то же время, что жизненный путь отдельной человеческой особи моделирует путь всего человечества

Восточные единоборства — это один из видов деятельности, который предоставляет возможность самопознания по всем категориям. Самая высокая ступень лестницы личных успехов — это следование честному самовыражению. Его достижение, требует от человека стать «мастером жизни» — результат строгой приверженности к духовной и интеллектуальной искренности.

Достоверность полученных результатов обеспечена опорой на соответствующие исследования в области восточных единоборств, надежностью используемых методов исследования, репрезентативностью эмпирических материалов, необходимых и достаточных для качественной характеристики предмета исследования.

Восточные единоборства как объект онтологии

Действительно, трудно видеть ситуацию просто - наш ум весьма сложен. Легко научить человека быть искусным, но трудно научить его иметь собственную позицию. Чтобы осознать, ум должен научиться смотреть на жизнь как на широкое движение вне зависимости от времени. К истине нет какого-то неизменного пути. Она живая и, следовательно, изменяется. Понимание требует не только обостренного восприятия, но и постоянного процесса познания. Перед человеком, серьезно практикующим восточные единоборства, рано или поздно встает вопрос о роли сознания. Ибо восточные единоборства - это психофизическая деятельность, то есть динамическое взаимодействие души и тела, психики и организма, сознательного и бессознательного. Любая конкретная форма мышления не укладывается полностью в рамки строгой логичности или строгой ассоциативности. Однако можно сказать, что в науке господствует тенденция к слову-термину и к связи терминов по законам логики и математики. А в искусстве существенно преобладает тенденция к слову-образу и к свободной ассоциации образов, метафор, естественным путем сплетающихся в замысловатый узор.

Суть восточного понимания роли индивидуального сознания в любой деятельности (не только боевой) в том, что просто технического знания приема боя недостаточно для того, чтобы стать настоящим мастером боевого искусства. Надо еще, чтобы сознание человека достигло определенного состояния, называемого по-японски «мусин» - «отсутствие разума». Такое состояние означает выход за пределы оппозиций «бытие-небытие», «жизнь-смерть», «я-не-я»,-.«добро-зло».

С точки зрения современной философии, состояние «мусин» - это уровень нагляднодейственного мышления (или мышления, растворенного в действии), когда тело человека становится, так сказать, «автоматом» относительно его собственного сознания.

В отличие от Востока, рационализированный Запад всегда стремился использовать в боевых искусствах рефлексию. Ведь главной силой и достоинством человека всегда считалось на Западе наличие у него разума, позволяющего ставить цели, планировать пути их достижения и менять планы в случае неудачи. -.

Точный расчет, заранее отработанный трюк или финт, сложная, но выверенная до мелочей комбинация всегда отличали западных мастеров единоборств.

Итак, в общем смысле западный подход к подготовке сознания для поединка выражается в детальной регламентации возможных действий и неукоснительном выполнении заранее составленного плана.

Человек неразрывно связан со Вселенной (Космосом) и сам является микрокосмосом, то есть устроен на тех же принципах, что и Космос. А раз так, то разобравшись с устройством «внешнего» мира, можно судить о мире «внутреннем».

Развитие - и отдельного человека, и общества - неизбежно связано с разрушением целостности (следовательно, с потерей смысла жизни и духовной пустотой) и с попытками восстановления утраченного на новом уровне. Раньше мировые религии, выполняли эту задачу, связывая людей общими символами вечности, воплощавшими единство и солидарность людей в рамках великих цивилизаций. Сегодня эти религии несут на себе отпечаток обособленности прежних цивилизаций друг от друга. Поэтому перед нами стоит проблема такой интерпретации великих традиций, чтобы они воспринимались как различные ипостаси Единого. Ведь вся история развития человечества проходит именно такой путь: возникновение людей в одном месте, расселение их по всему земному шару и появление множества различий между ними (антропологических, психологических, культурных), слияние в единую великую семью. Известно в то же время, что жизненный путь отдельной человеческой особи моделирует путь всего человечества.

Представители лингвистического направления в философии утверждают, что большинство проблем и недоразумений в науке, политике и обыденной жизни возникает из-за того, что разные люди по-разному понимают смысл одних и тех же слов. Это абсолютно верно и в отношении боевых искусств.

Восточные единоборства — это учение, сложный комплекс духовной и философской культуры, это многовековые традиции, находящиеся в непрестанном развитии.

Восточные единоборства практикуют не только ради здоровья или обучения самозащите, но также для развития ума. Даосские священники и буддистские монахи применяли восточные единоборства как философию, образ мышления, где практикуют образцы отступления перед превратностями судьбы, чтобы слегка согнуться, а затем распрямиться с большей силой. Частью восточных единоборств как дисциплины являются такие качества, как терпение и умение извлекать пользу из своих ошибок1.

Обучение восточным единоборствам основано на идее самоактивности. Только она гарантирует успешное обучение. Это творческая активность, которая ищет, открывает, осмысливает и дает результаты. В качестве основной концепции обучения самоактивность содержит идею, что ученик должен выработать желание тренироваться, испытывать необходимость в тренировках как в чем-то жизненно важном.

Концепцию постижения восточных единоборств можно сравнить с процессом обучения устной речи и письму, когда ребенок учится говорить, он сначала усваивает отдельные звуки, затем начинает составлять из них слова, а еще позже соединяет эти слова в целые фразы. Если представить, что каждое техническое — это звук или слог, то станет понятным, что имеется в виду. То есть, элементы базовой техники — это своего рода «словарь», дающий возможность «разговаривать» на языке движений в соответствующих ситуациях.

Философско-мировоззренческие основания восточных единоборств

В древности и средневековье, по крайней мере на Востоке, не было строгого деления на религию, философию и науку. И даосизм, и буддизм, и конфуцианство (как, впрочем, и ислам) сочетали в себе свойства религии, философии, науки и чисто этического учения. Как правило, все синкретическое «учение» формировалось в развернутом или закодированном виде в письменном источнике.

Ошибочно считать восточные единоборства разновидностью религии. Они также не являются церемонией или ритуалом - специальным средством выражения этикета. Не относятся они и к действиям, демонстрирующим ловкость и умение. Если рассматривать восточные единоборства как трехразмерные формы, то приоритеты распределятся следующим образом: 1) дисциплина, 2) бой, 3) эстетическая форма.

Для Китая первым «священным писанием» явилась «Книга перемен» («И-цзин»), содержавшая в виде математических и образных символов все представления мыслителей древности о мире и человеке. На протяжении более трех тысяч лет «Книга перемен» составляла базу даосской философии, медицины, астрологии, исторической науки и всех восточных единоборств. В области восточных единоборств значение ее сохраняется и по сей день.

Исходным для всех даосских школ восточных единоборств положением можно считать следование правилу уравновешивания полюсов, компенсации активного действия пассивным противодействием и оптимального разрешения противоречий. В единоборствах каждое движение дополняется своей противоположностью: за поднятием руки следует опускание, за шагом вперед — шаг назад, за концентрацией энергии — излияние энергии, за окончанием одного действия или серии действий — начало другого действия или серии действий. Плавное перетекание, непрерывная смена движений сравниваются со спокойным потоком равнинной реки, мощным и уверенным, преодолевающим все препятствия на пути.

«Природа, достигнув совершенства, возвращается к свойствам. Свойства в высшем пределе становятся тождественными первоначалу, становятся пустыми, а пустые — великими», — сказано у древних1.

В основе всего даосско-буддийского миропорядка заложена идея Пустоты, Небытия. Ее математический символ — ноль, пространственный — круг, умозрительный — пустота. Но это идеалистическое построение несет в себе странную потенцию. Если сумма и произведение всей тьмы вещей в мире равны нулю, то и каждая вещь в отдельности равна нулю, то есть мнима. Но если так, то Вселенная равна человеку, а человек равен Вселенной и может стяжать всю ее мощь — если сумеет найти правильный способ, Путь. Итак, дело в поисках Пути. Это чередование движения и покоя создает инь и ян, которые, в свою очередь, порождают пять сил: Воду, Огонь, Дерево, Металл и Землю. Эти пять сил составляют одну огромную систему инь-ян, а уже инь-ян составляет Великий Принцип;

— йога, как система психотренинга, физического и духовного совершенствования человека в ее многочисленных разновидностях с учетом трех основных национальных форм: индийская йога, тантрическая буддийская (китайская, тибетская, японская) йога и даосская (китайская) йога (приверженцы тантрического буддизма в Индии, Китае, Тибете, а позже в Корее и в Японии превратили йогу в единственный способ достижения «трансцендентной мудрости» и обретения «великой энергии». В их мистическом учении о Высшем разуме были заложены богатые возможности самосовершенствования. Тантризм создал теорию перехода от обычного «ограниченного» сознания смертного к «просветленному» сознанию йога);

— традиционные теории китайско-тибетской медицины о циркуляции жизненной энергии ци (ки), о точках и меридианах, об их связи с внутренними организмами, о развитии энергетики организма (цигун). (Восточная медицина делает упор на активизацию естественных биологических возможностей человека, чтобы предотвратить болезнь и улучшить общее состояние организма, а если организм все же поражен недугом, задача врача — выявить его первопричину, ликвидировать ее и восстановить утраченную гармонию с природой);

— «бионика» древности, наблюдение за повадками животных, из которых возникли так называемые «звериные» стили восточных единоборств. (В попытке осмыслить закономерность вселенских метаморфоз, исходя из принципов естественности и целостности мироздания, древние даосы, а вслед за ними и последователи других учений стремились следовать Пути различных живых существ, собратьев человека по среде обитания.);

— локальные системы рукопашного боя и ритуальные боевые танцы различных племен и народностей; — опирающаяся на теории даосских мыслителей военная наука древнего Китая, в которой сформулированы принципы стратегии и тактики борьбы. (Эпоха утверждения философии даосизма, связанная с именем Лао-цзы, была также эпохой становления военной науки в Китае. В сложившемся на протяжении последующих веков «каноне военной науки», так называемом «Семикнижии» («У-цзин»), важнейшее место принадлежит трактату выдающегося полководца конца VI — начала V вв. до н.э. Сунь-цзы. Его книга «Сунь-цзы» с равным успехом использовалась и князьями, и военноначальниками, и бродячими рыцарями, и теми мастерами воинских искусств, которые предпочитали совершенствовать свои познания и навыки вдали от людей, в глубине гор и лесов.);

— буддийская психотехника, позволившая добиться поразительных результатов в концентрации и самовнушении. (Хотя буддизм всегда считался самой миролюбивой из всех мировых религий, именно в нем сложились наиболее благоприятные предпосылки для развития классических воинских искусств Востока.); — чань (дзэн) — тренировка тела и духа во имя достижения высших истин.

Тренировки, достигающие твердости духа, уверенности и удовлетворения. Постоянные тренировки, превращающие изначально низкую мотивацию ученика в целенаправленное желание, лишенное страха неудачи, победить или превзойти, желание, лишенное также эгоистического начала. Основанное на классической «Алмазной сутре» учение чань (дзэн) нашло отражение в эмблеме, которая в наши дни украшает стены многих спортивных залов Китая, Вьетнама, Кореи и Японии. Это изображение круга с двумя пересекающимися изогнутыми линиями — аллегория бытия Вселенной и человека, отчеркнутые дугообразными кривыми доли олицетворяют взаимопереходящие начала инь-ян, вихреобразные метаморфозы пяти стихий.

Гармония мира и человека в восточных единоборствах

Знания о восточных единоборствах накапливались столетиями. Улучшались также различные системы, но некоторые использовали знания в своих целях. Из-за излишней таинственности в настоящее время стандарты восточных единоборств не отвечают предыдущим уровням. Правда, что один будет заимствовать у другого, и наоборот, однако часть знаний утеряна навсегда, и сомнительно, что эти секреты когда-нибудь будут обнаружены, хотя улучшения коснулись многих современных стилей восточных единоборств .

До сегодняшнего дня многие школы восточных единоборств успешно защищают себя от людей, которые, получив в них знания, могут использовать их во зло. Ученик допускается к познанию техники лишь после того, как он доказал чистоту своих намерений и помыслов и прошел тесты на добродетели — честность, прямоту и т.д. К сожалению, в некоторых школах человек сначала получает технику, а потом уже начинает совершенствоваться духовно — все его знания без духовного начала бессмысленны. Таковы принципы восточных единоборств: когда встречаются развитое тело и развитая техника, побеждает техника, когда встречаются развитая техника и развитой разум, побеждает разум. Так что, в какой бы школе, каким бы стилем ни занимался человек, в процессе занятий он отбрасывает все недобрые намерения, если они у него были, и становится совсем другим человеком, становится чище, добрее, разумнее2.

Самую большую сложность представляют сгруппированные в определенной последовательности «на все случаи жизни» комбинации приемов нападения и защиты — свои в каждой школе восточных единоборств. Именно эти комбинации, включающие от двух до восьми движений, и содержат пресловутые «секреты» различных школ и стилей восточных единоборств. В них находят отражение кардинальные идеи теоретиков школ о взаимодействии сил инь и ян, о пустоте и наполненности, о пассивности и активности, о мягкости и жесткости, об использовании в своих интересах силы противника3.

Восточные .единоборства основываются на символе инь-ян — паре взаимодополняющих и взаимозависимых сил, которые действуют в этой Вселенной постоянно, непрерывно... Инь-ян — это два сцепленных дополнения. Этимологически два сцепленных — знаки инь и ян означают темноту и свет. Древний знак инь, темная часть круга — это изображение облаков и холма. Инь может представлять во Вселенной все негативное, пассивное, мягкое, внутреннее, хрупкое, женское начало, луну, темноту, ночь и т.д. Вторая дополняющая половина круга — ян. Нижняя часть знака означает косые солнечные лучи, в то время как верхняя олицетворяет солнце. Ян может представлять все позитивное, активное, твердое, внешнее, прочное, мужское начало, солнце, яркость, день и т.д. Распространенная ошибка большинства мастеров боевых искусств — восприятие этих двух сил, инь и ян, как дуалистических (отсюда так называемый мягкий стиль и твердый стиль). Но инь-ян — это одна неразделимая сила беспрерывного взаимодействия движения. Они замыслены как одно по своей сути или как две сосуществующие силы одного неразделимого целого. Они и есть причина и следствие, но их следует воспринимать как звук и эхо, свет и тень. Если это единство воспринимать как две раздельные сущности, осознание конечной реальности восточных единоборств будет недостижимо .

Методика обучения во всех школах восточных единоборств, к какому бы направлению они не-относились, существенно отличалась от той, что испокон веков укоренилась на Западе. В странах Европы любой дворянин, располагавший достаточными средствами, мог нанять себе учителя фехтования на несколько месяцев и посещать занятия в свободное от охоты и пиров время. Отношение к подобным учителям, которые входили в категорию обслуживающего персонала, было соответствующим. Наиболее предприимчивые учителя могли открыть платную школу в городе, но и здесь их статус немногим отличался от статуса трактирщика или владельца колбасной лавки. За установленную плату ученикам преподносился определенный набор приемов по принципу «деньги-товар», и на этом все контакты учителя с его учениками прерывались. Никакие моральные обязательства более не связывали молодого человека со своей школой, которую он посещал, а поскольку занятия были в большинстве своем индивидуальные, то не могло быть и речи о возникновении какого-то «университетского братства». Совсем иные связи устанавливались между учителем и учениками на Востоке — будь то в Китае, Японии, Корее или во Вьетнаме.

Прежде всего, школа восточных единоборств не умирала вместе с учителем. Подобно даосской секте, раз возникнув, она продолжала жить во времени.

Устойчивость традиции держалась на постоянстве и преемственности методов тренировки, на верности заветам «Отца-основателя».

Применительно к дому учителя, где, как правило жили большинство учеников, использовалось понятие «врата» («мэнь»-кит.; «мон»-яп.). Поступать в школу означало «войти во врата». Состоять в школе означало «пребывать за вратами», пройти обучение означало «выйти из врат». Хотя в подобных терминах явно содержится намек на реалии, ибо дома в Китае и Японии действительно были окружены высокой оградой с воротами, а занятия проводились во дворе, прежде следует учитывать влияние религиозно-философской символики. Ведь во всем восточно-азиатском культурном регионе традиция передачи знаний всегда была связана с идеей постижения Пути и следования по предназначенному Пути. Соответственно, врата в дом учителя были вратами к высшему знанию, обретению абсолютной истины, «второму рождению». Учитель априори считался носителем истины, который переливает свои знания в ученика, наделенного от природы лишь физической, но не духовной сущностью. Таким образом, ученик до «вхождения во врата» мог рассматриваться посвященными членами школы как бледная тень собственного эго, совершенно неразвитого, пребывающего в эмбриональном состоянии. Само собой разумеется, он не заслуживал уважения «настоящих людей», поскольку даже физическая его сущность оставалась неразработанной, скованной, косной.

Идея «второго рождения» была заложена и в даосской, и в буддийской, и в конфуцианской системах воспитания личности. Ко всем трем приложимы изречение Ле-цзы: «Начинаю с воспитания привычек и взращиваю характер, а в конечном счете получаю судьбу» .

Самосовершенствование человека в восточных единоборствах

Восточные единоборства — это не просто искусства боя. Это стиль жизни, инструмент, позволяющий постигнуть цель и смысл существования. Во время долгих жарких часов тренировок каждый проходит через множество тестов. Они позволяют проявиться силе характера и часто заставляют «прыгнуть выше головы». Достигнув нового уровня, познав новую технику, видишь следующий этап, требующий еще больших сил и трудолюбия. Как в жизни, когда решишь проблему и обнаруживаешь, что это решение породило новые и более сложные проблемы.

Стремление к бесконечному совершенствованию техники развивает настоящий бойцовый дух, помогающий тем, кто занимается восточными единоборствами многие годы, преодолеть трудности, готовые остановить кого угодно1.

Наряду с простотой, прямотой и действенностью своих поступков и слов, вы сможете и иным образом привнести принципы восточных единоборств в свою повседневную жизнь. Два принципа восточных единоборств, способные обогатить вашу собственную жизнь и жизнь других, окружающих вас людей, гласят: «Действуй, а не только рассуждай» и «Будь внимателен к происходящему в данный момент»1.

Наставника восточных единоборств отличала глубина его мастерства, а не широта знаний, хотя большинство наставников были довольно начитанными людьми.

Запад и Восток имеют совершенно различный подход к проблеме дела и слова практики обучения. В восточной традиции делается упор на практику, тогда как на Западе — на слово или обучение.

Обычно, когда на Востоке ученик занимается под руководством наставника, будь то дзэн, боевые единоборства, йога или иного рода дисциплины, он полностью доверяет учителю и делает все, что тот говорит. И такой ученик не знает практически ничего, за исключением тех немногих сведений, которые получает от учителя.

Большинство на Западе посчитали бы такое смиренное поведение странным и неразумным, и в какой-то мере они правы. Многие на Западе относятся к учителю, как к равному, с кем они могут чувствовать себя непринужденно, порой даже нехорошо обходиться с ним. Во-вторых, западные люди довольно настырны: они не только будут донимать учителей вопросами, но и постараются прочесть по интересующему вопросу как можно больше2.

Вообще-то, по сути дела, вся наша жизнь—борьба, борьба со своими страхами, ленью, своими болезнями, надвигающейся старостью.

Как говорится в древней индийской пословице: «Мужественный воин победит тысячу неприятелей, но самый мужественный воин сумеет победить еще и себя». Сразиться с тысячью врагов И победить Любой из нас достоин; Но только тот, кто победит себя, Достоин звания: великий воин.

Восточные мудрецы утверждали, что Вселенная равна человеку, а человек равен Вселенной, следовательно, он может обладать всей ее мощью, но для этого ему нужно найти правильный способ, свой путь. Согласно учению, для человека существует пять возможностей достижения совершенства: путь монаха, путь мага, путь философа, путь йога, путь воина. Только для выбравшего свой путь и верно ему следовавшего доступно слияние с мировой гармонией, достижение внутреннего равновесия, т.е. обретение Дао1.

Не победа над противником была конечной целью изучения восточных единоборств, но победа над самим собой, окружающим миром, природой, космосом2.

Предназначение восточных единоборств - служить моделью поведения в мирской жизни и в духовной. Если же оно изучается для развлечения или из прихоти, невозможно достичь полного понимания того, что вы изучаете. Для достижения такой цели, как самосовершенствование, требуется усилие и время, причем спешка здесь не нужна.

В средние века восточные единоборства требовали от человека всей жизни. Их девизом было: «Все или ничего!» Старые мастера сравнивали боевые искусства с кипятком—стоит ослабить огонь в груди, как кипяток превращается в простую воду. Но сами по себе занятия восточными единоборствами не обязательно должны были превратить человека в сурового подвижника, которому чужды радости жизни. Пламя, возникшее из внутренней энергии, не сжигало—оно дарило тепло и свет. Самопознание в процессе освоения восточных единоборств обостряло и восприимчивость человека к прекрасному, к живой природе, к искусству. Изрядная часть трактатов и наставлений по кулачному бою представляют собой поэмы с красочными сравнениями и впечатляющими метафорами. Не трать время даром Будь ты молод или стар, Учись ударом отвечать на удар. Пусть крепче булатной стали Станет твоя рука, Чтоб зря враги уповали На мощь стального клинка. (Из трактата по Окинава-тэ, VIII в.)1

Самым главным занятием для адептов боевых искусств (независимо от того, чем они зарабатывают себе на жизнь) является внутренняя работа над самим собой. Она ведет к достижению такого состояния души, которое свободно от всего житейского, заполняющего обычно человеческое сознание. Это не отрицает реальной жизни. Отвергается только отождествление жизненно важного (основ бытия) с житейской суетой, высших проявлений духа с повседневной мелочевкой2.

Освобождение от повседневной суеты, от всего, чем вдохновляется большинство людей, ведет к абсолютной духовной свободе. А эта свобода дает возможность понять истинную сущность и смысл человеческой жизни, скрытые обычно иллюзиями мысли. Интеллектуально—новое видение мира; эмоционально—успокоение духа, его безмятежность; в волевом отношении— независимость от окружающих людей и обстоятельств3.