Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие философии и науки в средневековой исламской философии IX-XII вв. Диванаева, Бахаргуль Аразмухаммедовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Диванаева, Бахаргуль Аразмухаммедовна. Взаимодействие философии и науки в средневековой исламской философии IX-XII вв. : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Москва, 2000.- 128 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/159-6

Введение к работе

Актуальность темы исследования Необходимость углубленного анализа духовной культуры средневекового исламского общества обусловливается следующими обстоятельствами.

  1. Потребностями национального возрождения стран Среднего, Ближнего Востока, Центральной Азии. На нынешнем этапе развития общества призванном задать средства, формы потенциального духовного самоопределения, следует точно очертить собственные корни, истоки. В самом широком смысле это - традиция, наследие, подключение "к которым, непредвзятое критическое освоение которых выступают фактором PRIMA ожидаемого национального роста.

  2. Логикой совершенствования, оптимизации внутри философских,. метафилософских, культурологических, социально-политических, правовых исканий. Достаточно принять во внимание, что средневековое исламское мировоззрение а) не только прошлое, но в значительной мере и настоящее ряда держав Азии и Африки; б) инспирирует творческие процессы в философии, позволяя глубже понять философствование как таковое; в) обогащает наличные представления нетрадиционными для современного мышления импульсами.

В течение эпохи средневековья (VIII - XV вв.) на Среднем и Ближнем Востоке исследователи особо выделяют IX -XI вв., - период, который принято считать золотым веком развития науки и культуры. Это -эпоха так называемого "мусульманского ренессанса", которая характеризуется бурным развитием науки. Ученые и философы средневекового Востока внесли большой вклад в разработку проблем типологии наук, взаимодействие наук с философией.

Рассмотренная как проблема отношение философии и науки имеет множество сторон. Это вопросы "меры научности" философских построений,1 достоверность философского знания, специфика доказательства в философском споре и т.д.

В известном смысле над ними возвышается вопрос: в каком социально-культурном контексте возникает различие, а затем противопоставление философии и науки. Вопрос этот далеко не решен.

Суть в том, .что философия и наука не только разнятся, но и имеют нечто глубоко родственное, требующее понимания.

Степень разработанности проблемы. Духовное наследие народов Ближнего и Среднего Востока в течение многих десятилетий является предметом пристального внимания как отечественных, так и зарубежных востоковедов, философов, представителей целого ряда гуманитарных наук, исследования которых способствовали формированию новых направлений в изучении бесценного богатства восточной культуры. Весомый вклад в осмысление научного наследия арабо-мусульманских мыслителей внесли С.С. Айни, В.В. Бартольд, Е.Э. Бертельс, А. М. Беленидкий, С.Н. Григорян, И.Ю. Крачковский, Е. Кеннеди, С. Наср, Сайд Нафиси, К. Пинес, Б. А. Розенфельд, А.А. Семенов, СП. Толстое, Е.А. Фролова и др.

Помимо коллективных трудов, приуроченных к юбилеям представителей науки и культуры этого периода, имеется немало специальных исследований, где раскрываются научный вклад и мировоззрение ряда мыслителей IX - XII вв. Осмыслению мировоззрения, роли места Абу Бакра ар-Рази, аль-Фараби, Бируни, Ибн Сины, Носири Хосрава, Омара Хайяма, Фахриддина Рази и других были посвящены исследования М. С. Асимова, А. А. Ахмедова, М. Б. Баратова, А. М. Богоутдинова, М. Н. Болтаева, П. Г. Булгакова,

М. Д. Диноршоева, В. Ю. Захидова, Т. Н. Кары-Ниязова, А. X. Касымжанова, У. И. Каримова, А. Ш. Комилова, А. К. Кубесова, Н. А. Кулматова (Арабзода), Г. П. Матвиевской, И. М. Муминова, А.Ф. Файзуллаева, М. М. Хайруллаева, А. Д. Шарапова и др1.

При работе над проблемой автор, естественно, опирался на сделанное. Вместе с тем он убеждался: комплексному изучению темы с учетом общих тенденций становления, развития гносеологических концепций корифеев философии и естествознании IX-XII вв., благодаря трудам которых стала возможной преемственность в теории познания, уделено явно недостаточное внимание. Это касается в первую очередь мотивации познания, статуса опытного знания, инкорпорации философских идей в науку. Работы по проблематике контактов науки и философии в средневековой мусульманской мысли можно разделить на две группы. Первая - работы А. Броккельмана, Е. Кеннеди, Д. Кинга, Б.А. Розенфельда, А.П. Юшкевича, Г.П. Матвиевской, М.М. Рожанской, А.К. Кубесова, А. Ш. Комилова, И. Ходжиева, И.Д. Файзиева, Х.Ф. Абдулло-заде, М. Ахадовой и др., исследующие конкретно научные сюжеты. Вторая - тексты философской или историко-философской направленности. К ним можно отнести работы А.М.Богоутдинова, М.М.Хайруллаева, И.М.Муминова, М.Диноршоева, Н. Кулматова и др.

Предмет исследования - исторические формы взаимодействия философии и науки.

' См.: Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии.-Душанбе. 1961; Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирака VII-XII вв. -М., I960: Хайруллаев М.М. Абу Наср ал-Фараби.-М., 1982; Захидов В.Ю. Три титана.-Ташкент:, 1973; Комилов А.Ш. Физика ар-Рази и Ибн Сина.-М., 1999; Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины.-Душанбе, 1985; Файзуллаев А.Ф. Проблемы противоречия в трудах классиков естествознания и философии Средней Азии.-Ташкент,1974; Кулматов Н. Фахридцин Рази.-Душанбе, 1980 и др

Объект исследования - взаимодействие философии и науки на материале творчества ученых и мыслителей средневекового мусульманского Востока.

Теоретико-методологическая основа работы представлена сочетанием различных исследовательских подходов, обусловленных логикой трансформации понятий, структурной организацией объекта и предмета, целями и задачами поиска. В ней использованы системная социологическая, эволюционная, цивилизационная, аксиологическая стратегии изучения реалий..

Предпочтение отдавалось методам сравнительного и сравнительно-исторического анализа. Использованы общенаучные, философские, социологические методы, в том числе метод диалога культур, исключающий неадекватные оценки наследия памятников на базе актуализма, презентизма. В центре внимания в качестве эвристических регулятивов, препятствующих искажению реконструкции природы вещей, фигурируют убеждения:

— Аппарат историографического исследования, наработанный в рамках идеологии европоцентризма, часто не способен уловить специфику "Востока", в частности исламской философии -современной, и тем более тысячелетней давности. В литературе до сих пор присутствуют уничижительные оценки средневековой философии, что можно объяснить живучестью традиций "Просвещения". В этой парадигме "средневековье" ассоциируется с понятиями "стагнация", "предрассудки", "духовный деспотизм", "темнота" и т.п. Однако, как справедливо замечает А.Я. .Гуревич, "мы ничего не поймем в средневековой культуре, если ограничимся соображением, что в эту эпоху царили невежество и мракобесие"2.

2 Гурезич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1969. С. 19.

— Реконструкции, осуществляемые на языке "светской" философии, не позволяют адекватно оценить, понять содержание философии религиозной. Обратимся к авторитетам. "Теологическая идея выполняла для средневекового философа ту же регулятивную функцию, какую для античного выполняла эстетико-космическая, а для философа Нового времени - идея научного знания"3. "Религия для людей средневековья - высшая истина, вокруг которой группировались все их представления и идеи, истина, с которой были соотнесены их культурные и общественные ценности, конечный регулятивный принцип всей картины мира эпохи"4.

Вульгарно понятый социально-классовый анализ в парадигме "исторического материализма" затушевывает специфику имманентного движения философской мысли. Как отмечает М.С. Капица, "для наших работ были характерны поиски классовой борьбы во всех без исключения цивилизованных обществах, классовой основы в любых общественных движениях - этнических, культурных, религиозных, конечно- политических. Были характерны обязательное преувеличение степени эксплуатации и обнищания народных масс, полное игнорирование прогрессивной роли "эксплуататорских классов", преклонение перед насилием, когда наиболее "прогрессивными" признавались те движения, которые были наиболее кровавыми, а те лидеры и движения, которые отступали перед угрозой гражданской войны, презирались за "нерешительность" или даже клеймились как "предатели""5. Оценки в терминах "прогрессивное -реакционное", как сейчас стало очевидным, оказались эмпирически фальсифицированными реальным ходом мировой истории. Важен

1 Майоров Г.Г. Средневековая философия. М.. 1979. С. 5.

4 Гуревич А.Я. Категории ... С. 19.

5 Капица М.С. Новые подходы в теориях и методиках востоковеденых исследований //
Восток. Афроазиатские общества: история и современность. 1992. №2. С. 6.

действительно социокультурный анализ ситуации "человек и мир" в разные исторические эпохи, а не социологизаторские натяжки.

Цели и задачи работы Основной целью исследования является анализ взаимодействия философии и науки на примере научного творчества корифеев мыслителей средневекового мусульманского Востока.

Конкретизации данной цели способствовало решение следующих задач:

  1. выявить характер взаимосвязей конкретных отраслей знаний и философии;

  2. исследовать степень влияния античного, эллинистического наследия на становление, развитие взглядов представителей философии и естествознании средневекового мусульманского Востока;

  3. уточнить роль, место философии в классификации наук, мыслителей средневекового мусульманского Востока.

Научная новизна работы. Научная новизна исследования заключается в следующем:

выявлен характер взаимосвязей философии и науки на средневековом мусульманском Востоке: мыслители средневекового Востока высказали ряд ценных науковедческих идей о формах связи между различными отраслями знаний. Рассмотрены такие формы междисциплинарных связей, как пропедевтическая, методологическая междисциплинарная ("стыковая"); можно говорить о существовании особого, относительно самостоятельного этапа развития систематизации научного знания, идеи взаимосвязи наук;

установлено наличие творческих влияний античного, эллинистического наследия на формирование взглядов средневековых мусульманских авторов. Мусульманские философы, следуя традиции Аристотеля и сообразуя ее с развитием наук своего времени,

классифицировали возможные посылки знания по степени их достоверности, а способы выведения из них утверждений — по степени надежности получения истины. В этой классификации самое высокое место (как наиболее близкая к "совершенному познанию") занимала философия;

уточнена роль, место философии в классификации наук средневековых мусульманских мыслителей. В основу классификации мусульманские мыслители кладут принципы объективности, субординации, возрастающей конкретности, взаимосвязи и систематичности конкретных наук;

реконструировано ядро теоретико-познавательной концепции мусульманских философов - учение об активном разуме. Выявлены этапьгстановления этого учения и его философская суть, которая состоит в преодолении субъективно-эмпирического понимания процесса познания, в выходе за пределы чисто психологического истолкования природы познания, в выделении момента взаимодействия объекта и субъекта.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа восполняет пробел, который существует в изучении научно-философского наследия арабо-мусульманского Востока. Анализ гносеологических воззрений прогрессивных мыслителей и ученых, изучение их трактатов и других источников дают возможность объективно оценить уровень развития гносеологической мысли того периода, выявить ее специфические и общие закономерности, определить место в системе духовных ценностей IX-XII вв.

Анализ исследуемого материала позволяет проследить основные закономерности развития философской мысли на средневековом мусульманском Востоке.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных положений для решения актуальных задач, стоящих перед философией, востоковедением: в исследовании проблем взаимовлияния культур; в анализе статуса религиозно-духовных факторов в культуре мусульманских народов; в исследовании концепций ориенталистов, их гносеологических, мировоззренческих установок; в качестве методологического инструментария в разработке принципов исследования философии арабо-мусульманского Востока.

Материалы диссертации могут быть использованы при составлении учебных пособиях по теоретической философии, истории философии мусульманского Востока.

Апробация работы.. Основные положения диссертации докладывались на семинарах кафедры философии философского факультета МГУ. Материалы работы апробировались автором на региональных конференциях молодых ученых. Диссертация обсуждалась на кафедре философии философского факультета МГУ и была рекомендована к защите.

Структура диссертации обусловлена ее задачами и соответствующим способом" исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.