Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимосвязь материальных и идеологических общественных отношений (философско-социологический анализ) Ершова И.А.

Взаимосвязь материальных и идеологических общественных отношений (философско-социологический анализ)
<
Взаимосвязь материальных и идеологических общественных отношений (философско-социологический анализ) Взаимосвязь материальных и идеологических общественных отношений (философско-социологический анализ) Взаимосвязь материальных и идеологических общественных отношений (философско-социологический анализ) Взаимосвязь материальных и идеологических общественных отношений (философско-социологический анализ) Взаимосвязь материальных и идеологических общественных отношений (философско-социологический анализ) Взаимосвязь материальных и идеологических общественных отношений (философско-социологический анализ) Взаимосвязь материальных и идеологических общественных отношений (философско-социологический анализ)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ершова И.А.. Взаимосвязь материальных и идеологических общественных отношений (философско-социологический анализ) : ил РГБ ОД 61:85-9/558

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические проблемы исследования общественных отношений 9-32

I. Гносеологический и социологический аспекты анализа общественных явлений . 9-41

2. Материальные и идеологические отношения и основания их выделения 42-82

Глава II. Взаимодействие материальных и идеологических отношений 83-133

I. Материальные и идеологические отношения как основа и обоснованное 83-104

2. Специфика материальных и идеологических отношений в развитом социалистическом обществе 105-133

Заключение 134-137

Литература 138-156

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Совершенствование развитого социализма требует изучения закономерностей становления, функционирования и развития материальных и идеологических отношений, их субординации и координации. Выработанные классиками марксизма-ленинизма понятия материальных и идеологических отношений имеют важное теоретико-методологическое и мировоззренческое значение. Совместно с 'категориями общественного бытия и общественного сознания, базиса и надстройки они раскрывают сущность материалистического понимания истории, позволяют выявить содержание и взаимосвязь первичного и вторичного уровней общественной жизни, исследовать диалектику детерминации в социальных процессах.

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС подчеркивалось, что разработка научной методологии вызывается потребностями практики и должна способствовать преобразованию общества, "необходам решительный поворот к реальным, практическим задачам, которые ставит жизнь перед нашим обществом. Общественные науки в такой же мере, как и естественные, должны стать эффективным помощником партии и всего народа в решении этих задач" . Возрастание роли субъективного фактора в современных условиях, углубление и усложнение взаимного влияния материальных и идеологических отношений, рост сознательности широких масс трудящихся - все это актуализирует необходимость уточнения и конкретизации таких ключевых категорий исторического материализма, как "материальные" и "идеологические общественные отношения". В социалистическом обществе качественно изменяется характер их взаимосвязи, так как в отличие от предшест-

I Материалы Пленума ЦК КПСС. 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с.6.

- 4~-

вовавших формаций они в значительной степени способствуют взаимному развитию, "подкрепляют" друг друга. Неслучайно в партийных документах подчеркивается необходимость как экономического обеспечения идеологии, так и идеологического обеспечения социально-экономического развития.

Актуальность проблемы связана и с задачами научно обоснованной и наступательной критики буржуазной "поведенческой социологии", доктрины "человеческих отношений" и других теорий, которые психологизируют общественные отношения, ставят их в зависимость от сознания индивидов, "затушевывают" их классовый характер.

Буржуазные идеологи сводят содержание общественных отношений к межличностным связям; причины антагонизмов, присущих буржуазному обществу, они видят не в социально-экономическом и классовом неравенстве, а ставят их в зависимость от эмоционального склада, целевых установок индивидов. Поэтому разрешение социальных противоречий сводится к выработке общих правил поведения, развитию контактов между предпринимателем и работником. Такому субъективистски-идеалистическому пониманию природы общественных отношений необходимо противопоставить подлинно научный анализ, защищающий и развивающий приоритет материалистического понимания истории.

Степень разработанности проблемы. Проблема оснований выделения и взаимосвязи материальных и идеологических отношений привлекает внимание советских и зарубежных философов, экономистов, историков. Общеметодологический анализ, позволяющий дифференцировать общественные отношения на первичные и вторичные, нашел отражение в работах Г.С.Арефьевой, Ю.П.Андреева, Л.П.Буевой, В.С.Барулина, П.Гин-дева, Г.Е.Глезермана, В.А.Демичева, А,В.Дроздова, Л.Ф.Ильичева, М.С.Кагана, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, Г.М.Коростелева, В.Ф.Кузьмина, О.В.Лармина, М.К.Мамардашвили, Ю.Г.Манышева, К.Р.Мегрелидзе,

- 5 -Г.В.Мокроносова, К.Х.Момджяна, К.Н.Любутина, Ю.к.Плетникова, М.Н.Перфильева, П.А.Рачкова, А.К.Уледова.

Целый ряд публикаций посвящен структурному анализу общества. В них общественные отношения соотносятся с базисом и надстройкой, специфика содержания которых, в свою очередь, связана с включением в них материальных и идеологических отношений (А.И.Вербин, Ю.Е. Еремин, Й.И.Конник, Я.А.Кронрод, В.Левин, В.П.Приписнов, В.П.Ро-жин). В работах на эту тему философы и экономисты исследуют взаимодействие экономики и политики, влияние государства и права на производственные отношения социалистического общества (Л.И.Абалкин, А.К.Белых, И.Г.Бунич, Ф.М.Бурлацкий, А.П.Бутенко, А.М.Еремин, П.Игнатовский, М.В.Лашина, Ю.В.Качановский, Р.И.Косолапов, А.К. Покрытая, В.И.Разин, С.В.Рогачев, В.н.Черковец, А.С.Ципко).

Заметно возрасло число публикаций, анализирующих стихийное и сознательное в общественном развитии (А.Н.Бугреев, Б.А.Воронович, И.И.Камынин, Р.И.Косолапов, З.М.Каримова).

Особую группу составляют работы, посвященные изучению роли общественного сознания в генезисе и функционировании материальных и идеологических отношений (Ю.Д.Воробей, Б.А.Грушин, В.Д.Попов, Э.Х.Степанян, В.И.Толстых, В.П.Фофанов, Б.АЛагин), соотношению общественного бытия и общественного сознания (А.С.Айзикович, С.С. Гольдентрихт, В.С.Грехнев, В.П.Тугаринов).

Вместе с тем, в исследовании поставленной проблемы имеются свои трудности и нерешенные вопросы. Существуют, например, разногласия по поводу оснований выделения и структурирования общественных отношений, нет единого мнения о специфике формирования материальных и идеологических отношений коммунистической формации.

Теоретическая и практическая значимость этих проблем определили выбор темы диссертации, ее цель и задачи.

.-6-

Цель работы: философско-социологический анализ специфики материальных и идеологических отношений и их взаимосвязи в процессе функционирования и развития.

Основные задачи исследования:

  1. Определить основания выделения материальных и идеологических отношений, используя гносеологический и социологический аспекты анализа.

  2. Рассмотреть взаимосвязь материальных и идеологических отношений на базе общефилософских категорий "основа - обоснованное".

  3. Исследовать специфику взаимосвязи материальных и идеологических отношений в социалистическом обществе.

Методологической основой исследования являются произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, Б.И.Ленина, в которых разрабатывалось материалистическое понимание истории; партийные и государственные документы. Б диссертации используются труды советских и зарубежных философов, экономистов, историков, а также материалы периодической печати.

Научная новизна исследования. В работе дан философско-социологический анализ оснований выделения материальных и идеологических отношений, их взаимосвязи. Выявлена роль субъективного фактора, прежде всего общественного сознания, в совершенствовании человеческой деятельности и общественных отношений. В соответствии с этим по-новому решен ряд вопросов:

в контексте материалистического понимания истории проведен категориальный анализ, то есть раскрыта специфика взаимосвязи материальных и идеологических отношений и их роль в общественном развитии;

конкретизированы эвристические возможности гносеологического и социологического анализа тех оснований, по которым выделены ма-

- 7 -териальные и идеологические отношения;

материальные и идеологические отношения рассмотрены как иерархические образования; их субординация и координация исследованы с использованием общефилософского понятийного инструментария и, в частности, дихотомии "основа - обоснованное", что позводило выявить и объяснить первичные (определяющие) и вторичные (определяемые) виды общественных отношений;

материальные отношения связаны с деятельностью, направленной на удовлетворение потребности в производстве средств к жизни и воспроизводстве человеческого рода; идеологические отношения связаны с социально-практической деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей в организации общественной яизни, созданием условий для осуществления материального производства;

механизм возникновения и дальнейшего развития материальных и идеологических отношений исследован в рамках диалектики стихийного и сознательного; данный подход позволяет выявить их зависимость от уровней общественного сознания и активного воздействия субъектов историче ского творче ства.

Научно-практическая значимость работы обусловлена потребностями развитого социализма в сознательном, научно обоснованном регулировании общественными процессами. Выводы и рекомендации диссертации имеют значение для выработки оптимальных путей и средств воздействия на материальные и идеологические общественные отношения.

Анализ закономерностей возникновения материальных и идеологических отношений способствует осмыслению генезиса человеческого общества, изучению специфики, соотношения и взаимного влияния различных конкретно-исторических типов материальных и идеологических отношений, более точному пониманию коренного изменения всей систе-

.-8-мы общественных отношений при переходе от капитализма к социализму.

Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы для уточнения содержания ряда философско-социо-логических категорий ("материальные отношения", "идеологические отношения", "общественное бытие", "надстройка"); при чтении соответствующих разделов курса исторического материализма и спецкурсов по проблемам деятельности и общественных отношений; в пропагандистской практике.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в семи публикациях. Материалы диссертации легли в основу выступлений автора на областной научно-практической конференции "Актуальные проблемы ускорения научно-технического прогресса в свете решений ХХУІ съезда КПСС" (Свердловск, 1981), на УІ Уральской школе молодых ученых "ХХУТ съезд КПСС и задачи нравственного воспитания в системе формирования нового человека" (Свердловск, 1981), на областной научно-практической конференции "Становление и совершенствование социалистических общественных отношений" (Свердловск, 1982), на республиканской научной конференции "Совершенствование общественных отношений и социалистического образа жизни в условиях развитого социализма в свете решений ХХУІ съезда КПСС" (Свердловск, 1982), на УТ Уральских социологических чтениях "ХХУІ съезд КПСС и актуальные проблемы социальной политики партии" (Пермь, 1982), на ТУ Всесоюзных философских чтениях молодых ученых "ХХУІ съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской фило1-софии" (Москва, 1984).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Работа изложена на 137 страницах машинописного текста. Библиография содержит 231 наименование.

Гносеологический и социологический аспекты анализа общественных явлений

Характерной чертой современного этапа развития исторического материализма является интенсивная разработка методологических проблем, что связано прежде всего с внутренними потребностями развития марксистско-ленинской философии. Но само по себе это не самоцель. Без адекватного философско-социологического анализа социальных процессов, который в свою очередь зависит от уровня разработки методологических исследований, невозможно решение насущных проблем современности.

Решение любого теоретического вопроса в историческом материализме связано с установлением первичного и вторичного в общественной жизни. Общество - сложный, многоуровневый социальный организм, в котором материальное и идеальное, объективное и субъективное тесно переплетены, существуют в единстве. Отделить основополагающее и производное в историческом процессе возможно, лишь руководствуясь единственно научной методологией познания общественных явлений - материалистическим пониманием истории, его основными принципами и категориями.

Категории материальных и идеологических общественных отношений, общественного бытия и общественного сознания, базиса и надстройки были выработаны классиками марксизма-ленинизма в процессе формирования материалистического понимания истории. Каждая пара категорий, заниглая свое особое место в познании исторического про -гресса, диалектически связана с остальными. Взаимодополняя друг друга, они позволяют осуществить многоаспектный анализ общественной жизни, составить более полное представление об обществе как сложнейшем социальном организме. Взаимосвязи внутри этих пар категорий "отражают наиболее глубокие, исторически устойчивые связи, выступают в виде общих философских результатов социального познания, представляют собой основные философско-методологические пред т посылки любого исследования исторического процесса .

В зависимости от аспекта исследования те или иные явления общественной жизни могут анализироваться посредством различных пар категорий: общественного бытия и общественного сознания (прежде всего, если речь идет о решении основного вопроса философий), базиса или надстройки (при рассмотрении структуры общества), материальных и идеологических общественных отношений (в плане субординации общественных отношений).

Характер отражаемых взаимосвязей, направленность отражения требуют рассмотрения одних и тех же явлений посредством различных категорий - общественного бытия, материальных отношений, базиса (соответственно, общественного сознания, идеологических отношений, надстройки), - но это отнюдь не говорит о совпадении этих категорий. Напротив, каждая из них имеет свою специфику, обладает собственным содержанием и структурой, т.к. отражает общественные явления под своим собственным углом зрения. В то же время все они вскрывают взаимодействие первичного и вторичного уровней общественной жизни.

Научная ценность фундаментальных категорий исторического ма териализма "зависит не только от того, насколько в них отражены моменты, стороны, свойства социальной действительности. Категории, изолированные друг от друга, "не работают". Необходимо установить отношение между ними, раскрыть их теоретическую взаимосвязь" .

Однако исследования, посвященные проблемам общественного бытия и общественного сознания, базиса и надстройки, страдают зачастую излишней абстрактностью и превращаются в сугубо категориальный анализ, без выхода на проблемы реального жизненного процесса.

Одной из причин такого положения является слабая связь этих категорий с теорией общественных отношений. Связь эта, как правило, декларируется, но раскрывается неполно или неточно. Сказалась и недостаточная разработка понятий материальных и идеологических отношений. Теоретические положения и выводы, посвященные взаимосвязи категорий "общественное бытие" и "общественное сознание", "базис" и "надстройка" с категориями "материальные" и "идеологические общественные отношения", требуют уточнения и развития. Их анализ нельзя проводить в отрыве друг от друга, т.к.,по верному замечанию В.П.Тугаринова, "эта система, хотя она и небольшая по числу категорий, представляет именно структурную систему, ибо она охватывает с более высшей или более общей точки зрения весь исторический материализм в его целом. Исторически эта структурная система была введена основоположниками марксизма с целью доведения материализма "доверху", т.е. с целью создания материалистического понимания истории" .

Материальные и идеологические отношения и основания их выделения

Концепция материалистического понимания истории, созданная классиками марксизма-ленинизма, позволила преодолеть ограниченность идеализма и домарксовского материализма во взглядах на общество и противопоставить им научное понимание общественной жизни. К.Маркс и Ф.Энгельс впервые доказали, что "общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу" . Было найдено то единое основание, которое дало возможность исследовать объективно и развитие общества в целом и развитие отдельного индивида. Таким основанием явилась теория деятельности и общественных отношений, основополагающие положения которой были разработаны классиками марксизма-ленинизма в процессе формирования материалистического понимания истории. Характеризуя мировоззрение К.Маркса и Ф.Энгельса, В.И.Ленин писал: "Их основная идея состояла в том, что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми, складывающимися помимо воли и сознания человека, как (результат) форма деятельности челове-ка, направленной на поддержание его существования "0. Дифференциация всех общественных отношений на первичные, определяющие и вторичные, определяемые имеет принципиальное значение для материалистического понимания истории. Она позволяет выделить системообразующее звено в совокупности общественных отношений, что является основанием для их классификации.

Материальные и идеологические отношения диалектически связаны между собой, существуют только в единстве и взаимодействии. И те и другие складываются в процессе человеческой деятельности, которая осуществляется в соответствии с потребностями и интересами людей. Последние не являются субъективистски произвольными, а формируются наличными социальными условиями и следовательно объективны по происхождению. Общественные индивиды с необходимостью вступают во взаимоотношения друг с другом, "ибо их потребности, т.е. их природа и способ их удовлетворения, связывали их друг с другом (отношения между полами, обмен, разделение труда)..." . Совместная деятельность необходима людям для поддержания их существования. Она осуществляется в соответствии с закономерностями общественного развития и определяется состоянием производительных сил, потребностями их развития.

Общественные отношения, складывающиеся в процессе человеческой деятельности, представляют собой ту социальность, которая выражая наиболее устойчивое и типичное в жизнедеятельности людей, характеризует общество на каждом этапе его развития.

Единство деятельности и общественных отношений является одним из основополагающих принципов материалистического понимания \ истории, позволяющим исследовать деятельность в ее конкретно-ис- ; торической определенности. Это находит свое выражение в том, что общественные отношения определяют границы деятельности, направление, логику ее развития в каждый исторический период. В то же время: сами общественные отношения складываются и развиваются только в процессе человеческой деятельности. Они не остаются неизменными, поскольку развиваясь, система деятельности приобретает качест -венно иное содержание и требует соответствующей формы. Происходит снятие старой формы и замена ее новой, которая не должна пониматься как "некая внешняя форма, как "обруч" скрепляющая изолированных и самостоятельно существующих людей" . Общественные отношения выражают существенные общие черты, присущие многообразной человеческой деятельности, "они представляют собой,- отмечает Ю.Д.Воробей, недоступные чувственному созерцанию закономерные связи, объективно о складывающиеся между людьми в их практической деятельности , ее внутреннюю форму.

Единство деятельности и общественных отношений проявляется как в генетическом, так и в функциональном плане. Они не последовательны, но единовременны, возникают и существуют только в единстве и "отделить" их можно только в абстракции. Поэтому вопрос о том, что первично - деятельность или общественные отношения,- обсуждаемый порой в работах, посвященных исследованию деятельности и общественных отношений, некорректен, так как форма не существует без содержания, а содержание без формы. Но это не дает ОСНОВа-ния к отождествлению деятельности и общественных отношений

Материальные и идеологические отношения как основа и обоснованное

В первой главе настоящей работы подчеркивалось значение единого филосо ко-социологического подхода к исследованию общественных отношений. В рамках этого подхода осуществляется и гносеологический анализ, который основывается на выяснении их отношения к общественному сознанию, и социологический анализ, устанавливающий первичные и вторичные общественные отношения не путем соотнесения их с общественным сознанием, разделением на материальные и идеальные, а путем определения их функционально-ролевых характеристик. Комплексное использование этих аспектов воедино позволяет не просто выявить первичные и вторичные элементы в системе общественных отношений, но раскрыть их взаимодействие, взаимовлияние. Это тем более важно, что противопоставление материальных и идеологических отношений имеет свои границы, т.к. в обществе нет абсолютно первичных и абсолютно вторичных факторов, "различив между первичными и вторичными процессами, - писал Ф.Энгельс, - вполне относительно , абсолютизация этого развития может привести "к абсурду .

Движение общества, его саморазвитие осуществляется путем взаимодействия противоположностей внутри одной системы. В обществе, как и в природе, первичный процесс сам по себе, изолированно,совершаться не может. Порождение им вторичных процессов есть условие его собственного развития. Вторичный процесс "впервые делает воз можным первичный процесс" , который осуществим только при условии обратного воздействия на него им же порожденного следствия. Тем самым вторичный процесс, по словам Ф.Энгельса, "оказывается в действительности первичным процессом, а "первичный" оказывается вторичным" .

Признание диалектики первичных и вторичных общественных отношений, противоположных, но существующих в единстве и взаимообусловленности, относительность их противопоставления составляет один из важнейших моментов материалистического понимания истории.

Установление первичных, определяющих и вторичных, определяемых компонентов общественной жизни имеет большое практическое значение. В то же время абсолютизация традиционного критерия их разграничения, имеющая место в философско-социологической литературе, ограничивает возможности анализа диалектики материальных и идеологических отношений. Как правило, акцент .делается на их субординации, а отношения координации, выражающие реальное взаимодействие первичных и вторичных факторов социального развития, исследуются недостаточно.

Плодотворным в этом плане может быть использование категорий "основа" и "обоснованное", "сущность" и "явление", "причина" и "следствие". Они позволяют установить закономерные связи между яв -лениями, процессами, избегая разделения материальных и идеальных компонентов Спорой такое деление оказывается просто невозможным, т.к. во всех общественных явлениях в той или иной степени присутствуют духовные моменты, материализованы сущностные силы человека).

Так, "категория основы выражает те явления или стороны предметов, которые объективно служат первоначальным источником, определяющим существование и развитие всех остальных производных явлений или сторон предметов, находясь с ними в отношении диалектической взаимообусловленности" .

Понятия основы и обоснованного логически связаны с категориями сущности и явления, причины и следствия. В совокупности они составляют блок категорий диалектики, отображающих всеобщую связь и взаимодействие явлений объективного мира, выполняют важную методологическую функцию выделения в универсальной взаимозависимости явлений действительности исходных и производных факторов.

Категория основы является "методологическим ориентиром познания источника развития в разнообразных частных моментах дейет

вительности" . В основе любого явления находятся определяющие,характерные для данного объекта необходимые свойства и отношения. В системе общественных отношений функцию основы выполняют материальные отношения. Они создают базу всей деятельности людей, служат исходным моментом всего общественного процесса. Материальные отношения являются условием существования идеологических отношений, полагают их, определяют направление развития и, в конечном счете, обусловливают изменения в них.

Специфика материальных и идеологических отношений в развитом социалистическом обществе

Материальные отношения L основа и идеологические отношения -обоснованное в единстве образуют сущность общественной жизни, т.е% совокупность общественно-необходимых связей, определяющих качественное своеобразие данной общественной системы. существенно возрастает. Наряду с профессиональной квалификацией большое значение приобретают такие качества, как экономическая грамотность, инициативность, ответственность. Сегодня экономика страны вступила на путь интенсивного развития. Успех его во многом будет зависеть от социальной зрелости и экономической подготовленности субъектов общественного производства.

На всех уровнях организации социалистического общества должны находиться такие формы, при которых члены всех классов и слоев социалистического общества могли бы в своей деятельности гармонично соединять интересы труженика, коллектива и общества. В планировании и управлении социалистическими организациями реализуются цели индивидуальной и коллективной деятельности, происходит превращение трудящихся в сознательных субъектов общественного развития.

В связи со значительно возросшей активностью общественного сознания в условиях социализма, созданием системы планирования и регулирования общественного производства в масштабах всего общества, зависимости темпов общественного развития от выбора средств, методов и путей достижения сознательно поставленных целей, ряд исследователей приходит к выводу, что материальные отношения при социализме складываются, проходя предварительно через сознание людей1. Эта точка зрения была подвергнута справедливой критике.

Мысль К.Маркса о том, что в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, независимые от их воли отношения, соответствующие определенной ступени развития их материальных производительных сил, справедлива для любого общественного строя. Другое дело, что при социализме появляется объективная возможность - на основе тенденций и потребностей развития производительных сил - своевременно изменять производственные отношения. В выборе оптимальных вариантов ее претворения в действительность роль общественного сознания, а в более широком плане - субъективного фактора, является решающей.

Для того, чтобы получить достаточно ясное представление о механизме складывания общественных отношений, прежде всего материальных, при социализме, необходимо определить меру возможностей целенаправленного изменения общественных отношений, соотношение сознательного и стихийного в этом процессе.

Возрастание сознательности в управлении общественными процессами социализма, планомерность организации общественного производства в целом не исключает стихийности в частностях, Г.Е.Глезерман ограничивает круг действия стихийности ситуациями, "когда люди не предвидят результатов своей деятельности; она возникает всегда, когда сами условия жизни людей (например, вначале крайне низкий уровень развития производства, затем частная собственность на средства производства и т.д.) заставляли их действовать с учетом только своих ближайших интересов, не считаясь с интересами перспективными" .

Но ведь стихийные, незапланированные явления возникают и при социализме. Это происходит не только от недостатков в планировании, нарушения требований законов, но и оттого, что рождение нового может не основываться на познании законов общественного разви тия, не иметь научно-теоретического обоснования. Тем не менее, это есть путь реализации объективной исторической необходимости. Поэтому стихийность и сознательность - не только различные уровни осознания действительности, но и различные уровни осуществления закономерного процесса общественного развития. Они суть конкрет-ные проявления социальной формы движения материи" .

В литературе, как правило, стихийное понимается как негативное; сознательное, напротив, как прогрессивное в общественном развитии. Но по справедливому замечанию А.Н.Бугреева, "не всякая стихийность является тормозом общественного прогресса, точно также, как не всякая сознательная деятельность способствует ему .

Действительно, стихийность может играть принципиально различную роль в общественном развитии. Анализируя уроки Парижской Коммуны, В.И.Ленин писал: "Коммуны не понимали те, кто ее творил, они творили гениальным чутьем проснувшихся масс, и ни одна фракция французских социалистов не сознавала, что она делает" . Существуют и различные типы сознательности. В.И.Ленин показал разницу между сознательностью попов и сознательностью социалистов . Следовательно, "позитивный" или "негативный" характер стихийной или сознательной деятельности зависит от того, интересы какого класса представлены в ней»

Похожие диссертации на Взаимосвязь материальных и идеологических общественных отношений (философско-социологический анализ)