Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимосвязь нравственной и правовой культуры и их роль в формировании личности советского воина Спирин Александр Степанович

Взаимосвязь нравственной и правовой культуры и их роль в формировании личности советского воина
<
Взаимосвязь нравственной и правовой культуры и их роль в формировании личности советского воина Взаимосвязь нравственной и правовой культуры и их роль в формировании личности советского воина Взаимосвязь нравственной и правовой культуры и их роль в формировании личности советского воина Взаимосвязь нравственной и правовой культуры и их роль в формировании личности советского воина Взаимосвязь нравственной и правовой культуры и их роль в формировании личности советского воина Взаимосвязь нравственной и правовой культуры и их роль в формировании личности советского воина Взаимосвязь нравственной и правовой культуры и их роль в формировании личности советского воина Взаимосвязь нравственной и правовой культуры и их роль в формировании личности советского воина Взаимосвязь нравственной и правовой культуры и их роль в формировании личности советского воина
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Спирин Александр Степанович. Взаимосвязь нравственной и правовой культуры и их роль в формировании личности советского воина : 09.00.01 Спирин, Александр Степанович Взаимосвязь нравственной и правовой культуры и их роль в формировании личности советского воина : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 Москва, 1987 213 с. РГБ ОД, 61:88-9/573-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологический анализ нравственной и правовой культуры личности воина армии социалистического типа 13-82

I. Сущность, содержание и специфика нравственной и правовой культуры личности советского воина 13-52

2. Взаимосвязь основных компонентов нравственной и правовой культуры личности советского воина 53-82

Глава II. Единство нравственной и правовой культуры как фактор формирования личности советского воина .83-180

I. Характер воздействия морали и права на формирование нравственной и правовой культуры личностивоина Советских Вооружённых Сил 83-116

2. Место и роль нравственно-правовой культуры в повышении ответственности личности советского воина при выполнении воинского долга II7-I48

3. Содержание и особенности работы по повышению эффективности управления процессом формирования нравственно-правовой культуры личности советского воина , 149-180

Заключение I8I-I95

Список литературы 196-213

Введение к работе

Вступление нашей страны в качественно новый, переломный этап совершенствования социалистического строительства, принятие ХХУП съездом КПСС стратегического курса на ускорение социально-экономи ческого развития страны дает могучий импульс дальнейшему революционному обновлению всех сфер общественной жизни, включая защиту социалистического Отечества. Успешное решение намеченных задач партия связывает с повышением роли человеческого фактора .

Особую роль в решении такой жизненно важной задачи, как дальнейшее повышение обороноспособности государства, партия отводит

военным кадрам . Для того, чтобы ее осуществить, необходимо добиться повышения эффективности их деятельности, в максимальной степени использовать и развивать замечательные качества личного состава. Новые требования, выдвинутые практикой жизни, развитием военного дела актуализируют теоретическую разработку вопросов, связанных с дальнейшим анализом факторов формирования социалистического типе личности, в том числе и личности советского воина. Важнейшей стороной этой проблемы является исследование сущности, содержания, основных направлений формирования таких образований духовного мира личности воина, проявляющихся в ее повседневной деятельности, как нравственная и правовая культура личности, их взаимосвязи и влиянии на формирование социально-типической личности советского воина.

Актуальность исследования обусловлена следующим : .bo-первых, характером реальных отношений военнослужащих в

воинских коллективах, необходимостью преодоления неуставных

1 См.: Материалы аХУП съезда .іоммунис тиче ской партии Советского

Союза. - М.: Политиздат, 19аб. - С. 14и.

2 См.: Материалы Пленума Центрального комитета кЛСС, 2?-2е января

І9В? г. - И.: Политиздат, 19«7. - С. 62.

взаимоотношений между воинами, коренного повышения воинской ДИСЦИПЛИНЫ и ответственности военнослужащих в свете требований ШЇЇ съезда КПСС, Постановлений Центрального Комитета партии.

Во-вторых, повышением роли человеческого фактора в военном деле, необходимостью коренной перестройки сознания воинов армии и флота. В условиях современной ракетно-ядерной войны, если ее развяжут империалисты, остаются в силе известные положения классиков марксизма-ленинизма о том, что успех в войне будет невозможен "без инициативного и сознательного солдата и матроса" , так как "человек, а не ружья, должен выигрывать сражения" .

ь-третьих, качественными изменениями в личном составе социалистической армии, многонациональным характером воинских коллективов, значительным усложнением и обогащением всей системы отношений между различными категориями военнослужащих, что объективно требует дальнейшего усилевия идейного и нравственно-правового воспитания воинов, формирования у них высокой нравственной и правовой культуры .

В-четвертых, потребностями дальнейшего развития теории воинского обучения и воспитания, вооружения военных кадров знанием того, что именно и какие качества необходимо формировать, а также как это сделать.

В-пятых, расширением масштабов и обострением характера идеологической борьбы, усложнением задач разоблачения и противодействия атакам империализма, необходимостью борьбы со стремлением

  1. Ленин В.И. Дадение Порт-дртура// иолн.собр.соч. - Т. 9. - С.15

  2. Энгельс Ф. Избр.воен.произведения. - М.: Воениздат, 1957. -С. 409.

  3. См.: Материалы пленума Центрального Комитете ШіСС, 27-28 января 1987 года. - С. 83, 91.

навязать советским людям свой образ жизни, свой тип "культуры"

общества и личности, являющийся прямой противоположностью социалистическому.

Степень разработанности проблемы:

В настоящее время имеется целый ряд диссертационных исследований, монографий, статей, посвященных рассмотрению сущности нравственной и правовой культур, их структуры, выяснению категориального статуса в целостной системе марксистско-ленинской теории, места и роли в духовном мире личности1.

ири этом необходимо отметить, что если проблемы нравственной культуры оыли и остаются объектом философского анализа, то философскому осмыслению проблем правовой культуры уделяется незаслуженно мало внимания, за исключением работ тт.лукашевой Е.й., Кей-зерова Н.м., Керимова Д.А., Тощенко Ж.Ї., в которых в той или иной степени рассматриваются философские аспекты данного феномена, многие вопросы, связанные с определением сущности, содержания, структуры нравственной и правовой культур находятся еще в стадии научной разработки, дискутируются. Такие проблемы, как выяснение генезиса нравственной и правовой культур, исследованию влияния морали и права на формирование соответствующих видов культур,

I См., например:Бакштановокий В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. - и.: знание, 1979; Бачинин В.й.прзв-ственная культура и личность.- т.,1979; Волченко Л.Б. Нравственная культура советского человека. - М.: Знание, 1979;Иванов В.И. Значение правовой культуры для совершенствования правоприменительной деятельности органов советского правопорядка. -Автореферат диссертации канд.юрид.наук. - М.,1973; Лукашева Е.А. правосознание, правовое воспитание и правовая культура// Советское государство и право. - 1976, № I; Марксистско-ленинская тео рия культуры /А.И.Арнольдов, Е.А.Ануфриев,С.Н.Артановский и др. - М.Политиздат, 1984; Мицкевич А.В. В.И.Ленин о правовой культуре и социалистической законности// правовая культура в юридической практике. - М.:Академия общественных наук при ЦК КПСС, 1977; Сальников В.П. Правовая культура и поведение советских граждан (вопросы теории і. - Автореферат диссертации канд.юрид. наук.-л.:19ь0; Тощенко Ж.Т. Нравственная культура// Идеология и жизнь.-м.: Советская Россия,1983. - С. 61-ъ7; Его же. Правовая культура. - Там же. - С. 87-103 и др.

_ 4 -

взаимосвязь нравствениой и правовой культур общества и личности, место и роль нравственной и правовой культуры в формировании социалистической личности и другие или вообще не ставятся, или решаются частично, лишь в плане постановки проблемы.

Определенный вклад в разработку вопросов, связанных с исследованием нравственной и правовой культуры личности советского воина внесли военные ученые , в работах которых подвергнуты анализу различные аспекты, грани нравственной и правовой культур. Так, в их работах определены понятия нравственной и правовой культур личности советского воина, предложена интерпретация структуры эти> видов культур, изложены основные направления и пути формирования нравственной и правовой культур личности воина социалистической

армии.

Однако, у военных авторов практически нет монографических или диссертационных исследований, непосредственно посвященных философскому осмыслению проблем правовой культуры личности советского воина, тем более работ отражающих взаимосвязь нравственного и правового аспектов культурного облика личности воина иоветских Вооруженных иил. В работах, рассматривающих вопросы нравственной культуры личности советского воина наблюдается тенденция обозва-

I Um.: Ашев Г.А. Нравственная культура личности. Основы советско го воинского этикета, -м.: Военно-политическая академия им.В. Ленина, І98І; Волкогонов Д.А. Нравственная культура поведения воинов// Воинская этика. - М.: Воениздат, 1976; его же :Нравст венная культура воина// Доблести. - П.: Молодая гвардия, І98І; Костиков Н.А., Михайлов А.Н. Диалектика политической и нравственной культуры личности советского воина. - М.: ьоенно-полит. академия им.В.И.Ленина, 1982; Михайлов А.Н. Нравственная культура личности воина социалистической армии: Диссертация кадн. филос.наук. - М., 1983; Ольшанский В.Н. Нравственная культура личности воива армии развитого социалистического общества и ос новные Факторы ее формирования: Диссертация канд.филос.наук. -м., 1982; Орлов Г., Поздняков А. Социалистическая правовая кул тура военных кадров// В помощь лектору. - 1983.-й I; шаш В.И. правовая культура советского офицера. - 64.: Военно-политич. академия им.В.И.Ленина, 197« и др.

чения взаимосвязи этого вида культуры личности воина с ее полити-' ческим, эстетическим содержанием, мировоззрением. Однако, эта тенденция ограничивается констатацией факта, что такая взаимосвязь имеется, что она носит диалектический характер, а ее учет является важным условием успеха в воспитательной работе командиров и политработников, партийных и комсомольских организаций армии и флота. Взаимосвязь нравственного и правового элементов культуры личности советского воина либо вообще упускается из виду, либо, в частности в работах правоведов, фиксируется только факт, что правовая культура личности воина, формируемая правовым воспитанием,

тесно связана с нравственным и другими видами коммунистического

воспитания .

Мало того, многие авторы, в том числе и военные, как правило юристы, считают, что правовая культура личности является важной составляющей се политической культуры .

Это означает, что пока еще не существует единого, общефилософского подхода к анализу сущности, содержания и структуры правовой культуры личности советского воина, не определены ее место и роль в системе философских категорий. Поэтому, в подавляющем большинстве случаев ее разработка отдана на откуп правоведам и до сих пор еще не нащупана ее непосредственная взаимосвязь с нравственной культурой личности воина социалистической армии. В то же время все авторы, занимающиеся исследованием личности советского воина сходятся в едином мнении, что ни одна сфера деятельности личности не регламентирована и в такой степени не определена так де-

  1. См.:михайлов А.Н.Нравственная культура личности воина социалистической армии:Автореферзт диссертации канд.филос.наук.- и., 1983. - С. 14-15.

  2. См.:Орлов Г.,Поздняков А. Социалистическая правовая культура военных кадров. - С. 61.

  3. Там же. - С. 49.

- б -

тальво военно-правовыми и нравственными нормами как воинская. В ' советской философско-юридической литературе считается очевидной тесная связь моральных и правовых норм в социалистическом обществе, тем оолее в армейских условиях1. Однако, яг в периодических изданиях, ни в монографиях, ни в диссертационных исследованиях эта связь пока еще не экстраполировалась на нравственную и правовую культуру личности военнослужащего, формирование которых является неотложной задачей дня в условиях перестройки жизни и деятельности Вооруженных Сил, что неоднократно подчеркивалось в документах КПСС и советского Правительства аа последний период времени .

такое толкование статуса правовой культуры, отсутствие теоретических разработок проолем взаимосвязи нравственной и правовой сфер культуры личности советского воина порождает неконкретный подход при определении задач идейно-воспитательной работы с личным составом армии и флота, что не может не сказаться на эффективности и качестве этой работы.

Кроне того, недостаточность разработки научно обоснованных подходов к анализу взаимосвязи нравственной и правовой культуры личности воина не позволяет завершить теоретической модели этой личности, затрудняет практику работы по формированию социально-типической личности советского воина, способной в любых условиях обстановки выполнить свой долг перед Родиной.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость проблемы, а также ее недостаточная разработанность обусловили цель ис-

  1. См.,например, работы Волкогонова Д.А., Миловидова А.С, Фролова В.Ф., Шаша В.И. и др.

  2. См..например: Материалы пленума Центрального Комитета ЮіСС, 27-28 января 1987 г. - С. 91; О дальнейшем укреплении социалис тической законности и правопорядка, усилении охраны прав и законных интересов граждан: Постановление Ж КПСС от 29 ноября 1986 г.// правда. - 1986. - 30 ноября.

следования, которая заключается в осуществлении комплексного фило-софско-социологического анализа сущности, содержания, структуры и специфики двух взаимосвязанных философских категорий, определяющих внутренний мир и ответственное поведение личности воина при выполнении воинского долга»

Задачами диссертационной работы являются :

осуществить комплексный методологический анализ нравственной и правовой культуры личности советского воина, выявить их сущность, содержание и структуру, рассмотреть основные элементы;

исследовать взаимосвязь основных компонентов нравственной и правовой культуры личности военнослужащего и характер влияния этой взаимосвязи на формирование этой личности;

раскрыть сущность воздействия морали и права социалистического общества на формирование нравственно-правовой культуры личности воина;

проанализировать место и роль нравственно-правовой культуры в повышении ответственности личности советского воина при выполнении воинского долга;

-раскрыть содержание и особенности работы субъектов воспитания по повышению эффективности управления процессом формирования нравственно-правовой культуры личности советского воина.

научная новизна работы определяется тем, что:

і) Впервые на уровне диссертационного исследования делается ш пытка раскрыть с философских позиций сущность, содержание, структуру и специфику правовой культуры личности советского воина;

  1. анализируется взаимосвязь правовой культуры личности воина с нравственным аспектом культурного облика военнослужащего через основные компоненты их структурных составляющих;

  2. на основе методологического анализа и обобщения имеющихся

данных о содержании обоих видов культур, дается собственная интерпретация структуры нравственной и правовой культуры личности воина, которая, как представляется, более емко отражает их содержание и сущность, позволяет эффективнее воздействовать на формирование социально-типической личности воина социалистической армии;

4) впервые анализируется характер воздействия морали и права
социалистического оощества на формирование нравственной и право
вой культуры личности советского воина и по итогам этого анализа

обосновывается наличие единой нравственно-правовой культуры личности воина Советских Вооруженных Сил;

  1. определяется место и роль нравственно-правовой культуры личности военнослужащего в повышении ее ответственности при выполнении воинского долга; проблема повышения ответственности каждого советского человека в условиях достижения нового качественного состояния советского оощества через осуществление совершенствования, ускорения и перестройки сама по себе является новой проблемой, поставленной апрельским (19«5 г.) Пленумом ЦК КГЮС; тем более актуальным является рассмотрение этого вопроса через призму нравственно-правового аспекта культурного облика личности воина;

  2. определены содержание и особенности работы субъектов воспитания по оптимизации управления формированием нравственно-правовой культуры советского воина, даны практические рекомендации для субъектов управления, позволяющие, в конечном итоге, добиться желаемых результатов в достижении целей коммунистического воспитания личности советского воина.

На защиту выносится :

- уточнение определения нравственной и правовой культуры личности советского воина, авторская интерпретация структуры даввых

видов культур;

характер взаимосвязи нравственного и правового компонентов культурного облика личности воина социалистической армии;

результаты анализа влияния морали и права социалистического общества на формирование единой нравственно-правовой культуры личности советского воина;

определение места и роли нравственно-правовой культуры в повышении ответственности личности советского воина при выполнении воинского долга;

обоснование содержания и особенностей работы по повышению эффективности управления процессом формирования нравственно-правовой культуры личности советского воина.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, их положения и оценки по вопросам сущности культуры, морали, права, теории личности и условий ее формирования, роли субъективного фактора в истории; научные положения о формировании нового человека, о задачах идеологической работы, содержащиеся в материалах и решениях ХХУД съезда КПСС, последующих документах партии и правительства, трудах и выступлениях партийных и государственных деятелей; требования и задачи по формированию научного мировоззрения и высоких морально-политических и боевых качеств у воинов Советских Вооруженных Сил, содержащиеся в приказах и директивах Министра Оборовы UUCP, начальника Главного политического управления иоветской Армии и Военно-Морского Флота, в речах, статьях и работах командно-политического состава армии и флота.

В диссертации широко использованы труды советских ученых, военных исследователей занимающихся проблемами теории культуры,

морали,права, личности, материалы периодической печати. В своей

работе автор опирался также на крупные монографические работы, публикуемые в последние годы по проблемам материалистической диалектики.

Теоретическое и практическое значение работы.

Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейшей углубленной разработки категорий "нравственная" и "правовая культура" личности, их взаимосвязи в условиях нового этапа совершенствования социализма, механизма трансформации их во внутренние личностные качества советского воина; результаты исследования могут найти применение в процессе укрепления ооевого потенциала Советских вооруженных Сил, решении задач повышения роли армии в коммунистическом воспитании молодежи, практике работы командиров, политорганов,партийные, комсомольских организаций в достижении необходимых результатов в боевой и политической подготовке личного состава армии и флота. Отдельные положения диссертации могут быть использованы при изучении ряда тем марксистско-ленивской философии, этики,научного коммунизма, военного права в высших военно-учеоных заведениях, в системе марксистско-ленинской подготовки офицеров, политической учеоы прапорщиков, политических занятий солдат, сержантов, матросов и старшин. Материал диссертации может быть использован в целях уточнения содержания понятий в учебно-справочвой литературе, а также при издании печатной продукции в помощь пропагандистам

армии и флота.

Анализ взаимосвязи нравственной и правовой культуры личности воина, ее оценки, роли в повышении ответственности личности воина при выполнении воинского долга, содержания и особенностей работы по формированию и оптимизации управления этим процессом с

- II -

вытекающими из него выводами и рекомендациями может быть полезен непосредственным организаторам идейно-воспитательной работы с личным составом в целях дальнейшего ее совершенствования, повышения эффективности и качества в свете требований решений х_ХУії съезда , других партийных документов.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования апробированы в выступлениях на научно-методической конференции преподавателей Серпуховского высшего военного командно-инженерного училища Ракетных войск им.Ленинского комсомола "Основные пути и методы совершенствования политического и воинского воспитания курсантов", в процессе чтения лекций в системе марксистско-ленинской подготовки офицеров Училища, высшего звена партийной учебы профессорско-преподавательского состава училища, на кафедре марксизма-ленинизма Серпуховского ВВКИУ Різ им .ленинского комсомола, на совместных заседаниях кафедр оощественных наук училища.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях :

Спирин А.О. Соотношение политической и нравственной культуры в духовном мире личности советского воина /Серпуховское вые.воен. ком.-инж.училище имени ленинского комсомола. - Серпухов, 19сЗ. -2,5 п.л.; спирин А.и. соотношение нравственной и правовой культуры личности советского воина// Основные пути и методы совершенст вования политического и воинского воспитания курсантов /серпуховское высш.воен.ком.-инж.училище Ракетных войск им.ленинского комсомола. - Серпухов, 1985, - С. 23-26; Спирин А.С. Диалектика нравственной и правовой культуры личности советского воина/ Серпуховское выда.воен.ком.-инж.училище Ракетных войск им.Ленинского комсомола. - Серпухов, 1986, - 1,75 п.л.

- 12 -Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав -(.пяти параграфов), заключения и списка литературы. Объем работы -195 С.

- ІЗ -

Сущность, содержание и специфика нравственной и правовой культуры личности советского воина

Мы полагаем, что среди явлений, определяющих характер развития общественной жизни человечества, терроризм занимает особое место. Это одно из исторического ряда "хронических заболеваний" человечества, заметных успехов в борьбе с которым не только не достигнуто положительных результатов, но и сам поиск рецептов лечения которого -даже на теоретическом уровне - не принес еще ощутимых положительных результатов. Как замечает А.С. Баранов "налицо острая кризисная ситуация -постоянное нарастание усилий мирового сообщества, направленных на противостояние террору, при постоянном нарастании террористической угрозы".1

Несмотря на введение в научный оборот обширнейшего пласта литературы о терроризме, философских работ по данной тематике немного и тем более онто-гносеологического характера.

В известной мере интеллектуальную мысль вполне может удовлетворить наличие фундаментальных работ посвященных исследованию терроризма в контексте различных аспектов, но в этой главе проблема исследуется только в актуальном контексте онто-гносеологического плана. По нашему замыслу предлагаемая концепция исследования проблемы как наличия собственно теоретического объекта должна дать возможность развернуть в структуре философского знания концепцию терроризма и, тем самым, использовать философский категориальный аппарат в исследовании пограничных проблем философии и научных дисциплин, касающихся указанной проблемы.

Номинации выражений "террор", "терроризм" и словосочетание "террористическая деятельность" (по терминологии российских эсеров начала XX века - "террористическая работа") часто представлены в научно-исторической литературе, политических дискуссиях, публицистике, вообще в естественной речи, конечно, в некатегориальном значении. Любое аналитическое рассуждение, касающееся современной террористической деятельности исходит из констатации, что терроризировать - означает "преследовать, угрожая расправой, убийствами, держать в состоянии страха".1 Такая трактовка террористической деятельности открывает теоретические возможности для ее конкретизации - понятно, что можно преследовать и держать в страхе государства, корпорации, этнические группы, семью, нацию, коллектив, даже самосознание личности и т.д.

В таком случае, терроризм - полисемический объект познания. Этим обстоятельством возможно объяснять, что в литературе и особенно в публицистике наличествует множество трактовок террора - революционный, государственный, красный, белый, царский, фашистский, международный, черных полковников, политический, идеологический ...

Современная научная мысль имеет дело и оперирует многообразными представлениями о терроризме, его природе, значении и функциях и вводит в научный оборот свои "особенности". При этом каждое специальное исследование охватывает определенные компоненты и типы терроризма ради прояснения своих научно конкретных задач и интерпретации особенностей конкретных теоретических образований. Поэтому сведение понятия "терроризм", например, только к международной сфере деятельности в известном Советском энциклопедическом словаре , говорит лишь о разных авторских трактовках, не позаботившихся об их соотносительности в этом справочном издании.

Приведем еще пример интерпретации 50-х годов прошлого века. "Террор [ лат. terror - страх, ужас] - применение насилия, вплоть до физического уничтожения противника; индивидуальный террор примененная народовольцами, а затем эсерами и анархистами ошибочная и вредная для революционного движения тактика, которая состояла в систематической организации политических убийств без связи с революционной борьбой масс и вносила прямую дезорганизацию в планомерную революционную работу в массах; белый террор - основной метод буржуазной контрреволюции, система преследования, пыток и массовых убийств руководителей и участников революционного движения и сочувствующих ему, а также преследования империалистическими правительствами своих классовых противников; наиболее зверские форм принял фашистский терроризм.... После второй мировой войны империалистические правительства, особенно империалисты США, широко используют методы террора для борьбы против растущего демократического движения народов, против коммунистов и передовых борцов за мир, демократию и социализм, против национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах."

Взаимосвязь основных компонентов нравственной и правовой культуры личности советского воина

И причины ликования были, как пишет Ю.Давыдов: "Идеалом Плеве была вечная мерзлота политического грунта. Ему говорили, что со дня на день возможна студенческая демонстрация, он отвечал: "Высеку". Ему говорили, что в демонстрации примут участие курсистки, он отвечал: "С них и начну". Надо было уточнить. Начинал Вячеслав Константинович - и продолжал - не розгами, а кандалами и эшафотами. Символ всего сущего он видел в параграфах инструкций. Именно Плеве разгромил украинских мужиков-повстанцев. Именно Плеве подверг военной экзекуции грузинских крестьян. Именно Плеве науськивал погромщиков на еврейскую голытьбу. Именно Плеве гнул долу финляндцев. И желая воздать должное коренным подданным, утопил русских матросов в пучинах Цусимы, русских солдат загубил на сопках Маньчжурии: именно Плеве подвизался в дворцовом круге рьяных застрельщиков Русско-японской войны". По свидетельству известного террориста Савинкова "... боевая организация представляла собой в то время крупную силу. Убийство Плеве и затем убийство Сергея Александровича создали ей громадный престиж во всех слоях населения, правительство боялось ее, партия считала ее своим самым ценнным учреждением." 3

Ныне мы наблюдаем ситуацию, когда к убийствам российских нуворишей общественность относится с равнодушием - ни ликования, ни возмущения. Трудно представить себе, чтобы 10% активного населения -безработные (более 7 млн.) - и 38,5 млн. пенсионеров скорбили по поводу заказных убийств нуворишей.1 Или: в наши времена американская общественность ликовала по поводу эффективных действий в Персидском заливе, Югославии, Ираке, но некоторая ее часть называла такие деяния/акции государственным терроризмом... Такая же оценка мировой общественности давалась исполнению "интернационального долга" советских войск в Афганистане и т.д.

Осознание научным сообществом наличия в обществе терроризма -результат общественного познания социального процесса, что дает повод для философского осмысления проблемы. По мере развития теоретического знания происходит обогащение категориальной системы. Терроризм есть историческая реальность как система подавления и устрашения, свойственная человеческому роду с его "зари".

Едва ли нужно отрицать очевидное, что с младенческого возраста воспитывают людей устрашением и наказанием, устрашение преследует человека до его "судного дня". Теоретическое осознание "террористической реальности" возможно лишь при соотнесении ее с "реальностью" как ее конкретизацией.

На теоретическом уровне осознания террористическая реальность может интерпретироваться в субстратной и эссенциальной семантиках - как устрашения и подавления. Исторически будь то матриархат или патриархат, но в бытовой реальности существовала и существует некоторая форма "пирамиды" подчинения в социальной иерархии. Субстратная традиционно представляется как нечто адекватное бытию и собственно бытие раскрывается через реальность: бытие как "реальность, существующая объективно, вне и независимо от сознания человека". Каждый человек попадает в наличное бытие как определенную данность. "...Наличное бытие, - писал Гегель, - есть реальность".1 В "Энциклопедии философских наук" у Гегеля мы находим достаточно обширное разъяснение этого тезиса: "Если мы, далее, рассматриваем наличное бытие как сущую определенность, то мы тогда имеем в нем то, что понимают под реальностью. Так, например, говорят о реальности некоторого плана или некоторого намерения и понимают под этим то, что план, или намерение, уже не есть нечто внутреннее, субъективное, а получает наличное бытие. В том же смысле можно также назвать тело реальностью души и право - реальностью свободы или всю Вселенную вообще - реальностью божественного понятия.

В этом разделе (параграфе) ставится задача обосновать наличие терроризма в онтологическом дискурсе объяснения страха. Не исключено, что страх порождает ответные чувства социального зла и агрессии. Это требует специального исследования, а пока (не аргументируя) приведем слова известного отечественного историка В.Ключевского, который подводя итог прошлого 1868 года писал: "Я впервые почувствовал прелесть зла, сознательного, намеренного зла. Мне пришлось отведать всю сладость самодовольствия при виде слез, злости, отчаяния, которые сам вызвал. Оказалось, что зло есть сила, которой можно иногда влиять на людей, нежели чем другим более великодушным; оказалось, что часто надо мстить и ненавидеть, чтобы не быть пошлым".1

Следуя классической философской традиции целесообразно онтологически обосновать нашу искомую область, - терроризм -, развивая его понимание в его собственной связи. Это общее требование к любой теории, когда, как пишет Г. А. Щедровицкий, - "нужно еще построить специальную онтологическую картину мира, задающую особую "действительность" данной науки, и найти ее место в общей картине".1

Нами впервые рассматривается страх как естественно-онтологическая характеристика бытия человека. Мы будем утверждать, что страх онтически естественное явление, проистекающее из глубин бытия (живого сущего) -это, напротив, положительное явление для живого, гарантирующее его нравственное существование. Как убедительно доказывал В.А. Андрусенко, страх регулирует социальную жизнь моральными дериватами: "... Через стыд как оценку взаимоотнесенности собственного качества и качества иного субъекта в случае взаимопризнанности качество достигает состояния любви, если же оказывается, что качество субъекта и иного принципиально несовместимы, проявляется состояние ненависти. Появляются и новые модусы страха - потерять любовь и быть постоянно отвергаемым."

Обычно страх рассматривается как психическое состояние. Например в справочном издании дается следующая трактовка: "Страх , 1) в психологии отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищающим ею ценностям.... 2) Одно из основных понятий экзистенциализма.... 3) Ранний психоанализ, также различая рациональный страх перед внешней опасностью и глубинный, иррациональный, трактовал последний как результат неактуализированных жизненных стремлений, подавления невоплощенных желаний."3

В историко-философском плане, констатируя возникновение в философском обороте понятия терроризма в его современных трактовках, есть резон обратиться к философской традиции, на основе которой научное сообщество неявно (латентно) оперирует понятием "терроризм". Истоки традиции восходят к древнегреческой и римской философско-политической мысли.

Характер воздействия морали и права на формирование нравственной и правовой культуры личностивоина Советских Вооружённых Сил

Пусть имеется некоторая система, в среде которой исполняются (могут выполняться) какие-то действия, изменяющие ее состояние. Множество (пространство) возможных состояний рассматриваемой системы обозначаем S. В дальнейшем изложении предполагается, что система характеризуется конечным набором параметров - переменных х/, Х2, .... хк (разных типов). В этом случае множество состояний S- это множество векторов аі, аг, ..., 7д - возможных комбинаций значений переменных. Множество действий (конечное) р/, р2 р„, исполняемых в системе обозначаем Iі, т.е. Iі = {pi, р2 p,J Для каждого действия pi определяются: DSj - область определения - множество состояний, в которых действие применимо; ES/ - область значений - множество состояний, в которых исполнение действия заканчивается. Каждое действие р, характеризуется как отношение (многозначная функция) специального вида/?,: DSt - ESj на множестве S S. В логике схем программ предполагается, что действия являются необратимыми и расходуют некоторый ограниченный и невозобновляемый ресурс, т. е. любая комбинация (блок-схема, построенная из исходных дейст вий с помощью конструкций последовательного исполнения (;), параллельного исполнения (), условного ветвления (if) и цикла (while)) действий может применятся только конечное число раз. Каждая формула классической логики первого порядка A(xj, х2, ..., x/J, построенная обычным образом с использованием (вычислимых) предикатов и функций (определенных на множестве значений переменных), логических констант, связок и кванторов, однозначно определяет некоторое подмножество S, а именно S/AJ = { cti, а2, ..., # формула А(а/, а2 а/) выполняется (истинна)}. Логическое описание (теория) T(S,P) системы и действий включает в себя следующее: 1) описание TH(S) системы - множество формул вида A(xj, х2, .... X/J, которые описывают общие свойства (законы) системы и выполняются во всех возможных состояниях (SfAJ = S); 2) описание ТА(Р) действий системы Р - множество т.н. конструктивных импликации - формул видаДД/, х2 д: = Bj(xi, х2, .... Xi), где А\(Х[, Х2, ., х0 - предусловие действия ре. DSi h Sj, т.е. логическая формула, определяющая множество состояний, в которых действие применимо (SfAiJ cDS,); ВІ(ХІ, х2, ..., x/J - постусловие действия /?,: DSj - ESj, т.е. логическая формула, определяющая множество состояний, в которых исполнение действия заканчивается (ESj czSfBJ); 3) описание T$(S,P) инвариантов действий системы Р - множество формул вида $A(xi, х2, .... х0, которые описывают те свойства, которые не на рушаются при исполнении действий системы Р, т.е. если СВОЙСТВО A(Xj, х2 х\) выполняется до исполнения какого-либо действия, то оно обязательно выполняется и после. Система вывода логики схем программ является расширением системы естественного вывода классической логики первого порядка конструктивными правилами вывода, логически описывающие способы комбинации действий.

Имеются [10] эффективные алгоритмы решения проблемы поиска вывода: 1) является ли теории T(S,P) противоречивой! В случае наличия противоречия эффективно находится т.н. выролсденное множество конструктивных импликаций, которые порождают это противоречие; 2) существует ли вывод конструктивной импликации (р ц/ в теории T(S,P)! В случае существования такого вывода, по нему легко строится схема комбинации действий, описываемых теорией T(S,P), имеющей заданное логическое описание р= у/. Для описания этих алгоритмов будем использовать следующие обозначения и сокращения: PRE(T) - дизъюнкция предусловий конструктивных импликаций теории Т(т.е PRE(T) - это формула Aj vA2 v... vA„ ); PS(T) - дизъюнкция постусловий конструктивных импликаций теории Г(т.е PS(T) - это формула Bt vB2 v... vB„); IMPLY(A(xi, x2, ..., xij, B(xi, X2 x/J) - базовый предикат (логическая функция), определяющий, выполняется ли условие «для любого состояния ai, а2, .... ak eSmAfat, а2, .... arf следует В(аи а2, .... аф . В силу многих причин, логические описания действий в реальных, достаточно сложных системах, не являются точными (являются приближенными, содержат ошибки, противоречия). Рассмотрим алгоритм решения следующей проблемы: может ли существовать система недетерминированных и необратимых действий, описываемых теорией Т? Алгоритм: \.T:={Ai = Blt А2 = В2 Ая = В,,}. 2. Проверяем условие IMPLYfPSfl), PREfl)). 3. Если условие 2 выполняется, то множество Г является противоречивым; заканчиваем работу. 4. Выбираем в множестве Т такую конструктивную импликацию Ai = Bj, что не выполняется условие IMPLYfBj , PRE(T)) и удаляем ее из множества, т.е. Т:= Т\ {At = BJ. 5. Если Т Ф 0 , то переходим к выполнению шага 2. Если Т = 0, то множество {Ai = Bi, А2 = В2, .... Ап = В„} не содержит противоречий; заканчиваем работу. Построенное в результате работы алгоритма (непустое) множество Т конструктивных импликаций - вырожденное, именно оно и порождает противоречие.

Место и роль нравственно-правовой культуры в повышении ответственности личности советского воина при выполнении воинского долга

При клинико-инструментальном обследовании наших пациентов до лечения были обнаружены: кариес у пломбы, занимающей обширную поверхность исследуемого зуба — 30 (67%); изменение цвета коронки зуба — 45 (100%) или наличие глубокой, заполненной размягчённым дентином кариозной полости, сообщающейся с полостью зуба —19(33%); гиперемия слизистой оболочки и наличие свища —16 (36%). Зондирование дна кариозной полости исследуемых зубов было безболезненным. Горизонтальная перкуссия была безболезненной, вертикальная перкуссия — слабоболезненной в 11 (24.4%) случаях. Подвижность зуба 1-І! степени находили у 10 (22%) больных.

До начала эндодонтического лечения цифровая внутриротовая рентгенография с компьютерной обработкой изображения выполнена у 45 больных. При этом исследовано 56 зубов(24 — однокорневых и 32 — многокорневых). Из них в 14 зубах корневые каналы не были пломбированы, в 17 зубах— неполное пломбирование на 2/3 на длины канала, в 11 — на У2 его длины и в 12 случаях — на У3. В 41 случае в корневых каналах находили рентгеноконтрастный пломбировочный материал (в том числе у 12 пациентов постоянный пастообразный пломбировочный материал, а у трех пациентов было осуществлено пломбирование металлическим штифтом). Только у 5 пациентов глубина пломбирования осуществлена до рентгенологической верхушки и у 3 — не доходя 0.5-2 мм до верхушки корня. Причем из 42 запломбированных зубов однородное заполнение корневых каналов наблюдали в 5 случаях, а в 37 наблюдениях оно было неоднородным (фрагментарным или с наличием зоншросветления). Что касается плотности прилегания пломбировочного материала к стенкам каналов, то в 38 случаях оно было неплотным и в 4 — плотным.

У всех больных отмечали рентгенологические признаки хронического периодонтита. В 2/3 наблюдений находили деструктивные изменения костной ткани в области верхушек корней пораженного зуба: округлой или овальной формы, различных размеров — по типу гранулемы до 0.5 см в диаметре. Контуры очагов разрежения периапикальных костных структур были четко очерченными. Костная структура внутри очагов была резко нарушена или совсем не прослеживалась. В У случаев имела место деструкция костной ткани в зоне верхушек пораженных зубов неправильной формы, размером— до 0.5 см в диаметре. Границы очагов деструкции были нечеткими и размытыми. В 7 наблюдениях определялось расширение периодонтальной щели и разрежение околоверхушечной костной ткани с неровной ломаной линией.

При проведении рентгеновского полипозиционного исследования удавалось более детально просматривать каждый корневой канал на всем протяжении путем разведения корней в разных проекциях, прослеживать-, периодонтальную щель на всем?протяжении-вдоль каждого корня, оценить ранее проведенное пломбирование корневых каналов; и; при его некачественном проведении, планировать, предстоящее эндодонтическое лечение.

Прш локальной? денситометрии; выполненной у 45 стоматологических пациентов;, в; зонах деструкции: костной ткани у верхушкикорняівЗІЇ случае определялось значительное снижение (ниже 64 ЕД) оптическойшлотности, что свидетельствовало о низком насыщении кости минералами. Только в 13 наблюдениях эти показатели незначительно превышали.64 ЕД!

Соответственно поставленному клинико-рентгенологическому диагнозу пациенты распределялись на: следующие: группы: хронический: гранулирующий периодонтит—18, хронический гранулематозныйшериодонтит — 43:.

Разновидности методики подготовки корневых каналов зубов и их пломбирование гуттаперчей;с.Sealapex у 102 больных представлены.в таблице 5:2. Анализ данных показывает, что эндодонтическое лечение — с введением в корневые каналы Septomixine forte с последующим пломбированием гуттаперчей с наполнителем Sealapex проведено 83 пациентам и 19 пациентам проведено введение в корневые каналы Calasept, с его последующей экспозицией от 3 до 6 месяцев с последующим пломбированием гуттаперчей:с наполнителем Sealapex. У всех пациентов осуществлялся рентгенологический контроль качества пломбирования корневых каналов с последующей компьютерной обработкой в амплитудном рельефе.

Результаты эндодонтического лечения у больных хроническим верхушечным периодонтитом оценивали с использованием комплексного клинико-рен-тгенологического метода в ближайшие (через 1 месяц) и отдаленные (6-12-24 месяцев) сроки.

Через 1 месяц больные жалоб не предъявляли. При исследовании зубов перкуссия была безболезненной, воспалительные изменения слизистой оболочки в области зуба не определялись. Цифровая дентальная рентгенография через 1 месяц после эндодонтического лечения проведена у 45 больных. При. этом изучены 19 однокорневых и 26 многокорневых зуба. Во всех 45; наблюдениях корневые каналы запломбированы рентгеноконтрастной гуттаперчей с наполнителем Sealapex, имеющей слоистую рентгенологическую картину за счет «обмазки» каждого гуттаперчивого штифта пастой-силером. В 2/3 наблюдений на цифровых дентальных снимках отмечали нарастание оптической плотности (выше 64 ЕД) кости, периапикальные костные деструктивные изменения значительно уменьшились. При проведении полипозиционного исследования более отчетливо просматривались все имеющиеся корневые каналы без наложения рентгеновских теней, с разведением в стороны корней зубов; Также проведение полипозиционного исследования позволяло более детально и достоверно оценивать состояние периапикальных костных структур, наличие или отсутствие очагов разрежения или деструкции костной ткани.

В отдаленном (6-12-24 месяца и более) периоде обследовано 32 стоматологических пациента с 14 однокорневыми и 18 многокорневыми зубами. Жалоб не предъявляли. Слизистая оболочка альвеолярного отростка в области проекции верхушек корней была розового цвета, перкуссия зубов безболезненная, подвижность зубов отсутствовала. Данные рентгенологического обследования представлены в таблицах. Во всех 32 наблюдениях пломбирование корневых каналов характеризовалось высокой контрастностью заполнения корневых каналов со слоистой структурой, с плотным прилеганием к стенкам корневого канала.

Похожие диссертации на Взаимосвязь нравственной и правовой культуры и их роль в формировании личности советского воина