Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние механизмов уширения квантовых переходов на распространение электромагнитных импульсов в условиях индуцированной прозрачности Шарыпов Антон Валерьевич

Влияние механизмов уширения квантовых переходов на распространение электромагнитных импульсов в условиях индуцированной прозрачности
<
Влияние механизмов уширения квантовых переходов на распространение электромагнитных импульсов в условиях индуцированной прозрачности Влияние механизмов уширения квантовых переходов на распространение электромагнитных импульсов в условиях индуцированной прозрачности Влияние механизмов уширения квантовых переходов на распространение электромагнитных импульсов в условиях индуцированной прозрачности Влияние механизмов уширения квантовых переходов на распространение электромагнитных импульсов в условиях индуцированной прозрачности Влияние механизмов уширения квантовых переходов на распространение электромагнитных импульсов в условиях индуцированной прозрачности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шарыпов Антон Валерьевич. Влияние механизмов уширения квантовых переходов на распространение электромагнитных импульсов в условиях индуцированной прозрачности : диссертация ... кандидата физико-математических наук : 01.04.05 / Шарыпов Антон Валерьевич; [Место защиты: Ин-т физики]. - Красноярск, 2008. - 104 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-1/273

Содержание к диссертации

Введение 3

Глава 1. Правосознание: сущность, содержание, типология

§1.1. Идеонормативная сущность правосознания 10

§ 1.2. Основные идеи правосознания в космоцентристской и теоцентристской социокультурных парадигмах 31

§1.3. Базовые установки правосознания в антропоцентристской социокультурной парадигме 54

Глава 2. Правосознание как социокультурный феномен

§2.1. Тенденции развития правосознания в современном социокультурном пространстве 75

§ 2.2. Взаимосвязь правового и морального сознания 96

Заключение 123

Библиография 1  

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Феномену правосознания всегда уделялось большое внимание в социально-философской литературе, а в последнее время интерес к нему в отечественном обществознании возрос, о чем свидетельствует увеличение числа работ, посвященных этой проблеме.

Этот факт объясняется рядом причин. Во-первых, теоретическое понимание сущности и содержания правосознания дает возможность осмыслить основополагающие правовые идеи, представляющие духовные начала конкретно-исторической эпохи, заложенные в ней ценностные доминанты и тенденции. Через идеи правосознание оказывает влияние на формирование правовой сферы общественной жизни, определяет ее фундаментальные характеристики. Идеи правосознания, составляющие его основное содержание, выступают «визитной карточкой права данного общества» (С.С. Алексеев), являются критерием оценки развития социума.

Во-вторых, актуальность проблемы правосознания обусловлена практическими потребностями, поскольку правосознание связано с идеей закона, отражает конфликт между действующим законодательством и изменившимися социальными условиями, обеспечивает функционирование правоотношений, развитие правового знания и правовой культуры, дефицит которой всегда ощущался в России. Кризисное состояние правосознания в нашем обществе находит отражение в правовой реальности, приводит к обесцениванию правовых ценностей и росту правового нигилизма. Поэтому становление развитого правосознания так актуально в современном российском социуме. Именно от состояния правосознания зависит реализация прав человека, построение гражданского общества и правового государства в нашей стране. Духовные ценности не имеют смысла без соотношения прав человека с законодательством, а реализация его невозможна без развитого правосознания.

В-третьих, наличие большого количества литературы не восполняет пробел, до сих пор существующий в научной литературе, а именно: содержа 4

тельный анализ правосознания в рамках различных социокультурных парадигм1 и те сущностные изменения, которые произошли в нем за последнее время. Правосознание представляет собой динамичную модель, меняющую свои смысловые акценты и обретающую новые функции в процессе развития человеческой истории и культуры. В условиях глобализации, задающей ценностные ориентиры всему человечеству, современное правосознание фиксирует потребность человека в «онтологической безопасности» (Э. Гидденс), единении человечества и его самосохранении, отражает развитие мирового права.

Степень разработанности проблемы. В отечественной литературе проблеме содержательного анализа правосознания практически не уделялось должного внимания, а типология правосознания конструировалась по разным основаниям: по субъекту-носителю, по степени усвоения правовых знаний. С точки зрения глубины отражения социально-правовой реальности правосознание определялось как теоретическое и обыденное (О.Е. Лейст, Г.О. Остроумов).

Данная типология не отражала ценностных сдвигов, происходящих в правосознании. Хотя в философско-правовой литературе существует ряд работ, раскрывающих различные стороны проблемы в философской перспективе. Так, в публикациях B.C. Нерсесянца тематизируются сакральные источники происхождения правосознания. В монографии «Общественное сознание и его формы» (Л.С. Мамут) подчеркивается значимость повседневного опыта в появлении правосознания. Необходимо отметить, что в советский период в социально-философской литературе традиционно правосознание рассматривалось как форма общественного сознания, отражающая активно и избирательно правовую реальность и требующая для своего изучения гносеологического и социологического (социального) подходов. Показательны в этом отношении работы А.К. Уледова, B.C. Барулина, Е.А. Лукашевой, ЯЗ. Хайкина, И.Е. Фарбера и др.

С публикациями работ Н.Н. Алексеева, И.А. Ильина, П.И. Новгородце-ва, Е.Н. Трубецкого начался новый период в понимании правосознания. Появляются исследования на современном этапе развития философской мысли, рассматривающие онтологический, аксиологический и нормативно-праксеологический аспекты правосознания (С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров, О.Г. Данильян, В.П. Малахов, И.В. Ковалева, B.C. Нерсесянц, В.Д. Перевалов и др.).

В диссертации используются разработки зарубежных исследователей по проблемам правосознания и философии права (Г.Дж. Берман, Э. Гидденс, Р. Дворкин, Г. Кельзен, К.Х. Ладер, А. МакИнтайер, Ж. Маритен, Р. Нозик, Дж. Остин, Г. Радбрух, Дж. Ролз, М. Сэндел, Дж. Тюдор, М. Уолцер, Ю. Хабер-мас, Г.Л. Харт, О. Хеффе, Л. Фуллер и др.). В них анализируются вопросы о взаимосвязи правового и морального сознания, основные идеи современного правосознания. В произведениях мыслителей античности, средневековья наиболее разработанным является учение о справедливости, а Нового времени - учение о свободе, равенстве и правах человека. Здесь следует назвать имена западноевропейских классиков, таких как Платон, Аристотель, А. Блаженный, Ф. Аквинский, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г.В. Гегель, И. Бентам, Дж.Ст. Милль и др.

Таким образом, анализ литературы по теме диссертации показывает, что накоплен достаточный материал по изучению различных аспектов правосознания, его уровней, взаимосвязи правосознания с другими формами общественного сознания. Вместе с тем приходится констатировать, что исследование смыслообразующих идей правосознания, составляющих его содержание, и построение типологии правосознания в контексте различных социокуль 6

турных парадигм еще не стали предметом социально-философского анализа. Проделанное нами исследование является шагом в решении этой важной проблемы в современной социальной философии.

Целью диссертационного исследования является изучение правосознания в рамках социально-философского подхода. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• Выявить сущность правосознания как идеонормативного феномена

• Раскрыть содержание основополагающих идей правосознания

• Рассмотреть сущностные черты правосознания в терминах различных социокультурных парадигм

• Показать развитие идей правосознания в современном социокультурном пространстве

• Исследовать взаимосвязь правосознания с моральным сознанием для выявления их единого ценностного основания

Объектом диссертационного исследования выступает правосознание как социокультурный феномен.

Предметом исследования - сущность правосознания, его содержание, типология, тенденции развития.

Методы диссертационного исследования

Теоретическую и методологическую основу исследования составляет большой круг источников (монографии, статьи отечественных и зарубежных исследователей, а также авторефераты диссертаций), в которых были отражены результаты изучения различных аспектов правосознания, его структура, взаимосвязь правосознания и морального сознания.

Методологической основой исследования явились методы историко-философской реконструкции, направленные на выявление особенностей правосознания в различных социокультурных парадигмах. Этот метод неизбежно ориентирует на выявление истоков формирования правосознания, дающий возможность раскрыть его смысл. Применение компаративистского метода связано с созданием типологии правосознания. Среди методов, используемых в работе, необходимо выделить системно-структурный, осмысливающий изучение сущности и содержание правосознания в рамках конкретного типа общества; метод восхождения от абстрактного к конкретному. Этот метод необходим для изучения различных аспектов правосознания как такового и его функций, а также рассмотрения его функциональной включенности в общественную практику.

Научная новизна работы заключается в следующем:

• Раскрыта сущность правосознания как идеонормативной модели

• Определена типология правосознания на основе моровоззренческой доминанты социокультурных парадигм

• Показано развитие основных идей правосознания в современном социокультурном пространстве

• Отмечено возрастающее значение аксиологической функции правосознания наряду с регулятивной и гносеологической

Положения, выносимые на защиту:

• Идеонормативная модель правосознания позволяет выделить его основные существенные черты: идеи, составляющие его ценностно-духовное содержание, базовые установки правосознания, связывающие его с духовной сферой общества (моральными, религиозными и политическими ценностями). Другим существенным признаком правосознания выступает нормативность, выражающаяся в знаковых формах - правовых нормах и законах. Содержание идей правосознания определяется мировоззренческой доминантой определенной социокультурной парадигмы.

• Правосознание как духовное явление в рамках космоцентристской парадигмы античной культуры имело свои истоки, дающие сакральное представление о порядке, законе, справедливости и возмездии. В первоначальном своем содержании правосознание выступало как легалистское. Позднее происходит становление рационального представления об основных идеях правосознания: справедливости, порядке, законах полисной жизни. Космоцен-тристская доминанта провоцировала преобладание целого над частью, что не способствовало признанию свободы и равенства как универсальных идей правосознания (Платон, Аристотель).

• В теоцентристской социокультурной парадигме было выделено три вида права: вечное (божественное), естественное и позитивное. Основополагающие идеи теоцентристского правосознания сохраняют в качестве абсолютных принципы иерархического целесообразного порядка бытия, включающего, в отличие от античности, идею высшего Бога - Блага, создателя и причины всех вещей. Единый Бог выступает моральным обоснованием права. Приоритетными считаются обязанности, а не права человека.

• Антропоцентристская парадигма правосознания в качестве основных идей включает идею свободы, рассматриваемую как контракт, соглашение (отношение взаимной добровольности). Отношение права жестко определяет обращение с контрагентами как со свободными индивидами, осознающими себя владельцами своих жизненных программ и целей. Правовая свобода не отделима от ответственности и включает права и обязанности. Идея свободы связана с признанием формального равенства и универсальности прав человека и гражданина. 

• С выходом человечества на глобальный уровень развития возникает потребность в формировании универсальных ценностных оснований. Правосознание отражает эти универсальные тенденции развития в современном социокультурном пространстве. В современном правосознании подчеркиваются социально-распределительные аспекты в понимании справедливости (Дж. Ролз); акцентируется внимание на значимости толерантности и границ ее применимости (М.Уолцер); используется расширенная трактовка прав; изменяется понятие «частное» право (постмодернистский дискурс); вводится термин «мягкое» право (Ю. Хабермас). • В современной техногенной цивилизации перед лицом глобальных катастроф определяющим становится ценностное измерение социокультурных феноменов. В своей деонтологической и телеологической направленности правосознание соединяется с моральным. Их объединяет единое ценностное основание, включающее такие ключевые понятия, как «мир» и «согласие». Наряду с регулятивной и гносеологической усиливается аксиологическая функция правосознания. Меняется само содержание «правовая норма». Она идентифицируется не только с принуждением, но и имеет ценностно-прескриптивную (моралистическую) направленность.

Научно-практическая значимость работы.

Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы как теоретическая основа для изучения правосознания по курсу «Социальная философия», а также при чтении курса по истории философии в разделе «История правовых учений». Кроме того, диссертационное исследование может служить основой для чтения спецкурса по философии права.

Апробация работы

Основные положения и выводы диссертации изложены в 7 научных публикациях автора. Различные аспекты исследования апробированы в выступлениях на семинарах и научных конференциях. Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 138 страницах машинописного текста, состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка литературы, включающего 188 источников (из них 168 — на русском и 20 на иностранном языке).  

Похожие диссертации на Влияние механизмов уширения квантовых переходов на распространение электромагнитных импульсов в условиях индуцированной прозрачности