Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Cоциально-политические особенности процесса управления толпой в современных условиях (опыт Таджикистана) Нуралиева Мавлуда Мукимовна

Cоциально-политические особенности процесса управления толпой в современных условиях (опыт Таджикистана)
<
Cоциально-политические особенности процесса управления толпой в современных условиях (опыт Таджикистана) Cоциально-политические особенности процесса управления толпой в современных условиях (опыт Таджикистана) Cоциально-политические особенности процесса управления толпой в современных условиях (опыт Таджикистана) Cоциально-политические особенности процесса управления толпой в современных условиях (опыт Таджикистана) Cоциально-политические особенности процесса управления толпой в современных условиях (опыт Таджикистана) Cоциально-политические особенности процесса управления толпой в современных условиях (опыт Таджикистана) Cоциально-политические особенности процесса управления толпой в современных условиях (опыт Таджикистана) Cоциально-политические особенности процесса управления толпой в современных условиях (опыт Таджикистана) Cоциально-политические особенности процесса управления толпой в современных условиях (опыт Таджикистана) Cоциально-политические особенности процесса управления толпой в современных условиях (опыт Таджикистана) Cоциально-политические особенности процесса управления толпой в современных условиях (опыт Таджикистана) Cоциально-политические особенности процесса управления толпой в современных условиях (опыт Таджикистана)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нуралиева Мавлуда Мукимовна. Cоциально-политические особенности процесса управления толпой в современных условиях (опыт Таджикистана): диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Нуралиева Мавлуда Мукимовна;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2015.- 148 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологический анализ толпы как социально-политический объект

1.1. Толпа как социально-политический феномен .14

1.2. Понятие «толпы» и её специфические особенности в современных условиях 40

Глава 2. Толпа и политическое поведение людей в условиях трансформации общества

2.1. Толпа и её манипуляция поведением граждан 66

2.2. Теория хаоса и процесс управления толпой 82

Глава 3. Роль лидера в изменении социально-политического процесса и идеологии принятия новых стандартов мышления толпы

3.1.Политический лидер и его место в урегулировании толпы 96

3.2. Специфика управления толпой: проблемы и тенденции ее развития 117

Заключение 133

Список использованной литературы .138-148

Понятие «толпы» и её специфические особенности в современных условиях

Представители второго направления определяют массу как некомпетентное множество людей. Эта позиция отражена в работе испанского мыслителя X. Ортеги - и - Гассета «Восстание масс». Понятие «масса» приобретает иное содержание, нежели аудитория масс-медиа. По мнению философа, кризисное состояние современной цивилизации связано с ослаблением позиций правящей элиты, вторжением масс в элитарные сферы, в том числе и в политику. Человек массы - это заурядный, средний человек. Демократия в либеральном ее понимании, заменяется гипердемократией, «когда массы действуют непосредственно, помимо закона, навязывая всему обществу свои волю и вкусы»19. Равенство прав - благородная идея демократии, на практике выразилась в удовлетворении аппетитов и подсознательных вожделений масс. Восстание масс - это результат прогресса, роста уровня жизни и либерализма.

В третьей, выделяемой Д. Беллом, теории масса рассматривается как механизированное общество. Представители этого направления выражают протест против современного им устройства жизни, идеализируя доиндустриальную эпоху. Техника приводит к дегуманизации общества, превращает его в аппарат. «Машина штампует человека, делает жизнь математически просчитанной и определенной»20. Каждый индивид скрывается за своей определенной функцией в гигантском механизме под названием общество.

Четвертое направление представлено в работах Г. Зиммеля, М. Вебера, К. Манхейма. В чрезмерной бюрократизации и рационализации эти мыслители видели заорганизованность -. связана с понятием «отчуждение». Концентрация принятия решений наверху, в отрыве от основных производителей, не только лишает подчиненных инициативы, но и чувства самоуважения. Требования подчинения лишают человека возможности действовать осознанно.

Для всех вариантов доктрины массового общества характерна убежденность в некой второсортности, биологической и социальной неполноценности масс. Из поля зрения ученых исчезает понимание массы как субъекта политики с его сложной, динамичной структурой. В этих теориях отражена лишь одна из тенденций развития индустриального общества, дается анализ предпосылок возникновения тоталитарных государств, в которых главным действующим лицом выступает бегущий от свободы «человек массы».

В качестве единицы анализа в социальной психологии рассматривается ситуация взаимодействия двух и более людей. Это – взаимонаправленные действия индивидов. Они могут быть рассмотрены как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей, практических задач или для реализации ценностей.

Социальное взаимодействие анализируются на двух уровнях: микро и макро. Взаимодействие людей друг с другом, в парах, в малых группах или межличностная интеракция – явления микроуровня. Макровзаимодействия связаны с крупными общественными структурами, основными институтами общества: религией, семьей, экономикой.

Социальная жизнь возникает и развивается, потому что существует взаимозависимость людей, создающая предпосылки взаимодействия их друг с другом.

Психология масс (психология толпы) - особенности поведения и мышления большой группы людей, имеющих общность взглядов и чувств. Психологию масс конкретизирует в целой системе идей, среди которых особенно существенны следующие положения: 21 1. Психологическая толпа - это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью. 2. Индивид существует сознательно, а масса, толпа -неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное — коллективно. 3. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее. 4. Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе. Пропаганда (или коммуникация) имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками. 5. В целях управления массами (партией, классом, нацией и т. п.) политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т. п.), которую внедряют и взращивают в сознании людей. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия.

Толпа и её манипуляция поведением граждан

Политическое поведение занимает центральное место в политической науке и в психологии. При описании политических явлений термин «политическое поведение» употребляется как более широкое по объему и содержанию по сравнению с термином «политическое действие». Поскольку всякое политическое действие есть политическое поведение, но не всякое поведение есть действие. Так, политическая идиферентность, апатия, отчуждение, по сути, есть политическое бездействие, но вместе с тем это тип своеобразного политического поведения.

В результате активных политических действий могут быть изменены принципы общественных отношений, а это, в конечном итоге, может привести к принципиальным изменениям во взаимоотношениях личности и общества (государства). Следовательно, субъектами политической деятельности является социальные группы, партии, общественные организации, коллективы, личности. Это основной элемент политической деятельности, так как именно интересы и потребности субъектов обусловливают содержание политической деятельности, являются той побудительной силой, которая заставляет людей действовать в определенном направлении.

Наряду с этим, религиозное сознание тоже играет существенную роль в поведении людей в условиях трансформации общества. Известно, что у восточных народов, аналогичные процессы развития духовного сознания протекали на своей собственной основе, имели другую форму и другую историческую периодизацию, которую мы в диссертацию детально рассматривать не будем.

В анализе сущности основных мировых религий исходим из того, что любая религия представляет собой обожествление нравственного отношения к миру. Нравственное отношение к миру есть такая позиция человеческой воли, которая заключается: во-первых, в отрицании ею врожденного (животного) эгоизма, то есть в отрицании жизни для самого себя; во-вторых, в утверждении позиции служения. То есть в утверждении жизни для чего-то или кого-то другого. Следовательно, специфическим выражением такой позиции человеческой воли и является религия.

Религия адресована не нашему интеллекту, а нашей воле. Она дает нам не знание о том, что есть в мире (это - задача науки), а знание о том, что в нем должно быть и к чему мы, как существа, обладающие разумной волей, должны стремиться. Религия адресована не просто воле, но воле разумной и, следовательно, свободной, то она и должна не просто указывать нам, но и убеждать нас в истинности своих предписаний. Наша воля должна сама принять предлагаемое ей учение, она должна сама согласиться с ним и добровольно сделать её своим руководством в жизни.

Поэтому, всякая религия как разумное учение, адресованное нашей воле, должна содержать в себе следующие три необходимых элемента: 1. Религия должна указывать человеку цели или (смысл) его жизни, то есть, то, ради чего человек должен жить в этом мире; 2. Она должна указывать ему и средства достижения этой цели, а именно - тот образ жизни, следуя которому человек достигает указанной цели; 3. Религиозное учение должно содержать также и некоторое разумное обоснование самих этих целей и этих средств. Рассмотрим кратко с этой точки зрения следующие четыре основные всемирно-исторические религии - буддизм, иудаизм, христианство и ислам. Все четыре религии отрицают как неистинную жизнь для самого себя. Однако в качестве цели, или высшего смысла жизни человека, только три из этих четырех религий указывают служение Богу. Буддизм же предлагает иную цель, а именно - достижение вечного покоя («погружения в нирвану»), избавление от всяких желаний, то есть, по существу, полное самоотрицание -самоумерщвление - самой воли к жизни. За годы преобразований, несмотря на создание определенной правовой базы, в нашем обществе не наблюдалось роста политической активности масс, стремления к самоорганизации.

Известно, что вовлеченность в политику проявляется на двух уровнях: эмоциональном и инструментальном. На эмоциональном уровне политическое участие характеризуется интересом к происходящим в республике политическим процессам. Инструментальный уровень связан с активной деятельностью граждан как непосредственно в политической жизни страны, так и в отстаивании собственных интересов.

В таджикском обществе наблюдается разрыв между достаточно высоким уровнем эмоциональной включенности (так, 65% таджикистанцев обсуждают политические события с друзьями58, готовы участвовать в политических событиях на вербальном уровне) и низким уровнем инструментальной активности .

Существующие в Таджикистане общественные движения можно разделить на движения, главной целью которых является защита групповых интересов, и движения, ориентированные на более широкие общественные интересы. К первой категории принадлежат движения, призванные защищать интересы конкретных групп. Это профессиональные, религиозные, студенческие, женские, молодежные, фермерские и т.д. движения.

Другая категория движений выражает более широкие общественные интересы. Как правило, подобного рода движения занимаются такими значимыми для общества вопросами, как охрана окружающей среды, защита прав человека. К этой категории относят движения протеста.

В политологической литературе к политическому протесту относят: «политические действия, не относящиеся к так называемой «традиционной»

Варианты последних могут быть различными: от «мягких», таких, как подписание петиций, воззваний, до «жестких», таких, как стачки, забастовки, пикетирование зданий, перекрытие дорог и т.п.

В течение исследуемого периода мы можем наблюдать как спады, так и подъемы массового движения. Следует выделить несколько периодов его существования в нашей стране.

Началом массового движения принято считать сборище людей на площади г.Душанбе в 1992 году, охватившую некоторые регионы Таджикистана и насчитывавшую около 2-3 тысячи участников. Этот ранний период характеризуется бурными, многочисленными и хорошо организованными массами, выдвинувшими из представителей оппозиции и ярких образованных лидеров духовенства. В ходе этих выступлений были сформированы, пользовавшиеся большим авторитетом духовенство, первые реальные коллективные организации- масс, в дальнейшем преобразованные в таджикскую оппозицию, а позже началась гражданская война.

Что касается формирования в Таджикистане массового молодежного движения, то здесь мы наблюдаем ситуацию аналогичную той, которая складывается с другими общественными движениями.

Таджикская молодежь, в своем большинстве равнодушна к политике. Основная масса молодежных объединений сосредоточена в Душанбе . При этом мощного молодежного движения, претендующего на влияние в политике, в годы независимости не сложилось. Можно выделить несколько причин.

Теория хаоса и процесс управления толпой

В толковом словаре А.Белояра описаны методы использования манипуляции и защиты от них. Он полагает, что для защиты от манипулятивных воздействий человеку необходимо думать.78 Он называет это - думающей аудиторией. Заимствуя его идею, назовем новую эпоху толп и массы – думающей массой.

Выше мы приводили примеры о том, как были собраны люди на центральной площади Душанбе в первые годы приобретения государственной независимости. Таким образом, для преобразования новых форм воздействия на сознание людей необходимо учесть их культурные и религиозные особенности.

Высшая идея, подбрасываемая толпе, помогает лидеру стоять на периферии и вести оборону. Смена места расположения, цель собрания и порядок постройки людей говорит о том, к чему готовится масса.

Этот феномен напоминает средневековую битву. Два полководца ведут артиллерию в тыл, солдаты знают, что битва идет на смерть, но все равно идут в бой. Перед там как повести за собой толпу полководцы читают речь в котором излагается вся цель военной кампании. В конечном итоге, видя что солдат много, а значит вместе они сила, действуют и поддерживают вожака. Скорее всего солдатами велит не чувство достоинства и чести, а всего на всего то, что они едины.

Для определения характера манипуляционных воздействий лидера следует учитывать особенности настроения толпы. Поэтому, когда речь идет о толпе, то стоит обратить внимание на её поведение. Насколько быстро толпа реагирует, какие информационные потоки известны ей, степень вовлеченности людей в процессе формирования установок.

Наиболее актуален вопрос о преобразовании думающей толпы. Мобилизация думающей толпы превосходит современные манипуляционные действия.

А.Белояр. Толковый Словарь Демократического Новояза и Эвфемизмов. М. 2002.-С 97. 106 Как известно, вожак что в центре толпы находится или в стороне от её. Смотря на толпу можно сразу увидеть вожака. Обычно вожак смотрит глубже на происходящие события. И важно учесть насколько сильно люди повторяют его действия. Рассмотрим классический пример агрессивно настроенной толпы.

Как мы говорили выше, вожак толпы человек действия. При опасности может случиться, что толпа, паникуя, может затоптать людей. Чем же это обусловлено? Прежде всего, нужно понять откуда исходит угроза. Если это внешняя угроза, то толпа начинает сжиматься (как овальный круг, который перемещается быстрее). Учитывая состояние людей внутри толпы, мы можем оценить их поведение. Если угроза исходит изнутри толпы, то, скорее всего, внутри толпы есть люди, которые внушили другим угрозу или панику. Из наблюдения исследователей видно, что во время паники толпа сжимается внутрь и начинает давить людей внутри неё. Это давление заставляет падать некоторых людей, в итоге, люди просто топчут упавших. А угроза извне, наоборот может разъединять толпу, что, в конечном итоге, люди могут быстро начнут разойтись.

Некоторые исследователи полагают, что толпа бесцельна. Но главное отличие толпы не в её бесцельности, а в том, что побудило людей собраться вместе. Толпа бесповоротно доверяет вожаку. А роль вожака заключается в убеждении толпы сделать то, что нужно ему (акции протеста, разгром административных зданий, перекрывание дорог, столкновения с полицией и т.д.) Поэтому вожак убеждает людей с помощью манипуляций, но, прежде всего, толпа сама хочет быть обманутой. Толпе необходимо верить в то, что она делает правильные поступки. Главный помощник вожака – идеология.

Как полагает А.А.Захарян, «Традиционная, физически спаянная толпа прошлого в различных своих модификациях как субъект управления «здесь и сейчас» непосредственно со своими функциями и механизмами действия, инструментами воздействия и взаимодействия умерла. Ее культурный и исторический контекст безвозвратно утерян. Таким образом, компьютерные технологии породили виртуальную реальность виртуального человека и виртуальную толпу, качественно отличающуюся от толпы в старом понимании. Член виртуальной толпы физически, с одной стороны, сам по себе со своим виртуалитетом. С другой стороны – его сознание определено общей идеологией качества жизни с одновременной отменой веры и смысла жизни – их не ищут, а по большей части сразу заменяют либо наркотиками – сразу убивают себя – от прямого суицида до передозировки медленной или мгновенной – как получится. И никакое качество жизни, даже самый высокий его уровень не помогает, ибо свято место пусто не бывает! Душа жаждет! И кормят ее химической или виртуальной или музыкальной дрянью с целью изменения состояния сознания (ИСС), а уже через него калечат душу»

Таким образом, век технологического процесса побуждает зомбировать людей и включает в процесс отключения мозгов. Поэтому живут виртуальной жизнью больше чем настоящей. И от этого меняются все взгляды. Например, дети в возрасте 5-6 лет начинают играть во всякие насильственные компьютерные игры и в итоге начинают путать реальность с виртуальным миром. Виртуальный мир приобретает реальность для современного человека.

«Феномен "толпы" был связан с разложением классового общества... Мир невероятно усложнился, информационный поток неимоверно вырос (вследствие всеобщей грамотности плюс появления новых СМИ - кино, радио, позже телевидения и пр.). Главным свойством мира стало казаться ежедневное владычество случайности, относительности, переменчивости, неустойчивости ситуации.

Специфика управления толпой: проблемы и тенденции ее развития

Выжившая толпа восстанавливают рост через еду. Отождествляется с долголетием через универсальный преобразователь питания. И толпа моделирует чувства и функция как переход, например, с охоты на плач -через общий праздник. Наиболее известным из труда Канетти -этнографические примеры праздников виньетка называется “Самоуничтожение Ксоса91.” В Ксоса говорят духи предков, чтобы подготовиться к тому Дню Победы над колонизаторами, день, когда все станут равными, празднуя праздник, который является их продуктами питания. В Ксоса празднуется щедро и расточительно, уничтожив все источники питания. Они ждут рассвета. Когда ничего не происходит, они понимают, что они совершили массовое самоубийство. Исторически желание увеличить был кооптирован из мертвых, руководителями мертвых, и толпы мертвых и выиграла так много Ксоса на свою сторону. Действительно, соревнования в астрономических увеличить диск социальных потрясений, масштабирование голода толпы по величине занимает историческую силу.

В трудах Канетти наблюдается фундаментальное сходство между капиталистической поклонением производства и его социалистической валоризации:

«...Однако они разделяются относительно тем, каким образом товар распространяется в современном мире, противники и сторонники социализма над предпосылкой данной проблемы. Это производство с обеих сторон переходит в идеологический конфликт, который расколол землю на две почти равные половины, спровоцировал дальнейшее производство всеми возможными способами. Будет ли товар продаваться или будет общий, реальный процесс производства не только не подвергает сомнению ни одну из сторон, но почитает... гордыню производства восходит к увеличению пакета92». Психология толпы материализуется в чудовищный рост. Канетти не предлагает никаких конкретных альтернатив безумству производства, возможно, потому, что он видит в нем потенциально процесс освобождения. Производство угрожает потере кормильца - система уничтожения своего собственного народа, поскольку эта расточительность не может служить интересам производства. Ли Канетти считает, что уничтожение оставшихся в живых людей в трансцендентной цели производства, мы можем и не знать. Следуя вышеизложенному, можно классифицировать уровни распространения кодов поведения людей в толпе: Отстраненное поведение - люди толпы не реагируют совсем на внешние показатели, другими словами каждый человек в толпе «уходит в себя»; Активное поведение - активно - агрессивно настроенные индивиды добиваются внимания властей; Страстное поведение - люди толпы под воздействием вожака поддаются воздействию извне. Динамика вовлеченности людей в толпу характерная черта исследуемого поля толпы. Когда мы говорим о периферии и центре толпы, собрания людей похоже на геометрические фигуры. Но также бывает вид толпы, когда люди находятся на ближайшем расстоянии друг от друга, приблизительно 0,5-1 метра. Эту форму толпы можно охарактеризовать как «расходящую» толпу.

Говоря о методах манипулирования, можно использовать средства массовой информации. Но еще эффективнее, если мы возьмем в качестве

Что же происходит в умах миллионов людей? Прежде всего, то же самое зомбирование передается через сетевые игры миллионам подросткам. Чем больше игр, тем больше агрессий подростков по отношению к своим ровесникам. Здесь явно нарушаются границы сознания подростков, где реальность и где виртуальность. Нарушение этих границ равнозначно безграмотному человеку. Своего рода размытость сознания – деградация личности человека.

Таким образом, перспективой управления толпы могут стать такие понятия как краудсорсинг (с английского «crowdsourcing», что означает толпу как источник финансов) и краудфандинг (с английского языка «crowdfunding», что в переводе означает фонд толпы). Эти понятия осмыслены глубоко, и вся экономическая система держится на финансовой независимости толпы. Это новый вид рынка и биржи. Данные понятия используются для привлечения огромных масс людей к бизнесу и деления между ними знания и увлечения к какой-либо деятельности.

Гипноз как бодрствующий сон человека, и человек не может вспомнить, что он делал под воздействием гипноза. А манипуляция своего рода воздействие на человека с помощью убеждения. Под воздействием манипуляции человек думает, что это его решения тогда, как на самом деле ему навязали мысль. Главной проблемой управления толпой является разнообразность типов людей, фиксированность их настроения, и поведение вожака. Вожак определяет настроение толпы и воздействует на неё.