Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гуманистическое движение в Аргентине и Чили : Мировоззрение и практика,60 - 90-е гг. Дьякова, Людмила Владимировна

Гуманистическое движение в Аргентине и Чили : Мировоззрение и практика,60 - 90-е гг.
<
Гуманистическое движение в Аргентине и Чили : Мировоззрение и практика,60 - 90-е гг. Гуманистическое движение в Аргентине и Чили : Мировоззрение и практика,60 - 90-е гг. Гуманистическое движение в Аргентине и Чили : Мировоззрение и практика,60 - 90-е гг. Гуманистическое движение в Аргентине и Чили : Мировоззрение и практика,60 - 90-е гг. Гуманистическое движение в Аргентине и Чили : Мировоззрение и практика,60 - 90-е гг. Гуманистическое движение в Аргентине и Чили : Мировоззрение и практика,60 - 90-е гг. Гуманистическое движение в Аргентине и Чили : Мировоззрение и практика,60 - 90-е гг. Гуманистическое движение в Аргентине и Чили : Мировоззрение и практика,60 - 90-е гг. Гуманистическое движение в Аргентине и Чили : Мировоззрение и практика,60 - 90-е гг. Гуманистическое движение в Аргентине и Чили : Мировоззрение и практика,60 - 90-е гг. Гуманистическое движение в Аргентине и Чили : Мировоззрение и практика,60 - 90-е гг. Гуманистическое движение в Аргентине и Чили : Мировоззрение и практика,60 - 90-е гг. Гуманистическое движение в Аргентине и Чили : Мировоззрение и практика,60 - 90-е гг. Гуманистическое движение в Аргентине и Чили : Мировоззрение и практика,60 - 90-е гг. Гуманистическое движение в Аргентине и Чили : Мировоззрение и практика,60 - 90-е гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дьякова, Людмила Владимировна. Гуманистическое движение в Аргентине и Чили : Мировоззрение и практика,60 - 90-е гг. : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02.- Москва, 1995.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 95-23/27-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Мировоззрение

1. Новые социальные движения в мире и Латинской Америке. Возникновение гуманистического движения 21

2. Мировоззрение Силл 36

3. Характер, особенности, структура и социальная база гуманистического движения 5

Гуманистические паши: теоретические нринципы и практическая

I. Программные установки гуманистических партий 70

2. Практическая деятельность гуманистических партий и гуманистического движения /на при мере Чили и Аргентины 98

3. Международная деятельность гуманистических партий. Гуманистические кружки в России... 120

Примечания 138

Список использованных источников и литература

Введение к работе

Актуальность исследования. В последние годы в социологической и политической литературе большое внимание уделяется новым, так называемым альтернативным или низовым /неформальным/ социальным движениям - своеобразному и во многом перспективному явлению общественно-политической жизни Западной Европы, США и Латинской Америки. Растущая популярность этих движений в мире, их роль, в возрождении социальной активности широких слоев населения представляют серьезный научный и практический интерес. Неоднородность социального состава, аморфность структуры, различная степень политизации и пестрота программных установок, необычный стиль поведения в массах затрудняют объяснение этого феномена в рамках традиционных подходов, свидетельствуют о невозможности применения уйтаревших схем.

Особых размышлений заслуживает тот факт, что всевозможные альтернативные, молодежные, коммунитарные, неофеминистские, антивоенные, экологические, христианские и другие движения, заявившие о своем существовании на рубеже 60-70-х годов и особенно в 80-е годы, возникли и стали заметной общественной силой в странах, резко отличающихся друг от друга не только особенностями политической культуры и национального самосознания, но и уровнем социально-экономического развития, и характером всего комплекса исторических традиций. .

Несмотря на многочисленные теоретические и практичес-кие разногласия, все эти движения объединяет одно: обостренное, хотя и качественно различное, понимание глобального кризиса современного мира и тоска по высоким духовным ценностям, без которых невозможно найти ответ на вопрос о цели и смысле жизни. Можно сказать, что проблема че--ловека, его свободы, предназначения и судьбы в этом мире, "на зыбкой почве между бесконечностями" /Ясперс/, из категории абстрактно-философских превращается в жизненно-важную, затрагивающую сердца и мысли миллионов людей.

Все более широкий размах эта тенденция приобретает и в России, и в СНГ.

Апокалипсические предчувствия, рождаемые мыслью о чудовищных средствах массового уничтожения, созданных с помощью новейшей науки и техники ; опасения по поводу ущерба, который индустриально-технократическое развитие наносит природе ; возмущение бюрократизацией самых разнообразных жизненных сфер в условиях государственно-монополистической организации общества ; неприятие образа жизни, характеризующегося отчуждением человеческих связей, нарушением прав и свободы личности, насилием, - подобные умонастроения обнаружились в массовом сознании практически всех стран мира, в тон числе и так называемого "третьего мира".

Новые социальные движения, в самом широком понимании их внутренней природы, стали одним из моментов поиска гармонии и единства в распадающемся, хаотичном мире.

Кроме того, следует отметить, что в идеологии новых социальных движений отразился общий "кризис доверия" государству, приобретший с конца 70-х годов перманентный характер. Критический пересмотр отношения к государству и его роли в социально-экономической жизни дополняется на уровне массового сознания разочарованием в системе традиционной представительной демократии. Подобно тому, как государство уже не в состоянии управлять громоздкой системой экономики, режим представительной демократии со сложившиїлся институтом политических партий не успевает за развитием современного общества,*не обеспечивает участия в политике широким народным массам, стремящимся к проявлению социальной активности.

Таким.образом, устойчивые антиэтатистские настроения, неудовлетворенность степенью демократизма "устаревших" представительных систем, падение престижа "крассических" партий с особой остротой поставили задачу использования новых демократических форл массового участия в общественной и политической жизни. По сути дела, речь идет о глу-

боком духовном кризисе и поисках выхода из него на путях стихийного формирования гражданского общества и новой социальной нравственности, гуманизации жизни в целом.

Говоря о различных изменениях в социально-экономической и политической жизни современного общества,, о назревших проблемах, требующих своего решения в связи с ростом активности широких слоев населения, нельзя не остановиться на особенностях психологического состояния личности под гнетом многочисленных проявлений кризиса современной цивилизации.

Если в 50-60-е годы мировосприятие и жизнедеятельность
простого человека определяли оптимистический взгляд на
перспективы общественного развития, позитивное отношение
к научно-техническому прогрессу и экономическому росту,
то в конце 70-х и особенно в 80-е годы общественное мне
ние все более явно окрашивалось в мрачные тона. Тяжелые
экономические кризисы породили ощущение нестабильности
жизни, непредсказуемости и неуправляемости социально-эко
номических процессов. На этом.фоне менее абстрактно-ста
ли восприниматься глобальные, опасности, угрожающие всему
человечеству и неустранимые без его объединенных усилий.
Исследователи массового сознаний отмечают, что на рубеже
70-х и 80-х годов произошел качественный скачок в понима
нии широкими слоями населения реальной угрозы экологиче-
. ского бедствия, что способствовало возникновению "чувст
ва самосохранения" человечества. .

Пробуждение этого чувства у. народов различных стран, разделенных национальными, экономическими, политическими, идеологическими барьерами, сопровождаемое личностным подходом к общечеловеческим проблемам, ощущение ответственности каждого за спасение человеческого.рода, стало знаменательном событием нашего, времени.

Массовое сознание, поставленное.перед необходимостью размышлять о.путях преодоления цйвилизационного кризиса, оказалось восприимчивым к ориентации на достижение позитивных общественных изменений через свободное и гарю-

ничное развитие личности. Предвестником воплощения этих ценностей в реальной жизни стало появление новых социальных движений.

В странах Латинской Америки, переживших не только ряд экономических кризисов, но и длительный период политической нестабильности, падение и возрождение парламентской демократии, особенно остро стоят морально-этические проблемы: о степени допустимости насилия в обществе, о свободе личности, уважении гражданских прав человека, о непреходящей ценности человеческой жизни,'.'.-'.*

Своеобразную интерпретацию эти идеи получили в идеологии и практической деятельности альтернативного общественного течения под названием "гуманистическое движение", территорией возникновения и наибольшего влияния которого стали Аргентина и Чили. Идеологом и основателем движения является аргентинский писатель и философ Марио Луис Род-ригес Кобос, более известный под.псевдонимом Сило. В 60-е и в начале 70-х годов под его руководством были организованы небольшие группы левой ориентации, их участники называли себя гуманистами. С тех пор гуманистическое дви- . жение, созданное из подобных кружков, претерпело серьезные изменения, оформилось, вышло на национальный и международный уровень, завоевало определенную известность. Из его рядов выросли гуманистические партии, ведущие достаточно активную политическую и международную деятельность.

Одним из направлений этой деятельности стала Россия, - достаточно упомянуть, что 1-ый Международный Гуманистический Фору?.! и 2-ой Конгресс Гуманистического Интернационала состоялись осенью 1993 года в Москве. Летом того же года в Российской Академии наук Сило был вручен диплом доктора "honoris causa".

Развитие мирового гуманистического движения, острота затронутых в его идеологии социально-психологических проблем, своеобразное понимание выхода из цивилизационного кризиса, стремление к расширению социальной базы и распространению своего влияния на различные политические круги,

усилия посозданию независимых и массовых гуманистических партий - все эти факты подтверждают актуальность выбранной темы.

Хронологические рамки исследования достаточно условны и охватывают период с начала 60-х годов /создание первых "силоистских" групп в Аргентине/, по 1994 год. В течение этого времени были написаны первые работы Сило, сложилась его теоретическая концепция, возникло и оформилось .само движение, появились гуманистические партии, состоялось два Конгресса Гуманистического Интернационала.

Проблемно-тематические рамки работы в значительной мере определены источниками, основная часть которых -произведения самого Сило, что обусловило некоторый фило-софско-психологический оттенок диссертации. Кроме того, из всего объема достаточно разноречивых сведений и оценок автор выделил те аспекты, которые представлялись ему наиболее интересными: мировоззренческие, культурные, социально- психологические, политологические.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертации состоит в выяснении того, что ае представляет собой мировоззрение гуманистического движения как общественного течения, в чем воплощается политическая практика гуманистических партий, насколько причастен этот вариант'гуманизма западно-европейской гуманистической традиции.и каким образом выражаются в реальной жизни его творческие интенции.

При написании работы были поставлены следующие задачи: * дать анализ базовых принципов "силоизма" ;

показать историю формирования гуманистического движения ; : .- ' '

выяснить внутреннюю структуру, социальную базу, характерные особенности гуманистического движения как особой фор.и новых социальных движений ;

- дать анализ программных установок гуманистических партий ;

- выяснить основные направления практической,лолитиче-

ской и социальной деятельности гуманистов /на примере Аргентины и Чили/ ;

показать мездународную деятельность гуманистических партий и проблемы, стоящие в данный момент перед Пианистическим Интернационалом ;-'"''

рассмотреть взаимосвязи движения с российской общественностью и наметить направления развития гуманистических тенденций в условиях современной рэссии.

Научная новизна исследования заключается в том, что
оно является первой работой, посвященной' гуманистическо
му движению - варианту альтернативного социального пове
дения и своеобразному явлению общественно-культурной яиз-
ни ряда стран, в первую очередь - Аргентины и Чили. В
диссертации дается комплексная социо-политическая характе
ристика этого течения, исследуется современное состояние
и деятельность гуманистических партий, определяется их
место в политической системе Аргентины "и Чили, их реаль
ная роль в политической жизни этих стран в контексте обще
мировой практики гуманистов. - /

Практическая значимость диссертации состоит в том, что основные выводы, касающиеся идеологии и практики гуманистического движения, могли бы способствовать расширению некоторых общетеоретических представлений 6 специфике новых социальных движений в целом. Кроме того, включение в многообразный спектр этих двикений еще одной разновидности альтернативного социального поведения достаточно выраженной гуманистической направленности позволяет с большей определенностью поставить вопрос о значении общечеловеческих ценностей для идеологии массового сознания, в период цивилизационногс кризиса. Этот вывод необходимо учитывать при разработке любых.программ, касающихся социального поведения и затрагивающих проблемы массового сознания. Результаты исследования могут.быть использованы также и в преподавательской деятельности.

В России, в других странах Содружества, в Восточной Івропе набирают силу различные новые течения гуманистиче-ікого направления. Мировой опыт в этом отношении помогает видеть перспективу развития данных тенденций, равно как : найти пути к общей гармонизации социальных отношений и азвития гражданского общества.

Теоретическую базу диссертации составили труды известнее американских и западно-европейских политологов, социо-огов, психологов, посвященные вопросам идеологии и прак-ики социальных движений и связанных с этим проблемам со-ременного массового сознания, массовой психологии, об-ественной и философской мыши, политической культуры.

Несмотря на то, что основной упор был сделан на поли-ологические аспекты в анализе исследуемого явления, спе-ифика предмета позволяет использовать методы и результа-ы различных общественных наук.

Основными методологическими источниками стали работы .Алмонда, С.Вербы, А.Лейпхарта, С.Липсета, И.Шапиро, .Даля и других классиков западной политологии. Особенно ажны размышления этих авторов относительно судеб демократи и проблем политической культуры в странах так называе-зго "третьего мира", выводы, касающиеся особенностей поэтического сознания и поведения в "незападных" обществах.

Кроме того, при написании диссертации были использо-1ны некоторые социологические исследования общетеорети-эского характера /М.Вебера; Н.Дж.Смелзера, Д.Рисмена и

?./ :.";_;

Особое теоретическое значение при анализе мировоззрен-зских проблем гуманизма имели произведения крупнейших фи-' эсофоз XX века: Э.Гуссерля, К.Ясперса, М.Хайдеггера, .Ортеги-и-Гассета, чьи идеи особенно повлияли на миро-зззрение идеолога гуманистического движения.

Анализируя внутреннюю'природу и психологические корни зижения, а также некоторые принципы "силоистской" доктри-I, автор опирался на работы выдающихся западных психоло-

гоз: З.Фрейда, К.Г.Юнга, Э.Фромма, В.Франкла, и др. В частности, подход и методы З.Фрейда легли в основу "техники самоосвобовдения", предложенной Сило, оказали существенное воздействие на его понимание проблеми страдания и жизненных фрустраций,

Среди исследований отечественных политологов, посвященных теории и практике политического процесса, проблемам современной демократии, концепции гражданского общества, хотелось бы выделить монографии Г.К.Ашина, Э.Я.Баталова, А.А.Галкина, Г.Г.Дилигенского, Ю.А.Замошкина, Ю.А.Красина, Р.Ф.Матвеева, А.М.Салмина, статьи К.С.Гаджиева, и других. Эти работы позволяют более точно определить социально-культурную нишу нетрадиционных общественных движений, их идеологическую и психологическую роль в современном мире, их место в политической жизни.

Источниковая база работы. В диссертации были использованы источник различного характера, которые условно можно разделить на несколько групп. К первой относятся работы самого Сило и деятелей гуманистических партий и движения, ставшие основой для написания раздела об идеологии и характерных особенностях этого течения. Самым значительным теоретическим.произведением Нарио Родригеса Кобоса является .трилогия "Очеловечить жизнь на Земле" - философское эссе, посвященное проблемам внутреннего мира личности и месту человека в современном обществе. Кроме того, среди источников этой группы необходимо выделить книгу Л.Ашанна "Самоосвобождение" - своего рода учебник практической психологии, широко используемый в гуманистических кружках.

Большое значение при написании работы имели официальные документы гуманистических партий и движения: сборник "Исследование Движения: 1966-199011 - своеобразный опыт самоанализа, в котором кратко отражены основные идеи и принципы "силоизма",.его история, организация и структура ; материалы конференции гуманистических партий в Москве . /ноябрь 1992 г./, I и П,Конгрессов Гуманистического Кнтер-

национала /Флоренция, 1989 г. и Москва, 1993 г./, и I Международного Гуманистического Форума /Москва, 1993 г./. На основе анализа этих документов написаны разделы о меж-дународной деятельности и программных установках гуманистических партий, частично - о практической работе с населением. Кроме того, необходимо специально выделить газету Аргентинской гуманистической партии "Пуыанист", в которой достаточно подробно отражается внутрипартийная жизнь, события регионального уровня и отношение к ниц гуманистов.

Важную и наиболее интересную группу составили документы совершенно иного характера: пропагандистские брошюры движения, агитационные листки, карточки и пригласительные билеты, плакаты, афиши, небольшие локальные газеты -'Листки района", материалы проведенных лекций и выступлений, - все то, что прямо или косвенно свидетельствует о практической деятельности на низовом социальном уровне, о стиле социального поведения, роли в повседневной муниципальной жизни.

При работе над всеми документами гуманистического движения основную трудность представляло выявление истинного положения вея{зй в противовес желаемому, поскольку известно, что даже в Аргентине и Чили влияние гуманистов охватывает сравнительно небольшую прослойку городского населения.

. Большую помощь в работе над диссертацией оказали издания Московского Гуманистического клуба, содержащие, помимо дополнительной информации, более сдержанный и объектив-ный аналитический тон по отношению к исследуемому явлению.

Пятую группу источников составили материалы социологических исследований /в основном это касается Сантьяго/. Так как практическая деятельность гуманистов направлена преимущественно на маргинальные слои населения, их социально-экономическое, психологическое состояние,- степень активности и перспективы -участия в различных движениях, рассмотренные в рамках объективно-научного анализа, чрезвычайно интересны. Кроме того, эти документы дают необходи-

- II -

мое представление о проблемах муниципальной власти и деятельности других социальных движений, что в&здо для адекватной оценки роли гуманистов в жизни крупных городов. Последней группой источников являются личные впечатления автора во время его научной работы в Чили и Аргентине, записи.бесед и встреч, дискуссий с руководителями и рядовыми участниками гуманистических партий и движения, а также, опыт собственного участия в деятельности гуманистов в Москве, Сантьяго и Буэнос-Айресе,

Историография проблемы. Специфика темы диссертации заключается в том, что не до конца оформившееся, не относящееся к числу массовых общественных явлений, гуманистическое движение и связанные с ним партии еще не стали предметом научного анализа ни в зарубежной, в частности, аргентинской или чилийской, ни в отечественной литературе.

Тем не менее, учитывая латиноамериканскую природу данного явления, его очевидную принадлежность к латиноамериканской культурной среде, со всеми вытекающими отсвда специфическими, особенностями, автор широко использовал работы отечественных латиноамериканистов, исследовавших политическую систему общества в Латинской Америке, философию, культуру, общественную мысль этого региона, идеологию различных социальных сил.

При работе над диссертацией были использованы некоторые исследования отечественных латиноамериканистов, посвященные культурологическому анализу "ибероамериканской цивилизации". Особенно интересна тема синтеза культур, соотношения традиции и инновации в латиноамериканском об-

I. См. например: Культура Аргентины. М.,19??: Общественная мысль развивающихся стран. М.,1988: Политическая система общества в Латинской Америке. M.,ISo2 ; Проблемы философии и культуры в Латинской Америке. Н.,1583; Современные идеологические течения в Латинской Америке. М.,1983; Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. М.,1980; Шестопал А.В. Леворадикальная социология в Латинской Америке: крити-ка концепций. М.,1981.

ществе, глубоко и.самобытно разработанная Я.Г.Шемякиным, С.И.Семеновым .

Большое значение, помимо теоретических исследований общего характера,'имели информационные и аналитические обзоры, касающиеся последних событий в политической, экономической и общественной кизни Латинской Америки, в том числе - Аргентины и Чили, проблем перехода к демократии, . перспектив национального развития с точки зрения их влияния на сознание и психологию различных социальных слоев.

Особый интерес представляли работы, анализирующие общественно-политические движения в Латинской Америке: их характер, природу, особенности, социальную базу, практическую деятельность. Специально необходимо выделить статьи Э.Е.Кузнецовой, посвященные новым социальным движениям континента, месту и роли этих движений в процессе демократизации общества, расширении реальных возможностей гражданского участия.

  1. Шемякин Я.Г. Латинская Америка: традиции и современность. И.,1987; Шемякин Я.Г. Меяцивилизационное взаимодействие и процесс культурогенеза в Латинской Америке. - ifceric'a Агаегісапз. Механизмы культурообразования в Латинской Америке. М.,1994 ; Семенов С.Й. Пограничная культура во "Встрече миров". - ЇЬегіов Americans.Механизмы культурообразования в Латинской Америке; Колесов М.С. Философия и культура Латинской Америки. Симферополь, 1991 ; Евразия - Иоероамзрика: традиции -и модернизация /круглый стол/. - * Латинская Америка", Р 3, 1994, и др.

  2. Латинская Америка 80-х годов: тенденции общественного .развития. М.,1988, т.І ; процесс демократизации в странах КЬшой Америки: реальность и перспективы. М.,1989 ; Латинская Америка: демократия и власть. М.,1991 ; Латин-ская Америка: вопросы .идеологии и политической мысли. М.,1991 ; Проблемы Латинской Америки. М., 1991-93, вып. 1-9 ; Социальная и политическая ситуация в Латинской Америке. М.,1993, вып.7. - . *

  3. Латинская Америка: политические партии и социальные движения. М.,1993, т.І ; Кузнецова З.Ё. Новые социальные движения в общественно-политической жизни Латинской Аме-ріки. - Латинская Америка 80-х годов: тенденции общест-. венного развития. М.,1988, т.І; Кузнецова Э.Е. Новые социальные движения. - Социальная и политическая ситуация в Латинской Америке..м.,1993, вып.7.

Непосредственно гуманистическое движение, его принципы и деятельность, стали темой отдельных публикаций в яур-налах "Латинская Америка", "Политические исследования", а также специального издания Московского Гуманистического клуба1. Основная цель этих публикаций,- дать.общее представление и краткую информацию о гуманистах,/ показать моменты, близкие программе Московского Гуманистического клуба, определить направления.возможной совместной работы.

Кроме того, хотелось би отметить; интересные мнения и дискуссии по поводу, гуманистической традиции в различных культурах, других направлений современного гуманистического движения и философии ненасилия, которые представлены в ряде отечественных публикаций.*..'; , .у "-": V''-'

В латиноамериканской:историографии проблема новых социальных движешій находится,преиі^остветт в фокусе вн-'-мания политологов и соївірлогови рассматривается в неразрывной связи с такими вопросами,'/как децентрализация государственной власти, укрепление локальной автономий, борьба с бедностью и маргинализацией населения.-.- "'.'

Среди многочислеііннх публикаций на,оту тему были выбраны работа, касающиеся в основном Аргентины и Чили. Исследование чилийских социологов П.Матеє и Р.Каші .посвящено изучении понятия бедности и современному психологическое и социально-экономическому состоянию низших слоев

  1. Коваль Б,И. Интернационал чеяовекоуваяения. - "Латинская Аые_рика", Ш 9, 1592 % Гуманнсїичесаие чтения. М., 1993; .Московский Гуиатісїичбский клуб. Документы и материалы. М., 1993 s Сьезл_^Хьзмаішсї Интернешнл"- в Москве? .-"Полис", Ь З, Ї2Ш./ ;;._

  2. Перспективы человека /круглый стол/. »ярНС"»Р б, Ї99І ; Этика ненасилия /материалы международной.конференции/;

- М..199І ; Движение свободомыслящих? теорія и практика.
U., 1992 ; Ненасильственные двинения я философия йена- .

енлия: состояние, трудности, перспективы /круглый стол/

- "Вопросы философии*, 8, Ї9Щ ; Гусейнов А.А. Этика
ненасилия. - "Вопросы философии", IF3, 1992 : Лектор
ский В.А.. Идеалы и реальность гуманизма. - "Вопросы
философии'.', Р 6, 1994 і Сагадеев А. Гиюнизи в клас
сической мусульманской мысли. - "ОНС", № 4, 1994.

населения. По мнению авторов, повышается уровень минимальных' притязаний традиционно беднейшей части населения Чили, важное место в сознании ладей начинает занимать социальная активность, участие во всевозможных низовых организациях.

Женское движение во всех его вариантах - от феминистского до квартальных комитетов - занимает вааное место в работах социологов. . При этом многие автора подчеркивают, что чисто политическая активность, традиционная для большей части кеискнх организаций, постепенно ослабевает, и на первый план выдвигается работа на муниципальном уровне, в том числе - борьба за реальные права женщин в повседневной жизни." .

Еользое внимание современные исследователи уделяют проблеме-децентрализации власти її возможностям местной автономии, а такие процевсу социальной адаптации деклассированных элементов и перспективам построения полноценного гражданского общества.

В целом анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет .заключить, что проблема низовых социальных дви-гений. и зароздаккцихся шесте с ними нового мировоззрения и политической ориентации весьма актуальна й -вызывает большой интерес исследователей. ;.

1. -Matte. P.L. Pobrosa en la decada de loa 90 у deaafioa

futuroa. - ВзЬийіоз зосіаіез, К 75, 1993.

2. Valdea І. El,movimiento social de mujerea у la pro
duction d& conocimientoa sobro la condiocion de la
niujer.- Placso. Chile. Documentoa de trabnJo.S'erie:

. Bgtudioa aocialea, IT 43, 1993. Vargas Valente T. Movimiento de mujjerea en America Latina: un retopara el апаїізіз у para la ассіоп.т Reviata Paraguaya deSociologia, N77, 1990.

3. Calderon F., D03 Santoa M.R. Hacia un nuevo orden
eatatal en America Latina. - Reviata Paraguaya' de
sociologia, В 77, 1990; Moralea Ed., Pozo'H.,Rojaa 3.
Municipio, deaarrollo local у sectore3 popularea. т
Flaoao, Chile, 1988.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введем ния, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Мировоззрение Силл

При работе над всеми документами гуманистического движения основную трудность представляло выявление истинного положения вещей, поскольку даже в Аргентине и Чили влияние гуманистов охватывает сравнительно небольшую прослойку городского населения.

Большую помощь в процессе работы над диссертацией оказали издания Московского Гуманистического клуба, содержащие, помимо дополнительной информации, более сдержанный и объективный аналитический тон по отношению к исследуемому явлению 6

Пятую группу источников составили материалы социологиче-ских исследований с анализом положения беднейших слоев городского населения /в основном это касается Сантьяго/.27 Поскольку практическая деятельность гуманистического движения направлена, преимущественно на маргинальные и пояумаргинальные общественные группы, их социально-экономическое и психологи-ческое состояние, степень активное , лерсцективы-ухтстия в различных организациях, рассмотренные в рамках Объективно- научного анализа, чрезвычайно интересны. Кроме того, эти документы дают широкое представление о проблемах муниципальной власти, возможностях децентрализации, о деятельности других низдвых социальных движений - христианских, экологических, женских и т.д., что немаловажно для адекватной оценки-роли гуманистов в жизни больших городов.

Также при работе над диссертацией были использоваїш материалы некоторых аргентинских и чилийских периодических изданий, в которых нередко появляются упоминания о практической деятельности альтернативных социальных движений, особенно на муниципальном уровне, в том числе - о деятельности гумани 2$ стов Последнюю группу источников составили личные впечатления автора во время научной работы в Чили и Аргентине, записи бесед; встреч, дискуссий с руководителями и рядовыми участниками гуманистических партий и движения, а также опыт собственного участия в практической деятельности гуманистов в Москве, Сантьяго и Цуэное-АЙресе,

Специфика темы диссертации заключается в том, что не до конца.оформившееся, не относящееся к числу массовых общественных явлений гуманистическое движение и связанные с ним лар-тйи еще не стали предметом научного анализа ни в зарубежной, в частности, чилийской или аргентинской, ни в отечественной литературе.

Тем не менее, учитывая латиноамериканскую природу данного явления, его очевидную принадлежность, несмотря на кажущийся космополитизм идеологии, латиноамериканской культурной среде, со веёми вытекающими отсюда специфическими особенностями, автор широко использовал работы отечественных латиноамерика-ниетов, исследовавших политическую систему общества в Латинской Америке, философию, культуру и общественнукУ мысль этого континента, особенности самосознания, идеологию различных социальных сил.

Представляется необходимым специально выделить коллективное исследование " Общественная мысль развиваются стран 3 в котором содержится комплексный анализ явлений, влияющих на формирование общественной шсли в странах так называемого "третьего мира", а также рассматриваются природа, характере масштабы такого социально-экономического и культурно-психологического феномена, как процесс маргинализации в латиноамериканском обществе.

В процессе работы над диссертацией были использованы некоторые исследования отечественных латиноамерйканиев, посвященные культурологическому анализу "ибероамериканской цивилизации". Особенно интересна тема синтеза культур, соотношения традиции и инновации в латиноамериканском обществе, глубоко и самобытно раскрытая Шемякиным Я.Г., Семеновым СИ.

Непосредственное отношение к явлению, описанному в диссертации, име#т мысль С.И.Семенова о многослойное политической культуры и многоуровневой ассиметричности структуры общества в пограничных цивилизациях, к числу которых относится и Ибероамерика. Характерной чертой этих цивилизаций является своеобразный синтез-симбиоз различных культур, когда общество остается во многом традиционным, а влияние европей-ских политических институтов, идей, концепций - чисто формальным. Это необходимо учитывать при анализе любых социально-культурных течений в Латинской Америке.

Характер, особенности, структура и социальная база гуманистического движения

Таким образом, смысл человеческой жизни для Сило заключается в радости бытия, в гарюнии с самим собой, уменш сни-мать внутреннее напряжение, расслабляться,перед:лщом неда-ятностей, сглаживать конфликты с другими людьми, спокойно и беспристрастно анализировать особенности "текущего момента" и выбирать.правильно поведение в любой ситуации.

Нуждается ли современное общество в учениях такого рода? Безусловно, нуждается. Однако возникает неизбежный вопрос: можно ли отождествлять все эти полезные навыки, во многом на-поминающие .бихевиористские принципы, с подлинной свободой личности, а,процесс овладения подобным аутотренингом называть внутренним освобождением? Когда Сило пишет об освобождении, он имеет в виду освобождение от комплексов, нервознотти, недовольства собой, от раздражительности, дурных Привычек, рефлексии, страха, от каждодневного стресса, скованности и замкнутости, -ловом, ,о тногочисленных х ичень ьктуальных хроблем, но психологического, а не философского уровня. .

Человек, освобождение и свобода,личности; даже счастье и смысл жизни в трактовке Сило - скорее термины психотерапевта, нежели философские вопросы. Разумеется, нет ничего предосудиг тельногв в том, что умный и одаренный современный человек предлагает свою концепцию гармонизации личности и снятия стресса - постоянного спутника-нашей жизни. Но «в таком случае цель, провозглашенная в его произведениях, должна быть адекватна тому уровню, на котором они написаны. Без сомнения, книги и статьи Сило -;,образец хорошей, яркой интерпретации некоторых важнейших проблем современной философии и психологии. Ншшг санные в своеобразном художественном стиле, очень убедительным и необычным языком со множеством рефренов, восклицаний и риторических вопросов, эти работы могут оказать сильное воздействие, на психику простого человека, измученного суетой и ритмом жизни.

Однако позиция автора была бы более корректной, если бы он, не снижая гуманистического пафоса своих произведений, менее претенциозно изложил суть программы: помочь "среднестатистическому1» жителю любой не,слишком благополучной страны найти свое место в мире. Такой-цели - гуманной, психотерапевтической и .одновременно просветительской - книги Сило вполне соответствую .. А Но дажэ самую яркую из них - трилогию "Очеловечить жизнь на Земле" - трудно рассматривать как новую, необычнуюпопытку.философского осмысления действительности.

Прежде всего, нельзя не отметить эклектизм "силоистской" концепций. Ни одна более или менее интересная мысль, высказанная автором, не является новаторской: все, что касается рассуждений о кризисе современного общества, трагедийности .чело. вечеекого существования, бессмысленности жизни, - все уже было сказано в мировой философии.

Особенно заметное влияние на "силоизм" оказали некоторые] принципы .философии Кшаи современного .неокантианстш, «ш-. лософия:жизни", философская антропология, различные варианты экзистенциализма; а также психология XX века.

Это разнообразное, глубокое теоретическое наследИ@-Сщо тщательно продумал» переработал и адаптировал к уровню;"среднего" человека, философеки неподготовленного, но- и не чуждого -"проклятым вопросам" времени. Можно выделить несколько ключевых проблем, наиболее полно разработанных в современной западной философии и психологии и получивших своеобразную интерпретацию в книге "Очеловечить жизнь на Земле".

Прежде всего, центр всех философских споров и дискуссий в известном смысле сводится к вопросу: что есть человек? "Он остается величайшей тайной для самого себя, ощущая, что в его конечности его возможности как будто начинают простираться в бесконечность... Человек не соответствует ни одному единичному существу, только миру в целом",- писал в книге "Философекая вера" К.Ясперс.37

На трудность найти определение, зафиксировать сущность человека, указывал М.Хайдеггер: "Насколько существо человека не сводится к животной органике, настолько же невозможно устранить или как-то компенсировать недостаточность... определения человеческой сущности, наделяя человека бессмертной душой,, или разумностью, или личностными чертами. Каждый раз эта сущность оказывается обойденной".

Можно привести достаточно различных примеров того, как понимали природу человека представители философии, религии или науки, как менялось это понимание на протяжении веков. Сило наиболее близок подход, особо выделяющий роль личностных черт в деятельности человека, способность постоянно искать самого себя, иметь "критическую установку по отношению к собственной жизни .

Практическая деятельность гуманистических партий и гуманистического движения /на при мере Чили и Аргентины

Понятие свободы - исключительно спорный момент и мировоз-зрения самого Сило, и политической концепции его последователей. Сило неоднократно пишет об освобождении, о человеке как "главной ценности всего существующего", и т.д. Эти мысли, пре-образованные в лозунги, периодически повторяются в популярных статьях и агитационных брошюрах гуманистов, ими украшают плакаты и пригласительные билеты, их используют как самый веский аргумент в любом серьезном споре. Между тем, философская неоднозначность, проблематичность и даже сомнительность подобных истин могла бы послужить темой для дискуссии, если бы не оказалась вынесенной за скобки самыми убежденными сторонниками "силоизма".

Представляется, что "свобода" гуманистов находится в опас ном соседстве с апологией вседозволенности. Например, видный не умещается в однозначную оценку. Дело в том, что на ступени низовых социальных организаций, там, где это течение наиболее влиятельно и сильно, утопические идеи приобретают иной оттенок, наполняются реальным содержанием, уважением и доверием к человеку.

В самом деле, сомнения в логичности и осмысленности исторического процесса, свойственные людям конца Ш. века, еще не дают права отвергать возможность построения цивилизованного и гуманного общества, способного решить кардинальные проблемы современности. Тем более, что в настоящее время вопрос о личностном участии в спасении всей человеческой культуры, в широком смылсе этого слова, приобретает особую остроту и злободневность.

Идеология гуманистов, если рассматривать ее под этим углом зрения, не является случайной, необоснованной выдумкой группы теоретиков. Она воспроизводит /в той или иной степени/ социально-психологические ожидания определенных общественных слоев, представляет собой одно из проявлений общего кризиса сознания, попытку найти выход из тупика, в котором оказалось все человечество. В данном случае неважно, что выход этот обдуман на уровне своей, латиноамериканской политической культуры и претворяется в жизнь в "барриос" Сантьяго и Цуэнос-Айреса. Если временно абстрагироваться от наивных политических и социологических конструкций и рассмотреть сущность основных идей гуманистов в контексте общечеловеческих проблем, станет очевидной озабоченность теми же вопросами, которые волновали социально-политическую мысль на протяжении столетий и не потеряли свою актуальность в настоящий момент. деятель аргентинской гуманистической партии Л.Милани следующим образом объясняет свою позицию: "Если мы исходим из идеи ликвидации всякого авторитаризма ради индивидуальной свободы, то мы не должны ставить границы ни для чего... Мы считаем свободу, ную свободу, я бы сказал - сверхсвободу. Если же ущемить сво Р ЦРУ рани ниям, которые могут нарастать бесконечно... . Это высказы-нание приведено практически ьеб сокращений, "ак как здесь очень пскренне и ясно выражена идея "абнолютной свободы", стоящая за ннегими нооретическими ко"абрукциями "еилоиетов". Трагичесзая двойственность этой идеи неоднократно под ешда-лась историческим опытом. На протяжении столетий выдающиеся представители человеческой культуры предупреждали о опаснос-ти подобного свободолюбия , и не случайно одна из лучших книг XX века так и "азвана - "Бегство от свободы" .

В то жк иремя, предупреждая о той черты" з. которой свобода превращаевся в ,псилип и произвол/чеобходимо заметитсв что крайности все-таки не являются реальнонеью одвременного гуманистического движения и ляю политических юартий, занятыг решением конкретных социальных проблем. На зыбкой ,очвя рассужшений о свободе х сверхсвободп проявляютсз саше уязвимые моденты мировоззренис Сило и его последователейм выступает изначально заложенная Сротиворечипосль оватетичесвый концепции.

Однокз было бы нп совсем правомерно охарактеризовать эту политическую стратегию как еще одну утопию в длинной череде похожих схем с прекрасных в теории и деструктивных йа практипох Предсхавляепся, что "силоизм"и как явление многоуровневое,

Разумеется, от постановки проблем еще далеко до их решения. Но сами проблемы, несомненно, являются жизненными и реальными. Государство и личность, личность и общество - каковы их взаимоотношения и степень влияния друг на друга, как добиться гармонии между государством и обществом, и возможна ли она в принципе - на эти сложные, вечные вопросы гуманисты пытаются найти свои ответы. Наверное, эти ответы по уровню глубины и теоретического осмысления действительности не могут соперничать со школами политической философии, сформировавшимися в лоне западной культуры. Однако представляется, что сравнивать "два эти ремесла" равносильно прямому сопоставлению классической и народной музыки: в первой воплотились культурная традиция, высокий стиль, элитарное», образованность, известная недоступность и аристократизм ; во второй нашли отклик чаяния простого человека. И тот, и другой способ самовыражения не только имеют право на существование, но могут достигнуть даже эстетического совершенства и подлинной глубины, если следуют основному нравственному принципу: "Не делай другим того, чего не желаешь, чтобы они делали тебе".

Международная деятельность гуманистических партий. Гуманистические кружки в России...

Основная задача в настоящее время - добиться реального влияния на районные муниципалитеты, контроля над распределением общественных средств, участия муниципальных властей в жизни своего района. Эту задачу, по мере возможностей, стараются решать гуманисты Сантьяго.

Представляется, что чилийский вариант движения - наиболее успешный образец претворения в жизнь некоторых гуманистически принципов. Высокая "обреристская" культура населения - соседская солидарность, склонность к взаимопомощи, выработанные еще в годы диктатуры Пиночета, обусловили известную социальную предрасположенность к восприятию того типа деятельности, который предлагают чилийские гуманисты. Жители небогатых районов охотно идут на контакт с ними, готовы участвовать в ре-шении проблем своего квартала или улицы, кооперируются с соседями, издают местные газеты.

Что касается гуманистической партии Чили, то, как заявил президент партии Томас Хирш, основная линия сейчас - сохранить легальность и возможность иметь свое мнение, свой голое в обществе, использовать все способы для популяризации гуманистической программы социальных преобразований89. Именно поэтому на минувших президентских выборах в Чили /весной 1994 г./ партия выдвинула своего кандидата - Кристиана Вайт-це. Не имея никаких шансов на успех, Вайтце в качестве кандидата получил определенное время на телевидении /3 мин. ежедневно в последний месяц перед выборами/ и должен был привлечь внимание части электората к платформе гуманистической партии.

По-видимому, эта политика не дала ощутимых результатов, и в настоящее время чилийские гуманисты стремятся создать блок левых сил, объединившись в первую очередь с коммунистами, сделать упор на проблему бедности, маргинальности, социальной дискриминации, временно убрав все остальные лозунги /в том числе экологические/ и обратить главное внимание на работу в массах. В этом смысле район Нюньоа представляет собой как бы "опытный полигон" партийной практики, а движение помогает расширять и укреплять массовую базу.

В целом можно сказать, что гуманистическая партия Чили достаточно прагматична, самостоятельна и отнюдь не склонна к преуменьшению своей роли в жизни гуманистического движения. Активное, временами даже успешное участие в политическом процессе дает ей ощущение собственной значимости, усиливает стремление использовать гуманистические идеи как инструмент в политической игре, а структуру и практику движения - как средство обрести массовую социальную базу.

Практическая деятельность гуманистического движения в других странах имеет ряд своих особенностей, обусловленных национальным самосознанием, политическими традициями, стереотипами социального поведения и участия в общественной жизни. Характерен пример Аргентины, особенно Буэнос-Айреса, где культура местного самоуправления в чилийском варианте представлена в меньшей степени или отсутствует совсем.

Можно сказать, что деятельность "еилоистскнх " групп в в Буэнос-Айресе имеет более выраженный культурный характер: необычная история Буэнос-Айреса, многообразие национальных корней и религиозных убеждений населения обусловили специ - 116 фический менталитет и неповторимый стиль жизни этого города.

Ццеология Сило возникла в Аргентине, и аргентинское гуманистическое движение до сих пор отличается от других вариантов "силоизма" большим универсализмом, образованностью, определенной терпимостью в отношении не-учаетников движения, склонностью к философским размышлениям, дискуссиям, интересом к другим взглядам и идеям, образу жизни различных меньшинств - евреев, индейцев и т.д.

Работа в маргинальных кварталах, издание небольших локальных газет также занимает важное место в деятельности аргентинских гуманистов, однако эта деятельность затруднена большими размерами города, еще большей, по сравнению с Сантьяго, остротой социальных проблем, а также усталостью от политики, общей апатией и безучастностью самих жителей "пояса бедности", окружающего Буэнос-Айрес.

Кроме того, в этих слоях аргентинского общества традиционно силен перонизм, и население бедных районов, сегодня недовольное перонистами в своем муниципалитете, завтра тем не менее пойдет голосовать за других представителей той же самой партии, так как не видит иного выхода.

Похожие диссертации на Гуманистическое движение в Аргентине и Чили : Мировоззрение и практика,60 - 90-е гг.