Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идейно-политическая эволюция консерватизма и его роль в политическом процессе современной России Тронина Елизавета Геннадьевна

Идейно-политическая эволюция консерватизма и его роль в политическом процессе современной России
<
Идейно-политическая эволюция консерватизма и его роль в политическом процессе современной России Идейно-политическая эволюция консерватизма и его роль в политическом процессе современной России Идейно-политическая эволюция консерватизма и его роль в политическом процессе современной России Идейно-политическая эволюция консерватизма и его роль в политическом процессе современной России Идейно-политическая эволюция консерватизма и его роль в политическом процессе современной России Идейно-политическая эволюция консерватизма и его роль в политическом процессе современной России Идейно-политическая эволюция консерватизма и его роль в политическом процессе современной России Идейно-политическая эволюция консерватизма и его роль в политическом процессе современной России Идейно-политическая эволюция консерватизма и его роль в политическом процессе современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тронина Елизавета Геннадьевна. Идейно-политическая эволюция консерватизма и его роль в политическом процессе современной России : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 : Москва, 2004 204 c. РГБ ОД, 61:04-23/346

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования консерватизма 16

1. Современные подходы к определению понятия «консерватизм» 16

2. Сущностные черты консервативной идеологии 36

Глава II. Идейно-политическая эволюция консерватизма как ответ

на исторический вызов 58

1. Ключевые факторы, обусловившие идейно-политическую эволюцию консерватизма 58

2. Политические и социокультурные аспекты неоконсерватизма 87

Глава III. Место консервативной идеологии в российском политическом процессе на рубеже XX-XXI вв 108

1. Особенности российского консерватизма: исторический аспект 108

2. Модернизационныи потенциал консерватизма в контексте политического процесса

современной России 127

3. Основные проявления консерватизма . в отечественном политическом процессе 155

Заключение 183

Список литературы 189

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования определяется особенностями процесса модернизации современного российского общества. В условиях его переходного состояния существует необходимость формирования целостной концепции общественно-политического развития, выработки идеологических детерминантов социальных преобразований.

В противоречивой истории России новейшего времени значение и статус идеологии подвергались различным метаморфозам. Был пройден сложный путь от тотальной идеологизации общественной жизни, монополии и догматизации единственно верной теории до её отрицания и идеологического хаоса начала 90-х гг. Статья 13 (п.п.1,2) Конституции РФ провозглашает принцип идеологического плюрализма, а также определяет, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».1

Между тем, идеология является неотъемлемым компонентом политической системы общества. Она способствует упорядочению и редукции в массовом сознании смысла происходящих социальных процессов, придаёт политической деятельности качества целесообразности, ценностной определённости. Политическая идеология выступает эффективным конституирующим инструментом и смыслообразующей формой рационализации общественной жизни. Она создаёт условия для коммуникации и идейной интеграции социальных групп, при этом мобилизует и направляет социальную энергию на общественно - значимые цели.

1 Конституция Российской Федерации. - М., 1995. - C.8

Решительный отказ от коммунистической модели, а затем реализация эксперимента под вывеской либерально-демократических реформ, что фактически означало попытку привития на российской почве «прозападных» институтов и ценностей, переноса духа «вестернизации» без необходимого учёта её специфики, привели к глубокому и затяжному кризису. Мощный пласт социально-экономических проблем, проблема сохранения национально-культурной идентичности, диссоциация единого духовного пространства, постепенная утрата исторической памяти и чувства исторической перспективы, - вот лишь некоторые из опасных симптомов системного кризиса российского общества.

Кто мы?; каково место и значение России в современном мире?; каковы цели и пути её исторического развития? - все эти вопросы требуют сегодня глубоких и своевременных ответов. Очевидно, что их выработка крайне затруднена в условиях массовой дезориентации, длительного отсутствия стабильного общественно-политического консенсуса. Сегодня всё явственнее потребность в конструировании некоего идейного каркаса, скрепляющего разрозненные социальные элементы в сильный и жизнеспособный организм.

Таким образом, проблема поиска идейной платформы для построения траектории, стратегии и тактики российской модернизации приобретает актуальный характер. На рубеже тысячелетий обострилась социальная необходимость в научно-обоснованной, интегративной, созидательной идейной парадигме, учитывающей мировую практику и адаптированной к российским реалиям. Сегодня многие отечественные учёные и политики обращаются к опыту консерватизма как адекватной условиям реформируемой страны идеологической альтернативы. Последнее время отмечено своеобразным «ренессансом» консерватизма, популярностью термина «консервативная модернизация».

Особый интерес российских и зарубежных специалистов вызывает гармоничный баланс традиционной и новационной составляющих в содержательном ядре консерватизма. Именно идея почтения к традициям как воплощению вековой мудрости, реализуемая в контексте исторической трансформации общества, составляет его ключевой смысл. В процессе модернизации важное значение имеет идея историчности развития, связи времён и поколений, «склонность к сохранению при способности к улучшению». Перед лицом духовного кризиса актуализируется идея максимального учёта самобытности конкретного народа, идея меры, «золотой середины», приоритета морально-правовых и нравственных констант общественной жизни. Особое звучание приобретают сегодня в России определяющие для консерватизма идеи нации, религии, сильного стабильного государства, крепкой семьи, социального порядка, стабильности, законности при одновременной гарантированности прав и свобод.

Итак, актуальность темы исследования определяют следующие причины:

необходимость преодоления в российском обществе глубокого и затяжного кризиса, обусловленного реформаторской практикой последних полутора десятилетий;

объективная потребность в поиске идейной концепции, способной придать процессу модернизации цивилизованный органичный характер, содействовать достижению национальной консолидации и общественной стабильности;

серьёзное внимание к потенциалу консерватизма, синтезирующего идеи исторической традиции и модернизации; глубокий интерес к положительному опыту консервативного реформизма и неоконсервативной политики;

- необходимость глубокого и всестороннего исследования сущности,
специфики, исторического значения консервативной идеологии, долгое время
пребывавшей на периферии интересов отечественного обществоведения.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют разнообразные источники: отечественные и зарубежные политико-философские труды, в том числе произведения классиков консервативной мысли; работы зарубежных учёных, переводные и на языке оригинала, разработки отечественных исследователей, включая монографии, публикации в периодических изданиях; материалы «круглых столов», научных конференций, электронных, печатных и телевизионных средств массовой информации; результаты социологических исследований; программные документы и агитационные материалы российских партий различной политической ориентации; материалы выступлений и ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию РФ; исторические дневники, воспоминания, историческая публицистика; произведения художественной литературы.

Состояние научной разработанности темы.

Несмотря на более чем двухсотлетний период существования консерватизма в качестве самостоятельной политической идеологии, процесс его изучения до сих пор сопровождается серьёзными трудностями. В науке так и не сложилось целостной универсальной концепции столь сложного и противоречивого феномена. Многообразие подходов, а нередко столкновение противоположных точек зрения, стали атрибутами исследования данной проблематики.

Для её теоретического осмысления особое значение имеют произведения классиков и выдающихся представителей зарубежного и отечественного консерватизма: Э. Берка, Ж. де Местра, М.М.Щербатова, К.П.Победоносцева, Н.А. Бердяева, П.Б. Струве, С.Хантингтона, К.Маннгейма и других мыслителей.

В целом, генезис классической модели консерватизма, основные этапы
её эволюции, политическая реализация и длительная традиция

фундаментального исследования имели место на почве зарубежных государств. Закономерно, что историография проблемы представлена, в первую очередь, работами иностранных учёных.

Так, представители социально-психологического подхода - Ф. Хирншоу, Р.Уайт, К. Росситер, П.Вирек, Н.О' Салливан, Я. Гилмор, Р.Скрутон, М.Оукшот, Р.Кирк и др. - абсолютизируют субъективные, психолого-антропологические детерминанты консервативной доктрины.2

Акцентируя внимание на инструментальной роли и технологических нюансах консерватизма, приверженцы структурно-функциональной трактовки (в частности, С. Хантингтон, А. М. Шлезинджер, Г. К. Льюис, Л.Хэрц, Р.Михельс, К.Маннгейм) рассматривают его как позиционную и ситуационную идеологию, лишённую стабильного субстрата.3

Иная позиция у сторонников идеационной трактовки: И.Кристопла, Г.К.Кальтенбрунера, Б. Гудвина, У. Уальдгрейва, Ю. Хабермаса, Л.Аллисона, Р.Нисбета, Д. Аллена, С. М. Липсета, Е. Шацкого и др.4 По мнению учёных, консерватизм в полной степени обладает статусом самостоятельной идеологии.

В целом, не трудно заметить, что, несмотря на наличие более ранних по времени исследований (30-е, 50-е, 60-е гг. XX в.), подавляющее число трудов по консервативной проблематике, было издано в 70-х - середине 90-х гг. XX века. Одним из наглядных тому подтверждений служит выход в свет

2 Hirnshaw F. J. С. Conservatism in England. - L, 1933; Kirk R. Prospects for conservatives. -Washington,
1989; Oakeshot M. Rationalism in politics and other essays. - L, N.Y.. 1981; O'Sullivan N. Conservatism. -
L, 1976; Rossiter C. Conservatism in America. N. Y., 1955; Scruton R. The Meaning of Conservatism. - N.
Y., 1980; The Conservative tradition/ Ed. by Whitte P. - London, 1950; Vireck P. Conservatism. From
John Adams to Winston Churchill. - N. Y., 1956. - L., N.Y.. 1981.

3 Samuel P. Hantington. Conservatism as an ideology// The American Political science Review, June 1957.
Vol. 51; Маннгейм К. Консервативная мысль
II Социс. - 1993. - №№ 1; 4; 9; 11;

4 Allison L. Right principles: Conservative philosophy of politics. - N. Y., 1984; Der Neo - Konservatismus
in den Vereinigten Staaten und seine Auswirkungen auf die Atlantiche Allianz. - Melle, 1982; Goodwin B.
Using Political Ideas. - Chichester, 1978; Kristol I. On the democratic idea in America. N. Y., 1973;
Kaltenbrunner G. - K. Der Schwierige Konservatismus: Definition. Theorien. Portrats. B. (West.), 1975;
Nisbet R. Conservatism: dream and reality. Stony Stratford, 1986; Waldgrave W. The Binding of Leviathan:
Conservatism and the future. - L., 1978; Шацкий E. Утопия и традиция: Пер. с польск. - М., 1990.

многотомных научных исследований, стремящихся к всестороннему анализу различных аспектов консерватизма, масштабному отражению логики его исторического развития.5 Подобная активизация внимания в данный период объясняется всплеском «неоконсервативной волны» во многих зарубежных странах. Кризис либеральной парадигмы государства всеобщего благоденствия сопровождался здесь приходом к власти консервативных правительств: М.Тэтчер - в Великобритании, Р.Рейгана - в США, Г. Коля - в ФРГ, В.Жискар Д' Эстена - во Франции, К.Бильдта - в Швеции и др.

В советской науке долгое время доминировало негативное восприятие консерватизма, его трактовка с позиций официальной идеологии как «приверженности ко всему неизменному..., к отстаиванию всего устаревшего, отжившего..., противодействия прогрессу ... в общественно-политической жизни, науке, искусстве и т.д.».6

В 80-90-е гг. прошлого века в нашей стране происходит постепенный отход от стойкой критики в адрес данной идеологии. Были изданы произведения консервативных классиков, а также научные труды, посвященные анализу, как правило, западного консерватизма.

Несмотря на тенденциозность оценок многих работ, целый ряд исследований демонстрирует глубокую теоретико-методологическую проработанность данной проблемы.7 Возросший к ней интерес авторы

'Conservative and labour governments: The records compared. - L, 1978; Conservative care in action: Social security policy. - L, 1990; Conservative Century. The Conservative Party since 1900. Edited by A. Seldon and S. Bell. - Oxford University Press, 1994; The wisdom of conservatism/ Ed. by Witonski P. -New Rochelle (N. Y.). 1971.

6 Краткий политический словарь/Сост. и общ. ред. Л. А. Оникова, H. В. Шишлина. - 4-е изд., доп. - М.,
1987. -С.198

7 Гаджиев К. С. Современный консерватизм: опыт типологизации // Новая и новейшая история. - 1991.-
США - сдвиг вправо? Консерватизм в идейно-политической жизни США 80-х гг. - М., 1986;
Мигранян А. М. Переосмысливая консерватизм // Вопросы философии. - 1990. - №11; Панарин А.С.
Современный цивилизационный процесс и феномен неоконсерватизма: Автореф. дис. на соиск. учён,
степ, д-ра филос. наук - М., 1991; Пияшева Л.И., Пинскнер Б.С. Экономический неоконсерватизм:
теория и международная практика. -М., 1988; Неоконсерватизм и «новые правые» в 80-е гг. - М.,
1986; Согрин В.В. Этапы американского консерватизма // Новая и новейшая история. - 1991. - №5;
Сокольский СП. Консерватизм, либерализм, социализм // Мировая экономика и международные
отношения. - 1992. - №8; Френкин А. А. Западногерманские консерваторы: кто они? - М., 1990;
Щербинин А., Щербинина Н. Консерватизм: удила или путы?// Вестник высшей школы. - 1992. - №1.

связывают не только с политическим триумфом консервативных партий в ведущих государствах Запада, но и с начавшимся в нашей стране процессом переосмысления места марксизма в мировой социальной мысли, «сложившихся в марксистской иерархии различных идейно-теоретических течений» (A.M. Мигранян). По мнению учёного, сама история подтверждает высокую эффективность базовых консервативных идей: сохранения древних моральных традиций человечества, подозрительного отношения к радикальному отрицанию ценностей и институтов, понимания общества как организма, духовной реальности с внутренней жизнью и хрупкой структурой. Считая ошибочным отождествление консерватора и реакционера, авторы подчёркивают терпимость первого к социальным изменениям (Щербинин А., Щербинина Н.). Именно стремление к сохранению статус-кво в жизни общества при одновременном примирении с его противоречиями отличает, по мнению А.Ю. Мельвиля, идеологию консерватизма от правого радикализма. Автор справедливо отстаивает необходимость анализа консерватизма в конкретном идейно-политическом контексте эпохи.

По мнению большинства учёных, в современном мире данная идеология носит синкретический характер, но сохраняет связь со своими истоками. Эволюция консерватизма рассматривается сквозь призму взаимной ассимиляции, синтеза либеральной и консервативной концепций, как важная сторона протекавшего в кон. 1970-х - 80-х гг. процесса замены социал-демократической социальной парадигмы новой, отвечающей реальностям качественно нового этапа в развитии западного общества {К.С. Гаджиев). В переплетении основных идейно-теоретических установок A.M. Мигранян видит важное условие предотвращения серьёзных социальных катаклизмов. Авторы исследуют национальные варианты модифицированной консервативной концепции, в частности, американский неоконсерватизм, рейганизм как яркий пример конкурентно-способной и даже лидирующей

идейно-политической стратегии среди различных мировоззренческих течений {В.В. Согрин).

К началу 1990-х гг. в отечественном обществоведении закрепляется линия объективного рассмотрения консерватизма, издаются сборники научных трудов, охватывающие целый спектр вопросов его теории и практики.8 Однако серьёзные сложности идентификации данного понятия «до сих пор оказывают негативное влияние... на методологию... и на практическую деятельность представителей консервативных движений».9 В целом, современные отечественные исследования по консерватизму отличает разнообразие тематики, научная глубина, дискуссионный характер, оригинальность.10 Многогранность характера консерватизма позволяет определять его одновременно как функциональный феномен, как совокупность форм и методов поведения при решении общественных проблем, а также как ценностную и идеологическую систему {АЛ. Галкин). В современных условиях развития человеческой цивилизации учёные

8 Исследования по консерватизму. Вып.4: Материалы международной научной конференции. - Пермь,
1997; Исторические метаморфозы консерватизма/Отв. ред. Рахшмир П.Ю. - Пермь, 1998;
Консерватизм: идеи и люди/ Алпатова Г. М., Дегтярёва М. И., Рахшмир П. Ю. и др. - Пермь, 1998;
Консерватизм: история и современность. Вып. 4 - Пермь, 1997; Либеральный консерватизм: история и
современность/ Отв. ред. Нарежный А.И. - Ростов - на - Дону, 2000; Российский консерватизм: теория
и практика: Сб-к науч. трудов / Под ред. В. Ф. Мамонова. - Челябинск, 1999.

9 Шестаков С. А. Традиция. Цивилизация. Консерватизм // Социально-гуманитарные знания. - 2002. -
№5. - С.275

10 Абелинскас Э. Ю. Консерватизм как мировоззрение и политическая идеология: опыт обоснования. -
Екатеринбург, 1999; Галкин А. Консерватизм вчера и сегодня// Власть. - 2000. - №2; Гарбузов B.H.
Типология американского консерватизма: историографический очерк. - Псков, 1999; Гросул В.Я.,
Итенберг Г. С, Твардовская В. А., Шацило К. Ф., Эймонтова Р. Г. Русский консерватизм XIX столетия.
Идеология и практика. - М., 2000; Гусев В.А. Становление третьей волны русского консерватизма
(начало 90-х годов) // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.12. Политические науки. - 1999. - №6; Еланский Л.О
роли и перспективах консервативной идеологии в России // Пути безопасности. - М., 1999;
Консерватизм как течение общественной мысли и фактор общественного развития («круглый стол») //
Полис- 1995. - №4; Консерватор: эксперт, гражданин, правитель, государство, общество, частная
жизнь, познание («круглый стол») // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 12, Политические науки. - 1995. - №4;
Лотарев К.А. Истоки и особенности российского консерватизма // Социально-гуманитарные знания. -
2000. - №3; Мячин А.Г. Константин Леонтьев, русский консерватизм и восточный вопрос // Вестн. Моск.
ун-та. Сер.12, Политические науки. - 1998. - №1; Мусихин Г.И. Противоречие авторитета и традиции в
мировоззрении немецких и российских консерваторов // Полис. - 1999. - №1; Современный
консерватизм / К. Гаджиев, С. Перегудов, В. Скороходов. - М., 1992; Рормозер Г., Френкин А. А. Новый
консерватизм: вызов для России. - М., 1996; Репников А.В. Тернистые пути консерватизма в России //
Общественные науки и современность. - 2002. - №4; Фролов А.В. Консерватизм: хорошая или плохая
идея? // Власть. - 1997. - №6.

усматривают глубокий смысл и нишу консерватизма как идеологии «сдержек и противовесов» [И.К. Пантин). В неоконсерватизме, «защищающем самобытную культурную среду», видится реакция на противоречия и тупики прогресса, процессов модернизации, бюрократической централизации и социальной инженерии, разрушающих человеческий микромир (А.С. Панарин). По схожему мнению В.И. Шамшурина, пафос консерватизма как органического видения общества заключается в обнаружении тех духовных основ, на которых прочно держаться определённый общественный строй, государство.

Противоречивость, разнородность и динамичность исследователь В.Н. Гарбузов считает неотъемлемыми свойствами консерватизма, существующего, кроме того, внутри каждого из идейных течений. Жизнеспособность консерватизма за рубежом авторы связывают с его открытостью социальным новшествам. Главной для данной идеологии видится проблема модернизации общества, её пределов, форм и способов укоренённости в традиции (Э.Ю. Абелинскас). Именно либерализация консерватизма, по мнению А.В. Фролова, стала важнейшим направлением его идейно-политической эволюции, глубокий анализ этапов которой проводят А.А. Галкин и П.Ю. Рахшмир. Важным источником успеха консерваторов в 1980-х гг. Л.И. Пияшева и Б.С. Пинскнер считают направленность их экономической политики на укрепление либеральной рыночной экономики, её рациональное освобождение от государственного вмешательства.

В целом, консервативная модель, соединяющая экономический либерализм с духовно-культурным и политическим консерватизмом представляется многим учёным наиболее приемлемой стратегией развития России (Э.Ю. Абелинскас). Её актуальность А.В. Репников связывает с непреходящей значимостью для нашей страны проблемы «традиция и модернизация». Автор указывает на тесную связь зарубежного и отечественного консерватизма, обогатившего сокровищницу мировой мысли.

Напротив, В.Я. Гросул считает не значительным зарубежное влияние на российский консерватизм, самобытность которого определяли такие аспекты, как патриотизм, традиционная русская мораль, религия и др.

Учёные указывают на политическую и социальную неоднородность русского консерватизма (В.В. Шелохаев), включавшего крайних охранителей, либералов-консерваторов, «революционеров - справа». Слабость и политическое поражение консерватизма в России в 1917г. исследователи, главным образом, связывают с его оформлением в противостоянии либерализму [А.В. Репников), с невостребованностью обществом, властью экспертных рекомендаций русских мыслителей {В.И. Шамшурин), с отсутствием наступательности, конкретной программы совмещения традиций и новаций, диспропорциями в соотношении консерватизма народа и идейных постулатов интеллектуальной элиты (В.В. Зверев).

Скептической оценке перспектив консерватизма в нашей стране (в частности, В.Я. Гросул), противостоит мнение об его востребованости в современном политическом процессе {К.А. Лотарев), о возможности включения политическим центризмом лучших элементов консерватизма, подразумевающих постепенные реформы (Л.Л. Репников), об актуальности в условиях социального кризиса консервативных идей о приоритете интересов власти, понимаемых как могущество нации (Г. Рормозер, А.А. Френкин). Перспективы консерватизма в России связываются с рядом фундаментальных особенностей её социального и политического строя, исторического опыта [А.Н. Медушевский), с наличием консервативных установок и ценностей в общественном сознании, заметным их внедрением в ценностно-идеологические системы {А.А. Галкин). Рост влияния русского консерватизма В. А. Гусев отождествляет с тенденцией оздоровления современной политической ситуации через разрушение «вредных стереотипов»:

«воинствующего экономизма», представления о всемогуществе власти, наделения демократии статусом универсальности и др.

Безусловно, некоторые аспекты рассматриваемой проблемы нашли своё отражение в вышеуказанных авторских публикациях. Однако в российской политической науке существует необходимость комплексного анализа феномена консерватизма; остаются пока не изученными в полной мере и требуют специального исследования вопросы его значения, специфики и тенденций развития в отечественном политическом процессе.

Объект исследования: консерватизм как тип идеологии.

Предмет исследования: характер идейно-политической эволюции консерватизма и роль его модифицированной модели в политическом процессе России на рубеже XX - XXI вв.

Цель работы: комплексный анализ идейно-политической эволюции консерватизма как важнейшего фактора его исторической адаптации, жизнеспособности и эффективности в современных обществах, а также его актуальности в модернизирующейся России.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:

-характеристика современных подходов к изучению консерватизма, уточнение понятийного аппарата;

-обоснование методологических основ анализа консерватизма; -выявление сущностных свойств, природы и специфики консервативной идеологии; анализ её типологии;

-определение содержания, основных этапов, ключевых факторов идейно-политической эволюции консерватизма;

-характеристика неоконсервативной идеологии, анализ её основных моделей; -изучение исторических и социокультурных особенностей российского варианта консерватизма;

-выявление возможностей использования модернизационного потенциала консерватизма на пути преодоления системного кризиса современного российского общества;

-анализ основных проявлений консерватизма в политическом процессе современной России.

Диссертационное исследование базируется на комплексном подходе,
аккумулирующем различные методы анализа: социально-психологический,
структурно-функциональный, аксиологический, лингвистический,

исторический, социокультурный, социально-философский, сравнительный, социологический.

Научная новизна диссертации состоит: -в комплексном исследовании содержания и характерных черт идейно-политической эволюции консерватизма, в ходе которой выкристаллизовывался современный облик данной идеологии, стремившейся примирить её постулаты с историческими тенденциями, выработать оптимальные варианты решения насущных социальных проблем; в выявлении обусловивших данный процесс факторов;

-в попытке формулирования авторского определения понятия «консерватизм», что позволило подчеркнуть значимость заключённого в данной идеологии потенциала динамического развития, всегда совершаемого в национально-историческом контексте при доминанте идей преемственности, сохранения и защиты инвариантных ценностей; -в определении перспектив реализации модернизационных возможностей консерватизма, оценке его роли и функций в политическом процессе современной России, в условиях которой приобретает актуальность консервативный вариант решения проблемы неорганичного характера отечественной модернизации через гармонизацию соотношения между

преемственностью и прогрессом, последовательную интеграцию России в мировое сообщество при сохранении национально-культурной идентичности.

Теоретическая и практическая и значимость работы.

Проведённое исследование дополняет сферу научного знания о консерватизме, выступает одним из звеньев процесса его теоретико-концептуального оформления в России. Результаты работы могут быть использованы при разработке идеологических концепций и программ политических партий, в практике государственного управления, в ходе избирательных кампаний различного уровня. Материалы диссертации могут служить для реализации в учебно-педагогической деятельности: в качестве элемента базовых курсов по политологии и социологии, а также элективных курсов по политической модернизации, идеологической проблематике, политическому процессу в современной России.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Современные подходы к определению понятия «консерватизм»

Субъективная, идеальная сторона политической жизни, воплощаемая в феномене политического сознания, является одной из наиболее противоречивых, интересных и трудных для исследования сфер. Именно здесь сконцентрирована характерная для конкретного общества система рациональных и иррациональных представлений о политическом мире, способах ориентации и механизмах взаимоотношений внутри него. Важнейшей формой политического сознания выступает политическая идеология. Многообразие функций, сложная динамика развития в историческом процессе обусловили трудности методологического характера, что проявляется во множестве диаметрально противоположных подходов к её анализу и оценке. Отсутствие универсальной концепции, обилие научных мнений характерны и для исследования консервативной идеологии.

Этимология термина «консерватизм» восходит к латинскому слову conservare - «сохранять» и означает в широком смысле «сохранение», «сбережение», «защита». Включение понятий «консерватизм», «консерватор» в научный лексикон связано с именем французского писателя Ф. Шатобриана (1768-1848). В политический обиход термин «консервативный» ввёл британский премьер - министр Р. Пиль, лидер партии консерваторов в 30-х - 40-х гг. XIX в. Ведущим мотивом при этом явилось стремление «избавить тори от идентификации исключительно с землевладельцами и объединение всех, кто заинтересован в сохранении существующего порядка».2 Оформление консерватизма как политической идеологии принято связывать с эпохой Нового времени. События Великой Французской революции, формирование новой картины мира в век Просвещения стали главными катализаторами генезиса консерватизма как ответной реакции на исторический вызов.

В науке доминирует точка зрения, согласно которой разработчиком постулатов и своего рода «пионером» данной идеологии стал «отец британского консерватизма» Эдмунд Бёрк (1729 - 1797). В частности, английский учёный Р. Нисбет разделяет, по его словам, всеобщее европейское и американское мнение, считающее Э.Бёрка «пророком» консерватизма.3 По мнению политолога, центральные проблемы этой политической философии в течение двух столетий являлись лишь углублением бёрковских постулатов. Английским мыслителем была заложена солидная платформа для теоретически аргументированной критики либерализма и последующего оформления консервативной доктрины. Представший как результат переписки между автором и юным парижским дворянином, труд Э. Бёрка «Размышления о революции во Франции» (1790г.) стал своего рода манифестом, «Библией» политического консерватизма. По словам К. К. О Брайена, автора предисловия к одному из изданий, данную работу можно считать "единым произведением политического искусства".4 Более того, как заметил немецкий философ Новалис, "против революции было написано много книг, но Бёрк против революции написал революционную книгу".5 Действительно, в эмоциональной, гневно-иронической форме она обличает разрушительный разгул революционной стихии. Согласно взглядам Э. Бёрка, развитие цивилизации должно зиждиться на принципах преемственности, порядка, уважения к традициям. Авторская концепция служит не иссякающим источником вдохновения и для современных консерваторов. "Бёрк вышел за рамки своего времени. - Такова оценка американского политолога Р. Кирка. - Концепция сообщества наций и закона наций, утверждающая необходимость всеобщего объединения против революционного фанатизма, может быть почти без изменений применима к сегодняшним обстоятельствам".6

К родоначальникам консерватизма относят также французских философов Ж. де Местра, Л. де Бональда, немецкого мыслителя А. Мюллера, швейцарского правоведа К.Л. Галлера, прусских публицистов братьев Герлахов, испанского политического философа и дипломата X. Доносо Кортеса. Однако заложенная ими континентальная модель существенно отличалась от представленного Бёрком англо-саксонского варианта консерватизма. Если последнему свойственна умеренность в подходах, стремление к синтезу традиций и новаций, приверженность принципу правового государства, то представители континентального варианта расставляли несколько иные акценты: отстаивали теократические идеи, нередко приобретавшие «экстремальный облик», идеал сословно-корпоративной монархии средневекового образца, где организующей силой выступает духовный авторитет римского папы. Указанные концепции наметили магистрали исторического развития консервативной доктрины, от которых разовьётся витиеватая система её моделей.

Сегодня среди зарубежных и отечественных исследователей отсутствует единство мнений относительно методологической базы изучения консерватизма. Наука не испытывает недостатка в разнообразных моделях его интерпретации. Более того, имеет место скептическая оценка возможности таковой, представления об утрате консерватизмом способности к самоидентификации, о его диффузном растворении внутри прочих идеологий. Так, согласно одной из точек зрения [А. В. Репников, В. П. Макаренко, В. Н. Гарбузов и др.), весьма проблематично «говорить определённо о явлении, которое по сути своей определённым не является».

Восприятие консерватизма сквозь призму отношения к традициям и нововведениям позволяет говорить о нём как о бытовом, общественном или политическом феномене. Универсальность концепции позволяет видеть в консерватизме особый стиль мышления, психологии, поведения, в том числе на бытовом уровне, философию, политическую идеологию и др. О многогранности консерватизма свидетельствуют и его разновидности: традиционалистский, охранительный, реформистский, экстремистский, либеральный, праворадикальный, умеренный консерватизм - вот лишь некоторые из его моделей.

class2 Идейно-политическая эволюция консерватизма как ответ

на исторический вызов class2

Ключевые факторы, обусловившие идейно-политическую эволюцию консерватизма

Необходимость следования логике исторического движения побуждает последователей консерватизма чутко улавливать его дух и выдвигать на передний план наиболее важные идеи. Поэтому, реагируя на смену ситуации своего существования, консерватизм постепенно преобразовывал форму и содержание, являлся «исторически развитой динамичной объективной структурной конфигурацией».2 Однако это ни в коей мере не означало отхода от традиционных постулатов: порядок, справедливость, собственность, семья, религия и нация по-прежнему оставались в ряду наиболее почитаемых ценностей. Рассмотрим факторы, обусловившие процесс идейно-политической эволюции консерватизма.

Как было отмечено, его классическая модель изначально содержала две ведущие тенденции. Одна их них ориентировалась на приоритеты сохранения, то есть отношения к историческому опыту как высшему благу и авторитету. Другая же тенденция устремлялась в будущее, её вектор был направлен в сторону изменения. При этом для консерваторов имели смысл только преобразования, носившие созидательный характер. Закономерно, что единственно приемлемой признавалась практика социального реформирования, противоположная революционизму: «Реформатор должен крайне осторожно приступать к работам по сносу векового общественного здания, но с еще большей осторожностью - к возведению нового, особенно когда перед нами нет модели, доказавшей свою полезность».3

В реформировании общества должны переплетаться «склонность к сохранению и способность к улучшению, взятые вместе». В связи с этим выделялись два основных типа реформ. К первому относились те, которые направлены на восстановление традиций (например, английская «Славная революция» 1688 г.). Второй же тип образуют превентивные реформы, цель которых - предупреждение революций. Это «ранние» и «своевременные» реформы, «когда у власти ещё друг, а запоздалые реформы проходят на условиях, навязанных победившим врагом». Лишь на надёжном фундаменте возводятся прочные стены, стихия же революции разрывает связь с онтологическими основами. Пожирая своих же детей, она перерождается в бунт, хаос, в «мир безумия, порока... и бессмысленного горя». Следовательно, «сохранение», «изменение» и «добавление» должны стать принципами реформаторского процесса.4

В целом, термин «эволюция» (от позднелат. evolutio) означает одну из форм движения в природе и обществе, последовательный процесс изменений, совершающийся в ходе истории. Эволюция представляет собой необратимое и направленное изменение, переход от одного состояния к другому, связанного с увеличением уже имеющегося или возникновением качественно нового.5 Данная этимология позволяет рассматривать процесс эволюции в единстве двух доминант: новации и преемственности. Таким образом, подчиняясь неумолимому ходу времени, традиционные идеи звучат по-новому в изменившихся обстоятельствах. Приспосабливая наличные возможности к актуальным потребностям, консерватизм демонстрирует умение давать адекватные ответы на волнующие человечество проблемы. Их смелое, новаторское решение подтверждает уязвимость выдвинутых в адрес консерватизма обвинений в закостенелости. В связи с этим представляется полезным обратиться к периодизации истории консервативной идеологии:6

1) Начальный этап (80-е-90-е гг. XVIII в. - 40-е гг. XIX в.) ассоциируется с деятельностью «отцов-основателей» и практиков консерватизма: Э.Бёрка, Ж. де Местра, Л. де Бональда, К.Меттерниха,

Ф.Генца и др. Магистралями его развития стали: 1) тенденция либерально консервативного синтеза, восходящая к бёркианской традиции (деятельность Р. Пиля, американских мыслителей Дж. Адамса, А.Гамильтона, Д.Мэдисона и др.); 2) оформление феодально-аристократического варианта консерватизма («ультраконсерватизма»).

2) Второй этап (1848 - 1849 гг. - 80-гг - 90- гг. XIX в.) стал «важным рубежом в эволюции консерватизма, одним их тех переломных моментов, когда меняется явление в целом».7 Европейские революции способствовали идейному обновлению консерватизма, подготовив почву для консервативного реформизма ХХв. В синтезе «буржуазных» элементов с «феодально аристократическими» постепенно доминируют первые. Редкий сплав всей гаммы данной идеологии присутствовал в деятельности испанского дипломата Х.Д.Кортеса, прусского канцлера О. фон Бисмарка, британских консерваторов Б. Дизраэли, Р.Солсбери, Р.Черчилля.

3) Третий этап (рубеж XIX - XX вв. - 30-е - 40-е гг. XX в.) ознаменовало превращение консерватизма в «общебуржуазную идеологию». Оформляются основные типы нового консерватизма: реформистский, преемственный с либеральным консерватизмом XIX в., традиционалистский и экстремистский, сыгравший важную роль в оформлении правого радикализма и национал-социализма.

4) Четвёртый этап (1950-е гг. - начало 70-х гг.). Утративший популярность в послевоенные годы, консерватизм был заново возвращен к жизни. Главная роль в этом принадлежала американскому консерватизму (в частности, президентствам Д. Эйзенхауэра и Р. Никсона) как «локомотиву», вытащившему из тупика весь международный консервативный состав».8 Начинается постепенное сращивание европейской и американской консервативных моделей, оформляется термин «неоконсерватизм». 5) Пятый этап (1970-е - 80-е гг. - рубеж XX - XXI вв.) характеризует состояние консерватизма «в преддверии XXI века». Социальный кризис 1970-х - 1980-х гг. стал мощным импульсом новой консервативной волны в США и ряде европейских стран. Взгляды Р.Скрутона, Д.Белла, Г.К.Кальтенбрунера и др. не только систематизировали, но и привнесли новое содержание в политическую философию консерватизма. Наряду с традиционным компонентом всё активнее заявляет о себе его модернизационная составляющая.

Особенности российского консерватизма: исторический аспект

Уникальность традиций обусловила разнообразие моделей консерватизма как явления, «которому присущи нормы мироощущения и поведения в рамках различных национальных квартир».2

В ряду разновидностей консерватизма особое место принадлежит и его отечественному варианту, обладающему как чертами сходства, так и отличия от классической западной модели. Интересная и сложная тема российского консерватизма становится сегодня предметом целого ряда научных исследований. Мы рассмотрим важные аспекты, связанные со специфическими чертами отечественного консерватизма.

Необходимо отметить, что исследование проблемы его генезиса наиболее усложняет терминологическая неопределённость. В непрекращающейся до сего времени дискуссии представлены разные точки зрения: о складывании фундамента консерватизма в эпохи Киевской Руси и московского Царства3; о связи данного процесса с правлением Екатерины!!4; с эпохой Александра I (первая четверть XIX в.);5 о зарождении консерватизма на рубеже XVIII - XIX вв.6 и др. Достоинствами последней позиции можно считать, на наш взгляд, рассмотрение консервативного генезиса как относительно длительного процесса, а также внимание к наиболее значимым фактам деятельности российских консерваторов. Однако вопрос о том, кто из них относится к идейным основоположникам данного направления в России, также не содержит однозначного ответа. Таковыми считают А. С. Шишкова, С. Н. Глинку, однако, согласно наиболее распространённой точке зрения, ключевые идеи российского консерватизма впервые обозначились в творчестве князя М.М.Щербатова (1733-1790).

Формирование консерватизма в России обусловил ряд обстоятельств, важнейшим из которых стал кризис политики просвещённого абсолютизма на рубеже 60-70-х гг. XVIII века. Глубоким симптомом болезни государственного организма стала Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва. Однако содержание екатерининского правления вызывало критику и со стороны консервативно настроенных депутатов Уложенной комиссии. По мнению возглавившего оппозицию М.Щербатова, именно опора на принципы здорового традиционализма, религиозности, законности, авторитета власти, эволюционности развития позволит обеспечить духовное здоровье и благосостояние нации.

Важным фактором генезиса консерватизма стал активизированный петровскими реформами процесс «плебеизации дворянства», а именно пополнение его рядов выходцами из третьего сословия.7 Подобная по ситуация не могла не вызывать сопротивления аристократов, ратовавших за возвращение к обычаям старины.

Помимо внутрироссийских предпосылок существенную роль в становлении консерватизма играли и внешние факторы. Так, идеология и практика английского торизма пользовалась симпатией значительной части образованного общества и за пределами «туманного Альбиона». Катализатором российского консервативного генезиса, безусловно, явилась Великая Французская революция и в целом идейно-политическая ситуация эпохи Просвещения. Позднее, яростно критикуя «Наполеонов кодекс», выдающийся русский историк Н.М. Карамзин отмечал: «Для того ли существует Россия как сильное государство около тысячи лет?... чтобы торжественно перед лицом Европы признаться глупцами и подсунуть седую нашу голову под книжку, слепленную в Париже... экс-адвокатами и экс-якобинцами?»8

Согласно мнению исследователя Г.И. Мусихина, роль главного «раздражителя» российских охранителей принадлежит петровским преобразованиям, которые привели к размыванию патриархальных ценностей монархизма.9 Думается, учёный правомерно указывает на меньшую связь российского консерватизма с европейской традицией. Однако неверным будет и представление о том, что он варился лишь «в собственном соку». Как евразийская империя Россия не могла не пребывать в контексте мирового развития. Другой вопрос, что перенесенные на её почву продукты данной связи зачастую приобретали особые качества.

Определённую роль в популяризации консервативных взглядов играло также распространение в России произведений зарубежных авторов. Так, в 1780-1782 гг. СЕ. Десницким было издано «Истолкование английских законов В. Блэкстона», а в эпоху Александра I вышли в свет двенадцать выпусков сочинения аббата Баррюэля против якобинцев.10 Кроме того, Россия стала одним из пристанищ для бежавших от их террора аристократов. Становясь домашними учителями, поступая на службу, эмигранты (К. Поццо ди Борго, К. Нессельроде, М.Балугьянский, В.Кукольник и др.) способствовали распространению антиреволюционных, большей частью консервативных, взглядов. В связи с этим, необходимо подчеркнуть огромное значение деятельности графа Жозефа де Местра. Прожив в России пятнадцать лет (до 1817 г.), этот известнейший французский консерватор создал здесь целый ряд произведений: «Размышления о главном принципе политических конституций», «Санкт-Петербургские вечера», «Четыре главы о России», «Об испанской инквизиции», отдельные части книги «О папе». Постепенно посланник Сардинского короля превратился, можно сказать, в культовую политическую фигуру. Так, он стал одним из духовных наставников П.Я.Чаадаева, оказал влияние на взгляды декабристов, Ф.И. Тютчева." Развивая собственную консервативную концепцию, её французский апологет тесно сотрудничал с видными русскими консерваторами А.С.Шишковым и Н.М. Карамзиным, имел связи с салонами Толстых и Вяземской. Предлагая свое видение путей решения российских проблем, Ж. де Местр в 1810-1811 гг. представил соответствующую записку министру просвещения А.К. Разумовскому. Более того, де Местру принадлежит важное место в осуществлении заговора против выдающегося российского реформатора М.М.Сперанского и последующей смены политического курса вправо.12

Итак, политико-философские взгляды французского консерватора снискали большую популярность среди значительной части русского общества. Проникнутая пафосом антиреволюционизма и острой критики идеи народного суверенитета, книга де Местра «Рассуждения о Франции» стала одной из первых попыток переосмысления произошедшей там революции. Автор называет её глубоко антиисторичной, антигуманной, помышлявшей лишь об общечеловеке. «Слова великая республика исключают друг друга, как слова квадратный круг»,13 - таков приговор исторической перспективе детища революции. Как истинный провиденциалист, де Местр считал истинным вершителем всех земных дел руку Всевышнего: «Чтобы быть Прометеем, надо вознестись на небеса; ибо законодатель не может себе подчинять ни силой, ни рассудком».14 Закономерно, что мыслитель считал политику и религию единым сплавом, а отличие законодателя от священнослужителя едва уловимым. В законах виделся дар Провидения, а в свободе и правах народа - пожалования Суверена. Попытки нарушить границы порядка всегда чреваты потерей того, что нация уже имела. Допустимо только крайне редкое обновление, всегда проводимое «с умеренностью и трепетом». Персонифицируя идею суверенитета, французский философ-роялист постепенно отождествляет его с властью монарха-суверена. Данная власть должна соответствовать критериям давности, постоянства и непроизводности. Подобные взгляды, равно как оправдание крепостничества и сословного неравенства нашли искреннюю поддержку в российских консервативных кругах. Однако вынашиваемые философом в духе теократии проекты подчинения европейских христианских монархов власти римского папы как наивысшего авторитета, вызывали крайне негативную оценку в России.

Похожие диссертации на Идейно-политическая эволюция консерватизма и его роль в политическом процессе современной России