Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноконфессиональный фактор в деятельности террористических организаций :На примере Афганистана Бикбаев Вадим Манцурович

Этноконфессиональный фактор в деятельности террористических организаций :На примере Афганистана
<
Этноконфессиональный фактор в деятельности террористических организаций :На примере Афганистана Этноконфессиональный фактор в деятельности террористических организаций :На примере Афганистана Этноконфессиональный фактор в деятельности террористических организаций :На примере Афганистана Этноконфессиональный фактор в деятельности террористических организаций :На примере Афганистана Этноконфессиональный фактор в деятельности террористических организаций :На примере Афганистана Этноконфессиональный фактор в деятельности террористических организаций :На примере Афганистана Этноконфессиональный фактор в деятельности террористических организаций :На примере Афганистана Этноконфессиональный фактор в деятельности террористических организаций :На примере Афганистана Этноконфессиональный фактор в деятельности террористических организаций :На примере Афганистана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бикбаев Вадим Манцурович. Этноконфессиональный фактор в деятельности террористических организаций :На примере Афганистана : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 : Кемерово, 2005 165 c. РГБ ОД, 61:05-23/295

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Терроризм как глобальное явление 14

1. Проблема определения терроризма 14

2. Причины терроризма 55

Глава II: Роль этноконфессионального фактора в современном терроризме 76

1. Особенности формирования мировоззрения у мусульман 76

2. Политико-идеологический терроризм 99

Глав III. Роль террористических организаций различной этнической и конфессиональной принадлежности в формировании нового мирового порядка 117

1. Влияние деятельности террористических организаций на политику ведущих мировых держав 117

2. Учет этноконфессионального фактора как условие повышения эффективности противодействия терроризму 132

Заключение 145

Список использованной литературы 149

Введение к работе

На протяжении последних двадцати пяти лет мировое сообщество постоянно сталкивается с таким широкомасштабным, разнообразным по формам и способам действий явлением, как терроризм.

Терроризм все больше угрожает безопасности многих стран и граждан,
влечет за собой существенные политические, экономические и моральные
потери, оказывает сильное психологическое воздействие на большие массы
ни в чем неповинных людей. Терроризм превратился в одну из самых опас
ных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-
( политических и моральных проблем, с которыми человечество вступило в

XXI век. Как явление общественно-политической жизни терроризм многолик
и многогранен, в связи с чем международному сообществу не удается выра
ботать общеприемлемое определение терроризма. В наши дни в большинстве
случаев терроризм носит не только политический и идеологический, но и эт-
ноконфессиональный характер. Исполнители террористических актов отли
чаются большим фанатизмом и, как правило, пользуются значительной под
держкой широких слоев населения. Наибольшую озабоченность вызывает
деятельность более 150 наиболее крупных террористических организаций
клерикально-политического толка:
Щ - суннитские, ориентированные на Саудовскую Аравию (типа созданной в

Египте в XX веке ассоциации «Братья-мусульмане»);

шиитские (проиранские), выступающие с позиций исламской революции (например, «Хезболлах», «Аль-Джихад аль-ислами» и др.);

националистического и сепаратистского плана (курдские, палестинские и

ДР-)-Большинство террористических организаций, действующих в исламских

W странах, имеют трансграничный характер. Они тесно связаны с многочис-

ленными «благотворительными» фондами и обществами мусульманского

4 мира, представителями государственных структур, политических партий, общественных организаций, финансового капитала и бизнеса.

Терроризм в мусульманской среде редко выступает в чистом виде и без союзников. Обычно он действует в содружестве с национализмом и сепаратизмом, выступая в качестве силы, способной консолидировать других на общей идеологической платформе и представить свои антигуманные и противозаконные действия в глазах мировой общественности как религиозную догму.

Но терроризм не имеет религии. Сторонники ислама, так же как и приверженцы других религий, не преследуют цель совершить насилие, запугать широкие слои населения или уничтожить человека другой веры. С 70-х гг. прошлого века деятельность террористических организаций различной этноконфессиональной принадлежности в исламских странах детерминирована главным образом социально-экономическими условиями и национально-психологическими особенностями населения, что является результатом навязывания Западом своих ценностей населению исламских государств. При активной, всесторонней и целенаправленной пропаганде в условиях экономического кризиса и падения жизненного уровня населения исламских государств идеи терроризма несколько ассимилировались с процессом ведения священной войны джихад. Происходит слияние религиозных догм с идеологией джихада, что в настоящее время вылилось в активизацию и интернационализацию террористической деятельности деструктивных элементов различной этнической и конфессиональной принадлежности во всем мире. Наиболее отчетливо данный процесс можно наблюдать в Афганистане, на территории которого расположены многочисленные террористические организации, сформированные по этнотерриториальному и конфессиональному признакам.

Следует отметить, что у афганцев суеверий в отношении иностранцев и их идей нет, однако при низком жизненном уровне и внешнем и внутреннем угнетении их преданность своему роду, племени, нации и стремление к сво-

5 боде способствовали формированию антизападных настроений, идей насилия и жестокости как в отношении «неверных», так и сторонников ислама, являющихся их политическими противниками. Религиозные же догматы оказывают опосредованное влияние на деятельность террористических организаций. Большое влияние на создание «образа врага» среди «неверных» оказали, начиная с XVII века, политика Великобритании, России, бывшего СССР и США в отношении Афганистана. У афганцев вследствие этого еще больше обострилось чувство недоверия и вражды к европейцам.

Большую опасность данные процессы представляют в связи со стратегической важностью и размерами исламского мира. На сегодняшний день в мире насчитывается более 50 государств, где мусульмане составляют большую часть населения, а в 120 странах на всех континентах имеются многочисленные мусульманские общины, которые проявляют высокую политическую активность. Отмечается также неизменный рост миграции мусульман в европейские страны, государства Северной Африки и Россию (по различным оценкам, в Западной Европе проживает от 12 до 14 миллионов мусульман, из них 5 миллионов - во Франции, около 3 миллионов - в Германии). В условиях ухудшения социально-экономической ситуации и политической нестабильности в мусульманских странах данная тенденция будет только усиливаться. Постоянно и динамично растет численность населения мусульманских государств (если в начале 90-х гг. прошлого века в них проживало 947,5 миллиона человек, то в 2000 году - уже более 1 миллиарда 200 миллионов). Ежегодно население исламских государств увеличивается в среднем на 2,6 процента, высокая рождаемость поощряется мусульманским духовенством, а официальные власти, не решаясь идти вопреки канонам ислама, не предпринимают шагов по ограничению рождаемости.

Изменившиеся геополитические условия требуют переосмысления господствовавших в прошлом веке традиционных представлений о терроризме,

1 Для сравнения: в начале XX века мусульманство исповедовал каждый десятый житель планеты, в конце столетия - каждый пятый (абсолютный рост от 150 - 170 до 1100 - 1300 млн. чел). См.: Белокреницкий В. Исламский радикализм Пакистана: эволюция и роль в регионе // Центральная Азия и Кавказ.-2000. - № 6(12).-СПб.

его роли в общественно-политической жизни, степени влияния этнического и конфессионального начал в деятельности террористических организаций на формирование внешнеполитического курса ведущих мировых держав.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

1. Сохраняющейся тенденцией дальнейшей активизации деятельности
террористических организаций в исламских странах, связанной с угнетени
ем населения, низким жизненным уровнем и пробуждением вследствие этого
национального самосознания.

  1. Принадлежностью руководителей, членов террористических организаций и исполнителей террористических актов к различным религиозным направлениям, многочисленным нациям и народностям. В связи с этим возникла настоятельная необходимость внимательного изучения деятельности террористических организаций с учетом этнического и конфессионального начал.

  2. Усилением влияния деятельности террористических организаций различной этнической и конфессиональной принадлежности на формирование внешнеполитического курса ведущих мировых держав и нового мирового порядка. Наиболее наглядно это стало проявляться с конца 70-х годов прошлого века в результате оказания поддержки террористическим организациям той или иной религиозной и национальной принадлежности со стороны бывшего СССР и Соединенных Штатов на территории Афганистана. Аналогичную картину мы наблюдаем и после террористических актов 11 сентября 2001 года - происходит передел мира, в котором роль и степень влияния террористических организаций на политику ведущих мировых держав и государств региона резко возросли.

Актуальной является и попытка дать ключ к пониманию причин идеологической и политической борьбы, которая происходит как между террористическими организациями и законной властью, так и самими террористическими организациями различной этнической и конфессиональной принадлежности.

7 4. Необходимостью в условиях глобализации рассмотрения тезиса о столкновении цивилизаций в результате активизации во всем мире деятельности террористических организаций различной этнической и конфессиональной принадлежности и проводимой ведущими странами Запада политики вестернизации.

5. Возросшей необходимостью нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению терроризма. Кроме того, масштабность и скоорди-нированность действий международных террористических организаций, их транстерриториальный характер настоятельно диктуют необходимость объединения усилий всего мирового сообщества с целью постоянной и планомерной борьбы с терроризмом правовыми средствами и предотвращения террористических актов. При проведении всесторонних мероприятий в данном направлении необходимо учитывать, что:

практически все военные конфликты в АТР и на постсоветском пространстве в той или иной степени имеют исламскую составляющую;

основная линия соприкосновения исламской цивилизации с другими цивилизациями проходит через постсоветское пространство;

с середины 70-х годов прошлого века деятельность террористических организаций во многих странах мира детерминирована этноконфессиональным фактором (ЭКФ);

в сложившихся новых условиях международной обстановки нельзя отрицать желание стран Запада, прежде всего США, направить на Россию «исламскую волну». В связи с тем, что Российская Федерация имеет сильную внутреннюю исламскую составляющую, это может представлять серьезную опасность территориальной целостности страны и угрожает ее безопасности;

терроризм оказался непосредственно связанным с проблемой выживания человечества, обеспечения безопасности государств с различным общественным строем.1

В период 1993 - 2002 гг. нарушение прав человека (государственный терроризм), по данным Amnesty International, было отмечено более чем в 120 государствах. Эти акции проводились за счет средств государственных бюджетов. В то же время, в 2001 г. было зарегистрировано 36 террористических организаций (плюс 18 несамостоятельных филиалов), действующих на территориях других государств. Среди них 15 религиозных (в том числе семь палестинских, три в Пакистане, по одной в Афганистане, Египте, Узбекистане,

8 Степень разработанности проблемы

На состояние историографической изученности темы оказывают влияние два обстоятельства. Во-первых, изучаемый период в хронологическом отношении затрагивает современность, в силу чего число исследовательских работ, посвященных данной проблематике, сравнительно невелико. Во-вторых, отечественная и зарубежная политическая наука относительно недавно приступила к детальному освоению проблемы влияния национального и религиозного факторов на деятельность террористических организаций. Вследствие этого возникла ситуация, когда, с одной стороны, существует достаточно много научных работ и публикаций о роли и месте терроризма в общественно-политической жизни, о видах терроризма, с другой - не в достаточной степени затрагиваются проблемы, определяющие роль национально-психологических особенностей и религии в деятельности террористических организаций. Поэтому в историографическом обзоре автор анализировал как работы отечественных и зарубежных политологов, так и специалистов ряда наук.

Объект исследования - терроризм как социально-политическое явление.

Предмет исследования - особенности влияния ЭКФ на характер и специфику деятельности террористических организаций.

Цель диссертационной работы - выявление особенностей влияния ЭКФ на характер и специфику деятельности террористических организаций, разработка и обоснование эффективных мер по нейтрализации ключевых факторов проявлений терроризма.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

а также в Израиле и Японии) и 21 нерелигиозная (в том числе семь палестинских, по три в Ираке и Колумбии, по две в Греции и Шри-Ланке и по одной в Алжире, Испании, Ирландии и Перу). Другая исследовательская организация (The Terrorism Research Center, USA) указывает на деятельность 91 организации, совершившей акты террора. Об источниках финансирования большей части организаций сведений нет. CM.:Hro.org. 22.12.2003. Patterns of Global Terrorism. United States Department of State. Terrorist Group Profiles, Index of Groups, 2001.

уточнить сущность терроризма и содержание этноконфессионального фактора;

выявить направленность и характер деятельности террористических организаций в исламских странах на примере Афганистана;

рассмотреть механизм воздействия деятельности террористических организаций различной этнической и конфессиональной принадлежности на формирование внешнеполитического курса ведущих мировых держав.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 70-х - начала 80-х гг. XX века до начала XXI века. Нижняя граница обусловлена целым рядом обстоятельств.

Во-первых, в результате существования биполярного мира в научной среде доминировал идеологический подход к освещению данной проблемы.

Во-вторых, непосредственное влияние на активизацию деятельности террористических организаций всего мира и изменение в расстановке сил в АТР и на мировой арене оказали события в Афганистане.

После трагических событий 11 сентября 2001 года ведущие страны мира, прежде всего США и Великобритания, под предлогом борьбы с терроризмом предприняли меры по расширению своего экономического и военно-политического влияния во всем мире для занятия лидирующих позиций. Эти события и предопределили выбор верхней границы исследования.

Методологическая основа исследования

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и исследователей, в которых рассматривается понятие «терроризм» - Е.Г. Ляхова, Э. Иессе, М.И. Дзлиева, Г.П. Отюцкого и И.Б. Линдера, раскрывается идеологическая, психологическая и этноконфессиональная сторона деятельности террористических организаций - И.Л. Андреева, В.Н. Пластуна, Р.Г. Ланды, А. Кудрявцева, Д.Б. Малышевой, М.М. Ватт и др.

10 Научные труды вышеуказанных исследователей позволили сформулировать ряд основных принципов взаимодействия общества и природы:

взаимосвязь экономических и политических процессов;

усиление роли пропаганды в формировании нравственного облика человека;

- влияние национально-психологических особенностей человека на его
действия;

- возрастание роли религии в деятельности террористических организаций.
Исследование осуществлено как конкретно-историческое с использовани
ем традиционных исторических приемов и методов с позиций системного
подхода. В процессе разработки мы стремились к объективному и полному
отражению картины исторических явлений, опираясь на принципы историз
ма, используя его в качестве основного методологического принципа нашего
исследования.

Рассматриваемые в работе проблемы мы стремились изучать, во-первых, в развитии, во-вторых, учитывая их существование в определенных исторических условиях, что позволяло выявлять исторические последовательности и генетические связи данных явлений.

Главными методами исследования являлись системный анализ, сравнительный анализ, структурно-функциональный анализ, метод прогнозирования и наблюдения.

С помощью системного и сравнительного анализа мы сопоставляли процессы, которые протекали в рассматриваемый период времени в рамках региона с общемировыми, выявляя их тождественность и различие. Для решения ряда частных проблем был избран метод наблюдения, с помощью которого можно выявлять специфику деятельности террористических организаций и сопоставлять процессы, происходившие в одном регионе, с аналогичными в других.

Новизна исследования:

уточнено содержание понятия «терроризм» как одного из влиятельных социально-политических феноменов современности в связи с воздействием на него ЭКФ;

раскрыто влияние этнического и конфессионального начал на характер деятельности террористических организаций с учетом актуальной политической и экономической ситуации в Афганистане и изменения баланса сил в мире в пользу США;

уточнены особенности влияния деятельности террористических организаций на политику ведущих мировых держав;

обоснован и предложен ряд мер, способствующих снижению активизации деятельности террористических организаций различной этнической и конфессиональной принадлежности.

Обзор источников

Поставленные цели и задачи требовали применения широкого круга источников. Использованные в работе источники можно разделить на несколько групп.

Первую из них составляют публикации по теме исследования ряда отечественных и зарубежных ученых и политологов.

Вторая группа состоит из международно-правовых документов, в частности, Европейской конвенции о пресечении терроризма (1977 г.), международных конвенций по борьбе с бомбовым терроризмом (1997 г.), с финансированием терроризма (1999 г.), а также нормативно-правовых актов по борьбе с терроризмом ряда государств: России, Франции, Германии, США.

Следующей группой источников являются материалы различных периодических изданий на русском, английском и фарси языках, в частности, «Со-цис», «Независимое военное обозрение», «НГ-Религия», «Международная жизнь», «Дипломатический вестник», «Зарубежное военное обозрение», а также «In International Journal», «Tehran Times», «Foreign Affairs», «Хакикат-е инкилаб-е саур» («Правда Саурской революции»), «Кейхан» («Вселенная») и

12 др. Необходимо отметить и активное привлечение материалов из интернет ресурсов и собственные наблюдения. Большую помощь автору оказали разработки ряда относящихся к теме диссертационного исследования теоретико-методологических проблем в работах зарубежных ученых.1

Таким образом, в нашем распоряжении имеется довольно значительное количество источников самого разнообразного характера. Сравнение, перепроверка, корректировка источников друг другом позволяют решить поставленные в исследовании задачи. В целом мы считаем, что имеющийся в нашем распоряжении эмпирический материал позволяет объективно и достоверно выявить сущность терроризма и роль ЭКФ в деятельности террористических организаций в исламских странах.

Теоретическая и практическая значимость исследования Теоретическая значимость исследования обусловлена следующими обстоятельствами :

  1. Положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, расширяют представление о феномене терроризма, его понимании и интерпретации.

  2. Обоснованный в диссертации подход к освещению деятельности террористических организаций способствует углублению понимания механизма влияния их деятельности на политику ведущих мировых держав и событий, происходящих в исламском мире.

  3. Положения диссертации, выносимые на защиту, могут найти применение в качестве методологических рекомендаций в ходе дальнейшего исследования феномена «терроризм».

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

См.: П.Фахима. Труд Махмуда Тарзи «Айя че байяд кард?» как источник по новой и новейшей истории Афганистана. Автореф. дис. ...канд. истор. наук. - М., 1996., Вак Гулам Ахмад. Труд Абдулхая Хабиби «Джомбеш-и машрутият дар Афганистан». Автореф. дис. ...канд. истор. наук. -М., 1993., Мохаммад Харун. Проблемы традиции в афганской культуре (1901-1993 гг.). Автореф. дис. ...канд. истор. наук. - М, 1996., Мухаммад Хаким Фаршид. Интеллигенция в политических процессах современного Афганистана. Автореф. Дис. ...канд. истор. наук. - М., 1992 и др.

13 1.Выводы диссертации могут быть использованы в процессе дальнейшей разработки теоретических вопросов и проблем взаимоотношений представителей религиозного духовенства с правительством и местными органами власти, в определении места и роли религиозных организаций в политических процессах, урегулировании религиозно-политических конфликтов.

2.Положения, содержащиеся в диссертации, представляют практический интерес как для официальных структур власти, так и рядовых граждан.

  1. Основные положение и выводы исследования, по нашему мнению, могут послужить полезными ориентирами на пути к установлению мира как на территории Афганистана, так и других мусульманских стран.

  2. Результаты исследования феномена терроризма, зафиксированные в диссертации, актуальны при разработке предложений и рекомендаций для общественных институтов и государственных организаций, непосредственно занимающихся формированием внутри- и внешнеполитического курса РФ, а также при организации более тесного взаимодействия и скоординированной политики в отношении исламских общественных институтов.

Автор не претендует на полное и завершенное раскрытие этой актуальной темы, исследование которой, в связи с развитием событий вокруг Афганистана, несомненно, будет продолжено.

Апробация работы

Основные выводы и результаты исследования были представлены в публикациях, обсуждены в ходе научно-практических конференций.

Структура работы

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В заключении сделаны выводы, имеющие важное значение для адекватного понимания исследуемой проблемы.

Проблема определения терроризма

Изучению терроризма отечественные и зарубежные исследователи уделяют большое внимание. Наиболее отчетливо это тенденция проявляется с 70-х годов прошлого века.

После серии взрывов в августе 1998 года в посольствах США в Кении и Танзании вопросам борьбы с терроризмом и определению его отличительных особенностей стали придавать огромное значение практически на всех континентах, а после терактов 11 сентября 2001 года, в результате которых, по различным оценкам, погибло от 3 до 6 тысяч человек, - первостепенное, что связано с реальной угрозой международной безопасности и мировому порядку. Трагедия потрясла весь мир и продемонстрировала необходимость более глубокого изучения понятия «терроризм».

В результате активизации деятельности террористических организаций различной этнической и конфессиональной принадлежности и огромной роли в ней исламского фактора образовался пояс нестабильности (исламская дуга), который включает Балканы, Северную Африку, Ближний Восток, Центральную и Южную Азию. Терроризм давно и прочно вошел в политическую реальность большинства регионов мира. В XXI веке он стал катастрофоген-ным фактором.1 Все вышеперечисленное придает рассмотрению проблемы терроризма еще большую актуальность.

Прежде чем перейти к характеристике терроризма и его проявлений на этноконфессиональной почве, необходимо определиться с такими дефинициями, как «этноконфессиональный фактор» и «террористическая организация».

Понятие «этноконфессиональный» в практику изучения культурно-исторических процессов стало входить с конца 60-х годов прошлого столетия. Общее развитие этноконфессиональных процессов как в советской, так и западной науке определяется переходом от комплексных исследований, сохраняющих междисциплинарную организацию, к междисциплинарности более высокого уровня, связанной с синтезом различных форм знания.

Следует отметить, что в большинстве случаев этноконфессионализм рассматривался как взаимодействие собственно этнических и религиозных факторов, как проекция их на политическую или культурную ситуацию в той или иной стране региона. В силу этого этноконфессиональные исследования очень часто оказывались на периферии этнографии, политологии или религиоведения. Предпосылки и основа этноконфессионального подхода формировались поэтапно. Можно выделить период его зарождения (примерно до конца 60-х годов прошлого столетия) и период оформления, когда он приобрел собственную предметную основу (70 - 80-е годы XX века).

В своем первоначальном виде идея этноконфессионализма развивалась как часть более общих концепций этнического и религиозного развития и не имела собственной сферы исследований. В западной науке толчком этому подходу дали функционалистская концепция религии как составная часть более общей концепции М.Вебера и Э.Дюркгейма, идея многоцелевого характера общественных связей в «маломасштабных обществах». В своих трудах Э.Дюркгейм и М.Вебер абсолютизировали религию. Э.Дюркгейм, в частности, утверждал, что «религия, являющаяся наиболее первобытным из всех социальных явлений, носит избыточный и всеохватывающий характер и не может быть следствием экономического фактора». Особое развитие за рубежом, особенно в США, в 40 - 60-е годы прошлого столетия получила кон цепция межэтнического взаимодействия в сочетании с изучением индивидуального «этнического» человека (этнофора).1

В советской литературе предпосылками развития этноконфессионально-го подхода явились наметившиеся в 60-е годы XX столетия признание важной роли религии как составной части культуры и этнических процессов, отход от узкой трактовки религии как исключительно области религиозных представлений, развитие социологии религии, а также утверждение широкой трактовки этнических явлений как сопряженных в той или иной степени почти со всеми сторонами жизни человечества, в том числе и с религией. Однако, несмотря на постепенный поворот общих концепций к конфессиональной проблематике, широко и полно в междисциплинарном плане этнокон-фессиональные исследования не проводились. Акцент делался на этническое (особый вид этнической общности) или конфессиональное (этнические и национально-государственные религии).

Следует отметить, что в структуре знания этноконфессиональных процессов произошли определенные сдвиги. Важную роль здесь играли объективные процессы - переплетение в отсталых государствах, в том числе и в Афганистане, классовых, национальных, политических и религиозных процессов, развитие многофункционального типа социальных общностей. Это позволяет говорить о собственном объекте этноконфессиональных исследований и усилении его целостности. И.В.Следзевский, в частности, указывает, что в этноконфессиональных исследованиях можно выделить три точки зрения.

Особенности формирования мировоззрения у мусульман

В VIII веке, в период своего наивысшего расцвета, когда территория Халифата простиралась от Атлантики на западе до Инда на востоке, ислам стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действовали законы Корана. Таков смысл традиционного понятия «дар аль-ислам» (обитель ислама), противопоставленного «дар аль-харб» - территории войны, которая, по крайней мере теоретически, подлежит превращению в обитель ислама посредством как военного, так и духовного джихада, которые тесно переплетаются и представляют своеобразную философско-политическую и религиозную концепцию. В одних сурах Корана об иудеях и христианах упоминается довольно дружественно, в других - с неприязнью. В большинстве случаев взаимно противоречащие друг другу высказывания относятся к различным периодам раннего ислама, но в логическом плане они, будучи собраны вместе, представляют разноголосицу. Для практической политики руководителей исламских государств и лидеров террористических организаций это обстоятельство создает известные выгоды, так как позволяет им в зависимости от конкретных условий искажать то или иное положение Корана и использовать его в выгодном для себя свете, что наглядно проявляется в ходе этнических конфликтов в различных регионах мира.

Например, в Коране говорится: «Не поддавайся же неверным. И этим дай им бой великим боем».1 Идеологи же террористов утверждают, что в Коране сказано: «Не повинуйся неверным».

Другой пример. Лидеры террористических организаций утверждают, что неверные - это все немусульмане и главы государств, которые руководят не по шариату, а по другим законам, хотя в Коране сказано: «Скажите вы: Мы верим в Господа и откровение его, что было нам ниспослано и Ибрахиму, и Исмаилу, и Исхаку, и Йакубу, и всем двенадцати израильским коленам, и то, что Мусе Бог послал, и то, что даровал он Исе, и что другим пророкам снизошло - меж ними мы не делаем различий, и лишь единому Ему мы предаемся».1 Данная тактика действий аналогична образу мышления приверженцев герменевтики, в частности, X. Гадамера, Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, Э. Корета и др., цель которых заключалась в реконструкции контекста написания того или иного произведения, что таит опасность излишней модернизации в связи с трактовкой текста на основе потребностей и взглядов современности.

В результате неправильной трактовки положений Корана у мусульман сформировалось своеобразное мировоззрение. С одной стороны, они пропо ведуют исламские нормы, согласно которым нельзя осуществлять насилие в отношении представителей других религий, с другой — идут на насильственные меры - совершают теракты и запугивают население, чаще всего «неверных». Начиная с середины XX века насильственное распространение ислама вылилось в вооруженную форму протеста мусульман во многих странах мира против усиливающегося влияния Запада — в религиозную войну джихад, основной целью которой является распространение своей веры во всем мире и создание исламского государства. Стремясь оправдать свои действия, лидеры террористических организаций и религиозные деятели утверждают, что на Земле существует мусульманская община (умма), которая является единой и единственной социальной, политической, военной и религиозной легитимной общностью людей, неограниченной географическими пределами и которая может существовать только в непрерывной экспансии.

При активной пропаганде идей священной войны джихад такая политика лидеров террористических организаций способствует созданию своеобразной религиозно-идеологической терросреды, дальнейшему распространению идей насилия и слиянию идей джихада, захватнических войн и активизации террористической деятельности.1 Вследствие этого большая часть населения исламских государств рассматривают джихад как философию и боевое мировоззрение, так как мусульманин не может жить в век идеологической борьбы без защитного (оборонного) мировоззрения.

«Джихад - это комплексная философия личности бойца, его психология, философия бытия и социального поведения, которая побуждает его идти в бой во имя истины и верховенства слова Аллаха», — утверждает по этому поводу А.Х. Увейс.2 По мнению Ж. Лакруа, конечный критерий веры принадлежит к высшему по отношению к логике порядку и его следует более точно назвать этико-религиозным. «Вера, - указывает он, — это нераздельность ду ха, сама личность, движение души, верить - значит соединяться тотально с самим собой, с миром и Богом».

Кратко и достаточно точно механизм формирования природы насилия у мусульман описывает Дж. Эспозито: «Исламские политические активисты считают ислам совершенным и целостным образом жизни - это в их представлении обусловлено Кораном, Божьим откровением, подкреплено примером Мухаммада и реализовано во всеобъемлющей природе шариата. А если так, вдохнуть жизнь в мусульманские правящие учреждения и в общество можно лишь одним способом: вновь утвердить исламский закон, сделать его основой государства и общества, которые должны руководствоваться исламом и опираться на социальную справедливость... Современное национальное государство потерпело катастрофу... Слабость и подчиненное положение мусульманских государств - это следствие безбожия мусульман, которые уклонились от пути, начертанного Богом, и предпочли ему светские, материалистические идеологии и ценности Запада или Востока - капитализм или марксизм».

Влияние деятельности террористических организаций на политику ведущих мировых держав

Из-за выгодного геополитического положения Афганистана ведущие мировые державы, претворяя в жизнь свою философию создания нового мирового порядка, по-прежнему стремятся осуществлять контроль над его территорией, что, несомненно, в связи с пестрым национальным составом и наличием обладающих различными взглядами и мировоззрением многочисленных террористических организаций различной религиозной и этнической принадлежности к положительному результату не приведет. При таком развитии событий может произойти не только обострение межрелигиозного конфликта на территории самого Афганистана со всеми вытекающими последствиями, но и между цивилизациями.

В результате изменений после террористических актов 11 сентября 2001 года политики США в отношении террористических организаций, Афганистана, государств Центральной Азии и субъекта РФ Чечни возникли новые тенденции развития международных отношений, что может привести к изменениям в расстановке сил на мировой арене и формированию нового миропорядка.

Во-первых, США, проводя гибкую и расчетливую политику под предлогом борьбы с терроризмом, стремятся усилить свое влияние в Центральной Азии и подменить миротворческую деятельность ООН действиями НАТО и своих союзников. В частности, государственный секретарь США призвал НАТО расширить свое участие в урегулировании ситуации в Ираке, что, по мнению американских экспертов, должно помочь стабилизировать ситуацию в Ираке после войны, которая вбила клин в отношения между членами Аль 118 янса.1 Ряд экспертов США, в частности П. Фридман, полагали, что лидеры государств Центральной Азии положительно оценят действия США по усилению военного присутствия, которое, в свою очередь, будет способствовать обеспечению региональной безопасности. Однако, как показывают события, этого не произошло.

Видя заинтересованность правящих кругов центральноазиатских государств в проведении политических преобразований, власти США считают, что в результате применения силы политические выгоды могут быть сведены к минимуму, хотя может быть предотвращено развитие событий по сценарию, неприемлемому для США. С другой стороны, от оценки военной мощи США может зависеть степень их влияния в регионе.

Военная мощь будет играть ведущую роль в процессе обеспечения стабильности на первоначальном этапе только в столицах среднеазиатских государств, но не на их территории, ярким свидетельством чего являются события в Афганистане. Однако, на наш взгляд, наращивание военной мощи в регионе и силовая игра приведут к негативной реакции как у глав данных государств и большей части населения, так и лидеров отрядов вооруженной оппозиции Таджикистана, Киргизстана, Узбекистана и террористических организаций всего мира.

Во-вторых, во времена "холодной войны" США оказывали Пакистану и действующим на его территории главным образом суннитским группировкам всестороннюю поддержку их вооруженного сопротивления действиям советских войск, усилению влияния группировок моджахедов, проводили широкую агитационно-пропагандистскую работу среди местного населения с целью усиления влияния духовенства и распространения идей священной войны "джихад". Последствия их действий можно наблюдать на современном этапе во всем мире, в том числе в США, государствах Центральной Азии и России.

«Муджахеды имели одно неоценимое для Запада, а главное - для американцев, качество: они были ярыми антикоммунистами и недвусмысленно демонстрировали это Советам и всему остальному миру. Они были мусульманами, некоторые из них - фундаменталистами, но тогда это никого не беспокоило. Вашингтон в неограниченных количествах поставлял им дорогие и весьма эффективные ракеты «Стингер» класса «земля — воздух», чтобы они могли успешно противостоять Советской Армии».1

Более того, американские лидеры, что особенно ярко проявилось в эпоху Буша старшего, не понимали, какую угрозу несет человечеству исламский фундаментализм. Осуществляя бомбежку Сербии, Буш и его европейские союзники вряд ли догадывались, что тем самым косвенно подготавливали почву для террористического ада, разверзнувшегося 11 сентября. Выкроив Косово - мусульманское государство — из Югославии, президент США помог воинствующему исламу поверить в то, что приближается время победы исламской идеологии, время строительства новой исламской империи, время, когда власть над миром будет вновь принадлежать исламу. Вряд ли кто-то в Америке задумывался о том, что, помогая афганским моджахедам бороться с Советским Союзом, американцы ненароком приближали кровавый вторник сентября 2001 года. Ведь Усама бен Ладен, на которого все чаще указывают сегодня как на организатора чудовищной террористической операции 11 сентября, еще совсем недавно был американским союзником в борьбе против советских войск в Афганистане. Похоже, что американцам было тогда невдомек, что он ненавидит Америку также сильно, как и Советский Союз.

Однако в условиях сложной международной обстановки США могут прекратить поставки военной техники Пакистану. Американская администрация, в частности, отменила решение о поставках Пакистану ряда вооружений. Этот шаг, вероятно, продиктован не столько существующей угрозой ин тересам США от бен Ладена и стран-изгоев, сколько от Пакистана — единственной исламской страны, обладающей ядерным оружием.

Угроза возникла, прежде всего, в связи со сложной внутриполитической ситуацией в Пакистане и ростом антиправительственных настроений. На территории страны много сторонников движения "Талибан", крайне негативно высказывающихся против захватившего власть в результате военного переворота Первеза Мушаррафа, а также бывшего президента Пакистана Б. Бхутто. Кроме того, Пакистан и ранее не отличался особенной симпатией к Соединенным Штатам и тем более не входил в число их друзей, как, например, Саудовская Аравия, «дружба» с которой обусловлена, на наш взгляд, главным образом наличием на ее территории около 70 % всех мировых запасов нефти.

Вследствие этого политика П. Мушаррафа у большей части населения Пакистана вызывает только непонимание. Поддержка Пакистаном действий Соединенных Штатов в регионе отнюдь не способствует стабилизации внутриполитической обстановки в самом Пакистане. Власти пытаются снизить уровень напряженности, ограничив возможности США в использовании выгодного географического положения и военной инфраструктуры Пакистана в ходе проведения антитеррористической операции. В результате двойственная политика властей Пакистана приводит к росту недовольства у населения. По мнению пакистанской общественности, навести порядок в стране могут талибы, а не существующее пакистанское правительство.

Похожие диссертации на Этноконфессиональный фактор в деятельности террористических организаций :На примере Афганистана