Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнополитические и международно-правовые последствия геноцида армян в Турции Акопян Сейран Юрьевич

Этнополитические и международно-правовые последствия геноцида армян в Турции
<
Этнополитические и международно-правовые последствия геноцида армян в Турции Этнополитические и международно-правовые последствия геноцида армян в Турции Этнополитические и международно-правовые последствия геноцида армян в Турции Этнополитические и международно-правовые последствия геноцида армян в Турции Этнополитические и международно-правовые последствия геноцида армян в Турции Этнополитические и международно-правовые последствия геноцида армян в Турции Этнополитические и международно-правовые последствия геноцида армян в Турции Этнополитические и международно-правовые последствия геноцида армян в Турции Этнополитические и международно-правовые последствия геноцида армян в Турции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Акопян Сейран Юрьевич. Этнополитические и международно-правовые последствия геноцида армян в Турции : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 Ростов н/Д, 2006 161 с. РГБ ОД, 61:07-23/63

Содержание к диссертации

Введение

1 Глава. Геноцид как экстремистская этнополитика авторитарных и тоталитарных режимов.

1.1 Геноциидальная политика младотурецкого режима в Турции и нацистского режима в Германии.

1.2 Этнические погромы геноциидального характера в Закавказье и развертывание этнополитического конфликта вокруг Нагорного Карабаха . 56

2 Глава. Преодоление последствий армяно-турецкого противостояния в современном международном и региональном политическом процессе.

2.1 Основные этнополитические проблемы взаимоотношений Армении, Азербайджана и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. 95.

2.2 Деятельность гражданского общества Армении по обеспечению признания международным сообществом и Турцией геноцида армян и последовательную ликвидацию его последствий.

Заключение. 134

Список литературы.

Введение к работе

Актуальность. Гегель говорил, что "История - это кровавая бойня" и действительно войны и геноциды постоянно прослеживаются в истории человечества. Причем геноцид как самая примитивная форма решения проблем бытия родился раньше цивилизованного человека. Природный эволюционный механизм, включающий физическое истребление конкурента, был "взят на вооружение" людьми. Как доказывают исследователи, геноцид всегда сопутствовал человеческой истории, но, начиная с древнего мира и античности, геноцид обрел осознанную форму применения. Древний Рим уничтожал не только войска, но и население поверженного Карфагена. В 1209-1229 гг. крестоносцы уничтожали население Южной Франции под лозунгом аббата Арно Амори: «Caedite eos! Novit enim Dominus qui sunt eus» (Режьте всех, Господь узнает своих»), В Центральной Америке испанцы истребляли туземцев. Во время Великой Французской революции войска, подавлявшие восстания роялистов в Вандее, проводили массовый террор. Великобритания осуществляла такие же акции в своих колониях против индусов, буров, малазийцев, суданцев. Германия уничтожила племена герреро в Намибии. В США помощью сократили число индейцев с 12 млн. в 1500 году до 237 тыс. в 1900-м г. В XIX в. было уничтожено 750 тыс. аборигенов Австралии. В 1884 - 1908 гг. бельгийскими колонизаторами уничтожалось население Конго. Во время борьбы 1971г. за независимость Бангладеш от Пакистана жертвами геноцида стали до 3 млн. бенгальцев; в Нигерии во время гражданской войны в 1960-х гг.; - около 1 млн. народа ибо; в Бурунди в 1966г., было уничтожено около 100 тыс. народа хуту; в Судане погибло около 500 тыс. христиан в 1960-1980-х гг.; в Индонезии уничтожено почти 500 тыс. индонезийцев во время военного переворота в 1964г., и 100 тыс. тиморцев в ходе расправ над населением Восточного Тимора в 1975г. Более 10 млн. китайцев были уничтожены Японией между 1937-1942 гг. В Индокитае и Корее потери мирного населения достигали 3-4 млн. человек во время американских бомбежек и оккупации. В результате американских ковровых бомбометаний более 4 млн. граждан Вьетнама, Лаоса и Камбоджи были убиты. В 1975 -1979 гг. в Камбодже истреблялось городское население, этнические и религиозные меньшинства - всего 1,7 млн. человек». В Иракском Курдистане было уничтожено более 100 тыс. курдов от рук карателей Саддама Хусейна в 1980-х гг. В Судане с 2003 г. уничтожается африканское население провинции Дафур на западе Судана. Но самыми известными и масштабными были акции геноцида 1,5 млн. армян в Турции и 6 млн. евреев в Германии в первой половине XX в.1. Количество и масштаб геноциидальных преступлений против человечества свидетельствует об острой актуальности вопроса о предотвращении в будущем это порочной практики.

Термин «геноцид» в последнее время используется в качестве политического аргумента в отношения между странами и политическими субъектами. Например, на Юге России идеологи казачьего движения утверждают, что лидеры большевиков нерусского происхождения осуществляли в годы гражданской войны настоящий геноцид по отношению к казачеству и на этой основе требуют соответствующего морального и материального возмещения. Депортации населения ряда республик Северного Кавказа в годы Отечественной войны также национальные лидеры называют геноцидом. Власти Латвии предъявили обвинение в геноциде ветеранам, которые выполнял приказы по разгрому антисоветского подполья. Сейм Польши потребовал от России признать факт «геноцида поляков» в Катыни в -1939-1940 гг., однако прокуратура РФ пришла к выводу, что это было военное преступление по чисто политическим мотивам. В Украине используется термин «геноцид» для характеристики голода, разразившегося в 1932-1933 гг., но историки доказали, что в СССР никогда не было национальной вражды к украинцам, а виновником голода в ряде советских республиках было сталинское руководство союзного государства. Грузия обвиняет Абхазию в геноциде грузин, забывая о массовом терроре со своей стороны во время войны двух республик. Существуют мнения, что режим Дудаева-Масхадова-Басаева в «Ичкерии» осуществлял акты геноцида по отношению к русским, а Россия в ходе антитеррористической операции в Чечне ответила тем же в отношении чеченцев. Спецкомиссия Государственной Думы РФ в 1998г. обвиняла в совершении геноцида президента Б. Ельцина, как осуществившего развал. социальной системы и т.п.. реформ, в результате чего население РФ уменьшилось с 147 млн. чел. в 1989 г. до 145 млн. в 2002 г.". Но Госдума не согласилась с такой интерпретацией.

Во многих современных случаях политика превалирует над правом, так как обвинения в геноциде не подтверждены приговорами международных судов. Это дает основание утверждать, что прав Ив Тернон: «Слишком широкое употребление слова таит в себе угрозу, что оно станет обыденным, а слишком узкое - что оно утратит предупреждающий смысл» 3.

Россия ратифицировала все международные договоры, регулирующие права человека, Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г., создание Международного Уголовного Суда. Однако, несмотря на имеющиеся правовые нормы, до сих пор в полном объеме не ясны те механизмы, благодаря которым человеконенавистническая ненависть овладела в прошлом различными обществами, заблокировав появление политической и гражданской оппозиции политике расовых и национальных преследований.

Острота проблемы геноцидов в истории мировой цивилизации настолько остра, что в Канаде стал издаваться специальный журнал "Исследование геноцидов и их предотвращение», который основан международной ассоциацией ученых, занимающаяся вопросами геноцида, и Международным институтом исследований геноцида и прав человека в сотрудничестве с издательством Университета Торонто. Миссия ученых -понять природу геноцида, поднять его осознание человечеством на новый уровень и тем самым исключить возникновение условий для его рецидива.

Степень научной разработанности темы. Литература о геноциде включает в себя широкий спектр самых противоречивых трудов. Биологические теории естественного отбора ("социального дарвинизм"и дрр) стали фактически обоснованием геноциду, позволявшего преступным режимам легально "обезвредить" группы населения. В работах Гобино "Эссе о неравенстве рас", Хьюстона Чемберлена "Основы XIX столетия" расы делились на высшие и низшие, избранные и второсортные, созидательно-творческие и паразитические. Существуют произведения, оправдывающие колониальное господство и другие формы иностранного влияния, апартеид, систематические или массовые нарушения прав человека и т.д. Но основная масса исследований посвящена разоблачению геноцида, используя понятия «резня», «массовое убийство», «этническая чистка», «этноцид», «геноцидная резня» и др. Характеризуя преступления нацистской Германии, Р. Лемкин сформулировал понятие генопида как уничтожение нации или этнической группы. В целом геноцид не обязательно означает моментальное уничтожение всей нации, а предполагает координированный план действий, направленный на разрушение основ существования национальных групп с целью их искоренения. Для этого осуществляется уничтожение политических и общественных институтов, культуры, языка, национального самосознания, религии, экономических основ существования этносов, а также лишение личной безопасности, свободы, здоровья, достоинства и жизней людей. Но этой концепции соответствует также термин «этноцид», который в современной политологической литературе часто включают в понятие «геноцид», хотя это не тожественные понятия4. В понятие геноцид включается попрание права народа как определенной совокупности людей и является преступлением против человечества, так как такое уничтожение нарушает наследственный генофонд, репродуктивную способность, интеллект, духовность представителей рода человечества. И.Черни характеризует геноцид как бессмысленное убийство людей, совершаемое на любой основе - этнической, религиозной, политической, идеологической . Но такой подход упрощает проблему, ибо геноцид - это, как правило, спланированное и сознательное преступление, санкционированное правящей кликой многонационального имперского государства с определенным смыслом. Если юридическая часть проблемы достаточно хорошо отражена в литературе, то этнополитологическая составляющая вызывает ряд вопросов. В ряде исследований геноцид рассматривается как исключительное человеконенавистническое явление, настолько одиозное выражение национального вопроса, которое в не заслуживает специального анализа. В литературе не в полной мере учитывается то факт, что это явление есть, в известной мере, результирующий итог определенного политического развития, которое на ранних этапах имело форму этнополитического конфликта, порожденного этнополитической напряженностью, шовинизмом, национализмом, этноцетризмом, ксенофобией и т.п. В центре внимания специалистов должны быть такие проблемы, как условия и обстановка, порождающие геноцид, политические и социально-экономические причины, духовный и культурный уровень государства, осуществляющего геноцид, международная обстановка, а также историческая традиция, сформировавшая на протяжении веков определенные стереотипы решения национальных вопросов. Ученые обратили внимание на индикаторы, позволяющие выявить геноцидную опасность: массовая информация, общественный резонанс.

профессиональный уровень государственной политики. А.Р.Аиклаев рассматривает геноцид как определенное регулирование этнополитического конфликта «на основе стратегии устранения и/или политизации этнических различий» . Выделяются этапы развития этнополитического геноцида, причины геноцида, предгеноцидную ситуацию, начало геноцида, волновой или иной характер развития геноциидальных отношений, завершение, последствия геноцида, восходящую или нисходящую линии развития, точки бифуркации и социальной асфикации.

Основной массив трудов посвящен проблеме геноцида евреев в нацистской Германии. В серии "Российская библиотека Холокоста" издано около 30 книг7. В литературе рассматриваются проявления геноцида евреев в о других странах, в частности на Украине Профессор института и музея Катастрофы европейского еврейства Иегуда Бауэр считает, что геноцид есть явление повторяющееся, проистекающее из самой природы человека, как особого социального существа и поэтому массовое убийство людей по определенному этническому, расовому или религиозному принципу может повториться в любой момент в любой точке планеты, где есть для этого соответствующие условия. К ним относятся, прежде всего, стремление милитаристской политической элиты решить проблемы нации путем уничтожения определенного этнического меньшинства, а также относительная легкость проведения массовых убийств на основе силового преимущества и шовинистического социально-психологического психоза. Израильские ученые и политики, осознали, что необходимо иметь сильное государство, обладающее оружием и при любых обстоятельствах способное гарантировать народ от повторения геноцида. История геноцида европейского еврейства также вызывает большой интерес в среде арабской элиты (Абу Мазен и др.) Популярны утверждения, что для надежного предупреждения геноцида необходимо наличие нескольких обязательных условий: национального государства (не обязательно моноэтнического), демократии (не обязательно западной), оружия "глобальной доставки" (не обязательно ядерного)9.

По проблеме геноцида армян имеются десятки научных монографий и сотни публицистических публикаций, в которых раскрывается сущность этой трагедии. Первые отечественные публикации появились до революции10. В дальнейшем эта тема не была центральной в науке, но и не была забыта11. Особо следует отметить труды Е.К.Саркисьяна. Ю.Г.Барсегова, М.Г.Нерсесяна, Дж. Киракосяна О.Г.Инджикяна, Г.Р.Симоняна и других ". В советское время были созданы научные основы изучения геноцида армян, хотя и не был исследован весь комплекс проблем, включая политико-правовую ответственность Турции за осуществление геноцида. Исследователи вводят в оборот новые источники и рассматривают проблему преследования армян в контексте международного права. Широко известна монография Ю. Г. Барсегова «Геноцид армян -преступление по международному праву", в которой осуществляется исследование проблемы придания обратной силы Конвенции 1948 г. применительно к прецедентам геноцида начала XX века, т.е. до вступления Конвенции в силу. Заметным явлением стала изданная даже в Турции книга директора Института востоковедения HAH РА Н. Оганесяна "Геноцид армян. Арменоцид", посвященная анализу геноцида армян в свете концепции "геноциидального государства". В ряде трудов сделаны попытки показать связь конфликта в Нагорном Карабахе с последствиями геноцида .В ряде работ исследована роль идеологии пантюркизма в геополитике Турции14. Следует выделить работу С.Н.Кенкишвили, которая, посвящена проблеме геноцида понтийских греков в Турции, но содержит материал по истории армянского и народа и в целом по политике Турции в отношении проблемы признания геноцида армян и других христианских автохтонных народов, уничтожавшихся на турецкой территории ь.

В армянской литературе прослеживается ряд националистических, пристрастий. Например, С.М.Айвазян высказывает мнение о том, что главной причиной геноцида армян в Турции является «ненормальный» национальный характер турок, их имманентное стремление к отторжению чуждой им культуры, к уничтожению завоеванных ими коренных народов Малой Азии1 . Эта более чем дискуссионная оценка, выходит за рамки научного дискусса, хотя в самой работе много полезного материала.

Факт геноцида армян лишь в последнее время получил международное признание в ряде стран и в итоге стал камнем преткновения для вступления Турции в ЕС. В последнее время в турецком обществе сформировался немногочисленный слой интеллектуалов, который осознает, что признание исторических реалий и диалог с армянской стороной поможет поднять международный имидж Турции, позволит ей преодолеть комплекс страха перед историей. Армянский вопрос все больше становится турецким вопросом и поэтому необходимо преодолеть "синдром забывчивости", чтобы воспитать людей, ответственных, если не за прошлое, то за будущее Турции17. Теории геноцида, основанные на понятиях «коллективной вины» и «психосоциального» феномена, не являются исчерпывающими, так как их слабым местом является отсутствие анализа структурной динамики имперского общества, его связи с шовинистической политикой в форме внешних завоеваний или создания «внутренней сплоченности»1,.

Много внимания уделили проблеме геноцида армян американские и европейские авторы, хотя они часто замалчивают конъюнктурно- эгоистический характер деятельности западных политиков и дипломатов в решении армянского вопроса1 . Турецкие авторы считают, что убийства армян это следствие мировой войны, содержащее законные демографические меры правительства, осуществлявшего проект строительства нации, проявления политики «здорового народа» по устранению «нездоровых рас», отчуждение масс инородцев и иноверцев в целях обеспечения гомогенности государства. Они прилагают усилия не только для отрицания самого факта геноцида армян, но и для оправдания организаторов геноцида и обвинения самих армян в совершении преступлений против турецкого народа2 . Имеющиеся исключения в этом ряду только подтверждают правило.

Все это доказывает, что необходим объективный анализ факторов общего характера механизма геноцида, включающего логику развития имперского государства, инструментальную иррациональность, шовинистическую идеологию, религиозный культ и т.п.. На современном этапе исследования исследовательские задачи связаны с признанием законности национально-освободительного движения за самоопределение и с его взаимоотношением с требованием целостности территории государства. Мало исследован политический процесс борьбы армянского гражданского общества за осуждение всем международным сообществом, включая Турцию, геноцида армян. Важно выяснить роль, которую сыграли в трагедии религиозно-культурологические факторы, государственный аппарат, давление материальных или корпоративных интересов, местные инициативы и др.

Цель работы: выявление причинно-следственных связей геноцида армянского народа, этнополитических конфликтов в Закавказье и процесса политической борьбы республики Армения и гражданского общества за преодоление всех последствий этих процессов. В соответствии с целью сформулированы конкретные задачи исследования;

- проанализировать взаимоотношение объективных и субъективных причин причины геноцида армян в Турции, с которыми непосредственно связан вопрос механизма развертывания геноцида как этнополитики имперского шовинистического государства.

- показать сущность и характер преемственности геноцида армян и геноцида евреев в первой половине XX века.

охарактеризовать содержание последствий геноцида армян в контексте армяно-азербайджанского противостояния вокруг Нагорного-Карабаха и др. конфликтов в закавказском регионе.

- выявить место и роль общественно- политической борьбы Республики Армения и гражданского общества за признание Турцией и другими субъектами международной политики факта Геноцида армян и последовательную ликвидацию его последствий.

сформулировать предложения и рекомендации по урегулированию армяно-азербайджанских армяно-турецких отношений.

Объектом исследования выступают самые массовые трагедии в истории человечества XX века - геноциды и деятельность международного сообщества и гражданского общества по ликвидации постгеноциидальных травм народов.

Предметом данной работы является этнополитика государственного геноцида армян в Турции, развития механизма его осуществления и преодоления ее последствий в этнополитическом процессе на Закавказье и в системе международных отношений.

Методологическая и теоретическая основа работы включает как общие, так и частно-научные методы исследования: этимологический, исторический, анализа и синтеза; системный, сравнительно-правовой. Причины и механизм функционирования геноцида можно до конца понять, только изучив такие исторически возникшие формы общности людей, как этнос, нация. Его сущность связана с политической предметностью этнической конфликтности, принципы и методы анализа которой этнической освещены в целом ряде этнических теорий начиная, от концепций Л.Н. Гумилева до самых современных концепций этнологии и этноконфликтологии21. Геноцид отражает известные функции этнополитического конфликта и формы проявления функции: явная, латентная, непосредственная, опосредованная, сигнальная, информационная, дифференцирующая и динамическая. Наконец геноцид имеет, как и этнополитический конфликт, материальные и духовные последствия, технологии использования имманентных функций в политической деятельности"". Типология, этнополитических конфликтов, в том числе этнотерриториальные, зтностатусные, межэтнические и межконфессиональные, цивилизационные, внутренние, локальные и региональные конфликты, так же может быть применена к анализу феномена геноцида. Наконец, этноконфликтологами изучены такие в известной мере примыкающие к геноциду или объясняющие причины его возникновения явления, как этнический сепаратизм, экстремизм и терроризм как конфликтогенный фактор . Интересны работы Арье Найера "Военные преступления. Геноцид. Террор. Борьба за правосудие", Ив Тернона "Размышление о геноциде». Принципиальное значение имеет положение Жан-Поль Сартра, который в речи на Расселовском трибунале по военным преступлениям сказал, что любой геноцид - это продукт истории, и он несет на себе черты того общества, в котором возникает. Надо учитывать, в какой мере это дело выражает экономическую структуру этой державы, ее политические цели и внутренние противоречия. Предотвратить геноцид человечество может при помощи трибуналов, хартий и деклараций. Но проступает другая тенденция - возрастание актов геноцида, чему способствует изощренная технология разрушения и убийства, а также расширение их географии24. Поэтому необходимо рассматривать геноцид как крайнюю форму этнополитического конфликта, как определенный процесс, имеющий динамику и внутреннюю логику развития данных преступных отношений. Для изучения причин геноцида были использованы такие классические подходы к изучению этнических конфликтов, как примордиализм, инструментализм, конструктивизм. Огромное значение для понимания природы геноцида особенно в современных условиях имеет цивилизационный и геополитический подходы, объясняющие многие черты геноцидов XX века. .

Эмпирическая база данной работы включает международно-правовые акты, законодательство Армении, Турции стран СНГ и Европы; литература по теории государства и права, международному праву, теории прав человека. Опубликованный корпус источников по теме весьма представителен. Прежде всего, это публикации сборников документальных, материалов по истории геноцида армян, в том числе «Геноцид армяк в Османской империи. Сб. документов и материалов под ред. М.Г.Нерсисяна. Ер.1982., «Армянский вопрос и геноцид армян в Турции (1913-1919). Материалы Политархива МИД Кайзеровской Германии. Сост.В.Микаелян. Ереван, 1995, и др. Источники по истории Армении, Азербайджана и Турции, материалы Нюрнбергского процесса, где имеются документы о подготовке и реализации "окончательного решения" еврейского вопроса в Германии, материалы прессы, прежде всего газеты «Еркрамас», материалы конференций политиков, политологов и историков, специализированные сайты сети Интернет.

Научная новизна исследования заключается в следующем: В диссертационной работе содержится одна из первых пыток комплексно рассмотреть как единый этнополитический процесс: геноцид армян в Турции, этноконфликтогенные последствия. в том числе конфликт в Нагорном Карабахе, и общественно-политическую борьбу Республики Армения и всего армянского гражданского общества за ликвидацию последствий геноцида, получение компенсации и преодоление психологической постгеноциидальной травмы армянского народа.

Положения, выносимые на защиту.

1.Геноцид - это не только человеконенавистническое преступление, направленное на истребление любых общностей людей и нарушающее комплекс прав человека, но, в узком смысле слова, это экстремальная, крайняя форма государственной зтно-теополитики, направленная на решение этнополитического противостояния, конфликта или длительной межэтнической напряженности в государстве с целью обеспечения «жизненного пространства» в условиях функционирования тоталитарного, авторитарного, олигархического политического режима и/или в ходе агрессии в сопредельные страны. Не следует дополнять объект геноцида социальной, политической, культурной, половой, и характеризующейся любой другой, кроме расовой и национальной, принадлежностью к человеческой группе, так как в этом случае возникает возможность расширительного толкования сущности геноцида и соответственно возникает невозможность своевременной реакции мирового сообщества на геноцид и конкретного наказания виновных.

2. Геноцид армян, осуществленный режимом «младотурок» в 1915 г. являлся центральным этапом проводимой в Османской полуфеодальной империи с конца XIX в. И до начла 1920-х гг. государственной этнополитики шовинистического характера по отношению к армянам, грекам, курдам и другим этническим меньшинствам. Условием осуществления геноцида являлось функционирование национально- авторитарного милитаризированного политического режима в условиях системного кризиса, военных поражений и реальной угрозы распада Османской империи в ходе нарастания национально-освободительного движения народов, широко расселенных на территории государства. Социально-психологической основой геноцида стало биполярное разделение турецкого социума на "своих" и "чужих" - на основе национальности , религии и размера контролируемой территории.

3. Геноцид армян в Турции осуществлялся с одной при формировании правительством политики стимулирования уничтожения и депортаций армянского населения, как бюрократическими средствами, так и неформальными путями с помощью военизированных, религиозных и «общественных» организаций, нагнетая атмосферу массового психоза и опираясь на фактическую поддержку кайзеровской Германии. Целевая установка на решение проблемы жизненного пространства для избранной нации и совокупность человеконенавистнических технологий режима младотурок были использованы нацистским режимом Германии в период П мировой войны в ходе геноцида против еврейского народа на основе индустриальных и бюрократических новшеств.

4. Последствия геноцида армянского народа прослеживались в опосредствованной форме в Закавказье, где в течение XX в. прослеживалось влияние глубинной социально-психологической геноциидальной травмы армянского населения, проявлялись элементы человеконенавистнической атмосферы во взаимоотношениях представителей различных народов. В условиях территориальной чересполосицы и взаимных претензий сформировалась конфликтогенная ситуация, которая в период перестройки обусловила столкновение армянских и азербайджанских национальных движений, что привело на практике к борьбе за самоопределение национальных анклавов, этническим погромам геноциидального характера и в итоге - к масштабному вооруженному этническому конфликту.

5. Война за Нагорный Карабах - это этнический конфликт, достигший стадии национального антагонизма, когда нарастание напряженности приобрело необратимый характер и вылилось межэтническую войну - одну из предпоследних форм по своей тяжести этнополитического конфликта по сравнению с геноцидом. Развитие войны имело не только иррациональные мотивы, но и причины объективного характера, связанные с последствиями армянского геноцида, с геополитическими и цивштизационными противоречиями в условиях территориальной чересполосицы и взаимных претензий. Проблему самоопределения и независимости от Азербайджана Нагорного Карабаха важно рассматривать комплексно, в том числе в связи с армянским вопросом в международных отношениях. Острота вопроса детерминируется нерешенной проблемой признания геноцида армян Турцией, оказывающей одновременно поддержку Азербайджану. Признание Нагорно-Карабахской Республики в качестве субъекта международного права или самостоятельным политическим игроком, будет отражением сложившейся политической реальности в конфликтном регионе.

6. В отличие от послевоенной демократической Германии, современная Турция неправомерно отрицает фзакт организации геноцида, объявляя недостоверными свидетельства уцелевших жертв, осуществляя манипулятивную контрпропаганду, обвиняя в преступлениях против человечности самих жертв геноцида, блокируя расследования этих преступления в целях недопущения своей политической, материальной и исторической ответственности. Основным факторами, определяющими формулирование нигилистической позиции, являются национализм и пантюркизм, включая представление, что признание факта геноцида армян, особенно на заключительном этапе режимом Мустафы Кемаля, повредит ее кемалистской, западной идентичности, территориальной целостности и ведущей геополитической роли в тюркском мире.

7. Республика Армения ставит вопросы о признании международным сообществом геноцида армян и независимости Нагорного Карабаха от Азербайджана как две сопряженные задачи реальной политики. В гражданском обществе Армении существуют различные подходы по разработке тактики и стратегии в реализации этого курса от усиления международно-правовых оснований своих требований к Турции, организации переговорного процесса и до продолжения конфронтации с Турцией и Азербайджаном. Но, несмотря на разногласия, гражданское общество Армении и армянская диаспора оказывают сильное политическое влияние на государство, настаивая на том, что смысл обретения независимости состоял в получении легитимной возможности в качестве субъекта международного права отстоять законные права и национальные интересы армянского народа, попранные в период геноцида. 8. Основной формой пресечения возможности повторения геноцида должно быть наказание виновников всех фактов геноцида в различных формах, начиная от морального осуждения политического режима и вплоть до организаций международного трибунала. Ликвидация последствий совершенных геноцидов и предупреждение формирования возможностей осуществления геноцида может осуществляться от имени ООН и других международных структур. В связи с этим необходимо совершенствовать международное законодательство о геноциде и практику этнополитической управленческой деятельности, исходя не только из моральных требований, но из политических реалий современности.

Теоретическая и практичес4ая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в работе осуществлен политологический анализ сущности и характера связи геноцида армян периода 1-й мировой войны с последующими конфликтами на Кавказе и борьбой республики Армения и ее гражданского общества за нормализацию международных отношений между Турцией, Арменией и Нагорным Карабахом. Положения и выводы исследования могут быть использованы федеральными и региональными органами власти, общественными организациями при разработке этнополитических программ по регулированию национальных отношений, в том числе в Ростовской области, где проживает укоренившееся армянское население.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования использовались автором во время работы в органах ГУВД по Ростовской области и в двух публикациях. Диссертация обсуждалась на кафедре политологии и этнополитики СКАГС.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, а также избранной автором логикой изложения материала и включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы, насчитывающий 150 наименований. Объем диссертации - 150 страниц.

Геноциидальная политика младотурецкого режима в Турции и нацистского режима в Германии.

Теория этнополитических конфликтов, активно разрабатываемая в последнее время в науке, объясняет причины геноцида как экстремально преступный способ решения национальных проблем. Если в культуре и обществе существует антагонистическое разделение на «своих» и «чужих» на основе этничности, расы, религии и пр., а государственный аппарат находится руках исключительно «своих», то возникают условия для геноцида. как средства прекращения этнополитического противостояния по принципу « нет чужого этноса - нет его проблемы». Ученые пристально изучают психологические факторы, способствующие превращению XX в. в «век геноцида». Нет сомнений в том, что жестокость и безразличие к страданиям народов усилились в современную эпоху в результате повсеместного развития бюрократической системы, обезличивающей человека, превращающей его в элемент или функцию. В их рамках безотказен психологический прием: "the healing-killing paradox" (т.е. убийство во имя выздоровления), благодаря которому каждый соучастник массового убийства может видеть в себе не уголовника, а "санитара нации", служащего своей стране. Но помимо этого присутствуют и более узкие психологические факторы. Л.А. Гозман и Е.Б. Шестопал солидарны с Ирвином Стаубом, использовавшим понятие «тяжелых времен», которые, по его мнению, всегда, предшествуют геноциду, так как стимулируют ощущение депрессии, безнадежности, окруженности врагами, несправедливости, совершаемой по отношению к «моему народу», «моей религии», «моему городу». Именно этот комплекс чувств является необходимой предпосылкой массовых убийств. Схема выглядит так: в обществе накапливается напряженность, конфликтность и, наконец, агрессия, которая потом находит выход в варварских актах геноцида. Л.А. Гозман и Е.Б. Шестопал подчеркивают, что вторым условием геноцида является наличие врага или «образа врага», который ответственен за неприятности и несчастья и с устранением которого якобы станет лучше. История геноцидов показывает, что большинство людей, в геноцидах участвовавших, не только мстят этому врагу за те проблемы, которые по его, как они считают, вине возникли, но и надеются, что устранение врага поможет в решении этих проблем. Геноцид невозможен «без острого чувства ненависти к народу или религии, которая должна быть столь сильной, что бы позволить человеку нарушать все традиционные морально-нравственные ценности . И действительно, все геноциды предварялись вспышкой иррациональной ненависти к иноверцам, инородцам, которая эксплуатировалась преступными кликами. Например, на Украине в годы гражданской войны петлюровский режим разжигал антисемитизм организовал массовые погромы еврейского населения "

Все эти факторы рельефно прослеживались в Турции, где на протяжении 500 лет формировалась социально-психологическая атмосфера предгеноцида не только в отношении армян, но в и болгар, греков, сирийцев, несторианцев, маронитов, иезидов, курдов28. После капитуляции Турции в итоге русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в городке Сан-Стефано 19 февраля (3 марта по новому стилю) был подписан мирный договор с Россией. В 16-й статье договора впервые официально была зафиксирована проблема безопасности армянского населения Османской империи, и рассмотрен вопрос о проведении административных реформ в Западной Армении. Опасаясь усиления российского геополитического влияния, Британия и Австро-Венгрия сорвали осуществление Сан-Стефанского договора. По требованию этих держав был созван Берлинский конгресс для пересмотра договора в 1878 г. Под нажимом европейских правительств Россия была вынуждена пойти на неоправданные уступки Турции. Помимо болгарского народа, пострадал и армянский народ. Из Западной (Турецкой) Армении выводились русские войска, в результате чего армяне лишались реальной гарантии своей безопасности. Хотя в 61-й статье Берлинского трактата все еще говорилось о реформах в Западной Армении, но значимых условий их выполнения уже не предусматривалось.

Воспользовавшись благоприятными для режима условиями капитуляции, Султан Абдул Гамид II практически отказался проводить в Западной Армении реформы в интересах армянского населения. Собственно другого было нельзя ожидать от деспота, который публично заявил после Берлинского конгресса, что для решения армянского вопроса нужно истребить армянский народ . В литературе высказано мнение, что Берлинский трактат объективно и фактически открыл дорогу геноциду армян . В районы, населенные преимущественно армянами и другими христианскими народами, турецкими властями в массовом порядке и целенаправленно переселялись мусульмане с Балкан и Кавказа, а также курды. Власти перманентно усиливали поборы с армянского населения.

Армянские крестьяне были обязаны принимать на зимовку мусульман кочевников, несколько дней в году принимать на постой правительственных чиновников со всеми сопровождающими их лицами, выполнять бесплатные дорожные работы. При этом представители турецких властей на местах ничего не делали для защиты армян от нападений курдов и черкесов. Централизация султанской власти после роспуска парламента, использование мусульманской религии для насильственной унификации населения, нежелание осуществлять демократические и национальные реформ создавали условия для политики этноцида. Этому способствовала и то обстоятельство, армянская политическая идея не выросла до требования создания своего национального государства, хотя бы на уровне автономии, не представляла реального политического фактора в Турции. Хотя в 1894-1896 гг. соблюдался этнополитический баланс власти и этносов, в политике турецкого султана Абдула Гамида 1894-1896 гг., прослеживались выраженные элементы этноцида. Султан стремился устрашить и ослабить одну из подданных наций, лишить ее собственного мировосприятия, религии, земли. В Константинополе и больших городах прошли многочисленные погромы, а в Западной Армении было организовано массовое уничтожение деревень. Турецкое государство стремилось изгнать крестьян или насильно исламизировать, искореняя армянскую культуру. Немногие автономные островки существования, как Сасун, подвергались истреблению с применением регулярной армии и полиции1 Восстание армян Сасуна в 1894 г., вызванное попытками властей покончить с полуавтономным статусом Сасуна, а также армяно-курдскими столкновениями, привело к гибели 10 000 армян. Но это восстание вынудило европейцев поднять вопрос об осуществлении 61-й статьи Берлинского Конгресса. В мае 1895г. послы великих держав потребовали от султана Абдул-Гамида II проведения реформ (т.н. "Майские реформы") с целью защитить армян от нападений и грабежей. Но турецкие власти не реализовывали реформы и поощряли антиармянские выступления. Серия армянских погромов произошла в период после демонстрации 18 сентября 1895 г., проведенной в районе турецкой столицы. Летом следующего года группа армянских гайдуков предприняла отчаянную попытку привлечь внимание Европы к невыносимому положению армянского населения посредством захвата Имперского Оттоманского Банка — центрального банка Турции. В урегулировании инцидента участвовал первый драгоман русского посольства В. Максимов. Сразу после отъезда

Этнические погромы геноциидального характера в Закавказье и развертывание этнополитического конфликта вокруг Нагорного Карабаха

Победа Февральской революции 1917 г. дала мощный толчок-национально-освободительному движению в Армении, где имелись объективные причины революционных событий. Деятельности правящей партии «Дашнакцутюн», стоящей на позиции идеи «Великой Армении», противостояла идеология и практика пантюркизма. Однако политика Временного правительства России по отношению к Армении ни чем не отличалась от царской империи. Новый режим предоставил Особому Закавказскому Комитету право подавлять все революционные выступления в Армении. Большевистский переворот в октябре 1917г., положивший начало социалистической революции в России, придал новый импульс революционной борьбе армянского народа, который надеялся в новых условиях обрести свою национальную государственность и защитить свои права на жизнь и достоинство. Страшная геноциидальная психологическая травма, полученная им в ходе недавнего геноцида в Турции и во время похода турецких войск в Закавказье, тяжело сказывалась на самочувствии народа, на его мироощущении и в целом на его менталитете. Почти каждый житель восточной Армении и возникшей армянской диаспоры в Европе имел родственников среди уничтоженного населения и это не могло не сказаться на характере общественного мнения и выработке именно радикально-экстремистского отношения к Турции и тюркским народам Закавказья. С другой стороны, представители тюркских народов Кавказа, в той или иной степени принимавших участие в этом противостоянии, испытали влияние психоза геноциидального уничтожения и в ходе периодических обострений взаимоотношения с армянским населением быстро переходили в экстремистской тактике действий. В целом в отношениях в закавказском регионе этнополитическая напряженность достигла определенного предела.

Вопросы о новом армяно-тюркском противостоянии занимал большое место в политике великих держав в Кавказском регионе после 1-й мировой войны. Заключенный в 1918г. сепаратный Брестский мир, по которому Турция, как один из партнеров Германии, неожиданно смогла возвратить себе территории, утерянные в Восточной Анатолии в ходе 1-ой мировой войны, сыграл негативную роль в процессе укрепления национальной независимости Армении. В 1918г. дашнакам удалось образовать Армянскую буржуазную республику. Армения, разделенная между Россией и Турцией еще в XIX в., по-прежнему оставалась объектом экспансионистской политики соседних и иных государств, так как занимала важное военно-стратегическое положение. Здесь сталкивались интересы Англии, Франции, России, а позднее Германии и США. Противоречия между ними были настолько сильны, что не давали возможности какой-либо одной державе превратить Османскую Турцию и другие окружающие ее государства в свои колонии. В политическом дискуссе прочно утвердился термин «Армянский вопрос», сыграл заметную роль в формировании военно-политических отношений и определил стратегию мировой политики на Ближнем Востоке.

Когда в 1918г. ряд армянских революционных организаций начали борьбу за Советскую власть, советская Россия оказывала им поддержку в последующей советизации Армении. Дашнакские руководители Армении в свою очередь стремились держать дистанцию по отношению к РСФСР и ориентировались на союз с державами Антанты. Борьба за Армению и Закавказье обострялась между англо-франко-американской и германо-турецкой группами. Острый характер носили также противоречия между англо-французскими и американскими интервентами. Для укрепления своей власти и подавления антиимпериалистического движения в Закавказье интервенты не только углубляли раздоры между закавказскими народами.

Когда в результате дашнако-кемалистской войны Армянская республика как государство фактически перестало существовать, а народ оказался на грани полного физического уничтожения, ни одна из европейских держав, не оказала действенной помощь армянскому пароду. Они исходили из того, что «удачная» война кемалистов в Армении приведет к новому расширению турецкой экспансии в Закавказье, а, в конечном счете, к советско-турецкому столкновению, но этого не произошло.

Провозглашение Советской власти в ноябре 1920г. явилось закономерным результатом социально-экономического и политического развития Восточной Армении в составе России. Реакция мировой общественности, практически всех правительств великих держав на установление Советской власти в Армении была негативной. Турция, формально декларировав признание суверенитета Советской Армении, продолжала борьбу с Красной Армией и не прекращала государственное насилие и произвол в отношении армян. Сложные и причины, побудившие Турцию и Россию на официальные государственные переговоры, обусловили длительный переговорный процесс. В ходе разработки проектов договора о ( дружбе, наиболее трудным в разрешении оказался вопрос об установлении границ между Турцией и Арменией. Перед Советской Россией стояла трудная задача, так как, выступая в роли посредницы, ей нужно было отстоять независимость Армении и удовлетворить территориальные претензии Турции, чтобы не сорвать подписание советско-турецкого договора. Этому процессу мешали попытки европейских держав сорвать советско-турецкие переговоры в Москве. Московский договор 1921 г., был подписан с учетом требований Турции, на что последовало резкое выступление армян, обвинявших Россию в предательстве. Необходимо признать, что историческая ситуация была такова, что подписание Московского договора было для всех участвующих в переговорах сторон объективной необходимостью. Тем не менее, проведение Московского договора в жизнь оказалось нелегкой задачей, что отразилось на подготовке заключения Карского договора. Турция надеялась, что Советская Армения согласится на новые территориальные уступки в пользу Турции и что Турции удастся заключить сепаратные договора с каждой Закавказской республикой по отдельности. Надежды не оправдались, и в результате длительных переговоров в Карее Турция заключила договор о дружбе с закавказскими советскими республиками.

В силу сугубо политических причин, в частности принципа мировой революции, большевики делали ставку на вовлечение турецкого режима Кемаля Ататюрка в мировой революционный процесс. Эти расчеты, не учитывавшие реальные пантюркские шовинистические ориентации, провалились в 1923 г., когда Турция взяла курс на сотрудничество с Западом . Но до этого времени турецкие лидеры заигрывали с Москвой. Стремясь получить от нее новые уступки.

Основные этнополитические проблемы взаимоотношений Армении, Азербайджана и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики

Республика Армения провозгласила независимость в 1990 г., а в 1991 г она была признана СНГ и мировым сообществом. Политическое развитие республики было противоречивым, так как с одной стороны она развивается как демократическое государство с сильной реальной оппозицией и отсутствием тенденций к установлению авторитарного режима, с другой стороны - ее потрясают скандалы, заказные убийства, попытки переворотов.

Тем не менее, новое государство практически сразу приступило к поискам решения самых острых проблем в своей политической истории ликвидации последствий Геноцида армян и формирования государственного устройства Нагорного Карабаха. Такая позиция вызывала резкое недовольство и сопротивление независимого Азербайджана и Турции, объявившей себя его союзником. После ожесточенных боевых действий, унесших жизни более 18 тыс.армян. 5 тыс. азербайджанцев и вызвавших совокупную миграцию более 1 млн. чел , этнические армяне установили свой контроль над Нагорным Карабахом. Азербайджан был вынужден де факто признать сложившуюся ситуацию, но Турция в апреле 1993 г. закрыла свою границу с Арменией, объявив фактически блокаду. Эту акцию турецкие власти объяснили «оккупацией» Арменией Нагорного Карабаха как неотъемлемой части Азербайджана.

В 2001 г. Армения и Азербайджан стали членами Совета Европы, взяв обязательство урегулировать карабахский конфликт мирным путем. Политические элиты Армении и Азербайджана осознают, что мир ждет от них прорыва в их сложных отношениях и периодически создают иллюзию прогресса на переговорах. Армения полагает, что НКР ни при каких условиях не может находиться в подчинении азербайджанских властей и должна иметь прямую связь с Арменией. Безопасность населения НКР должна быть гарантирована международными организациями и влиятельными государствами. Азербайджан же отказывается обсуждать вопрос о Нагорном Карабахе, пока ему не будут возвращены оккупированные районы. Заявления политиков Баку дают основания для серьезных опасений по поду возможной войны. Представитель армии Азербайджана заявил, что через 20-30 лет вообще не будет армянского государства. В 2005 г. был открыт нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, который стал материальной основой для складывания оси Азербайджан Грузия - Турция. Затем было заключено соглашение о строительстве железной дороги Каре - Ахалкалаки - Тбилиси - Баку. США чрезвычайно заинтересованы в функционировании нового транзита энергоресурсов и проявили заботу об охране района нефтепровода, В результате на территории Азербайджана в перспективе появятся американские базы.

В связи с этим аналитики говорят, что Армения обрекается на опасное положение "транспортного тупика". Другие аналитики полагают, что США, не заинтересованные в новом вооруженном конфликте (с возможными подрывами нефтепровода), постараются сдерживать Азербайджан. Третьи настаивают на неизбежности латентного продолжения экспансионистской политики Турции, которая стремилась включить в зону своего геополитического влияния Азербайджан и другие страны, населенные тюркским населением. »

Если Турция станет более активным игроком в случае возобновления войны, то значительную роль тогда может сыграть здесь российский фактор. Но, по общему мнению, Россия постепенно утрачивает свои позиции в Закавказье. Поэтому на современном этапе особо актуален вопрос о том, какого курса придерживаться Армении - следовать в фарватере политики США либо быть верным союзником России. Большинство рядовых армян традиционно считает, что их союзником и впредь будет Россия, а не США. Но если Россия не будет прилагать усилий для поддержки своего единственного союзника в Закавказье, страну, которая является членом Организации Договора о коллективной безопасности, армяне попытаются справиться сами, с опорой на свою диаспору и США99.

Страны блока ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) намерены создать свой миротворческий контингент, который под флагом ОНН или ОБСЕ может заменить российские миротворческие силы в зонах конфликтов. Решение об активизации усилий по созданию миротворческих сил и подразделения гражданской полиции в рамках ГУАМ было принято 25 сентября в Нью-Йорке на заседании совета министров иностранных дел стран - членов ГУАМ. Эту инициативу косвенно поддержал действующий председатель ОБСЕ Карел де Гухт, который выступил за смену объединенных миротворческих сил в Приднестровье на наблюдателей под эгидой ОБСЕ. Москва расценила стремление создать странами ГУАМ миротворческий контингент как фактор, способный дестабилизировать ситуацию в конфликтных регионах. По мнению министра обороны России СБ. Иванова, подобные попытки использования не только в Абхазии и Южной Осетии, но и в Нагорном Карабахе, и Приднестровье контингента заведомо ангажированного объединения не могут быть адекватно восприняты всеми сторонами процесса урегулирования. Он также подчеркнул, что Россия, выступающая за урегулирование существующих конфликтов только политическими методами, найдет адекватные меры, чтобы не допустить развития ситуации по данному сценарию.

В этой ситуации Армения наращивает военное сотрудничество и с США. На территории страны проходят учения НАТО, в которых участвует и Россия. В то же время РА крепит отношения с теократическим режимом Ирана. В условиях " кавказской холодной войны" Ереван и Баку стремятся укрепить свое положение, готовясь к любому сценарию своей конфронтации. Можно уверенно предсказать бурную негативную реакцию мирового сообщества в случае вмешательства Турции в конфликт между Арменией и Азербайджаном. В Степанакерте (столица НКР, в азербайджанских источниках именуется - Ханкенди) и местные власти, и граждане подчеркивали свою самостоятельность, официально отделяя себя от Армении, но не от армянского народа. Обособленность отражена в государственной символике непризнанной республики. Даже при подготовке нумизматической выставки в Степанакерте (сентябрь 2005 года) официальные лица НКР требовали, чтобы на ней были представлены не армянские монеты вообще, а дензнаки, имеющие отношение к истории

Карабаха (по-армянски - Арцаха). В НКР были популярны противопоставления Армении "армянскому миру" (в который помимо НКР включается и «спюрк» - многомиллионная армянская диаспора). Сегодня многие западные разработчики планов карабахского урегулирования в международной группе по предотвращению кризисов, ОБСЕ и других не пытаются брать в расчет, что интересы НКР и Армении далеко не всегда и не во всем совпадают. Из всех непризнанных государств постсоветского пространства НКР может считаться самым состоявшимся и самым сильным.